Научная статья на тему 'Контроль налоговых органов за исполнением налогового законодательства Российской Федерации на современном этапе'

Контроль налоговых органов за исполнением налогового законодательства Российской Федерации на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЕЗДНЫЕ И КАМЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FIELD AND DESK TAX AUDITS / TAX LEGISLATION / TAX CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Джафарова З.К.

В статье разъясняются понятие и содержание налогового контроля, рассматриваются формы, виды и методы налогового контроля. Особое внимание уделено налоговым проверкам как важнейшим инструментам налогового контроля. Дается определение мероприятиям налогового контроля как основным формам деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Проводятся исследование и оценка эффективности налогового контроля на современном этапе (по материалам ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы); дается обоснование актуальности исследования; определены условия и методы проведения налоговых проверок; составлен анализ эффективности проведения налогового контроля; проводится анализ контрольной деятельности налоговых органов и определены его результаты в целом, по сравнению с 2017 годом, в 2018 году возросли суммы доначислений по видам налогов. Приведен основной вывод: в 2018 году по сравнению с 2017 годом эффективность проведенных проверок значительно выросла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Джафарова З.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring the implementation of tax legislation of the Russian Federation at the present stage

The article explains the concept and content of tax control, examines the forms, types and methods of tax control. Particular attention is paid to tax audits as the most important tools of tax control. The article defines tax control measures as the main forms of activity of tax authorities in monitoring compliance by taxpayers with legislation on taxes and fees. A study and assessment of the effectiveness of tax control at the present stage has been carried out (based on the materials of the Federal Tax Service Inspectorate of the Russian Federation in the Leninsky district of Makhachkala); the relevance of the study is justified; conditions and methods for conducting tax audits are defined; an analysis of the effectiveness of tax control is made. The article analyzes the control activities of tax authorities and determines its results as a whole, compared to 2017 in 2018, the amount of additional charges for types of taxes increased. The main conclusion is given that in 2018, compared with 2017, the effectiveness of inspections has increased significantly

Текст научной работы на тему «Контроль налоговых органов за исполнением налогового законодательства Российской Федерации на современном этапе»

УДК 336.225

Б01: 10.21779/2500-1930-2019-34-3-53-60 З.К. Джафарова

Контроль налоговых органов за исполнением налогового законодательства Российской Федерации на современном этапе

Дагестанский государственный университет; Россия, 367000, г. Махачкала, ул. М. Гаджиева, 43а; dazamat67@mail.ru

В статье разъясняются понятие и содержание налогового контроля, рассматриваются формы, виды и методы налогового контроля. Особое внимание уделено налоговым проверкам как важнейшим инструментам налогового контроля.

Дается определение мероприятиям налогового контроля как основным формам деятельности налоговых органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Проводятся исследование и оценка эффективности налогового контроля на современном этапе (по материалам ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы); дается обоснование актуальности исследования; определены условия и методы проведения налоговых проверок; составлен анализ эффективности проведения налогового контроля; проводится анализ контрольной деятельности налоговых органов и определены его результаты - в целом, по сравнению с 2017 годом, в 2018 году возросли суммы доначислений по видам налогов. Приведен основной вывод: в 2018 году по сравнению с 2017 годом эффективность проведенных проверок значительно выросла.

Ключевые слова: выездные и камеральные налоговые проверки, налоговое законодательство, налоговый контроль.

Среди различных форм налогового контроля налоговая проверка является одной из важнейших и наиболее значимых. На данный момент она представляет одну из самых существенных и в то же время результативных мер, применяемых налоговыми органами в отношении недобросовестных налогоплательщиков. Основными целями налогового контроля являются контроль за правильностью соблюдения законодательства о налогах и сборах, а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Убежденность налогоплательщиков в том, что уклонение от уплаты налогов будет выявлено, ведет, как показывает опыт в государствах со сложившимися налоговыми традициями, к добровольному исполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством.

Тем не менее, эффективность налогового контроля не означает его целостности. Ведь чем больше налогоплательщиков проверяется, тем менее информативны подобные проверки.

Ввиду вышесказанного, главной задачей контролирующих органов Российской Федерации на данный момент является усиление роли и значимости налоговых проверок. Налоговые проверки обладают рядом значительных преимуществ, которые заключаются в наборе определенных полномочий проверяющих органов.

Проведение налоговых проверок зачастую является причиной возникновения споров между налоговыми органами и налогоплательщиками. Функции налогового

контроля, в том числе посредством проведения налоговых проверок, а также ведение производства по делам о налоговых правонарушениях относятся к компетенции налоговых органов.

Выездная налоговая проверка «тяжело переносится» налогоплательщиком, т. к. связана с необходимостью присутствия сотрудников налоговых органов непосредственно на территории налогоплательщика и истребованием первичной документации налогоплательщика, что может существенно повлиять на текущую работу предприятия.

Таким образом, актуальность выбранной темы обусловлена тем, что налоговые проверки остаются серьезным источником пополнения бюджета, а их предназначение заключается в выявлении теневой экономики и обнаружении налоговых правонарушений.

Рассматривая понятие подобного контроля более детально, можно отметить, что главной его целью является обеспечение максимально возможного сбора фискальных платежей для выполнения основных задач: 1) отслеживание поступления платежей в состав доходной части бюджета страны при минимальном уровне выплат для содержания органов налогового контролирования; 2) обеспечение повсеместного привлечения к ответственности объектов подобного контроля при совершении нарушений налоговых законов.

В широком смысле целью совершения контроля в данной сфере следует считать формирование совершенной системы налогообложения, а также такого уровня дисциплины в среде налогоплательщиков, который исключал бы возможность нарушения нормы налоговых законов. Главным стержнем налоговой системы РФ, а также контролирующей и проверяющей основой соблюдения норм законов считаются Федеральная налоговая служба и её территориальные отделения. Проверки, осуществляемые налоговиками, - это центральный вид фискального контроля, определяющий параметры правильного начисления, полноты и своевременности выплаты налогоплательщиками платежей и сборов в бюджет страны, а также следование ими другим обязанностям, оговоренным нормами НК РФ и другими законами.

Практический опыт показывает, что налогоплательщики не всегда своевременно и в полном размере уплачивают налоги в силу некоторых объективных и субъективных причин. Кроме этого, имеют место варианты сознательного уклонения от уплаты налогов с использованием легальных и нелегальных способов минимизации налоговых платежей. Нарушение налогового законодательства приводит к существенному недовыполнению бюджетных заданий, что в свою очередь обостряет потребность государства в дополнительных источниках финансирования. Усиление фискальной функции достигается главным образом посредством реализации полномочий налоговых органов.

Ниже приведены данные анализа динамики налоговых поступлений за 20162018 гг.

Таблица 1. Структура поступлений основных администрируемых доходов по уровням бюджета РФ за 2016-2018 гг. по Республике Дагестан

Админи-стрируемые доходы 2016 г. 2017 г. 2018 г.

в федеральный бюджет в консо-лидиро-ванный бюджет субъекта РФ в федеральный бюджет в консо-лидиро-ванный бюджет субъекта РФ в федеральный бюджет в консо-лидиро-ванный бюджет субъекта РФ

млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб. млн руб.

Всего поступило доходов 7931,23 23832,56 8075,35 24939,27 9211,91 30066,75

Налог на прибыль 141,01 1594,21 254,82 1673,32 343,23 4801,10

НДФЛ х 12193,84 х 12486,33 х 16330,52

НДС 4961,63 х 5312,17 х 5874,94 х

Акцизы 1734,74 1812,62 1272,94 1659,75 1149,49 1474,02

Налог на имущество физ. лиц х 494,63 х 164,14 х 198,52

Налог на имущество организаций х 3099,58 х 3225,17 х 3519,03

Транспортный налог х 450,57 х 612,81 х 786,59

Земельный налог х 9,47 х 1102,07 х 1189,92

НДПИ 819,07 26,43 937,09 16,67 1566,06 21,39

Остальные налоги и сборы 276,94 4,27 300,34 4,02 278,14 1745,61

Источник: данные официального сайта ФНС РФ https://www.nalog.ru

Поступление налоговых доходов в период с 2016 по 2018 г. увеличилось почти на 6,5 млрд руб., что составляет 20,7 % от общего числа поступлений, из которых 4,4 % (+1 107 млрд руб.) приходится на 2017 г. Наблюдается положительная тенденция роста поступлений в основном за счет роста поступлений по НДФЛ на 25 %. Причинами такого роста послужили увеличение заработной платы, выплаты премиальных и дивидендов, которые в свою очередь связаны с повышением МРОТ с 6 204 руб. (январь 2016 г.) до 11 163 руб. (май 2018 г.). Поступление налога на добычу полезных ископаемых в 2018 г. составило 21,44 млрд руб. и увеличилось относительно 2017 г. на 27,8 %, хотя и сократилось по сравнению с 2016 г. Подобная динамика по НДПИ обусловлена нестабильностью уровня мировых цен на нефть. Поступление налога на прибыль организаций за 2018 г. увеличилось по сравнению с 2017 г. на 13,2 % и составило 4,8 млрд

рублей, а по сравнению с 2016 г. этот показатель вырос на 33 %. Умножение поступлений налога обусловлено подъемом мировых цен на нефть, увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе за счет повышения объемов производства и роста цен на них. При этом в федеральный бюджет зачислено 5,1 млрд руб. (увеличение на 14,2 %). Поступление налога на добавленную стоимость за 2018 г. составило 5,8 млрд руб., что на 10,5 % больше поступлений

2017 года и на 15,5 % - по сравнению с 2016 г.

Приток платежей по налогу на добавленную стоимость обусловлен ростом объемов реализации произведенной продукции (оказанных работ, услуг), увеличением выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, в том числе в связи с ростом цен на них. Поступление акцизов за 2018 г. составило 1,4 млрд руб., сократившись относительно 2017 г. на 11,8 % и на 22 % по сравнению с 2016 г. Причиной такого сокращения, по мнению главы комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгения Москвичева, является намерение правительства снизить акцизы на топливо из расчета на один литр с целью стабилизации динамики цен на бензин [12]. Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2018 г., по сравнению с 2017 г., возросли на 21,1 % и составили 168,8 млн рублей, что обусловлено увеличением значения коэффициента, применяемого при расчете налога на имущество физических лиц с 0,2 в 2016 (за 2015 год) до 0,6 в 2018 году (за 2017 год), ростом налоговой базы, проведением перерасчетов за 2014-2015 гг. и принимаемыми в республике мерами по взысканию задолженности. Поступления транспортного налога с физических лиц составили 786,6 млн руб. и возросли на 28,7 % в связи с увеличением общего количества зарегистрированных транспортных средств. Поступления налога на имущество организаций в

2018 г. составили 3,5 млрд руб. и возросли относительно 2017 г. на 9,7 %, сохраняя положительную динамику с 2016 г. По земельному налогу поступило 8,2 млрд руб. с ростом относительно 2017 г. на 0,9 % (+72,6 млн руб.). В том числе поступления земельного налога составили 1,1 млрд руб. и возросли на 7,9 %.

Целесообразно было бы привести данные по задолженности за аналогичный период для анализа состояния собираемости налогов на основании таблицы.

Таблица 2. Структура и динамика задолженности консолидированного

бюджета РД

Виды задолженности На 01.01.2017 (млн руб.) На 01.01.2018 (млн руб.) На 01.01.2019 (млн руб.) Изменение с начала года

% млн руб.

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ 14586,56 15426,82 14902,87 96,57 -523,92

Налог на прибыль организаций 1613,42 940,39 1439,74 153,05 499,33

НДС 6122,24 6057,03 6634,22 109,51 577,18

Акцизы 380,86 86,12 84,26 97,88 -1,81

НДПИ 16,23 88,46 69,89 79,04 -18,63

Социальные отчисления 415,68 4251,02 3990,63 93,87 -260,42

Источник: данные официального сайта ФНС РФ https://www.nalog.ru

Проанализировав приведенную таблицу, можно сделать следующие выводы: совокупная задолженность РД в бюджетную систему сократилась на 3,47 % (523,92 млн руб.). На фоне общего сокращения задолженности целесообразно отметить изменения по налогу на прибыль: в период с 2016 по 2017 г. наблюдается спад, но в 2018 г. задолженность резко увеличивается почти в 1,5 раза. Причиной такого роста может служить неуплата либо невнесение текущих (авансовых) платежей в связи с приведенным периодом анализа данных. Положительную динамику показывают акцизы - 2,12 %, НДПИ -21,96 %, социальные отчисления - 6,13 %. Подобные положительные изменения являются результатом проведения эффективной контрольной работы налоговых органов.

Исходя из анализа состояния контрольной работы конкретной налоговой инспекции, сделаем выводы о том, что, несмотря на проводимое в стране направление на сокращение числа контрольных мероприятий, за 2018 год количество камеральных проверок увеличилось на 21,5 %. Доначислено налогов по результатам КНП на 13,9 % меньше, чем в 2017 году, однако при этом эффективность каждой выросла на 14,8 %. В два раза (до 56,1 млрд) вырос уровень поступлений в бюджет в результате аналитической работы, проводимой без назначения проверочных мероприятий. В целом по результатам работы инспекции за 2018 год в бюджет дополнительно поступило 334,9 млн, что на 55,8 % больше, чем в 2017 году. По результатам контрольной работы ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы за 2018 год дополнительно с учетом пени по КРСБ начислено 248 402 тыс. руб., что на 24 639 тыс. руб. больше, чем в предыдущем году.

Исходя из вышеприведенных данных, можно сделать вывод, что результативность налоговых проверок ИФНС России по Ленинскому району г. Махачкалы на 2018 г. выросла на 48 % по сравнению с 2017 годом. Подобное увеличение количества проверок сопровождается соответствующими доначислениями и свидетельствует об эффективной работе налоговых органов, что может быть обусловлено развивающейся тенденцией подбора кадров в государственные структуры на конкурсной основе. Таким образом, в 2018 году проведено 67 выездных проверок, что на 13 проверок больше, чем в 2017 году. Камеральных проверок в 2018 году инспекцией проведено 15 178, что на 1 357 проверок больше, чем в 2017 г.

Удельный вес от дополнительно начисленных сумм по результатам проверок за 2018 год составил по:

- налогам 64 %,что на 7,1 % больше, чем за 2017 г.;

- пени - 11,3 %,что на 0,3 % больше, чем за 2017 г.;

- штрафов - 12,6 %,что на 0,3 % больше, чем за 2017 г.;

- пени по КРСБ - 11,9 %,что на 7,9 % больше, чем за 2017 г.

Уровень результативности выездных проверок за 2017-2018 гг. составил 100 %.

Проведенные в 2018 году выездные налоговые проверки дали следующий результат:

• налога на прибыль организаций было изъято дополнительно 29 933 тыс. руб., что на 5 953 тыс. руб. больше, чем за 2017 г.;

• налога на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми агентами организаций, - 15 019 тыс. руб., что на 11 947 тыс. руб. больше, чем за 2017 г.;

• налога на добавленную стоимость - 65 363 тыс. руб., что на 37 778 тыс. руб. больше, чем в 2017 г.;

■ единого налога по УСН - 2 004 тыс. руб., что на 880 тыс. руб. больше, чем за 2017 г.;

■ единого налога на вмененный доход для отдельных видов - 63 тыс. руб., что на 62 тыс. руб. больше, чем за 2017 г.;

■ транспортного налога - 93 тыс. руб., что на 80 тыс. руб. больше, чем за 2017 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что в 2018 году, по сравнению с 2017 годом, возросли суммы доначисления по видам налогов, эффективность проведенных проверок (как камеральных, так и выездных) значительно выросла, несмотря на политику, проводимую налоговыми органами, - сокращение числа проводимых выездных проверок (в ИФНС по Ленинскому району идет сокращение второго отдела по выездным проверкам, что доказывает факт улучшения качества проводимых камеральных проверок).

Налоговые проверки занимают важнейшее место среди эффективных и значимых форм налогового контроля. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

В первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. Зарубежный опыт организации налогового контроля заслуживает весьма пристального внимания и может быть использован в практике российских налоговых органов при условии его адаптации к реалиям нашей страны. Межгосударственный обмен опытом в области профилактики налоговых правонарушений и эффективных форм и методов организации налогового контроля будет способствовать повышению финансовой устойчивости государств.

Камеральную проверку можно признать основной формой проведения налогового контроля. И дело не только в том, что основанием для ее проведения является декларация, которая представляется многими налогоплательщиками ежемесячно. Важен и тот факт, что камеральная проверка проводится без решения руководителя инспекции, что в некотором роде ускоряет процесс и сокращает количество бюрократических проволочек.

Выездная налоговая проверка - одна из наиболее серьезных форм контроля. Возможно, поэтому процедура ее проведения в наибольшей степени регламентирована.

Следует отметить необходимость поиска дальнейших направлений улучшения контрольной работы налоговых органов.

В настоящее время налоговый контроль является несовершенным и малоэффективным. Это связано непосредственно с тем, что у граждан отсутствуют основы налоговой грамотности. Налоговые органы пытаются повысить налоговую культуру, но пока что успехи невелики.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2. - [Электронный ресурс]: от 13.07.2015 № 214- ФЗ, № 232-ФЗ (ред. от 10.10.2016) // КонсультантПлюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.02.2019).

2. Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Деятельность налоговых органов Республики Дагестан по администрированию налоговых платежей в бюджет: анализ, оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, вып. 9. -С.1641-1653.

3. Бадеева Е.А., Енгалычев А.И. Налоговые системы зарубежных стран. - 2017. Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/680/59680 (дата обращения: 03.05.2019).

4. Бортников С. П. Ответственность налоговых органов перед налогоплательщиком. - 2018. - № 8. - С. 23-30. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?id=36365810 (дата обращения: 09.05.2019)

5. Виды налогового контроля и пути их совершенствования - 2013. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=658035 (дата обращения: 03.05.2019).

6. Выездная налоговая проверка: новые правила. - 2019. Режим доступа: https://www.spmag.ru/articles/vyezdnaya-nalogovaya-proverka-novye-pravila (дата обращения: 20.04.2019).

7. Глотова Н.И., Старчиков А.Б. Контрольная работа налоговых органов: анализ, проблемы и пути совершенствования. - 2017. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37086801 (дата обращения: 13.05.2019).

8. Жарова Е.Н., ЖелтоваМ.Ф. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - С. 336339. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/53/7158/ (дата обращения: 07.05.2019).

9. Иманшапиева М.М. Проблемы и перспективы повышения фискальной роли местного налогообложения (по материалам Республики Дагестан). - 2019. - С. 7-24. -[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/contents.asp?titleid=25893 (дата обращения: 20.04.2019).

10. Майбуров И.А., Иванов Ю.Б., Алиев Б.Х., и др. Налоги и налогообложение. Палитра современных проблем: монография / под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. - М.: ЮНИТИ-Дана. - 2016. - 375 с.

11. Налоговый контроль в цифрах и перспективах 2018 года, а также 2019 г. -2018. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog-blog.ru/nalog-plan/nalogovyj-kontrol-v-cifrax-i-perspektivax-2018-goda-a-tak-zhe-2019-g/ (дата обращения: 19.05.2019).

12. Причины сокращения акцизов на топливо. - 2018 - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finance.rambler.ru/economics/39917688-stali-izvestny-prichiny-snizheniya-aktsizov-na-benzin/ (дата обращения: 14.04.2019).

Поступила в редакцию 21 августа 2019 г.

UDC 336.225

DOI: 10.21779/2500-1930-2019-34-3-53-60

Monitoring the implementation of tax legislation of the Russian Federation

at the present stage

Z.K. Jafarova

Dagestan State University; Russia, 367000, Makhachkala, M. Gadzhiev st., 43а; dazamat67@mail.ru

The article explains the concept and content of tax control, examines the forms, types and methods of tax control. Particular attention is paid to tax audits as the most important tools of tax control.

The article defines tax control measures as the main forms of activity of tax authorities in monitoring compliance by taxpayers with legislation on taxes and fees.

A study and assessment of the effectiveness of tax control at the present stage has been carried out (based on the materials of the Federal Tax Service Inspectorate of the Russian Federation in the Leninsky district of Makhachkala); the relevance of the study is justified; conditions and methods for conducting tax audits are defined; an analysis of the effectiveness of tax control is made. The article analyzes the control activities of tax authorities and determines its results - as a whole, compared to 2017 in 2018, the amount of additional charges for types of taxes increased. The main conclusion is given that in 2018, compared with 2017, the effectiveness of inspections has increased significantly

Keywords: field and desk tax audits, tax legislation, tax control.

Received 21 August, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.