Научная статья на тему 'Налоговый контроль в системе налоговых отношений'

Налоговый контроль в системе налоговых отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
506
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / TAX REGULATION / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / TAX AUTHORITIES / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / TAX CONTROL / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / TAXES / TAX INSPECTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна

Рассмотрены основные формы проведения налогового контроля, применяемые в Российской Федерации. Сделан анализ проведения налоговых проверок по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александрова Наталия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX CONTROL IN THE SYSTEM OF TAX RELATIONS

The article describes the main forms of tax control used in the Russian Federation. The analysis of tax audits according to the data from the Department of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the Chuvash Republic for 2011-2013 is made.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль в системе налоговых отношений»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 336.2

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ НАЛОГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Н.В. Александрова

Рассмотрены основные формы проведения налогового контроля, применяемые в Российской Федерации. Сделан анализ проведения налоговых проверок по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

Ключевые слова: налог; налоговое регулирование; налоговые органы; налоговый контроль; налоговая проверка.

N.V. Alexandrova. TAX CONTROL IN THE SYSTEM OF TAX RELATIONS

The article describes the main forms of tax control used in the Russian Federation. The analysis of tax audits according to the data from the Department of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the Chuvash Republic for 2011-2013 is made.

Keywords: taxes; tax regulation; tax authorities; tax control; tax inspection.

Организация контрольной работы налоговых органов на сегодняшний день является весьма актуальной, так как формирование налоговых доходов в немалой степени зависит от эффективности проведения налоговых проверок.

Налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции путём налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка, как выездная, так и камеральная.

Наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на фактических данных налогоплательщика и в большинстве случаев проводится на территории налогоплательщика.

Для оценки контрольной работы УФНС России по Чувашской Республике воспользуемся отчетом о результатах контрольной работы УФНС по Чувашской Республике (форма № 2-НК).

Динамика выездных проверок (ВНП) налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за 2011-2013 гг. представлена в табл. 1.

Наблюдается динамика к снижению количества выездных налоговых проверок за 20112013 гг. по всем налогам и сборам (исключение составляют проверки по налогу на игорный бизнес).

Таблица 1

Оценка проведения выездных налоговых проверок по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

Показатели Количество ВНП в 2011 г. Количество ВНП в 2012 г. Количество ВНП в 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %

2012 г. от 2011 г. 2013 г. от 2012 г. 2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.

д

Налог на прибыль организаций 482 406 280 -76 -126 84,2 68,9

НДФЛ, удерживаемый налоговыми агентами-организациями 611 495 338 -116 -157 81,0 62,3

НДФЛ, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, и исчисленный физическими лицами 328 281 168 -47 -113 85,7 59,8

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 769 700 443 -69 -257 91,0 63,2

Акцизы Налог на имущество организаций 3 444 2 370 0 272 -1 -74 -2 -98 66,7 83,3 73,5

Земельный налог Транспортный налог 339 537 360 435 84 326 +21 -102 -2/6 -109 106,2 81,0 23,3 74,9

Налог на игорный бизнес 0 2 0 +2 -2 - -

УСН ЕНВД для отдельных видов деятельности 268 451 318 488 190 338 +50 +37 -128 -150 118,7 108,2 59,7 69,2

Единый сельскохозяйственный налог 97 80 35 -17 -45 82,5 43,8

Единый социальный налог 676 510 132 -166 -378 75,4 25,9

В абсолютном отношении наибольшее снижение количества выездных проверок получили налог на добавленную стоимость (на 257 ед.) и земельный налог (на 276 ед.), наименьшее - акцизы и налог на игорный бизнес. В 2013 г. можно выделить преобладание выездных налоговых проверок по таким налогам и сборам, как НДС - 443 проверки, НДФЛ, удерживаемый налоговыми агентами-организациями, и ЕНВД - по 338, транспортный налог - 326, налог на прибыль организаций - 280, налог на имущество организаций - 272 проверки и др.

В механизме налогового контроля Российской Федерации камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест, так как

именно она является наиболее эффективным методом, позволяющим предупредить и пресечь правонарушения и преступления в налоговой сфере на их начальной стадии.

Динамика камеральных проверок (КНП) налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг. представлена в табл. 2.

Анализируя данные по камеральным проверкам в 2012 г по сравнению с 2011 г., очевидно, что число проверок уменьшилось по всем налогам, за исключением НДФЛ, исчисленного индивидуальными предпринимателя-

Таблица 2

Оценка проведения камеральных налоговых проверок по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

Показатели Количество КНП в 2011 г. Количество КНП в 2012 г. Количество КНП в 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %

2012 г. от 2011 г. 2013 г. от 2012 г. 2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.

д

Налог на прибыль организаций 49 986 41 232 39607 +82,5 -1625 82,5 96,1

НДФЛ, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, и исчисленный физическими лицами 30 047 35 107 34394 +5060 -713 116,8 97,9

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 66 604 57 048 54506 -9556 -2542 85,7 95,5

Акцизы 30 17 17 -13 0 56,7 100,0

Налог на имущество организаций 30 555 28 501 24154 -2054 -4347 93,3 84,7

Земельный налог 7 405 6 214 7321 -1191 +1107 83,9 117,8

Транспортный налог Налог на игорный бизнес 8 436 5 85 7 146 5298 309 -25 79 +146 -559 +163 69,4 90,5

НД11И Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения /80 30 431 738 26 775 764 27075 -42 -3656 +26 +300 94,6 87,9 103,5 101,1

ЕНВД для отдельных видов деятельности 100737 92 296 85736 -8441 -6560 91,6 92,9

Единый сельскохозяйственный налог 3707 3 089 2187 -618 -902 83,3 70,8

Единый социальный налог 2757 601 204 -2156 -397 21,8 33,9

ми и другими лицами, занимающимися частной практикой, и исчисленного физическими лицами. Наибольшее снижение количества проверок в 2012 г. наблюдается по единому социальному налогу (на 78,2%). В 2013 г. число проверок снизилось по всем налогам, наибольшее снижение отмечается по единому социальному налогу, как и в 2012 г. (на 66,1%), за исключением земельного налога (на 17,8%), НДПИ (на 3,5%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 1,1%) по сравнению с 2012 г.

Эффективность проверок оценивается налоговыми органами исключительно через показатели величины доначисленных налогов, штра-

фов, пени и количества найденных нарушений.

Проанализируем платежи, дополнительно начисленные в результате проведения налоговых проверок (табл. 3).

В 2012 г по результатам контрольной работы было дополнительно начислено 2053,9 млн руб. (из них 2039,4 млн руб. по налогам и сборам), что на 88,2 млн руб., или на 4,5% больше по сравнению с 2011 г, а в 2013 г - 2057,9 млн руб. (из них 2054,8 млн руб. по налогам и сборам). Сравнивая показатели с данными 2012 г, можно отметить рост на 4 млн руб., или на 0,2%.

Наибольшее увеличение дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы в 2012 г. по сравнению с

Таблица 3

Динамика дополнительно начисленных платежей по результатам контрольной работы по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2013 г. Абс. изм., (+/-) Темп изм., %

сумма, млн руб. сумма, млн руб. сумма, млн руб. 2012 г. от 2011 г. 2013 г. от 2012 г. 2012 г. к 2011 г. 2013 г. к 2012 г.

А 1 2 3 4 5 6 7

Всего по результатам контрольной работы 1965,7 2053,9 2057,9 +88,2 +4,0 104,5 100,2

в том числе:

ВСЕГО по налогам и сборам 1952,1 2039,4 2054,8 +87,3 +15,4 104,5 100,8

из них:

Налог на прибыль организаций 393,9 401,4 394,4 +7,5 -7,0 101,9 98,3

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами-организациями 350,4 258,1 354,7 -92,3 +96,6 73,7 137,4

НДФЛ, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой 105,1 46,8 44,0 -58,3 -2,8 44,5 94,0

НДФЛ, исчисленный физическими лицами - 47,1 53,6 47,1 ++6,5 - 113,8

НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 814,1 929,4 862,7 +115,3 -66,7 114,2 92,8

Акцизы на спиртосодержащую и алкогольную продукцию 0,2 0,1 - -0,1 -0,1 50,0 -

Налог на имущество организаций 83,1 117,1 175,4 +34,0 +58,3 140,9 149,7

Земельный налог 40,1 38,9 23,2 -1,2 -15,7 97,0 59,6

Транспортный налог 8,9 13,0 13,9 +4,1 +0,9 146,0 106,9

Налог на игорный бизнес 0,2 3,7 0,1 +3,5 -3,6 1,8 раз 2,7 раз

Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0,7 0,8 0,3 +0,1 -0,5 114,3 37,5

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения 78,9 114,5 82,9 +35,6 -31,6 145,1 72,4

ЕНВД для отдельных видов деятельности 31,7 35,3 22,8 +3,6 -12,5 111,4 64,6

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - - - - - - -

Единый сельскохозяйственный налог 12,9 8,7 4,7 -4,2 -4,0 67,4 54,0

Единый социальный налог 29,1 21,9 5,4 -7,2 -16,5 75,3 24,7

Штрафные санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах 1,3 2,6 2,6 +1,3 0,0 200,0 100,0

о

ю

2011 г. приходится на налог на добавленную стоимость (на 115,3 млн руб., или 14,2%), наибольшее снижение - НДФЛ, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой (на 58,3 млн руб., или на 55,5%). В 2013 г. наибольший рост приходится на налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами-организациями (на 96,6 млн руб., или 37,4%), наибольшее снижение - налог на игорный бизнес (на 2,7 раза).

Налоговые органы применяют целую систему показателей расчета эффективности их контрольной деятельности.

Проведем анализ динамики показателей контрольной работы УФНС России по Чувашской Республике в табл. 4.

За анализируемый период проявляется отрицательная динамика в количестве работников, занятых на проведении налоговых проверок. Так, количество привлекаемых работников по выездным проверкам снизилось с 170 до 149 чел., а по камеральным проверкам - с 197 до 171 чел. в 2013 г

Количество выездных налоговых проверок на одного работника, осуществляющего выездную налоговую проверку, в среднем по ре-

спублике за 2012 г составило 5,1 проверку, что на 0,6 проверок меньше, чем в 2011 г., а в 2013 г - 3,5 проверки, что на 1,6 проверок, или на 68,6% меньше, чем в 2012 г

За 2011-2013 гг. на одну результативную выездную налоговую проверку наблюдается рост суммы доначислений. Так, сумма доначислений в 2012 г составила 1862,9 тыс. руб., что по сравнению с 2011 г. больше на 26,7%, а в 2013 г - 2971,6 тыс. руб., что на 59,5% выше, чем в 2012 г. Однако на одну результативную камеральную налоговую проверку за оцениваемый период заметно снижение суммы доначислений. Так, сумма доначислений в 2012 г. составила 17,9 тыс. руб., что на 8,7% меньше показателя 2011 г, а в 2013 г. - 16,6 тыс. руб., что на 7,3% меньше показателя 2012 г.

Оценку показателей контрольной работы УФНС России по Чувашской Республике за 2012 - 2013 гг. по выездным проверкам юридических лиц в разрезе инспекций представим на рис. 1.

Исходя из данных рис. 1, наблюдается рост доначислений по всем инспекциям, за исключением межрайонных инспекций ФНС № 4 и № 6.

Показатели А Количество работников, занятых ВНП, чел. 2011 1 170 2012 2 159 2013 3 149 Абс. из 4 -11 м., (+/-) 5 -10 Темп и 6 93,5 зм., % 7 93,7

Количество работников, занятых КНП, чел. 197 191 171 -6 -20 96,9 89,5

Количество ВНП на 1 работника, ед. 5,7 5,1 3,5 -0,6 -1,6 89,5 68,6

Количество КНП на 1 работника, ед. 1628,0 1529,5 1625,5 -98,5 +96 93,9 106,3

Сумма доначислений на 1 результативную ВНП, тыс. руб. 1470,8 1862,9 2971,6 +392,1 +1108,7 126,7 159,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сумма доначислений на 1 результативную КНП, тыс. руб. 19,6 17,9 16,6 -3 +1,3 91,3 92,7

Средний показатель доначислений на 1 работника ОВП, тыс. руб. 8401,1 9408,2 10291 +1007,1 +882,8 111,9 109,4

Средний показатель доначислений на 1 работника ОКП, тыс. руб. 1839,2 1869,9 1944,3 +30,7 +74,4 101,7 103,9

Сумма поступлений (взысканий) на 1 ВНП, тыс. руб. 702,0 928,8 1484,9 +782,9 -556,1 132,3 159,9

Сумма поступлений (взысканий) на 1 КНП, тыс. руб. 15,0 19,4 14,2 -0,8 +5,2 129,3 73,2

Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника ОВП, тыс. руб. 4009,5 4690,8 5142,3 +681,3 +451,5 116,9 109,6

Средний показатель поступлений (взысканий) на 1 работника ОКП, тыс. руб. 1410,0 2025,8 1669,0 +615,8 -356,8 143,7 82,4

Таблица 4

Динамика показателей контрольной работы налоговых органов по данным УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг.

Рис. 1. Сумма доначисленных платежей на одну выездную налоговую проверку юридического лица в разрезе межрайонных инспекций ФНС ЧР за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Средним показателем в 2011 г. была сумма доначислений - 1331,2 тыс. руб. Следовательно, можно сказать, что среднее значение и более приходится на межрайонные инспекции №5 (1414,6 тыс. руб.), № 7 (2187,3 тыс. руб.), инспекцию ФНС по г. Новочебоксарску (1892,4 тыс. руб.) и инспекцию ФНС по г. Чебоксары (3017,1 тыс. руб.). Средний показатель в 2012 г. вырос до 1784,4 тыс. руб. Такое значение смогли достичь межрайонные инспекции ФНС №4 (3926,5 тыс. руб.), №5 (1802,7 тыс. руб.), инспекция по г. Новочебоксарску (2156,9

тыс. руб.) и инспекция по г. Чебоксары (3685,7 тыс. руб.). В 2013 г. показатель вырос до 3033,1 тыс. руб. Такое значение мы видим у межрайонных инспекций ФНС №5 (3108,8 тыс. руб.), №8 (6506,3 тыс. руб.) и инспекции по г. Чебоксары (4867,5 тыс. руб.).

Показатели контрольной работы УФНС по Чувашской Республике по выездным проверкам физических лиц в разрезе инспекций представлены на рис. 2.

Исходя из данных рис. 2, наблюдается неоднозначная динамика доначислений по всем инспекциям.

Рис. 2. Сумма доначисленных платежей на одну выездную налоговую проверку физического лица в разрезе межрайонных инспекций ФНС ЧР за 2011-2013 гг., тыс. руб.

Рис. 3. Динамика взысканных платежей по результатам контрольной работы УФНС России по Чувашской Республике за 2011-2013 гг., млн руб.

Средним показателем в 2011 г. была сумма доначислений - 498,3 тыс. руб. Такое среднее значение смогли показать межрайонные инспекции №4 (763,2 тыс. руб.), №6 (1020,7 тыс. руб.), ИФНС по г. Новочебоксарску (715,9 тыс. руб.) и инспекция ФНС по г Чебоксары (841,2 тыс. руб.). Средний показатель в 2012 г. вырос до 665,7 тыс. руб. Такое значение смогли достичь межрайонные инспекции ФНС №4 (1164,8 тыс. руб.), № 7 (1864,8 тыс. руб.) и инспекция по г. Чебоксары (1005 тыс. руб.). Средний показатель в 2013 г. вырос до 974,4 тыс. руб. Такое значение у межрайонных инспекций ФНС №3 (1029,1 тыс. руб.), №4 (1479,1 тыс. руб.), № 7 (1007,9 тыс. руб.), инспекции по г. Новочебоксарску (1426 тыс. руб.) и инспекции по г Чебоксары (2138,6 тыс. руб.).

Динамику взысканных платежей по результатам выездных и камеральных проверок представим на рис. 3.

По результатам выездных и камеральных проверок за 2013 г. взыскано 1051,6 млн руб., или 7,2% к уровню 2012 г, в том числе взыскания по выездным проверкам составили 766,2 млн руб., что на 2,7% больше, чем в 2012 г., и по камеральным проверкам - 285,4 млн руб., или на 26,2% меньше к уровню 2012 г.

Оценивая данные по контрольной работе, можно выделить преобладание выездных налоговых проверок по таким налогам и сборам, как НДС, ЕСН, НДФЛ, удерживаемый налоговыми агентами-организациями, налог на прибыль организаций, транспортный налог и ЕНВД. Наименьшее количество выездных проверок приходится на проверки по акцизам (три проверки в 2011 г. и две проверки в 2012 г,

в 2013 г. - 0 проверок) и налогу на игорный бизнес (две проверки в 2012 г, по 0 проверок в 2011 и 2013 гг.). Что касается изменений по камеральным проверкам в 2012 г. по сравнению с 2011 г., число проверок уменьшилось по всем налогам, за исключением НДФЛ, исчисленного индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, и исчисленного физическими лицами. В 2013 г. число проверок снизилось по всем налогам, за исключением земельного налога (на 17,8%), НДПИ (на 3,5%), налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 1,1%) по сравнению с 2012 г. В 2012 г. по результатам контрольной работы было дополнительно начислено 2053,9 млн руб. (из них 2039,4 млн руб. по налогам и сборам), что на 4,5% больше по сравнению с 2011 г., а в 2013 г. - 2057,9 млн руб. (из них 2054,8 млн руб. по налогам и сборам), что на 0,2% больше по сравнению с 2012 г.

Таким образом, значимость налогового контроля и его эффективность способствует росту финансовых поступлений от налогов, уменьшению налоговых нарушений, сбережению труда и материальных ресурсов налоговых органов и, в конечном итоге, более результативной налоговой политике государства.

Список литературы

1. Агузарова Л.А. Налоговый потенциал региона и повышение эффективности планирования налоговых доходов (на материалах РСО-Алания) // Налоги и налогообложение. 2013. № 11. С. 818-824.

2. Официальный сайт УФНС России по Чувашской Республике. URL: www.r21.nalog.ru.

3. Сильвестрова Т.Я., Белогорская А.Н., УлыбинаЛ.В. [и др.]. Налоговый менеджмент: учеб. изд. для студентов экон. специальностей. Чебоксары: ИП Суворов В.Г., 2013. 320 с.

4. ТаучеловаМ.И. Повышение эффективности налогового контроля как приоритетное направление налоговой политики государства // Известия Горского государственного аграрного университета. 2010. Т. 47. № 2. С. 224-227.

АЛЕКСАНДРОВА Наталия Вячеславовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры мировой экономики и налоговых систем. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: natalia50196@mail.ru

ALEXANDROVA, Natalia Vjacheslavovna - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor of Department of World Economy and Tax Systems. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: natalia50196@mail.ru

УДК 336

ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ КАК ИСТОЧНИК ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА

Е.В. Афанасьева

Рассмотрено проектное финансирование как вид долгосрочного кредитования юридических лиц. Проанализирована статистика российского рынка проектного финансирования. Дана характеристика рисков, возникающих при финансировании и реализации проекта, а также способы их минимизации.

Ключевые слова: проектное финансирование; долгосрочное кредитование; риски; проектная компания; кредиторы.

E.V. Afanasyeva. PROJECT FINANCING AS SOURCE OF ATTRACTION OF THE CAPITAL

The project financing as a type of long-term crediting of legal entities is considered. The statistics of the Russian market of a project financing is analysed. The characteristic of the risks arising during the financing and implementation of the project, and also ways of their minimization is given.

Keywords: project financing; long-term crediting; risks; project company; creditors.

На современном этапе развития экономики остро ощущается нехватка денежных ресурсов, а производственные мощности требуют обновления и модернизации. Появляется все больше крупномасштабных проектов, требующих соответствующего финансирования. Однако не каждое предприятие способно обеспечить себя необходимыми денежными средствами. В связи с этим проектное финансирование становится все более приоритетным направлением в кредитовании.

Проектное финансирование - одна из бы-строразвивающихся отраслей в кредитовании юридических лиц. В основном банки финансируют проекты в таких отраслях, как строительство жилых зданий, добыча и транспортировка нефти и газа, машиностроение, металлургия, химическая промышленность, электроэнергетика, строительство, телекоммуникации, сельское хозяйство, транспорт и т.д.

Согласно материалам Базельского комитета проектное финансирование представляет собой «метод финансирования, при котором кредитор в основном ориентируется на доходы, генерируемые отдельным проектом, как с точки зрения погашения кредита, так и с точки зрения обеспечения в связи с рисками. Данный тип финансирования обычно применяется в отношении крупных, сложных и дорогостоящих структур, которые могут включать электростанции, химические заводы, шахты, объекты транспортной, экологической и телекоммуникационной инфраструктуры» [5, с. 43-48].

В проектном финансировании участвуют три основных субъекта (рисунок).

1. Проектная компания (SPV - Special Purpose Vehicle). Такой тип компаний создается специально для реализации проекта и существует до его завершения. Она помогает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.