Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ'

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
201
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПО НДС / ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПО НДС / VALUE ADDED TAX / TAX ADMINISTRATION / IN-HOUSE VAT TAX AUDITS / ON-SITE VAT TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье проведен исследование форм и методов налогового администрирования по НДС, на основании статистических данных проанализированы данные о количестве выездных и камеральных налоговых проверок по НДС доли результативности налоговых проверок по НДС. Проанализированы результаты работы налоговых органов по контролю за поступлением налога на добавленную стоимость в бюджет России в показателе задолженности по налогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF INDICATORS OF TAX ADMINISTRATION OF VALUE ADDED TAX

The article studies the forms and methods of VAT tax administration, based on statistical data, data on the number of field and Desk VAT tax audits and the share of the effectiveness of VAT tax audits are analyzed. The results of the work of tax authorities to control the receipt of value-added tax to the Russian budget in the indicator of tax arrears are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ»

ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА

НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10969

Аннотация. В статье проведен исследование форм и методов налогового администрирования по НДС, на основании статистических данных проанализированы данные о количестве выездных и камеральных налоговых проверок по НДС доли результативности налоговых проверок по НДС. Проанализированы результаты работы налоговых органов по контролю за поступлением налога на добавленную стоимость в бюджет России в показателе задолженности по налогу.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговое администрирование, камеральные налоговые проверки по НДС, выездные налоговые проверки по НДС.

Поступление налога на добавленную стоимость в бюджет России является объектом налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами России. Это связано с тем, что данный налог является важнейшим источником государственного бюджета и обеспечение его поступления в полном объеме - это важнейшая задача государственной налоговой политики.

Учитывая то, что налог составляет значительную часть налоговой нагрузки организаций, он наиболее часто подвергается воздействию инструментов минимизации, направленных на снижении сумм налога, подлежащих уплате в бюджет. В частности, многие экономические субъекты ста-

раются предъявить к вычету как можно большие суммы налога. Все это требует ответственного подхода налоговых органов к осуществлению налогового администрирования в отношении исчисления и уплаты налога.

Формами администрирования в отношении налога выступают камеральные и выездные налоговые проверки, проводимые органами ФНС России. Камеральные проверки основаны на оценке налоговой отчетности по налогу, прежде всего налоговых деклараций, представляемых налогоплательщиками ежеквартально. В таблице 1 представлены показатели проведения этих проверок.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение (+;-)

2017/201б 2018/2017

Количество камеральных налоговых проверок, ед. 353б 882 3593 808 3575 750 +5б 92б -18 058

Количество проверок, выявивших нарушения, ед. 215 750 201 253 193 091 -14 497 -8 1б2

Доля результативных проверок, % б,1 5,б 5,4 -0,5 -0,2

Таблица 1. Сведения о камеральных налоговых проверках по налогу на добавленную стоимость, проведенных налоговыми органами в 2016-2018 гг.

Данные таблицы 1 показывают, что количество камеральных налоговых проверок, проведенных по налогу, в 2017 г. выросло относительно 2016 г. на 56 926 ед.,

составив 3 536 882 ед. В 2018 г., напротив, количество проверок снизилось на 18 058 ед. - до 3 575 750 ед. В частности, снижение связано с сокращением доку-

ментального оборота по облагаемым операциям, по фактам подтверждения сумм налоговых вычетов и пр.

В общем объеме проведенных проверок низким является показатель их результативности, кроме того он снизился. В 2016 г. количество камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения по налогу, составило 215 750 ед., в 2017 г. оно снизилось на 14 497 ед., а в 2018 г. еще на 8 162 ед., составив 193 091 ед. Доля результативных проверок снизилась с 6,1% в

2016 г. до 5,4% в 2018 г. Это может свидетельствовать о снижении числа ошибок, допущенных налогоплательщиками в составлении налоговой отчетности, поскольку налоговые органы постоянно совершенствуют свою работу в части камеральных проверок, т.е. нельзя говорить о недостаточной ее эффективности.

На рисунке 1 наглядно представлено изменение количества камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость.

4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000

3 536 ВВ2

3 593 В0В

3 575 750

I Количество камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения

Количество камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения2

2016 г

2017 г.

2018 г.

Рис. 1. Изменение количества камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость в 2016-2018 гг., ед.

Результативность работы налоговых ор- жет России проявляется в суммах дона-ганов в отношении проверки поступлений численных к взысканию. налога на добавленную стоимость в бюд-

Таблица 2. Объем взыскания по итогам камеральных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами по налогу на добавленную стоимость в 2016-2018 гг., млрд. руб._

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

2017/2016 2018/2017

Объем доначисленного налога 5,2 6,9 12,3 32,69 78,26

Объем начисленных пеней 1,6 2,1 2,9 31,25 38,10

Объем начисленных штрафов 3,4 7,8 8,1 129,41 3,85

Всего 10,2 16,8 23,3 64,71 38,69

Данные таблицы 2 показывают, что в течение 2016-2018 гг. происходило увеличение взысканий с налогоплательщиков в результате камеральных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость. Так, сумма доначисленного налога в

2017 г. составила 6,9 млрд. руб., превысив показатель 2016 г. на 32,69%, а в 2018 г. она составила 12,3 млрд. руб., превысив показатель прошлого года на 78,26%.

Также увеличились суммы пеней и штрафов, взыскиваемые с налогоплатель-

щиков. Совокупный показатель их взыскания в период с 2016 по 2018 гг. вырос в 2 раза: с 5 млрд. руб. в 2016 г. до 11 млрд. руб. в 2018 г. Это свидетельствует о допущении большего числа ошибок и нарушений налогоплательщиками при исчислении налога.

В таблице 3 представлены показатели проведения выездных налоговых проверок

по налогу на добавленную стоимость. В целом, количество проверок, проведенных налоговыми органами в отношении налога на добавленную стоимость, снизилось в 2016-2018 гг. Так, по итогам 2017 г. количество проверок снизилось относительно 2016 г. на 1177 ед., составив 3732 ед., а в 2018 г. еще на 824 ед. до 2908 ед.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Изменение (+;-)

2017/201б 2018/2017

Количество выездных налоговых проверок, ед. 4 909 3 732 2 908 -1 177 -824

Количество выездных налоговых проверок, выявивших нарушения, ед. 4 8б3 3 б82 2 885 -1 181 -797

Доля результативных проверок, % 99,1 98,7 99,2 -0,4 0,5

Таблица 3. Сведения о выездных налоговых проверках по налогу на добавленную стоимость, проведенных налоговыми органами в 2016-2018 гг.

Снижение общего количества выездных проверок, проводимых налоговыми органами в отношении плательщиков налога на добавленную стоимость, связано с более эффективной аналитической работой в ходе проведения камеральных налоговых проверок. Это позволило налоговым органам сконцентрировать внимание на зонах максимального риска, снизив давление на добросовестных налогоплательщиков. Также снижение количества проверок определено автоматизацией процессов налогового администрирования по налогу, в частности, за счет применения АСК НДС-2 почти в восемь раз сократилось количество заявлений на возмещение НДС высо-

ко рисковыми организациями, а значит, сократились основания на проведение в их отношении выездных проверок.

Сократилось количество и результативных проверок: с 4863 ед. в 2016 г. до 2885 ед. в 2018 г. При этом показатель результативность выездных проверок высок - 99,2% в 2018 г., что является максимальным показателем в исследуемом периоде (в 2016 г. - 99,1%, в 2017 г. - 98,7%). Это положительно характеризует эффективность работы налоговых органов.

На рисунке 2 наглядно представлено изменение количества выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость.

4 909 4 8б3

5 000

4 000

3 000

2 000

1 000

Количество выездных налоговых проверок, выявивших нарушения

Количество выездных налоговых проверок, выявивших нарушения2

2016 г. 2017 г. 2018 г.

Рис. 2. Изменение количества выездных налоговых проверок по налогу на добавленную

стоимость в 2016-2018 гг., ед.

Высокий показатель результативности выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость соответствую-

щим образом определил объем дополнительно начисленных сумм, что отражено в таблице 4.

Таблица 4. Объем взыскания по итогам выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами по налогу на добавленную стоимость в 2016-2018 гг., млрд. руб.

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста, %

2017/2016 2018/2017

Объем доначисленного налога 20,8 51,1 61,2 145,67 19,77

Объем начисленных пеней 16,6 21,5 22,1 29,52 2,79

Объем начисленных штрафов 17,4 22,6 25,6 29,89 13,27

Всего 54,8 95,2 108,9 73,72 14,39

Представленные показатели могут свидетельствовать о следующем: растет число ошибок при исчислении налога; растет число нарушений законодательства налогоплательщиками; увеличиваются периоды просрочки по уплате налога.

В целом выездные налоговые проверки характеризуются большей эффективностью при контроле поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России по сравнению с камеральными проверками, что подтверждают данные рисунка 10, на котором отражен объем доначислений в среднем на 1 результативную проверку.

Данные таблицы 4 показывают, что в течение исследуемого периода значительно выросли показатели взыскания налогоплательщиков в результате выездных проверок. Так, в 2016 г. доначисленный налог составлял 20,8 млрд. руб., в 2017 г. он вырос на 145,67%, составив 51,1 млрд. руб., а в 2018 г. вырос еще на 19,77%, составив 61,2 млрд. руб. Соответственно, произошло увеличение пеней и штрафов. Совокупный показатель их взыскания вырос с 34,0 млрд. руб. в 2016 г. до 47,7 млрд. руб. в 2018 г.

40 000,0 35 000,0 30 000,0 25 000,0 20 000,0 15 000,0 10 000,0 5 000,0

2016 г. 2017 г. 2018 г.

• Объем доначислений на 1 результативную камеральную налоговую проверку по НДС ■ Объем доначислений на 1 результативную выездную налоговую проверку по НДС Рис. 3. Объем доначислений на 1 результативную налоговую проверку, проведенную налоговыми органами по налогу на добавленную стоимость, в 2016-2018 гг., тыс. руб.

Результаты работы налоговых органов по контролю за поступлением налога на добавленную стоимость в бюджет России выражаются также в показателе задолжен-

ности по налогу, т.е. сумм, не поступивших в бюджет своевременно. Размер такой задолженности по итогам 2016-2018 гг. представлен в таблице 5.

Таблица 5. Объем задолженности по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом России в 2016-2018 гг., млрд. руб._

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста/ снижения, %

2017/201б 201б/2017

Объем общей задолженности по налогу 4б7,9 302,3 337,8 -35,39 11,74

Объем задолженности, невозможной к взысканию 0,8 1,2 1,5 50,00 25,00

Данные таблицы 5 показывают, что общая сумма налога на добавленную стоимость, не поступившая в бюджет по итогам 2016 г. составила 467,9 млрд. руб., в 2017 г. она снизилась на 35,39%, составив 302,3 млрд. руб., что является положительным моментом и может говорить о повышении эффективности налогового контроля. В 2018 г. отмечен прирост на 11,

Сумма задолженности по налогу, невозможная к взысканию выросла - с 0,8 млрд. руб. в 2016 г. до 1,5 млрд. руб. в 2018 г., т.е. на 87,50%. Однако, несмотря на увеличение, ее значение не является критичным.

На рисунке 4 наглядно представлено изменение задолженности по налогу.

74% до 337,8 млрд. руб.

Рис. 4. Изменение объема задолженности по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом России в 2016-2018 гг., млрд. руб.

Таким образом, в течение 2016-2018 гг. происходило снижение количества камеральных и выездных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами в отношении налога на добавленную стоимость. При этом по камеральным проверкам снизилась результативность, как в абсолютном, так и в относительном выражении. По выездным налоговым проверкам процент выявления правонарушений в отношении налога, напротив, вырос. В результате контрольных мероприятий произошло увеличение взысканных сумм на-

лога и налоговых санкций с налогоплательщиков, допустивших налоговые правонарушения.

Подводя итог, можно заключить, что налог на добавленную стоимость оказывает существенное влияние на формирование налоговых доходов бюджетной системы России. Доля налога в доходах бюджета высока и ежегодно происходит увеличение поступающих сумм. Положительная динамика поступления налога на добавленную стоимость в бюджет России определена его сущностью как налога на ко-

нечное потребление - увеличение цен и сии; высокий показатель возмещения на-оборота торговли приводит к росту налога, лога в виде налоговых вычетов - более поступающего в бюджет. Отрицательными чем на 90% по отношению к исчисленной моментами в поступлении налога в бюд- сумме налога; фактическое поступление жет страны являются: снижение доли на- налога в бюджет ниже, чем исчисленная к лога в налоговых доходах бюджета Рос- уплате сумма.

Библиографический список

1. Глава 21 Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» // Электронно-правовая база «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/5eec45b5e2f637ffe05.99160528cec 70be3f1e60/

2. Горловская Е. А. Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. №5 (21). - С. 870-872.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. АСК НДС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glavkniga.ru/situations/k509315 (дата обращения: 04.11.2020).

4. Магомадов Ш.А. Налог на добавленную стоимость: принципы налогообложения и динамика собираемости // В сборнике Международной студенческой научной конференции: «Поколение будущего». - Санкт-Петербург, 2019. - С. 215-222.

5. Налоговая аналитика ФНС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/ (дата обращения: 03.11.2019).

6. Сайдулаев Д.Д. Механизмы и методы осуществления налогового контроля при взимании НДС // В сборнике XI Международной научно-практической конференции: «Актуальные вопросы права, экономики и управления», в 3 частях. - 2017. - С. 165-168.

ASSESSMENT OF INDICATORS OF TAX ADMINISTRATION OF VALUE ADDED TAX

D.D. Saydulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article studies the forms and methods of VAT tax administration, based on statistical data, data on the number offield and Desk VAT tax audits and the share of the effectiveness of VAT tax audits are analyzed. The results of the work of tax authorities to control the receipt of value-added tax to the Russian budget in the indicator of tax arrears are analyzed.

Keywords: value added tax, tax administration, in-house VAT tax audits, on-site VAT tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.