Научная статья
УДК/UDC 34:336.225
DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-52-59
Актуальные проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налогового
контроля на современном этапе
С. А. Кубатко1, И. М. Вильгоненко2
1 2 Пятигорский Институт (филиал) «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск, Российская Федерация
Аннотация. В статье рассмотрены современные аспекты налогового администрирования. На сегодняшний день в свете динамично прогрессирующей экономической политики Российской Федерации налоговое администрирование кардинально отличается от вчерашнего налогового контроля. Нужно отметить, что вектор развития в данной сфере в основном положительный. Такая тенденция связана с тем, что все сферы жизни общества на современной этапе подвержены цифровизации, при этом налоговый контроль не исключение. Особую актуальность рассматриваемой нами проблематики вызывают внешние факторы, с которыми столкнулось общество в период 2019-2022 гг.: продолжительный период пандемии (распространение новой коронавирусной инфекции COVID-19); ряд ограничений для физических и юридических лиц в связи с рекомендациями здравоохранения, локальными нормативными правовыми актами в данный период; дополнительные статьи расходов на фоне проведения специальной военной операции.
Необходимо понимать, что ритм жизни общества изменился, и сохраняется таковым на сегодняшний день. Следовательно, налоговые структуры вынуждены подстраиваться под текущие тенденции в целях совершенствования и повышения эффективности функционирования налоговых органов. Научное исследование проводилось с использованием общенаучных методов (логический, формально-юридический, сравнительно-правовой, экономико-статистический). Целью явился анализ имеющихся методов налогового контроля, их последующая оптимизация и цифровизация, а также совершенствование налогового администрирования в РФ в целом. Результат: исследование существующих методов налогового контроля и проблем, связанных с их осуществлением, внесение изменений в проведение налогового администрирования, его последующая цифровизация. Научная новизна данной работы представлена в комплексном исследовании современных проблем налогового администрирования, анализе существующих аспектов налогового контроля, предложении новых методов администрирования и практических рекомендаций по введению ряда мероприятий по оптимизации и цифровизации данного процесса.
Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровизация, человекоцентричность, методы налогового контроля, рабочая встреча, пути совершенствования, COVID-19.
Для цитирования: Кубатко С. А., Вильгоненко И. М. Актуальные проблемы налогового администрирования и пути совершенствования налогового контроля на современном этапе // Юридический вестник ДГУ. 2023. Т. 45, № 1(65). С. 52-59. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-52-59
Original article
Current problems of tax administration and ways to improve tax control at the current stage Svetlana A. Kubatko1, Irina M. Vilgonenko2
1 2 Pyatigorsk Institute (branch) of "North Caucasus Federal University", Pyatigorsk, Russian Federation
Аbstract. The article discusses modern aspects of tax administration. Today, in the light of the dynamically progressive economic policy of the Russian Federation, tax administration is fundamentally different from yesterday's tax control. It should be noted that the vector of development in this area is mainly positive. This trend is due to the fact that all spheres of society at the modern stage are subject to digitalization, while tax control is no exception. External factors that society faced in the period 2019-2022 are of particular relevance to the issues we are considering: prolonged period of pandemic (spread of new coronavirus infection COVID-19); a number of restrictions for individuals and legal entities in connection with the recommendations of health care, local regulatory legal acts during this period; additional items of expenses against the background of a special military operation. It is necessary to understand that the rhythm of society has changed, and remains so today. Consequently, tax structures are forced to adapt to current trends in order to improve and improve the efficiency of the functioning of
tax authorities. Scientific research was carried out using general scientific methods (logical, formal-legal, comparative-legal, economic-statistical). The goal was to analyze the existing methods of tax control, their subsequent optimization and digitalization, as well as improve tax administration in the Russian Federation as a whole. Result: research of existing methods of tax control and problems related to their implementation, amendments to the tax administration, its subsequent digitalization. The scientific novelty of this work is presented in a comprehensive study of modern problems of tax administration, an analysis of existing aspects of tax control, the proposal of new administration methods and practical recommendations for introducing a number of measures to optimize and digitalize this process.
Keywords: tax administration, digitalization, humanocentric, tax control methods, working meeting, ways to improve, COVID-19.
For citation: Kubatko S. A., Vilgonenko I. M. Current problems of tax administration and ways to improve tax control at the current stage. Yuridicheskii vestnik DGU = Law Herald of DSU, 2023, vol. 45, no. 1 (65), pp. 52-59. DOI: 10.21779/2224-0241-2023-45-1-52-59 (In Russ.).
Современные реалии таковы, что каждый гражданин нашей страны так или иначе является резидентом налоговых правоотношений, которые регулируются нормами гражданского и налогового законодательства РФ. Так как налоговое законодательство содержит ряд коллизий, а практическая деятельность налоговых органов связана с экспроприацией имущества физических и юридических лиц, взысканием и непосредственно проведением налогового администрирования, то неизбежным становится рост недопонимания между субъектами налогового процесса: налогоплательщиками и органами ФНС. Налоговый контроль по своему объективному содержанию отчасти является мерой пресечения и способом ограничения имущественных прав частных субъектов налогового права, однако при этом стремится к достижению консенсуса с налогоплательщиками и построению доверительных и конструктивных взаимоотношений. Современные тенденции показывают, что, при реализации налогового контроля одним из важнейших аспектов является непосредственное взаимодействие с гражданами, проявление интереса к их проблемам и налаживание положительного контакта с плательщиками.
Особую актуальность исследуемая нами тематика набирает в связи с изменениями внешней политики Российской Федерации, возникшими вследствие затяжной пандемии (COVID-19) и проведения специальной военной операции. Налоговые органы вынуждены реагировать на обозначенные факторы с целью сохранения эффективности прежнего функционирования. Так, ряд услуг, оказываемых данными органами, был переведен на дистанционное цифровое обеспечение. Во многом следует подчеркнуть положительный аспект такого формата, выражающийся в удобстве и простоте использования для граждан. Законодательство РФ стремительно совершенствуется в данном направлении, предпринимает меры по упрощению процедур обращения в налоговый орган.
Теоретическая значимость научной работы состоит в изучении проблематики современного налогового администрирования, в анализе влияния цифровизации на проведение процедур налогового контроля.
Практическая значимость данного исследования состоит в применении его результатов в деятельности территориальных органов ФНС и модернизации налогового законодательства в части контроля в целом, в возможности использования результатов научного исследования в процессе совершенствования налогового законодательства в части налогового контроля, а также в целесообразности использования предложенных методов в практической деятельности налоговых инспекций.
На современном этапе существуют величайшие возможности цифровых технологий для развития государственного управления в области финансово-экономической деятельности. Развитие цифровой экономики способствует созданию единой цифровой платформы государственных процессов управления, в том числе снижению человеческого фактора в допущении технических ошибок и просчетов, коррупционной составляющей, автоматизации процессов сбора различных видов отчетности. Расширение спектра государственных услуг должно ориентироваться на базу единой цифровой облачной платформы.
Практически во все финансовые отношения проникают различные цифровые технологии и, тем самым, оказывают огромное влияние на развитие предпринимательской деятельности. Расширяется применение новых информационно-
коммуникационных технологий, что вызывает, соответственно, появление более эффективных управленческих технологий, лучших предпринимательских практик, успешных бизнес-проектов. Устоявшиеся способы экономической деятельности изменяются, трансформируются в различные информационные ресурсы. Современная экономика разными способами трансформируется в цифровую экономику [6, с. 20].
Можно согласиться с К. Швабом, который пишет: «Мы стоим у истоков четвертой промышленной революции. Она началась на рубеже нового тысячелетия и опирается на цифровую революцию. Ее основные черты - это «вездесущий» и мобильный Интернет, миниатюрные производственные устройства (которые постоянно дешевеют), искусственный интеллект и обучающиеся машины» [11, с. 16].
Цифровая экономика - это система экономических отношений, в которой содержатся данные в цифровой формате. В цифровой экономике хозяйственная и предпринимательская деятельность осуществляется с помощью электронных или цифровых технологий [5, с. 12].
Как утверждает В.А. Вайпан, «цифровая экономика представляет собой систему экономических отношений, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех ее сферах» [4, с. 5].
Цель закрепления единой юридической техники, общей правовой доктрины в сфере внедрения и использования цифровых технологий, неизбежно будет достигнута. И эту задачу необходимо решать в ближайшее время так как, тем больше материала - собственно цифровых технологий, а также связанных с ними нормативных правовых актов, правоприменительной практики - будет в распоряжении исследователя, тем качественнее будет полученный результат, но при этом сложнее будет их систематизировать.
Сегодня стремительные обороты набирает цифровизация налогового администрирования. Начало данному процессу положило создание автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог», которая объединила все цифровые источники органов ФНС России.
Ещё вчера деятельность налоговых органов ограничивалась формальным контролем и применением санкций к налогоплательщикам, в случае нарушения ими налогового законодательства. Именно поэтому большинством граждан РФ органы ФНС воспринимались как принудительная государственная организация, что, в свою очередь, повлекло стагнацию партнерских, доверительных отношений между субъектами.
При этом налоговый контроль постоянно в современной экономической обстановке усиливается [10, с. 25].
В целях эффективности улучшения качественных показателей поступающих потоков информации могут быть предложены дополнительные механизмы автоматизации контроля [9, с. 37].
Встраивание в работу налоговых структур современных цифровых технологий, будет способствовать:
1) сокращению времени принятия различных управленческих решений;
2) упрощению обмена информационными ресурсами;
3) оптимизации работы сотрудников государственных органов, сокращению затрат государства и экономии бюджетных средств.
На федеральном уровне активнее необходимо внедрять новейшие коммуникационные информационные технологии [8, с. 32].
На сегодняшний день, в условиях усложнившихся условий развития экономической систе-
мы на фоне последствий новой коронавирусной инфекции и проведения специальной военной операции возникает острая необходимость в совершенствовании устаревших методов налогового контроля по средствам цифровизации. Налогоплательщики всё чаще обращаются в ФНС не с жалобами и претензиями, а за квалифицированной помощью. Они доверяют советам специалистов сотрудникам инспекций, стремятся взаимодействовать с налоговыми органами. При этом необходимо корректировать уже существующие методы налогового контроля по средствам упрощения процедуры, ставить интересы налогоплательщиков на первое место, адресно разбираться в проблемах, возникающих у налогоплательщиков в процессе прохождения налогового контроля.
Данной тенденции способствовало и обращение руководителя ФНС Д.В. Егорова к сотрудникам налоговых органов в 2022 г. с «Манифестом ФНС России» (далее - Манифест), в котором говорится о необходимости кардинальной перестройки в работе. Данное обращение связано с нарастающими проблемами налогового контроля, которые следует решать кардинально, начиная с отношения сотрудников инспекций к налогоплательщикам и к работе в органах в целом.
Красной нитью в Манифесте проходит установление доверительных отношений в процессе организации работы налоговых органов, построения партнерских отношений, основанных на сотрудничестве и взаимоуважении, организации прозрачного процесса проведения контрольных мероприятий. Доверительный вектор взаимоотношений будет способствовать добровольному декларированию и, как следствие, уменьшению теневого оборота денежных средств, пополнению государственного бюджета на всех уровнях.
«Тратить время на заполнение деклараций, расчёт и уплату налогов - это вчерашний день. Время - самый ценный ресурс и, чтобы сохранить его, необходимо создать среду, в которой служба и налогоплательщики взаимопредсказуемы и доверяют друг другу». В осуществлении данного пункта Манифеста поможет проведение глобальной цифровизации налогового администрирования. Это значительно упростит процесс сдачи налоговой отчетности, позволит сэкономить время и ресурсы налогоплательщиков, снизит издержки и будет способствовать побуждению налогоплательщиков к исполнению их налоговых обязательств, так как данная процедура станет менее рутинной и многоходовой.
Флагманом нового налогового администрирования становится упрощение процедур налогового контроля с учетом интересов и возможностей налогоплательщиков, внедрение цифровых технологий в данный процесс.
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год
и на плановый период 2024 и 2025 годов акцент делается на совершенствование налогового администрирования [3]. Налоговые органы ни первый год проводят политику клиентоориентированности при работе с налогоплательщиками, что положительно сказывается на качестве налогового администрирования.
Так в период 2020-2021 гг. были приняты некоторые изменения в налоговом законодательстве, в частности:
- с целью профилактики уклонения от уплаты налога на доходы физических лиц внесены определенные коррективы в соглашения об избежание двойного налогообложения с ключевыми «транзитными юрисдикциями»;
- в целях упрощения процедур администрирования предложен вариант уплаты НДФЛ с доходов от прибыли контролируемых иностранных компаний в четко определенном размере - 5 млн. рублей. Усиливается налоговый контроль для граждан, отказавшихся от системы фиксированного платежа.
- с целью оперативного получения необходимой информации была налажена система автоматического обмена данными между финансовыми организациями и органами ФНС в соответствии с Единым стандартом отчетности (Common Reporting Standard).
Расширение применения специального налогового режима - налог на профессиональный доход имеет положительную тенденцию к применению. Так, в сентябре 2021 г. было зарегистрировано 3,1 млн. налогоплательщиков НПД, а их суммарный доход превысил 600 млрд. рублей. Кроме того, в 2021 г. введена национальная система прослежи-ваемости товаров. Это позволило осуществлять контроль за оборотом товаров с момента ввоза в страну до момента реализации в розничной сети. Также изменения коснулись и налогового мониторинга, а именно: снижены пороги по доходам и активам до 1 млрд. рублей (ранее 3 млрд. рублей), по налогам с 300 млн. рублей до 100 млн. рублей, а также появилась возможность возмещения НДС по средствам подачи заявления без оформления банковских гарантий.
В процессе осуществления «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» была проведена работа по совершенствованию налогового администрирования при помощи цифровизации. Стартовала она с создания и внедрения в ФНС автоматизированной информационная система (АИС) «Налог», цифровые ресурсы ФНС России.
Следующим этапом стало создание новых методов цифрового налогового администрирования, а именно:
1) системы оценки рисков при проведении выездных налоговых проверок [1];
2) Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС);
3) автоматизированной системы контроля (АСК) за возмещением налога на добавленную стоимость (НДС) на основе АСК «НДС 2» и АСК «НДС 3». АСК основана на сопоставлении книг покупок и продаж плательщиков НДС, предоставляемых в электронном виде совместно с декларацией, а также выступает эффективным средством камеральных проверок по НДС;
4) системы онлайн-касс (образовалась в результате с изменениями в законодательстве о налично-денежном обороте);
5) специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства.
В постпандемийный период активно стал работать официальный сайт ФНС России, были созданы специальные сервисы с информацией о мерах налоговой поддержки граждан.
Сегодня сдача налоговой отчётности стала более доступной благодаря введению онлайн контрольно-кассовой техники (ККТ). Это упрощает процедуру налогового администрирования за счет автоматической передачи данных от организации в ФНС. Также активно используется система налогового мониторинга, позволяющая в режиме реального времени оценить возможные риски предприятия, не прибегая к выездной налоговой проверке, которая занимает время, средства и человеческий ресурс налоговых органов.
Основной вектор развития цифровизации налогового администрирования изложен в Концепции развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности [2], которая в хозяйственной деятельности направлена на совершенствование налогового администрирования и предполагает:
- перевод 95% выставляемых хозяйствующими субъектами счетов-фактур в электронную форму до конца 2024 г.;
- перевод 70% формируемых хозяйствующими субъектами транспортных и товарных накладных в электронную форму до конца 2024 г.;
- увеличение общего объема электронных документов, начиная с 2022 г., не менее чем на 20% в год;
- снижение оборота бумажных документов в рамках мероприятий налогового контроля, в том числе с 2023 г. не менее чем на 10% в год;
- сокращение бумажных носителей информационных ресурсов;
- применение алгоритма использования баз данных, которые находятся информационной базе-системе федеральных органов власти.
Реализация методов данной Концепции будет способствовать прозрачности экономики, снижению теневой активности, увеличению доходов государства за счет налоговых поступлений добровольно сдающих отчетность организаций.
Таким образом, правительство России сегодня ведет политику человекоцентричности, нацелено на сотрудничество с гражданами и построение доверительных, партнерских отношений. Думается, необходимо продолжать вести работу в заданном векторе. Построение взаимоотношений между налогоплательщиком и органами ФНС, основанных на взаимопомощи и взаимопонимании приведёт к положительному результату, что на практике дока-
зано в ряде успешно развивающихся зарубежных стран.
С целью определения уровня практической значимости результатов научного исследования был проведён анализ показателей эффективности проведения налогового администрирования УФНС России по Ставропольскому краю за период 20202022 гг. (таблица 1).
Таблица 1
Сводная таблица показателей эффективности реализации налогового администрирования Управления ФНС России по Ставропольскому краю за период 2020-2022 гг. [7]_
Количество налоговых проверок, ед. Период, г.
2020 2021 2022
Камеральные налоговые проверки 1000314 817229 584597
Выявленные нарушения по камеральным проверкам 32 373 42 739 24 489
Штрафные санкции по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ (тыс. рублей) 778 75 51
Из них выявлено нарушений 127 70 31
Проверки организаций 115 66 33
Из них выявлено нарушений 108 63 30
Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой 12 4 1
Из них выявлено нарушений 12 4 1
Выездные проверки физических лиц 2 8 3
Из них выявлено нарушений 2 8 3
ВСЕГО (выездные проверки) 129 78 37
ВСЕГО выявлено нарушений 122 75 34
Сумма доначисленных платежей по всем видам проверок, тыс. рублей, в т. ч: 5090772 5 857871 2027534
По камеральным налоговым проверкам 740239 1048670 1007468
По выездным налоговым проверкам 4350533 4809201 1020066
Если проанализировать информацию из таблицы 1, можно прийти к выводу о том, что количество выездных налоговых проверок в 2022 г. (37) сократилось на 100% по сравнению с 2020 г. (129), а сумма доначисленных платежей по всем видам проверок уменьшилась на 3063238 тыс. рублей и составила 2027534 тыс. рублей [7]. Нарушения, выявленные в процессе проведения камеральных налоговых проверок, в 2022 г. уменьшились на 43% по сравнению с показателями 2021 г. и на 32% по сравнению с показателями 2020 года. Сумма доначисленных платежей по результатам выездных налоговых проверок сократилась на 79% по сравнению с 2021 годом и на 76% по сравнению с 2020 г. Количество выездных проверок физических лиц и выявленных по ним нарушений в 2022 г. сокра-
тилось практически вдвое по сравнению с прошлым годом. Также необходимо отметить, что количество штрафных санкций по результатам проверок соблюдения банками требований, установленных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ, снизилось до 51 тыс. рублей по сравнению с 2020 г. (778 тыс. рублей).
Таким образом, данные показатели говорят о том, что налогоплательщик стал более ответствен к сдаче налоговой отчетности. Значительное снижение общего числа налоговых проверок говорит о плодотворной работе цифровых методов в процессе проведения налогового администрирования. Большинство коллизий решается ещё на этапе подготовки к проведению проверке. Количество налогоплательщиков, желающих добровольно уточ-
ниться, выросло по сравнению с предыдущими го- доначисленых платежей по всем видам налоговых дами. Об этом свидетельствует уменьшение сумм проверок (рисунок 2).
Рис. 2. Показатели сумм доначисленых платежей по всем видам налоговых проверок
за период 2020-2022 гг.
Из этого следует, что работа органов ФНС по Ставропольскому краю в части осуществления налогового администрирования стала наиболее эффективной в 2022 году, это связано с применением методов цифрового администрирования в процессе проведения налоговых проверок и подготовки к ним.
Между тем, налоговое администрирование на данном этапе ещё недостаточно совершенно. Для достижения целей научной статьи, предлагается проведение консультационных встреч «круглых столов» с организациями, знакомство с цифровыми методами налогового администрирования, общей целью которых является побуждение их к добровольному декларированию и уточнению своих реальных доходов. Оказание предпринимателям на данной стадии поддержки и квалифицированной помощи специалистов, разъяснение подводных течений в налоговом законодательстве необходимы во избежание неверного трактования налогового законодательства, а также контроль процесса подготовки к проверке на всем его пути. Это позволит привнести ясность во многие проблемы предприятий, сократить пробелы, имеющиеся в документации уже на стадии подготовки к контрольным мероприятиям. Сотрудникам налоговой службы при проведении рабочих встреч надо показать налогоплательщикам, что уклонение от налогов, сокрытие реальных доходов и ведение теневого бизнеса являются не только незаконными, но и не выгодными для самих предпринимателей. Новые цифровые методы помогут оптимизировать работу данного направления. Сегодня существует целый ряд мер социальной поддержки малого и среднего бизнеса.
Созданы все условия для его легального существования и развития.
Вместе с тем, тенденция к сокрытию доходов организаций всё ещё имеет место быть. Это происходит из-за недостаточной осведомленности граждан о положительных сторонах легального ведения бизнеса и многоходовности при сдаче налоговой отчетности, которая занимает время и ресурсы предпринимателей.
Так как цифровые технологии охватили все сферы жизни общества, на современном этапе продолжается и цифровизация налоговых органов. Формируются единые информационные базы, в работе органов ФНС активно используется электронный документооборот, внедряются автоматизированные системы контроля, позволяющие проводить налоговое администрирование с минимальным привлечением сотрудников ФНС. Все это способствует уменьшению числа выездных налоговых проверок, разгрузке сотрудников ФНС, повышению эффективности налогового администрирования и росту поступлений налогов в государственную казну.
Подводя итоги, необходимо отметить, что в настоящем исследовании причины их появления и методы решения, а также приведены статистические данные по работе налогового администрирования в Ставропольском крае за период 2020-2022 гг. Предложено внесение предупредительных и консультационных методов в практику проведения налоговых проверок на этапе камеральной (документальной) налоговой проверки, не прибегая к выездной, а также проведение дальнейшей цифровизации налогового контроля с целью
упрощения сдачи налоговой отчетности как для юридических, так и для физических лиц. Анализ статистических данных показывает, что цифровые методы налогового контроля положительно влияют на эффективность налогового администрирования. Конструктивность работы налоговой службы отмечается качеством определения источников доходов граждан и сведением к минимуму издержек налогового администрирования. От методов работы государственных органов зависит то, насколько добросовестно граждане будут исполнять свои прямые обязательства и непосредственно пополнять бюджет РФ, что, в свою очередь, напрямую
влияет на благосостояние и платежеспособность на внешнем рынке нашего государства.
Из этого следует вывод о том, что на современном этапе процедура налогового администрирования все ещё несовершенна, это отягощается пробелами налогового законодательства в части проведения налогового контроля. На наш взгляд, налоговое законодательства существенно отстает от реального процесса проведения налогового контроля. Поэтому глава 14 НК РФ нуждается в изменении и дополнении с учётом современных методов цифрового налогового администрирования и зарубежного опыта.
Список источников
1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2023).
2. Концепция развития электронного документооборота в хозяйственной деятельности: утв. решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 25.12.2021 № 34 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2023).
3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: утв. Минфином России [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 09.01.2023).
4. Вайпан В.А. Основы правового регулирования цифровой экономики // Право и экономика. 2017. № 11. С. 5-18.
5. Вайпан В.А. Правовое регулирование цифровой экономики // Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». 2018. № 1. С. 12-17.
6. Гапоненко Н.В. Формирование технологической базы экономики, основанной на знаниях. Нано-технологии: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 327 с.
7. Официальный сайт Федеральной Налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru (дата обращения 08.01.2023).
8. Смирнова Е.Е. Налоговый контроль в цифровой экономике // Финансы. 2017. № 11. С. 32-34.
9. Трунцевский Ю.В., Курмаев И. Т. Совершенствование налоговой системы России с использованием информационных технологий // Налоги. 2015. № 3. С. 35-38.
10. Фалъшина Н.А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. 2018. № 1. С. 25-29.
11. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М.: ЭКСМО, 2017. 138 с.
References
1. Ob utverzhdenii Kontseptsii sistemy planirovaniya vyezdnykh nalogovykh proverok: prikaz FNS Rossii ot 30.05.2007 № MM-3-06/333@ (red. ot 10.05.2012) [Order of the Federal Tax Service of Russia dated 30.05.2007 No. MM-3-06/333@ (ed. dated 10.05.2012) "On approval of the Concept of the system of planning on-site tax audits"]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 09.01.2023).
2. Kontseptsiya razvitiya elektronnogo dokumentooborota v khozyaistvennoi deyatel'nosti: utv. resheniem prezidiuma Pravitel'stvennoi komissii po tsifrovomu razvitiyu, ispol'zovaniyu informatsionnykh tekhnologii dlya uluchsheniya kachestva zhizni i uslovii vedeniya predprinimatel'skoi deyatel'nosti, protokol ot 25.12.2021 № 34 [The concept of the development of electronic document management in economic activity: approved by the decision of the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to improve the quality of life and business conditions, Protocol No. 34 dated 25.12.2021]. (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 09.01.2023).
3. Osnovnye napravleniya byudzhetnoi, nalogovoi i tamozhenno-tarifnoi politiki na 2023 god i na plano-vyi period 2024 i 2025 godov: utv. Minfinom Rossii [The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025 (approved by the Ministry of Finance of the Russian Federation"). (In Russ.). Available at: http://www.consultant.ru (accessed 09.01.2023).
4. Vaipan V.A. Osnovy pravovogo regulirovaniya tsifrovoi ekonomiki [Fundamentals of legal regulation of the digital economy], Pravo i ekonomika [Law and economics], 2017, no. 11, pp. 5-18. (In Russ.).
5. Vaypan V.A. Pravovoe regulirovanie tsifrovoi ekonomiki [Legal regulation of the digital economy], Predprinimatel'skoe pravo. Prilozhenie "Pravo i biznes" [Entrepreneurial law. The application "Law and Business"], 2018, no. 1, pp. 12-17. (In Russ.).
6. Gaponenko N.V. Formirovanie tekhnologicheskoi bazy ekonomiki, osnovannoi na znaniyakh. Nano-tekhnologii: monografiya [Formation of the technological base of the knowledge-based economy. Nanotechnolo-gy: monograph]. Moscow, UNITY-DANA Publ., 2018, 327 p. (In Russ.).
7. Ofitsial'nyi sait Federal'noi Nalogovoi sluzhby RF [Official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation]. (In Russ.). Available at: https://www.nalog.gov.ru (accessed 08.01.2023).
8. Smirnova E.E. Nalogovyi kontrol' v tsifrovoi ekonomike [Tax control in the digital economy], Finansy [Finance], 2017, no. 11, pp. 32-34. (In Russ.).
9. Truntsevsky Yu.V., Kurmaev I.T. Sovershenstvovanie nalogovoi sistemy Rossii s ispol'zovaniem infor-matsionnykh tekhnologii [Improving the tax system of Russia using information technologies], Nalogi [Taxes], 2015, no. 3, pp. 35-38. (In Russ.).
10. Falshina N.A. Nalogovyi kontrol' kak sovremennyi institut nalogovogo prava [Tax control as a modern institute of tax law], Nalogi [Taxes], 2018, no. 1, pp. 25-29. (In Russ.).
11. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The Fourth Industrial Revolution]. Moscow, EKSMO Publ., 2017, 138 p. (In Russ.).
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Authors' contribution: All authors have made an equivalent contribution to the preparation of the publication. The authors declare that there is no conflict of interest.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Кубатко Светлана Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Пятигорского Института (филиала) «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: kub atkos@mail. ru
Вильгоненко Ирина Михайловна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Пятигорского Института (филиала) «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Kubatko Svetlana Anatolyevna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Pyatigorsk Institute (branch) "North Caucasus Federal University", Pyatigorsk, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Vilgonenko Irina Mikhailovna, PhD. in Law, Associate Professor, Department of Civil Law and Process, Pyatigorsk Institute (branch) "North Caucasus Federal University," Pyatigorsk, Russian Federation. E-mail: vil-irina-m@yandex. ru
Поступила в редакцию 20.02.2023 г.; одобрена после рецензирования 03.03.2023 г.; принята к публикации 04.03.2023 г.
Received 20.02.2023; approved after reviewing 03.03.2023; acceptedfor publication 04.03.2023