Научная статья на тему 'Роль налоговых органов в проведении налоговой политики'

Роль налоговых органов в проведении налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1134
167
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oeconomia et Jus
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНЫЙ МЕХАНИЗМ / НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВАЯ СТАВКА / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА) / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ / ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX POLICY / TAX BURDEN / FISCAL MECHANISM / TAX INSTRUMENTS (TAX BASE / TAX RATE / TAX BENEFIT) / TAX ADMINISTRATION / FISCAL FUNCTION / TAX AUDITS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотиков Николай Зотикович

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от задач, стоящих перед государством на определенный период. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов. Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база, налоговые санкции и др. Одной из функций налогов является фискальная. Налоговые органы непосредственно участвуют в реализации принятой государством налоговой политики, выполняя при этом данную функцию налогов. В статье с использованием данных Сводных налоговых паспортов Российской Федерации, составленных Федеральной налоговой службой России за 2016-2018 годы, проанализированы поступления администрируемых налогов, приведены показатели контрольной работы налоговых органов за указанный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF TAX AUTHORITIES IN TAX POLICY IMPLEMENTATION

Tax policy is a set of measures in the field of tax regulation of the economy aimed at establishing the optimal level of the tax burden depending on the tasks facing the state in a certain period. Tax policy is implemented through the tax mechanism, which is a set of organizational, legal standards and methods of managing the tax system. The form of implementing and regulating the tax mechanism is the tax legislation, which determines the set of tax instruments. The state's participation in regulating the economy when implementing tax policy is carried out using such tax instruments as the tax rate, tax benefit, tax base, tax sanctions, etc. One of taxes' functions is fiscal. Tax authorities are directly involved in implementing the tax policy adopted by the state, while performing this function of taxes. The article uses data from consolidated tax passports of the Russian Federation compiled in 2016-2018 to analyze tax proceedings administered by the Federal Tax Service of Russia, and provides indicators of the control work carried out by tax authorities for the specified period.

Текст научной работы на тему «Роль налоговых органов в проведении налоговой политики»

УДК 338.23: 336.22 (470) ББК У 261.41-18(2Рос)

Н.З. ЗОТИКОВ

РОЛЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ В ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ*

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка, налогово-бюджетный механизм, налоговые инструменты (налоговая база, налоговая ставка, налоговая льгота), администрирование налогов, фискальная функция, налоговые проверки.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования экономики, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от задач, стоящих перед государством на определенный период. Налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационных, правовых норм и методов управления налоговой системой. Формой реализации и регулирования налогового механизма является налоговое законодательство, которое определяет совокупность налоговых инструментов. Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база, налоговые санкции и др. Одной из функций налогов является фискальная. Налоговые органы непосредственно участвуют в реализации принятой государством налоговой политики, выполняя при этом данную функцию налогов. В статье с использованием данных Сводных налоговых паспортов Российской Федерации, составленных Федеральной налоговой службой России за 2016-2018 годы, проанализированы поступления администрируемых налогов, приведены показатели контрольной работы налоговых органов за указанный период.

Введение. Налоговая политика осуществляется уполномоченными на то государственными органами и отражает классификацию налогов, методы, принципы налогообложения и другие механизмы, действующие в налоговой системе страны. Как и любая другая политика государства, налоговая политика имеет свое содержание, научно обоснованную концепцию развития налоговой системы, определение важнейших направлений использования налогово-бюджетного механизма.

Субъектами налоговой политики выступают:

- государственной - Российская Федерация;

- региональной - субъекты РФ;

- муниципальной - города, районы в городах.

При этом каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством. Как правило, проведение налоговой политики субъектами РФ сводится к их праву вводить установленные Налоговым кодексом РФ (далее -НК РФ) налоги, при этом конкретизируя ставки налогов, устанавливая порядок и сроки уплаты налогов, а также предусмотрев льготы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Задачами налоговой политики являются обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами, создание условий для регулирования

* Работа выполнена в рамках гранта РФФИ № 18-010-00357 на тему «Совершенствование налогово-бюджетного механизма и его влияние на экономику региона» на 2018-2020 гг.

экономики страны в целом. В зависимости от состояния экономики, стоящих перед страной задач налоговая политика проводится путем использования следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контролирования, принуждения. Управление налогообложением осуществляется органами государства, непосредственно ответственными за осуществление налоговой политики. К ним относятся Минфин России (в лице Департамента налоговой политики) и ФНС России.

В соответствии со ст. 9 части первой Налогового кодекса РФ налоговые органы (как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы) являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В силу ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов, страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. Таким образом, налоговые органы непосредственно являются участниками налоговых отношений.

В своем развитии налоговое администрирование постоянно совершенствуется. Так, создан личный кабинет налогоплательщика, введен налоговый контроль в форме налогового мониторинга, с 2009 г. применяется досудебный порядок урегулирования налоговых споров, риск-ориентированный подход при проведении камеральной налоговой проверки (КНП) деклараций по НДС и др. В своей деятельности налоговые органы опираются на Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы1.

Все таблицы, приведенные в настоящей статье, составлены на основании информации, содержащейся в Сводном налоговом паспорте РФ за данный год.

Основные показатели по администрируемым ФНС России налогам

Из данных табл. 1 следует, что в 2018 г. по сравнению с 2016 г.:

- ВВП страны увеличился на 20,7%, инвестиции в основной капитал - на

20,2%;

- сумма прибыли по прибыльным организациям увеличилась на 25,3%, при этом удельный вес прибыльных предприятий уменьшился на 1,9%;

- величина убытка предприятий увеличилась на 69,8% при увеличении удельного веса убыточных предприятий на 5,4%;

- кредиторская задолженность увеличилась в меньшей степени (16,4%), чем дебиторская задолженность (25,9%), что обеспечило снижение отношения кредиторской задолженности к дебиторской на 7,5%.

1 Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы: приказ ФНС России от 11.04.2011 г. № ММВ - 7-4/260(а) [Электронный ресурс] // Федеральная налоговая служба: офиц. сайт. URL: https://www.nalog.ru/ m77/about fts/docs/4005016/

Таблица 1

Сводный налоговый паспорт РФ

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

ВВП, млрд руб. 86 044,0 92 819,0 103 875,8 120,7

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 14 639,8 15 966,8 17 595,3 120,2

Сумма прибыли по прибыльным организациям, млрд руб. 13 195,4 12 276,1 16 527,5 125,3

Сумма убытка предприятий, млрд руб. 1 607,7 1 955,6 2 730,4 169,8

Удельный вес прибыльных предприятий, % 74,0 73,7 72.6 98,1

Удельный вес убыточных предприятий, % 26,0 26,3 27,4 105,4

Кредиторская задолженность, млрд руб. 42 280,1 44 481,3 49 228,6 116,4

Дебиторская задолженность, млрд руб. 37 053,2 40 257,6 46 668,5 125,9

Отношение кредиторской задолженности к дебиторской,% 114,1 110,5 105,5 92,5

Среднемесячная номинальная зарплата, руб. 36 745,7 44 907,0 43 445,4 118,2

Численность занятого населения, тыс. чел. 72 390,0 72 140,0 72 354,4 99,9

Количество юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ, ед. 4 553 818 4 371 335 4 069 375 89,4

Количество индивидуальных предпринимателей, ед. 3 584 178 3 696 127 3 835 751 107,0

Количество субъектов МСП, ед. 5 542 782,0 5 922 420 6 041 195,0 109,0

Численность населения, тыс. человек 146 804,4 146 880,4 146 780,7 100,0

Таблица 2

Основные показатели налоговой базы по администрируемым ФНС России доходам

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г.

Показатели налог, доля, налог, доля, налог, доля, к 2016 г.,

млн руб. % млн руб. % млн руб. % %

Налог на прибыль 2 592 269,3 20,3 2 902 231,4 19,4 3 468 974,2 19,0 133,8

НДФЛ 2 824 925,4 22,1 3 025 234,1 20,3 3 197 385,6 17,5 113,2

НДПИ 3 058 482,1 24,0 4 285 329,9 28,6 6 082 387,8 33,2 198,9

Налог на имущество 786 302,9 6,2 877 477,5 5,9 1 042 209,8 5,7 132,5

организаций

Налог на имущество 61 581,6 0,5 74 526,3 0,5 81 724,9 0,4 132,7

физлиц

Земельный налог 193 766,6 1,5 192 262,1 0,3 185 716,1 1,0 95,8

Транспортный налог 164 957,7 1,3 170 946,8 1,1 179 625,7 1,0 108,9

Сбор за объекты вод- 2 143,1 - 2 330,3 - 2 356,9 - 110,0

ных биологических

ресурсов

Налог по УСН 259 003,3 2,0 320 057,9 2,1 389 672,5 2,1 150,5

Минимальный налог 26 079,4 0,2 30 373,6 0,2 35 819,0 0,2 137,3

при УСН

ЕНВД 72 522,8 0,6 69 869,9 0,5 64 652,8 0,4 89,1

ЕСХН 11 367,5 0,1 11 193,8 0,1 15 364,5 0,1 135,2

НДС на товары, реали- 2 705 830,1 21,2 2 997 424,4 20,0 3 538 560,0 19,4 130,8

зуемые в РФ

Всего 12 759 231,8 100,0 14 959 258,0 100,0 18 284 449,8 100,0 143,3

Таблица 3

Показатели администрируемых ФНС России налогов

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

Поступления администрируемых ФНС России налогов, млн руб. 14 482 884,3 17 343 436,1 21 328 495,4 147,3

Доходы бюджета на 1 жителя, руб. 98 654,3 118 078,6 145 308,6 147,3

Налоговые доходы консолидированного бюджета РФ, млн руб. 16 308 216,8 19 276 896,9 23 601 416,8 144,7

ВВП, млрд руб. 86 044,0 92 819,0 103 875,8 120,7

Налоговые доходы,% к ВВП 18,9 20,8 22,7 120,1

Таблица 4

Льготы по отдельным администрируемым налогам, млн руб.

Показатели Год Налог Льгота % льготы

Налог на прибыль 2016 г. 2 592 269,3 892 995,8 34,4

2017 г. 2 902 231,4 225 462,1 7,8

2018 г. 3 468 974,2 316 756,0 9,1

2018 г. к 2016 г., % 133,8 35,5 26,8

Налог на имущество организаций 2016 г. 786 302,9 398 374,8 50,7

2017 г. 877 477,5 445 513,4 50,8

2018 г. 1 042 209,8 367 571,5 35,3

2018 г. к 2016 г., % 132,5 92,3 69,7

Земельный налог 2016 г. 193 766,6 58 980,6 30,4

2017 г. 192 262,1 64 501,2 33,5

2018 г. 185 716,1 62 281,9 33,5

2018 г. к 2016 г., % 95,8 105,6 110,2

Транспортный налог 2016 г. 164 957,7 14 296,3 8,7

2017 г. 170 946,8 15 084,1 8,8

2018 г. 179 625,7 16 895,5 9,4

2018 г. к 2016 г., % 108,9 118,2 108,0

Налог на имущество физических лиц 2016 г. 61 581,6 28 263,1 45,9

2017 г. 74 526,3 28 740,3 38,6

2018 г. 81 724,9 31 274,3 38,3

2018 г. к 2016 г., % 132,7 110,6 83,4

Всего 2016 г. 3 798 878,1 1 392 910,6 36,7

2017 г. 4 217 444,1 779 301,1 18,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2018 г. 4 958 250,7 794 779,2 16,0

2018 г. к 2016 г., % 130,5 57,0 43,6

Таблица 5

Основные показатели по администрируемым ФНС России налогам

Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

Налог на прибыль, млн руб. 2 592 269,3 2 902 231,4 3 468 974,2 133,8

Доходы и внереализационные доходы 427 502 755,7 359 327 375,4 412 141 932,5 96,4

Расходы и внереализационные расходы 405 461 423,0 340 483 560,3 387 348 714,0 95,5

Сумма переноса убытка на будущее 4 146 083,8 828 894,9 993 723,0 24,0

Налоговая база 13 282 698,0 14 830 089,5 17 940 811,9 135,1

НДФЛ, млн руб. 2 824 925,4 3 025 234,1 3 197 385,6 113,2

В том числе по ставке 13% 2 799 524,0 3 002 751,1 3 172 231,9 113,3

Продолжение табл. 5

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

НДПИ, млн руб. 3 058 482,1 4 285 329,9 6 082 397,8 198,9

В том числе нефть 2 478 267,2 3 489 253,2 5 181 612,6 209,1

природный газ 361 228,8 573 808,6 643 624,2 178,2

газовый конденсат 124 008,1 125 613,4 149 538,0 120,6

Цена нефти «Urals», долл. /баррель 41,7 53,1 69,7 167,1

Объем добычи нефти, тыс. т 501 442 503 611 503 855 100,5

Объем добычи природного горючего газа, млн куб. м 541 013 588 974 616 788 114,0

Объем добычи газового конденсата, тыс. т 30 539 30 013 30 254 99,1

Налог на имущество организаций, млн руб. 783 602,9 877 477,5 1 042 209,8 132,5

Количество налогоплательщиков, ед. 605 932 614 691 712 155 117,5

Налоговая база, млн руб.: 43 811 756,4 48 764 136,8 57 800 254,1 131,9

среднегодовая стоимость 38 247 000,2 39 906 798,5 49 492 178,4 129,4

кадастровая стоимость 5 564 756,2 8 857 338,3 8 308 075,7 149,3

Налог на имущество физических лиц, млн руб. 61 581,6 74 526,3 81 724,9 132,7

Общая инвентаризационная стоимость объектов, облагаемых налогом 5 234 911 3 963 057,5 2 849 641,7 54,4

Общая кадастровая стоимость 71 728 386,5 82 322 257,0 91 037 971,6 126,9

Земельный налог, млн руб. 193 766,6 192 262,1 185 716,1 95,8

В том числе уплачиваемый физическими лицами 50 053,0 47 466,6 47 312,6 94,5

Количество налогоплательщиков, ед. 33 383 615 34 184 050 37 499 153 112,3

В том числе физических лиц 32 858 017 33 658 310 36 987 903 112,6

Налоговая база, млн руб. 43 479 931,2 44 429 853,8 43 259 787,9 99,5

В том числе физических лиц 21 705 057,4 22 646 016,2 21 959 570,3 101,2

Транспортный налог, млн руб. 164 957,7 170 946,8 179 625,7 108,9

В том числе уплачиваемый физическими лицами 137 237,2 142 843,6 150 131,4 109,4

Количество транспортных средств, ед. 48 786 208 49 995 249 51 232 420 105,0

В том числе принадлежащие физическим лицам 44 732 980 45 912 895 47 255 381 105,6

Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов, млн руб. 2 143,1 2 330,3 2 356,9 110,0

ЕНВД, млн руб. 72 522,8 69 869,9 64 652,8 89,1

Количество налогоплательщиков, ед. 2 033 504 2 044 154 2 072 711 101,9

Налоговая база, млн руб. 894 342,2 892 178,9 904 153,6 101,1

ПСН

Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих ПСН 243 671 287 766 325 630 133,6

Количество выданных патентов, ед. 321 606 383 256 439 088 136,5

УСН, млн руб. 259 003,3 320 057,9 389 672,5 150,5

В том числе объект «доходы» 196 167,3 241 360,0 293 881,6 149,8

объект «доходы минус расходы» 62 836,0 78 697,9 95 791,0 152,4

Количество налогоплательщиков, ед. 2 874 817 3 056 467 3 241 687 112,8

Окончание табл. 5

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

ЕСХН, млн руб. 11 367,5 11 193,8 15 364,5 135,2

Количество налогоплательщиков, ед. 99 716 100 712 97 035 97,3

Налоговая база, млн руб. 212 471,7 206 644,4 282 916,0 133,2

НДС

Сумма исчисленного налога, млн руб. 38 549 954,2 39 467 115,4 41 982 214,2 108,9

В том числе по ставке 10% 2 108 925,0 2 090 720,5 2 029 923,5 96,2

по ставке 18% 28 024 616,0 28 871 157,8 30 570 581,1 109,1

Налоговые вычеты, млн руб. 35 844 718,7 36 469 691,0 38 443 653,9 107,3

Из них при ввозе на таможенную территорию РФ 1 784 096,2 1 886 486,3 2 241 777,9 125,6

по операциям подтвержденного экспорта 1 877 731,9 1 875 799,8 2 116 434,9 112,7

Удельный вес налоговых вычетов, % 93,0 92,4 91,6 98,5

Сумма налога, млн руб.: к уплате в бюджет к возмещению из бюджета 4 783 458,5 2 077 628,4 25 22 ОО ОО 91 6 016 705,8 2 489 725,6 125,8 119,8

Фактически возмещено, млн руб. 2 156 358,0 2 340 772,2 2 524 683,4 117,1

В том числе в заявительном порядке 1 030 053,4 1 278 056,2 1 719 481,9 166,9

НДС к уплате в бюджет с учетом возмещения, млн руб. 2 705 830,1 3 003 702,2 3 526 980,2 130,3

Из данных табл. 2-5 следует, что при увеличении в 2018 г. по сравнению с

2016 г. налоговых доходов консолидированного бюджета РФ на 44,7% величина администрируемых ФНС России налогов увеличились на 43,3%. При этом из администрируемых ФНС России налогов величина всех налогов увеличилась в меньшей степени, за исключением НДПИ (рост - 98,9%), УСН (50,5%).

Величина налога на прибыль за указанный период увеличилась на 33,8%, при этом доходы уменьшились на 3,6%, расходы - на 4,5%, налоговая база увеличилась на 35,1%. В 2018 г. сумма переноса убытка на будущее уменьшилась по сравнению с аналогом за 2016 г. на 76,0%. В 2016 г. льготы по налогу на прибыль составляли 34,4% от величины налога на прибыль, начиная с

2017 г. наблюдается резкое снижение предоставляемых льгот: в 2017 г. -7,8% и 2018 г. - 9, 1% от величины налога. В целом величина льготы по налогу на прибыль в 2018 г. уменьшились на 73,2%. Доля налога на прибыль в общей сумме администрируемых ФНС России налогов с 20,3% в 2016 г. уменьшилась до 19,0% в 2018 г.

Величина НДФЛ за указанный период увеличилась на 13,2%, в том числе по доходам, облагаемым по ставке 13%, - на 13,3%, облагаемым по ставке 15%, - в 2,2 раза при значительном уменьшении доходов, облагаемых по ставке 9% (более 80%), по ставке 30% - на 25,7%, по ставке 35% - на 46,8%. Доля НДФЛ в общей сумме налогов с 22,1% в 2016 г. уменьшилась до 17,5% в 2018 г.

Увеличение величины налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) за указанный период на 98,9% повысило долю данного налога в общей сумме с 24,0% в 2016 г. до 33,2% в 2018 г., т.е. НДПИ составляет 1/3 часть всех адми-нистрируемых ФНС России налогов. При этом величина налога по нефти увеличилась более чем в 2 раза (при увеличении цены нефти «Urals» с 41,7 долл. за баррель до 69,7 долл. в 2018 г.), по природному газу - на 78,2%. В общей сумме налога доля налога по нефти увеличилась с 81,0% в 2016 г. до 85,2% в 2018 г.). «Налоговые доходы бюджета от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов с 31,86% к ВВП в 2012 г. увеличились в 2018 г. до 32,72%. Основное увеличение налоговой нагрузки произошло в части налога на добычу полезных ископаемых и таможенной пошлины на нефть вследствие увеличения курса валют и коэффициента Кк в формуле расчета ставки НДПИ при добыче нефти» [5].

Следует отметить, что с введением с 2019 г. налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья поступления НДПИ еще больше увеличиваются.

Количество налогоплательщиков налога на имущество организаций в 2018 г. по сравнению с таковым в 2016 г. увеличилось на 17,5%, налоговая база - на 31,9%, в том числе среднегодовая стоимость имущества - на 29,4%, кадастровая стоимость - на 49,3%. При этом доля имущества, налоговая база которого определяется исходя из кадастровой стоимости имущества, остается незначительной (в 2016 г. - 12,7%, в 2018 г. - 14,4%). При увеличении суммы налога на 32,5% его доля в сумме администрируемых ФНС России налогов уменьшилась с 6,2% в 2016 г. до 5,7% в 2018 г. Следует отметить, что если в 2016 г. доля льготы по налогу от величины налога составляла 50,7%, то в 2018 г. - 35,3%, однако в отличие от других налогов доля льготы остается значительной.

С увеличением общей кадастровой стоимости объектов на 26,9% связано увеличение суммы налога на имущество физических лиц (на 32,7%), однако, несмотря на это, доля налога на имущество физических лиц в общей сумме налогов, администрируемых ФНС России, уменьшилась с 0,5% в 2016 г. до 0,4% в 2018 г. При этом в 2016 г. доля льготы по налогу составляла 45,9% от общей суммы налога, в 2018 г. - 38,3%. Льгота, предоставленная по налогу в 2018 г., превысила величину льготы за 2016 г. на 10,6%.

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. количество плательщиков земельного налога увеличилось на 12,3%, в том числе физических лиц - на 12,6%, доля физических лиц в числе плательщиков увеличилась с 98,4% в 2016 г. до 98,6% в 2018 г. При этом налоговая база по налогу, уплачиваемому физическими лицами, составляет 49,9% в 2016 г. и 50,8% в 2018 г. За указанный период сумма земельного налога уменьшилась на 4,2%, а его доля в общей сумме налогов с 1,5% до 1,0%. Величина предоставляемых по налогу льгот остается неизменной и составляет 1/3 от общей суммы налога.

Более 90,0% транспортных средств, облагаемых транспортным налогом, зарегистрировано на физических лиц, на них приходится более 83,0% общей

суммы налога. При увеличении величины транспортного налога на 8,9% его доля в общей сумме налогов остается незначительной (1,3% в 2016 г. и 1,0% в 2018 г.). При этом величина предоставляемой льготы не превышает 10,0% от общей суммы налога.

Количество налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, по данным Сводного налогового паспорта, составляет в 2018 г. 5 736 463 человека, в том числе применяющих единый налог на вмененный доход (ЕНВД) - 36,1%, упрощенную систему налогообложения (УСН) -56,5%, патентную систему налогообложения (ПСН) - 5,7%, единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) - 1,7%. Начислен налог на совокупный доход всем налогоплательщикам, применяющим специальные налоговые режимы, в 2018 г. в сумме 469 689,8 млн руб., в том числе ЕНВД - 13,8%, УСН - 83,0%, ЕСХН - 3,3%. Таким образом, налоговая нагрузка очень сильно различается: «вмененщики», занимая 36,1% по численности, уплачивают лишь 13,8% налогов, «упрощенцы», имея численность 56,5%, уплачивают 83,0% всей суммы налогов. Доля специальных налоговых режимов в общей сумме доходов бюджетов остается незначительной: в 2016 г. - 2,9%, в 2018 г. - 2,8%. При этом доля ЕНВД уменьшилась с 0,6% до 0,4%. Количество индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих ПСН, незначительно: 325 630 человек в 2018 г.

«Роль малого предпринимательства (МП) в экономике сводится к таким важным социальным функциям, как создание среднего класса, формирование системы самозанятости, через усиление конкуренции повышение качества продукции и услуг, оказываемых населению. По исследованиям Всемирного банка Doing Business, рейтинг России по доброжелательной среде ведения бизнеса из года в год повышается. Если по итогам 2015 года страна занимала 52-е место, по итогам 2016 года - 40-е место, то по итогам 2017 года Россия по легкости ведения бизнеса занимает уже 35-е место из 190 возможных. В рейтинге комфортности налогообложения Doing Business Россия занимает 52-е место, в то время как в 2015 году - 47-е место» [6].

В 2018 г. «налоговая нагрузка на малый бизнес, применяющий специальные налоговые режимы (2,4%), намного отличается от соответствующего показателя при применении общего режима налогообложения (22,4% без учета страховых взносов)» [3].

«В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того, в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объему полученного валового внутреннего продукта (ВВП)» [1].

Показатель, рассчитываемый как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов, есть общая налоговая ставка. По сути она показывает стоимость налогов для плательщика.

«Показатель общей налоговой ставки является свидетельством улучшения налогового законодательства в стране» [4].

Как следует из данных табл. 2 и 3, по администрируемым ФНС России налогам налоговая нагрузка на ВВП с 18,9% в 2016 г. увеличилась до 22,7% в 2018 г., или на 20,1%.

При увеличении ВВП страны за анализируемый период на 20,7% сумма НДС, подлежащего к уплате в бюджет, с учетом возмещения увеличилась на 30,3%. Налоговые вычеты за этот период увеличились на 7,3%, в том числе при ввозе товаров на таможенную территорию РФ на 25,6%. Удельный вес налоговых вычетов сумм «входного» НДС с 94,0% в 2016 г. уменьшился до 91,6% в 2018 г. Доля НДС в общей сумме администрируемых налогов уменьшилась с 21,2% в 2016 г. до 19,4% в 2018 г.

Поступления налогов, администрируемых ФНС России, в 2018 г. по сравнению с 2016 г. увеличились на 47,4%, в том числе в расчете на одного жителя - с 98 654,3 до 145 308,6 руб.

Итоги налогового администрирования

Результаты налогового администрирования можно охарактеризовать следующими данными, представленными в табл. 6.

Таблица 6

Основные показатели работы налоговых органов

Показатели 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. к 2016 г., %

Всего налоговых проверок, ед. 40 003 998 55 879 449 67 903 348 169,7

Из них выявивших нарушения, ед. 2 280 226 3 033 686 3 544 875 155,5

Дополнительно начислено по проверкам, млн руб. 451 805,3 371 148,1 363 227,8 80,4

Доначислено на 1 проверку, выявившую нарушения, тыс. руб. 198,1 122,3 102,5 51,7

Количество выездных налоговых проверок (ВНП), ед. 26 043 20 163 14 152 54,3

Из них выявивших нарушения, ед. 25 796 19 778 13 838 53,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доначислено по ВНП, млн руб. 352 056,9 309 974,0 307 568,2 87,4

Доначислено на 1 ВНП, выявившую нарушения, тыс. руб. 13 647,7 15 672,7 22 226,3 162,9

Количество ВНП организаций, ед. 22 594 17 563 12 538 55,5

Из них вывивших нарушения 22 402 17 337 12 267 54,7

Дополнительно начислено по ВНП организаций, млн руб. 340 898,4 301 200,0 299 883,1 88,0

Доначислено на 1 ВНП организаций, выявившую нарушения, тыс. руб. 15 217,3 17 373,2 24 446,3 160,6

Количество камеральных проверок (КНП), ед. 39 977 955 55 859 286 67 889 196 169,8

Из них выявивших нарушения, ед. 2 254 430 3 013 908 3 531 037 156,6

Дополнительно начислено по КНП, млн руб. 99 748,3 61 174,1 55 659,6 55,8

Доначислено на 1 КНП, выявившую нарушения, тыс. руб. 44,2 20,3 15,8 35,7

Как следует из данных, приведенных в табл. 6, в 2018 г. по сравнению с 2016 г. количество проведенных налоговыми органами проверок увеличилось на 69,7%, в том числе количество камеральных проверок - на 69,8%. Что ка-

сается выездных налоговых проверок, то их доля в проводимых проверках незначительна: 0,06% в 2016 г. и 0,02% в 2018 г. Если в 2016 г. проведено 26 043 выездные налоговые проверки, то в 2018 г. их количество уменьшилось до 14 152 ед., или сократилось на 45,7%. Тем самым подтверждается «тенденция снижения количества выездных налоговых проверок. С уменьшением количества проводимых налоговых проверок связано уменьшение рассматриваемых жалоб по результатам налогового контроля с 25,8 тыс. ед. в

2015 г. до 23,4 тыс. ед. в 2016 г., или на 9,3%, в 2017 г. на 10,5%, в I полугодии 2018 г. на 16,9%» [2].

В 2018 г. по сравнению с 2016 г. количество проверок, выявивших нарушения налогового законодательства, увеличилось на 55,5%, а сумма доначисленных по результатам проверок уменьшилась с 451 805,3 млн руб. до 363 227,8 млн руб., или на 19,6%, соответственно сумма доначислений на одну проверку сократилась с 198,1 тыс. руб. до 102,5 тыс. руб., или на 48,3%.

По результатам выездных налоговых проверок в 2016 г. доначислено 352 056,9 млн руб. (77,9% от всех доначислений), в 2018 г. - 307 568,2 млн руб. (84,7% от всех доначислений). При этом, несмотря на то, что сумма доначислений по итогам ВНП в 2018 г. уменьшилась на 12,6%, более результативными остаются выездные налоговые проверки.

Из всех проведенных ВНП в 2016 г. на организации приходится в 2016 г. 86,7% и 88,6% в 2018 г., соответственно, 96,8% и 97,5% всех сумм доначислений. Сумма доначислений по одной ВНП организации, выявившей нарушения, увеличилась с 15 217,3 тыс. руб. в 2016 г. до 24 446,3 тыс. руб. в 2018 г., т.е. рост составил 60,6%.

При увеличении количества проведенных камеральных проверок на 69,8% сумма доначислений уменьшилась с 99 748,3 млн руб. в 2016 г. до 55 659,6 млн руб. в 2018 г., или на 44,2%, соответственно, сумма доначислений на одну КНП, выявившую нарушения, уменьшилась с 44,2 тыс. руб. до 15,8 тыс. руб., или на 64,3%, чему способствуют широко применяемые налогоплательщиками общедоступные контрольные соотношения показателей налоговых деклараций по налогам, которыми руководствуются налоговые органы при проведении камеральных налоговых проверок.

Выводы. 1. В 2018 г. по сравнению с 2016 г. налоговые доходы по адми-нистрируемым ФНС России налогам увеличились на 43,3%, в том числе по НДПИ - на 98,9%.

2. Льготы по налогам имеют тенденцию к уменьшению, в 2018 г. 43,6% к

2016 г. В значительных размерах остаются льготы по земельному налогу (110,2%), транспортному налогу (108,0%), налогу на имущество физических лиц (83,4%).

3. В 2018 г. по сравнению с 2016 г. доля федеральных налогов увеличилась с 87,6 до 89,1%, по региональным налогам уменьшилась с 9,7 до 9,0%, по местным налогам - с 2,7 до 1,9%.

4. Доля совокупного налога, уплачиваемого в связи с применением специальных налоговых режимов, ничтожна (2,9% в 2016 г. и 2,8% в 2018 г.).

5. Количество ВНП сократилось с 26 043 ед. в 2016 г. до 14 152 ед. в 2018 г., или на 45,7%. При этом сумма доначислений по ВНП уменьшилась на 12,6%, на одну проверку, выявившую нарушения, увеличилась на 62,9%. Таким образом, результативными остаются выездные налоговые проверки.

6. Количество КНП за указанный период увеличилось на 69,8%. При этом доначисления по итогам КНП уменьшились на 44,2%, в том числе на одну проверку, выявившую нарушения, уменьшились на 64,3%.

Литература

1. Василик М.С., Кислинских Ю.В. Сравнительный анализ налоговой системы России и развитых зарубежных стран // Социальное и экономическое развитие АТР: опыт, проблемы, перспективы. 2015. № 1. С. 4-17.

2. Зотиков Н.З. Досудебный порядок урегулирования налоговых споров: практика применения // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2019. № 4. С. 32-42.

3. Зотиков Н.З. Малый бизнес: его роль и место в экономике страны // Финансовая экономика. 2019. № 9. С. 344-349.

4. ЗотиковН.З., СавдероваА.Ф. «Зарплатные» налоги: прогрессия и регрессия // Вестник профессиональных бухгалтеров. 2017. № 2. С. 39-47.

5. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_334706/#dst0.

6. Руденко Л.Г., Касаткина И.С. Фискальная политика государства в системе поддержки малого предпринимательства // Стратегические задачи макроэкономического регулирования и пространственного развития: сб. науч. тр. II Междунар. науч.-практ. конф. научных и научно-педагогических работников общего и профессионального образования / под ред. Д.Е. Сорокина, С.В. Шманёва, И.Л. Юрзиновой. Орел: Орловский гос. ун-т экономики и торговли, 2018. С. 135-142.

ЗОТИКОВ НИКОЛАИ ЗОТИКОВИЧ - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, кредита и экономической безопасности, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

Nikolay Z. ZOTIKOV

THE ROLE OF TAX AUTHORITIES IN TAX POLICY IMPLEMENTATION

Key words: tax policy, tax burden, fiscal mechanism, tax instruments (tax base, tax rate, tax benefit), tax administration, fiscal function, tax audits.

Tax policy is a set of measures in the field of tax regulation of the economy aimed at establishing the optimal level of the tax burden depending on the tasks facing the state in a certain period. Tax policy is implemented through the tax mechanism, which is a set of organizational, legal standards and methods of managing the tax system. The form of implementing and regulating the tax mechanism is the tax legislation, which determines the set of tax instruments. The state's participation in regulating the economy when implementing tax policy is carried out using such tax instruments as the tax rate, tax benefit, tax base, tax sanctions, etc. One of taxes' functions is fiscal. Tax authorities are directly involved in implementing the tax policy adopted by the state, while performing this function of taxes. The article uses data from consolidated tax passports of the Russian Federation compiled in 2016-2018 to analyze tax proceedings administered by the Federal Tax Service of Russia, and provides indicators of the control work carried out by tax authorities for the specified period.

References

1. Vasilik M.S., Kislinskikh Yu.V. Sravnitel'nyi analiz nalogovoi sistemy Rossii i razvitykh zarubezhnykh stran [Comparative analysis of the tax system of Russia and developed foreign countries]. Sotsial'noe i ekonomicheskoe razvitie ATR: opyt, problemy, perspektivy, 2015, no. 1, pp. 4—17.

2. Zotikov N.Z. Dosudebnyi poryadok uregulirovaniya nalogovykh sporov: praktika prime-neniya [Pre-trial procedure for settlement of tax disputes: application practice]. Vestnik professional'nykh bukhgalterov, 2019, no. 4, pp. 32—42.

3. Zotikov N.Z. Malyi biznes: ego rol' i mesto v ekonomike strany [Small business: its role and place in the country's economy]. Finansovaya ekonomika, 2019, no. 9, pp. 344—349.

4. Zotikov N.Z., Savderova A.F. «Zarplatnye» nalogi: progressiya i regressiya ["Salary" taxes: progression and regression]. Vestnik professional'nykh bukhgalterov, 2017, no. 2, pp. 39—47.

5. Osnovnye napravleniya byudzhetnoi, nalogovoi i tamozhenno-tarifnoi politiki na 2020 god i na planovyi period 2021 i 2022 godov (utv. Minfinom Rossii) [The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334706/#dst0.

6. Rudenko L.G., Kasatkina I.S. Fiskal'nayapolitika gosudarstva v sisteme podderzhki malogo predprinimatel'stva [Fiscal policy of the state in the system of small business support]. In: Sorokin D.E., Shmanev S.V., Yurzinova I.L., ed. Strategicheskie zadachi makroekonomicheskogo regulirovaniya i prostranstvennogo razvitiya: sb. nauch. tr. II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. nauchnykh i nauchno-pedagogicheskikh rabotnikov obshchego i professional'nogo obrazovaniya [Proc. of 2nd Int. Sci. Conf. «Strategic objectives of macroeconomic regulation and spatial development»]. Orel, 2018, pp. 135—142.

NIKOLAY Z. ZOTIKOV - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Finance, Credit and Statistics Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (zotikovcontrol@yandex. ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.