УДК 336.02 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10111
ББК 65 © З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов, 2019
Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Зарина Петровна Гасиева, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: [email protected]
Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2-го курса направления подготовки «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг»
Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: [email protected]
Аннотация. Главную роль в системе налогового контроля играют налоговые проверки. Они являются основным инструментом контрольной деятельности налоговых органов, который позволяет наиболее полно проверить правильность уплаты налогов и сборов, а также исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Все проблемы в области исследования налоговых проверок не решены, несмотря на большой объем работ, который посвящен исследованию данной темы. Важность формирования единого концептуального подхода к совершенствованию организационно-правовых основ налоговой проверки как важнейшей формы налогового контроля обусловило выбор темы исследования.
Ключевые слова: налоговая проверка, выездная проверка, камеральная проверка, налоговый контроль, налоговое администрирование.
INCREASE IN EFFICIENCY OF CONDUCTING TAX AUDITS
Zarina P. Gasieva, senior research associate, associate professor «Taxes. Accounting», candidate of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: [email protected]
Vladimir A. Kaytmazov, undergraduate of the 2nd course of the direction of preparation «Taxes. Accounting. Tax consulting»
Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: [email protected]
Annotation. The main role in the tax control system is played by tax audits. They are the main instrument of control activities of tax authorities, which allows you to more fully verify the payment of taxes and fees, as well as the fulfillment by the taxpayer of other duties entrusted to it by legislation on taxes and fees.
All problems in the field of tax audit research have not been resolved, despite the large amount of work that is devoted to the study of this topic. The importance of forming a single conceptual approach to improving the organizational and legal framework of tax audit, as the most important form of tax control, determined the choice of the research topic. Keywords: tax audit, on-site audit, cameral inspection, tax control, tax administration.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Повышение эффективности проведения налоговых проверок. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(2):239—244.
В настоящее время главная роль в общей системе государственного финансового контроля принадлежит налоговому контролю, так как налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Ведущей и наиболее действенной формой налогового контроля являются налоговые проверки. При этом
камеральная проверка может быть проведена в налоговом органе, а выездная — по фактическому месту нахождения налогоплательщика. Камеральная проверка представляет собой процедуру, которая проводится налоговым органом в отношении конкретного лица и состоит из ряда последовательных действий.
Вопросы, касающиеся налоговых проверок на сегодняшний день являются довольно актуальными, потому что ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.
Наиболее распространенными и эффективными с точки зрения выявления налоговыми органами нарушений налогового законодательства и доначисления налоговых платежей являются выездные налоговые проверки.
Проверки бывают камеральными и выездными, плановыми и внеплановыми.
В таблице 1 представлены ситуации, которые могут стать причиной инициирования внепланового налогового контроля в 2019 г.
Распространенными мерами налоговиков для поиска информации и доказательств являются следующие: опрос контрагентов (сотрудников по договору), всех возможных свидетелей; штрафование свидетелей за неявку; посещение свидетелей, при их неявке по вызову, на дому с составлением протокола и фиксацией на видео; использование возможностей участкового инспектора в поиске свидетелей, допрос его с целью приобретения информации; поиск неформального подхода, альтернативных источников, использование фото-, аудио- и видеофиксации фактов,
которые с мая 2016 г. правомочны как доказательства в суде; поиск информации, улик в Интернете, в базе 2-НДФЛ, по запросам в банках, ГИБДД, ПРФ; изъятие вещественных доказательств (жестких дисков, компьютеров) в присутствии полицейских; использование распечаток звонков сотовой связи и социальных телефонных опросов.
Камеральная проверка проводится в налоговом органе с использованием данных налоговых деклараций. Правомерна проверка документации, если (ст. 88 НК РФ): в декларации заявлен налог к бюджетному возмещению; подана заявка организацией на уменьшение налога, увеличение суммы убытков через два года после первой декларации; обнаружен ряд несоответствий или противоречий; заявлено использование налоговой льготы. При выявлении правонарушений по итогам камеральной проверки может быть инициирована выездная.
Во избежание стрессовых ситуаций необходимо быть готовым к выездной проверке. Сведения могут поступить от контрагента, налогового инспектора. База данных закрыта для общего доступа. Проверки выездного типа предусматривают тщательное изучение финансовой отчетности с возможностью последующего назначения санкций (от штрафа до ареста). О предстоящем визите нельзя узнать заранее. Но на 2019 г. выездную проверку налоговики обязаны осуществлять по итогам камеральной проверки при наличии недочетов.
Табл. 1. Причины инициирования внепланового налогового контроля
Что является сигналом к проверке (причины контроля) Какие нарушения предполагаются
Снижение налоговой нагрузки по отношению к среднеотраслевому уровню (на 10% и ниже) Появляется подозрение в экономии на налогах
Отсутствие активного общения в период заключения договора, нарушение правил его оформления, отсутствие достоверных сведений о местонахождении площадей Взаимодействие с контрагентами, вызывающими подозрительность (недоверие)
Превышение темпов увеличения расходов над доходами Предположение о занижении доходов, завышении расходов
Продолжительные убытки Несоответствие убытков повышению выручки от реализации
Низкая зарплата сотрудников (ниже среднего по отрасли на 10%) Подозрение на выплаты «в конвертах»
Сомнительность договоров с существующими посредниками Подозрение, например, на манипуляции с товаром, который в данном объеме, в данное время просто не мог быть произведен. Несоответствие обозначенных материальных ресурсов фактическим данным и др.
Изменение местонахождения Специальная отсрочка для исправления выявленных нарушений
Несоответствие среднеотраслевому уровню рентабельности Занижение показателей
В 2019 г. предприятия будут включены в план налоговых проверок в следующих случаях: если сумма нарушений выше 10 млн руб.; при наличии грубых нарушений или полном игнорировании требований налоговой отчетности; если организация внесена в план на 2019 г. по итогам камеральной проверки; при нулевом балансе, инициировании процесса ликвидации; при вхождении в число крупнейших налогоплательщиков; по поручению правоохранительных органов.
Этапы проведения: анализ документации. Проводится на территории организации (предприятия) с предварительным сообщением и предъявлением служебного удостоверения.
Процедуры: запрос документации, получение необходимых пояснений, осмотр территорий, выемка необходимых финансовых документов. Проверка по длительности не должна быть более двух месяцев. До четырех месяцев продление правомочно в следую-
Табл. 2. Изменения в проведении налоговых проверок в 2019 г.
Что нового Стало Было
Статья НК РФ Что теперь сказано
Установлен сокращенный срок для камерального контроля декларации по НДС п. 2 ст. 88 Проверка займет: • 2 месяца — по декларациям российских фирм; • 6 месяцев — по декларациям иностранных фирм, оказывающих электронные услуги через Интернет, и крайних посредников по таким услугам —
Снято ограничение по периоду повторного выездного контроля при подаче «уточненки» на уменьшение налога подп. 2 п. 9 ст. 89 Теперь разрешено контролировать правильность расчета налога без ограничения периода проверки Было разрешено контролировать только тот период, за который подана «уточненка»
Уточнено оформление участия свидетеля в налоговом контроле п. 6 ст. 90 Свидетелю выдается под расписку копия протокола с его показаниями. При отказе получить копию запись об этом делается в протоколе —
Уточнены права налогоплательщиков не подавать документы повторно п. 5 ст. 93 Теперь инспекция не ограничена в повторном требовании документов. Однако можно не подавать повторно любые документы, если сообщить в инспекцию: • что эти бумаги уже подавались; • реквизиты документов; • название инспекции, в которую подавались документы Инспекция не могла требовать повторно документы, которые: • уже подавались в рамках камерального или выездного контроля; • подавались в виде копий в рамках налогового мониторинга
Установлен отдельный срок для предоставления в инспекцию документов (информации) вне проверок п. 5 ст. 93.1 Получив требование от инспекции предоставить документы (информацию) в период, когда налогоплательщика не проверяют, он должен: • или подать сведения в течение 10 дней со дня получения требования; • или в тот же срок сообщить, что у него нет требуемых сведений —
Появилось дополнение к акту проверки. Дополнение к акту составляется по результатам дополнительных контрольных мероприятий. (Источник: Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки) п. 6.1 ст. 101 В дополнении к акту инспекция: • перечисляет мероприятия дополнительного контроля; • приводит дополнительные доказательства наличия или отсутствия налоговых нарушений; • формулирует выводы; • дает предложения по устранению налоговых нарушений; • приводит ссылки на статьи НК РФ о санкциях
НДС НДФЛ
Налог на прибыль Другие налоги
Рис. 1. Структура сумм доначисленных по результатам налоговых проверок платежей
щих случаях: принадлежность объекта к числу крупнейших налогоплательщиков, форс-мажорные обстоятельства; подведение результатов с отчетом; в отчете составляется налогооблагаемая база, анализируются выявленные нарушения, формируются рекомендации по их исправлению; при необходимости производится доначисление суммы налогов, назначаются санкции.
Что в первую очередь хотят найти налоговики? Если ранее в приоритете поиска были необоснованные расходы для дополнительного начисления прибыли и НДС, то теперь добавился поиск незадекларированной выручки. Рассматриваются даже жалобы уволенных из организации сотрудников. Суды чаще принимают сторону налоговиков. В 2019 г. произошли следующие изменения в отношении налоговых проверок (табл. 2).
Повышение аналитической составляющей при планировании налоговых проверок в целом по России позволяет обеспечить рост эффективности налоговых проверок при одновременном снижении их количества.
По результатам контрольной работы в 2016 г. было дополнительно начислено 454,8 млрд руб., это на 29,4% больше или на 103,3 млрд руб., чем в 2015 г. В том числе, по выездным налоговым проверкам в 2016 г. доначислено 352,5 млрд руб., или на 30,4% больше, чем в 2015 г.
Рассматривая общую сумму доначисленных платежей, можно отметить, что по результатам налого-
вых проверок основные начисления произведены по НДС — 209,1 млрд руб., а также налогу на прибыль организаций — 135,5 млрд руб.
Необходимо отметить, что были изменены подходы к планированию выездных налоговых проверок. А именно в качестве объекта проверки ФНС России рассматривает не отдельно взятого налогоплательщика, а в целом отрасль (сегменты рынка).
Обеспечить рост эффективности одной выездной проверки позволил отбор налогоплательщиков, обладающих наибольшими рисками уклонения от уплаты налогов для включения в планы ВНП, а именно с 8,9 млн руб. в 2015 г. до 13,7 млн руб. в 2016 г. (на 4,8 млн руб., или в 1,5 раза) при сокращении количества ВНП (с 30,7 тыс. в 2015 г. до 26,0 тыс. в 2016 г.).
В результате камеральных и выездных налоговых проверок в бюджет было взыскано 216,8 млрд руб., а это на 14,2%, или на 27 млрд руб. больше, чем в 2015 г., в том числе по выездным налоговым проверкам — 172,9 млрд руб., что на 19,6% больше, чем в 2015 г.
Одна результативная выездная проверка принесла в бюджет в среднем 6,7 млн руб., что в 1,4 раза больше, чем в 2015 г.
Внедрение ФНС России — риск ориентированного подхода к проведению проверок; усиление аналитической составляющей в контрольной работе, а также применение новейших автоматизированных аналитических инструментов позволили значительно повысить эффективность камеральных налоговых проверок.
Сумма дополнительно начисленных платежей в 2016 г. по результатам камеральных проверок увеличилась на 25,8% и составила 102,2 млрд руб. по сравнению с 2015 г. Эффективность от одной камеральной проверки возросла на 8,8% и составила 45,3 тыс. руб.
С 1 октября 2013 г. в эксплуатацию внедрена система АСК «НДС», которая совершенствуется по настоящее время и благодаря данной системе повышена эффективность проверок возмещения НДС. За период ее функционирования в работе по контролю за возмещением НДС в восемь раз снизилось количество случаев заявления возмещения высокорисковыми организациями (например, с 791 в III квартале 2013 г. до 101 во IV квартале 2016 г.).
Для контроля движения товара и формирования «цепочки» контрагентов в программном комплексе «АСК НДС-2» реализован инструментарий для вы-
явления и пресечения схем уклонения от налогообложения. Выявлены 31 тыс. деклараций с нарушениями, а это составляет 2% от общего числа актуальных деклараций по НДС за IV квартал 2016 г.
Направлены 31 тыс. требований о представлении пояснений по контрольным соотношениям в адрес налогоплательщиков, в результате 17,4 тыс. налогоплательщиков представили уточенные декларации.
Благодаря новым системам контроля динамика поступлений НДС дала положительный результат. Так, в 2016 г. поступление НДС составило 2657,4 млрд руб., что на 209,1 млрд руб., или на 8,5% больше, чем в 2015 г.
Наблюдаются положительные тенденции в контрольной работе налоговых органов, связанной с администрированием НДС.
Суммы взысканных платежей из сумм дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок деклараций по НДС в 2016 г. выросли по сравнению с 2015 г. на 12,7% (или на 1,9 млрд руб.) и составили16,7 млрд руб.
Количество выездных проверок уменьшилось, по сравнению с 2016 г. на 22,6%, поступило по результатам данных проверок средств на 12% меньше.
По результатам аналитической работы, проводимой налоговыми органами без назначения проверок, в бюджет дополнительно поступило 56,1 млрд руб., что в два раза больше, чем в 2016 г.
Таким образом, по результатам контрольной и аналитической работы дополнительно поступило в
Табл. 3. Основные показат
бюджет 279,2 млрд руб., что на 16,2% больше, чем в 2016 г.
Рассматривая контрольную работу, проводимую в РСО - Алания, можно отметить, что среди показателей, характеризующих эффективность контрольной работы Управления ФНС России по РСО - Алания и в частности по выездным налоговым проверкам, следует выделить такой, как сумма доначислений на одну проверку, выявившую нарушения (табл. 3).
Данные таблицы 3 свидетельствуют о том, что суммы доначислений на одну выездную проверку, выявившую нарушения значительно выше, чем по камеральным проверкам. В 2016 г. сумма доначислений по одной выездной проверке составила 2866,4 тыс. руб., в то время как сумма доначислений по камеральным проверкам составила 40,4 тыс. руб. Суммы доначислений по выездным проверкам за последние три года снизились на 43,3%, что свидетельствует о том, что налогоплательщики реже нарушают налоговое законодательство.
В конечном итоге, можно сказать о положительной динамике проведения камеральных налоговых проверок в 2016 г., что касается выездных налоговых проверок, то для них необходимо совершенствовать систему отбора налогоплательщиков, так как в 2016 г., по сравнению с 2014 г., дополнительные начисления в результате их проведения заметно сократились.
В завершение отметим, что для повышения результативности и эффективности выездных налоговых проверок, необходимы следующие меры:
и, характеризующие эффективность контрольной работы налоговых органов РСО - Алания, 2014-2016 гг.
Показатели Годы 2016 г. (в % к 201 г.)
2014 2015 2016
Количество камеральных проверок, выявивших нарушения 8205 8365 9954 121,3
Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок, тыс. руб. 78 271 80 305 401 837 в 5,1 раза
Сумма доначислений на одну камеральную проверку, выявившую нарушения, тыс. руб. 9,5 9,6 40,4 в 4,3 раза
Количество выездных проверок, выявивших нарушения 92 87 54 58,7
Дополнительно начислено платежей по результатам выездных проверок, тыс. руб. 273079 756 242 154 787 56,7
Сумма доначислений на одну выездную проверку, выявившую нарушения, тыс. руб. 2968,3 8692,4 2866,4 96,6
Источник: составлено автором по данным официальной статистики Управления ФНС России по РСО - Алания на основе отчета 2-НК.
1) создать единую методику анализа, планирования и проведения выездной налоговой проверки;
2) совершенствовать критерии отбора налогоплательщиков, который необходимо сделать более гибким, чтобы анализируя результаты проверок неэффективные критерии заменить другими. Перечень критериев в настоящее время является далеко не полным. Формулировка ряда критериев требует серьезных уточнений в целях устранения вероятной неоднозначности их трактовки;
3) исследовать и использовать положительный опыт иностранных государств в организации и проведении налоговых проверок. К примеру, в Соединенных Штатах Америки налоговым органом является Служба Внутренних Доходов. Все поступающие данные попадают в компьютеризованную систему, которые автоматически обрабатываются и сопоставляются со сведениями, находящимися в налоговых декларациях. Данная операция дает возможность осуществлять отбор деклараций для более тщательной проверки, которая уже будет проводиться налоговыми инспекторами.
Таким образом, чтобы достичь наиболее высокие результаты при организации и проведении выездных налоговых проверок, следует оптимизировать работу налоговой службы, направленной как на повышение эффективности выездных налоговых проверок, так и на избежание низкорезультативных проверок, и как следствие, расхода бюджета на такие проверки.
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч. I) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Ч. II ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ // СПС «Кон-сультантПлюс».
3. Гасиева З.П., Гиоева Е.Г. Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ на современном этапе // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2018. № 2. С. 17-23.
4. Дзагоева М.Р., Кайтмазов В.А., Доева Д. Т. Оценка эффективности организации налогового
контроля // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67). С. 1076-1080.
5. Селезнева И.А., Таучелова М.И., Гасиева З.П. Мероприятия по повышению результативности выездных налоговых проверок // Бухучет в сельском хозяйстве. 2018. № 4. С. 47-56.
6. Тускаева М.Р., Вазагова К.З. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой систем. В сб.: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики: Сб. науч. тр. по мат. Междунар. конф. 2018. С. 35-42.
7. URL://https://www.buhsoft.ru/article/1365-nalo-govye-proverki
8. URL://https://www.nalog.ru
References
1. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (Ch. I) ot 31 iyulya 1998 g. № 146-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus».
2. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (Ch. II ) ot 5 avgusta 2000 g. № 117-FZ // SPS «Konsul'tant-Plyus».
3. Gasieva Z.P., Gioeva E.G. Problemy i perspek-tivy razvitiya nalogovoy sistemy RF na sovremennom etape // Vestnik Moskovskogo gumanitarno-ekonomic-heskogo instituta. 2018. № 2. S. 17-23.
4. Dzagoeva M.R., Kaytmazov V.A., Doeva D.T. Otsenka effektivnosti organizatsii nalogovogo kontro-lya // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 2-1 (67). S. 1076-1080.
5. Selezneva I.A., Tauchelova M.I., Gasieva Z.P. Me-ropriyatiya po povysheniyu rezul'tativnosti vyyezdnykh nalogovykh proverok // Bukhuchet v sel'skom khozyay-stve. 2018. № 4. S. 47-56.
6. Tuskaeva M.R., VazagovaK.Z. Vozmozhnost' is-pol'zovaniya opyta zarubezhnykh stran v reformirovanii rossiyskoy nalogovoy sistem. V sb.: Aktual'nyye naprav-leniya i perspektivy razvitiya natsional'noy ekonomiki: Sb. nauch. tr. po mat. Mezhdunar. konf. 2018. S. 35-42.
7. URL://https://www.buhsoft.ru/article/1365-nalo-govye-proverki
8. URL://https://www.nalog.ru