Научная статья на тему 'Некоторые аспекты развития налогового администрирования (на примере РСО-Алания)'

Некоторые аспекты развития налогового администрирования (на примере РСО-Алания) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / проблемы налогообложения / ФНС России / совершенствование налогообложения. / tax administration / problems of taxation / the Federal Tax Service of Russia / improvement of taxation.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарина Петровна Гасиева, Владимир Артурович Кайтмазов

Рассмотрено налоговое администрирование в РФ и РСО-Алания, его проблемы и пути совершенствования. Тема актуальна, так как во всем мире налоговая система — это самый главный способ мобилизации финансовых средств для решения политических, экономических и социальных задач государства. В настоящее время, вследствие обострившихся проблем развития национальной экономики, возникает потребность в совершенствовании налоговой системы России. Исследованы некоторые проблемы кризисного состояния системы налогообложения, а также пути преодоления данных проблем. Сделан анализ поступлений налоговых доходов РСО-Алания, прослежена динамика и структура проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зарина Петровна Гасиева, Владимир Артурович Кайтмазов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DEVELOPMENT TAX ADMINISTRATION (FOR EXAMPLE, RNO-ALANIA)

The article discusses tax administration in the Russian Federation and the North Ossetia-Alania, its problems and ways to improve tax administration. The topic is relevant, since the tax system throughout the world is the most important way to mobilize financial resources for solving the political, economic and social tasks of the state. At the present time, due to the aggravated problems of the development of the national economy, there is a need to improve the tax system of Russia. Some problems of the crisis state of the tax system, as well as ways to overcome these problems are also considered. The analysis of tax revenues of the Republic of North Ossetia-Alania, as well as the dynamics and structure of the field and office tax audits, was made.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты развития налогового администрирования (на примере РСО-Алания)»

УДК 338 ББК 65

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10043 © З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)

Зарина Петровна Гасиева,

старший научный сотрудник, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал

(362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7);

Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2 курса направления подготовки «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Владикавказский филиал

(362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассмотрено налоговое администрирование в РФ и РСО-Алания, его проблемы и пути совершенствования. Тема актуальна, так как во всем мире налоговая система — это самый главный способ мобилизации финансовых средств для решения политических, экономических и социальных задач государства. В настоящее время, вследствие обострившихся проблем развития национальной экономики, возникает потребность в совершенствовании налоговой системы России.

Исследованы некоторые проблемы кризисного состояния системы налогообложения, а также пути преодоления данных проблем. Сделан анализ поступлений налоговых доходов РСО-Алания, прослежена динамика и структура проведения выездных и камеральных налоговых проверок.

Ключевые слова: налоговое администрирование, проблемы налогообложения, ФНС России, совершенствование налогообложения.

SOME ASPECTS OF DEVELOPMENT TAX ADMINISTRATION (FOR EXAMPLE, RNO-ALANIA)

Zarina P. Gasieva,

Senior Researcher, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department «Taxes. Accounting» Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch

(362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7);

Vladimir A. Kaytmazov,

Undergraduate 2 course training courses «Taxes. Accounting. Tax Consulting» Financial University under the Government of the Russian Federation, Vladikavkaz branch

(362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7)

Abstract. The article discusses tax administration in the Russian Federation and the North Ossetia-Alania, its problems and ways to improve tax administration. The topic is relevant, since the tax system throughout the world is the most important way to mobilize financial resources for solving the political, economic and social tasks of the state. At the present time, due to the aggravated problems of the development of the national economy, there is a need to improve the tax system of Russia.

Some problems of the crisis state of the tax system, as well as ways to overcome these problems are also considered. The analysis of tax revenues of the Republic of North Ossetia-Alania, as well as the dynamics and structure of the field and office tax audits, was made.

Keywords: tax administration, problems of taxation, the Federal Tax Service of Russia, improvement of taxation.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Некоторые аспекты развития налогового администрирования (на примере РСО-Алания). Вестник экономической безопасности. 2019;(1):210-4.

Несомненно, в Российской Федерации пробле- рования всегда были и будут особо актуальными. мы совершенствования налогового администри- Система налогового администрирования, действу-

ющая в настоящее время имеет достаточно большое количество недостатков, которые определяют ее низкую эффективность и высокую конфликтность (при том, что в большинстве случаев выигрывают споры налогоплательщики).

Учитывая сложившуюся ситуацию, можно выделить следующие проблемы налогового администрирования:

• противоречия, пробелы и несоответствия в существующем налоговом законодательстве;

• оптимизация рабочей нагрузки на работников

ФНС.

Сейчас в РФ сформировалась такая ситуация, что не все понимают как платить налоги, какие должны быть вычеты и самое главное, кто должен их взимать, какая служба занимается такими делами. Налоговое законодательство постоянно изменяется, его механизм довольно сложный. Об этом указывает и мировой опыт [4, с. 352].

Вся проблема заключается в том, что законодательство в сфере налогообложения очень часто меняется. Существует мнение, что налоговая реформа близится к завершению. Вряд ли с этим можно согласиться. Во-первых, налоговое законодательство по-прежнему претерпевает серьезные изменения (НК РФ является одним из самых часто меняющихся кодексов). Несовершенство, нестабильность, неясность налогового законодательства вовсе не сопутствуют эффективному проведению налоговой реформы. Необходимо признать, что по мере принятия Налогового кодекса Российской Федерации все больше убеждаешься в запутанности его отдельных положений. Необходимо четко определить нормативную базу, тогда и налогоплательщик будет знать свои права и обязанности, и налоговые органы не станут требовать «большего», чем это предусмотрено в законодательстве.

На сегодняшний день развитие налоговых отношений в Российской Федерации определяется основными направлениями повышения качества налогового администрирования, в том числе: взаимосвязь собираемости налогов с эффективностью налогового администрирования; разработка новой системы оценки результатов деятельности налоговых органов, включающая в себя перечень критериев эффективности их работы; создание

эффективной системы налогообложения, которое заключается в обеспечении максимального поступления налогов и сборов при минимальных издержках взимания и налогового контроля; развития новых налоговых контрольных технологий и другие.

Все рекомендованные тенденции характеризуют основные цели повышения уровня экономической эффективности налогов, доступности для понимания налогового законодательства налогоплательщиками.

Дополнительное назначение получают исследование и оценка поступлений налогов и сборов при осуществлении налогового планирования, согласованного с вопросами обеспечения доходной части бюджетов различных уровней.

Согласно данным ФНС РФ, налоговая служба в 2017 году обеспечила рекордные за последние 5 лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн рублей, что на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Драйверами роста стали налог на прибыль +18,8% (плюс 3,3 трлн руб.) и НДС +15,5% (прирост на 3,1 трлн руб.). Эти цифры однозначно говорят о развитии налогового контроля [1].

Рассматривая начисление и поступление налоговых доходов в бюджет РСО-Алания также можно наблюдать положительную динамику. Так, в 2017 году поступило налоговых доходов по сравнению с 2015 годом на 59,2% больше (табл. 1).

Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году было обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше 2016 года (плюс 483 млрд руб.). При этом передача обязанности администрирования страховых взносов от органов ПФР к налоговым органам, обернулась для многих компаний и предпринимателей неприятным сюрпризом. Для многих это привело к списанию суммы с расчетных счетов, блокировке счета за неуплату страховых взносов.

28 февраля 2018 года Глава ФНС Михаил Ми-шустин на заседании расширенной коллегии ФНС России заявил, что именно синергетический эффект от внедрения современных цифровых технологий в

Таблица 1

Начисление и поступление налоговых доходов (налогов, сборов и иных обязательных платежей) в бюджетную систему по РСО-Алания, 2015—2017 гг. [1]

№ Показатели Годы Отклонение 2017 г. от 2015 г.

2015 2016 2017 +/- %

1 Начислено налоговых доходов (налогов, сборов и иных обязательных платежей) к уплате, тыс. руб. 11 031 173 15 720 456 18 225 370 7 194 197 165,2

2 Поступило налоговых доходов (налогов, сборов и иных обязательных платежей) в доходы консолидированного бюджета РСО-Алания, тыс. руб. 11 067 683 14 984 414 17 618 849 6551 166 159,2

3 Отношение суммы поступивших налоговых доходов к начисленным, % 100,3 95,3 96,7 * *

Источник: составлено автором по данным официальной статистики Управления ФНС России по РСО-Алания на основе отчета 1-НМ

Таблица 2

Динамика и структура проведенных выездных и камеральных налоговых проверок налоговыми органами РСО-Алания

Годы 2017 г.

№ Показатели 2015 2016 2017 в %

штук % штук % штук % к 2015 г.

1 Проведено камеральных проверок 79 732 99,9 93 610 99,9 136 305 99,9 170,9

2 Проведено выездных проверок 87 0,1 54 0,1 30 0,1 34,5

3 Всего проведено камеральных и выездных проверок 79 819 100 93 664 100 136 335 100 170,8

Источник: составлено автором по данным официальной статистики Управления ФНС России по РСО-Алания на основе отчета 2-НК

налоговое администрирование позволил добиться таких рекордных результатов.

Создаваемая фискальным органом цифровая технологическая платформа, общие интегрированные информационные ресурсы с таможенным органом, банками, ЗАГС, Росфинмониторингом позволяют ФНС изменить методы налогового контроля: непрерывно работать с гигантским массивом данных и совершенствовать налоговый контроль в целом.

Внедрение в работу инновационных технологий позволило концептуально поменять парадигму контрольной работы.

Положительный для налогового органа эффект от внедрения новых технологий, изменения налогового

законодательства, поддержки правоохранительных и судебных органов, как говорится, на лицо. В отчетах о результатах работы налоговых органов за 2017 год, опубликованных на официальном сайте ФНС много любопытных цифр, с которыми следует ознакомиться.

Так, 98% выездных проверок в 2017 году в России закончились выявлением нарушений.

На 40% выросла эффективность выездной проверки в России по сравнению с 2016 годом.

Рассмотрим динамику и структуру проведенных выездных и камеральных налоговых проверок РСО-Алания (табл. 2).

Анализ показателей таблицы 2 выявил, что около 99,9% в общем количестве проведенных налого-

Таблица 3

Результативность проведенных выездных и камеральных налоговых проверок налоговыми органами РСО-Алания, 2015—2017 гг. [1]

№ Показатели Годы 2017гв % к 2015 г.

2015 2016 2017

1 Проведено камеральных проверок, всего штук 79 732 93 610 136 305 170,9

2 Количество камеральных проверок выявивших нарушения, штук 8 365 9 954 19 065 227,9

3 Результативность камеральных налоговых проверок, % 10,5 10,6 14,0 *

4 Проведено выездных проверок, всего штук 87 54 30 34,5

5 Количество выездных проверок выявивших нарушения, штук 87 54 30 34,5

6 Результативность выездных налоговых проверок, % 100 100 100 *

Источник: составлено автором по данным официальной статистики Управления ФНС России по РСО-Алания на основе отчета 2-НК

вых проверок приходится за последние три года на камеральные налоговые проверки. Если за исследуемый период количество проведенных камеральных проверок увеличилось на 70,9%, то количество выездных проверок сократилось на 65,5%, что связано с тенденцией последних лет в налоговом администрировании, направленной на снижение количества выездных налоговых проверок с целью всеобъемлющего охвата налогоплательщиков камеральным анализом.

Основным показателем эффективности организации налогового контроля является результативность проведения налоговых проверок (табл. 3).

Анализ показателей таблицы 3 показал, что результативность выездных налоговых проверок за анализируемый период составляет 100%, в то время как результативность камеральных проверок составляет около 12%. При сравнении результативности налоговых проверок, выявлено, что выездные налоговые проверки являются более эффективными.

Развитие налоговой системы, планируемые изменения в налоговом администрировании невоз-

можны без дальнейшего совершенствования всей налоговой системы, а именно:

1. Обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий.

2. Совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на ТКС.

3. Совершенствование работы налоговых органов по регистрации контрольно-кассовой техники и контролю за ее применением.

4. Совершенствование налогового администрирования, улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.

5. Повышение эффективности контроля за использованием специальных марок.

6. Повышение эффективности налогового контроля.

7. Выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налогов, обеспечение полноты налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.

8. Совершенствование администрирования крупнейших налогоплательщиков в целях повышения качества налогового контроля.

9. Повышение эффективности государственного контроля (надзора).

10. Повышение эффективности контрольной работы налоговых органов по соблюдению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Повышение эффективности обмена налоговой информации.

12. Совершенствование форм статистической налоговой отчетности в целях получения информации о начислении, поступлении, суммах задолженности, налоговой базе по налогам, сборам, страховым взносам и прочих сведений, необходимых для реализации функций и задач, возложенных на ФНС России.

13. Совершенствование правил налогообложения контролируемых иностранных компаний.

14. Повышение профессионального уровня работников налоговых органов.

15. Создание системы прослеживаемости импортных товаров на территории Российской Федерации.

16. Повышение эффективности взыскания и урегулирования задолженности.

17. Повышение эффективности взаимодействия с правоохранительными органами и предотвращение уклонения от уплаты налогов путем сокрытия налогоплательщиком имущества.

18. Повышение эффективности взаимодействия, законности в сфере несостоятельности (банкротства), поступлений в бюджет.

19. Обеспечение надлежащего учета задолженности должников по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Улучшение информационного взаимодействия и координации действий Минфина России и ФНС России по обеспечению возврата задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.

21. Расширение функционала и повышение качества обслуживания налогоплательщиков в части устного информирования по телефону.

22. Применение международного опыта для совершенствования налогового администрирования.

Все эти цели и задачи должны быть сформулированы в рамках Государственной налоговой док-

трины России, а методы и средства их решения — в Общей концепции налоговой политики и основных направлениях развития налоговой системы России. В этих документах можно будет не только обозначить и закрепить основные направления развития налоговой службы, затрагивающие процесс модернизации и совершенствования ее структуры, но и сформировать условия обеспечивающие наиболее полное и эффективное выполнение возложенных на нее действующим законодательством задач с учетом тенденции развития налогово-бюджетной системы и национальной экономики в целом.

Переориентация функции налоговой системы с фискальной на стимулирующую позволит без ущерба для экономики в полной мере использовать налоговые рычаги государственного регулирования, создавая предпосылки для экономического роста и притока инвестиции в производственную сферу, что, в свою очередь, позволит создать надежный фундамент для обеспечения стабильных поступлений в казну государства.

Литература

1. https://www.nalog.ru/rn15/

2. Гасиева З.П., Апаева И.Р. Федеральные налоги и сборы РФ // Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики Сборник научных трудов по материалам Международной конференции. 2018.

3. Тускаева М.Р., Вазагова К.З. Возможность использования опыта зарубежных стран в реформировании российской налоговой системы // Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики Сборник научных трудов по материалам Международной конференции. 2018.

4. Туаева Н.В., Таучелова М.И., Льянов З.М., Гасиева З.П. Проблемы формирования доходов региональных бюджетов // В сборнике: Перспективы развития апк в современных условиях Материалы 7-й Междунородной научно-практической конференции. 2017.

5. ТускаеваМ.Р., Рубаева А.Е. Методы управления налоговым механизмом // В сборнике: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики Сборник научных трудов по материалам Международной конференции. 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.