УДК 336.025
В. А. Боровинских, Е. М. Поверинова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КУРГАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ ИМЕНИ Т. С. МАЛЬЦЕВА»
V. A. Borovinskikh, E. M. Роуеппоуа EFFICIENCY OF EXIT TAX AUDITS
FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION «KURGAN STATE AGRICULTURAL ACADEMY BY T. S. MALTSEV»
Аннотация. Налоговый контроль осуществляется с целью проверки правильности исчисления сумм налогов, а также полноты и своевременности их уплаты. Наиболее эффективными формами такого контроля являются налоговые проверки. Выездные проверки проводятся на территории налогоплательщика, что позволяет провести более полный и тщательный анализ документов, осмотр территории и привлечь экспертов.
Ключевые слова: налоговый контроль; проверка; результативность; налогоплательщик.
Summary. Tax control is exercised to check correctness of taxes amounts calculation, and also completeness and timeliness of their payment. The most effective forms of such control are tax audits. Exit inspections are carried out in the territory of the taxpayer that allows to carry out fuller and more careful analysis of documents, survey of the territory and to involve experts.
Keywords: tax control; check; effectiveness; taxpayer.
Валентина Александровна Боровинских
Valentina Aleksandrovna Borovinskikh кандидат экономических наук [email protected]
Елена Михайловна Поверинова
Elena Mikhaelovna Poverinova кандидат сельскохозяйственных наук [email protected]
Введение. Налоговые поступления формируют 80-90 % доходов бюджетов всех уровней. Полнота поступлений обеспечивается контрольной работой налоговых органов страны. Именно совокупность камеральных и выездных налоговых проверок позволяет обеспечивать своевременность поступлений в бюджет.
Методика. Методикой исследования послужило использование общенаучных методов, таких как монографический, логический, экономико-статистический и соответствующих им приёмов.
Результаты. Налоговый контроль включает в себя много компонентов. К нему можно отнести постановку налогоплательщиков на учёт, проверку использования контрольно-кассовой техники и валютных операций. Но важными элементами являются формы его проведения - выездная (ВНП) и камеральная (КНП) налоговые проверки.
Между данными формами налогового контроля есть существенные отличия:
- выездная проверка проводится по месту нахождения (жительства) налогоплательщика, камеральная -в здании налоговой инспекции;
- для проведения выездной налоговой проверки должно быть подписано решение руководителя налогового органа, в то время как при камеральном контроле подписания такого документа не требуется;
- срок проведения камеральной проверки не должен превышать три месяца, выездной, в общем случае, двух месяцев [1].
Наличие двух видов проверок обеспечивает, в определённых случаях, более полный охват плательщиков налогов (при КНП) или более глубокое изучение показателей, документации (при ВНП). Преимущество выездных налоговых проверок заключается в большем спектре контрольных мероприятий, что позволяет сделать более точный, обоснованный вывод о наличии или отсутствии налогового правонарушения [2].
В Курганской области функции проведения налогового контроля осуществляют городская и межрайонные инспекции, а также Управление ФНС. Данные о количестве налогоплательщиков, в отношении которых проводились выездные налоговые проверки, приведены в таблице 1.
Общее количество организаций, состоящих на учёте в налоговых органах, за анализируемый период увеличилось незначительно. Число лиц, занимающихся частной практикой, напротив, заметно сократилось - более чем на 2500 единиц. Данная динамика объясняется сложившейся экономической ситуацией в стране: в условиях кризиса крупным организациям легче противостоять негативным факторам и продолжить функционирование. Количество проверяемых юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей (ИП) сокращается. Данный факт обусловлен введёнными в действие изменениями законодательства, например таких как: ограничение числа государственных проверок и осу-
ществление более проработанного предпроверочного анализа. При выполнении установленных требований результативность выездных проверок неизменно высока (98-100 %).
Таблица 1 - Охват налогоплательщиков выездными проверками
Показатель 2012 г 2013 г 2014 г Отклонение 2014 г от 2012 г., (+,-)
Общее количество организаций, состоящих на учете в налоговых органах, ед. 15832 15954 15861 29
Количество организаций, проверенных при выездных проверках, ед. 235 47 167 -68
в т. ч. количество организаций, у которых выявлены нарушения, ед. 235 47 166 -69
Удельный вес организаций, у которых выявлены нарушения при выездных проверках, % 100 100 99 -1
Общее количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете в налоговых органах, ед. 20366 18798 17817 -2549
Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, проверенных при выездных проверках, ед. 90 10 62 -28
в т. ч. количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, у которых выявлены нарушения, ед. 88 10 61 -27
Удельный вес индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, у которых выявлены нарушения при выездных проверках, % 98 100 98 0
Необходимо отметить положительный момент для функционирования организаций. Когда отбор налогоплательщиков проводится в несколько этапов, по ряду показателей, выездной контроль проводится в отношении действительно проблемных налогоплательщиков. В то время как у добросовестных органи-
заций есть возможность «не отвлекаться» на подготовку и предоставление документов для проверки, выделение мест для работы сотрудников налоговых органов, дачи пояснений.
Показателем эффективности ВНП служат и суммы доначислений (таблица 2).
Таблица 2 - Динамика сумм доначислений по результатам выездных налоговых проверок
Показатель 2012 г 2013 г 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г, (+,-) 2014 г. в % к 2012 г
сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, % сумма, тыс. р. уд. вес, %
Доначислено, всего 764841 100 712229 100 640843 100 -123998 83,79
в т.ч. налогов 568897 74,38 494889 69,48 482775 75,33 -86122 84,86
пеней 136417 17,84 116080 16,30 87992 13,73 -48425 64,50
штрафов 59527 7,78 101260 14,22 70076 10,93 10549 117,72
Наибольший удельный вес в сумме доначислений занимают суммы налогов (около 73 %), в динамике они снижаются на 16 %. Возникновение данных сумм часто обусловлено неправильным ведением налогового учёта в организации. Например, неправомерным занижением налоговой базы по налогу на прибыль или применении льготной ставки по НДС. Также имеют тенден-
цию к снижению и пени - установленные ст. 75 НК РФ денежные суммы, которые выплачиваются при уплате налога в более поздние сроки по сравнению с действующим законодательством. Данный факт свидетельствует о сокращении срока выявления налоговых нарушений. Однако, суммы штрафных санкций, увеличиваются на 10,5 млн р.
Незаслуженно мало, на наш взгляд, уделяется внимания контролю полноты уплаты обязательных платежей физическими лицами. Возможность проведения такой выездной проверки закреплена ст. 89 НК РФ. В данном случае она проводится по месту жительства физического лица. С введением в НК РФ обязанности налогоплательщиков по информированию налоговых органов об имеющихся объектах налогообло-
Проведение мероприятий налогового контроля в отношении частных лиц, кроме ИП и лиц, занимающихся частной практикой, снизилось в 4 раза. Несомненно, для таких проверок требуется более интенсивная подготовка (трудоёмкий сбор доказательной базы, поиск и допрос свидетелей налогового нарушения). На наш взгляд, снижение интереса со стороны контролирующих органов к исполнению обязанностей по уплате налогов физическими лицами неоправданно, так как по этой причине доначисления в бюджет сократились на 22,5 млн р.
жения (ст. 23 НК РФ) более эффективна стала организация работы по сбору налога на имущество физических лиц и транспортного налога, но вопросы по уплате в бюджет налога на доходы физических лиц (особенно при предоставлении имущества в аренду) остаются открытыми.
Информация по проведению налоговых проверок физических лиц представлена в таблице 3.
Выездные налоговые проверки могу быть комплексными (проверяются полнота исчисления и уплаты всех налогов) или тематическими (проверяются отдельные налоги, показатели деятельности). Как правило, в основном проводятся комплексные проверки, так как результаты тематических часто можно оспорить в суде, аргументируя недостаточным исследованием всех показателей [3].
Количество выездных проверок по видам налогов представлено в таблице 4.
Показатель 2012 г. 2013 г 2014 г. Отклонение 2014 г от 2012 г., (+,-)
всего в т .ч. результативных всего в т. ч. результативных всего в т. ч. результативных общего количества резуль-татив-ных
Налог на прибыль организаций 124 81 110 61 93 56 -31 -25
Налог на доходы физических лиц 339 286 267 212 234 194 -105 -92
Акциз 0 0 0 0 1 0 1 0
Налог на имущество организаций 111 22 103 24 89 19 -22 -3
Земельный налог 124 19 109 20 106 22 -18 3
Транспортный налог 159 54 151 51 127 33 -32 -21
Налог на добычу полезных ископаемых 9 3 4 0 8 3 -1 0
УСН* 100 69 70 51 72 52 -28 -17
ЕНВД* 89 36 76 31 56 19 -33 -17
ПСН* 51 31 0 0 0 0 -51 -31
ЕСХН* 137 57 41 22 27 20 -110 -37
Таблица 3 - Выездные налоговые проверки физических лиц
Показатель 2012 г. 2013 г 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г, (+,-)
Выездные проверки физических лиц (за исключением лиц, занимающихся частной практикой), ед. 16 10 4 -12
из них выявившие нарушения, ед. 16 9 4 -12
Доначислено по результатам проверок, тыс. р. 33089 4003 10 575 -22 514
в т. ч. налогов 27837 3081 7083 -20 754
Таблица 4 - Количество проверок по видам налогов, ед.
*УСН - упрощенная система налогообложения; ЕНВД - единый налог на вмененный доход; ПСН - патентная система налогообложения система; ЕСХН - единый сельскохозяйственный налог.
Больше всего проверок проводится по налогу на доходы физических лиц, так как его уплачивают и юридические лица (как налоговые агенты) и лица, занимающиеся частной практикой. Значительно сократилось количество проверяемых налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога. При этом результативность проверок повысилась на с 42 до 74 %, что объясняется совершенствованием методики отбора налогоплательщиков, выявление и предотвращение схем ухо-
Ввиду снижения количества налоговых проверок, в целом, уменьшается и число применений различных мероприятий налогового контроля. Для получения пояснений и разъяснений обстоятельств наиболее часто используются показания свидетелей и истребование документов у контрагентов проверяемых налогоплательщиков. Можно отметить, что за три анализируемых года нет примера привлечения переводчиков.
Выводы. Налоговые проверки необходимы для контроля правильности исчисления и полноты уплаты налоговых платежей в бюджеты всех уровней. Сумма доначисленных налогов, штрафов и пеней в 2014 г. составила более чем 640 млн р. Благодаря комплексному предпроверочному анализу, примене-
Список литературы
1 Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.nalog.ru/ (дата обращения: 20.04.20l6)
2 Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. URL:. http:// www.consultant.ru/ (дата обращения 20.04.2016)
3 Налоговый кодекс Российской Федераций (часть вторая) от 05.08.2000 2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.05.2016)
дов от налогов. В данной ситуации выигрывают и налогоплательщики, так как меньше времени нужно уделять внешним проверяющим.
Мероприятий выездного налогового контроля значительно больше, чем камерального (ст. 90-98 НК РФ). Инспекторы в каждом отдельном случае принимают решение о необходимости применения тех или иных дополнительных мер. Данные о произведённых мероприятиях представлены в таблице 5.
нию необходимых мероприятий налогового контроля удельный вес результативных проверок приблизился к 100 % (98-100 %).
Но определённые недостатки в организации контрольной работы налоговых органов всё же есть. В частности, остаются проблемы в работе с налогоплательщиками, представляющими «нулевую отчётность», с мигрантами из одного налогового органа в другой. Также снижение контроля за деятельностью физических лиц приводит к значительному сокращению доначисленных сумм. Следовательно, необходим поиск новых путей поддержания на высоком уровне и повышения эффективности налоговых проверок в отношении данной категории налогоплательщиков.
4 Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия. - М. : Экзамен, 2012. - 144 с.
5 Дадашев А. З. Налоговый контроль в Российской Федерации. - М. : КНОРУС, 2015 г. - 128 с.
6 Васильева Н. В., Боровинских В. А. Финансовая характеристика деятельности Управления ФНС РФ по Курганской области // «Human Progress». - 2016. - № 3. - С. 23
Таблица 5 - Мероприятия налогового контроля, ед.
Показатель 2012 г. 2013 г. 2014 г. Отклонение 2014 г. от 2012 г, (+,-)
Инвентаризация имущества 65 51 42 -23
Осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий 154 131 93 -61
Производство выемки документов и предметов 12 10 13 1
Привлечение экспертов 18 17 15 -3
Допросы свидетелей 286 239 176 -110
Привлечение специалистов 8 9 3 -5
Истребование у контрагентов и иных лиц документов (информации) о налогоплательщике 239 179 136 -103