Научная статья на тему 'Налоговые проверки в системе налогового контроля'

Налоговые проверки в системе налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5343
723
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / TAXES / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL / ФОРМЫ / FORMS / МЕТОДЫ / METHODS / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / TAX AUDITS / КАМЕРАЛЬНАЯ / ВЫЕЗДНАЯ / EXIT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / РЕЗУЛЬ-ТАТИВНОСТЬ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / TAX OFFENSES / САНКЦИИ / SANCTIONS / CAMERAL / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестакова Н.Н.

Цель исследования: рассмотрение подходов к трактовке понятия «налоговый контроль», его форм и видов, выявление проблем налого-вого контроля в целом и налоговых проверок в частности. В статье раскрывается значение налоговых проверок как важнейшего инстру-мента налогового контроля, рассматривается налоговый контроль как фактор экономической безопасности предприятий, формы и ме-тоды проведения налоговых проверок, приведена статистика выявле-ния налоговых правонарушений, обобщены направления повышения качества камеральных налоговых проверок. В 2016 г. задолженность по налоговым поступлениям в бюджет РФ увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 247 млрд руб., что, вероятнее всего, явилось следствием существенного сокращения числа выездных проверок (на 4 619 ед.), позволяющих наиболее качественно реализовать меры нало-гового контроля в отношении плательщиков и выявить наибольшее ко-личество налоговых правонарушений. Вместе с этим количество каме-ральных, менее результативных, проверок увеличилось на 8 035 тыс. ед., однако по своей природе камеральные проверки не позволяют охва-тить весь тот объем информации, что доступен выездному контро-лю, поэтому метод таких проверок можно считать преимуществен-но арифметическим. Общая сумма налогов, поступившая в бюджет по результатам налоговых проверок, по сравнению с 2015 г. увеличи-лась и за 2016 г. составила 216,8 млрд руб. Тщательное планирование налоговых проверок, обоснованный выбор их форм и методов способ-ствуют более быстрому выявлению или предотвращению налоговых правонарушений, сокращению времени налоговой проверки и затрат на ее проведение, а также увеличению эффективности налогового контроля в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUDITS IN THE SYSTEM OF TAX CONTROL

The research objective was the consideration of approaches to the treatment of the concept "tax control", its forms and types, the identification of the problems of tax control in general and tax audits in particular. In the study the value of tax audits as the most important instrument of tax control is revealed, tax control as a factor of economic security of the enterprises, forms and methods of carrying out tax audits is considered, the statistics of identification of tax offenses is given, the directions of the improvement of the quality of cameral tax audits are generalized. In 2016 the debt on tax revenues in the budget of the Russian Federation increased in comparison with previous year by 247 billion rubles that most likely was the conse-quence of essential reduction of the number of exit checks (on 4 619 units) al-lowing to realize most qualitatively the measures of tax control concerning payers and to reveal the greatest number of tax offenses. Together with it the quantity cameral, less productive, checks increased by 8 035 thousand units, however, by the nature cameral checks do not allow to capture all that volume of information available to exit control therefore the method of such checks can be considered mainly arithmetic. The total amount of taxes which came to the budget for the results of tax audits in comparison with 2015 in-creased and for 2016 made 216.8 billion rubles. Careful planning of tax au-dits, reasonable choice of their forms and methods promote faster identifica-tion or prevention of tax offenses, the reduction of time of tax audit and costs of its carrying out, and also the increase in the efficiency of tax control in general.

Текст научной работы на тему «Налоговые проверки в системе налогового контроля»

УДК 336.1 Н.Н. Шестакова

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

N.N. Shestakova TAX AUDITS IN THE SYSTEM OF TAX CONTROL

Цель исследования: рассмотрение подходов к трактовке понятия «налоговый контроль», его форм и видов, выявление проблем налогового контроля в целом и налоговых проверок в частности. В статье раскрывается значение налоговых проверок как важнейшего инструмента налогового контроля, рассматривается налоговый контроль как фактор экономической безопасности предприятий, формы и методы проведения налоговых проверок, приведена статистика выявления налоговых правонарушений, обобщены направления повышения качества камеральных налоговых проверок. В 2016 г. задолженность по налоговым поступлениям в бюджет РФ увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 247 млрд руб., что, вероятнее всего, явилось следствием существенного сокращения числа выездных проверок (на 4 619 ед.), позволяющих наиболее качественно реализовать меры налогового контроля в отношении плательщиков и выявить наибольшее количество налоговых правонарушений. Вместе с этим количество камеральных, менее результативных, проверок увеличилось на 8 035 тыс. ед., однако по своей природе камеральные проверки не позволяют охватить весь тот объем информации, что доступен выездному контролю, поэтому метод таких проверок можно считать преимущественно арифметическим. Общая сумма налогов, поступившая в бюджет по результатам налоговых проверок, по сравнению с 2015 г. увеличилась и за 2016 г. составила 216,8 млрд руб. Тщательное планирование налоговых проверок, обоснованный выбор их форм и методов способствуют более быстрому выявлению или предотвращению налоговых правонарушений, сокращению времени налоговой проверки и затрат на ее проведение, а также увеличению эффективности налогового контроля в целом.

Ключевые слова: налоги, налоговый контроль, формы, методы, налоговые проверки, камеральная, выездная, эффективность, результативность, налоговые органы, налоговые правонарушения, санкции.

The research objective was the consideration of approaches to the treatment of the concept "tax control", its forms and types, the identification of the problems of tax control in general and tax audits in particular. In the study the value of tax audits as the most important instrument of tax control

is revealed, tax control as a factor of economic security of the enterprises, forms and methods of carrying out tax audits is considered, the statistics of identification of tax offenses is given, the directions of the improvement of the quality of cameral tax audits are generalized. In 2016 the debt on tax revenues in the budget of the Russian Federation increased in comparison with previous year by 247 billion rubles that most likely was the consequence of essential reduction of the number of exit checks (on 4 619 units) allowing to realize most qualitatively the measures of tax control concerning payers and to reveal the greatest number of tax offenses. Together with it the quantity cameral, less productive, checks increased by 8 035 thousand units, however, by the nature cameral checks do not allow to capture all that volume of information available to exit control therefore the method of such checks can be considered mainly arithmetic. The total amount of taxes which came to the budget for the results of tax audits in comparison with 2015 increased and for 2016 made 216.8 billion rubles. Careful planning of tax audits, reasonable choice of their forms and methods promote faster identification or prevention of tax offenses, the reduction of time of tax audit and costs of its carrying out, and also the increase in the efficiency of tax control in general.

Keywords: taxes, tax control, forms, methods, tax audits, cameral, exit, efficiency, productivity, tax authorities, tax offenses, sanctions.

В экономической литературе нет единого подхода к трактовке понятия «налоговый контроль». Каждый автор привносит в него свои особенности и выделяет характерные черты. Например, Н.А. Филиппова и Д.Ю. Макевнина определяют налоговый контроль в широком смысле как неотъемлемую часть системы мер государственного регулирования, направленных на обеспечение эффективной финансовой политики и экономической безопасности Российской Федерации, на достижение баланса прав налогоплательщиков и законных требований государства [1]. Н.Е. Евстигнеев подразумевает под налоговым контролем установленную нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства [2].

Цель исследования: рассмотрение подходов к трактовке понятия «налоговый контроль», его форм и видов, выявление проблем налогового контроля в целом и налоговых проверок в частности.

Задачи исследования:

- раскрыть значение налоговых проверок как важнейшего инструмента налогового контроля;

- рассмотреть налоговый контроль как фактор экономической безопасности предприятий;

- систематизировать формы и методы проведения налоговых проверок;

- провести анализ статистики выявления налоговых правонарушений;

- обобщить направления повышения качества камеральных налоговых проверок.

Из всего многообразия подходов к определению налогового контроля можно вычленить основополагающие моменты, проанализировав и обобщив несколько определений, вывести следующее определение. Налоговый контроль - это совокупность специальных, профильных действий уполномоченных органов государственной власти в области контроля за выполнением налогового законодательства, содержащих в себе приемы и способы, которые позволяют проверять соблюдение налоговой дисциплины, выявлять максимальное количество налоговых правонарушений и предпринимать превентивные меры для минимизации либо устранения возможных последствий, а также содействовать увеличению эффективности функционирования существующей налоговой системы.

Цель проведения налогового контроля - выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков. При этом налоги, как элемент налогового контроля, являются важной составляющей экономической безопасности, поскольку обеспечивают все уровни экономической системы финансовыми ресурсами, позволяющими обеспечить состояние защищенности экономики.

Налоговый контроль выступает комплексом мер по проверке исполнения норм налогового права, а также фактором, обеспечивающим экономическую безопасность и оказывающим упреждающее воздействие на факты хозяйственной деятельности организации.

Налоговые органы, осуществляя проведение налогового контроля, выявляя факты нарушения налогового законодательства предприятием, устанавливают проверку целевого использования налоговых льгот предприятием, проверку выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями, обеспечивают надлежащий контроль за формированием государственных доходов.

Отдельным вопросом ставится определение форм и методов налоговых проверок. Согласно ст. 82 НК РФ, налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра поме-

щений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК [3].

Налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм налогового контроля. Налоговые проверки подразделяются на камеральные - проверки, проходящие в налоговой инспекции и охватывающие проверку всех налогов, и выездные - проверки, проходящие у налогоплательщика и охватывающие проверку только того налога, по которому подана декларация.

Исходя из этого, теоретически можно выделить основные направления, по которым можно классифицировать различные формы налогового контроля (рис. 1).

Формы налогового

Ч. контроля У

-► По периодичности -► -ь Первичный

Повторный

-► По способу проведения -► -► г Сплошной

г Выборочный Выездной

-►

-► По месту проведения -> --ч Камеральный

-► -►] Предварительный

Текущий

По времени проведения -►

-► Последующий

Рис. 1. Формы налогового контроля

Для первичного налогового контроля характерно проведение необходимых мероприятий в отношении налогоплательщика впервые за определенный период времени. Повторный же налоговый контроль необходим в случае, если за один период времени проверка осуществляется неоднократно, причем в отношении одного и того же налогоплательщика и по поводу одних и тех же видов налога.

При сплошном налоговом контроле проверке подвергается весь объем документов и записей в соответствующих формах различного вида учета за продолжительный отрезок времени, тогда как выборочный

контроль подразумевает проверку лишь части первичных документов, обычно за непродолжительное время.

Основные положения и особенности проведения выездного и камерального налогового контроля закреплены в налоговом законодательстве, однако у разных специалистов свое мнение на счет их эффективности, а также они имеют свои достоинства и недостатки, но главное их отличие состоит в месте проведения контрольных мероприятий. Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемого налогоплательщика, камеральная - по месту нахождения налогового органа [4].

По времени проведения выделяют предварительный налоговый контроль, который проводится до отчетного периода, текущий - проводимый во время отчетного периода, и последующий, который осуществляется после завершения отчетного периода.

Каждой из форм присущи свои специфичные методы, формирующиеся под влиянием особенностей проведения той или иной формы налоговой проверки. Эти методы можно представить в виде схемы (рис. 2).

На практике практически никогда тот или иной метод не применяется единолично. В ходе проведения налоговых проверок несколько видов и методов группируются в совокупность. В зависимости от специфики деятельности проверяемого субъекта, его системы налогообложения, от вида проверки в целом и предмета проверки в частности, а также от многих других факторов, может выделяться один (или несколько), наиболее преобладающий среди остальных [5].

Рис. 2. Методы налогового контроля

Чтобы говорить об эффективности той или иной формы налогового контроля или же какого-либо конкретного метода в частности, необходимо проанализировать деятельность Федеральной налоговой службы по РФ в целом. Это можно сделать, обобщив информацию в сводной таблице 1.

Таблица 1

Основные показатели налогового администрирования

ФНС России

Показатель 2015 г. 2016 г. Отклонение (+; -)

Совокупная задолженность в бюджетную систему РФ, млрд руб. 1 155,1 1 402,1 +247

Количество налогоплательщиков, тыс.:

юридических лиц ИП, КФХ 4 820,4 3 640,2 4 553,8 3 732,7 -266,6 92,5

Количество налоговых проверок: выездных, ед. 30 662 26 043 -4 619

камеральных, тыс. ед. 31 943 39 978 8 035

Поступило доначисленных сумм налогов

по результатам налоговых проверок, млрд руб. 189,8 216,8 +27

Количество жалоб, ед.:

поступивших 45 272 50 714 +5 442

удовлетворенных 12 753 11 980 -773

Общее количество дел, не урегулированных в досудебном порядке и рассмотренных 74 509 16 727 -57 782

в суде

Так, в 2016 г. выездным проверкам подверглось 26 043 предприятий. При этом в 99,2 % случаях был установлен факт правонарушения. У 418 предприятий нарушений налогового законодательства не установлено. В 2016 г. уменьшилось количество юридических лиц на 40,8 % в связи с установлением факта нарушений в области налогового законодательства. Тем самым уменьшилось количество «фирм-однодневок» и организаций с развитой теневой экономикой на 38,6 %. За 2016 г. налоговые органы провели в отношении организаций 39 978 камеральных проверок. В сравнении с 2015 г. число камеральных проверок увеличилось на 25,16 %. Но при этом нарушения были выявлены у 5,6 % компаний [6].

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод, что в 2016 г. задолженность по налоговым поступлениям в бюджет РФ увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 247 млрд руб. Это может быть обусловлено тем, что количество выездных проверок существенно снизилось (на 4 619 ед.), а ведь именно они позволяют наиболее качест-

венно провести налоговую проверку налогоплательщика и выявить наибольшее количество налоговых правонарушений. Вместе с этим количество камеральных, менее результативных, проверок увеличилось на 8 035 тыс. ед., однако по своей природе камеральные проверки не позволяют охватить весь тот объем информации, что доступен выездному контролю, поэтому метод таких проверок можно считать преимущественно арифметическим. Общая сумма налогов, поступившая в бюджет по результатам налоговых проверок, по сравнению с 2015 г. увеличилась и за 2016 г. составила 216,8 млрд руб. [6].

На сегодняшний день более распространенной формой налогового контроля становится камеральная налоговая проверка. Основная цель камеральной налоговой проверки (КНП) - это обеспечение контроля за соблюдением плательщиком налогов и сборов налогового законодательства. КНП по своей результативности в некоторой степени уступает выездным проверкам, но она обеспечивает профилактику налоговых правонарушений (выявление и предотвращение), а также взыскание сумм неуплаченных налогов и соответствующих пени [4].

Камеральные налоговые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) в налоговую инспекцию. Источниками информации для проверки данных являются формы бухгалтерской отчетности, представленные самостоятельно или по требованию налогового органа [7].

Информация о налогоплательщиках, допустивших нарушения налогового законодательства, используется для проведения выездных налоговых проверок.

Одним из факторов, который обуславливает повышение общего уровня доходности налогов в бюджет, является улучшение уровня и качества камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами.

Для характеристики эффективности работы налоговых органов РФ по проведению камеральных налоговых проверок в субъектах РФ рассмотрим результаты контрольной работы по Красноярскому краю. На основании статистической и аналитической отчетности межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю составлены аналитические таблицы, содержащие необходимую информацию для проведения анализа.

Количество проведенных камеральных налоговых проверок налоговыми органами Красноярского края в 2016 г. составило 636 007 проверок, что по сравнению с 2015 г. увеличилось на 18,1 % [8]. По результатам проведения налоговых проверок динамика выявления налоговых правонарушений отрицательная и составляет 93,3 %. Снижение количества камеральных налоговых проверок, выявивших налоговые правонарушения, свидетельствует о том, что налоговые органы Красноярского

края занимаются не только повышением качества проводимых налоговых проверок, но и уделяют внимание разъяснительной работе налогоплательщикам для сокращения налоговых правонарушений (табл. 2).

Таблица 2

Сведения о количестве проведенных камеральных налоговых проверок налоговыми органами Красноярского края в 2015-2016 гг., ед.

Налоговый орган Количество проведенных КНП Отклонение В т. ч. КНП, выявившие нарушения Отклонение

2015 г. 2016 г. Абсолютное (+;-) % 2015 г. 2016 г. Абсолютное (+;-) %

Итого по ИФНС Красноярского края 538 420 636 007 97 587 118,1 42 518 39 688 -2 830 93,3

Данные контрольной работы налоговых органов отражают положительный результат её осуществления. В 2016 г. произошло увеличение сумм дополнительно начисленных платежей на одну камеральную налоговую проверку. Доначисление на одну проверку составило 3,34 тыс. руб. с динамикой 112,08 % к 2015 г. В исследуемом периоде наблюдается увеличение дополнительно начисленных платежей на одну результативную камеральную проверку - 5,23 тыс. руб. (табл. 3).

Таблица 3

Сумма дополнительно начисленных платежей на одну камеральную налоговую проверку в Красноярском крае

Налоговый орган Сумма дополнительно начисленных платежей на одну КНП, тыс. руб. Отклонение В т. ч. сумма дополнительно начисленных платежей на одну результативную КНП, тыс. руб. Отклонение

2015 г. 2016 г. тыс. руб. % 2015 г. 2016 г. тыс. руб. %

Итого по ИФНС Красноярского края 2,98 3,34 0,36 112,1 3,86 5,23 1,37 135,49

Увеличение дополнительно начисленных сумм налогов свидетельствует о том, что налоговые органы Красноярского края ориентируются на улучшение качества проводимых мероприятий налогового контроля, сокращение нарушения законодательства налогоплательщиком и стимулирование добровольной уплаты налогов и сборов.

Проблемой налоговых инспекций остается слабая организация мероприятий по выявлению «сомнительных» финансовых и хозяйственных операций, в ходе которых налогоплательщики получают налоговую выгоду, посредством использования «фирм-однодневок».

При проведении камеральной проверки, а также при подготовке результатов анализа, с целью выявления «фирм-однодневок» и получения ими необоснованной налоговой выгоды необходимо кардинально изменить подход к организации работы налогового органа и тщательно проводить весь комплекс контрольных мероприятий.

Важным фактором в борьбе с подставными фирмами является комплексный сбор и анализ сведений о контрагентах налогоплательщика. Работа по данному направлению должна проводиться целостно, постоянно и с полным использованием имеющихся информационных ресурсов.

Также необходимо в положенный срок проводить ввод данных о счетах в кредитных учреждениях и регулярно делать запрос информации о движении денежных средств по счетам «подозрительных» налогоплательщиков, принимать меры по пресечению проведения ими платежей.

Помимо этого, на непрерывной основе следует проводить работу, направленную на сокращение налоговых правонарушений, в том числе в части проведения разъяснительной работы.

В результате раскрытых правонарушений по уклонению от уплаты налогов налоговые органы Российской Федерации «доначислили» 104,3 млрд руб. штрафов и пеней, что превысило данный показатель по сравнению с 2015 г. на 25,9 % [6].

В течение 2016 г. в рамках налогового контроля органы прокуратуры РФ выявили свыше 64 000 фактов нарушения налогового законодательства в России со стороны юридических лиц. Для устранения выявленных нарушений прокуроры внесли 11 300 представлений, кроме того, было опротестовано 14 700 правовых актов, в суды было направлено порядка 3 000 соответствующих заявлений и исков. Виновные были привлечены к различным видам юридической ответственности: к административной - около 1 100 чел.; к дисциплинарной - 7 100 чел. Вынесено 553 предостережения, в компетентные органы, уполномоченные возбуждать уголовные дела, было направлено 129 материалов, на основании которых возбудили 101 дело [9].

Статистика показывает, что каждый 15-17-й налогоплательщик — юридическое лицо нарушает налоговое законодательство. Конечно, о

качестве работы налоговых органов нельзя судить, оценивая только показатели динамики задолженности налогоплательщиков перед бюджетом. Об их эффективной работе может свидетельствовать тот факт, что несмотря на возросшее количество поступивших жалоб (50 714 ед. в 2016 г.), количество дел, не урегулированных в досудебном порядке и рассмотренных в суде, сократилось практически в 4 раза и составляет 16 727. Этот факт является отражением того, что Федеральная налоговая служба в своей работе руководствуется не только принципом любой ценой обеспечить соблюдение законодательства о налогах и сборах, но и создать наиболее благоприятные условия для исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств [9].

Важно отметить, что существенную роль играет уровень налоговой образованности и культуры граждан, который непосредственно влияет на сумму поступающих налогов и сборов, а также способствует сокращению налоговых правонарушений, и, как следствие, позволяет уменьшить количество налоговых проверок. Налоговые споры, несомненно, затрудняют работу налоговых органов, но в полном объеме искоренить такое явление невозможно, так как существующие разногласия между налогоплательщиком и уполномоченными государственными органами зачастую не представляется возможным разрешить должным образом, не прибегая к помощи суда или иных компетентных органов. Государство решает эту проблему постепенным внедрением в налоговую систему подразделения налогового аудита, позволяющего увеличить количество досудебного урегулирования возникших противоречий.

Не лишена недостатков и законодательная база, которая является основой, регулирующей деятельность налоговых органов по проведению налоговых проверок. Детальное регламентирование каждой из процедур контроля, четкое урегулирование сроков, в т. ч. и сроков приостановления, основания разграничения и исключения, позволяющие четко трактовать принимаемое решение, возможность возобновления и другие аспекты необходимо закрепить в основных законодательных документах, чтобы повысить прозрачность действий налоговых органов, повысить стабильность налогового законодательства. Вместе с этим должна проходить выработка соответствующего методологического обеспечения процесса налогового контроля [4].

На сегодняшний день не существует единого понимания определения «экономическая безопасность предприятий». Так, например, О.А. Грунин, профессор, возглавляющий научную школу по проблемам теории предпринимательства и экономической безопасности, пишет, что «экономическая безопасность предприятия - это такое состояние хозяйствующего субъекта, при котором он при наиболее эффективном использовании корпоративных ресурсов добивается предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств и в основном обеспечивает достиже-

ние целей бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска» [10, а 29]. Г.А. Васильев утверждает, что «экономической безопасностью предприятия следует называть состояние защищенности предприятия, при котором формируется его стабильность функционирования, финансовое равновесие, возможность выполнения поставленных целей и задач, способность к дальнейшему развитию и совершенствованию» [11].

Из этого следует, что понятие экономической безопасности предприятия является обобщенным, охватывающим все направления деятельности предприятия. Для того чтобы предприятие успешно функционировало, необходимо совершенствовать области, охватывающие экономическую безопасность предприятия.

Успешное развитие предприятия считается невозможным, если присутствует большое число проблем. Основные проблемы, с которыми сталкивается предприятие, связаны с отсутствием комплексного изучения вопросов, которые касаются области обеспечения экономической безопасности предприятия, а именно тех вопросов, которые затрагивают контрольные мероприятия, в т. ч. налоговый контроль, являющийся одним из важных элементов финансового контроля [1].

Во многих предприятиях вовремя проведенный налоговыми органами налоговый контроль, осуществляемый в форме налоговых проверок, позволяет достигнуть результата, который направлен на получение экономической выгоды, связанной с установлением достоверности фактической информации, проведения мониторинга для выявления наиболее слабых и нестабильных сторон финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Предприятие, допустившее нарушение налогового законодательства, в отношении которого был установлен штраф, в дальнейшем будет стараться не допустить подобных нарушений. Также налоговые проверки, проводимые налоговыми органами, помогают скоординировать, выбрать правильное направление деятельности организации, в том числе при наличии большого количества нарушений подвергнуть предприятие реорганизации в виде слияния, выделения. При отсутствии внешних признаков проблем у предприятия налоговый контроль при установлении факта нарушения заставляет задуматься руководство о наличии внутренней составляющей проблемы. При этом она может иметь информационный аспект (утечки информации), аспект уровня работы с персоналом, а именно с отделом планирования, экономическим отделом. Качественный, отвечающий принципам правомерности налоговый контроль позволит обеспечивать необходимой, позволяющей эффективно управлять предприятием информацией лиц, занимающих руководящие должности [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании данных научных исследований были обобщены угрозы экономической безопасности в сфере налогообложения, которые мо-

гут быть выявлены в ходе проведения налоговой проверки налоговыми органами:

1) сокрытие налогооблагаемой базы;

2) развитие теневой экономики;

3) выплата «серой» заработной платы;

4) регистрация «фирм-однодневок» и осуществление через них хозяйственных операций.

Наличие политики, направленной на совершенствование налогового контроля, говорит об эффективности работы налоговых органов, реализующих новые инструменты управления.

Основными направлениями развития налогового контроля в сфере налогового законодательства являются следующие:

- построение благоприятной среды между налоговыми органами и предприятиями, которые следуют налоговому законодательству и готовы своевременно устранить налоговые правонарушения;

- развитие всестороннего подхода к организации контрольной работы, который будет нацелен на выявление рисков и угроз предприятия и будет построен на основе возможных изменений в экономической среде.

Как фактор экономической безопасности, налоговый контроль должен обеспечивать такие условия экономического развития, которые будут способствовать устойчивости противостояния угрозам безопасности предприятия.

Таким образом, совершенствование налогового контроля, проводимого налоговыми органами, позволит выявить и ликвидировать угрозы налоговой безопасности, а именно: позволит уменьшить зону теневой экономики; повысить доходы организации; а разрешение вопросов налогового контроля позволит при максимально верном решении минимизировать риски, даст возможность создать благоприятные условия экономического роста и свести нарушения налоговой безопасности к минимуму.

Решение существующих проблем и принятие превентивных мер для предупреждения новых необходимо проводить в отношении следующих направлений:

1) повышение налоговой культуры, уровня налоговой образованности и дисциплинированности государства и граждан;

2) развитие и совершенствование института предпроверочного анализа и планирования мероприятий налогового контроля;

3) развитие системы досудебного урегулирования споров;

4) актуализация и расширение налогового законодательства;

5) повышение компетентности сотрудников налоговых органов, контроль за их деятельностью.

Подводя итог, можно сделать вывод, что тщательное планирование налоговых проверок, обоснованный выбор их форм и методов способствует более быстрому выявлению или предотвращению налоговых пра-

вонарушении, сокращению времени налоговой проверки и затрат на ее проведение, а также увеличению эффективности налогового контроля в целом. Однако необходимо учитывать тот факт, что с течением времени происходят изменения в обществе, экономике, политике и других основополагающих сферах жизни человека и государства, возникают новые проблемы и пути, позволяющие уклониться от исполнения действующего закона, поэтому особо остро стоит вопрос о постоянном совершенствовании налогового законодательства, налогового контроля в общем и каждой из его форм в частности.

Литература

1. Филиппова НА., Макевнина Д.Ю. Налоговый контроль: специфика, роль, место и значение в системе государственного контроля // Экономика и предпринимательство. - М., 2012. - № 2. - С. 24-30.

2. Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2013. - 520 с.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // URL: http:base. consultant.ru.

4. Долгополов О.И. Камеральная налоговая проверка (законодательство, особенности, судебная практика) // URL: http:base.consultant.ru.

5. О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками: письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837 // URL: http: base.consultant.ru.

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - URL: www.nalog.ru.

7. О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок: письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 // URL: http: base.consultant.ru.

8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю. - URL: https://www.nalog.ru/rn24.

9. Налоговые правонарушения: статистика и прогнозы // URL: Нало-говыеновости.рф.

10. Грунин ОА., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. -СПб.: Питер, 2002.

11. Васильев ГА. Экономическая безопасность // Экономика: теория и практика: сб. ст. по мат-лам VII Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: Изд-во СибАК, 2013. - 178 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.