Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ МАРИЙ ЭЛ В 2019-2021 ГГ. В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТОСТИ'

КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ МАРИЙ ЭЛ В 2019-2021 ГГ. В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шакирова Р. К.

Введение . Эпоха информационного общества предъявляет высокие требования к полноте и качеству доступной информации. Решение задач, связанных с эффективным развитием государства и общества, требует формирования моделей управления на основе активного участия гражданского общества и использовании механизмов общественного контроля. Совершенствование моделей реализации государственных функций в развитых странах базируется на обеспечении интересов и потребностей граждан, на взаимодействии разных субъектов общества и на росте объемов доступной и качественной информации. Для избавления от нигилизма в сфере налоговых отношений указанные меры являются особенно актуальными. Целью настоящего исследования является проведение оценки результатов контрольной деятельности налоговых органов в Республике Марий Эл за период с 2019 по 2021 годы в контексте открытости данных Федеральной налоговой службы. Материалы и методы . В работе использован классический набор общенаучных методов научного исследования, в том числе методы формальной логики и экономико-статистические методы. Основой для исследования послужили данные статистической отчетности Федеральной налоговой службы. Результаты исследования, обсуждения . Согласно данным отчетности налоговых органов РМЭ за рассматриваемый период происходило снижение количества проводимых проверок (как выездных, так и камеральных). По результатам всех выездных проверок были установлены нарушения и начислены дополнительные платежи. Удельный вес камеральных проверок, выявивших нарушения, в 2021 году составил 4,0 %. Объем доначислений по выездным проверкам в 2021 году вырос на 138 % по сравнению с 2019 годом. Заключение . Полный анализ результатов контрольной деятельности налоговых органов с точки зрения его эффективности затруднен в связи с недостаточностью открытой информации. Вместе с тем, на основании открытых данных могут быть рассчитаны показатели, отражающие общую тенденцию в сфере налогового контроля и служащие ориентиром для построения бизнес-стратегий налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шакирова Р. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES IN THE REPUBLIC OF MARI EL IN 2019-2021 IN THE CONTEXT OF THE CONCEPT OF OPENNESS

Introduction . The era of the information society places high demands on the completeness and quality of available information. Solving problems related to the effective development of the state and society requires the formation of management models based on the active participation of civil society and the use of public control mechanisms. The improvement of models for the implementation of state functions in developed countries is based on ensuring the interests and needs of citizens, on the interaction of different subjects of society and on the growth of the volume of available and high-quality information. To get rid of nihilism in the field of tax relations, these measures are especially relevant. The purpose of this study is to assess the results of the control activities of the tax authorities in the Republic of Mari El for the period from 2019 to 2021 in the context of openness of the data of the Federal Tax Service of Russia. Materials and methods . The work uses a classic set of general scientific methods of scientific research, including methods of formal logic and economic-statistical methods. The basis for the study was the data of statistical reporting of the Federal Tax Service. Results, discussion . According to the reporting data of the tax authorities of the RME for the period under review, there was a decrease in the number of audits (both field and desk). Based on the results of all field inspections, violations were found and additional payments were charged. The share of desk audits that revealed violations in 2021 amounted to 4.0 %. The amount of additional charges for field inspections in 2021 increased by 138 % compared to 2019. Conclusion . A complete analysis of the results of the control activities of the tax authorities in terms of its effectiveness is difficult due to the lack of open information. At the same time, on the basis of open data, indicators can be calculated that reflect the general trend in the field of tax control and serve as a guideline for building business strategies for taxpayers.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ МАРИЙ ЭЛ В 2019-2021 ГГ. В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ ОТКРЫТОСТИ»

УДК 332

DOI 10.30914/2411 -9687-2022-8-2-210-220

Контрольная деятельность налоговых органов Марий Эл в 2019-2021 гг.

в контексте концепции открытости Р. К. Шакирова

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация

Аннотация. Введение. Эпоха информационного общества предъявляет высокие требования к полноте и качеству доступной информации. Решение задач, связанных с эффективным развитием государства и общества, требует формирования моделей управления на основе активного участия гражданского общества и использовании механизмов общественного контроля. Совершенствование моделей реализации государственных функций в развитых странах базируется на обеспечении интересов и потребностей граждан, на взаимодействии разных субъектов общества и на росте объемов доступной и качественной информации. Для избавления от нигилизма в сфере налоговых отношений указанные меры являются особенно актуальными. Целью настоящего исследования является проведение оценки результатов контрольной деятельности налоговых органов в Республике Марий Эл за период с 2019 по 2021 годы в контексте открытости данных Федеральной налоговой службы. Материалы и методы. В работе использован классический набор общенаучных методов научного исследования, в том числе методы формальной логики и экономико-статистические методы. Основой для исследования послужили данные статистической отчетности Федеральной налоговой службы. Результаты исследования, обсуждения. Согласно данным отчетности налоговых органов РМЭ за рассматриваемый период происходило снижение количества проводимых проверок (как выездных, так и камеральных). По результатам всех выездных проверок были установлены нарушения и начислены дополнительные платежи. Удельный вес камеральных проверок, выявивших нарушения, в 2021 году составил 4,0 %. Объем доначислений по выездным проверкам в 2021 году вырос на 138 % по сравнению с 2019 годом. Заключение. Полный анализ результатов контрольной деятельности налоговых органов с точки зрения его эффективности затруднен в связи с недостаточностью открытой информации. Вместе с тем, на основании открытых данных могут быть рассчитаны показатели, отражающие общую тенденцию в сфере налогового контроля и служащие ориентиром для построения бизнес-стратегий налогоплательщиков.

Ключевые слова: открытое правительство, налоговое администрирование, налоговый контроль, камеральные налоговые проверки, выездные налоговые проверки, результативность

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Шакирова Р. К. Контрольная деятельность налоговых органов Марий Эл в 2019-2021 гг. в контексте концепции открытости // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2022. Т. 8. № 2. С. 210-220. DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-2-210-220

Control activities of tax authorities in the Republic of Mari El in 2019-2021

in the context of the concept of openness R. K. Shakirova

Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation

Abstract. Introduction. The era of the information society places high demands on the completeness and quality of available information. Solving problems related to the effective development of the state and society requires the formation of management models based on the active participation of civil society and the use of public control mechanisms. The improvement of models for the implementation of state functions in developed countries is based on ensuring the interests and needs of citizens, on the interaction of different subjects of society and on the growth of the volume of available and high-quality information. To get rid of nihilism in the field of tax relations, these measures are especially relevant. The purpose of this study is to assess the results of the control activities of the tax authorities in the Republic of Mari El for the period from 2019 to 2021 in the context of openness of the data of the Federal Tax Service of Russia. Materials and methods. The work uses a classic set of general scientific methods of

scientific research, including methods of formal logic and economic-statistical methods. The basis for the study was the data of statistical reporting of the Federal Tax Service. Results, discussion. According to the reporting data of the tax authorities of the RME for the period under review, there was a decrease in the number of audits (both field and desk). Based on the results of all field inspections, violations were found and additional payments were charged. The share of desk audits that revealed violations in 2021 amounted to 4.0 %. The amount of additional charges for field inspections in 2021 increased by 138 % compared to 2019. Conclusion. A complete analysis of the results of the control activities of the tax authorities in terms of its effectiveness is difficult due to the lack of open information. At the same time, on the basis of open data, indicators can be calculated that reflect the general trend in the field of tax control and serve as a guideline for building business strategies for taxpayers.

Keywords: open government, tax administration, tax control, desk tax audits, field tax audits, performance

The author declares no conflict of interests.

For citation: Shakirova R. K. Control activities of tax authorities in the Republic of Mari El in 2019-2021 in the context of the concept of openness. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics" 2022, vol. 8, no. 2, pp. 210-220. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2411-9687-2022-8-2-210-220

Введение

Важнейшим ресурсом человечества в современную эпоху является информация. Поступательное развитие социума возможно лишь при взаимодействии госструктур, бизнеса и гражданского общества на принципах равного и свободного доступа к знаниям. Вовлечение граждан и общественных институтов в процесс формирования и развития информационного общества возможно лишь в случае изменения деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) на базе принципов открытости. В Российской Федерации был предпринят ряд мер для повышения прозрачности государственного управления, роста степени удовлетворенности граждан государственным управлением, а также развития общественного контроля за деятельностью ФОИВ1.

Цель исследования

Дуалистическая природа налоговых отношений, базирующаяся на проблематичности достижения баланса интересов их участников, приводит к негативному отношению к государственным структурам, деятельность которых непосредственно связана с процессом налогооб-

1 Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 г. № 93-р; Методические рекомендации по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти, утверждены 26.12.2013 Правительственной комиссией по координации деятельности открытого правительства; Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждена указанной Комиссией 26.12.2013.

ложения и налогового контроля. В последние годы Федеральная налоговая служба начала позиционировать себя как «развивающаяся сервисная служба». При сохранении контрольной функции это также приводит к двойственности характера деятельности фискальных органов, к сложности оценки эффективности их деятельности. В условиях повышенных требований к соблюдению принципа открытости указанные проблемы усугубляются.

Цель настоящего исследования заключается в проведении оценки результатов контрольной деятельности налоговых органов в Республике Марий Эл за период с 2019 по 2021 годы. Параллельно ставилась задача изучения степени открытости соответствующих данных налоговой службы.

Материалы и методы

В работе на основе общенаучных методов формальной логики (анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), а также статистических методов дана общая характеристика результатов контрольной деятельности налоговых органов в Республике Марий Эл за 2019-2021 годы.

Эмпирической базой исследования послужили показатели статистической отчетности (формы 2-НК, 1-ЮЛ, 1-ИП) и другие данные Федеральной налоговой службы, размещенные на официальном сайте службы.

Кроме того, информационной основой для исследования послужили нормативно-правовые источники (акты Правительства РФ, Президента РФ и др.) и результаты научных исследований по теме.

Новизна исследования

В статье дан краткий обзор формальных институтов, ставших основой для генерирования открытых данных органами исполнительной власти РФ и, в частности, Федеральной налоговой службой. Изучены статистические данные ФНС РФ о результатах контрольно-надзорной деятельности, в том числе с точки зрения их открытости для проведения независимого анализа и возможности объективности оценки.

Анализ показателей деятельности ФНС РФ проведен за 2019-2021 гг. в части данных по Республике Марий Эл, что обусловило возможность формулировки выводов о влиянии на результативность контрольной деятельности УФНС РФ по РМЭ последствий пандемии, процессов цифровой трансформации налогового администрирования и изменений налогового законодательства, связанных с этими процессами.

В настоящей работе также затронуты вопросы относительно системы показателей результативности и эффективности контрольной деятельности ФНС РФ с позиции их доступности и возможности оценки. Отражено также мнение автора о необходимости ранжирования различных групп показателей.

Результаты и обсуждение

Во исполнение Федеральных законов № 149-ФЗ от 27.07.2006 и № 8-ФЗ от 09.02.20091 Правительством РФ были приняты: 1) Постановление № 583 от 10.07.20132, регламентирующее порядок отнесения информации к общедоступной и порядок размещения такой информации в сети Интернет; 2) Распоряжение № 1187-р от 10.07.20133, которым утверждены перечни общедоступной информации о деятельности государственных органов.

В целях «качественного изменения уровня информационной открытости федеральных орга-

1 Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

2 Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 583 «Об обеспечении доступа к общедоступной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в форме открытых данных».

3 Распоряжение Правительства РФ от 10 июля 2013 г. № 1187-р «О Перечнях информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет» в форме открытых данных».

нов исполнительной власти» распоряжением

Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р была

также утверждена «Концепция открытости феде" 4

ральных органов исполнительной власти»4.

Методическими рекомендациями по публикации открытых данных5, которые основаны на принципах хартии открытых данных «Группы восьми», принятой 18.07.2013, установлены условия использования таких данных, порядок и требования к их публикации.

Согласно утвержденной указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «Стратегии развития информационного общества в РФ на 2017-2030 гг.»6 к базовым принципам жизнедеятельности общества в цифровую эпоху относится обеспечение «прав граждан на доступ к информации» (рис. 1).

Публикация данных о результатах деятельности ФНС РФ, в том числе сведений о контрольно-надзорной деятельности, укладывается в рамки Концепции открытости органов исполнительной власти и Стратегии развития информационного общества.

В соответствии с указанной Концепцией ФНС РФ ежегодно утверждает Публичную декларацию целей и задач. В числе приоритетных целей ФНС РФ особое место занимает повышение эффективности использования инструментов налогового администрирования7. Одним из направлений налогового администрирования является налоговый контроль [4-6; 10], среди форм проведения которого ключевое место занимают налоговые проверки.

Согласно данным статистической отчетности налоговых органов, размещаемой на сайте ведомства, в Республике Марий Эл в период с 2019 г. по 2021 г. количество проводимых проверок снижается (табл. 1).

4 Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти, утверждена распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 г. № 93-р.

5 Методические рекомендации по публикации открытых данных государственными органами и органами местного самоуправления, а также технические требования к публикации открытых данных. Версия 3.0, утвержденная протоколом заседания Правительственной комиссии по координации деятельности Открытого Правительства от 29.05.2014 № 4.

6 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утверждена Указом Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203.

7 Публичная декларация целей и задач ФНС России. URL: https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/ PublicDeclaration2020.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

Основные принципы Стратегии развития информационного общества в РФ:

обеспечение прав граждан на доступ к информации

обеспечение свободы выбора средств получения знаний при работе с информацией

сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг

приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий

обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях

обеспечение государственной защиты интересов российских граждан в информационной сфере

Рис. 1. Основные принципы Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации / Fig. 1. The main principles of the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation

Таблица 1 / Table 1

Количество налоговых проверок в Марий Эл за 2019-2021 гг. / The number of tax audits in Mari El for 2019-2021

Наименование показателей / Name of indicators 2019 2020 2021

Количество / Quantity из них выявившие нарушения / of those, which revealed violations Количество / Quantity из них выявившие нарушения / of those, which revealed violations Количество/ Quantity из них выявившие наруше- нияи / of those, which revealed violations

Камеральные проверки, ед. 272 969 12 158 267 892 9 162 233 685 9 449

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой, ед. 23 23 13 13 9 9

из них: проверки организаций 20 20 8 8 8 8

проверки ИП 3 3 5 5 1 1

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП), ед. 1 1 3 3 1 1

Всего - выездные проверки, ед. 24 24 16 16 10 10

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

При этом уменьшение происходит не только в части выездных проверок, но и в отношении камеральных.

К основным факторам, повлиявшим на спад количества камеральных проверок, проведенных за рассматриваемый период, можно отнести, во-первых, планомерную работу государственных органов, направленную на снижение административного давления на бизнес. Это, в

частности, выражается в отмене ряда требований о представлении форм налоговой отчетности в связи с масштабным внедрением информационных технологий в процесс налогового администрирования. Например, с 2020 года полностью была упразднена отчетность по земельному и транспортному налогу, а также квартальная отчетность по налогу на имущество организаций и налогу, уплачиваемому в связи

с применением упрощенной системы налогообложения. Кроме того, индивидуальные предприниматели Марий Эл с 06.09.2020 получили право применять налог на профессиональный доход, который не предусматривает необходимости представления налоговой декларации. Для действовавших на тот момент предпринимателей данное изменение означало возмож-

ность перехода с других налоговых режимов на новую систему с начала 2021 года.

Во-вторых, на количество камеральных проверок в Марий Эл, очевидно, влияние также оказало общее уменьшение в республике числа субъектов экономики, а следовательно, и количества форм налоговой отчетности, являющейся, как известно, основанием для камеральных проверок (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Количество зарегистрированных и прекративших деятельность юридических лиц в Марий Эл за 2019-2021 гг. / The number of registered and terminated legal entities in Mari El for 2019-2021

Наименование показателей / Name of indicators Юридические лица, запись о которых внесена в ЕГРЮЛ, ед. / Legal entities recorded in the Unified State Register of Legal Entities, units Юридические лица, прекратившие свою деятельность, ед. / Legal entities that ceased their activities, units

2019 2020 2021 2019 2020 2021

Количество юридических лиц, всего 625 450 527 2 020 990 658

в том числе

коммерческие организации, всего 555 392 418 1 910 915 560

общества с ограниченной ответственностью 552 392 415 1 879 895 542

акционерные общества 2 0 2 22 6 7

производственные кооперативы 0 0 0 5 7 3

крестьянские (фермерские) хозяйства 0 0 0 0 2 0

унитарные предприятия 1 0 1 4 5 8

некоммерческие организации, всего 70 58 109 110 75 98

потребительские кооперативы 12 11 11 36 16 18

товарищества собственников недвижимости, в т. ч. ТСЖ 3 3 2 28 12 22

учреждения 5 9 45 8 14 31

из них:

федеральные 0 0 0 2 6 14

субъектов РФ 3 1 0 0 1 13

муниципальные 2 8 45 6 7 4

НКО, регистрируемые в соответствии со специальным порядком, всего 50 35 51 37 33 27

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

Соотношение количества юридических лиц, прекративших деятельность и зарегистрированных, за рассматриваемый период составило: 2019 год - 3,2; 2020 год - 2,2; за 2021 год - 1,2 (при этом темп сокращения количества коммерческих организаций примерно на 40 % больше в сравнении с некоммерческими организациями). Приведенные данные могут свидетельствовать

о негативном влиянии ситуации с пандемией и ограничительных мер на предпринимательскую активность в республике. Динамика показателей свидетельствует о том, что в 2021 году ситуацию в экономике РМЭ удалось в определенной степени стабилизировать.

В части индивидуальных предпринимателей РМЭ рассматриваемые показатели существенно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лучше. Соотношение количества предпринимателей, прекративших деятельность и зарегистрированных, составило: 2019 год - 0,96; 2020 год - 1,4; 2021 год - 0,91. То есть только по итогам 2020 года наблюдалось превышение количества прекративших деятельность над количеством зарегистрированных ИП в 1,4 раза1.

Согласно Публичной декларации целей и задач одним из ключевых направлений деятельности ФНС РФ является осуществление налогового контроля на основе риск-анализа, выражающееся в развитии инструментов риск-анализа,

В 2020 году количество проверок организаций составило половину общего количества проверок, остальные проверки были проведены в отношении индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не зарегистрированных в качестве таковых.

Данное обстоятельство указывает на тот факт, что допускаемые организациями налоговые риски имеют более высокий уровень (эта категория экономических субъектов чаще занимается так называемым «агрессивным налоговым планированием»).

По результатам всех проводившихся за 20192021 гг. выездных налоговых проверок были обнаружены нарушения и начислены дополнительные платежи (табл. 1). Удельный вес камеральных проверок, выявивших нарушения, за трехлетний период составил в 2019 году 4,5 %, в 2020 году -3,4 %, в 2021 году - 4,0 % (на фоне уменьшения общего количества камеральных проверок наблюдается также снижение данного показателя).

Объем доначислений по результатам камеральных проверок по итогам 2020 года составил

дистанционного автоматизированного контроля и мониторинга [1-3; 8]. Результатом этого стало значительное сокращение количества выездных налоговых проверок за рассматриваемый нами период. Общее количество выездных проверок в 2020 году по сравнению с предыдущим годом уменьшилось на 43 %, в 2021 году - также произошло снижение почти на 40 %. При этом в Марий Эл в структуре проверок обычно преобладают проверки юридических лиц, за исследуемый период исключение составил 2020 год (табл. 3).

Таблица 3 / Table 3

633,9 млн рублей (что почти в 18 раз больше, чем за предыдущий год). В 2021 году этот показатель вновь снизился до уровня, сопоставимого с 2019 годом (табл. 4).

Вызывает сожаление, что с 2019 года в открытом доступе на сайте ФНС РФ публикуются данные отчета о результатах контрольной работы налоговых органов (форма № 2-НК) только в части раздела 3, что ограничивает возможности аналитической работы. Отсутствие публичных данных по разделу 1 формы № 2-НК за исследуемый период не позволяет определить, по каким налогам было выявлено максимальное количество налоговых правонарушений в ходе проверок (в т. ч. камеральных). Указанное обстоятельство приводит к снижению степени открытости данных налоговых органов и, соответственно, уверенности в объективности оценки их деятельности [7].

1 Рассчитано по данным статистической отчетности ФНС РФ (1-ЮР и 1-ИП), размещенной на официальном сайте ФНС РФ. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (дата обращения: 10.12.2021).

Структура количества выездных проверок по видам проверяемых лиц в Марий Эл за 2019-2021 гг. / Structure of the number of field inspections by types of inspected persons in Mari El for 2019-2021

Наименование показателей / Name of indicators Структура (по видам проверяемых лиц), % / Structure (by type of persons to be checked), %

2019 2020 2021

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой

из них: проверки организаций 83 50 80

проверки ИП и лиц, занимающихся частной практикой 13 31 10

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП) 4 19 10

Выездные проверки, всего 100 100 100

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

Таблица 4 / Table 4

Дополнительно начислено платежей по результатам налоговых проверок в Марий Эл за период с 2019 г. по 01.11.2021 / Additionally accrued payments based on the results of tax audits in Mari El for the period from 2019 to 11.01.2021

Наименование показателей / Name of indicators Дополнительно начислено платежей, тыс. рублей / Additionally accrued payments, thousand rubles

всего дополнительных платежей, включая налоговые санкции и пени / total additional payments, including tax sanctions and penalties из них налогов / of which taxes

2019 2020 2021 2019 2020 2021

Абсолютное значение, тыс руб.

Камеральные проверки 35 774 633 922 20 844 5 077 408 201 4 410

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занятых частной практикой 690 340 275 858 683 609 343 066 187 555 451 433

из них: проверки организаций 621 085 252 240 682 537 297 694 172 124 450 674

проверки ИП и лиц, занятых частной практикой 69 255 23 618 1 072 45 372 15 431 759

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП) 544 4 400 1 338 374 2 793 1 027

Выездные проверки, всего 690 884 280 258 684 947 343 440 190 348 452 460

Итого по результатам КНП и ВНП 726 658 914 180 705 791 348 517 598 549 456 870

Темп роста, %

Камеральные проверки 100 1 772 3 100 8 040 3

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занятых частной практикой 100 40 248 100 55 241

из них: проверки организаций 100 41 271 100 58 262

проверки ИП и лиц, занятых частной практикой 100 34 5 100 34 5

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП) 100 809 30 100 747 37

Выездные проверки, всего 100 41 244 100 55 238

Структура, %

Выездные проверки организаций 90 90 99,6 87 90 99,6

Выездные проверки ИП, приравненных к ним лиц 10 8 0,2 13 8 0,2

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП) 0 2 0,2 0 1 0,2

Выездные проверки, всего 100 100 100 100 100 100

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

В Марий Эл произошло снижение общего объема доначислений по итогам выездных проверок в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 60 %. Это стало следствием: 1) сокращения общего количества выездных проверок более чем в 2 раза; 2) выявления нарушений налогового законодательства на этапе камерального контроля. Львиная доля доначислений по итогам выездных проверок (90 %, а в 2021 году - почти 100 %) приходится на контрольные мероприятия, проводившиеся в отношении организаций.

За рассматриваемый период в структуре доначислений большую часть по выездным проверкам занимали налоги (50-68 %), по камеральным проверкам - санкции и пени (исключение -

2020 год, когда доля дополнительно начисленных налогов составила 64 %). Следует также отметить, что общая сумма доначислений по камеральным и выездным проверкам по итогам

2021 года составила меньшее значение по сравнению с двумя предыдущими годами, что связано с результатами камерального контроля.

Приказом ФНС РФ1 утвержден Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Согласно

этому перечню результативность контрольной деятельности ФНС РФ оценивается тремя группами показателей (рис. 2).

Рис. 2. Группировка показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности / Fig. 2. Grouping of indicators of effectiveness and efficiency of control and supervisory activities

Всего насчитывается более двух десятков показателей. В третью группу (индикативные показатели, которые отражают разные аспекты контрольной деятельности ФНС РФ) включены, например:

- доля субъектов, допустивших нарушения, в результате которых причинен ущерб или была угроза его причинения, выявленные в результате контрольных мероприятий (доля проверок, выявивших нарушения);

- эффективность выездных налоговых проверок (сумма доначислений на одну результативную проверку).

В Марий Эл, как и по стране в целом, за рассматриваемый период при сокращении количества проводимых проверок происходит рост их результативности (табл. 5). Доначисления по камеральным проверкам в 2020 году, по сравнению с 2019 годом, выросли более чем в 23 раза, а в 2021 году стали сопоставимы с базисным периодом.

Таблица 5 / Table 5

Сумма доначислений в расчете на 1 результативную проверку / The amount of additional charges per 1 effective audit, thousand rubles

Наименование показателей / Name of indicators тыс. руб. / thousand rubles 2021/2019, %

2019 2020 2021

Камеральные проверки 2,9 69,2 3,8 129

Выездные проверки организаций, ИП и других лиц, занимающихся частной практикой 30 015 21 220 75 956,6 253

из них: проверки организаций 31 054 31 530 85 317,1 275

проверки ИП и лиц, занимающихся частной практикой 23 085 4 724 1 072,0 5

Выездные проверки ФЛ (кроме ИП и лиц, занимающихся частной практикой) 544 1 467 1 338,0 246

Всего - выездные проверки организаций, ИП, лиц, занимающихся частной практикой и ФЛ 28 787 17 516 68 494,7 238

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

1 Перечень показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности утвержден Приказом ФНС РФ от 09.11.2017 № ММВ-7-1/846@.

Объем доначислений по выездным проверкам в 2020 году снизился, по сравнению с 2019 годом, почти на 40 %, а в 2021 году рост показателя составил 138 %, по сравнению с базисным периодом. Размер доначислений значительно выше по результатам проверок организаций. В абсолютном выражении он варьировался от 31 млн рублей до 85 млн рублей в расчете на одну проверку.

Для сравнения приведем данные о результатах контрольной деятельности налоговых органов в целом по России (табл. 6). Сравнение показателей, характеризующих объем доначислений на одну проверку, показывает, что сумма доначислений на одну выездную проверку в Марий Эл, по сравнению с общероссийскими показателями в 2019 году, была ниже почти на 14 %, а в 2020 году - почти вдвое (на 47,2 %).

Таблица 6 / Table 6

Основные показатели деятельности ФНС России за 2018-2020 гг. / Key performance indicators of the Federal Tax Service of Russia for 2018-2020

Показатели / Indicators 2018 2019 2020

Количество ВНП, тыс. ед. 14,2 9,3 6,1

Сумма доначислений на одну выездную проверку, млн руб. 22,7 33,3 33,2

Количество решений судов по спорам, прошедшим досудебное урегулирование, ед. 8,9 7,5 5,1

Результативность проверок соблюдения валютного законодательства, % 99 97 99

Количество пакетов электронных документов, направленных на государственную регистрацию через интернет, тыс. ед. 897,7 1809,5 2781,6

Уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг, % 96 96,95 99,38

Доля налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих работу ФНС РФ по противодействию коррупции, % 87 82 86

Источник: составлено по данным ФНС РФ.

Заметим, что интерес также представляют два последних показателя таблицы 6. Согласно приведенным данным уровень удовлетворенности граждан качеством предоставляемых государственных услуг растет и по итогам 2020 года приближается к 100 %. Такие высокие значения показателя достигаются вследствие того, что налогоплательщики оценивают качество конкретных услуг при работе с различными сервисами ФНС РФ. В то же время уровень доверия граждан институциональным структурам в России составляет по разным оценкам1 от 38 % до 49 %. Работа налоговых органов по противодействию коррупции налогоплательщиками оценивается хуже, чем качество предоставляемых услуг, примерно на 10-15 %.

Заключение

Отметим, что полный анализ результатов контрольной деятельности налоговых органов с точки зрения его эффективности затруднен в связи с недостаточностью открытой информации: а) о полном спектре целевых и фактических показа-

телей деятельности ФНС; б) о затратах на проведение контрольных мероприятий. Вместе с тем, на основании открытых данных может быть рассчитана часть показателей эффективности контрольной работы налоговых органов, которые отражают общую тенденцию и служат ориентиром для построения бизнес-стратегий налогоплательщиков.

Показатели, отражающие размер доначислений по итогам контрольной деятельности, должны считаться лишь «справочными», а не основными (несмотря на их очевидность и простоту расчета). Это объясняется тем, что эффективность деятельности налоговой службы целесообразнее было бы рассматривать не с позиции размеров доначислений, а с точки зрения полноты поступлений

1 Доверие как критический фактор достижения стратегических целей социально-экономического и политического развития государства: заседание Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Фе-дерации 13 ноября 2020 года // Аналитический вестник М. 2021. № 1 (761). URL: http://council.gov.ru/media/files/9SKbz9PvGjZBTHsE8TX3Qn AmD9N3b3cf.pdf (дата обращения: 10.12.2021).

налоговых платежей в бюджетную систему страны и отсутствия правонарушений. Кроме того, финансирование деятельности налоговых органов имеет пролонгированное действие, так как проявляется не сразу. Налогоплательщикам требуется время для осмысления новых требований, освоения современных сервисов, формирования определенных поведенческих традиций. В этом свете особую актуальность представляет разъяснительная (иногда даже просветительская) работа в

налоговой сфере, проводимая территориальными инспекциями ФНС РФ.

Открытость, однозначность и линейность позиции и действий налоговых органов должна позволять налогоплательщикам заниматься тактическим (в обыденных условиях также стратегическим) налоговым планированием, грамотно управлять налоговыми рисками [1; 9], направляя основное внимание на производственно-экономическую деятельность.

1. Бакуменко Л. П., Шакирова Р. К. Управление налоговыми рисками коммерческих организаций: монография. Йошкар-Ола : Марийский гос. ун-т, 2020. 180 с.

2. Дудин М. Н., Буркальцева Д. Д., Воробьев Ю. Н., Борщ Л. М., Домбровская Е. К. Государственный фискальный контроль в Российской Федерации: проблемы и пути повышения его эффективности // Финансы: теория и практика. 2017. № 21 (4). С. 160-169. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-160-169

3. Коростелкина И. А. Исследование механизмов реализации налогового администрирования в современной системе налогообложения // Финансы и кредит. 2014. № 38 (614). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-mehanizmov-realizatsii-nalogovogo-administrirovaniya-v-sovremennoy-sisteme-nalogooblozheniya (дата обращения: 11.12.2021).

4. Ксенда В. М., Григоренко И. В., Шкарупа Е. А., Тургаева А. А. Комплаенс и сервисность системы налогового администрирования Российской Федерации // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. 2018. № 4. DOI: https://doi.org/10.24143/2073-5537-2018-4-86-93

5. Кузнецов Л. Д. Налоговое администрирование как элемент налоговой системы России // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-kak-element-nalogovoy-sistemy-rossii (дата обращения: 11.12.2021).

6. Мосейкин В. В. Налоговый контроль в системе налогового администрирования Российской Федерации // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/nnalogovyy-kontrol-v-sisteme-nalogovogo-administrirovaniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 13.11.2021).

7. Тихонова А. В., Дзюба Д. В. К вопросу об оценке эффективности налогового контроля // Экономический анализ: теория и практика. 2017. №4 (463). DOI: https://doi.org/10.24891/ea.16.4.746

8. Цветков В. А., Шутьков А. А., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Совершенствование системы налогового администрирования в России. Финансы: теория и практика. 2017. № 21 (6). С. 34-49. DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-6-34-49

9. Шакирова Р. К. Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 3 (474). С. 525-545. DOI: https://doi.org/10.24891/re.18.3.525

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Яшина Н. И., Александров Е. Е. Методологический инструментарий определения эффективности налоговых проверок // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. №1 (433). URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/metodologicheskiy-instrumentariy-opredeleniya-effektivnosti-nalogovyh-proverok-1 (дата обращения: 10.12.2021).

Статья поступила в редакцию 14.02.2022 г.; одобрена после рецензирования 11.03. 2022 г.; принята к публикации 29.03.2022 г.

Об авторе

Шакирова Рамзия Кавиевна

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и и маркетинга, Марийский

государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1),

ramziya05@gmail. com

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

1. Bakumenko L. P., Shakirova R. K. Upravlenie nalogovymi riskami kommercheskikh organizatsii: monografiya [Tax risk management of commercial organizations: monograph]. Yoshkar-Ola, Mari State University Publ. house, 2020, 180 p. (In Russ.).

2. Dudin M. N., Burkaltseva D. D., Vorobiev Yu. N., Borshch L. M., Dombrovskaya E. K. Gosudarstvennyi fiskal'nyi kontrol' v Rossiiskoi Federatsii: problemy i puti povysheniya ego effektivnosti [The state fiscal control in the Russian Federation: problems and ways to improve its efficiency.]. Finansy: teoriya i praktika = Finance: Theory and Practice, 2017, no. 21 (4), pp. 160-169. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-4-160-169

3. Korostelkina I. A. Issledovanie mekhanizmov realizatsii nalogovogo administrirovaniya v sovremennoi sisteme nalogoob-lozheniya [A study of implementing tax administration mechanisms in the modern taxation system]. Finansy i kredit = Finance and

Credit, 2014, no. 38 (614). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-mehanizmov-realizatsii-nalogovogo-administrirovaniya-v-sovremennoy-sisteme-nalogooblozheniya (accessed 11.12.2021). (In Russ.).

4. Ksenda V. M., Grigorenko I. V., Shkarupa E. A., Turgaeva A. A. Komplaens i servisnost' sistemy nalogovogo administriro-vaniya Rossiiskoi Federatsii [Compliance and service of tax administration system in the Russian Federation]. VestnikAGTU. Seriya: Ekonomika = Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics, 2018, no. 4. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24143/2073-5537-2018-4-86-93

5. Kuznetsov L. D. Nalogovoe administrirovanie kak element nalogovoi sistemy Rossii [Tax administration as an element of the Russian tax system]. VestnikMoskovskogo universitetaMVDRossii = Vestnik of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2020, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/nnalogovoe-adminis1rkovanie-kak-element-nalogovoy-sistemy-rossii (accessed 11.12.2021). (In Russ.).

6. Moseykin V. V. Nalogovyi kontrol' v sisteme nalogovogo administrirovaniya Rossiiskoi Federatsii [Tax control in the tax administration system of the Russian Federation]. Vestnik OmGU. Seriya: Ekonomika = Herald of OMSK University. Series: "Economics", 2014, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovyy-kontrol-v-sisteme-nalogovogo-administrirovaniya-rossiyskoy-federatsii (accessed 13.11.2021). (In Russ.).

7. Tikhonova A. V., Dzyuba D. V. K voprosu ob otsenke effektivnosti nalogovogo kontrolya [On tax control efficiency evaluation]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, no. 4 (463). (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24891/ea.16A746

8. Tsvetkov V. A., Shutkov A. A., Dudin M. N., Lyasnikov N. V. Sovershenstvovanie sistemy nalogovogo administrirovaniya v Rossii [Improvement of the tax administration system in Russia]. Finansy: teoriya ipraktika = Finance: Theory and Practice, 2017, no. 21 (6), pp. 34-49. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.26794/2587-5671-2017-21-6-34-49

9. Shakirova R. K. Institutsional'naya sreda razvitiya malogo biznesa v Respublike Marii El: nalogovyi aspekt [Institutional environment for the development of small business in the Mari El Republic: A tax aspect]. Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika = Regional Economics: Theory and Practice, 2020, vol. 18, № 3 (474), pp. 525-545. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.24891/re.18.3.525

10. Yashina N. I., Aleksandrov E. E. Metodologicheskii instrumentarii opredeleniya effektivnosti nalogovykh proverok [Methodological tools for determining the effectiveness of tax audits]. Bukhgalterskii uchet v byudzhetnykh i nekommercheskikh organi-zatsiyakh = Accounting in budgetary and non-profit organizations, 2018, no. 1 (433). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskiy-instrumentariy-opredeleniya-effektivnosti-nalogovyh-proverok-1 (accessed 10.12.2021). (In Russ.).

The article was submitted 14.02.2022; approved after reviewing 11.03.2022; accepted for publication 29.03.2022.

About the author

Ramziya K. Shakirova

Ph. D. (Economics), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and

Marketing, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation),

ramziya05@gmail.com

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.