70 ■
Сетевой научно-практический журнал
серия Экономические исследования
Н
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
УДК 336.225.673
Воробьёв Ю.Н.
АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
НАЛОГОВОГО
контроля
Воробьёв Юрий Николаевич,
кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов, налогообложения и финансового менеджмента ФГБОУ ВПО «Курская государственная сельскохозяйственная академия
им. Профессора И.И. Иванова» ул. К.Маркса д. 70, г. Курск, Россия E-mail: yurivorobev@ya.ru
Аннотация
Выполнение функций государства требует систематического пополнения финансовых ресурсов, главным источником которых выступают налоги.
Практика показывает, что налогоплательщики не всегда своевременно и в полном объеме уплачивают налоги в связи с рядом объективных и субъективных причин. Помимо этого, имеют место случаи сознательного уклонения от уплаты с использованием как законных так и не законных способов минимизации налогов.
Нарушение налогового законодательства приводит к существенному недовыполнению бюджетных заданий, что, в свою очередь, обостряет потребность государства в дополнительных источниках финансирования.
Усиление фискальной функции достигается главным образом посредством реализации полномочий налоговых органов.
В статье рассмотрены особенности организации налоговых проверок в Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску. Проведена оценка уровня эффективности и интенсивности камеральных и выездных налоговых проверок.
Ключевые слова: налоговые проверки; интенсивность налоговых проверок; эффективность налогового контроля; качество налогового контроля.
№2 2015
71 ■
Сетевой научно-практический журнал
серия Экономические исследования
Н
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
THEORY AND PRACTICE OF TAXATION
UDC 336.225.673
Vorobyyov Yu.N.
ANALYSIS OF TAX CONTROL
EFFICIENCY
Vorobyyov Yury Nikolaevich
PhD in Economics, Associate Professor Department of Taxes, Taxation and Financial Management
Kursk State Agricultural Academy named after Professor I.I. Ivanov 70 K. Marx Str., Kursk, 305021, Russia e-mail: yurivorobev@ya.ru
Abstract
The performance of functions of the state demands the systematic replenishment of the financial resources whose main source is taxes.
Practice shows that taxpayers do not always pay taxes in the due time and in full in which is connected with a number of the objective and subjective reasons. In addition, cases of conscious evasion from payment with use of both lawful and not lawful ways of minimization of taxes take place.
Violation of the tax law leads to the essential underfulfilment of the budgetary tasks that, in its turn, aggravates the need of the state for additional sources of financing.
Strengthening of the fiscal function is reached mainly by means of realization of the powers of tax authorities.
The features of organization of the tax audits in the Inspectorate of Federal Tax Service for Kursk are considered in the present article. The assessment of the level of efficiency and intensity of the cameral and exit tax audits is carried out.
I^eywords: tax audits; intensity of tax audits; efficiency of tax control; quality of tax control.
№2 2015
72
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
В настоящее время осуществляется административная реформа структуры и функций с целью повышения эффективности результатов контрольной работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации [1,2].
Таким образом, оценка эффективности налогового контроля и выявление направлений по его совершенствованию актуальна в современных условиях.
В настоящее время проблема оценки эффективности налогового контроля актуальна,
поскольку от этого и от качественной организации контрольной работы налоговых органов, в немалой степени зависит собираемость бюджета страны, что в свою очередь оказывает влияние на благосостояние населения [3].
Для целей оценки эффективности налогового контроля проанализируем показатели контрольной деятельности налоговых органов, на примере Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Курску (далее -Инспекция) [4].
Общие сведения о суммах, дополнительно начисленных Инспекцией по итогам проведенных проверок за анализируемый период, представлены в таблице 1.
Таблица1
Анализ дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы
ИФНС России по г. Курску
Table 1
The Analysis of Additionally Added Payments by Results of Examination of IFTS of Russia in the
City of Kursk
Дополнительно начислено платежей по результатам контрольной работы
Годы Всего, Налоги Пени Штрафные санкции
тыс. р. сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, %
2012 2224563 1551728 69,8 237500 10,7 213151 9,6
2013 5494015 3980298 72,4 486 625 8,8 761 005 13,8
2014 2954656 2138421 72,3 422 796 14,3 113 468 3,8
Анализ таблицы 1 показывает на то, что суммы дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы за исследуемые годы имеют тенденцию к росту. Так в 2014 году этот показатель возрос до 2,9 млрд. рублей, или в 1,3 раза больше уровня 2012 года. Следует отметить, что наибольшее значение доначисленных сумм по результатам налогового контроля выявлено в 2013 году.
Структурный анализ доначисленных платежей показал, что удельный вес налогов в общей сумме доначисленных платежей увеличился на 2,5 % по сравнению с уровнем 2012 г. и составил 72,3 %. Доля начисленных пени в 2014 году увеличилась и составила
14,3 %, что указывает на увеличение несвоевременного поступления сумм налогов в бюджет, а удельный вес предъявленных налоговых санкций снижается в 2014 году до 3,8 %.
Данный анализ свидетельствует о невыполнении налогоплательщиками своих обязанностей по своевременному исчислению и уплате налоговых платежей в бюджет [5].
Отношение суммы дополнительно начисленных налоговых платежей к сумме фактических поступлений налоговых платежей относят к качественным показателям контрольной работы налоговых органов [6]. Рассмотрим динамику данного показателя в таблице 2.
серия Экономические исследования
73
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Таблица 2
Динамика дополнительно начисленных платежей в ИФНС России по г. Курску в сумме фактических налоговых поступлений
Table 2
Dynamics of Additionally Added Payments in IFTS of Russia in the City of Kursk in the Sum of the Actual Tax Revenues
Годы Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы, тыс. р. Сумма налоговых доходов, тыс. р. Удельный вес доначисленных платежей в сумме налоговых поступлений, %
2012 2224563 16941036 13,1
2013 5494015 19369108 28,3
2014 2954656 19301415 15,3
Представленные данные показывают, что удельный вес доначисленных платежей по итогам контрольной работы Инспекции в налоговых доходах за анализируемый период не имеет четкой тенденции. Так, в 2012 г. значение указанного показателя составило 13,1 %, в 2014 г. - 15,3 %. При этом в 2013 году удельный вес доначислений в сумме налоговых доходов составил 28,3 %.
Изменение значений рассматриваемого показателя связано, в первую очередь, с уровнем и качеством проводимых мероприятий налогового контроля.
Проанализируем организацию и проведение камеральных налоговых проверок за период 2012 - 2014 гг., используя критерии результативности и эффективности. Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 3.
Приведенные данные свидетельствуют, что количество ежегодно проводимых камеральных проверок, за анализируемый период уменьшается.
Таблица 3
Сведения о проведенных камеральных проверках в ИФНС России по г. Курску
Table 3
Data on the Carried-Out Cameral Inspections in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число камеральных проверок, ед. 115075 119 620 114 000
из них выявившие нарушения 5522 5 074 7421
Доначислено по результатам проверок всего, тыс. р. 220585 229 737 169 529
из них налоги 192 956 199 968 141 206
пени 5552 8 102 6 301
штрафные санкции 22077 21 667 22 022
серия Экономические исследования
74
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Этот факт связан с уменьшением количества представляемых налогоплательщиками деклараций, увеличением удельного веса «нулевых» деклараций, а также с ростом числа юридических лиц, обладающих признаками недействующих.
За 2014 год Инспекцией проведено 114000 камеральных налоговых проверок. По ре-
зультатам камерального контроля доначислено 169529 тыс. руб. что на 23,2 % меньше, чем в 2012 году.
Рассчитаем долю дополнительно начисленных платежей по итогам камерального контроля в общей сумме платежей, дополнительно начисленных Инспекцией в ходе контрольной работы таблица 4.
Таблица 4
Расчет удельного веса дополнительно начисленных сумм по результатам камерального контроля в сумме общих доначислений
Table 4
Calculation of Specific Weight of Additionally Added Sums by Results of Cameral Control
in the Sum of the General Additional Accruals
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Доначислено платежей по результатам камерального контроля, тыс. р. 220585 229737 169529
Дополнительно начислено платежей по результатам контрольной работы, тыс. р. 2224563 5494015 2954656
Удельный вес дополнительно начисленных сумм по результатам камерального контроля в сумме общих доначислений по результатам контрольной работы, % 9,9 4,2 5,7
Как видно из таблицы 4, удельный вес дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок в общей сумме доначислений снижается с 9,9 % до 5,7 % в связи со снижением количества и результативности проводимых камеральных налоговых проверок в исследуемом периоде.
При оценке влияния качества проводимых камеральных проверок на результаты контрольной работы важным моментом является определение уровня результативности проверок [6,7].
Определим процент результативных налоговых проверок таблица 5.
Уровень результативности камеральных проверок не имеет четкой тенденции. Так в 2014 году данный показатель составлял 6,5 %, что на 1,7 процентных пунктов выше уровня 2012 года. При этом в 2013 году отмечено снижение результативности камеральных налоговых проверок к уровню 2012 года на 0,6 %.
Таблица 5
Расчет уровня результативных камеральных проверок в ИФНС России по г. Курску
Table 5
Calculation of the Level of Productive Cameral Checks in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение (+,-) 2014 г. от 2012 г.
Количество проведенных камеральных проверок, ед. 115075 119620 114000 -1 075
из них выявившие нарушения, ед. 5522 5074 7421 1899
Уровень результативных проверок, % 4,8 4,2 6,5 1,7
серия Экономические исследования
75
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Рассмотрим уровень доначисленных платежей по итогам проведенных камеральных проверок.
Для более детального анализа результативности камерального контроля рассчитаем
сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (таблица 6).
Таблица 6
Расчет суммы доначислений на одну результативную камеральную проверку
в ИФНС России по г. Курску
Table 6
Calculation of the Sum of Additional Accruals on One Productive Cameral Check
in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.
Доначислено платежей по результатам камеральных проверок всего (тыс. р.) 220585 229737 169529 76,8
Результативных проверок, ед. 5522 5074 7421 134,4
Сумма доначислений в расчете на 1 результативную проверку, тыс. р. 39,9 45,3 22,8 57,2
Приведенные данные свидетельствуют, что суммы доначисленных платежей в расчете на одну результативную камеральную проверку, выявившую нарушения, за анализируемый период снижаются. Так если в 2012 году сумма доначислений на 1 результативную камеральную проверку составляла 39,9
тысяч рублей, то в 2014 году значение этого показателя составило 22,8 тысяч рублей, или в 1,8 раза меньше уровня 2012 года.
В таблице 7 приведены данные об интенсивности проведения камеральных налоговых проверок.
Таблица8
Сведения о проведенных выездных проверках в ИФНС России по г. Курску
Table 8
Data on the Carried-Out Exit Inspections in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество проведенных выездных проверок, ед. 274 183 168
из них выявившие нарушения 274 183 164
Доначислено платежей по результатам проверок всего, тыс. р. 1772383 4998191 2505156
из них налоги 1358772 3780330 1997215
пени 231948 478523 416495
штрафные санкции 191074 739338 91446
серия Экономические исследования
76
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Приведенные в таблице 7 данные указывают на то, что в исследуемом периоде показатели интенсивности проведения камеральных налоговых проверок снижаются.
В 2014 году отмечается рост числа камеральных проверок, в ходе которых были использованы дополнительные документы до 21137 единиц, или в 2,1 раза.
При этом происходит увеличение удельного веса таких проверок в общем числе проводимых камеральных проверок: с 8,7 % в 2012 году до 18,5 % в 2014 году, или на 9,8 процентных пунктов.
Уровень доначислений по камеральным проверкам, в ходе которых использованы дополнительные документы, объяснения и
сведения в 2014 году снижается в сравнении с 2012 годом на 13 %, а удельный вес таких доначислений в общей сумме доначисленных платежей по результатам налогового контроля увеличился в исследуемые годы с 57,3 до 65 %.
Анализ качества проводимой контрольной работы налоговых органов подразумевает оценку проводимых выездных налоговых проверок, поскольку именно выездные налоговые проверки по оценкам специалистов обеспечивают наибольшие поступления доначисленных платежей [8,9,10].
Общие сведения о проведенных проверках содержатся в таблице 8.
Таблица8
Сведения о проведенных выездных проверках в ИФНС России по г. Курску
Table 8
Data on the Carried-Out Exit Inspections in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Количество проведенных выездных проверок, ед. 274 183 168
из них выявившие нарушения 274 183 164
Доначислено платежей по результатам проверок всего, тыс. р. 1772383 4998191 2505156
из них налоги 1358772 3780330 1997215
пени 231948 478523 416495
штрафные санкции 191074 739338 91446
Проведенный анализ показал, что количество проводившихся выездных проверок за анализируемый период снижается. Так, если в 2012 году в ИФНС России по г. Курску было проведено 274 выездные проверки, то к 2014 году этот показатель составляет 168, или на 106 проверок меньше.
Показатель суммы доначисленных платежей по результатам выездных проверок за
исследуемый период растет. Так в 2014 году доначислено по результатам выездных налоговых проверок более 2,5 миллиардов рублей, что в 1,4 раза выше уровня 2012 года.
Структура доначислений по результатам выездного контроля в течение рассматриваемого периода представлена на рисунке 1.
серия Экономические исследования
77
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Рис. 1. Структура доначислений по результатам выездных проверок в ИФНС России по г. Курску Fig. 1. Structure of Additional Accruals by Results of Exit Checks in IFTS of Russia in the City of Kursk
За рассматриваемый период доля налогов в сумме доначисленных платежей по результатам выездного контроля увеличивается (2012 год - 76,7 %, 2014 год - 79,7 %), что свидетельствует о неуплате или неполной уплате налогов налогоплательщиками или их неправильном исчислении.
Доля дополнительно начисленных пени постепенно увеличивается. Так, по итогам 2014 года показатель вырос на 3,5 процент-
ных пунктов по сравнению с 2012 годом и составил 16,6 %. Доля штрафных санкций сокращается - с 10,8 в 2012 году до 3,6 % в 2014 году.
Для более подробного анализа результативности выездного контроля рассчитаем сумму доначисленных платежей в расчете на одну проверку, выявившую нарушения (таблица 9).
Таблица 9
Расчет суммы доначислений в расчете на одну результативную выездную проверку
в ИФНС России по г. Курску
Table 9
Calculation of the sum of Additional Accruals Counted on One Productive Exit Check
in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2012 г.
Доначислено платежей по результатам выездных проверок всего тыс. р 1772383 4998191 2505156 141,3
Результативных проверок, ед. 274 183 164 59,8
Сумма доначислений в расчете на 1 результативную, тыс. р. 6468,55 27312,52 15275,34 236,1
серия Экономические исследования
78
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
За анализируемый период работы ИФНС России по г. Курску, рассматриваемый показатель увеличивается с 6468 до 15275,34 тысяч рублей, или более чем в 2,3 раза.
Показатель интенсивности деятельности налоговой инспекции подразумевает оценку
количества проводимых контрольных мероприятий.
Интенсивность может быть оценена через процент охвата налогоплательщиков проверками (таблица 10).
Таблица 10
Расчет процента охваченных выездными проверками налогоплательщиков
в ИФНС России по г. Курску
Table 10
Calculation of the Percent of the Taxpayers Taken in by the Exit Checks in IFTS of Russia
in the City of Kursk
Годы Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в налоговом органе Количество проведенных проверок, ед. Процент охваченных проверками налогоплательщиков, %
Всего, ед. из них
индивид. предпри нимателей организаций
2012 30595 13584 17011 274 0,89
2013 28339 14315 14024 183 0,64
2014 29299 14292 15007 168 0,57
Как видно из расчета, значение рассматриваемого показателя в течение анализируемого периода снижается. Так в 2014 году процент охваченных выездными проверками налогоплательщиков составил 0,57, что в сравнении с 2012 годом на 0,32 процентных пункта меньше.
В процессе выездных проверок осуществляется проведение таких процедур, как ин-
вентаризация имущества, осмотр помещений, привлечение экспертов, допросы свидетелей, истребование у контрагентов документов (информации) о налогоплательщике.
Оценим интенсивность проведения выездных проверок, основываясь на данных о количестве и виде проведенных процедур за анализируемый период (таблица 11).
Таблица 11
Сведения о процедурах, проводимых в ходе выездных проверок в ИФНС России по г. Курску
Table 11
Data on the Procedures Carried Out During the Exit Checks in IFTS of Russia in the City of Kursk
Наименование показателя 2012 г. 2013г. 2014 г. Абсолютное отклонение 2014 г. к 2012 г.
Число выездных проверок всего, ед. 274 183 168 -106
Всего процедур, ед. 864 643 562 -302
из них: 0
инвентаризация 127 102 74 -53
осмотр помещений 208 154 143 -65
выемка документов и предметов 11 10 5 -6
привлечение экспертов 7 4 4 -3
допросы свидетелей 229 187 171 -58
истребование документов 282 186 165 -117
серия Экономические исследования
79
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
Из приведенных данных следует, что самой распространенной процедурой проверки является истребование у контрагентов документов о налогоплательщике, по нашему мнению, это связано с высокой эффективностью и достоверностью данного метода.
Оценка качества проведенных проверок проводилась по формуле:
П =
(1)
где Сурс - сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов;
СД - сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы. Результаты расчетов представим в таблице 12.
В 2012-2013 гг. уровень показателя довольно высок, тогда как в 2014 года по решениям судебных и вышестоящих органов было уменьшено 10 % от общей суммы доначисленных платежей.
Таблица 12
Расчет показателя качества контрольной работы в ИФНС России по г. Курску
Table 12
Calculation of an Indicator of Quality of the Examination in IFTS of Russia in the City of Kursk
Годы Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы, тыс. р. Сумма уменьшения дополнительно начисленных платежей по решениям судебных и вышестоящих органов, тыс. р. Показатель качества контрольной работы
2012 2224563 35739 0,98
2013 5494015 52089 0,99
2014 2954656 307164 0,90
В целях повышения эффективности налогового контроля целесообразно:
- усилить борьбу с незаконными схемами оптимизации;
- осуществлять налоговый мониторинг доходов и расходов налогоплательщиков;
- создать базу данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля.
серия Экономические исследования
8о
Воробьёв Ю. Н.
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
На
АУЧНЫИ
РЕЗУЛЬТАТ
ЛИТЕРАТУРА:
1. Цыганков В.В. Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля // Налоги и налогообложение. 2010. № 4.
2. Регламент планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденный приказом ФНС России от 05.10.2009 № ММ-8-2/41.
3. Российский налоговый портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. taxpravo.ru
4. Мороз В.В. Определение налоговой нагрузки на предприятии // Бизнес в законе. 2012. №4.
5. Мороз В.В. О подготовке и проведении налогового контроля в системе налогового администрирования // Бизнес в законе. 2012. №4.
6. Мороз В.В. Сущность и основные формы налогового администрирования // Бизнес в законе. 2012. №5.
7. Мороз В.В. Государственная налоговая политика и приоритеты ее развития в России // Черные дыры в Российском в законодательстве. 2013. №6.
8. Аюбов Н.А. Повышение эффективности налогового контроля в России // Components of Scientific and Technological Progress. 2013. № 1 (16). С. 78-80.
9. Семенова О.Ю., Киселева Н.В. анализ эффективности налогового контроля // Научный вестник Костромского государственного технологического университета. 2012. № 1. С. 23.
REFERENCES:
1. Tsygankov V. V. Improvement of the Procedure of Registration and Consideration of Additional Actions of Tax Control // Taxes and Taxation. 2010. № 4.
2. The Regulations of Planning and Preparation of the Exit Tax Audits Approved by the Order of FTS of Russia of 05.10.2009 №. MM-8-2/41.
3. Russian Tax Portal. URL: www.taxpravo.ru
4. Morozov V. V. Definition of Tax Burden at the Enterprise // Business in the Law. 2012. № 4.
5. Morozov V. V. Preparation and Carrying Out of Tax Control in the System of Tax Administration // Business in the Law. 2012. № 4.
6. Morozov V. V. Essence and the Main Forms of Tax Administration // Business in the Law. 2012. № 5.
7. Morozov V.V. The State Tax Policy and Priorities of its Development in Russia // Black Holes in the Russian Legislation. 2013. № 6.
8. Ayubov N. A. Increase of Efficiency of Tax Control in Russia //Components of Scientific and Technological Progress. 2013. № 1 (16).
9. Semenova O. Yu., Kiselyova N. V. Analysis of Efficiency of Tax Control // Scientific Bulletin of the Kostroma State Technological University. 2012.
серия Экономические исследования