Научная статья на тему 'Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов: камеральные проверки'

Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов: камеральные проверки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
610
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / камеральные проверки / критерии оценки результативности и эффективности камеральных налоговых проверок / tax administration / desk tax audits / criteria for evaluating the effectiveness and efficiency of desk tax audits

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е. Е. Ноева, М. П. Пестерева

В данной статье исследованы критерии оценки контрольной работы налоговых органов в отношении выполнения камеральных налоговых проверок. Рассмотрены результаты камеральных проверок, проводимых налоговыми органами в Республике Саха (Якутия) за последние три года. Установлено, что, согласно существующим критериям, результативность и эффективность камеральных проверок в РС(Я) существенно снизились, несмотря на рост собираемости налогов в целом и снижение задолженности республики по налоговым платежам перед бюджетом РФ. Поскольку уменьшение числа выявленных при камеральных проверках нарушений может свидетельствовать, напротив, о высоком уровне работы налоговых органов в части информирования налогоплательщиков и организации осуществления расчетов и платежей, рекомендуется пересмотреть существующие критерии оценки камеральных проверок и дополнить их с учетом современных реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE CONTROL WORK OF TAX AUTHORITIES: CAMERAL INSPECTIONS

This article examined the criteria for evaluating the audit work of tax authorities in relation to performing desk tax audits. The results of desk audits conducted by tax authorities in the Republic of Sakha (Yakutia) over the past three years are considered. It has been established that, according to modern criteria, the effectiveness and efficiency of desk audits in the Republic of Sakha (Yakutia) has significantly decreased, despite an increase in tax collection in general and a decrease in the republic's debt on tax payments to the budget of the Russian Federation. Because reducing the number of violations identified during desk audits can be determined by a high level of tax authorities work in informing taxpayers and organizing settlements and payments, it is recommended that the criteria applied now for evaluating desk audits should be reviewed and supplemented with current realities.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности контрольной работы налоговых органов: камеральные проверки»

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ: КАМЕРАЛЬНЫЕ ПРОВЕРКИ

Е.Е. Ноева, старший преподаватель М.П. Пестерева, студент

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, г. Якутск)

DO1: 10.24411/2411 -0450-2019-11370

Аннотация. В данной статье исследованы критерии оценки контрольной работы налоговых органов в отношении выполнения камеральных налоговых проверок. Рассмотрены результаты камеральных проверок, проводимых налоговыми органами в Республике Саха (Якутия) за последние три года. Установлено, что, согласно существующим критериям, результативность и эффективность камеральных проверок в РС(Я) существенно снизились, несмотря на рост собираемости налогов в целом и снижение задолженности республики по налоговым платежам перед бюджетом РФ. Поскольку уменьшение числа выявленных при камеральных проверках нарушений может свидетельствовать, напротив, о высоком уровне работы налоговых органов в части информирования налогоплательщиков и организации осуществления расчетов и платежей, рекомендуется пересмотреть существующие критерии оценки камеральных проверок и дополнить их с учетом современных реалий.

Ключевые слова: налоговое администрирование, камеральные проверки, критерии оценки результативности и эффективности камеральных налоговых проверок.

Камеральная проверка относится к средствам налогового контроля, эффективность которого представляет собой необходимое условие для успешного функционирования налоговой системы Российской Федерации. При отсутствии или низкой результативности налогового контроля сложно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Камеральные проверки налоговой отчетности - одно из основных направлений контрольной работы налоговых органов. Такие проверки позволяют выявлять как несоответствия в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные ошибками в ведении бухгалтерского учета, так и преднамеренные нарушения налогового законодательства.

Камеральные налоговые проверки отличаются от выездных тем, что проводятся по месту нахождения налогового органа в обязательном порядке в отношении каждого налогоплательщика на основе представленных налоговых деклараций и других документов, отражающих результаты хозяйственной деятельности налогопла-

тельщика [1]. В случае обнаружения ошибок, несоответствий и противоречий, налоговый орган уведомляет об этом налогоплательщика с требованием внести необходимые изменения [2]. При проведении проверок налоговые органы имеют право направлять запросы в учреждения, регистрирующие сделки с имуществом, таможенные, правоохранительные органы и т.д.

В процессе осуществления камеральной проверки налоговые органы определяют [3]:

- правильность заполнения налоговых деклараций и их соответствие требованиям действующего законодательства;

- правильность исчисления налогов, применения налоговых льгот и налоговых ставок.

Если по итогам проведения камеральной налоговой проверки выявляются ошибки в исчислении суммы налога, налоговые органы предъявляют требования об уплате дополнительно начисленных платежей, а также пеней и штрафов по ним.

Другой важной задачей отделов камеральных проверок является отбор налого-

плательщиков, у которых выявлены серьезные ошибки и несоответствия и в отношении которых целесообразно проведение выездной проверки.

Согласно мнению Калашниковой И.Н., «на современном этапе развития налогового администрирования деятельность налоговых органов РФ направлена:

- на увеличение собираемости налогов и сборов;

- на разработку эффективного механизма и технологий сбора налогов, необходи-

мых для получения ожидаемых поступлений в бюджет;

- на повышение результативности налоговых проверок при одновременном сокращении их количества» и т.п. [4].

Чтобы оценить результаты контрольной работы налоговых органов Республики Саха (Якутия) в отношении осуществления камеральных налоговых проверок, необходимо выполнить анализ результативности и эффективности данного вида проверок (рис. 1).

450 000 400 000 350 000 300 000

250 000 Камеральные налоговые 200 000 - - проверки

150 000 100 000 50 000

01.01.2017 г. 01.01.2018 г. 01.01.2019 г.

Рисунок. Проведение камеральных проверок налоговыми органами РС(Я), ед.

Согласно данным статистических отчетов о результатах осуществления налогового контроля, представленным на сайте Федеральной налоговой службы РФ, за рассматриваемый период общее число проводимых на территории Республики Саха (Якутия) камеральных проверок выросло с 251,6 тыс. до 408,5 тыс., увеличившись в итоге почти на 157 тысяч или на 62,3 процента. Число проверок, выявивших нарушения, также возросло более чем на 6 тысяч единиц (23,6%). Такая динамика обусловлена, в первую очередь, ростом числа налогоплательщиков, в частности, субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а также увеличением количества

проверок отчетности, предоставляемой налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц.

Результативность налоговых проверок определяется как отношение числа проверок, выявивших нарушения, к общему количеству выполненных проверок [4]. Соответственно, эффективность проверок рассчитывается как отношение суммы дополнительно начисленных по итогам проверок средств к количеству результативных проверок (проверок, выявивших нарушения).

Результаты проведения камеральных проверок налоговыми органами на территории Республики Саха (Якутия) представлены в таблице 1.

Таблица. Результаты контрольной работы налоговых органов РС(Я) по проведению камеральных проверок за 2016-2018 гг. [5]_

Показатели 01.01.2017 01.01.2018 01.01.2019 Отклонение

Абсолютное, +/- Относительное, +/-

Камеральные налоговые проверки, ед. 251 б33 348 28б 408 487 +156854 +б2,33

Камеральные налоговые проверки, выявившие нарушения, ед. 2б 927 25 312 33 275 + 6 348 + 23,57

Результативность налоговых проверок, % 10,7 7,27 8,15 -2,55 -23,83

Дополнительно начислено платежей (вкл. налоговые санкции и пени), тыс. руб. 394 277 222 593 22б 758 -167 519 -42,49

Доначислено платежей в расчете на 1 камеральную результативную проверку, тыс. руб. (эффективность проверок) 14,б4 8,79 б,81 -7,83 -53,48

Согласно представленным данным, несмотря на общее увеличение как числа камеральных проверок, так и выявленных в их результате нарушений, и без того невысокая результативность проверок снизилась в рассматриваемом периоде почти на четверть и составила 8%. Суммы дополнительно начисленных по итогам проверок платежей сократились на 42%. Дополнительное начисление платежей в расчете на одну проверку в налоговых органах республики снизилось с 14,6 тыс. руб. до 6,8 тыс. руб., то есть более чем вдвое [5].

Полученные данные можно толковать по-разному. Очевидно, что и результативность, и эффективность камеральных проверок снижаются. Однако, в данном случае рассматриваются только камеральные («дежурные») проверки, так что отсутствие выявленных нарушений по ним может свидетельствовать и о высоком качестве работы налоговых органов республики в части информирования налогоплательщиков об изменениях в налоговом законодательстве, правилах заполнения и сроках предоставления налоговой отчетности, повышении финансовой грамотности населения и предпринимателей, что также является важной функцией налоговых органов. Также большое значение в налоговом контроле имеет показатель качества проведенных проверок. Он выражает право-

мерность доначисления налоговых платежей по результатам налоговых проверок.

Что же касается обозначенных выше направлений развития налогового администрирования, деятельность налоговых органов в РС(Я) ориентирована, в первую очередь, на повышение собираемости налогов, сборов и других обязательных платежей, а также сокращение задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации. За рассматриваемый период налоговая задолженность РС(Я) перед бюджетом РФ снизилась с 8,6 млрд. руб. до 7,7 млрд., то есть на 10,4%, так что в целом деятельность налоговых органов республики можно считать эффективной.

Таким образом, создание комфортных условий для уплаты налогов, внедрение единого стандарта обслуживания налогоплательщиков, развитие интернет-сервисов, проведение работы по повышению налоговой грамотности, размещение разъяснений на интернет-сайте Федеральной налоговой службы России и материалов в средствах массовой информации позволяет снизить количество ошибок, выявляемых при проведении камеральных проверок. Учитывая вышесказанное, целесообразно пересмотреть критерии оценки эффективности и результативности деятельности налоговых органов, опираясь на новые тенденции и реалии.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от

03.08.2018). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d063bb6c0a9ecaf015d02a2e02e66e 8d0dd6ba21/ (дата обращения: 18.11.2019).

2. Федеральная налоговая служба. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/desk_audits/ (дата обращения: 20.11.2019).

3. Камеральная налоговая проверка: цели и методы проведения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// https://helpiks.org/8-28050.html (дата обращения: 26.11.2018).

4. Калашникова И.Н. Результативность налоговых проверок как показатель эффективности налогового администрирования. // Региональная экономика: теория и практика. -2009. - №17(110). - С. 70-75.

5. Отчет формы 2-НК «О результатах контрольной работы налоговых органов (сведения о проведении камеральных и выездных проверок)» по состоянию на 01.01.2017 г., 01.01.2018 г., 01.01.2019 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn14/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения:

22.11.2019).

EVALUATION OF THE EFFECTIVENESS OF THE CONTROL WORK OF TAX AUTHORITIES: CAMERAL INSPECTIONS

E.E. Noeva, Senior Lecturer M.P. Pestereva, Student Ammosov North-Eastern Federal University (Russia, Yakutsk)

Abstract. This article examined the criteria for evaluating the audit work of tax authorities in relation to performing desk tax audits. The results of desk audits conducted by tax authorities in the Republic of Sakha (Yakutia) over the past three years are considered. It has been established that, according to modern criteria, the effectiveness and efficiency of desk audits in the Republic of Sakha (Yakutia) has significantly decreased, despite an increase in tax collection in general and a decrease in the republic's debt on tax payments to the budget of the Russian Federation. Because reducing the number of violations identified during desk audits can be determined by a high level of tax authorities work in informing taxpayers and organizing settlements and payments, it is recommended that the criteria applied now for evaluating desk audits should be reviewed and supplemented with current realities.

Keywords: tax administration, desk tax audits, criteria for evaluating the effectiveness and efficiency of desk tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.