Научная статья на тему 'Контрольная работа налоговых органов: анализ, проблемы и пути совершенствования (на материалах Алтайского края)'

Контрольная работа налоговых органов: анализ, проблемы и пути совершенствования (на материалах Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1771
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / TAX AUTHORITIES / CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION / TAX LAW / TAX CONTROL / FIELD TAX AUDIT / CAMERAL TAX AUDIT / TAXPAYER / TAX RETURN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глотова Наталья Ивановна, Старчиков Артем Борисович

В системе государственного финансового контроля одна из главных ролей отводится налоговому контролю, поскольку налоги были и остаются основными фискальными и регулирующими инструментами рыночной экономики. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства. В статье представлен анализ контрольной работы налоговых органов. Сформулированы проблемы, снижающие эффективность контрольной работы и предложены пути ее совершенствования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the system of state financial control, one of the main roles is assigned to tax control, since taxes were and remain the main fiscal and regulatory instruments of a market economy. Tax control guarantees the feedback of taxpayers with government bodies, so the welfare and economic security of the state depend on its performance. The article presents an analysis of the control work of the tax authorities. The problems that reduce the effectiveness of control work are formulated and the ways of its improvement are proposed.

Текст научной работы на тему «Контрольная работа налоговых органов: анализ, проблемы и пути совершенствования (на материалах Алтайского края)»

УДК 336.02 (571.15) ГРНТИ 06.73.15

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Глотова Наталья Ивановна

кандидат экономических наук, доцент Алтайский государственный аграрный университет 656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 98, Россия E-mail: niglotova @ inbox. ru

Старчиков Артем Борисович

старший государственный налоговый инспектор, референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3 класса, E-mail: artyom-starchikov@yandex.ru

Аннотация. В системе государственного финансового контроля одна из главных ролей отводится налоговому контролю, поскольку налоги были и остаются основными фискальными и регулирующими инструментами рыночной экономики. Налоговый контроль гарантирует обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

В статье представлен анализ контрольной работы налоговых органов. Сформулированы проблемы, снижающие эффективность контрольной работы и предложены пути ее совершенствования.

Ключевые слова: налоговые органы; Конституционный суд РФ; налоговое законодательство; налоговый контроль; выездная налоговая проверка; камеральная налоговая проверка; налог; налогоплательщик; налоговая декларация.

CONTROL OPERATION OF TAX AUTHORITIES: ANALYSIS, PROBLEMS AND WAYS OF IMPROVEMENT (A CASE STUDY OF THE ALTAI TERRITORY)

Natalia I. Glotova

Candidate of Economic Sciences, Assistant professor

Altai State University of Agriculture, 656049, Barnaul, Krasnoarmeyskiy St., bld. 98, Russia

Artyom B. Starchikov

Senior State Tax Inspector,

Assistant of the State Civil Service of the Russian Federation, Grade 3,

Abstract. In the system of state financial control, one of the main roles is assigned to tax control, since taxes were and remain the main fiscal and regulatory instruments of a market economy. Tax control guarantees the feedback of taxpayers with government bodies, so the welfare and economic security of the state depend on its performance.

The article presents an analysis of the control work of the tax authorities. The problems that reduce the effectiveness of control work are formulated and the ways of its improvement are proposed.

Key words: tax authorities; Constitutional Court of the Russian Federation; tax law; tax control; field tax audit; cameral tax audit; taxpayer; tax return.

На сегодняшний день проблемы налогового контроля и его эффективности занимают одно из центральных мест в науке налогового права. Контрольная работа налоговых органов, которая заключается в осуществлении контроля за правильным и своевременным исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджеты всех уровней, за соблюдением налогоплательщиками платежной дисциплины, безусловно является необходимым условием функционирования налоговой системы в государстве.

Налоговые проверки - достаточно гибкий инструмент контроля, изменяемый и постоянно совершенствующийся. Конституционный суд Российской Федерации неоднократно касался вопроса разграничения камеральной и выездной налоговой проверки и пришёл к выводу: камеральная налоговая проверка - форма текущего документального контроля, который проводится на основании налоговых деклараций (расчётов) и иных документов, выездная налоговая проверка нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчётности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия неправильного применения налогового закона.

Как показывает практика, для эффективного налогового контроля, с учётом всех особенностей, необходимы оба вида проверок. Они вполне органично дополняют друг друга. При этом существует мнение, что основной выступает камеральная проверка, так как возрастающее число налогоплательщиков не позволяет обеспечить их 100 %-й охват выездными проверками. В то же время именно по результатам камеральной проверки многие налогоплательщики попадают в поле зрения налоговых органов для проведения выездных проверок, и объектом проверок в таких случаях становятся выявленные в рамках камеральной проверки «слабые места» и несоответствие данных в отчётности налогоплательщика.

Анализ эффективности контрольной работы в рамках имущественного налогообложения юридических лиц рассмотрим на основе показателей деятельности межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю (далее - МИФНС России №15).

В целях повышения качества налогового контроля за полнотой исчисления и своевременностью перечисления налоговых платежей по

127

имущественным налогам организаций в МИФНС России №15 проводятся камеральные и выездные налоговые проверки. Для этого в организационной структуре предусмотрено 5 отделов камеральных проверок и 2 отдела выездных.

Плановые проверки проводятся не чаще чем 1 раз в 3 года.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем установленных требований, выполнение предписаний органов контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Камеральная налоговая проверка организаций может проводиться по следующим направлениям:

1. визуальная проверка правильности оформления налоговой декларации в соответствии с общими требованиями к порядку ее заполнения, а также других документов о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на предмет полноты предоставленных документов;

2. проверка своевременности предоставления налоговой отчетности по налогам;

3. проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм;

4. проверка обоснованности примененных налоговых ставок;

5. проверка обоснованности применения налоговых льгот и их соответствие действующему законодательству;

6. проверка правильности исчисления налоговой базы.

Если в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки налогоплательщика в оформлении документов или противоречия между сведениями в представленных документах, то МИФНС России №15 сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в течение пяти рабочих дней.

Налогоплательщик в течение 30 дней с момента получения акта налоговой проверки вправе представить в налоговый орган письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений [1].

МИФНС России №15 извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки налогоплательщика, по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель МИФНС России №15 выносит решение: либо о привлечении налогоплательщика к

ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в

128

привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В ходе выездной налоговой проверки может осуществляться выемка документов, в том случае если, налогоплательщик отказывается, предоставить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также, если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел). При проведении выездной налоговой проверки может также производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода.

Для наглядности оценки контрольной работы налоговых органов проведем анализ поступлений имущественных налогов с юридических лиц в бюджет (таблица 1).

Таблица 1 - Данные по начисленным и уплаченным суммам налога

в Железнодорожном и Центральном районах г. Барнаула за 2015-2017 гг.

Абсолютные показатели Темп прироста, %

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. к 2017 г. к 2017 г. к

2015 г. 2016 г. 2015 г.

Налог на имущество

Начислено, тыс. руб. 1190811 1385357 1456372 16,34 5,13 22,30

Уплачено, тыс. руб. 1172640 1328710 1444967 13,31 8,75 23,22

Удельный вес

поступившего налога в бюджет, % 98,47 95,91 99,22 -2,60 3,45 0,76

Земельный налог

Начислено, тыс. руб. 370 942 415 224 449 851 11,94 8,34 21,27

Уплачено, тыс. руб. 370 493 377 931 397 998 2,01 5,31 7,42

Удельный вес

поступившего налога в бюджет, % 99,88 91,02 88,47 -8,87 -2,80 -11,42

Транспортный налог

Начислено, тыс. руб. 285 937 316 008 309 084 10,52 -2,19 8,10

Уплачено, тыс. руб. 257 367 250 286 265 500 -2,75 6,08 3,16

Удельный вес

поступившего налога в бюджет, % 90 76,77 85,9 -14,70 11,89 -4,56

Согласно данным таблицы 1 мы видим, что за анализируемый период показатели контрольной деятельности ухудшаются, так как снижается доля поступившего налога в бюджет. Исключение составил налог на имущество: в 2017 г. его удельный вес составил 99,22% против 95,91% [2].

Рисунок 1 - Уровень собираемости имущественных налогов юридических лиц МИФНС №15 за 2015-2017 гг., %

В результате уровень собираемости сокращается с 96,12% до 91,20%, то есть если в 2015 году наблюдается переплата по налогам, то в 2017 году бюджет недополучил 4,92% налогов (рисунок 1).

Показатели количества налоговых проверок МИФНС России №15 представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Динамика налоговых проверок, проводимых МИФНС России №15 за 2015-2017 гг.

Абсолютные показатели Темп прироста, %

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. к 2017 г. к 2017 г. к

2015 г. 2016 г. 2015 г.

Общее количество

проверок, единиц 81399 104550 163339 28,44 56,23 100,66

Всего ВНП, единиц 56 42 29 -25,00 -30,95 -48,21

из них,

выявлено нарушений 56 41 29 -26,79 -29,27 -48,21

104 164

Всего КНП, единиц 81 343 508 310 28,48 57,22 102,00

из них,

выявлено нарушений 4 689 5 613 10 669 19,71 90,08 127,53

Всего выявлено

нарушений 4745 5654 10698 19,16 89,21 125,46

Охват

налогоплательщиков

проверками, % 5,83 5,41 6,55 -7,20 21,07 12,35

На первый взгляд эффективность контрольной работы инспекции увеличивается, так как растет количество проверок и как следствие количество объектов, попавших под проверку.

Но этот показатель без увязки с результатами проверок не может объективно оценивать работу инспекции. Учитывая это обстоятельство на наш взгляд, абсолютная величина количества налоговых проверок не должна учитываться в оценке эффективности контрольной работы налоговых органов.

По показателю результативности налоговых проверок результаты МИФНС России № 15 представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Анализ результативности выездных и камеральных налоговых проверок по имущественным налогам, проводимых МИФНС России №15,

за 2015-2017 гг.

Абсолютные показатели Темп прироста, %

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г. к 2017 г. к 2017 г. к

2015 г. 2016 г. 2015 г.

ВНП, единиц 56 42 29 -25,00 -30,95 -48,21

ВНП, выявившие

нарушения 56 41 29 -26,79 -29,27 -48,21

Результативность ВНП, % 100 97,62 100 -2,38 2,44 0,00

КНП, единиц 81 343 104 508 164 310 28,48 57,22 102,00

КНП, выявившие

нарушения, единиц 4 689 5 613 10 669 19,71 90,08 127,53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результативность КНП, % 5,76 5,37 6,49 -6,83 20,90 12,64

Анализ данных таблицы 3 показывает, что за анализируемый период результативность выездных налоговых проверок в 2017 г. увеличилась, составив 100 %. Результативность же камеральных налоговых проверок намного ниже, при этом нужно отметить тенденцию роста показателя (6,49% против 5,37 %).

Высокая результативность выездных налоговых проверок говорит об эффективном отборе налогоплательщиков для данного вида проверок, о более тщательном сборе налоговыми органами доказательственной базы по нарушениям, улучшении качества подготовки и проведения контрольных мероприятий, о высокой степени профессиональности и добросовестности налоговых органов, выполняющих возложенные на них обязанности.

Низкая результативность камеральных проверок, прежде всего, связана с большим объемом документов, который необходимо обработать налоговым органам.

В совокупности эффективность налоговых проверок в МИФНС России №15 по имущественным налогам с юридических лиц увеличивается. Наглядно положительную динамику демонстрирует рисунок 2.

Рисунок 2 - Результативность налоговых проверок в МИФНС России №15 за 2015-2017 гг., %

Для повышения достоверности анализа эффективности контрольной работы рассмотрим суммы доначисленных платежей (Таблица 4).

Таблица 4 - Динамика доначисленных платежей по результатам

налоговых проверок за 2015-2017 гг.

Абсолютные показатели Темп прироста, %

Показатели 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2016 г.к 2017 г. к 2017 г.к

2015 г. 2016 г. 2015 г.

Всего доначислено

по проверкам, тыс. руб. 281 257 223 901 213 758 -20,39 -4,53 -24,00

Пеня, штрафы

и другие начисления, тыс. руб. 70 059 69 966 77 156 -0,13 10,28 10,13

Итого начислений

по проверкам, тыс. руб. 351316 293867 290914 -16,35 -1,00 -17,19

За анализируемый период наблюдается значительное уменьшение доначисления по имущественным налогам (24 %).

После подсчета стоит задуматься, почему в бюджет не поступают суммы недоимки, ведь казалось, что законодательством четко регламентирован порядок взыскания недоимки и доначислений, но система почему-то не работает.

Попробуем разобраться в сложившейся ситуации.

В Алтайском крае в настоящий момент расчет налога на имущество осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости, но с 2016 года введен перечень объектов, исчисление налога по которым предусмотрено с

кадастровой стоимости. Это первая причина недополучения сумм в бюджет.

Вторым фактором, снижающим поступления, является то, что земельный налог характеризуется ростом кадастровой стоимости земли после переоценки, что так же привело к росту налоговой нагрузки на налогоплательщиков. В исчислении и уплате транспортного налога на территории Алтайского края существенных изменений за период не произошло.

Одним из немаловажных факторов, на наш взгляд, служит сложившаяся негативная обстановка: на территории подконтрольной МИФНС России №15 сумма начисленных налогов растет одновременно с уменьшением общего числа налогоплательщиков юридических лиц, что говорит о росте налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты, данное обстоятельство, в условиях нестабильной экономической ситуации негативно сказывается на развитие бизнеса на подконтрольной территории, и в перспективе может привести к существенному сокращению налогов, в связи с банкротством части налогоплательщиков.

Таким образом, результаты проведенного исследования позволили выявить основные негативные тенденции, которые приводят к сокращению доходной части бюджета и характеризуют снижение эффективности деятельности МИФНС России №15:

- рост количества льготников, и суммы льготы, что приводит к росту недополученной суммы бюджетом;

- повышение налоговой нагрузки на большую часть организаций по всем имущественным налогам;

- рост количества нарушений сроков уплаты и увеличение сумм, не поступивших в бюджет;

- снижение уровня собираемости имущественных налогов в динамике.

Мы считаем, что резервы для повышения эффективности контрольной

работы у налоговых органов есть. Использование всей имеющейся информации о налогоплательщике, глубокий предпроверочный анализ, целенаправленный отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, углубленный камеральный междокументальный контроль - это далеко не полный перечень методов, использование которых позволит поднять контрольную работу на более высокий уровень.

В заключение хотелось бы ещё раз отметить, что налоговый контроль является одним из важнейших институтов в финансовой деятельности государства, который не только способствует более стабильному формированию бюджета, но и представляет собой дополнительную гарантию исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязанностей. Тем не менее, налоговые проверки представляют собой дополнительные расходы для страны, а потому чрезвычайно важно организовать налоговый контроль таким образом, чтобы достигался наибольший результат при наименьших затратах. Одним из путей достижения данного результата нам видится в дальнейшем совершенствовании налогового законодательства.

В условиях цифровой экономики налоговые органы совершенствуют свои методики посредством внедрения новых технологий, разрабатывают информационные системы, базы данных, различные программы для обмена с другими органами исполнительной власти. Возможно, что через несколько лет контакт с налогоплательщиками будет сведен к минимуму, что сейчас и происходит небольшими шагами. Автоматизация многих действий исключает человеческий фактор, делает систему прозрачной и полностью подконтрольной, что дает отличный результат.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения:

2. URL: https://www.nalog.ru/rn22/ (дата обращения: 05.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.