Научная статья на тему 'Влияние налогового контроля на рост доходов бюджета без увеличения налоговой нагрузки на экономику'

Влияние налогового контроля на рост доходов бюджета без увеличения налоговой нагрузки на экономику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ / ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бембеева Валентина Бадмаевна

Одним из путей увеличения доходов бюджета является качественный налоговый контроль. В статье проанализированы статистические данные о количестве проведенных камеральных и выездных налоговых проверок как основных форм проведения налогового контроля по г. Москве за 2011-2013 гг. и сумме дополнительных начисленных платежей в бюджет по итогам их проведения, некоторые виды налоговых правонарушений, приводящие к значительным потерям доходной части бюджета, а также роль планирования выездных налоговых проверок, снижения издержек на их проведение и повышения их качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF TAX CONTROL TO budget revenue growth without an increase in tax burden on the economy

One of the ways to increase budget incomes is the tax control. The article analyzes statistical data on the number of tax audits as the main forms of tax control in Moscow for 2011-2013 and the amount of the additional payments charged to the budget, certain types of tax offenses, leading to a significant loss of budget revenues, as well as the role of planning field audits, reduce costs for their implementation and to improve their quality.

Текст научной работы на тему «Влияние налогового контроля на рост доходов бюджета без увеличения налоговой нагрузки на экономику»

УДК 336.22.02

В.Б. Бембеева ВЛИЯНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ НА РОСТ

ДОХОДОВ БЮДЖЕТА БЕЗ УВЕЛИЧЕНИЯ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ЭКОНОМИКУ

Аннотация. Одним из путей увеличения доходов бюджета является качественный налоговый контроль. В статье проанализированы статистические данные о количестве проведенных камеральных и выездных налоговых проверок как основных форм проведения налогового контроля по г. Москве за 2011-2013 гг. и сумме дополнительных начисленных платежей в бюджет по итогам их проведения, некоторые виды налоговых правонарушений, приводящие к значительным потерям доходной части бюджета, а также роль планирования выездных налоговых проверок, снижения издержек на их проведение и повышения их качества.

Ключевые слова: налоговый контроль, налоговые проверки, предпроверочный анализ.

Wkntina Bembeeva THE INFLUENCE OF TAX CONTROL TO BUDGET

REVENUE GROWTH WITHOUT AN INCREASE IN TAX BURDEN ON THE ECONOMY

Annotation. One of the ways to increase budget incomes is the tax control. The article analyzes statistical data on the number of tax audits as the main forms of tax control in Moscow for 2011-2013 and the amount of the additional payments charged to the budget, certain types of tax offenses, leading to a significant loss of budget revenues, as well as the role of planning field audits, reduce costs for their implementation and to improve their quality. Keywords: tax control, tax audits, pre-audit analysis.

В любой стране, в том числе и в России, некоторая часть налогоплательщиков склонна к уклонению от уплаты налогов. По мере врастания в рынок изобретаются новые способы уклонения от налогов. В связи с этим налоговый контроль следует, с одной стороны, ужесточить, а с другой стороны, сделать более гибким, не наносящим урона законопослушным налогоплательщикам [6]. К сожалению, в России проблема нарушения налогового законодательства до сих пор остается актуальной. В связи с этим возникает острая необходимость в дальнейшем поиске противодействия уклонению от уплаты налогов, совершенствовании налогового администрирования и налоговой системы в целом.

В соответствии со ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Для контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах налоговыми органами регулярно проводятся различные мероприятия налогового контроля. В ходе осуществления контрольной деятельности налоговые органы взаимодействуют с таможенными органами, органами внутренних дел и следственными органами в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах.

К основным формам проведения налогового контроля относятся:

— налоговые проверки;

© Бембеева В.Б., 2014

— получение объяснений налогоплательщика;

— осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

— другие формы, предусмотренные НК РФ.

Важным моментом в организации работы налоговых органов является формирование актуальных статистических данных о количестве проведенных налоговых проверок как одной из основных форм налогового контроля, а также их качестве, о количестве налоговых правонарушений, сумме доначислений, пени и штрафов. В таблицах 1 и 2 представлены данные о количестве проведенных камеральных и выездных налоговых проверок в 2011-2013 гг. по г. Москве [1], в том числе с указанием количества проверок, выявивших нарушения, и суммы начисленных пени.

Таблица 1

Сведения об организации и проведении камеральных проверок по г. Москве в 2011-2013 гг.

Показатель Год

2011 2012 2013

Количество, ед. 4 323 907 4 290 025 4 394 068

Из них выявившие нарушения 139 728 159 150 169 719

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. руб. 12 194 475 10 270 211 11 766 962

Из них налогов 10 598 025 9 278 299 10 743 004

Как видно из представленных данных, количество камеральных налоговых проверок в 2013 г. по сравнению с 2011 г. увеличилось на 1,6 %, при этом число проверок, по которым выявлены нарушения, увеличились на 21,5 %. Следует отметить, что доля проверок, в результате проведения которых выявлены нарушения, в 2013 г. увеличилась на 0,6 %. Сумма начисленных платежей по результатам проверок в 2013 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилась.

В целом по России в 2013 г. налоговыми органами было проведено 34,2 млн камеральных налоговых проверок, что на 2 % меньше, чем в 2012 г. Основными факторами, повлиявшими на снижение количества камеральных проверок в 2013 г., явились снижение количества представленных налогоплательщиками уточненных налоговых деклараций, а также уменьшение количества организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах (с 8,7 до 8,3 млн), и соответственно снижение количества налогоплательщиков, представляющих налоговую отчетность, с 6 млн до 5,7 млн [2].

Количество выездных налоговых проверок (ВНП) в 2013 г. по сравнению с 2011 г. уменьшилось почти на 30,5 %, при этом количество выявленных нарушений осталось на прежнем уровне -около 97 % выездных проверок выявляют налоговые нарушения. Это может свидетельствовать о постепенной тенденции налоговых органов к количественному уменьшению числа проводимых проверок, но повышению их качественной стороны и оптимальному отбору налогоплательщиков для проведения в их отношении выездных проверок. Резкое уменьшение количества ВНП не сказалось на дополнительно начисленных платежах, напротив, сумма дополнительных начислений в 2012 г. по сравнению с 2011 г. увеличивается почти на 14,4 млн руб., однако в 2013 г. эта сумма возвращается к уровню 2011 г. В 2011 и 2012 гг. сумма дополнительных начислений в результате проведения налоговых проверок по г. Москве составила 68,5 млрд руб. и 81 млрд руб. соответственно.

Таблица 2

Сведения об организации и проведении выездных проверок организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по г. Москве в 2011-2013 гг.

Показатель Год

2011 2012 2013

Количество, ед., в том числе: 5750 4757 3987

выявившие нарушения 5564 4588 3854

проверки организаций 5484 4574 3793

Из них: выявившие нарушения 5313 4415 3670

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. руб. 56 289 956 70 699 991 56 150 956

Из них налогов 41 702 701 53 303 710 42 352 137

Количество проведенных в 2013 г. выездных налоговых проверок в целом по России составило 41,3 тыс. проверок и по сравнению с 2012 г. снизилось на 28,9 %. В целом по Российской Федерации в 2013 г. по результатам налоговых проверок в бюджетную систему РФ дополнительно начислено платежей 337,7 млрд руб., в том числе по результатам выездных проверок - 281,5 млрд руб., по результатам камеральных проверок - 56,1 млрд руб. [2]. Доля доначислений по результатам налоговых проверок по г. Москве в общей сумме доначислений по России в 2013 г. составила 20,1 % или около 68 млрд руб., из них по результатам выездных проверок - 56 млрд руб., камеральных проверок - 11,8 млрд руб.

Одна из основных проблем на сегодняшний день - существование фирм-однодневок. В общем смысле под фирмой-однодневкой понимается юридическое лицо, не обладающее фактической самостоятельностью, созданное без цели ведения предпринимательской деятельности. Обычно подобные фирмы не представляют налоговую отчетность, их основными целями являются уклонение от уплаты налогов и ведение мошеннических операций. Как правило, единственный результат их работы сводится к сокращению налогов для их юридических партнеров или расхищению государственных средств. Борьба с такими фирмами ведется, усиливается ответственность создателей подобных фирм, однако количество их до сих пор существенно.

По данным УФНС России по г. Москве, по результатам проведенных в 2013 г. выездных налоговых проверок в 17,1 % из них были выявлены схемы с участием фирм-однодневок. В результате по проверкам, в ходе которых были выявлены схемы с участием фирм-однодневок, в 2013 г. доначислено 17,8 млрд руб., что составляет 31,7 % всех доначислений по результатам выездных проверок по г. Москве. В 2012 г. данная сумма составила 25,3 млрд руб. или 35,9 % в соответствии с приказом ФНС РФ [5].

Следует отметить, что существует некоторая доля выездных налоговых проверок, по результатам которых выявлены нарушения, связанные с принципами определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, изложенных в ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено НК РФ. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.

Для определении рыночных цен товаров, работ или услуг для целей налогообложения во внимание принимается следующая информация и применяются следующие методы:

— сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми (а также сделки между взаимозависимыми лицами в случае, если их взаимозависимость не повлияла на результаты таких сделок);

— информация о заключенных сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях;

— метод цены последующей реализации (рыночная цена определяется как разность цены, по которой данные товары реализованы покупателем при перепродаже, и понесенных им затрат при перепродаже);

— затратный метод (рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли);

— официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках.

В соответствии с п. 12 ст. 40 НК РФ при рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки [3]. Так, с точки зрения судов к официальным источникам информации о рыночных ценах также относятся:

— официальная информация о биржевых котировках на ближайшей к месту нахождения продавца или месту жительства покупателя бирже;

— информация государственных органов статистики, органов, регулирующих ценообразование;

— информация о рыночных ценах, опубликованная в печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации;

— данные маркетингового исследования и другие обстоятельства.

Налоговые органы при осуществлении контроля полноты исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в случаях [3]:

1) между взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным) операциям;

3) при совершении внешнеторговых сделок;

4) при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным товарам, работам, услугам в пределах непродолжительного периода времени.

В 2012 г. доля выездных проверок, по результатам которых выявлены нарушения ст. 40 НК РФ, по г. Москве составила 0,6 %, в результате по данному критерию доначислено около 180 млн руб. или 0,25 % всех дополнительных платежей по г. Москве. Доля таких выездных проверок в 2013 г. увеличилась, а доля доначислений составила 0,9 % в общей сумме.

Несомненно, в целях совершенствования налогового администрирования и сокращения издержек на осуществление мероприятий налогового контроля необходимо качественное и эффективное планирование выездных налоговых проверок. Для того чтобы расходы и время на проведение проверки не были напрасно потеряны, важен качественный отбор налогоплательщиков для выездной проверки на основе всестороннего анализа их финансово-хозяйственной деятельности. В последние годы изменен подход к организации контрольной работы налоговых органов. Акцент сделан на комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и, как следствие, отказ от тотального контроля и переход к контролю, основанному на критериях риска. В связи с чем Федеральной налоговой службой России разработана и утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок (приказ ФНС России № ММ-3-06/333@ от 30 мая 2007 г.), предусматривающая

новый подход к построению системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок [4].

Обоснованный выбор объектов для проведения выездных налоговых проверок невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников. К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими функций, возложенных на налоговую службу. В частности, в данную группу относятся:

— представленные налогоплательщиками налоговые декларации;

— информация, полученная в рамках проведения камеральных налоговых проверок;

— сведения, накопленные в ходе государственной регистрации и учета налогоплательщиков, и другие данные.

Следует отметить, что одной из целей камеральных налоговых проверок является выявление налогоплательщиков для дальнейшего проведения в их отношении выездных проверок. А представление уточненной налоговой декларации может послужить основанием для проведения повторной выездной проверки.

К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная. В частности, это сведения о налогоплательщиках, полученные в результате взаимодействия с органами внутренних дел, кредитными организациями, налоговыми органами иностранных государств, а также письма и обращения граждан.

Согласно вышеуказанной Концепции планирование выездных налоговых проверок - открытый процесс, построенный на отборе налогоплательщиков для проведения выездного контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения. Налогоплательщик, соответствующий таким критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок [5].

Федеральная налоговая служба стремится к усилению аналитической составляющей контрольной работы налоговых органов в целях побуждения налогоплательщиков к добровольному уточнению своих налоговых обязательств. Таким образом, одним из путей роста доходов бюджета без увеличения налоговой нагрузки на экономику является совершенствование налогового контроля и налогового администрирования. Очевидно, что затраты на проведение выездных налоговых проверок существенно выше, к примеру, затрат на камеральные проверки. Именно поэтому необходим качественный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок в соответствии с критериями оценки рисков и другой информации, находящейся у налоговых органов. Важно не количество проведенных проверок, а их качество. В связи с этим необходимо некоторое уменьшение количества выездных налоговых проверок, но при этом обязательна тщательная проверка налогоплательщиков, наиболее подходящих критериям отбора. Как видно из проведенного анализа, тенденция к этому возрастает: количество проведенных в 2013 г. выездных налоговых проверок в целом по России составило 41,3 тыс. ед. и по сравнению с 2012 г. снизилось на 28,9 %, однако сумма доначислений по результатам данных проверок не снизилась, а осталась на прежнем уровне (около 68 млрд руб.).

Кроме того, в целях сокращения издержек на проведение налогового контроля более эффективным методом можно определить проведение преимущественно тематических выездных налоговых проверок, предусматривающих проверку правильности исчисления не всех налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, что подразумевает комплексная проверка, а только отдельных налогов,

являющихся наиболее значимыми для налогоплательщика. Обычно к таким налогам относятся налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. При этом, как это отмечено в основных направлениях налоговой политики, любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

Библиографический список

1. Данные по формам статистической налоговой отчетности: Форма № 2-НК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 24.10.2014).

2. Доклад об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора) в 2013 г.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (по состоянию на 04.10.2014 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-kodeks.ru/legislation/acts/1184/33832/ (дата обращения: 24.10.2014).

5. Проект основных направлений налоговой политики на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ib.ru/law/3410 (дата обращения: 24.10.2014).

6. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Юрайт, 2013. - 393 с. -(Бакалавр. Базовый курс).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.