Научная статья на тему 'Роль камеральных проверок в системе налогового контроля'

Роль камеральных проверок в системе налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1057
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
Налоговый контроль / налоговые проверки / камеральные проверки / порядок проведения / налоговые платеж / tax control / tax audits / Desk checks / procedure for making tax payments.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Берлизев Р. Н., Иванова Д. Д., Середа В. С.

В статье исследуется роль камеральных проверок в системе налогового контроля. Проведен анализ результатов камеральных проверок. Изучена процедура их проведения, выявлены положительные и отрицательные стороны результатов камеральных проверок. Изучена оценка эффективности внедрения налоговых проверок, а также отражена динамика и структура камеральных проверок. На основе анализа законодательства, подзаконных документов и материалов судебной практики определяется значение камеральной проверки и ее соотношение с выездной проверкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF DESK CHECKS IN THE TAX CONTROL SYSTEM

The article examines the role of Desk checks in the tax control system. The analysis of the results of Desk checks is carried out. The procedure for conducting them has been studied, and positive and negative aspects of the results of Desk inspections have been identified. The assessment of the effectiveness of tax audits implementation was studied, as well as the dynamics and structure of Desk audits were reflected. Based on the analysis of legislation, bylaws and court practice materials, the value of the Desk check and its correlation with the field check is determined.

Текст научной работы на тему «Роль камеральных проверок в системе налогового контроля»

РОЛЬ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК В СИСТЕМЕ НАЛОГОВОГО

КОНТРОЛЯ

THE ROLE OF DESK CHECKS IN THE TAX CONTROL SYSTEM

Берлизев Р.Н., к.э.н., доцент кафедры РиГИ, Кубанский государственный технологический университет

Иванова Д.Д., Студент, Кубанский государственный технологический университет

Середа В.С., Студент, Кубанский государственный технологический университет

Berlizev R.N. gelios-com1@yandex.ru Ivanova D.D. ivanovad98@mail.ru Sereda V.S. vlada101098@gmail.com

Аннотация

В статье исследуется роль камеральных проверок в системе налогового контроля. Проведен анализ результатов камеральных проверок. Изучена процедура их проведения, выявлены положительные и отрицательные стороны результатов камеральных проверок. Изучена оценка эффективности внедрения налоговых проверок, а также отражена динамика и структура камеральных проверок. На основе анализа законодательства, подзаконных документов и материалов судебной практики определяется значение камеральной проверки и ее соотношение с выездной проверкой.

Summary

The article examines the role of Desk checks in the tax control system. The analysis of the results of Desk checks is carried out. The procedure for conducting them has been studied, and positive and negative aspects of the results of Desk inspections have been identified. The assessment of the effectiveness of tax audits implementation was studied, as well as the dynamics and structure of Desk audits were reflected. Based on the analysis of legislation, bylaws and court practice materials, the value of the Desk check and its correlation with the field check is determined.

Ключевые слова: Налоговый контроль, налоговые проверки, камеральные проверки, порядок проведения, налоговые платеж.

Keywords: tax control, tax audits, Desk checks, procedure for making tax payments.

Налоговый контроль представляет собой деятельность государственных органов специальной компетенции, основной целью которых является обеспечение реализации фискального содержания налоговых платежей, а именно четкая реализация плательщиками налогов и сборов, что в свою очередь является их основной налоговой обязанностью [1].

Налоговые органы являются основным контролирующим органом в сфере налоговых отношений. Они могут с полной уверенностью восстановить ход определенной хозяйственной операции или сделки, а также выявить нарушения и обнаружить факт уклонения от уплаты налогов, собрав полную доказательную базу для привлечения налогоплательщика к налоговой или уголовной ответственности [2].

Различают камеральную и выездную налоговые проверки. Камеральная налоговая проверка осуществляется в соответствии со специальными правилами, установленными в НК РФ, по месту нахождению налогового органа. Это наименее трудоемкая форма налогового контроля: трудозатраты на ее проведение на несколько порядков ниже, чем на проведение выездной налоговой проверки [3].

Представим основные этапы проведения камеральной налоговой проверки, которые отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Этапы проведения камеральной налоговой проверки

Наименование Сроки Примечание

Подача декларации В соответствии с Налоговым кодексом РФ

Проведение собственно камеральной проверки В течении трех месяцев с момента подачи декларации

Составление акта налоговой проверки В течении 10 дней после окончания проверки Составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах

Вручение акта В течение пяти дней со дня его подписания В случае уклонения от получения акта направляется заказным письмом и считается врученным через шесть дней

Возражения по акту В течении одного месяца с момента вручения акта

Подготовка решения по акту В течении 10 дней со дня истечения срока подачи письменных возражений

Вступление в силу решения о привлечении к ответственности Через один месяц с момента вручения Принятие обеспечительных мер по исполнению решения

Апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган Подается в течении одного месяца со дня получения решения Исполнение решения приостанавливается на период рассмотрения решения

Решение вышестоящего налогового органа по апелляционной жалобе Принимается не позднее одного месяца со дня получения жалобы Срок может быть продлен на 15 дней

Анализ результатов камеральных проверок может дать четкую картину эффективности работы налоговых органов. Широта проведения камеральных налоговых проверок довольно велика, они являются более экономичными, чем выездные, так как проверяющие располагаются в инспекциях Федеральной налоговой службы, в связи с этим исключены затраты, связанные с их транспортировкой, содержанием и так далее [4].

Для анализа динамики камеральных налоговых проверок необходимо обратиться за информацией к отчетам по форме № 2-НК за 2017-2019 года в целом по России. Данные представлены в таблице 4.

Таблица 2 - Динамика проведения камеральных проверок по РФ

2017 г. 2018 г. 2019 г. Абс. отклоне-ние2018г. от 2017 г. Абс. отклоне-ние2019 г. от 2018 г. Темп роста 2019 г. к 2017 г., %

Камеральные 55859903 67889986 62802102 12030083 -5087884 112,43

проверки, ед.

Из них:

выявившие нарушения 3014252 3530157 2447065 515905 -1083092 81,18

Выявившие

нарушения к общему числу, % 5,4 5,2 3,9 Х Х Х

Анализируя данные таблицы 2, можно сделать вывод, что число проведенных камеральных проверок с 2017 года по 2019 год имеет тенденцию увеличения, такувеличение числа проверок в 2018 году по сравнению с 2017 годом составило 12030083 ед., а в 2019 году по сравнению с 2018 произошло снижение на 5087884 проверки. Темп роста 2019 года по отношению к 2017 году составил 112,43 %.

Говоря о количестве проведенных камеральных проверок, стоит взять во внимание также количество проверок, выявивших нарушения. Их тенденция наоборот снижается. Таким образом, абсолютное отклонение числа проверок, выявивших нарушения, в 2018 году по отношению к 2017 году составило 515905 проверок, а в 2019 по отношению к 2018 снизилось на 1083092 ед. При этом темп роста 2019 года по отношению к 2017 году составил 81,18 %.

Что касается доли проверок, выявивших нарушения, в общем количестве проведенных проверок, она наоборот имеет тенденцию снижения, о незначительном прогрессе утаивать не стоит, так как в 2017 году она составила 5,4%, а в 2018 уже снизилась до 5,2%, а в 2019 вновь снизилась и составила 3,9%.

Для того, чтобы более детально проанализировать результативность камеральных налоговых проверок проведем анализ доначислений налоговых платежей по итогам проверок за период 2017-2019гг. Динамика изменений дополнительно начисленных сумм по результатам камерального контроля за 2017-2019 года отображена в таблице 3 [5].

Таблица 3 - Динамика изменений доначислений по результатам налоговых проверок

Год Доначислено, тыс. руб Абсолютный прирост (базисный), тыс. руб Темп роста (базисный), % Темп прироста, %

2017 г. 61599442 - - -

2018 г. 55612299 -5987143 90,28 -9,72

2019 г. 37743893 -23855549 61,27 -38,73

В 2018 году по сравнению с 2017 годом сумма дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных проверок уменьшилась на 5987143 тыс. руб. или на 9,72 %, а в 2019 году по сравнению с 2017 годом - уменьшилось на 23855549 тыс. руб. или на 38,73%.

Таким образом, анализ таблицы 3 указывает на то, что суммы дополнительно начисленных платежей по результатам камеральных налоговых проверок за исследуемые годы имеют тенденцию к уменьшению.

Наибольшее значение доначисленных сумм по результатам налогового контроля выявлено в 2017 году.

Подводя итог, можно сказать, что ФНС России за 2019 год, по сравнению с 2017-2018 годами охватила камеральными проверками большое количество налогоплательщиков, что позволило выявить более 2,4 млн. нарушений. Снижение доли проверок, выявивших нарушения к общему числу проверок, а также снижение суммы доначислений по результатам проверок может говорить о повышении ответственности налогоплательщиков и улучшении их финансовой и налоговой грамотности.

Камеральная налоговая проверка — это прямая обязанность налогового органа, поэтому охват налогоплательщиков данными проверками составляет почти 100 %.

Подводя итоги можно сделать вывод, что Камеральная налоговая проверка решает следующие самостоятельные задачи налогового контроля:

- является формой налогового контроля по проверке правильности и достоверности сведений, указанных в налоговой декларации. При этом может оцениваться достоверность показателей налоговой отчетности на основе всей имеющейся в налоговом органе информации о налогоплательщике;

- выступает как основное средство целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок с учетом того, что выездные налоговые проверки являются наиболее трудоемкой формой налогового контроля;

- представляет собой средство выявления и пресечения налоговых правонарушений.

Камеральная налоговая проверка легко поддается автоматизации, что позволяет проводить документарный контроль показателей налоговой декларации, а также контроль связанных с ней других документов отчетности, в том числе с использованием информации из внешних источников, которая прямо или косвенно может характеризовать налоговую базу.

Литература

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014). - М. : Юрист, 2015. - 48с.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (п. 4 ст. 80 )от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018) // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.

1. 3.Косолюкина В.В. ОСОБЕННОСТИ КАМЕРАЛЬНОЙ ФОРМЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК // Научное сообщество студентов:

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 01.05.2020)

3. Берлизев Р.Н., Семенова Е.В. Организация и методика проведения налоговых проверок: учебн. пособие. - Краснодар. КубГТУ-Новация, 2019. 212 с.

4. Статистика и аналитика Федеральной налоговой службы Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 25.04.2020).

Literature

1. the Constitution of the Russian Federation: adopted by popular vote on December 12, 1993. (ed. from 21.07.2014). - M.: Lawyer, 2015. - 48S.

2. the Tax code of the Russian Federation (item 4 of article 80 )of 31.07.1998 N 146-FZ (ed. from 27.11.2018) // Collection of legislation of the Russian Federation, N 31, 03.08.1998, article 3824.

3. Kosolyukina V. V. FEATURES of the CAMERAL FORM of TAX AUDITS / / Scientific community of students: INTERDISCIPLINARY RESEARCH: collection of articles on Mat. XXXV international. stud. nauch. - prakt. konf. # 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35). pdf (accessed: 01.05.2020)

4. Berlizev R.N., Semenova E. V. Organization and methodology of tax audits: textbook. stipend. - Krasnodar. KubSTU-Novation, 2019. 212 p.

5. Statistics and Analytics of the Federal tax service of the Russian Federation. [Electronic resource]. Access mode: https://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 25.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.