Научная статья на тему 'Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития'

Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2989
408
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
малый и средний бизнес / ЕСХН / УСН / патентная система налогообложения / ЕНДВ / small and medium business / UAT / USN / the patent system of taxation / unified tax on imputed income.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарина Петровна Гасиева, Владимир Артурович КайТмазов

Рассматриваются основные проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса. Показаны достоинства и недостатки специальных налоговых режимов. Проанализированы поступления по специальным налоговым режимам на материалах УФНС России по РСО — Алания. Даны рекомендации по дальнейшему развитию налогообложения малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

The article deals with the main problems of taxation of small and medium-sized businesses. The advantages and disadvantages of special tax regimes are shown. Recommendations on the prospects of further development of taxation of small and medium-sized businesses are given.

Текст научной работы на тему «Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития»

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10236 © З.П. Гасиева, В.А. Кайтмазов, 2019

Научная специальность 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Зарина Петровна Гасиева, старший научный сотрудник, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Владимир Артурович Кайтмазов, магистрант 2-го курса направления подготовки «Налоги. Бухгалтерский учет. Налоговый консалтинг»

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации (Владикавказский филиал) (362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Рассматриваются основные проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса. Показаны достоинства и недостатки специальных налоговых режимов. Проанализированы поступления по специальным налоговым режимам на материалах УФНС России по РСО — Алания. Даны рекомендации по дальнейшему развитию налогообложения малого и среднего бизнеса.

Ключевые слова: малый и средний бизнес, ЕСХН, УСН, патентная система налогообложения, ЕНДВ.

УДК 336.2 ББК 65

TAXATION OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS: CURRENT STATE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Zarina P. Gasieva, senior research associate, associate professor «Taxes. Accounting», candidate of economic sciences Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Vladimir A. Kaytmazov, undergraduate of the 2nd course of the direction of preparation «Taxes. Accounting. Tax consulting» Financial University under the Government of the Russian Federation (Vladikavkaz branch) (362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Annotation. The article deals with the main problems of taxation of small and medium-sized businesses. The advantages and disadvantages of special tax regimes are shown. Recommendations on the prospects of further development of taxation of small and medium-sized businesses are given.

Keywords: small and medium business, UAT, USN, the patent system of taxation, unified tax on imputed income.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Гасиева З.П., Кайтмазов В.А. Налогообложение малого и среднего бизнеса: современное состояние и перспективы развития. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(4):262-266.

В настоящее время одним их приоритетных направлений экономической политики является реформирование налоговой системы страны, которая обеспечивала бы не только расширение налоговых источников и доходов бюджетов всех уровней, но и стимулирование роста и развития социально значимых субъектов экономики, к которым относится малый и средний бизнес.

Малый и средний бизнес принято рассматривать как важнейший стратегический ресурс, активизирующий экономический рост и обеспечивающий устойчивость социально-экономического развития,

повышение качества жизни населения страны и регионов в ее составе. Исходя из этого, актуальные вопросы прогрессивного развития малого и среднего бизнеса, формирования высокоэффективной системы его государственной поддержки продолжают оставаться в зоне приоритетного внимания государства, бизнеса и общества в целом.

Актуальность и значимость изучаемой темы заключается в том, что малый бизнес по праву считается основой экономики государства — именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Даже небольшая смена курса вла-

стей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей. Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения — альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

Специальные налоговые режимы образуют особые виды систем начисления налогов, отличающиеся от общеустановленного порядка, которому посвящен весь НК РФ, за исключением разд. VIII. 1, отведенного для описания основных принципов каждого из специальных налоговых режимов.

Возможность установления специальных режимов предусмотрена п. 7 ст. 12 НК РФ.

В перечне специальных налоговых режимов в 2019 г. изменений не произошло. Он полностью приведен в п. 2 ст. 18 НК РФ. Это системы:

♦ для сельхозпроизводителей (ЕСХН);

♦ упрощенная (УСН);

♦ вмененного налога (ЕНВД);

♦ соглашений о разделе продукции (СРП);

♦ патентная (ПСН).

Существующие виды специальных налоговых режимов при большом количестве принципиальных различий между собой имеют и ряд общих черт. Они разбиваются на следующие группы по отношению к:

1) масштабам деятельности лиц, применяющих эти режимы: ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН предназначены для малых предприятий, а СРП могут применять только полноценные налогоплательщики;

2) кругу налогоплательщиков. ЕСХН, УСН и ЕНВД доступны как организациям, так и ИП. СРП можно применять только организациям, а ПСН — только ИП;

3) объекту применения. ЕСХН, ЕНВД, СРП и ПСН возможны только при определенных видах

деятельности, а УСН — при большинстве (за некоторыми исключениями);

4) набору налогов, вместо которых начисляется спецналог. При ЕСХН, УСН, ЕНВД и ПСН он заменяет налог на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество (кроме налога, рассчитываемого от кадастровой стоимости) и НДС. Для СРП спецналога как такового нет, а применяется система льгот по большинству существующих налогов, допускающая полную отмену некоторых из них;

5) совместимости друг с другом и ОСНО. СРП не совмещается ни с каким из режимов. ОСНО, ЕСХН и УСН совмещать друг с другом нельзя, но можно применять вместе с ЕНВД или ПСН. При этом ЕНВД и ПСН также совместимы.

Вместе с тем, каждому из специальных налоговых режимов присущ свой набор индивидуальных характеристик.

Необходимо отметить, что применение СНР является спецификой налоговой системы РФ. Система налогообложения РФ является одной из самых демократичных. Переход с одной формы уплаты налогов на другую достаточно простой. Специальные режимы помогают облегчить налоговое бремя для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей. Это обеспечивает лучшую собираемость налогов.

Рассмотрим роль налогов, взимаемых с малого бизнеса, в структуре доходов консолидированного бюджета РСО-Алания на 2016-2018 гг. (табл. 1).

Из приведенной таблицы видно, что доходы консолидированного бюджета РСО-Алания повышаются: в 2016 г. — 22 646,3 млн руб.; в 2017 г. — 23 968,8 млн руб.; в 2018 г. — 25 248,1 млн руб.

В сумме налоговых поступлений, налоги от субъектов малого предпринимательства заняли в

Наименование показателя 2016 г. 2017 г. 2018 г.

факт., млн руб. уд. вес, % факт., млн. руб. уд. вес, % факт., млн руб. уд. вес, %

Доходы бюджета, в том числе 22 646,3 100,0 23 968, 8 100,0 25 248,1 100,0

Налоговые доходы, из них: 9429,7 41,6 9527,3 39,7 9860,1 39,0

Налоги, взимаемые от субъектов малого предпринимательства, из них: 694,7 3,1 733,2 3,1 812,9 3,2

Упрощенная система налогообложения 478,4 2,1 546,5 2,3 630,6 2,5

Единый налог на вмененный доход 190,0 0,8 152,1 0,6 146,6 0,6

Единый сельскохозяйственный налог 23,7 0,1 31,2 0,1 31,8 0,1

Патентная система налогообложения 2,6 0,01 3,4 0,01 3,9 0,01

Безвозмездные поступления 12 522,1 55,3 13 708,3 57,2 14 575,1 57,7

Табл. 1. Анализ роли налогов, взимаемых от субъектов малого предпринимательства в доходах консолидированного бюджета РСО-Алания за 2016-2018 гг.

2016 г. — 694,7 млн руб.; в 2017 г. — 733,2 млн руб.; в 2018 г. — 812,9 млн руб.

Показатели исполнения упрощенной системы налогообложения составили в 2016 г. — 478,4 млн руб.; в 2017 г. — 546,5 млн руб.; в 2018 г. — 630,6 млн руб., единого налога на вмененный доход в 2016 г. — 190,0 млн руб.; в 2017 г. — 152,1 млн руб.; в 2018 г. — 146,6 млн руб., единого сельскохозяйственного налога в 2016 г. — 23,7 млн руб.; в 2017 г. — 31,2 млн руб.; в 2018 г. — 31,8 млн руб.

Что касается патентной системы налогообложения, то этот налог введен с 1 янвреаря 2013 г., поэтому поступления по нему низкие. Показатели исполнения данного налога за 2016 г. — 2,6 млн руб.,

2017 г. — 3,4 млн руб. и 2018 г. составляют 3,9 млн руб., т.е. медленно, но растут. Таким образом, удельный вес налоговых поступрелений составил в 2016 г. — 41,6%; в 2017 г. — 39,7%; в 2018 г. — 39,0%, из которых налогам от субъектов малого предпринимательства принадлежит в 2016 г. — 3,1%; в 2017 г. — 3,1%; в

2018 г. — 3,2%.

Наиборелее значительны в числе налогов, взимаемых от субъектов малого предпринимательства поступреления от УСН: в 2016 г. — 2,1 из 3,1%; в 2017 г. — 2,3 из 3,1%; в 2018 г. — 2,5 из 3,2%.

На втором месте поступления от ЕНВД: в 2016 г. — 0,8 из 3,1%; в 2017 г. — 0,6 из 3,1%; в 2018 г. — 0,6 из 3,2%., но при этом он понижается по отношению к базовому году: 2017 г./2016 г. — 20%, 2018 г./ 2017 г. — 3,6%.

Удельный вес единого сельскохозяйственного налога стабильно составляет 0,1% в доходах консолидированного бюджета РСО-Алания.

Удельный вес патентной системы налогообложения незначителен, стабильно остается без изменений в течении трех лет и составляет 0,01% в доходах консолидированного бюджета РСО-Алания.

УСН является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности как в РФ, так и в РСО-Алания. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям:

1) не более 150 млн руб. дохода за календарный

год;

2) остаточная суммарная цена всех активов компании — менее 100 (ранее — 150) млн руб.

3) количество сотрудников компании — не более 100.

Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать

компании, основной доход которых получается за счет банковских операций, инвестирования в другие компании, страхования, изготовления товаров, которые являются подакцизными, недропользователи, представители игорного бизнеса.

При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6%, второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15%.

Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) — использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством. Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

♦ численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;

♦ юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;

♦ предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;

♦ его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей — юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях. При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более 1 млн руб.) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

Большим плюсом является освобождение предпринимателя от подачи налоговой декларации в ФСН, но взамен придется вести учет по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.

Для единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законода-

тель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу — доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

Соглашение о разделе продукции — это особый специальный режим налогообложения. СРП представляет собой договор, по которому РФ предоставляет инвестору исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, предусмотренном соглашением. Инвестор, в свою очередь, проводит работы за свой счет и несет связанные с этим риски. СРП определяет все условия, связанные с использованием недр, в том числе порядок раздела произведенной продукции между государством и инвестором. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов, налога на имущество, таможенных пошлин, транспортного налога.

Для определения роли специальных налоговых режимов в экономике государства, прежде всего, необходимо рассмотреть их основные функции (табл. 2).

Как и другим видам налогов, специальным налоговым режимам свойственна фискальная функция, заключающаяся, прежде всего, в обеспечении устойчивой доходной базы. Так, из фискальной функции вытекает не менее важная функция — распределительная, заключающаяся в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения и сферами государства.

При анализе специальных налоговых режимов можно сделать общий вывод, который заключается в том, что для повышения объема бюджетных доходов по специальным налоговым режимам необходимо пересмотреть и усовершенствовать законодательную базу. В первую очередь требуют изменений условия, в соответствии с которыми организации и предприниматели способны перейти на данные режимы. Поскольку специальные режимы предназначены, в большей части, для поддержки малого бизнеса, постольку они должны содействовать развитию и наращиванию масштабов деятельности субъектов малого и среднего бизнеса, а не сдерживать темпы их роста. В целях повышения эффективности системы специальных режимов налогообложения необходимо их реформирование.

Для системы единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Предоставить право сельхозтоваропроизводителям в добровольном порядке регистрироваться в качестве плательщиков НДС, что позволит им воспользоваться правом налогового вычета по уплаченному НДС при приобретении горюче-смазочных материалов, удобрений, кормов, оплате услуг сторонних организаций после реализации своей продукции. Данная мера позволит снизить затраты сельхозпроизводителей и расширить список контрагентов, которые являются плательщиками данного налога.

Для упрощенной системы налогообложения (УСН).

Табл. 2. Достоинства и недостатки систем налогообложения

Режим Достоинства Недостатки

ЕСХН • простая форма учета; • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС • высокий 70%-ый порог; • отсутствие учета региональных климатических условий

УСН • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС; • упрощенная система ведения учета; • сокращение документооборота; • наличие региональных льгот для отдельных отраслей производства • постоянный контроль над предельно допустимым размером выручки; • сложность работы с контрагентами-плательщиками НДС; • необходимость уплаты минимального налога; • обязанность применения ККТ

ПСН • добровольный характер перехода на данный вид налогообложения; • отсутствие обязанности предоставлять налоговую декларацию; • свободный выбор периода действия патента; • возможность совмещать с другими налоговыми системами • обязанность приобретения патента для отдельных видов деятельности; • невозможность уменьшения стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное страхование

ЕНВД • отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета; • освобождение от уплаты налога на прибыль, налога на имущество, НДС; • отсутствие зависимости суммы налога от итоговых результатов деятельности предпринимателя (от выручки) • необоснованный размер базовой доходности; • не учитывается специфичность ведения предпринимательской деятельности; • наличие физического показателя по количеству работников ведет к желанию предпринимателя официально не оформлять персонал

Соглашение о разделе продукции • освобождение от уплаты региональных и местных налогов; • возможность возмещения суммы уплаченных инвестором ряда налогов • отсутствие влияния результатов деятельности на размер налоговых платежей

1. Установить максимальный показатель годового дохода для налогоплательщиков УСН в соответствии со значениями, установленными в постановлении Правительства РФ для малых и средних предприятий, — 800 млн руб. Приведение предельного показателя дохода по УСН позволит предприятиям малого бизнеса воспользоваться данной системой налогообложения, будет способствовать росту их реального количества, сокращению их искусственного прироста за счет дробления бизнеса в целях применения УСН. При этом данная поправка будет способствовать росту оборота малого бизнеса, не ограничивая их рамками (150 млн руб.).

2. Упразднить ограничения по остаточной стоимости основных средств в размере 150 млн руб. Данная норма оказывает отрицательное воздействие на развитие малого бизнеса, не позволяя обновлять парк основных средств.

3. Предоставить налогоплательщикам возможность выставления счета-фактуры и учета входного НДС. Данная льгота позволит не только снизить затраты, но и увеличить реализацию товаров за счет привлечения контрагентов-плательщиков НДС.

Для системы налогообложения в виде уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

1. Возможности данного режима налогообложения как метода стимулирования снижения теневой деятельности, далеко не исчерпаны, несмотря на невысокий уровень поступлений от применения данного налогового режима. В виду значительных территориальных различий в экономических условиях, необходимо более широко применять указанный налоговый режим, расширив состав налогоплательщиков в разрезе видов экономической деятельности.

2. Расширить диапазон установления значений корректирующего коэффициента К2 до 2-х для высокорентабельных видов деятельности.

Для патентной системы налогообложения (ПСН).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Целесообразно предусмотреть различные уровни налоговых ставок для бизнеса, функционирующего в сфере услуг и производства.

2. Предоставить возможность снижения стоимости патента за счет уплаченных страховых взносов, по аналогии с упрощенной системой налогообложения и единым налогом на вмененный доход.

Данные пути развития специальных налоговых режимов, возможно осуществить путем проведения грамотной и эффективной реформы существующей системы малого бизнеса. Также необходимо проанализировать успешный опыт других стран и применить его на нашей системе. Повышение уровня знаний предпринимателей в сфере налогообложения также моет быть положительно оказанной помощью.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. I и II (с изм. и доп. на 1 февраля 2019 г.). М.: Проспект, 2019.

2. Гасиева З.П., Льянов З.М. Специальные налоговые режимы в развитии малого и среднего бизнеса // Бухучет в сельском хозяйстве. 2016. № 12. С. 27-30.

3. Гасиева З.П., Льянов З.М., Туаева Н.В. Проблемы налогообложения малого бизнеса в РФ // В сб.: Перспективы развития АПК в современных условиях: Мат. 7-й Междунар. науч.-практ. конф. 2017.

4. Гасиева З.П. Проблемы налогообложения малого бизнеса и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-2 (86). С. 784-788.

5. Темиров С.Л., Гасиева З.П. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса // В сб.: Актуальные направления и перспективы развития национальной экономики: Сб. науч. тр. по мат. Междунар. конф. 2018.

6. Осадчук Л.М., Осадчук М.С. Специальные налоговые режимы как инструмент стимулирования предпринимательской деятельности в регионе // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). С. 315-318.

7. Официальный сайт Федеральной налоговой службы // URL://https://www.nalog.ru/rn15/

References

1. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. Ch. I i II (s izm. i dop. na 1 fevralya 2019 g.). M.: Prospekt, 2019.

2. Gasiyeva Z.P., L'yanovZ.M. Spetsial'nyye na-logovye rezhimy v razvitii malogo i srednego bizne-sa // Bukhuchet v sel'skom khozyaystve. 2016. № 12. S. 27-30.

3. GasiyevaZ.P., L'yanovZ.M., TuayevaN.V.Pro-blemy nalogooblozheniya malogo biznesa v RF // V sb.: Perspektivy razvitiya APK v sovremennykh usloviyakh: Mat. 7-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2017.

4. Gasiyeva Z.P. Problemy nalogooblozheniya malogo biznesa i puti ikh resheniya // Ekonomika i pred-prinimatel'stvo. 2017. № 9-2 (86). S. 784-788.

5. Temirov S.L., Gasiyeva Z.P. Problemy nalogooblozheniya sub"yektov malogo biznesa // V sb.: Aktu-al'nye napravleniya i perspektivy razvitiya natsional'-noy ekonomiki: Sb. nauch. tr. po mat. Mezhdunar. konf. 2018.

6. Osadchuk L.M., Osadchuk M.S. Spetsial'nyye nalogovye rezhimy kak instrument stimulirovaniya predprinimatel'skoy deyatel'nosti v regione // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1 (90). S. 315-318.

7. Ofitsial'nyy sayt Federal'noy nalogovoy sluzh-by // URL://https://www.nalog.ru/rn15/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.