ISSN 2311-8709 (Online) Финансовый контроль
ISSN 2071-4688 (Print)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КРУПНЕЙШИХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ НЕФТЕГАЗОВОГО СЕКТОРА*
Олег Валентинович ОВЧАР
аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов и финансового инжиниринга, Высшая школа бизнеса Южного Федерального Университета, Ростов-на-Дону, Российская Федерация [email protected]
История статьи:
Принята 01.02.2017 Принята в доработанном виде 01.03.2017 Одобрена 22.03.2017 Доступна онлайн 14.04.2017
УДК 336.025
JEL: Н2, Н21, Н25, М48
и аргументация рекомендации и комплексного подходов к общенаучных и специальных
Ключевые слова: налоговое администрирование, налог, налоговое регулирование
Аннотация
Предмет. Во всем мире нефтегазовому сектору уделяется особое внимание, он подвергается воздействию со стороны государства в связи с определяющей ролью углеводородов в решении энергетических и финансово-экономических проблем. В условиях резких изменений внешнеэкономической конъюнктуры становятся востребованными новые формы и методы государственного регулирования нефтегазового сектора, прежде всего совершенствование условий налогообложения и инструментов налогового регулирования.
Цели. Авторская интерпретация применяемых методов совершенствования налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков сектора нефтегазопереработки.
Методология. Обоснованность, достоверность обеспечиваются использованием нормативного исследованию эффективности налогообложения методов научного познания: ретроспективного анализа, наблюдения, классификации; инструментальных приемов группировки, сравнения и обобщения и динамического анализа.
Результаты. Рассмотрены основные проблемы и пути их решения в части налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков, относящихся к нефтегазовому сектору экономики России. Реформирование системы налогообложения нефтегазового сектора находится в русле мировых тенденций. Однако прямых доказательств эффективности действия новых или гибридных налогов в условиях России пока нет. Поэтому был предложен комплекс мер и рекомендаций, направленных на повышение эффективности налогового регулирования нефтегазового сектора экономики, обоснованы прикладные методические положения по налоговому администрированию организаций, действующих в нефтегазовом секторе.
Выводы. России нужна комплексная программа налогового администрирования всего технологического цикла: от добычи и переработки природного сырья до полномасштабного импортозамещения продукции широкого потребления.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Государственное управление налоговыми отношениями осуществляется в рамках системы налогового администрирования.
Налогообложение нефтегазового сектора привлекает повышенное внимание государственных органов. Вносятся постоянные изменения и уточнения в порядок налогообложения. Однако не всегда они дают
* Автор выражает благодарность и глубокую признательность, профессору, заведующему кафедрой государственных и муниципальных финансов и финансового инжиниринга Высшей школы делового администрирования Южного федерального университета Дмитрию Анатольевичу АРТЕМЕНКО, за советы и ценные замечания.
положительный эффект. Попытки реагировать на ухудшение ситуации в отрасли точечными мерами налогового регулирования ни к чему хорошему пока не привели [1-11]. Отказавшись в свое время выстроить справедливую и сбалансированную систему налогообложения добывающих отраслей, государство все больше погружается в хаос льгот и исключений из правил.
В целом можно констатировать, что в системе налогообложения нефтяного сектора на сегодня имеются следующие недостатки:
- система построена в основном на обложении валового дохода целым рядом налогов;
- не отлажен механизм учета рентной составляющей;
- ставки НДПИ и экспортных пошлин являются прогрессивными, и их размер определяется уровнем мировой цены на нефть, при этом налоговой базой выступают физические объемы добычи;
- система налогообложения отрасли не нацелена на рациональное использование и воспроизводство минерально-сырьевой базы;
- система не способствует привлечению инвестиций в модернизацию действующих производств и разработку новых месторождений и не обеспечивает развития ресурсосберегающих технологий;
- существует высокая налоговая нагрузка на отрасль;
- наличие многочисленных адресных льгот противоречит принципу недопустимости установления индивидуальных льгот;
- существует нестабильность ставок НДПИ, акцизов и таможенных пошлин в силу применения «налогового маневра»;
- отсутствуют инструменты поддержки мелких и освоения шельфовых месторождений нефти и газа.
Названные недостатки выливаются в проблемы с налоговым администрированием отрасли.
Ключевым направлением государственного регулирования нефтегазовой отрасли должно оставаться продолжение реформы налогового и таможенно-тарифного обложения.
Налоговое администрирование включает в себя налоговое планирование, учет, анализ и налоговый контроль. Налоговый контроль занимает центральное место в системе налогового администрирования, поскольку направлен на решение не только фискальных, но и регулирующих задач.
Особенности налогового администрирования и налогового контроля организаций нефтегазового сектора обусловлены отраслевой спецификой и тем, что эти организации в основном относятся к категории крупнейших налогоплательщиков.
В соответствии с п. 2 приказа № САЭ-3-30/2901 администрирование организаций -крупнейших налогоплательщиков -производится на федеральном уровне в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, и на региональном уровне - в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации.
К категории крупнейших относятся налогоплательщики, которые соответствуют критериям, перечисленным в указанном приказе МНС России. Критерии установлены исходя из показателей финансово-экономической деятельности и отношений взаимозависимости между организациями, а также наличия специального разрешения (лицензии). Рассмотрим подробнее эти критерии.
Не относятся к категории крупнейших налогоплательщиков организации, применяющие специальные налоговые режимы (в части соответствующих видов деятельности).
Особенности налогового администрирования организаций нефтегазового комплекса обусловлены той ролью, которую он играет в формировании национальной экономики, и интернационализацией бизнеса. Основной принцип - проверка организации в целом, включая зависимые компании, а также ее наиболее значимых контрагентов и организации, выделившиеся из структуры крупнейшего налогоплательщика с активами или имуществом [12].
1 Приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях».
Для организации успешного налогового регулирования применяется оценка эффективности налогового контроля. Она заключается в необходимости достижения установленных результатов с использованием наименьших бюджетных средств. Налоговыми органами для оценки эффективности налогового контроля разработана совокупность оценочных показателей [13]:
- количество проверок (камеральных и выездных) за год;
- количество выявленных за год нарушений налогового законодательства;
- суммы налогов и сборов, доначисленные по результатам проверок;
- удельный вес налогоплательщиков -нарушителей законодательства;
- количество дел, решенных в судах в пользу налогоплательщиков;
- доля результативных проверок, %;
- коэффициент собираемости налогов;
- коэффициент сокрытия налогов;
- коэффициент начисления пеней;
- коэффициент выявления ошибок при заполнении налоговых деклараций;
- коэффициент применения санкций, и др.
В табл. 1 представлены показатели эффективности налогового контроля за 2013-2015 гг.
Сравнение данных по камеральным и выездным налоговым проверкам позволяет сделать вывод о том, что общее количество налоговых проверок в стране сократилось с 34,2 млн в 2013 г. до 31,9 млн в 2015 г.
Количество камеральных налоговых проверок, выявивших нарушения, увеличилось с 1 764,9 тыс. проверок в 2013 г. до 1 948 892 тыс. проверок в 2015 г., а количество выездных проверок, выявивших нарушения, сократилось за тот же период с 39 315 тыс. до 29 127 тыс., что свидетельствует о повышении значимости камерального налогового контроля в
выявлении налоговых правонарушений. При этом доля результативных камеральных налоговых проверок увеличилась с 5,16% в 2013 г. до 6,1% в 2015 г. (на 0,94%), а доля результативных выездных проверок снизилась с 0,11% до 0,09% , то есть на 0,02%.
Для оценки эффективности налогового контроля большое значение имеет также показатель доначисления сумм налогов, пеней и штрафов (рис. 1).
Сумма доначисленных налогов по результатам, камеральных налоговых проверок увеличилась с 43 605 млн руб. в 2013 г. до 68 573 млн руб. в 2015 г. Сумма доначисленных штрафов увеличилась с 6 607 млн руб. в 2013 г. до 11 901 млн руб. в 2015 г. Начисление пеней в 2013 г. составило 1 384 млн руб., а в 2015 г. - 2 451 млн руб. [14]. Следует учитывать, что выездные налоговые проверки в 99% случаев дают положительные результаты в виде доначислений налогов, пени и штрафов, а камеральные проверки формируют данные для предпроверочного анализа и последующего проведения выездных налоговых проверок.
В России повышение качества и эффективности налогового контроля прослеживается в постепенном переходе в последние годы от плановых к внезапным выездным проверкам. Усилилась аналитическая составляющая при подготовке налоговых проверок ввиду их точечного отбора.
Однако общая эффективность налогового администрирования определяется не столько суммами доначисленных и взысканных налогов, быстротой и качеством разрешения налоговых споров, сколько сокращением количества ситуаций нарушения налогового законодательства.
Как показало исследование публикаций по данной теме, несмотря на значительные поправки в законодательстве, в системе налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков - организаций нефтяного комплекса существуют следующие проблемы [15].
1. Проведение налоговой проверки в нефтегазодобывающих организациях представляет собой весьма сложное, но значимое мероприятие, поскольку проверки касаются в основном правильности формирования налоговой базы по уплачиваемым налогам, где может возникнуть наибольшее количество нарушений. Здесь необходим поиск методов повышения эффективности и результативности проведения совместных с органами внутренних дел проверок.
2. При организации проверочных и оперативно-разыскных мероприятий в отношении нефтегазодобывающего комплекса необходимо учитывать, что сотрудникам налоговых органов и органов внутренних дел противостоит значительный финансовый, политический, кадровый, материально-технический и информационный потенциал его управляющих компаний.
3. При постановке крупнейшего налогоплательщика на учет в Межрегиональной инспекции он не снимается с учета в налоговом органе по месту нахождения. Это означает, что крупнейший налогоплательщик состоит на учете в Межрегиональной инспекции, но при этом фактически функционирует в другом субъекте РФ.
4. Налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков - сложноинтегрированных нефтяных компаний, которые по своей структуре часто представлены группой взаимосвязанных предприятий, холдингом, консолидированной группой, и объединяются в кластеры, сводится к необходимости оценки их совокупного налогового потенциала [16, 17].
5. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей проведение налоговых проверок сложноинтегрированных структур, препятствуют осуществлению эффективного контроля их деятельности.
6. В настоящее время рынок нефти и нефтепродуктов имеет олигопольный характер, и основную долю всех его
сегментов занимают вертикально интегрированные нефтяные компании.
По результатам исследования посвященных данной теме работ отечественных и зарубежных авторов в качестве основных задач повышения эффективности налогового контроля крупнейших налогоплательщиков как составной части налогового администрирования можно обозначить:
- дальнейшее совершенствование законодательной базы в отношении вновь формируемых структур - различных объединений крупнейших налогоплательщиков;
- повышение квалификации кадров проверяющих инспекторов в целях в ы я в л е н и я н о в ы х с п о с о б о в и схем, используемых крупнейшими налогоплательщиками для уклонения от налогообложения, и действующими при этом в рамках КГН, холдинга и кластера;
- осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков на постоянной основе путем возврата к такой организационной форме, как установление налоговых постов на предприятиях отрасли, и расширения их полномочий;
- снижение расходов бюджета, связанных с информационным взаимодействием налоговых органов и крупнейших налогоплательщиков при проведении таких мероприятий, как их информирование и внутренний аудит, путем развития системы электронного взаимодействия, разработки и внедрения новейших информационных технологий, и расширения соответствующей нормативно-правовой базы;
- повышение эффективности взаимодействия с территориальными налоговыми и правоохранительными органами;
- изучение передового опыта правоохранительных и контролирующих структур зарубежных стран по выявлению и пресечению налоговых преступлений и п р а в о н а р у ш е н и й , с в я з а н н ы х с деятельностью крупнейших компаний, и
рассмотрение возможностей его применения в российских условиях;
внедрение новых более качественных программных продуктов, которые позволяют в автоматическом режиме оценивать финансовую деятельность организации, проводить углубленный анализ основных показателей и сравнительный анализ налогоплательщиков по отраслевому признаку (среди однотипных групп налогоплательщиков), наблюдать динамику финансового состояния конкретного предприятия и строить прогноз на ближайший период [18];
- создание организационно-правового механизма налогового администрирования, направленного на упрощение действующей системы налогового контроля путем переориентации на работу с налогоплательщиками до подачи деклараций.
Дальнейшее повышение эффективности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является одной из приоритетных задач, так как от ее решения зависит обеспечение финансовой безопасности государства.
Таблица 1
Показатели эффективности налогового контроля в России за 2013-2015гг. Table 1
Indicators of tax control efficiency in Russia over 2013-2015
Отклонение Отклонение
Показатель 2013 2014 2015 2014 г. от 2015 г. от
2013 г. (+/-) 2014 г. (+/-)
Количество проверок, всего 34 230 349 32 904 295 31 972 493 -1 326 054 -931 802
В том числе:
- камеральных 34 190 579 32 870 049 31 943 099 -1 320 530 -926 950
- выездных 39 770 34 246 29 394 -5 524 -4 852
Количество выявленных нарушений 1 804 249 1 998 709 1 978 019 194 460 -20 690
В том числе по результатам проверок:
- камеральных 1 764 934 1 964 881 1 948 892 199 947 -15 989
- выездных 39 315 33 828 29 127 -5 487 -4 701
Доля результативных проверок, % 5,27 6,07 6,19 0,8 0,11
В том числе:
- камеральных 5,16 5,98 6,1 - 0,12
- выездных 0,11 0,09 0,09 -0,08 0,31
Источник: Федеральная налоговая служба РФ. URL: www.nalog.ru Source: Federal Tax Service of the Russian Federation. Available at: www.nalog.ru
Рисунок 1
Показатели доначисления сумм налогов, пеней и штрафов по камеральным налоговым проверкам в России в 2013-2015 гг., млн руб.
Figure 1
Indicators of additional assessment of taxes, fines and penalties based on off-site tax audits in Russia in 2013-2015, million RUB
Источник: составлено автором Source: Authoring
Список литературы
1. Зарипова Н.Д. Содержание и методы налогового регулирования деятельности организаций // Вопросы экономики и права. 2011. № 6. С. 161-164.
2. Зозуля В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика: монография. М.: НаноТехноПрайд, 2010. 303 с.
3. Надырова Г.Р. Влияние уровня налоговой нагрузки на эффективность компании в нефтяной отрасли по странам (в России, Канаде, Мексике, США и Норвегии) // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. XLI международная студенческая научно-практическая конференция. Новосибирск: АНС СибАК, 2016. С. 202-206.
4. Любавский С.Л. Налогообложение ресурсов с изменяющейся доходностью // Налоговая политика и практика. 2011. № 2. С. 38-45.
5. Павлова Л.П., Кантаев Д.Ю. Проблемы совершенствования системы налогообложения при недропользовании (на примере нефтедобывающей отрасли) // Финансы. 2002. № 6. С. 31-34.
6. Павлова Л.П., Понкратов В.В. Совершенствование НДПИ по нефти // Финансы. 2008. № 6. С. 37-40.
7. Пансков В.Г. О налоговом стимулировании инвестиционной деятельности // Финансы. 2009. № 2. С. 37-42.
8. Степаненко В.В., Ермакова Е.А. Налоговый контроль в России: организация и направления развития. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2012. 132 с.
9. Салина А.И. Налогообложение добычи полезных ископаемых // Налоговый вестник. 2007. № 8. С. 73-75.
10. Шмакова М.Н. Индикаторы экономической эффективности налоговых преференций // Налоги и финансовое право. 2007. № 8. С. 351-358.
11. Шмакова М.Н. Использование индикаторов экономической эффективности налоговых преференций применительно к инновационной деятельности // Сибирская финансовая школа. 2008. № 1. С. 77-80.
12. Артеменко Д.А. Развитие институциональной инфраструктуры налогового администрирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2010. № 3. С. 140-147.
13. Артеменко Д.А. Теоретические аспекты развития методического обеспечения налогового контроля // Финансовые исследования. 2011. № 1. С. 56-61.
14. Андрианов В. Нефтехимия-2014: есть ли повод для оптимизма // Нефтегазовая вертикаль. 2014. № 6. С. 60-63.
15.Волынская Н.А., Карнаухов М.Н. О механизме количественной оценки экономических последствий применения различных механизмов налогообложения нефтедобычи // Инновации в управлении региональным и отраслевым развитием. Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. С. 177-181.
16. Засько В.Н., Донцова О.И. Льготное налогообложение кластеров в контексте формирования инновационной экономики России // Российское предпринимательство. 2013. № 7. С. 42-52.
17. Кулакова Л.И. Кластерный подход - основа эффективного развития регионов // Российское предпринимательство. 2013. № 22. С. 121-130.
18. Артеменко Д.А., Челышева Э.А. Совершенствование методов и инструментов налогового регулирования природопользования в современных условиях // Воспроизводство России в XXI веке: диалектика регулируемого развития. К 80-летию выхода в свет книги Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег». М.: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2016. С. 686-690.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
ISSN 2311-8709 (Online) Financial Control
ISSN 2071-4688 (Print)
WAYS TO IMPROVE TAX ADMINISTRATION OF MAJOR TAXPAYERS OF OIL AND GAS SECTOR
Oleg V. OVCHAR
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]
Article history: Abstract
Received 1 February 2017 Importance Under rapid changes in the external economic environment, new forms and Received in revised form methods of State regulation of oil and gas industries, especially, improving the taxation 1 March 2017 and tax regulation instruments become relevant.
Accepted 22 March 2017 Objectives The study aims to provide an original interpretation of methods of improving Available online 14 April 2017 the tax administration of major taxpayers in the oil and gas sector applied at the present
stage.
JEL classification: H2, H21, Methods I employ normative and holistic approaches to examine taxation efficiency in the H25, M48 oil and gas sector, general scientific and special methods of scientific cognition, i.e.
retrospective, system analysis, observation, classification, instrumental methods of grouping, sampling, comparison and synthesis, as well as evolutionary and dynamic analysis.
Results I consider basic problems and solutions in the sphere of tax administration of major taxpayers of Russian oil and gas industries. The paper offers a package of measures and recommendations aimed at improving the efficiency of tax regulation, underpins the applied approach to tax administration of organizations operating in the oil and gas sector. Conclusions and Relevance Our country needs a comprehensive program for tax Keywords: tax, tax administration of the entire technological cycle: from upstream operations to full-scale
administration, tax regulation import substitution of consumer goods.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Acknowledgments
I express my gratitude and deep appreciation to Dmitrii A. ARTEMENKO, Professor, Head of Chair
of State and Municipal Finance and Financial Engineering of Graduate School of Business
Administration of the Southern Federal University, for his advice and valuable comments during the
work on this article.
References
1. Zaripova N.D. [Contents and methods of tax regulation of organizations' activity]. Voprosy ekonomiki i prava = Problems of Economics and Law, 2011, no. 6, pp. 161-164. (In Russ.)
2. Zozulya V.V. Formirovanie sistemy nalogooblozheniya pol'zovaniya vozobnovlyaemymi prirodnymi resursami: teoriya, metodologiya, praktika. Monografiya [Building the taxation system for the use of renewable natural resources: Theory, methodology, practice: a monograph]. Moscow, NanoTekhnoPraid Publ., 2010, 303 p.
3. Nadyrova G.R. [Influence of the level of tax burden on company efficiency in the oil sector by countries (Russia, Canada, Mexico, USA and Norway)]. Nauchnoe soobshchestvo studentov XXI stoletiya. Ekonomicheskie nauki. XLI mezhdunarodnaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Proc. 41st Int. Sci. Conf. Scientific Community of Students of the 21st Century. Economic Sciences], 2016, Novosibirsk, ANS SibAK Publ., pp. 202-206.
4. Lyubavskii S.L. [Taxation of resources with varying return]. Nalogovayapolitika ipraktika = Tax Policy and Practice, 2011, no. 2, pp. 38-45. (In Russ.)
5. Pavlova L.P., Kantaev D.Yu. [Problems of improving the system of taxation for subsoil use (the oil and gas industry case)]. Finansy = Finance, 2002, no. 6, pp. 31-34. (In Russ.)
6. Pavlova L.P., Ponkratov V.V. [Improving the severance tax on oil]. Finansy = Finance, 2008, no. 6, pp. 37-40. (In Russ.)
7. Panskov V.G. [On tax incentives for investment activity]. Finansy = Finance, 2009, no. 2, pp. 37-42. (In Russ.)
8. Stepanenko V.V., Ermakova E.A. Nalogovyi kontrol' v Rossii: organizatsiya i napravleniya razvitiya [Tax control in Russia: Organization and areas of development]. Saratov, Saratov State Socio-Economic University Publ., 2012,132 p.
9. Salina A.I. [Taxation of mining operations]. Nalogovyi vestnik = Tax Bulletin, 2007, no. 8, pp. 73-75. (In Russ.)
10. Shmakova M.N. [Indicators of economic efficiency of tax preferences]. Nalogi ifinansovoepravo = Taxes and Financial Law, 2007, no. 8, pp. 351-358. (In Russ.)
11. Shmakova M.N. [Using the indicators of economic efficiency of tax incentives for innovative activity]. Sibirskaya finansovaya shkola = Siberian Financial School, 2008, no. 1, pp. 77-80. (In Russ.)
12.Artemenko D.A. [Developing the institutional infrastructure of tax administration]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika = Bulletin of Adyghe State University. Series 5: Economics, 2010, no. 3, pp. 140-147. (In Russ.)
13.Artemenko D.A. [Theoretical considerations of developing the methodological support to tax control]. Finansovye issledovaniya = Financial Research, 2011, no. 1, pp. 56-61. (In Russ.)
14. Andrianov V. [Petrochemistry-2014: Is there a reason for optimism?]. Neftegazovaya vertikal' = Oil and Gas Vertical, 2014, no. 6, pp. 60-63. (In Russ.)
15. Volynskaya N.A., Karnaukhov M.N. O mekhanizme kolichestvennoi otsenki ekonomicheskikh posledstvii primeneniya razlichnykh mekhanizmov nalogooblozheniya neftedobychi. V kn.: Innovatsii v upravlenii regional'nym i otraslevym razvitiem [On quantification of economic implications of various mechanisms of oil production taxation. In: Innovation in the management of regional and sectoral development]. Tyumen, TSOGU Publ., 2010, pp. 177-181. (In Russ.)
16. Zas'ko V.N., Dontsova O.I. [Preferential taxation of clusters in the context of innovative economy formation in Russia]. Rossiiskoepredprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 7, pp. 42-52. (In Russ.)
17.Kulakova L.I. [A cluster approach as a basis of efficient development of regions]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 22, pp. 121-130. (In Russ.)
18.Artemenko D.A., Chelysheva E.A. Sovershenstvovanie metodov i instrumentov nalogovogo regulirovaniya prirodopol'zovaniya v sovremennykh usloviyakh. V kn.: Vosproizvodstvo Rossii v XXI veke: dialektika reguliruemogo razvitiya. K 80-letiyu vykhoda v svet knigi Dzh. M. Keinsa "Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg" [Perfecting the methods and instruments of tax regulation of environmental management in modern conditions. In: Reproduction of Russia in the 21st century: Dialectics of controlled development. On the 80th anniversary of the publication of
J.M. Keynes's book "The General Theory of Employment, Interest and Money"]. Moscow, Financial University under Government of Russian Federation Publ., 2016, pp. 686-690.
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.