pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Устойчивое развитие регионов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ПО АДМИНИСТРИРОВАНИЮ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ: АНАЛИЗ, ОЦЕНКА И ПЕРСПЕКТИВЫ
Басир Хабибович АЛИЕВА, Мадина Гамидулаховна АЛИМИРЗОЕВА"
а доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита,
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация
ь кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация
[email protected] • Ответственный автор
История статьи:
Получена 23.03.2017 Получена в доработанном виде 21.06.2017 Одобрена 07.08.2017 Доступна онлайн 15.09.2017
УДК 336.221.4 (470.67) JEL: Н7
Ключевые слова: налоговые доходы, субъекты Российской Федерации, контрольная деятельность налоговых органов, камеральный контроль, выездная налоговая проверка
Аннотация
Тема. Статья посвящена системе отношений, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами при исчислении и уплате налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Цели. Анализ контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации. Методология. В исследовании использовались системный подход, методы научного абстрагирования и статистические методы.
Результаты. Проанализирована контрольная деятельность налоговых органов разных уровней по мобилизации налоговых доходов в бюджеты, дана оценка качества и эффективности их работы. Определено, что к снижению поступлений в бюджет, к увеличению вероятности налоговых правонарушений и нарушению сбалансированности отношений регионов с федеральным центром приводят недостатки налогового администрирования, которое должно включать не только прогнозирование налоговых поступлений на среднесрочную перспективу, но и разработку новых концепций по развитию региона без ущерба для государственных программ. Рассмотрены результаты работы налоговых органов по проведению камеральных проверок на территории Российской Федерации и Республики Дагестан. Выявлено, что проводимые проверки, количество которых должно снижаться, будут характерными показателями проводимых преобразований в области налогового администрирования. Выводы. Так как применяемые показатели оценки эффективности налоговых органов не связаны с их профилактической работой, которая лежит в основе партнерской модели налогового администрирования, необходимо их дополнить. Для повышения качества контрольной деятельности налоговых органов по мобилизации налоговых платежей в бюджет рекомендуется углубить камеральный контроль налогоплательщиков, усилить разъяснительную работу по обеспечению информированности налогоплательщиков, повысить уровень квалификации работников. Создание эффективной и стабильной налоговой системы с использованием инструментов и механизмов налогового администрирования должно обеспечить бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Для цитирования: Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Деятельность налоговых органов Республики Дагестан по администрированию налоговых платежей в бюджет: анализ, оценка и перспективы // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15, № 9. - С. 1641 - 1653. https://doi.Org/10.24891/re.15.9.1641
Исследование эффективности налогового администрирования на современном этапе развития приобретает все большую актуальность, поскольку увеличиваются проблемы наполнения государственного бюджета, взаимоотношений налоговых органов с налогоплательщиками, выявления и устранения налоговых нарушений,
приводящих к значительным потерям бюджетных поступлений и т.д.
Одним из эффективных инструментов борьбы с кризисом является повышение качества налогового администрирования (Х.М. Мусаева, С.И. Сиражудинова, З.А. Керимова [1]). Обеспечение надлежащего администрирования
1641
налоговых платежей за счет совершенствования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере позволяет увеличить собираемость налогов и тем самым оказать серьезную поддержку российской экономике (А.В. Грищенко [2]).
Уровень мобилизации налоговых доходов в бюджет в основном зависит от эффективности контроля, проводимого налоговыми органами субъектов Российской Федерации. В настоящее время для оценки эффективности и качества работы налоговых органов используются качественные и количественные показатели (Д.А. Балаева, А.Х. Моргоева [3], Б.Х. Алиев, Р.Г. Сомоев, Н.И. Кравцова, М.М. Сулейманов [4]), в частности:
• темпы роста налоговых доходов бюджета к уровню предыдущих лет;
• выполнение планов по мобилизации налогов в бюджет;
• доначисленные и взысканные в ходе контрольной работы суммы;
• налоговые поступления на 1 руб. затрат деятельности налоговых органов;
• уровень охвата проверками налогоплательщиков и объектов налогообложения и т.д.
Однако данные показатели не связаны с профилактической работой,
составляющей основу партнерской модели налогового администрирования. Поэтому мы считаем, что существующие показатели оценки эффективности деятельности территориальных налоговых служб целесообразно дополнить следующими:
• долей (коэффициентом) добровольно уплаченных налогов (в разрезе налогоплательщиков);
• уровнем результативности налоговых проверок (без судебных разбирательств) в общей массе налоговых проверок;
• количеством (снижением) жалоб налогоплательщиков.
Переход к партнерской модели работы с налогоплательщиками не должен ослабить налоговый контроль и снижать налоговые обязательства субъектов экономики, особенно в кризисных условиях. Очевидно, что повышение эффективности контроля невозможно без постоянного налогового мониторинга и совершенствования его элементов (Б.Х. Алиев, Х.М. Мусаева, М.М. Сулейманов [5]).
Проанализируем контрольную деятельность налоговых органов в разрезе федеральных округов Российской Федерации
и Республики Дагестан. Показатель «Выявленные нарушения, при проведении камеральных налоговых проверок» рассмотрим на примере России в целом, а также Московской области и Республики Дагестан.
Рассматривая данные, приведенные в табл. 1, необходимо отметить, что по состоянию на 01.01.2014 по Российской Федерации было проведено 36 361 646 камеральных налоговых проверок, в результате которых было доначислено в бюджет 53 730 342 тыс. руб. Только в Центральном федеральном округе было проведено около 11 млн камеральных налоговых проверок.
В Республике Дагестан по состоянию на 01.01.2014 было проведено 175 837 камеральных налоговых проверок. При этом собираемость налогов в республике примерно в 2 раза ниже по сравнению с Московской областью: на одну камеральную налоговую проверку в Московской области приходится около 6,2 тыс. руб. доначислений, а в Республике Дагестан - всего 3,3 тыс. руб.
По состоянию на 01.01.2015 количество камеральных проверок по сравнению с 2014 г. годом несколько снизилось (табл. 2). В Российской Федерации было проведено 34 917 778 проверок, по итогам которых было доначислено около 57 млрд руб.
1642
В Республике Дагестан за этот
в 2,15 раза доначисленных свидетельствует результативности органов1.
увеличилась платежей,
период сумма что
об работы
улучшении налоговых
организаций скрывающих полученные
Федерации было выявлено нарушений. В Московской и Республике Дагестан было 125 735 и 11 948 нарушений.
более 2 млн области выявлено
Контрольная деятельность налоговых органов была нацелена на проведение мероприятий в отношении действующих и предпринимателей, от налогообложения доходы и другие объекты налогообложения. В фокусе особого контроля были организации, претендующие на незаконное получение вычетов и возмещение из бюджета налогов, с реальной возможностью взыскания дополнительно начисленных платежей. При этом было отмечено
о целесообразности повышения уровня налоговой культуры налогоплательщиков, внедрения в практику деятельности налоговых служб электронных систем ведения камеральных налоговых проверок. (Г.А. Гюльмагомедова [6]).
В Республике Дагестан камеральные налоговые проверки стали проводиться путем передачи необходимых документов в налоговый орган. Специальная программа выводит необходимые показатели. Такие системы были установлены в ИФНС по г. Каспийску ИФНС № 15 по г. Кизляру и т.д.
По состоянию на 1 октября 2014 г. налоговыми органами Российской Федерации и Республики Дагестан было проведено 27 080 417 и 126 468 камеральных налоговых проверок, доначислено 49 129 740 и 252 900 тыс. руб. соответственно Это следствие
результативности налогового контроля и налогового администрирования и значительное сокращение времени на контрольные мероприятия.
В результате проведенных камеральных налоговых проверок в 2014 г. в Российской
Налоговым органам необходимо и дальше совершенствовать налоговый контроль, в особенности такие его формы как выездные и камеральные налоговые проверки (З.С. Якупов [7]).
Рост производства в отдельных отраслях, эффективная контрольная деятельность налоговых органов, а также повышенные темпы инфляции благоприятно повлияли на рост налоговых поступлений в бюджет. (М.Г. Алимирзоева [8]).
В 2015 г. налоговыми органами Республики Дагестан была проведена значительная работа по учету налогоплательщиков на основе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц и ведения государственных реестров юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и налогоплательщиков. Всего за этот период было зарегистрировано 1 996 вновь образованных юридических лиц (Б.Х. Алиев, М.М. Сулейманов [9]).
В базе данных Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 1 января 2016 г. имелись сведения о 33 423 зарегистрированных юридических лицах. За 12 мес. 2015 г. было зарегистрировано 160 общественных, религиозных и некоммерческих организаций.
За 2015 г. в налоговых органах Республики Дагестан зарегистрировались 7 880 индивидуальных предпринимателей и глав крестьянских (фермерских) хозяйств (в 2014 г. - 8 429). В то же время прекратили свою деятельность 9 839 предпринимателей (в 2014 г. - 7 763). Всего на 01.01.2016 в базе данных Единого государственного реестра юридических лиц имелись сведения о 50 404 индивидуальных предпринимателях
и главах крестьянских (фермерских) хозяйств.
1 Джабраилов УА. Региональная налоговая безопасность и проблемы собираемости налогов // Сборник Всероссийской научно-практической конференции «Налоговая политика на современном этапе: проблемы разных уровней». Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 12-20.
1643
В 2015 г. от Республики Дагестан поступило в бюджет Российской Федерации налогов и сборов в сумме 27 515,8 млн руб., что на 848,9 млн руб. больше, чем за 2014 г. Темпы роста при этом составили 103,2%. По СевероКавказскому федеральному округу этот показатель составил 101,5%.
В 2015 г. абсолютная сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет по Республике Дагестан по сравнению с соответствующим периодом 2014 г. (рис. 1) увеличилась на 1 364,4 млн руб. (в основном за счет роста поступлений).
За этот же период налог на добавленную стоимость увеличился на 1 470,3 млн руб. (с 2 121,8 до 3 592,1 млн руб.), или в 1,7 раза. Платежи за пользование природными ресурсами и налог на добычу полезных ископаемых увеличились на 168,5 млн руб. (с 810,9 до 979,4 млн руб.), или в 1,2 раза.
На поступления налога на добавленную стоимость в 2015 г. повлияло уменьшение его возмещения из бюджета и результаты контрольных мероприятий налоговых органов. Сумма этого налога, заявленная к возмещению из бюджета, в 2015 г. составила 1 014,4 млн руб., что в 2 раза меньше, чем в 2014 г. По данным Управления ФНС Российской Федерации по Республике Дагестан, такому снижению способствовало завершение основных работ по республиканским инвестиционным проектам.
В результате контрольных мероприятий налоговых органов и снижения налоговых вычетов в 2015 г. был обеспечен прирост поступлений налога на добавленную стоимость в бюджет в сумме более 400 млн руб.
В общем объеме «недобора» (38,2%, или 1 731,2 млн руб.) наибольшую долю занимали:
• налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций - 33,6%, или 1 521 млн руб.;
• акцизы на алкогольную продукцию -14,7%, или 668 млн руб.;
• налог на имущество организаций - 5,1%, или 232,8 млн руб.;
• земельный налог - 5,1%, или 229,9 млн руб.
По нашему мнению, невыполнение бюджетных назначений консолидированного бюджета Республикой Дагестан в 2015 г. произошло по следующим причинам:
1. Принятые на 2015 г. бюджетные назначения были завышенными. По всем налогам бюджетные назначения в 2015 г. относительно налоговой базы были завышены на 22,1%, или 4 761,4 млн руб, в частности:
• по акцизам - на 35,9%;
• по налогу на прибыль - на 32,2%;
• по единому налогу на вмененный доход и земельному налогу - в 1,5 раза;
• по упрощенной системе налогообложения -на 36,9%;
• по налогу на имущество физических лиц -в 2,2 раза.
2. Произошло уменьшение налоговой базы из-за невыполнения плановых показателей социально-экономического развития Республики Дагестан, рост себестоимости работ и услуг, а также изменение курса валют, уменьшение объемов производства у крупных налогоплательщиков. Снижение покупательной способности населения и рост цен также отрицательно повлияли на объем налоговых поступлений в 2015 г.
Поступления основных бюджетообразующих налогов (налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на имущество, налога за пользование природными ресурсами) в общем объеме налоговых поступлений составили 85,6%.
В 2015 г. увеличились поступления:
• по налогу на добавленную стоимость (1 470,3 млн руб.);
1644
• по имущественным налогам (44,5 млн
руб);
• по налогам на добычу полезных ископаемых и за использование природных ресурсов (178,5 млн руб.).
Отрицательная динамика сложилась по поступлениям:
• налога на прибыль организаций (737,5 млн руб.);
• налога на доходы физических лиц (221,3 млн руб.);
• по акцизам (165,9 млн руб.).
Структура налоговых платежей за 20142015 гг. отражена в табл. 3.
Анализ данных, представленных в табл. 3, свидетельствует о том, что наибольший удельный вес в объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2015 г. по Республике Дагестан занимают:
• налог на доходы физических лиц - 41,7%;
• налог на имущество - 14,7%;
• налог на добавленную стоимость -13,1%;
• акцизы на подакцизные товары - 12,5%;
• налог на прибыль - 8,8%;
• налог на добычу полезных ископаемых -3,7%.
Налоговые органы Республики Дагестан проводят серьезную работу по совершенствованию налогового контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. По состоянию на 01.12.2016 в республике плательщиками акцизов являются 16 организаций. За 2015 г. во все уровни бюджетов от предприятий-производителей алкогольной продукции мобилизовано акцизов на сумму 3 426,2 млн руб., что составляет 95,6% от уровня 2014 г.
Уменьшение поступлений акцизов, по данным налоговых органов Республики Дагестан, произошло из-за снижения объема производства и реализации алкогольной продукции.
По нашему мнению, это связано:
• с уменьшением покупательной способности населения;
• с появлением на этом рынке большого количества контрафактной продукции;
• с проблемами при получении федеральных акцизных марок.
Использование производственных мощностей предприятий - производителей алкогольной продукции за 11 мес. 2015 г. составило:
• по производству водки - 7,9%;
• по производству коньяка - 48,3%;
• по производству шампанского - 46,1%;
• по производству вина - 22,9%.
В 2015 г. налоговыми органами проводились контрольные мероприятия по данной категории налогоплательщиков. В результате проведенных выездных налоговых проверок были установлены факты занижения налогооблагаемой базы и неправомерные налоговые вычеты с доначислением платежей в сумме более 29 млн руб. и взысканы налоги на сумму 50,7 млн руб.
Управлением Федеральной налоговой службы России по Республике Дагестан на постоянной основе организовано проведение мероприятий налогового контроля в отношении предприятий -производителей алкогольной продукции в целях выявления и пресечения незаконных налоговых вычетов по налогам и схем уклонения от налогообложения.
По данным налоговых органов Республики Дагестан, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сумма доначисленных платежей возросла:
1645
• по данным ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы - в 3,8 раза, или на 115,4 млн. руб.;
• по данным МРИ ФНС России № 7 по г. Буйнакску - в 3,5 раза, или на 37,6 млн руб.;
• по данным МРИ ФНС России № 3 по г. Дербенту - в 1,9 раза, или на 53,2 млн руб.;
• по данным ИФНС России по г. Каспийску - в 2,3 раза, или на 11,4 млн руб.;
• по данным МРИ ФНС России № 15 по г. Кизляру - в 1,3 раза, или на 28,5 млн руб.
Вместе с тем по девяти инспекциям по сравнению с предыдущим годом снижены дополнительно начисленные платежи на общую сумму 267,2 млн руб.
Результаты работы налоговых органов Республики Дагестан на местах за 2015 г., (в частности ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы2) характеризуются следующими данными: из дополнительно начисленных сумм по отчету, поступило 85 419 тыс. руб., в том числе по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за несвоевременную уплату - 3 635 тыс. руб.
Из них:
• по выездным налоговым проверкам поступило 56 758 тыс. руб.;
• по камеральным проверкам - 8 693 тыс. руб.;
• по пени исчисленным - 6 024 тыс. руб.;
• по штрафным санкциям - 10 309 тыс. руб.
В сравнении с 2014 г. из дополнительно начисленных сумм поступило 54 824 тыс. руб., в том числе по результатам прочих контрольных мероприятий и пени за
2 Данные аналитической записки «О ходе поступлений налогов по Кировскому району г. Махачкалы» за 2015 г.
Б.Х. Алиев и др. / Региональная экономика: тео1
1646 http://fin-izdat.
несвоевременную уплату 8 363 тыс. руб., среди которых:
• по выездным налоговым проверкам -27 289 тыс. руб.;
• по камеральным проверкам - 10 148 тыс. руб.;
• по пени исчисленным - 11 500 тыс. руб.;
• по штрафным санкциям - 5 887 тыс. руб.
В ходе контрольной деятельности ИФНС России по Кировскому району г. Махачкалы по выездным налоговым проверкам, решения по которым не вступили в законную силу, были дополнительно начислены суммы налогов и штрафных санкций, которые составляют:
• по ОАО «Махачкалинское ДЭП № 27» -16 112 тыс. руб. (решение по ВНП 15.12.2015);
• по ОАО «ДСУ-2» - 41 099 тыс. руб. (решение по ВНП 28.09.2015, не вступившее в силу в связи с жалобой в Управление ФНС России по Республике Дагестан);
• по ООО «Устар-1» - 25 473 тыс. руб. (решение по ВНП 28.12.2015);
• по ООО «Завод строительных материалов» - 1 270 тыс. руб. (решение по ВНП 14.12.2015).
В отношении этих выездных налоговых проверок инспекцией должен проводиться весь комплекс мероприятий, предусмотренный налоговым законодательством для взыскания (Х.А. Исрапилова,
М.М. Сулейманов [10]).
Для улучшения контрольной работы налоговых органов по исчислению и взиманию налоговых платежей целесообразно:
• углубить камеральный контроль за налогоплательщиками;
• усилить разъяснительную работу по обеспечению информированности
налогоплательщиков и воспитанию налоговой культуры;
повысить уровень квалификации работников;
повысить уровень взаимодействия с органами внутренних дел и другими контролирующими и правоохранительными органами, расширить практику проведения совместных контрольных проверок.
Налоговые проверки должны отвечать требованиям безусловного соблюдения законных интересов государства и прав налогоплательщиков3, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщиков максимально
комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.
3 Гюльмагомедова ГА. Эффективность налогового администрирования: критерии оценки, факторы повышения // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Налоговая политика Российской Федерации на современном этапе: проблемы разных уровней». Махачкала: ООО «Апробация», 2015. С. 143-152.
Таблица 1
Результаты контрольной деятельности налоговых органов по проведению камеральных проверок на 01.01.2014 Table 1
The results of control activities of tax authorities for off-site audit as of January 1, 2014
Количество Дополнительно Поступило
Объект исследования камеральных начислено платежей, налогов,
проверок тыс. руб. тыс. руб.
Российская Федерация 36 361 646 53 730 342 44 943 756
Центральный федеральный округ 10 915 977 21 329 193 17 833 077
Московская область 1 791 265 4 827 545 3 872 850
Северо-Западный федеральный округ 4 023 723 3 763 995 3 004 858
Северо-Кавказский федеральный округ, всего 1 212 415 2 444 572 1 903 103
В том числе:
- Республика Дагестан 175 837 372 119 267 123
Южный федеральный округ 3 520 486 4 581 561 3 785 068
Приволжский федеральный округ 7 364 092 9 576 314 8251 837
Уральский федеральный округ 3 266 700 3 441 972 2 697 621
Сибирский федеральный округ 4 529 650 3 770 850 2 949 077
Дальневосточный федеральный округ 1 507 234 2 689 276 2 420 574
Источник: данные ФНС России
Source: The FTS of Russia data Таблица 2
Результаты контрольной деятельности налоговых органов Российской Федерации по проведению камеральных проверок на 01.01.2015
Table 2
The results of control activities of the Russian Federation tax authorities for off-site audit as of January 1, 2015
Объект исследования Количество камеральных проверок Дополнительно начислено платежей, тыс. руб. Поступило налогов, тыс. руб.
Российская Федерация 34 917 778 57 501 608 49 136 333
Центральный федеральный округ 10 605 837 19 099 781 16 682 980
Московская область 1 685 310 4 609 110 3 952 145
Северо-Западный федеральный округ 3 936 613 3 145 020 2 464 606
Северо-Кавказский федеральный округ, всего В том числе: - Республика Дагестан 1 126 823 4 805 585 3 884 151
156 534 802 108 66 2017
Южный федеральный округ 3 301 203 4 997 220 4 141 921
Приволжский федеральный округ 7 029 865 10 265 130 9 044 972
Уральский федеральный округ 3 096415 3 752 592 3 097 431
Сибирский федеральный округ 4 363 734 5 425 030 4 153 288
Дальневосточный федеральный округ 1 438 057 5 136 690 4 825 867
Источник: данные ФНС России
Source: The FTS of Russia data
1648
Таблица 3
Структура налоговых поступлений в бюджет Республики Дагестан за 2014-2015 гг. Table 3
The structure of tax revenue in the budget of the Republic of Dagestan for 2014-2015
2015 2014 Отклонение, +/- Темп
Виды налогов и платежей Сумма, тыс. руб. Удельны й вес, % Сумма, тыс. руб. Удельный вес, % роста, %
Всего налогов и платежей 27 512 771 100 26 662 579 100 850 192 103,2
Федеральный бюджет 6 527 480 23,7 5 163 079 19,4 1 364 401 126,4
Консолидированный бюджет Республики Дагестан 20 985 291 76,3 21 499 500 80,6 -514 209 97,6
Налог на добавленную 3 592 115 13,1 2 121 802 8 1 470 313 169,3
стоимость
Негосударственное пенсионное обеспечение 2 432 057 8,8 3 169 577 11,9 -737 520 76,7
Налог на доходы физических 11 483 345 41,7 11 704 613 43,9 -221 268 98,1
лиц
Акцизы 3 426 767 12,5 3 592 683 13,5 -165 916 95,4
Платежи за пользование 1 008 305 3,7 829 788 3,1 178 517 121,5
природными ресурсами и налог на добычу полезных
ископаемых
Налог на имущество 2 825 355 10,3 2811 199 10,5 14 156 100,5
организаций
Налог на имущество физических лиц 129 525 0,5 116 052 0,4 13 473 111,6
Единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет 4 642 0 2 628 0 2 014 176,6
Земельный налог 794 892 2,9 905 149 3,4 -110 257 87,8
Единый налог на вмененный 456 581 1,7 344 064 1,3 112 517 132,7
доход
Упрощенная система налогообложения 679 875 2,5 583 344 2,2 96 531 116,5
Источник: данные УФНС России по Республике Дагестан Source: The FTS of Russia data on the Republic of Dagestan
1649
Рисунок 1
Поступление налоговых платежей по Республике Дагестан за 2014-2015 гг., зачисляемых в консолидированный бюджет Российской Федерации
Figure 1
Receipt of tax payments for the Republic of Dagestan for 2014-2015 in the consolidated budget of the Russian Federation
Источник: данные УФНС России по Республике Дагестан Source: The FTS of Russia data on the Republic of Dagestan
Список литературы
1. Мусаева Х.М., Сиражудинова С.И., Керимова З.А. Добровольность уплаты налоговых платежей как показатель эффективности деятельности налоговых органов Российской Федерации // Налоги и налогообложение. 2016. № 11. С. 847-856. doi: 10.7256/18128688.2016.11.21131
2. Грищенко А.В. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования // Налоги и налогообложение. 2015. № 7. С. 528-536. doi: 10.7256/18128688.2015.7.13741
3. Балаева ДА., Моргоева А.Х. Налоговое администрирование: взгляд в будущее // Налоги
и налогообложение. 2014. № 2. С. 174-183. doi: 10.7256/1812-8688.2014.2.11361
4. Алиев Б.Х., Сомоев Р.Г., Кравцова Н.И., Сулейманов М.М. Роль налогового федерализма
в нивелировании межтерриториальной дифференциации регионов // Налоги и налогообложение. 2015. № 9. С. 655-664. doi: 10.7256/1812-8688.2015.9.16310
5. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. 2010. № 11. С. 32-38.
1650
6. Гюльмагомедова Г.А. Эффективность налогового контроля в системе реформирования финансовых институтов РФ // Актуальные вопросы современной экономики
в глобальном мире. 2016. № 5. С. 271-273.
7. Якупов З.С. Модернизация налогового контроля в системе налогового администрирования // Российское предпринимательство. 2013. № 7. С. 53-57.
8. АлимирзоеваМ.Г. Современные тенденции и проблемы развития российской налоговой системы // Налоги и налогообложение. 2016. № 7. С. 563-573. doi: 10.7256/1812-8688.2016.7.19713
9. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Модернизация российской модели налогового федерализма как фактор повышения эффективности налоговой системы // Налоги и финансовое право. 2011. № 7. С. 178-182.
10. Исрапилова Х.А., Сулейманов М.М. Роль региональной налоговой политики
в укреплении налогового потенциала территорий // Налоги и налогообложение. 2015. № 11. С. 860-873. doi: 10.7256/1812-8688.2015.11.16992
11. Малкина М.Ю., Балакин Р.В. Исследование налоговых поступлений в РФ, федеральных округах и регионах РФ с использованием логарифмического метода факторного анализа // Налоги и налогообложение. 2016. № 2. С. 190-208.
doi: 10.7256/1812-8688.2016.2.17974
12. Сазанов О.В., Ахметшин Э.М. Альтернативная форма налогового контроля -«горизонтальный» мониторинг в действии // Налоги и налогообложение. 2016. № 4. С. 325-332. doi: 10.7256/1812-8688.2016.4.18291
13. Савина О.Н. Актуальные вопросы повышения налоговой грамотности населения // Налоги и налогообложение. 2016. № 10. С. 756-767. doi: 10.7256/18128688.2016.10.18763
14. Пансков В.Г. Перспективы развития региональной налоговой политики: идеи и рецепты // Финансы. 2015. № 7. С. 32-36.
15.Ефремова Т.А. Выездные налоговые проверки: действующая практика и перспективы развития // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 312-318. doi: 10.7256/18128688.2015.4.14287.
16. Келейникова С.В., Самыгин Д.Ю., Хрусталев Б.Б. Анализ и планирование налоговых проверок: ракурс районной инспекции // Налоги и налогообложение. 2014. № 10.
С. 919-925. doi: 10.7256/1812-8688.2014.10.13234
17. Пайзулаев И.Р. Проблемы соблюдения налоговой дисциплины и методы борьбы с уклонением от налогов // Налоги и налогообложение. 2012. № 4. С. 18-23. doi: 10.7256/1812
Информация о конфликте интересов
Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
1651
pISSN 2073-1477 eISSN 2311-8733
Sustainable Development of Regions
ACTIVITIES OF THE TAX AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
IN ADMINISTERING TAX PAYMENTS TO THE BUDGET: ANALYSIS, ASSESSMENT, AND
PROSPECTS
Basir Kh. ALIEVa,% Madina G. ALIMIRZOEVAb
a Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
b Dagestan State University, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 23 March 2017 Received in revised form 21 June 2017 Accepted 7 August 2017 Available online 15 September 2017
JEL classification: H7
Keywords: tax revenues, entities of the Russian Federation, control activities, tax authorities, off-site audit, field tax inspection
Abstract
Subject The article deals with the issues of tax administration and relations between taxpayers and tax authorities arising during tax calculation and payment to the Russian budget system. Objectives The article aims to analyze the supervisory activities of tax authorities at different levels to raise tax revenue in budgets, and assess the quality and effectiveness of their work. Results We propose to supplement the tax administration practice of assessing the effectiveness of tax authorities, which is not related to the preventive work of tax authorities underlying the partnership model of tax administration. In order to improve the control activities of tax authorities to encourage tax payments, we recommend to enhance the off-site control of taxpayers, increase awareness of taxpayers, and raise the level of skills of tax authorities employees.
Conclusions The establishment of an efficient and stable tax system using tax administration tools and mechanisms should ensure fiscal sustainability in the medium and long term.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
Please cite this article as: Aliev B.Kh., Alimirzoeva M.G. Activities of the Tax Authorities of the Republic of Dagestan in Administering Tax Payments to the Budget: Analysis, Assessment and Prospects. Regional Economics: Theory and Practice, 2017, vol. 15, iss. 9, pp. 1641-1653. https://doi.org/10.24891/re.15.9.1641
References
1. Musaeva Kh.M., Sirazhudinova S.I., Kerimova Z.A. [Voluntary tax payments as an indicator of the efficiency of the Russian Federation tax authorities]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 11, pp. 847-856. (In Russ.) doi: 10.7256/18128688.2016.11.21131
2. Grishchenko A.V. [On the question of the conceptual framework of tax administration]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 7, pp. 528-536. (In Russ.) doi: 10.7256/1812-8688.2015.7.13741
3. Balaeva D.A., Morgoeva A.Kh. [Tax administration: looking into the future]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no. 2, pp. 174-183. (In Russ.)
doi: 10.7256/1812-8688.2014.2.11361
4. Aliev B.Kh., Somoev R.G., Kravtsova N.I., Suleimanov M.M. [The role of fiscal federalism in reducing the inter-territorial differentiation of regions]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 9, pp. 655-664. (In Russ.) doi: 10.7256/18128688.2015.9.16310
5. Aliev B.Kh., Musaeva Kh.M., Suleimanov M.M. [On tax regulation of revenues of the Federal entities]. Finansy = Finance, 2010, no. 11, pp. 32-38. (In Russ.)
1652
6. Gyul'magomedova G.A. [Effectiveness of tax control in the system of reform of the RF financial institutions]. Aktual'nye voprosy sovremennoi ekonomiki v global'nom mire, 2016, no. 5, pp. 271-273. (In Russ.)
7. Yakupov Z.S. [Modernization of tax control in the tax administration system]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 7, pp. 53-57.
(In Russ.)
8. Alimirzoeva M.G. [Modern trends and problems of development of the Russian tax system]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 7, pp. 563-573. (In Russ.)
doi: 10.7256/1812-8688.2016.7.19713
9. Aliev B.Kh., Suleimanov M.M. [Modernization of the Russian model of tax federalism
as a factor in improving the efficiency of the tax system]. Nalogi ifinansovoepravo = Taxes and Financial Law, 2011, no. 7, pp. 178-182. (In Russ.)
10. Israpilova Kh.A., Suleimanov M.M. [The role of regional tax policy in increasing the taxable capacities of territories]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 11,
pp. 860-873. (In Russ.) doi: 10.7256/1812-8688.2015.11.16992
11. Malkina M.Yu., Balakin R.V. [Analysis of tax revenues in the Russian Federation, Federal Districts and regions of the Russian Federation using the logarithmic method of factor analysis]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 2, pp. 190-208.
(In Russ.) doi: 10.7256/1812-8688.2016.2.17974
12. Sazanov O.V., Akhmetshin E.M. ["Horizontal" monitoring in practice as an alternative form of tax control]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 4, pp. 325-332. (In Russ.) doi: 10.7256/1812-8688.2016.4.18291
13. Savina O.N. [Topical issues of improving the tax literacy]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2016, no. 10, pp. 756-767. (In Russ.) doi: 10.7256/18128688.2016.10.18763
14. Panskov V.G. [Prospects for regional tax policy: ideas and recipes]. Finansy = Finance, 2015, no. 7, pp. 32-36. (In Russ.)
15. Efremova T.A. [On-site tax inspections: the current practice and prospects for development]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2015, no. 4, pp. 312-318. (In Russ.)
doi: 10.7256/1812-8688.2015.4.14287
16. Keleinikova S.V., Samygin D.Yu., Khrustalev B.B. [Analysis and planning of tax inspections: from the point of view of regional inspection]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2014, no. 10, pp. 919-925. (In Russ.) doi: 10.7256/18128688.2014.10.13234
17. Paizulaev I.R. [Problems of observing tax discipline and methods against tax evasion]. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, 2012, no. 4, pp. 18-23. (In Russ.) doi: 10.7256/1812
Conflict-of-interest notification
We, the authors of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.
1653