Научная статья на тему 'Оценка результативности камеральных налоговых проверок (на примере Республики Мордовия)'

Оценка результативности камеральных налоговых проверок (на примере Республики Мордовия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ / ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ АНАЛИЗ / НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДОНАЧИСЛЕННЫЕ СУММЫ / DESK TAX AUDIT / TAX AUTHORITIES / PERFORMANCE INDICATORS / PRE-VERIFICATION ANALYSIS / TAX OFFENSES / ADDITIONAL AMOUNTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерина О.В., Морозова Г.В.

Статье посвящена такому виду налоговых проверок как камеральные проверки. Рассматриваются особенности проведения, цель и задачи таких проверок. Проведен анализ показателей результативности камеральных налоговых проверок, определены тенденции их развития, выявлены причинно-следственные связи. Сделан вывод о значимости и необходимости проведения камеральных проверок как главного стратегического направления контрольной деятельности налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE IMPACT OF A CAMERAL TAX AUDIT (ON EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

The article is devoted to such type of tax audits as Desk audits. Features of carrying out, the purpose and tasks of such checks are considered. The analysis of indicators of efficiency of Desk tax inspections is carried out, tendencies of their development are defined, cause-and-effect communications are revealed. The conclusion is made about the importance and necessity of Desk inspections as the main strategic direction of control activity of tax authorities.

Текст научной работы на тему «Оценка результативности камеральных налоговых проверок (на примере Республики Мордовия)»

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

Дерина О.В.*

к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита Морозова Г.В.*

к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Аннотация:

Статье посвящена такому виду налоговых проверок как камеральные проверки. Рассматриваются особенности проведения, цель и задачи таких проверок. Проведен анализ показателей результативности камеральных налоговых проверок, определены тенденции их развития, выявлены причинно-следственные связи. Сделан вывод о значимости и необходимости проведения камеральных проверок как главного стратегического направления контрольной деятельности налоговых органов.

Ключевые слова:

Камеральная налоговая проверка, налоговые органы, показатели результативности, предпроверочный анализ, налоговые правонарушения, доначисленные суммы

УДК 336.225.673(470.345)

Для цитирования: Дерина О. В. Оценка результативности камеральных налоговых проверок (на примере Республики Мордовия / О. В. Дерина, Г. В. Морозова // Контентус. - 2019. - № 12. - С. 38 - 46.

Налоговый кодекс РФ предусматривает проведение таких видов налоговых проверок как камеральная и выездная проверки. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа [1].

Проанализируем результативность камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Республики Мордовия. Для этого используем отчетные данные УФНС России по РМ.

Основной целью проведения камеральной налоговой проверки выступает контроль за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства. Кроме того, данный вид проверок направлен на решение следующих первоочередных задач:

- контроль за своевременным представлением отчетности в полном объеме в налоговую инспекцию;

- проверка достоверности налоговой отчетности на основании отчетов за прошлые периоды;

- своевременное выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений;

- взыскание неуплаченных или уплаченных не в полном объеме сумм налогов и сборов;

- подготовка информации с целью отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок (в рамках предпроверочного анализа).

Проведем анализ абсолютных показателей, характеризующих камеральные налоговые проверки, проводимые налоговыми органами Республики Мордовия, в динамике за ряд лет в разрезе налогов, используя данные, представленные в таблице 1.

Из данных таблицы 1 видно, что наибольшее число камеральных налоговых проверок осуществляется в разрезе следующих видов налогов: налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на имущество организаций, единый налог на вмененный доход. До 2017 года самое большое число проверок проводилось по НДС и налогу на прибыль. Однако за последние 2 года значительно увеличилось количество камеральных проверок по налогу на доходы физических лиц, что обусловлено, в частности, увеличением числа лиц, занимающихся частной практикой. Кроме того, изменился подход к проверкам налоговых агентов по НДФЛ, что изменило и ситуацию в данном вопросе. До 2017 года камеральные проверки налоговых агентов по НДФЛ не проводились. Данная форма проверок отчетности налоговых агентов (формы 2-НДФЛ, 6-НДФЛ) была введена с 2017 года. Отметим, что абсолютное большинство индивидуальных предпринимателей не являются плательщиками налога на прибыль и НДС, но имеют работников, а, значит, представляют отчетность по удерживаемому налогу на доходы физических лиц. Этим и объясняется рост и значительное преобладание количества проверок по НДФЛ над количеством проверок по НДС и налогу на прибыль.

Существенное снижение количества камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Республики Мордовия за период с 2014 года по 2018 год, наблюдается по акцизам (снижение за анализируемый период составило 40,2 %), по налогу на имущество организаций (13,5 %), земельному налогу (-19,4 %), единому сельскохозяйственному налогу (- 11,90 %). Снижение количества камеральных проверок по этим налогам обусловлено, в первую очередь, сокращением числа их плательщиков.

В таблице 2 представим динамику относительных показателей, характеризующих результативность камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Республики Мордовия.

Данные таблицы 2 показывают, что за рассматриваемый период произошло увеличение числа камеральных проверок на 87,8 %, при этом количество проверок, в ходе которых были выявлены нарушения, увеличилось на 117,9 %. Отмечается и рост доначисленных платежей по результатам проверок - на 74,9 %. В то же время, несмотря на тенденцию к увеличению рассматриваемых показателей, результативность камеральных налоговых проверок имеет невысокие значения. Достаточно низкая результативность камеральных проверок не является следствием низкого уровня организации их проведения. В ходе таких проверок традиционно редко выявляются ошибки и правонарушения, а если они и выявляются, то у налогоплательщика есть возможность своевременно внести в декларацию необходимые уточнения. Если это делается в течение срока проверки, то выявленное нарушение не фиксируется.

Самый высокий процент результативности отмечался в 2017 году -10,34 %, что более чем в 1,5 раза выше показателей предыдущих лет. Основной причиной роста результативности в этом году можно назвать уже обозначенную выше - проведение проверок в отношении отчетности налоговых агентов. Большинство предоставленных документов имели нарушения и, следовательно, повысили процент результативных проверок. В 2018 году результативность стала чуть ниже - 7,72 %. Это, в частности, связано с тем, что многие налоговые агенты ошибки устранили и новых не допускали.

Чаще всего в ходе камеральной проверки выявляются следующие нарушения:

- арифметические ошибки;

- несовпадение показателей налоговой базы по НДС и по налогу на прибыль;

- расхождения данных отчета 6-НДФЛ и расчета страховых взносов;

- нарушение порядка восстановления НДС по уплаченным ранее авансовым платежам;

- непредставление необходимого комплекта документов в случае возмещения НДС из бюджета или при возникновении убытков;

- занижение выручки или завышение расходов;

- несоответствие физического показателя количества работников с данными 6-НДФЛ и расчета страховых взносов (ЕНВД и патентная система налогообложения)

- отсутствие документов, подтверждающих налоговые льготы и др.

Анализ данных таблицы 2 показывает, значительный рост числа проведенных проверок не привел к аналогичному приросту сумм доначисленных платежей по их результатам. За анализируемый период количество камеральных проверок увеличилось на 87,8%, количество результативных проверок - на 117,86%, при этом суммы доначислений увеличились на 74,87%. В 2018 году произошло снижение суммы доначислений на 31,8 % по сравнению с 2017 годом при росте количества проверок более чем на 40 %. Следует отметить, что наибольшие суммы доначисленных налогов в результате проведения камеральных проверок приходятся на такой бюджетообразующий налог как НДС.

Структура дополнительно начисленных платежей по результатам проведения камеральных налоговых проверок за анализируемый период представлена в таблице 3.

Таблица наглядно показывает структуру доначислений по результатам камеральных проверок. Если в период с 2014 по 2016 гг. более 60 % от суммы доначислений, а в 2015 году - более 75 % составляли доначисленные налоги, а пени и штрафы имели низкие значения, то в 2017-2018 гг. ситуация изменилась и большая часть доначислений принадлежала штрафам. Удельный вес предъявленных штрафных санкций за анализируемый период увеличился с 36,06 % в 2014 г. до 64,63 % в 2018 г.

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс РФ. Большинство изменений были направлены на повышение собираемости налогов и пополнение бюджета за счет штрафов. Так, повышены штрафы для юридических лиц за непредставление в налоговую инспекцию документов; введены штрафы для компаний, которые не представляют налоговым инспекторам пояснения, запрошенные ими в процессе камеральной проверки. Кроме того, введены штрафы для граждан за непредставление в инспекцию сведений, которые ранее должны были получать налоговики самостоятельно из других госструктур (в частности ГИДББ и Роскомиму-щество). Отметим, что наибольшие доначисления сумм налогов по результатам камеральных проверок приходится на НДС, а сумм штрафов - на НДФЛ, уплачиваемый налоговыми агентами. Такая ситуация объясняется довольно низким уровнем подготовленности и грамотности налогопла-

тельщиков, что приводит к неточностям, а чаще всего к несвоевременному представлению формы 3-НДФЛ.

Рост результативности камеральных проверок в последние два года, а также увеличение сумм штрафов в структуре доначисленных платежей обусловлено успешным внедрением автоматизированной системы контроля за уплатой НДС - АСК НДС-2, которая постоянно дорабатывается и совершенствуется, добавляя все новые объекты. Данная система позволяет в момент сдачи налоговой декларации видеть все недостоверные сведения, представленные налогоплательщиком, и очень быстро выявлять «серых» поставщиков, покупателей [3].

Следует отметить, что до августа 2018 года срок камеральной проверки декларации по НДС составлял 3 месяца. Федеральным законом № 302-Ф3 от 03 августа 2018 г. период ревизии сокращен до двух месяцев [2]. Данное изменение особенно полезно фирмам, подающим заявление на возмещение налога из бюджета. В случае, если до завершения камеральной проверки налоговой декларации по НДС выявлены характерные признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа имеет право принять решение о продлении срока проведения камеральной налоговой проверки до трех месяцев.

Таким образом, налоговики стремятся не просто сократить срок проверки, но способствовать сокращению числа сознательно допущенных налогоплательщиками в декларации по НДС нарушений.

Подводя итог, можно отметить, что существует значительный резерв для повышения результативности камеральных налоговых проверок. В первую очередь, это возможно за счет повышения качества аналитической составляющей в процессе организации и проведения камерального контроля, а также использования возможностей имеющихся в распоряжении информационных ресурсов и технологий в полном объеме.

В настоящее время усиление роли и значимости камеральных проверок является одним из главных стратегических направлений контрольной деятельности налоговых органов. Камеральные проверки, по-прежнему, остаются приоритетной и всеобъемлющей формой налогового контроля, что естественным образом подтверждает необходимость постоянного совершенствования форм и методов их проведения, устранения некоторых недоработок законодательства, а также внедрения новых программных комплексов, позволяющих снизить нагрузку на инспекторов и при этом повысить результативность самих проверок. Особую актуальность сейчас имеет вопрос повышения результативности камеральных налоговых проверок за счет перехода к принципиально новым информационным техно-

логиям, которые бы позволяли в автоматическом режиме на основе анализа параметров деклараций и рисков проводить отбор налогоплательщиков для проведения выездной проверки.

Таблица 1. Динамика количества камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Республики Мордовия, в разрезе проверяемых налогов, ед.

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста 2018-2014, %

Налог на прибыль организаций 24 202 24 959 26 788 25 516 26 075 7,7

НДФЛ 15 798 17 057 14 575 81 211 96 365 509,9

НДС 33 163 32 367 33 914 32 359 35 461 6,93

Акцизы 132 104 55 74 79 -40,2

Налог на имущество организаций 19 494 17 868 18 226 17 317 16 871 -13,5

Земельный налог 3 892 3 933 3 457 3 481 3 138 -19,4

Транспортный налог 3 318 3 124 3 232 3 116 3 079 -7,2

Налог на игорный бизнес 238 260 273 307 295 23,9

Налог на добычу полезных ископаемых 421 446 495 483 543 28,3

УСН 10 040 10 687 12 088 11 902 11 675 16,3

ЕНВД 49 127 45 340 43 433 42 381 44 317 -9,8

ЕСХН 765 825 792 740 674 -11,9

ЕСН 35 - - - - -

Страховые взносы 0 - - - 63 086 -

Всего 160 625 156 970 157 328 218 887 301 658 87,8

Таблица 2. Динамика показателей результативности камеральных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами Республики Мордовия

Показатели 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Темп прироста 2018-2014, %

Количество камеральных проверок, ед. 160 625 156 970 157 328 218 887 301 658 87,8

Из них количество проверок, выявивших нарушения, ед. 10 684 9 733 10 771 22 642 23 276 117,9

Резул ьтати в ность камеральных проверок, % 6,65 6,20 6,85 10,34 7,72 16,1

Доначислено платежей, тыс. р. 103 518 185 974 159 312 231 362 181 024 74,9

Сумма доначислений в расчете на одну результативную камеральную проверку, тыс. р. 0,64 1,18 1,01 1,06 0,60 -6,3

Таблица 3. Структура дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок

Дополнительно начислено платежей по результатам камеральных проверок

Годы Всего, Налоги Пени Штрафные санкции

тыс. р. сумма, тыс. р. уд.вес, % сумма, тыс. р. уд.вес, % сумма, тыс. р. уд.вес, %

2014 103 518 63 328 61,18 2 858 2,76 37 332 36,06

2015 185 974 142 700 76,73 12 178 6,55 31 096 16,72

2016 159 312 109 331 68,63 5 291 3,32 44 690 28,05

2017 231 362 85 751 37,06 6 800 2,94 138 811 60,00

2018 181 024 59 733 33,00 4 297 2,37 116 994 64,63

Дерина О. В., Морозова Г. В. Оценка результативности камеральных. Список использованных источников

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/10900200/

2. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-Ф3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71905524/

3. Морозова Г.В., Дерина О.В. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Экономика и управление в XXI веке : новые вызовы и возможности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Саранск, 29-30 ноября 2019 г.); ФГБОУ ВО МГУ им. Н.П. Огарева. - Саранск: Издатель Афанасьев В.С., 2019. - С. 208-212.

EVALUATION OF THE IMPACT OF A CAMERAL TAX AUDIT (ON EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

Derina O. V.**

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Finance and credit

Morozova G. V.**

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chair of Finance and credit

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia

Abstract:

The article is devoted to such type of tax audits as Desk audits. Features of carrying out, the purpose and tasks of such checks are considered. The analysis of indicators of efficiency of Desk tax inspections is carried out, tendencies of their development are defined, cause-and-effect communications are revealed. The conclusion is made about the importance and necessity of Desk inspections as the main strategic direction of control activity of tax authorities.

Keywords:

Desk tax audit, tax authorities, performance indicators, pre-verification analysis, tax offenses, additional amounts

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.