Результативность налогового контроля в Республике Бурятия Result of tax control in the Republic of Buryatia
Доржиева Александра Сергеевна
магистрант
ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, Улан-Уд' e-mail: Sashadorzhieva9 [email protected]
Dorzhieva Alexandra Sergeevna
undergraduate Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude e-mail: Sashadorzhieva9 [email protected]
Дугарова Альбина Аюшеевна
кандидат политических наук, доцент ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, Улан-Уд'
Dugarova Albina Ausheevna,
Candidate of Science in Political Science, Associate Professor, Banzarov Buryat State University Russia, Ulan-Ude
Аннотация.
В данной статье рассматривается налоговый контроль как часть государственного управления, представлено понятие налогового контроля и его виды. Проведен анализ камеральных и выездных проверок за период с 2017-2019 гг. в Республике Бурятия. Выявлены тенденции по увеличению количества камеральных проверок и сокращению выездных проверок. Представлена динамика поступлений в бюджет республики по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.
Annotation.
This article considers tax control as a part of state management, presents the definition of tax control and its form. The analysis of cameral and field inspections for the period from 2017-2019 in the Republic of Buryatia. Trends identified in increasing the number of cameral inspections and reducing field inspections. Presents the dynamics of receipts to the budget of the republic based on the results of in cameral and field inspections.
Ключевые слова: налогообложение, налоговый контроль, камеральная и выездная налоговая проверка, результативность.
Key words: taxation, tax control, cameral and field inspections, result.
Государственное управление в сфере налогообложения является совокупностью приемов, методов и средств, с помощью которых ведется координация, мониторинг и контроль ведения налоговой деятельности.
На данном этапе развития государственного управления в сфере налогообложения мы видим несовершенство системы как со стороны органов государственного управления, в обязанности которых входит налогообложение и налоговый контроль, так и недостатки в самом законодательстве. Современная российская система налогообложения сложилась таким образом, что объекты налогообложения стремятся к уклонению от уплаты, чтобы оптимизировать свои издержки и уменьшить налоговое бремя. Даже несмотря на проведение Правительством РФ налоговой амнистии, встречаются случаи уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов.
В настоящее время уровень налоговой системы динамично изменяется, посредством внутренних изменений в законодательстве, также под влиянием внешних факторов, связанных с нестабильностью современной экономики. Государству необходимо создавать условия для активного пополнения бюджета, однако, на наш взгляд, меры принимаются в сторону количественного увеличения налогов, а не создания благоприятных условий для плательщиков налогов и сборов. Наглядным примером является увеличение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%. Данное изменение повлияло на повышение цен, так как производители стали перекладывать сумму, подлежащую уплате в бюджет, в стоимость товара.
Налоговый контроль как компонент налогового администрирования, как правило, обеспечивает повышение собираемости налогов, однако так происходит не всегда, поскольку во многих случаях собираемость налогов зависит также от состояния экономики и наличия налоговых льгот.
Г.И. Жакенова отмечает, что государственное управление налогообложением - это механизм оптимизации налоговой структуры, совершенствования инструментов и методов их сбора учета и сдачи отчетности, а также контроля за правильностью исчислений, полнотой, своевременностью уплаты налогов в соответствии с требованиями отечественного законодательства [1, с. 57].
Как известно, налоговые органы проводят камеральные и выездные проверки. Камеральная налоговая проверка - это проверка соблюдения законодательства о налогах и сборах на основе налоговой декларации и документов, которые налогоплательщик самостоятельно сдал в налоговую инспекцию, а также документов, которые имеются у налогового органа.
Выездная налоговая проверка - в отличие от камеральной налоговой проверки, производится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика и на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции [3].
В Республике Бурятия в целях контроля за полнотой и своевременностью поступления налоговых платежей проводятся камеральные и выездные проверки. В данной работе рассмотрим результативность проведения камеральных и выездных проверок в Республике Бурятия за период 2017-2019 гг.
Данные о количестве камеральных налоговых проверок в Республике Бурятия представлены в табл. 1.
Таблица 1. Количество камеральных налоговых проверок в Республике Бурятия, выявивших нарушения, 2017-
2019 гг.
Показатели 2017 2018 2019
Кол-во Кол-во Кол-во
Камеральные проверки 281 902 329 017 318 298
из них: выявившие 13 527 21 046 14 347
нарушения, (в % из (4,79%) (6,39%) (4,5%)
общего числа проверок в
году)
*Источник: Данные официальной отчетности Управления Федеральной Налоговой Службы России по Республике Бурятия за 2017-2019 гг. [3].
Согласно данным таблицы 1 мы видим, в 2018 году по сравнению с 2017 годом количество камеральных проверок увеличилось на 47 115 проверок, что составляет 14 %. В 2019 году по сравнению с предыдущим годом количество проверок уменьшилось на 10 719 проверок (-3,25 %). Таким образом, по количеству камеральных проверок за три года выделяется 2018 год. Так, в этом году было проведено 329 017 камеральных проверок, что свидетельствует об увеличении количества налогоплательщиков с основаниями для проведения камеральной налоговой проверки.
В 2017 году количество проверок, выявивших нарушения составило 13 527 (4,8 %), в 2018 - 21 046 (6,4 %), в 2019 - 14 347 (4,5 %). По результатам 2019 года при незначительном уменьшении количества
проведенных камеральных проверок в сравнении с 2018 годом наблюдается уменьшение доли проверок, выявивших нарушения с 6,4% до 4,5%, что иллюстрирует достижение дисциплинированности и стабильности налогоплательщиков. Такая же тенденция наблюдается в целом по Российской Федерации по результатам исследования Н.В. Кудреватых [2].
Рассмотрим результаты камеральных проверок и дополнительные поступления в бюджет (табл. 2).
Таблица 2. Динамика дополнительно начисленных платежей в ходе проведенных камеральных проверок в
2017-2019 гг.
Показатели Камеральные проверки
2017 г 2018 г. 2019 г.
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. руб. 122 342 73 380 33 394
В том числе налогов (%) 77 226 (63,1%) 29 657 (40,4%) 10 554 (31,6%)
В связи с уменьшением доли камеральных проверок по итогам, которых были выявлены нарушения закономерно, полагать, что и суммы доначислений будут уменьшаться. Так, анализируя, данные таблицы 2 мы видим, что фактически суммы доначислений за период с 2017-2019 гг. сократились на 88 948 тыс. руб. или на 73 %.
Доля доначисленных налогов от всей суммы доначислений, подлежащих уплате в бюджет, также сокращается, и в 2019 году составляет 32 %. Данный показатель ниже, чем в 2018 году на 8 % и меньше чем в 2017 году на 31 %.
В тоже время снижение доли налогов в доначислениях по результатам камеральных проверок свидетельствует об увеличении сумм, начисленных в качестве штрафов и пеней, а также иных платежей в пользу государства.
Как отмечает Н.В. Кудреватых: «данные, полученные в результате проведения камеральной проверки, позволяют принять решение о необходимости проведения выездной проверки» [2]. Обратим внимание на количество выездных налоговых проверок в Республике Бурятия (табл. 3).
Таблица 3. Количество выездных налоговых проверок в Республике Бурятия, выявивших нарушения, 2017-
2019 гг.
Показатели 2017 2018 2019
Кол-во Кол-во Кол-во
Выездные проверки
организаций, индивидуальных предпринимателей и 87 43 36
других лиц, занимающихся
частной практикой
из них: выявившие 85 42 31
нарушения (в % из общего (97,7 %) (97,67 %) (86,1 %)
числа проверок в году)
Из стр. 1 проверки 76 38 27
организаций
из них: выявившие 75 37 24
нарушения
из стр. 1: проверки
индивидуальных 11 5 9
предпринимателей и лиц,
занимающихся частной
практикой
из них: выявившие 10 5 7
нарушения
Выездные проверки
физических лиц (за
исключением 13 2 5
индивидуальных предпринимателей и лиц,
занимающихся частной
практикой)
из них: выявившие 9 2 5
нарушения (в % из общего (69,2 %) (100 %) (100 %)
числа проверок в году)
Всего - выездные
проверки организаций и 100 45 41
физических лиц
из них: выявившие 94 44 36
нарушения в % из общего числа (94 %) (97,7 %) (87,8 %)
проверок в году)
По результатам анализа таблицы 3, можно сделать следующие выводы.
Количество проведенных выездных налоговых проверок за три года уменьшилось со 100 проверок в 2017 году до 41 выездной проверки в 2019 году или на 59 %. Этот факт свидетельствует об уменьшении числа налогоплательщиков, деятельность которых может дать основания о несоблюдении ими законодательства РФ.
По количественным данным наиболее эффективно проведены мероприятия налогового контроля в 2018 году, в котором доля выездных проверок, выявивших нарушения, составила 98 %, что больше на 4 %, чем в 2017 году. По итогам 2019 года мы видим динамику снижения доли проверок, выявивших нарушения до 88 %.
Несмотря на снижение количества осуществления выездных налоговых проверок в Республике Бурятия за анализируемый промежуток времени, их результативность по-прежнему остается на очень высоком уровне.
Из данных таблицы 3, видно, что проведение выездных проверок в отношении организаций являются наиболее актуальными, так как они занимают большую долю контрольных мероприятий. Так в 2017 году было проведено 76 выездных проверок в отношении организаций, что составляет 76 % от числа всех выездных проверок, в 2018 году их доля уже составляет 84 %, но в 2019 году проведение проверок в отношении организаций уменьшилось до 65 %.
Поскольку, количество проверок в отношении организаций больше, то доля проверок, выявивших нарушения выше. Проверки, выявившие нарушения из общего числа проверок в 2017 году составляет 75 %, в
2018 году их доля увеличивается до 82 %, в 2019 году имеет тенденцию к уменьшению и составляет 59 %.
Проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой занимают второе место по проведению выездных налоговых проверок, и их доля в 2017 и 2018 году составляет 11 %. В
2019 году интерес налогового органа к данной категории плательщиков возрос и было проведено 9 выездных проверок, что составляет 22 % от общего числа выездных проверок.
Выездные проверки физических лиц (за исключением индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой) занимают наименьшую долю проведенных проверок в период с 2017-2019 гг. Их доля варьируется примерно от 4 - 13%. Но наряду с данным фактом результативность проверок в отношении физических лиц в 2018-2019 гг. равна 100%.
Таблица 4. Динамика дополнительно начисленных платежей в ходе проведенных выездных проверок в 2017-
2019 гг.
Субъект проверки 2017 2018 2019
Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции
и пени), тыс. руб.
Проверка организаций 417 798 333 420 178 295
В том числе налогов 311 033 249 662 124 327
Проверки индивидуальных 9 827 18 230 15 358
предпринимателей и лиц,
занимающихся частной практикой
В том числе налогов 7 918 13 236 11 272
Выездные проверки физических лиц 7 986 5 140 8 684
(за исключением индивидуальных
предпринимателей и лиц,
занимающихся частной практикой)
В том числе налогов 6 527 4 181 6 657
Всего - выездные проверки 435 611 356 790 202 337
организаций и физических лиц
В том числе налогов 325 478 267 079 142 256
Анализ данных таблицы 4 показывает, что аналогично с ситуацией камеральных проверок наблюдается уменьшение доначисленных сумм в результате выездных налоговых проверок. Так, мы видим, что в 2017 году сумма доначислений составляла 435 611 тыс. руб., в том числе налоги 325 478 тыс. руб. - это 75 % от всех доначислений. К 2018 году сумма доначислений по результатам проверок сократилась до 356 790 тыс. руб. или на 78 821 рублей, однако доля доначисленной суммы налогов осталась равной показателю 2017 года и составила 75 %. В 2019 году тенденция уменьшения продолжилась, и сумма доначислений составила 202 337 тыс. руб., что на 233 274 тыс. руб. меньше, чем в 2017 году, и на 154 453 тыс. руб. по сравнению с 2018 годом. В 2019 году доля налога в доначисленных суммах составила 70 %. Следует отметить, что доля налоговых платежей в общей величине доначисленных сумм по результатам выездных налоговых проверок выше.
Если рассмотреть структуру субъектов проверки, то мы видим, что основная сумма доначислений приходится на организации и их доля в 2017 году составляет 96%, в 2018 году 93% и в 2019 году снижается до 88 %.
Сумма начисленных налоговых платежей в отношении индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой занимают хоть и небольшую часть в структуре субъектов проверки, но имеют стабильное увеличение. Так, в 2017 году их доля составляет 2%, в 2018 году 4% и в 2019 году 6%. Самая незначительная доля в структуре - это доначисления по результатам проверок в отношении физических лиц, которые составляют в 2017 году 2 %, в 2018 году всего 1 % и в 2019 году 4 %.
Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1) Увеличилось количество камеральных проверок, которое свидетельствует об увеличении количества налогоплательщиков с основаниями для проведения данного вида проверки. При этом наблюдается уменьшение доли проверок, выявивших нарушения, что может свидетельствовать о достижении дисциплинированности и повышения грамотности налогоплательщиков.
2) Наряду со снижением количества проведенных выездных налоговых проверок в отношении организаций, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, уменьшается и количество выявленных нарушений. Здесь наблюдается тенденция сокращения административного контроля на субъекты налогообложения со стороны налоговых органов.
За период с 2017-2019 гг. в Республике Бурятия сумма, начисленная к уплате по результатам выездных и камеральных налоговых проверок, снизилась на 322 222 тыс. руб., что составляет 58%. В том числе сумма
доначисленного налога по результатам проведения налоговых проверок сократилась на 249 894 тыс. руб. или на 62%.
В целом, несмотря на негативную динамику снижения результативности выездных налоговых проверок, показатели остаются на достаточно высоком уровне (выше 88 %).
Налоговый контроль необходим, потому как от него зависит поступления в государственный бюджет. Однако контроль должен быть прозрачным и эффективным, также при проверке должны соблюдаться права и интересы налогоплательщиков. Ведь, миссия налоговой службы России - высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.
Список используемой литературы:
1. Жакенова Г.И. Научные подходы к определению понятия «налоговое администрирование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 3. С. 224-229 [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770269.htm.
2. Кудреватых Н.В. Оценка результатов налогового контроля в РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2020. - № 6-2. - С. 253-261; URL: https://www.vaae!. ru/ru/article/view?id=1191 (дата обращения: 09.12.2020).
3. Официальный сайт Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn03/.