Научная статья на тему 'Оценка эффективности и направления развития налогового контроля'

Оценка эффективности и направления развития налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1752
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пешкова Елена Петровна, Королева Галина Алексеевна

Статья посвящена вопросам проведения камеральных и выездных налоговых проверок, оценке их эффективности на примере МИФНС России №25, а также направлениям совершенствования налогового контроля. Сделаны выводы о повышении налоговой дисциплины налогоплательщиков, об улучшении качества налогового контроля, а также о направлениях его дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности и направления развития налогового контроля»

Е.П. ПЕШКОВА

Доктор экономических наук, профессор Кафедра экономики и природопользования ЮРИУРАНХиГС, г. Ростов-на-Дону

Г.А. КОРОЛЕВА

Магистрант ЮРИУ РАНХиГС, г. Ростов-на-Дону

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Статья посвящена вопросам проведения Сделаны выводы о повышении налоговой

камеральных и выездных налоговых проверок, дисциплины налогоплательщиков, об улучшении

оценке их эффективности на примере МИФНС качества налогового контроля, а также о

России №25, а также направлениям совер- направлениях его дальнейшего развития. шенствования налогового контроля.

Налоговый контроль, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, эффективность, совершенствование.

Тематический рубрикатор e-Library: 06.73.15

E. PESHKOVA, G. KOROLEVA

ESTIMATION OF EFFICIENCY AND DEVELOPMENT DIRECTIONS OF TAX CONTROL

The article is devoted to questions of carrying out of cameral and field tax audits, assessment of their effectiveness on the example of MIFNS of Russia No. 25, as well as improvement of tax control.

The conclusions about the increase in the tax discipline of taxpayers, improve the quality of tax control, as well as about the directions of its further development

Tax control, field tax inspection, on-site tax audit, efficiency, improvement.

Налоговый контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т.е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы осуществления.

В широком аспекте налоговый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных фискальных интересов.

В узком аспекте налоговый контроль - это контроль государства в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в

процессе введения, уплаты или взимания налогов и сборов.

Одной из наиболее распространенных и эффективных форм налогового контроля является проведение налоговых проверок. Следовательно, по качеству проведения проверок можно сделать вывод о результатах контрольной деятельности как в целом по стране, по субъекту, так, в частности, и по отдельно взятой инспекции.

Одной из крупнейших среди межрайонных инспекций Ростовской области является МИФНС России №25 по Ростовской области. В табл. 1 приведены данные о количестве и суммах доначислений по результатам проведенных камеральных проверок налогоплательщиков данной инспекции за 2015-2017 гг. [3].

Таблица 1

Количество и результаты проведенных камеральных проверок МИФНС России № 25 по Ростовской области за 2015-2017 гг.

Показатели / годы 2015г. 2016г. % к 2015г. 2017г. % к 2016г.

Камеральные налоговые проверки (КНП), всего 78 405 72 510 92,5 77 383 106,7

В т.ч. выявившие нарушения 3 129 3 021 96,5 3 913 129,5

В % от общего числа камеральных проверок 4,0 4,2 - 5,1 -

Начислено по результатам КНП (налоги, пени, штраф), тыс. руб. 129 584 203 676 157,2 124 250 61,0

В среднем на одну КНП, тыс.руб. в МИФНС № 25 41,4 67,4 162,8 31,8 47,1

В среднем на одну КНП, тыс.руб. по Ростовской области 32,3 37,8 117,0 41,2 109,0

Таблица 2

Количество и результаты проведенных выездных проверок в МИФНС России №25 по Ростовской области за 2015-2017 гг.

Показатели / годы 2015г. 2016г. % к 2015г. 2017г. % к 2016г.

Выездные налоговые проверки (ВНП), всего 79 68 86,1 58 85,3

В т.ч. выявившие нарушения 78 67 85,9 58 86,6

В % от общего числа выездных проверок 98,7 98,5 - 100,0 -

Начислено по результатам ВНП (налоги, пени, штрафы), тыс. руб. 314 279 608 735 193,7 485 002 79,7

В среднем на одну ВНП, тыс.руб. 4 029,2 9 085,6 225,5 8 362,1 92,0

В среднем на одну ВНП, тыс.руб. 2 887,3 17 112,3 592,7 6 415,8 37,5

На основании данных о количестве проведенных камеральных проверок, представленных в табл. 1, можно сделать следующие выводы.

В 2015 г. по МИФНС России №25 по РО было проведено 78 405 камеральных проверок, в 2016 г. их количество уменьшилось на 7,5% и составило 75 510 проверок. В 2017 г. общее количество проведенных камеральных проверок увеличилось по сравнению с

2016 г. на 6,7%, т.е. было проведено 77 383 проверки.

Во многом от количества проведенных проверок

зависит и количество проверок, выявивших нарушения налогового законодательства.

Так, например, в 2016 г. наряду с уменьшением количества камеральных проверок уменьшилась на 3,5% по отношению к 2015 г. их результативность. В

2017 г. количество камеральных проверок с выявленными нарушениями увеличилось на 29,5% по сравнению с предыдущим годом.

По результатам контрольной работы в МИФНС России №25 по РО за 2015-2017 гг. были выявлены нарушения: 4% в 2015 г., 4,2% - в 2016 г., 5,1% - в 2017 г. из всех проведенных камеральных налоговых проверок.

В 2015 г. по результатам проведенных МИФНС России №25 по РО камеральных проверок доначислено налогов, штрафов и пеней на сумму 129 584 тыс. рублей. В 2016 г. сумма доначислений составила 203 676 тыс. рублей, что на 57,2% больше, чем в 2015 г. В 2017 г. доначисления по результатам камеральных налоговых проверок составили 124 250 тыс. рублей - на 39% меньше, чем в 2016 г.

Однако тот факт, что наряду с увеличением общего количества камеральных налоговых проверок выросла и их результативность одновременно со снижением сумм доначислений в 2017 г., свидетельствует об улучшении налоговой дисциплины. То есть налогоплательщики не совершают меньше правонарушений, но наблюдается динамика снижения величины последних, что является следствием проводимой политики улучшения качества налогового администрирования и работы с плательщиками налогов.

Что касается сумм средних доначислений на одну камеральную налоговую проверку, то в 2015 г. этот показатель составлял 41,4 тыс. рублей, в 2016 г. -67,4 тыс. рублей, в 2017 г. - 31,8 тыс. рублей. Ежегодно, за исключением 2017 г., данный показатель по инспекции превышал среднюю величину в Ростовской области.

В табл. 2 приведены данные о количестве проведенных выездных проверок в МИФНС России №25

по Ростовской области за 2015-2017 гг., а также доначисления по результатам данных проверок [3], которые свидетельствуют о стабильной динамике проведенных в области выездных налоговых проверок в сторону уменьшения их количества при одновременном повышении качества.

Так, выездных проверок в МИФНС России №25 по РО в 2015 г. было проведено 79, только одна из них не выявила нарушений налогового законодательства. В 2016 г. количество проверок уменьшилось на 13,9%, из их числа также 1 проверка не дала результатов, в 2017 г. количество выездных налоговых проверок сократилось по сравнению с 2016 г. на 14,7% и составило 58 проверок, которые все были результативными.

Таким образом, в 2015 г. по результатам выездных налоговых проверок было доначислено 314 279 тыс. рублей, в 2016 г. при уменьшении количества выездных проверок сумма доначислений составила 608 735 тыс. рублей. В 2017 г. количество ВНП уменьшилось и составило 58 единиц, по которым начислено 485 002 тыс. рублей.

В среднем на одну выездную проверку в МИФНС России №25 по РО в 2015 г. приходилось 4 029,2 тыс. рублей, в 2016 г. этот показатель вырос более чем в 2 раза - до 9 085,6 тыс. рублей, в 2017 г. доначисления на одну проверку по сравнению с 2016 г. снизились на 8% и составили 8 362,1 тыс. рублей. Данный показатель средних доначислений на одну ВНП ежегодно, за исключением 2016 г., превышает среднеобластной. В 2016 г. такие высокие результаты доначислений в Ростовской области связаны с проведением и доначислением по результатам одной из выездных налоговых проверок около 9 млрд рублей.

Таким образом, на основании данных о проведенных камеральных и выездных налоговых проверках в МИФНС России №25 по Ростовской области можно сделать вывод о том, что в данной инспекции, как и в целом по субъекту и России, увеличение доначислений является следствием именно повышения качества контрольной деятельности при минимизации количества проверок. Стоит отметить, что это соответствует запланированной налоговой и бюджетной политике государства и региона, однако еще существует потенциал для улучшения качества налогового контроля, одним из направлений развития которого является совершенствование налогового законодательства.

В настоящее время устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и

несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в данном направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны налогоплательщиков и налоговых органов.

Еще одним важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является совершенствование действующих процедур контрольных мероприятий. Так, необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

- наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

- применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

- использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков в целях проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России. Система отбора, о которой говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два способа: случайный и специальный отбор, что позволяет наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, уже допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение исправлений по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Очень часто по окончании проверок и на стадии вынесения решений налогоплательщиками представляются «недостающие» документы, корректирующие

декларации, которые приводят к полному пересмотру результатов проверок, что должно быть исключено на стадии обжалования результатов проверок. Это будет способствовать сокращению трудозатрат на осуществление самих проверок и в большой степени дисциплинировать налогоплательщиков в отношении необходимости сохранности и представления в полном объеме документов, а также достоверности в налоговой отчетности.

Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. Полезным может явиться введение системы оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Суть такой оценки состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного предприятия, исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности, налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Важное значение имеет организация эффективного механизма взаимодействия налоговых органов с правоохранительными органами и другими органами власти и управления при осуществлении налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами полиции.

Так как нарушения налогового законодательства и уклонение от уплаты налогов обусловливаются экономическими причинами, деятельность контролирующих и правоохранительных органов по выводу хозяйствующих субъектов из теневого сектора должна быть основана на экономических мотивах. Необходимо создание таких условий, чтобы риски при осуществлении деятельности в рамках теневой экономики были высокими и не покрывались прибылью от уклонения от уплаты налогов, а максимальная норма прибыли достигалась только в легальном секторе экономики. В этой связи действенность налогового контроля во многом обеспечивается тяжестью наказания за налоговые преступления и правонарушения.

Судебная практика свидетельствует, что привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства крайне затруднительно, а зачастую просто невозможно. Приговоры, выносимые судами по уголовным делам, как правило, предусматривают условную меру наказания.

Вместе с текущими и последующими видами налогового контроля (камеральные и выездные проверки) целесообразно развивать предварительный контроль - выдачу уполномоченным государственным органом заключений о налоговой квалификации определенных сделок или операций. Это так называемые акты проверки наоборот, которые выдаются именно до совершения операций, а не спустя годы. В результате налоговое администрирование станет

более эффективным и комфортным для бизнеса, а количество споров между налоговыми органами и налогоплательщиками может значительно снизиться.

БИБЛИОГРА ФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 15.02.2017).

2. Ордынская Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок/ Е.В. Ордынская. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 250 с.

3. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 01.01.15-01.01.17. МИФНС России №25 по Ростовской области.

© Елена Петровна ПЕШКОВА, 2018 © Галина Алексеевна КОРОЛЕВА, 2018 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления

и экономики», 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.