УДК 336.221
DOI: 10.18384/2310-6646-2021-133-144
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Семенова Г. Н.
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
117997, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, Российская Федерация
Московский государственный областной университет
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская
Федерация
Аннотация
Цель. Рассмотреть виды налогового контроля со стороны государства и ответственность налогоплательщика за совершение налоговых правонарушений.
Процедура и методы. Исследована динамика выездных и камеральных налоговых проверок, даны структура доначислений по видам налоговых проверок, доля выявленных нарушений. В статье использованы сравнительный метод, метод арифметических разниц, элементы прогнозного анализа.
Результаты. Рассмотрено понятие налоговой ответственности, дана общая характеристика налоговых правонарушений, сделан сравнительный анализ выездных и камеральных налоговых проверок. В ходе анализа выявлено, что с каждым налоговым периодом происходит снижение количества выездных налоговых проверок, а также выявленных налоговых нарушений.
Теоретическая и/или практическая значимость. По итогам исследования дана оценка основных результатов налогового контроля, выявлено, что выездные налоговые проверки - это трудоёмкая форма налогового контроля, при которой охватывается меньшее количество налогоплательщиков. Поэтому особое внимание уделяется камеральным проверкам, которые более результативны. Доказано, что камеральные налоговые проверки - это не только проверки налоговых деклараций (расчётов), но и способ целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения более эффективных выездных налоговых проверок.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговая ответственность, налоговое правонарушение, выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки, налоговый мониторинг, налоговая база, доначисление налога, результативность налоговых проверок
TAX CONTROL AND LIABILITY FOR COMMITTING TAX OFFENSES
G. Semenova
Plekhanov Russian University of Economics
36, Stremyanniy per., Moscow, 117997, Russian Federation
2Moscow Region State University
24, Very Voloshinoy ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation. Abstract
Aim. To consider kinds of state tax control and taxpayers' liability for tax offense.
© CC BY Семенова Г. Н., 2021.
Methodology. The dynamics of field and cameral tax audits is studied; the structure of additional charges by types of tax audits is given. The article uses the comparative method, the method of arithmetic differences, elements of predictive analysis.
Results. The concept of tax liability is considered, the general description of tax offenses is given; the comparative analysis of field and cameral tax audits is performed. The analysis revealed that with each tax period there is a decrease in the number of field tax audits, as well as of the revealed tax violations.
Research implications. Based on the results of the study, the main results of tax control are assessed; it is revealed that field tax inspections are a labor-intensive form of tax control, which covers a smaller number of taxpayers. Particular attention is paid to desk audits, they turned out to be more effective. It has been proven that cameral tax audits are not only audits of tax declarations (calculations), but also a purposeful way of selecting taxpayers for conducting more effective field tax audits.
Keywords: tax control, tax liability, tax offense, field tax audits, cameral tax audits, tax monitoring, tax base, additional tax assessment, the effectiveness of tax audits
Введение
Налоги - это элементы экономических отношений, которые формируют доходную часть бюджетов различных уровней. Но некоторые налогоплательщики стремятся найти различные пути уклонения от уплаты налогов или снижения их размера. В Налоговом кодексе Российской Федерации в ст. 106 появилось «понятие налогового правонарушения»1. В связи с этим в налоговом праве появились также такие термины, как «налоговая ответственность» и «налоговые правонарушения».
Сегодня для улучшения налогового администрирования необходимы новые формы и методы контроля со стороны налоговых органов. Появилась новая форма налогового контроля - налоговый мониторинг, который позволяет выявить ошибки налогоплательщика и помочь их исправить [5, с. 80].
Налоговый мониторинг как вид налогового контроля существует во многих зарубежных странах. Например, в Нидерландах впервые он был применён в 2005 г. и создавался как институт налогового контроля над крупными корпорациями. Горизонтальный мониторинг осуществляется в Израиле, Голландии, США, Швеции. Например, налоговые органы Голландии не запрашивают у компаний первичной документации по проведённым операциям. Они проверяют правильность налогообложения этих операций по результатам работы внутреннего контроля самой компании.
Налоговый мониторинг в качестве новой формы налогового администрирования ФНС России был запущен в 2016 г. [4, с. 225-235]. Он регулируется гл. 14.6-14.8 НК РФ. Налоговый мониторинг в России используют крупные компании, т. к. они имеют большие объёмы реализации, огромную прибыль, НДС.
Крупные компании понимают, что за любое налоговое правонарушение наступает налоговая ответственность. Но при этом у налогоплательщиков имеется возможность обжаловать решения налоговых органов и их действия или бездействие в судебном порядке2.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-2 (дата обращения: 10.10.2020).
2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). Ст. 137-142 // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-2 (дата обращения: 10.10.2020).
Объекты, субъекты и виды налоговой ответственности
Под налоговой ответственностью понимается применение к налогоплательщикам специальных санкций в случае нарушения ими налогового законодательства. Налоговые санкции могут накладывать только уполномоченные на это налоговые органы. При этом налоговая санкция выступает своеобразной мерой ответственности.
Следует отметить, что налоговая ответственность существует в 2-х основных формах:
- компенсационная форма, т. е. погашение недоимки или возмещение ущерба;
- штрафная форма, т. е. назначение дополнительных выплат в качестве наказаний.
Цели, к которым должны стремиться налоговые органы, определяются принципами налоговой ответственности (рис. 1).
общеправовые принципы юридической
ответственности (справедливость, законность.
H неотвратимость. индивидуализация наказания.
о ответственность за вину)
§
0J и H о однократность привлечения к налоговой
CL) И н ответств енно сти
О
о
я а презумпция невиновности
о к td К g
— разграничение налоговой санкцгш и налоговой обязанности
ft G соотношение налоговой ответственности с
другими видами ответственности
Рис. 1 / Fig. 1. Принципы налоговой ответственности / Principles of tax liability
А. В. Азархин и Г. Т. Петросян [1] под принципами налоговой ответственности понимают основополагающие идеи и задачи, которые отражают объективную природу и предназначение ответственности, на основании которых законодатель и правоохранитель осуществляют свою деятельность по охране налоговых правоотношений.
Принципы налоговой ответственности выполняют следующие функции: превентивную, регулятивную, охранительную.
Следует отметить, что в России регулирование налоговой ответственности осуществляется гл. 16 Налогового кодекса РФ1. При этом нарушители налогового законодательства могут подвергаться разным видам ответственности:
- налоговой;
- дисциплинарной;
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) // Законодательство Российской Федерации: [сайт].
URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-2 (дата обращения: 10.10.2020).
- административной;
- уголовной.
Рассмотрим порядок привлечения к налоговой ответственности, который включает в себя следующие этапы.
1. Выявление факта налогового нарушения на основе данных фискальных агентов, проверок, объяснений налогоплательщиков и т. д.
2. Знакомство налогового органа с материалами дела и вынесение соответствующего решения. Если налоговое нарушение выявлено при проведении проверки, оно будет регулироваться ст. 101 НК РФ. Если же налоговое нарушения выявляется при иных мерах фискального контроля, используется ст. 101.4 НК РФ.
3. Налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа.
4. Решение налогового органа подлежит обязательному исполнению.
Следует отметить, что в некоторых случаях нарушители могут быть освобождены от налоговой ответственности (рис. 2).
Рис. 2 / Fig. 2. Варианты освобождения от налоговой ответственности / Options for exemption from tax liability
За нарушение налоговых требований законодательство предусмотрело 4 вида ответственности: налоговую, административную, дисциплинарную и уголовную.
Под налоговой ответственностью понимается применение к налогоплательщикам санкций за нарушения ими налогового законодательства. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение регулируются ст.ст. 116129.14 НК РФ.
Согласно ст. 106 НК РФ, налоговое правонарушение - это «виновно совершённое противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое установлена ответственность»1.
Каждое правонарушение имеет свои признаки (рис. 3).
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-2 (дата обращения: 10.10.2020).
налоговое правонарушение может быть совершено в форме действия или бездействия дее спо собным лицом
\ наличие противоправности деяния, т.е. нарушение норм, установленных у действующим налоговым законодательством_
наличие внны в совершённом деянии, т.е. применение санкций к ) правонарушителю возможно лишь в случае, если его виновность будет У доказана
( Л общественный вред. т.е. совершённое деяние обусловливает наступление V у вредных последствий
Q наказуемость, которая предполагает, что за каждое совершённое правонарушение предусмотрена ответственность в отношении правонарушителя
Рис. 3 / Fig. 3. Признаки налогового правонарушения / Signs of a tax offense
В качестве объектов налогового правонарушения выступают: имущество, доход, прибыль, реализация товаров, работ, услуг, урегулированные НК РФ. В результате этих правонарушений бюджетная система РФ не дополучает определённых сумм налоговых поступлений. К объектам можно отнести:
- постановку на учёт налогоплательщиков;
- занижение налоговой базы и неправильное исчисление налога;
- составление бухгалтерской и налоговой отчётности;
- несвоевременную сдачу налоговой отчётности в налоговый орган.
Можно выделить несколько субъектов, которые совершают налоговые правонарушения чаще всего: налоговые агенты, налогоплательщики и лица, осуществляющие налоговый контроль (рис. 4).
Рис. 4. / Fig. 4. Субъекты правонарушения / Subjects of the offense
Следует выделить несколько налоговых правонарушений, которые чаще всего встречаются в налоговой практике (рис. 5).
Несоблюдение сроков постановки на учёт в органы по налоговому контролю
Несоблюдение сроков постановки на учёт на 90 дней п более
Несоблюдение порядка использования и владения арестованным имуществом
Препятствование лицу, осуществляющему налоговую экспертизу
Неуплата взносов в виду занижения налоговой базы
Рис. 5 / Fig. 5. Наиболее часто встречающиеся налоговые правонарушения / Most common tax offenses
В Налоговом Кодексе РФ принято различать степени виновности за противоправное деяние, влекущее налоговое правонарушение. Налоговое нарушение налогоплательщик может совершить умышленно или по неосторожности.
Поскольку налоговые правонарушения, совершённые умышленно, представляют собой большую общественную опасность, именно за них в НК РФ установлены увеличенные размеры взысканий.
Например, в силу ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата налога в результате занижения налоговой базы или неправильного исчисления сумм налога по итогам налогового периода, выявленная при выездной налоговой проверке, влечёт взыскание штрафа в размере 20% неуплаченной суммы налога. При этом за те же действия, совершённые умышленно, штраф взыскивается в размере 40% неуплаченной суммы налога1.
В качестве объекта правонарушения выступают ценности и блага, урегулированные законом, которым был нанесён вред.
Налоговый контроль и анализ налоговых правонарушений
Основная задача налогового органа - это своевременное обеспечение бюджетной системы Российской Федерации стабильными налоговыми поступлениями. Одним из самых актуальных вопросов в налоговой сфере является взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. В настоящее время созданы вполне комфортные условия для налогоплательщиков, которые в соответствии с налоговым законодательством должны выполнять свои обязанности по уплате страховых взносов, налогов и сборов [4, с. 225-235].
С начала 2000-х гг. в налоговых органах страны стала внедряться система электронной обработки данных: представление деклараций в электронном виде, вне-
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) // Законодательство Российской Федерации: [сайт]. URL: https://fzrf.su/kodeks/nk-2/ (дата обращения: 10.10.2020).
дрение системы оплаты налоговых платежей через устройства самообслуживания «Электронная касса» в банках, услуги информирования о задолженности по налогам через «Личный кабинет» налогоплательщика на сайте ФНС РФ и др. Для удобства налогоплательщиков в системе налоговых органов было создано подразделение по досудебному урегулированию налоговых споров. Постоянно ведётся работа по совершенствованию информационной деятельности налоговых органов как с помощью интернет-ресурсов, так и путём расширения непосредственных контактов с налогоплательщиками [5, с. 78-85].
В налоговой политике наметилась и другая важная тенденция: контроль деятельности налогоплательщиков со стороны налоговых органов меняется в сторону ужесточения требований к сборам налогов - срокам и порядку представления налоговой отчётности, срокам перечисления налогов. Ежегодно бюджет страны недополучает доходы и не может полностью профинансировать запланированные расходы, т. к. некоторые налогоплательщики стараются уйти от налогообложения путём занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога, тем самым незаконно уменьшая свои налоги, или несвоевременно платят налоги в бюджетную систему РФ.
Налоговые органы проводят налоговый контроль в виде проверок: камеральных, выездных. Для контроля также делаются встречные проверки, когда проверяют контрагентов налогоплательщика для подтверждения совершённых сделок. Цель налоговых проверок - не ликвидировать организацию или индивидуального предпринимателя, как многие считают, а проверить правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Камеральными проверками охвачено около 95% налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Ст. 88 НК РФ регулирует порядок проведения камеральной проверки, которая проходит по месту регистрации налогоплательщика или по месту жительства физического лица.
Свой анализ налоговых правонарушений и ответственности за их совершение будем строить на основе отчёта по форме 2-НК Федеральной налоговой службы России «О результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)»1 (табл. 1-3).
Таблица 1 / Table 1
Анализ камеральных налоговых проверок в России за 2017-2019 гг. / Analysis of cameral tax audits in Russia in 2017-2019
Показатель 2017 2018 2019 Отклонение (+ / -) Темп роста/снижения, в % (+ / -)
20182017 2019-2018 2018/ 2017 2019/ 2018
ВСЕГО, тыс. ед. 55 860 67 889 62 802 +12029 -5 087 +21,5 -7,5
из них нарушений, тыс. ед. 3 014 3 531 2 447 +517 -1 084 +17,1 -30,7
дополнительно начислено, млн руб. 61 600 55 632 37 744 -5 968 -17 888 -9,7 -32,2
из них налогов, млн руб. 41 853 36 649 21 529 -5 204 -15 120 -12,4 -41,3
Источник: составлено автором.
1 Отчёты по форме 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» за 2017-2019 годы // Nalog.ru. URL: https://www.nalog.ru/rn14/related_activities/ statistics_and_analytics/forms/6758176 (дата обращения: 10.10.2020).
Как видно из табл. 1, на протяжении исследуемых периодов наблюдаете я нес та-бильная динамика числа камеральных налоговых проверок. Более наглядно эту динамик посмотрим на графике (рис. б).
80000000
60000000
i 40000000 о
20000000 0
2017 год 2018 год 2019 год
Камеральные налоговые проверки
Рис. б / Fig. б. Динамика камеральных налоговых проверок в 2017-2019 гг., ед. /
Источник: составлено автором.
В 2018 г. былопрпведено на 12 029 тыс. ед. камеральных налоговых проверок больше, чем в 2017 г. (+21,5%). При этом в 2019 г., наоборот, количество камеральных проверок снизилось на 5 087 тыс. ед. (-7,5%).
Аналогичная динамика наблюдается с числом выявленных нарушений по результатам проведённых проверок. Так, в 2018 г. число выявленных нарушений было больше, чем в 2017 г., на 517 тыс. ед. (+17,1%), в 2019 г., наоборот, уменьшилось на 1 084 тыс. ед. (-30,7%).
По результатам камеральных налоговых проверок сумма доначисленных платежей имеет тенденцию снижения. Так, в 2018 г. сумма доначислений снизилась на 5 968 млн руб. (-9,7%) по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. - ещё на 17 888 млн руб. (-32,2%).
При этом среди доначислений преобладают налоги. В 2018 г. сумма доначисленных налогов снизилась по сравнению с 2017 г. на 5 204 млн руб. (-12,4%), а в 2019 г. -ещё на 15 120 млн руб. (-41,3%).
Из табл. 1 видно, какой большой объём деклараций проверен налоговыми органами, а нарушений выявлено в 2017 г. только 5,4%, в 2018 г. - 5,2%, в 2019 г. -3,9%. Можно сделать вывод, что налогоплательщики стали более ответственными. Этому способствуют как повышение общей грамотности налогоплательщиков в вопросах налогообложения, так и упрощение системы подачи декларации (расчётов) через интернет, что помогает не нарушать сроков сдачи деклараций.
Выездные налоговые проверки проводятся на основании п. 5.1 ст. 89 НК РФ по месту нахождения налогоплательщика в соответствием с решением руководителя или заместителя руководителя налоговой инспекции (для камеральных проверок решение руководителя или заместителя руководителя не требуется) [1, с. 225-235].
Выездные налоговые проверки бывают:
- тематическими, т. е. направленными на проверку одного налога (например, при проверке фонда оплаты труда (ФОТ) проверяются налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и страховые взносы (СВ); при наличии полученного убытка проверяются доходы и расходы, т. к. они существенно влияют на определение налогооблагаемой прибыли; при возмещении из бюджета
«входного» НДС проверяются счета-фактуры, т. к. они влияют на налогооблагаемую базу при начислении НДС);
- комплексными, т. е. проверяются все налоги (проверка проводится налоговым органом 1 раз за 3 года).
Для проведения выездной налоговой проверки налоговому инспектору необходимо изучить деятельность организации, чтобы выявить серьёзные недочёты, в которых могут быть признаки налогового нарушения или преступления, а также различные схемы оптимизации налоговых платежей.
При проведении выездной налоговой проверки налоговым органом проверяется:
- ведётся ли налогоплательщиком бухгалтерский и налоговый учёт;
- сдаётся ли налогоплательщиком имущество в аренду и есть ли договоры аренды;
- по какой системе налогообложения (общеустановленной или в специальном налоговом режиме) работает организация или индивидуальный предприниматель;
- факт представления отчётности в полном объёме;
- наличие первичных документов у налогоплательщика, предусмотренных законодательством для определения правильности выбора объекта налогообложения, исчисления налоговой базы и суммы налогов.
Проанализируем выездные налоговые проверки за 2017-2019 гг. (табл. 2).
Таблица 2 / Table 2
Анализ выездных налоговых проверок в России в 2017-2019 гг. / Analysis of field tax audits in Russia in 2017-2019
Показатель 2017 2018 2019 Отклонение (+ / -) Темп роста, в % (+ / -)
20182017 20192018 2018/ 2017 2019/ 2018
Выездные проверки
ВСЕГО 20 164 14 156 9 334 -6 008 -4 822 -29,8 -34,1
Организаций 17 564 12 542 8 245 -5 022 -4 297 -28,6 -34,3
ИП 1 827 1 200 802 -627 -398 -34,3 -33,2
Физлица 773 414 287 -359 -127 -46,4 -30,7
Выявлено нарушений
ВСЕГО 19 779 13 842 8 977 -5 937 -4 865 -30,0 -35,1
Организаций 17 338 12 271 7 909 -5 067 -4 362 -29,2 -35,5
ИП 1 796 1 177 785 -619 -392 -34,5 -33,3
Физлиц 645 394 283 -251 -111 -38,9 -28,2
Источник: составлено автором.
На протяжении исследуемого периода наблюдается снижение числа выездных налоговых проверок (наглядно на рис. 7).
25000 20000 15000
5 10000
5000 0
20164
14 156 9 334
2017 год 2018 год
♦ Выездные налоговые проверки
2019 год
Рис. 7 / Fig. 7. Динамика выездных налоговых проверок в 2017-2019 гг., ед. / Dynamics of field tax audits in 2017-2019, units
Источник: составлено автором.
В 2018 г. число выездных налоговых проверок снизилось по сравнению с 2017 г. на 6 008 ед. (-29,8%), а в 2019 г. - ещё на 4 822ед. (-34,1%).
Сред и выездных налоговых проверок преобладают налоговые проверки организаций. При этом их число с каждым годом также имеет тенденцию снижения.
Сум мы доначисл ений.полученныхпо реаультатам в ыездныхналоговых проверок, рассмотрим в табл. 3.
Таблица 3 / Table 3
Суммы доначислений по результатам выездных налоговых проверок, млн руб. / Amounts of addiyXonal rXanger bxred yxMie resets of field eanaxbltb, mЗШоптиЫуч
Выездные проверки 2017 2018 2019 Отклонение (+ 14 Темп роста, в % (н/-)
20182017 20192018 2018/ 2017 2019/ 2018
ВСЕГО зюохо 307 7Г9 зог гч -птз 1 -6 8Л0 -1,2 -a,i
О-ханьтуций 30еа27 зео 084 296 420 -2 543 -3 664 -0,8 -1,2
ИП 7 155 6 316 3 475 -839 -2 841 -11,7 -45,0
Физлиц 1 617 1 369 1 064 -248 -305 -15,3 -22,3
Источник: составлено автором.
Можно отметить, чтосуммы доначислений, полненные порезультатаи выезд -ных налоговых проверок, на протяжении исследуемого периода уменьшаются. Так, ве01Ы г. сумма доепчиллений снизилась на 3 631 млн руб. (-1,2%) по сравнению с 2017 г., а в 2019 г. - на 6 809 млн руб. (-2,2%).
В среднем по России средняя величина доначисленныхсумм на 1 камеральную налоговую проверку в 2017 г. составляла 90,7 млн руб.,в2018 г. - 122,Омлн руб.,в 2019 г. - 166,4 млн руб.
Средняя величина доначисленных сумм на 1 выездную налоговую проверку в 2017 г. составлот а 6,4 млн ру-., в0618 г. -0,0млн руб.,в 20.9 г. - 3,1 млн руб.(т абл.у-3).
Например, в Москве 1 результативная выездная проверка в среднем составляет 54,17 млн руб., а 1 результативная камеральная проверка - в среднем 66,6 млн руб. По результативности преобладают в большей степени камеральные проверки.
Заключение
На протяжении последних 3-х лет Федеральная налоговая служба России проводит активную работу по выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.
В результате исследования выявлено:
1) камеральные проверки охватывают больше деклараций (расчётов), сданных налогоплательщиками. Если в 2019 г. ими было проверено 62 802 тыс. ед. деклараций (от юридических лиц и ИП), то выездными проверками охвачено только 9 334 налогоплательщика;
2) при анализе динамики камеральных проверок видно, что в 2019 г. количество камеральных проверок уменьшилось на 5 087 тыс. ед. по сравнению с 2018 г., и нарушений в 2019 г. выявлено на 1 084 тыс. ед. меньше.
Чтобы провести контроль показателей налоговой декларации (расчётов) с других документов отчётности, необходимо дополнительно запросить информацию из сторонних источников (например, от внебюджетных фондов - учёт застрахованных лиц, от ЗАГСов - положение семьи, ГИБДД - постановку и снятие транспортных средств на учёт). Налоговые органы проводят камеральные проверки в автоматизированном режиме.
Выездные налоговые проверки - это трудозатратная форма налогового контроля. Налоговый орган, выезжая на предприятие или организацию, проверяет все первичные документы на бумажных носителях (выписки с расчётных счетов банков, полученные и выписанные счета-фактуры налогоплательщиком, льготы по налогу на доходы физических лиц и т. д.), осматривает территорию, выборочно проводит инвентаризацию, например, основных средств.
Снижение количества проверок, выявивших нарушения, а также снижение суммы доначислений по результатам проверок говорят о том, что налогоплательщики стали более ответственными и финансово грамотными [2, с. 47-52]. Налоговые органы периодически бесплатно проводят семинары по разъяснению норм налогового законодательства.
Статья поступила в редакцию 28.10.2020. ЛИТЕРАТУРА
1. Азархин А. В., Петросян Г. Т. Цели ответственности за нарушение в сфере налоговых правоотношений // Актуальные проблемы правоведения. 2016. № 1 (49). С. 38-43.
2. Берзлиев Р. Н., Иванова Д. Д., Середа В. В. Роль камеральных проверок в системе налогового контроля // 8ШОМБТ. 2020. Т. 3. № 4. С. 47-52.
3. Кудреватых Н. В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 6 (2). С. 253-261.
4. Семенова Г. Н., Маршавина Л. Я. Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2018. № 2. С. 225-235.
5. Семенова Г. Н. Налоговое администрирование: проблемы и технологии взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами // Перспективы развития предпринимательства в России: сб. 2017. С. 78-85.
REFERENCES
1. Azarkhin A. V, Petrosyan G. T. [Objectives of liability for violation in the field of tax legal relations]. In: Aktualnyeproblemypravovedeniya [Topical problems of law], 2016, no. 1 (49), pp. 38-43.
2. Berzliev R. N., Ivanova D. D., Sereda V. V. [The role of desk audits in the tax control system]. In: STUDENT, 2020, vol. 3, no. 4, pp. 47-52.
3. Kudrevatykh N. V. [Assessment of the results of tax control in the Russian Federation]. In: Vestnik Altaiskoi Akademii Ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2020, no. 6 (2), pp. 253-261.
4. Semenova G. N., Marshavina L. Ya. [The interaction of tax authorities with taxpayers]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics], 2018, no. 2, pp. 225-235.
5. Semenova G. N. [Tax administration: problems and technologies of interaction of taxpayers with tax authorities]. In: Perspektivy razvitiya predprinimatel'stva v Rossii [Prospects for the development of entrepreneurship in Russia]. 2017, pp. 78-85.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Семенова Галина Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учёта и налогообложения Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, доцент кафедры экономики и предпринимательства Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Galina N. Semenova - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Department of Accounting and Taxation, Plekhanov Russian University of Economics, Department of Economics and Entrepreneurship, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Семенова Г. Н. Налоговый контроль и ответственность за совершение налоговых правонарушений // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2021. № 1. С. 133-144. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-133-144
FOR CITATION
Semenova G. N. Tax Control and Liability for Committing Tax Offenses. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Economics, 2021, no. 1, рр. 133-144. DOI: 10.18384/2310-6646-2021-133-144