Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1015
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГИ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК / ДОНАЧИСЛЕНИЕ НАЛОГОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реунова Людмила Валерьевна, Мамиёк Людмила Алиевна, Пригода Людмила Владимировна, Паладова Татьяна Анатольевна

Налоговый контроль является главным фискальным и регулирующим инструментом современной экономики, а цифровые технологии, в свою очередь, выступают основным инструментом налогового контроля. В статье рассматриваются вопросы влияния процессов цифровизации, происходящие в современной экономике, на процедуры налогового контроля. Модернизация налоговых процессов объясняется активным использованием новейших цифровых технологий в налоговом администрировании в виде различных инструментов с целью минимизации налоговых рисков от уклонения налоговых обязательств юридических и физических лиц. В качестве примера проведен сравнительный анализ показателей контрольной работы Управлений ФНС России по Республике Адыгея и Краснодарскому краю за 2017-2019 гг. и сделаны выводы, как изменилась результативность налоговых проверок в связи с расширением информатизации налоговой службы. Также сделан вывод о том, что перспективным направлением контрольной деятельности налоговой службы можно назвать повышение эффективности камеральных проверок на основе внедрения новых современных технологий, тем более, что камеральные проверки проводятся в перманентном режиме с практически полным количественным охватом всех субъектов предпринимательской деятельности. Для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях управления необходима комплексная сравнительная оценка эффективности контрольной работы налоговых органов. В целом отмечено, что развитие цифровизации положительно отражается на эффективности налогового контроля и позволяет отойти от проведения непосредственных налоговых проверок к созданию стимулов у налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и уточнения своих налоговых обязательств. Кроме этого, цифровизация устраняет такое конкурентное преимущество на рынке, как налоговая составляющая и приводит к более благоприятным условиям осуществления предпринимательской деятельности и росту экономики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Tax control is the main fiscal and regulatory tool of the modern economy, and digital technologies, in turn, are the main tool of tax control. The article considers the impact of digitalization processes occurring in the modern economy on tax control procedures. Modernization of tax processes is explained by the active use of the latest digital technologies in tax administration in the form of various tools in order to minimize tax risks from tax evasion of legal entities and individuals. As an example, a comparative analysis of the indicators of the control work of the Departments of the Federal Tax Service of Russia for the Republic of Adygea and the Krasnodar Territory for 2017-2019 has been carried out and conclusions drawn as to how the effectiveness of tax audits has changed in connection with the expansion of the informatization of the tax service. It has also been concluded that improving the efficiency of in-office inspections based on the introduction of new modern technologies can be called a promising direction of the control activity of the tax service, especially since in-office inspections are carried out permanently with almost complete quantitative coverage of all business entities. To make informed management decisions at different levels of management, a comprehensive comparative assessment of the effectiveness of the control work of tax authorities is necessary. In general, it has been noted that the development of digitalization has a positive impact on the effectiveness of tax control and allows moving away from conducting direct tax audits to creating incentives for taxpayers to voluntarily pay taxes and clarify their tax obligations. In addition, digitalization eliminates such a competitive advantage in the market as the tax component, and leads to more favorable conditions for the implementation of business activities and the growth of the state economy.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

https://doi.org/10.47370/2072-0920-2021-17-4-103-110 УДК 336.22:[330:004]

(сс)

© 2021

Поступила 02.06.2021 Received 02.06.2021

Принята в печать 06.07.2021 Accepted 06.07.2021

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов / The authors declare no conflict of interests

Людмила В. Реунова, Людмила А. Мамиёк*, Людмила В. Пригода, Татьяна А. Паладова

ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»; ул. Первомайская, д. 191, г. Майкоп, 385000, Российская Федерация

Аннотация. Налоговый контроль является главным фискальным и регулирующим инструментом современной экономики, а цифровые технологии, в свою очередь, выступают основным инструментом налогового контроля. В статье рассматриваются вопросы влияния процессов цифровизации, происходящие в современной экономике, на процедуры налогового контроля. Модернизация налоговых процессов объясняется активным использованием новейших цифровых технологий в налоговом администрировании в виде различных инструментов с целью минимизации налоговых рисков от уклонения налоговых обязательств юридических и физических лиц. В качестве примера проведен сравнительный анализ показателей контрольной работы Управлений ФНС России по Республике Адыгея и Краснодарскому краю за 2017— 2019 гг. и сделаны выводы, как изменилась результативность налоговых проверок в связи с расширением информатизации налоговой службы. Также сделан вывод о том, что перспективным направлением контрольной деятельности налоговой службы можно назвать повышение эффективности камеральных проверок на основе внедрения новых современных технологий, тем более, что камеральные проверки проводятся в перманентном режиме с практически полным количественным охватом всех субъектов предпринимательской деятельности. Для принятия обоснованных управленческих решений на различных уровнях управления необходима комплексная сравнительная оценка эффективности контрольной работы налоговых органов. В целом отмечено, что развитие цифровизации положительно отражается на эффективности налогового контроля и позволяет отойти от проведения непосредственных налоговых проверок к созданию стимулов у налогоплательщиков к добровольной уплате налогов и уточнения своих налоговых обязательств. Кроме этого, цифровизация устраняет такое конкурентное преимущество на рынке, как налоговая составляющая и приводит к более благоприятным условиям осуществления предпринимательской деятельности и росту экономики государства.

Ключевые слова: цифровая экономика, налоги, налоговый контроль, налоговый мониторинг, налоговая проверка, камеральная проверка, выездная проверка, налоговые органы, налоговая служба, налогоплательщики, оценка эффективности, результативность налоговых проверок, доначисление налогов

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ экономики

Для цитирования: Развитие налогового контроля в условиях цифровизации экономики / Реунова Л.В. [и др.] // Новые технологии. 2021. Т. 17, № 4. С. 103-110. /?///лу: doi. ог&Ю. 47370/2072-0920-2021-17-4-103-110.

DEVELOPMENT OF TAX CONTROL IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Lyudmila V. Reunova, Lyudmila A. Mamiyok*, Lyudmila V. Prigoda, Tatiana A. Paladova

FSEEI HE «Maykop 'State Technological University»: 191 Pervomayskaya str., Maykop, 385000, the Russian Federation

Abstract. Tax control is the main fiscal and regulatory tool of the modern economy, and digital technologies, in turn, are the main tool of tax control. The article considers the impact of digitalization processes occurring in the modern economy on tax control procedures. Modernization of tax processes is explained by the active use of the latest digital technologies in tax administration in the form of various tools in order to minimize tax risks from tax evasion of legal entities and individuals. As an example, a comparative analysis of the indicators of the control work of the Departments of the Federal Tax Service of Russia for the Republic of Adygea and the Krasnodar Territory for 2017-2019 has been carried out and conclusions drawn as to how the effectiveness of tax audits has changed in connection with the expansion of the informatization of the tax service. It has also been concluded that improving the efficiency of in-office inspections based on the introduction of new modern technologies can be called a promising direction of the control activity of the tax service, especially since in-office inspections are carried out permanently with almost complete quantitative coverage of all business entities. To make informed management decisions at different levels of management, a comprehensive comparative assessment of the effectiveness of the control work of tax authorities is necessary. In general, it has been noted that the development of digitalization has a positive impact on the effectiveness of tax control and allows moving away from conducting direct tax audits to creating incentives for taxpayers to voluntarily pay taxes and clarify their tax obligations. In addition, digitalization eliminates such a competitive advantage in the market as the tax component, and leads to more favorable conditions for the implementation of business activities and the growth of the state economy.

Keywords: digital economy, taxes, tax control, tax monitoring, tax audit, desk audit, field audit, tax authorities, tax service, taxpayers, efficiency assessment, effectiveness of tax audits, additional taxation

For citation: Development of tax control in the context of digitalization of the economy / L.V. Reunova fet al] // New technologies. 2021. Vol. 17, No. 4. P. 103-110. hltps: doi. org/10.47370/2072-0920-2021-17-4-103-110.

К одной из основных функций государства и его институциональных структур относится контроль, в том числе налоговый контроль, являющийся главным фискальным и регулирующим инструментом современной экономики.

Настоящее время характеризуется повсеместным внедрением во всех странах мира новых информационно-

коммуникационных технологий, вызывающих трансформацию многих аспектов жизни общества. В результате развития информационных технологий, повышения скорости и объемов передачи информации, роста электронной коммерции, появляются новые бизнес-модели и новые виды предпринимательства, влияющие не только на экономический рост, но

и на изменение принципов организации налогового контроля за деятельностью предпринимателей - физических и юридических лиц. В перспективе активное использование цифровых технологий повысит технологическую конкурентоспособность Российской Федерации, в том числе за счет финансового обеспечения национальных проектов из средств федерального бюджета. Согласно параметрам финансового обеспечения национальных проектов за счёт средств федерального бюджета в 2020 г. на развитие цифровой экономики направлено 124,2 млрд рублей [6] в 2020 г. на развитие цифровой экономики направлено 124,2 млрд руб.

Целью данной статьи является определение влияние новых цифровых технологий на совершенствование налогового контроля в Российской Федерации.

В условиях цифровизации экономики налоговый контроль основывается на широком внедрении и использовании различных цифровых информационно-коммуникационных технологий, которые позволяют анализировать и сопоставлять информацию об исполнении налоговых обязательств налогоплательщиками, и тем самым обеспечивать пресечение или сведение к минимуму случаев нарушения налогового законодательства и взыскание дополнительных выплат в бюджет в виде доначисления налогов, начисления штрафов и пеней. Чаще всего нарушения выявляются на этапе камеральной проверки, поэтому она относится к наиболее распространенной форме налогового контроля.

Цифровая экономика позволяет на основе информационно-коммуникационных технологий разработать и внедрить различные модели взаимодействия налоговой службы с налогоплательщиками, обеспечивающие добровольное соблюдение ими налогового законодательства. Кроме того, такие элементы цифровой экономики, как информационная инфраструктура и информационная безопасность довольно актуальны для налоговой сферы в части совершенствования

форм и методов проведения налогового контроля, а также повышения его эффективности.

В области налогового контроля наибольшее развитие получила цифрови-зация налогового администрирования, а также учет и контроль сделок между крупными налогоплательщиками посредством информационных систем, таких как АИС Налог-3, АСК НДС-3. Активно развивается информационный обмен между отдельными ведомствами и странами, включая передачу по телекоммуникационным каналам связи различной налоговой отчетности в электронном виде.

Цифровизация налогового администрирования связана с обеспечением возможности бесконтактного администрирования налогоплательщиков в одном месте. В частности, для каждого налогоплательщика создан единый личный кабинет, в котором отображается информация обо всем имуществе независимо от его местонахождения в том или ином регионе страны, есть возможность уплачивать налоги, подавать декларацию и осуществлять другие налоговые действия из любого места своего нахождения.

Еще одна технология налогового администрирования - касса онлайн или Онлайн-ККТ. Ее внедрение позволило отменить всю кассовую отчетность индивидуальных предпринимателей за счет того, что кассовый аппарат сам генерирует информацию и передает ее налоговой службе. Далее предполагается отмена аналогичной отчетности для предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения.

Системой АИС «Налог» в 2020 г. обрабатывалось около 15 млрд счетов-фактур в год, онлайн кассами каждый день выбивалось 170 млн чеков, недавно внедренный налог на профессиональный доход уплачивает уже более 1,3 млн человек, относящихся к категории самозанятых. Для них разработано мобильное приложение «Мой налог», включающее в себя

API-интерфейс для интеграции с более 20 цифровыми площадками. Приложение не только помогает государству собирать налоги, но и обеспечивает налоговую прозрачность для государства и комфортную уплату налогов плательщиками.

Учет НДС ведет АСК НДС-2, которая автоматически отслеживает цепочки создания добавленной стоимости. В результате ее внедрения доля сомнительных операций по НДС в 2020 г. составила 0,43% против 8% в 2016 г.

В целом налоговая служба ориентирована на последовательное снижение административного давления на налогоплательщиков, заменяя его побуждением налогоплательщиков к самостоятельному уточнению своих налоговых обязательств.

В соответствии с основным принципом контрольной работы налоговой службы России выездная налоговая проверка назначается только при выявлении уклонения налогоплательщиком от

уплаты налогов и в случае, когда данный налогоплательщик добровольно не согласился устранить выявленные нарушения. Такая информация появляется в налоговой службе по результатам проведения детального анализа информации из системы АСК НДС-2.

В качестве примера рассмотрим Краснодарский край, где за 2019 г. наблюдается сокращение количества выездных проверок на 56,32% по сравнению с 2018 г. (таблица 1). Объектами проверок стали только налогоплательщики, характеризующиеся высокой степенью риска совершения налоговых правонарушений и добровольно не уточнившие свои налоговые обязательства.

В целом количество налоговых проверок в 2017-2018 гг. выросло, а затем в 2019 г. снизилось на 403 тыс. ед., что было вызвано снижением числа камеральных и выездных проверок. По результатам проверок большую эффективность

Таблица 1

Показатели контрольной деятельности УФНС России по Краснодарскому краю

за 2017-2019 гг.

Table 1

Indicators of the control activity of the Federal Tax Service of Russia in the Krasnodar Territory

for 2017-2019

Количество налоговых проверок, ед.: 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Всех видов проверок юридических лиц 2 070 221 2 646 787 2 244 202

Всех выездных проверок 855 680 383

Выездных по юридическим лицам 783 632 360

Выездных с выявленными нарушениями 841 661 367

Выездных с выявленными нарушениями юридических лиц 773 616 345

Всех камеральных проверок 2 069 366 2 646 107 2 243 819

Камеральных с выявленными нарушениями 120 964 125 106 71 012

Сумма доначисленных платежей по всем видам проверок, тыс. руб., в т.ч.: 10 290 554 7 284 847 4 256 775

- по камеральным проверкам 1 918 727 1 943 222 672 128

- по выездным проверкам 8 371 827 5 341 625 3 584 647

Таблица 2

Показатели контрольной деятельности УФНС России по Республике Адыгея

за 2017-2019 гг.

Table 2

Indicators of the control activity of the Federal Tax Service of Russia in the Republic of Adygea

for 2017-2019

Количество налоговых проверок, ед.: 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Всех видов проверок юридических лиц 137 917 159 305 154 349

Всех выездных проверок 56 28 21

Выездных по юридическим лицам 54 24 20

Выездных с выявленными нарушениями 56 28 21

Выездных с выявленными нарушениями юридических лиц 54 24 20

Всех камеральных проверок 137 861 159 277 154 328

Камеральных с выявленными нарушениями 17 730 16 820 7 423

Сумма доначисленных платежей по всем видам проверок, тыс. руб., в т.ч.: 407 008 258 197 145 161

— по камеральным проверкам 72 133 80 462 27 354

— по выездным проверкам 334 875 177 735 117 807

имеют выездные проверки по сравнению с камеральными.

Другой пример - Республика Адыгея, где в 2019 г. налоговая служба провела 154 328 камеральных проверок отчетности юридических и физических лиц (таблица 2).

Сумма доначислений по итогам проверок составила 27,35 млн руб., что в общей сумме доначисленных платежей составило 9,2%. По сравнению с 2018 г. количество проведенных камеральных проверок уменьшилось на 4 949 единиц или в относительном выражении на 96,9%. Сумма доначислений уменьшилась на 51,2 млн руб. или в 2,9 раза в связи с отсутствием проверок с доначислениями, аналогичных проверкам за 2018 г. Структура доначислений по всем видам налоговых проверок выглядит следующим образом: удельный вес выездных проверок - 81,2%, камеральных проверок - 18,8%.

Уменьшение доначисления налогов связано с сокращением количества

выездных налоговых проверок на 25% по сравнению с 2018 г.; проведением активной работы по побуждению налогоплательщиков к добровольному уточнению налоговых обязательств, что позволило привлечь в бюджет дополнительно 243,1 млн руб. (рост на 88,2 млн руб. или на 57%) в 2019 г. и значительных доначислений в 2018 г.

Объектами выездного контроля в Республике Адыгея в 2019 г. стали 21 налогоплательщиков, которые имели высокий выявленный риск совершения налоговых правонарушений и которые отказались добровольно уточнить свои налоговые обязательства. Из данного количества выездных проверок 17 комплексных выездных проверок были завершены с доначислениями в размере 2-5 млн руб., что говорит о высокой эффективности автоматизированных систем контроля.

Так как в работу налоговой службы внедрены современные цифровые технологии, то именно они позволили заметно

усилить аналитическую составляющую контрольной работы, организовать оценку выявленных рисков в режиме реального времени, проводить автоматизированное детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, а выездную проверку проводить только в виде крайней меры реагирования на выявленные риски нарушения налогового законодательства.

К основному показателю эффективности контрольной работы налоговой службы можно отнести общую результативность выездных и камеральных проверок. По таблице 1 можно рассчитать экономическую эффективность проверок по Краснодарскому краю: по камеральным проверкам доначислено 299,54 руб. на 1 проверку в 2019 г. и 734 руб. в 2018 г.; по выездным проверкам доначислено 9 359 392 руб. на 1 проверку в 2019 г. и 7 855 331 руб. в 2018 г.

По таблице 2 аналогично рассчитаем эффективность проверок по Республике Адыгея. Эффективность выездных проверок - 5,6 млн руб. в 2019 г. со снижением по сравнению с 2018 г. на 11,6%; эффективность 1 комплексной проверки в 2019 г. составила 6,2 млн руб. со снижением на 8,1% по сравнению с 2018 г.

В целом по Российской Федерации внедрение цифровых технологий в деятельность налоговых органов позволило за 2014-2019 гг. достигнуть удвоения поступления налогов и платежей в бюджет.

Рассмотренные показатели эффективности контрольной работы налоговой службы по Республике Адыгея характеризуют меньший уровень эффективности выездных налоговых проверок, чем эффективность аналогичных проверок по Краснодарскому краю. Это может говорить, в том числе, о более низком уровне осуществления налогового контроля в Адыгее, а также о необходимости совершенствования форм и методов налогового контроля. В свою очередь отметим, что эффективность камеральных проверок показывает незначительное снижение и

в Краснодарском крае, и в Республике Адыгея. Следовательно, перспективным направлением контрольной деятельности налоговой службы можно назвать повышение эффективности камеральных проверок, тем более, что они проводятся в перманентном режиме с практически полным количественным охватом всех субъектов предпринимательской деятельности.

Для того чтобы обеспечить максимальную эффективность налогового контроля, необходимо обеспечить применение соответствующих форм и методов налогового администрирования, в том числе удаленных.

Сейчас цифровизация налогового контроля всё большее ориентируется на онлайн-взаимодействие с налоговой службой, что выгодно для нее с точки зрения снижения количества налоговых проверок, а для предпринимателей - с точки зрения сокращения затрат и предупреждения риска налоговых нарушений. Данная система называется налоговым мониторингом [1].

В рамках системы управления налоговыми рисками осуществляется выявление возможного риска, проводится анализ и оценка налоговой ситуации, вырабатываются своевременные меры снижения воздействия различных факторов на государство и предприятия [5].

В системе налогового мониторинга присутствует такой инструмент, как мотивированное мнение, который дает возможность предприятию запросить позицию налогового органа о правильности налогообложения конкретной сделки или операции и, устранив риск возникновения налогового нарушения, избежать возможных налоговых санкций. Однако пока такая система доступна не всем предприятиям, а только наиболее крупным, имеющим или годовой оборот, или суммарное количество активов в размере более 1 млрд руб., или если сумма уплаченных налогов составит более 100 млн руб. [1].

Дальнейшее развитие налогового мониторинга позволит налоговой службе

оперативно выявлять и предупреждать налоговые нарушения, уменьшить административную нагрузку на предпринимателей и степень влияния человеческого фактора в процедуре выполнения налогового контроля, снизить количество спорных моментов в налогообложении, вызывающих вопросы налоговой службы к налогоплательщику, количество сдаваемых налогоплательщиками бумажных документов и осуществить в целом переход на документооборот в электронном виде [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие цифровизации в сфере

налогового администрирования положительно отражается на эффективности налогового контроля в целом и позволяет отойти от проведения непосредственных налоговых проверок на предприятии к созданию стимулов у налогоплательщиков к добровольной уплате всех причитающихся налогов, а также уточнения своих налоговых обязательств. Кроме этого, цифровизация устраняет такое конкурентное преимущество на рынке, как налоговая составляющая и приводит к более благоприятным условиям осуществления предпринимательской деятельности и росту экономики государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Доступ разрешен [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/03/ mishustin-utverdil-koncepciiu-razvitiia-nalogovogo-monitoringa.html.

2. Лиманская Е.Г. Цифровая трансформация налогового администрирования как инструмент повышения эффективности мониторинга налоговой нагрузки // Молодой ученый. 2020. № 5(295). С. 116-118.

3. Кирова Е.А., Кожебаткина А.В. Модернизация налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Экономика: проблемы, решения и перспективы. 2020. № 9. С. 94-99.

4. Комиссарова М.С. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики // Молодой ученый. 2018. № 52(238). С. 120-123.

5. Миронова О.А. Налоговая безопасность: развитие теории, методологии и практики // Инновационное развитие экономики. 2016. № 3-1. С. 90-97.

6. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 гг. (утв. Минфином России) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_334706. "

7. Официальный сайт Налоговой службы РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Фадеева Н.Ю. Налоговый контроль и оценка его эффективности // Молодой ученый. 2020. № 21(311). С. 195-199.

REFERENCES:

1. Access is allowed [Electronic resource]. Access mode: https://rg.ru/2020/03/03/mishustin-utverdil-koncepciiu-razvitiia-nalogovogo-monitoringa.html.

2. Limanskaya E.G. Digital transformation of tax administration as a tool for improving the efficiency of monitoring the tax burden. 2020. № 5(295). P. 116-118.

3. Kirova E.A., Kozhebatkina A.V. Modernization of tax control in the conditions of digitalization of the economy // Economics: Problems, solutions, and prospects. 2020. No. 9. P. 94-99.

4. Komissarova M.S. Introduction of information technologies into the tax control system in the conditions of digitalization of the economy. 2018. № 52(238). P. 120-123.

5. Mironova O.A. Tax security: development of theory, methodology and practice // Innovative development of the economy. 2016. No. 3-1. P. 90-97.

6. Main directions of the budget, tax and customs and tariff! policy for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022 (approved by the Ministry of Finance of Russia) [Electronic resource] // SPS «ConsultantPlus». Access mode: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334706.

7. Official website of the Tax Service of the Russian Federation [Electronic resource]. Access mode: https://www.nalog.ru.

8. Fadeeva N.Yu. Tax control and assessment of its effectiveness // Young scientist. 2020. № 21(311). P. 195-199.

Информация об авторах / Information about the authors

Людмила Валерьевна Реунова,

доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук тел.: 8 (8772) 52 11 55 Людмила Алиевна Мамиёк, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук

тел.: 8 (8772) 52 11 55 Людмила Владимировна Пригода, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», доктор экономических наук тел.: 8 (8772) 52 11 55 Татьяна Анатольевна Паладова, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет», кандидат экономических наук тел.: 8 (8772) 52 11 55

Lyudmila V. Reunova, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economics tel.: 8 (8772) 52 11 55

Lyudmila A. Mamiek, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economics tel.: 8 (8772) 52 11 55

Lyudmila V. Prigoda, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Doctor of Economics tel.: 8 (8772) 52 11 55

Tatyana A. Paladova, an associate professor of the Department of Finance and Credit of FSBEI HE «Maykop State Technological University», Candidate of Economics tel.: 8 (8772) 52 11 55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.