Научная статья на тему 'ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС'

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПО НДС / ВЫЕЗДНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ ПО НДС / VALUE ADDED TAX / TAX ADMINISTRATION / IN-HOUSE VAT TAX AUDITS / ON-SITE VAT TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сайдулаев Д.Д.

В статье проведено исследование форм и методов налогового контроля по НДС, выявлены актуальные проблемы налогового администрирования по НДС. В статье предложена необходимость введения методологии оценки целесообразности введения дополнительных льгот и необходимость уточнения условий применения существующих льгот или их отмены в случае их неэффективности и раскрыты последовательность шагов в этом направлении. В работе также определены меры совершенствования организации работы налоговых органов и направления повышения эффективности налогового администрирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL OVER VAT

The article examines the forms and methods of VAT tax control and identifies current problems of VAT tax administration. The article suggests the need to introduce a methodology for evaluating the feasibility of introducing additional benefits and the need to clarify the conditions for applying existing benefits or canceling them if they are ineffective, and reveals the sequence of steps in this direction. The paper also defines measures to improve the organization of work of tax authorities and ways to improve the efficiency of tax administration.

Текст научной работы на тему «ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС»

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО НДС

Д.Д. Сайдулаев, канд. экон. наук, доцент Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11413

Аннотация. В статье проведено исследование форм и методов налогового контроля по НДС, выявлены актуальные проблемы налогового администрирования по НДС. В статье предложена необходимость введения методологии оценки целесообразности введения дополнительных льгот и необходимость уточнения условий применения существующих льгот или их отмены в случае их неэффективности и раскрыты последовательность шагов в этом направлении. В работе также определены меры совершенствования организации работы налоговых органов и направления повышения эффективности налогового администрирования.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговое администрирование, камеральные налоговые проверки по НДС, выездные налоговые проверки по НДС.

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых сложных в плане организации администрирования. В отношении НДС предусмотрены три основные и две расчетные ставки - 0%; 10% и 20%. В отношении НДС предусмотрена также двойная система налоговых льгот -операции, не подлежащие налогообложению и система налоговых вычетов по НДС.

Для решения проблем, связанных с администрированием НДС налоговыми органами предусматриваются следующие меры:

- определенная регистрация плательщиков НДС;

- введение системы «НДС-платеж»;

- введение системы контроля экспорта товара и возмещением НДС.

Так как фирмы-однодневки, с помощью которых плательщики уклоняются от уплаты, являются зарегистрированными плательщиками НДС, для избегания возможности их исчезновения, необходимо совершенствование самой процедуры регистрации плательщиков, которые должны включать в себя:

- процедуры, запрещающие налогоплательщикам, с помощью недействительных документов и несуществующих адресов, получать статус налогоплательщика подставными лицами;

- строгие требования к информации, которая предоставляется при регистрации налогоплательщиками.

Данные требования должны касаться всех лиц, которые обращаются в налоговые органы для регистрации в качестве плательщиков НДС. Создание системы информационного обмена, объединенные в единую всероссийскую сеть базы данных различных ведомств, необходимо для упрощения осуществления проверок предоставленных сведений.

Организации и индивидуальные предприниматели для получения свидетельства налогоплательщика должны:

- провести в течение определенного времени операцию по производству товаров, облагаемых НДС;

- облагаемые налогом за указанный период товары, должны быть со стоимостью не больше установленного порога.

В Европейском союзе для статуса налогоплательщика, необходимо заниматься хозяйственной деятельностью, пока это предприятие не будет признано налогоплательщиком. Для налоговых органов необходимо применение меньшего количества налоговых платежей для принятия решения об особых условиях регистрации налоговых платежей. Для выявления организации, которые не представляют налоговые органы необходимо создание систе-

мы налогообложения и налоговых деклараций, которая будет включать в себя:

- распределение по налогу на определенные поля в платежных поручениях;

- предоставление информации о суммах НДС в ФНС.

Внедрение системы контроля импорта товара и возврата НДС позволяет:

- гарантировать эффективный обмен данными среди таможенной и налоговой службами;

- увеличивать результативность мер налогового администрирования;

- требования возврата налога;

- обеспечить экономию используемых средств участников ВЭД;

- сократить сумму возмещения налога, осуществляемого с нарушением закона;

- при администрировании импорта товара и возмещением НДС, обеспечить прозрачность операций налоговых и таможенных служб;

- улучшить процедуру таможенного администрировании за импортом товаров, с учетом разновидности транспорта.

Помимо этого, формирование жёсткой валюты позволяет:

- при вывозе товаров заменять копии таможенных деклараций, представленных налогоплательщиками для возмещения НДС;

- устранение надобности предоставления соответствующих свидетельств в налоговых запросах от таможенных органов для подтверждения факта и импорта товаров за пределы таможенной территории РФ.

Вышеуказанные требования дают возможность получения результатов применения НДС.

Что касается налога, то необходимо ввести методологию оценки целесообразности введения дополнительных льгот и необходимость уточнения условий применения существующих льгот или их отмены в случае их неэффективности. Такая техника может включать несколько последовательных шагов:

- на первом этапе налоговая база по конкретному налогу за анализируемый период определяется согласно статистическим данным;

- на втором этапе математический расчет налога осуществляется путем применения налоговой ставки к налоговой базе без учета применения налоговых преимуществ;

- на третьем этапе рассчитывается тот же налог, но при применении пособий и оценивается разница, которая оценивается как доход, упущенный при применении пособий;

- на четвертом этапе рассчитывается влияние предоставляемых льгот на изменение налоговой базы, для которой могут быть составлены определенные математические модели;

- на пятом этапе метод корректировки базы и рассчитанных на ее основе налогов сравнивается с учетом выгод за определенный период с потерей дохода за тот же период, и полученная положительная разница показывает, насколько эффективно применение налоговых льгот.

Сегодня значительная доля в объеме налоговых льгот освобождается от операций обмена с налогами на добавленную стоимость, связанных с ценными бумагами, банковской и страховой деятельностью. Такие льготы являются следствием социальной значимости для общества, но, с другой стороны, они представляют собой лоббирование интересов определенного круга людей. Поэтому важным решением может быть отмена этих льгот и введение более значительных льгот для населения, таких как введение более рациональных льгот для социальной сферы в виде комбинации освобождения от налогов и права на вычет при приобретении. Также предлагается установить сниженную ставку менее 10% для основных товаров (мука, молочные продукты, предметы медицинского назначения) и в то же время увеличить ставку на продажу предметов роскоши (ювелирные изделия). Этот метод позволяет увеличить долю налогов, выплачиваемых людьми, принадлежащими к состоятельному населению, что положительно скажется на доходах бюджета. Список товаров, облагаемых по ставке 10%, также требует наличия инвентаря. В частности, можно добавить такие социально значимые продукты, как минераль-

ная вода, чай, яблоки, соки, автокресла для детей и т.д. Также необходимо обновить список социальных льгот.

Третье направление развитие налога является не менее важным, поскольку от эффективности налогового администрирования напрямую зависит объем поступления налога в бюджет. В целях развития налогового администрирования можно предусмотреть совершенствование организации работы налоговых органов по следующим направлениям:

1. Следует конкретизировать положения Налогового кодекса РФ, устанавливающие, что налоговые органы в рамках налогового контроля по налогу на добавленную стоимость могут применять косвенные методы для определения правильности исчисления налогоплательщиками сумм налога, т.е. могут определять эти суммы расчетным путем. Но положения статьи 31 НК РФ, в большей степени, ориентированы на применение косвенных методов при проведении выездной налоговой проверки. Можно предусмотреть в НК РФ, что эти методы следует применять именно при приведении камеральных проверок по налогу на добавленную стоимость. Использование информации о налогоплательщике, полученной от государственных органов и определенных организаций, позволит налоговому инспектору еще на этапе камеральной проверки выявить факт нарушения налогового законодательства или его отсутствие. Это позволить не только повысить эффективность налоговых проверок, но и обеспечит принятие более обоснованных решений о доначислении сумм налога на добавленную стоимость.

2. В обязанности налоговых инспекторов, осуществляющих камеральные налоговые проверки по налогу на добавленную стоимость, рекомендуется включить проведение мониторинга финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Это позволит инспекторам не только проверить правильность исчисления налогоплательщиками сумм налога, но и выявить тенденции, влияющие на его налоговые обязательства. Так, в целях анализа плательщиков налогу на добав-

ленную стоимость мониторинг может включать:

- анализ начисленных налоговых платежей - на данном этапе налоговые инспекторы должна проводить анализ начисленных сумм налога на добавленную стоимость по итогам отчетного года и 2-3 предыдущих лет. Оценка налоговых обязательств в динамике позволит выявить тенденции в изменении налогового бремени. Те налогоплательщики, у которых происходит снижение сумм налога, исчисленного к уплате в бюджет, подлежат включению в план выездных налоговых проверок;

- анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций - этот анализ должен быть проведен на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности, прошедшей процедуру аудиторской проверки. В ходе анализа целесообразно оценивать структуру бухгалтерского баланса банка, а также темпы роста его абсолютных показателей. Такой анализ позволит осуществлять камеральный налоговый контроль на основании сравнительной оценке данных бухгалтерского учета и налоговых деклараций.

Результаты анализа позволят выявить налогоплательщиков, подлежащих выездной налоговой проверке. Данный этап анализа позволит повысить эффективность работы налоговых инспекторов по отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок по налогу на добавленную стоимость, а также в целом способствует повышению результативности налогового контроля;

- анализ динамики сумм уплаченного налога на добавленную стоимость - на данном этапе налоговые инспекторы должны оценить суммы налога на добавленную стоимость, уплаченного налогоплательщиками в бюджет. Особое внимание в ходе анализа должно быть уделено тем, налогоплательщикам, которые уплачивают налога в меньших суммах, чем исчисленные, а также используют методы для снижения налогового бремени. В результате проведенного анализа определяются организации, в которых необходимо проконтролировать полноту и своевре-

менность перечисления налоговых платежей и принять соответствующие меры по взысканию задолженности в соответствии с законодательством, что позволит повысить уровень собираемости налоговых платежей;

3. Следует проводить работу с налогоплательщиками, в отношении которых выявлены налоговые риски. Например, могут проводиться комиссии в присутствии представителей налогоплательщиков, на которых будут рассматриваться налоговые риски, выявленные в ходе предпровероч-ного анализа, а также заслушиваться и рассматриваться пояснения представителей налогоплательщиков в отношении выявленных рисков. Указанная мера позволит налогоплательщикам исправить выявленные при камеральной проверке нарушения, избежать низкоэффективных выездных проверок по налогу на добавленную стоимость.

Библиографический список

1. Глава 21 Налогового кодекса РФ «Налог на добавленную стоимость» // Электронно-правовая база «Консультант Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/5eec45b5e2f637ffe05.99160528cec 70be3f1e60/

2. Горловская Е.А. Налог на добавленную стоимость в Российской Федерации // Аллея науки. - 2018. - Т. 3. № 5 (21). - С. 870-872.

3. АСК НДС. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://glavkniga.ru/situations/k509315 (дата обращения: 04.11.2020).

4. Магомадов Ш.А. Налог на добавленную стоимость: принципы налогообложения и динамика собираемости // Сборник статей Международной студенческой научной конференции: «Поколение будущего». Санкт-Петербург, 2019. - С. 215-222.

5. Налоговая аналитика ФНС России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://analytic.nalog.ru/portal/ (дата обращения: 03.11.2019).

6. Сайдулаев Д.Д. Механизмы и методы осуществления налогового контроля при взимании НДС // Актуальные вопросы права, экономики и управления. Сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. - 2017. - С. 165-168.

В современной налоговой системе России существует ряд проблем, мешающих эффективному осуществлению налогового администрирования по налогу на добавленную стоимость. Эти проблемы носят различный характер - они связаны с неточностями в налоговом законодательстве, с недостатками в организации контрольной работы налоговых органов, с существованием умысла налогоплательщиков по уклонению от уплаты налога, с возникновением проблем в практике исчисления налога.

Перспективные направления развития налога на добавленную стоимость в России рассмотрены в рамках трех наиболее обсуждаемых направлений - дальнейшее изменение налоговых ставок, пересмотр состава налоговых льгот и развитие администрирования налога.

WAYS OF IMPROVEMENT OF TAX CONTROL OVER VAT

D.D. Saydulaev, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The article examines the forms and methods of VAT tax control and identifies current problems of VAT tax administration. The article suggests the need to introduce a methodology for evaluating the feasibility of introducing additional benefits and the need to clarify the conditions for applying existing benefits or canceling them if they are ineffective, and reveals the sequence of steps in this direction. The paper also defines measures to improve the organization of work of tax authorities and ways to improve the efficiency of tax administration.

Keywords: value added tax, tax administration, in-house VAT tax audits, on-site VAT tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.