Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
748
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговое администрирование / налоговые органы / налоговые проверки / АИС «Налог-3» / цифровые технологии / tax administration / tax authorities / tax audits / AIS "Tax-3" / digital technologies

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — О.А. Герасименко

Использование современных it-технологий концептуально меняет систему налогового администрирования. Налогообложение является самым результативным методом правительственного регулирования экономики, его неэффективность приводит к дефициту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В условиях глобализации цифровизация налогообложения обусловливает как новые вызовы и возможности в этой сфере, так и нередко генерирует риски и потенциальные угрозы. В статье обосновывается необходимость внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование России на современном этапе развития экономики. Приводятся аналитические данные ФНС России за январь-апрель 2021 года о налоговых поступлениях, результатах контрольной работы, постановке на учет. Рассматривается система АИС «Налог-3», ее функции и потенциальные возможности в будущем для более эффективной работы налоговых органов в выполнении своей фискальной функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN IT-TECHNOLOGIES IN TAX ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S TRANSITION TO THE DIGITAL ECONOMY

The use of modern it-technologies conceptually changes the tax administration system. Taxation is the most effective method of government regulation of the economy; its inefficiency leads to a deficit in tax revenues to the budgets of all levels. In the context of globalization, digitalization of taxation creates both new challenges and opportunities in this area, and often generates risks and potential threats. The article substantiates the need for the introduction of digital technologies in the tax administration of Russia at the present stage of economic development. Analytical data of the Federal Tax Service of Russia for January-April 2021 on tax revenues, results of control work, registration are provided. The AIS "Tax-3" system, its functions and potential possibilities in the future for more efficient work of tax authorities in fulfilling their fiscal function are considered.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ IT-ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11278

О.А. Герасименко - к.э.н., доцент кафедры бизнес процессов и экономической безопасности, НАН ЧОУ ВО Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ,

O.A. Gerasimenko - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Business Processes and Economic Security, Academy of Marketing and Social and Information Technologies - IMSIT, nalogi-imsit@mail.ru.

СОВРЕМЕННЫЕ ГГ-ТЕХНОЛОГИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

MODERN IT-TECHNOLOGIES IN TAX ADMINISTRATION IN THE CONTEXT OF RUSSIA'S TRANSITION

TO THE DIGITAL ECONOMY

Аннотация. Использование современных it-технологий концептуально меняет систему налогового администрирования. Налогообложение является самым результативным методом правительственного регулирования экономики, его неэффективность приводит к дефициту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. В условиях глобализации цифровизация налогообложения обусловливает как новые вызовы и возможности в этой сфере, так и нередко генерирует риски и потенциальные угрозы. В статье обосновывается необходимость внедрения цифровых технологий в налоговое администрирование России на современном этапе развития экономики. Приводятся аналитические данные ФНС России за январь-апрель 2021 года о налоговых поступлениях, результатах контрольной работы, постановке на учет. Рассматривается система АИС «Налог-3», ее функции и потенциальные возможности в будущем для более эффективной работы налоговых органов в выполнении своей фискальной функции.

Abstract. The use of modern it-technologies conceptually changes the tax administration system. Taxation is the most effective method of government regulation of the economy; its inefficiency leads to a deficit in tax revenues to the budgets of all levels. In the context of globalization, digitalization of taxation creates both new challenges and opportunities in this area, and often generates risks and potential threats. The article substantiates the need for the introduction of digital technologies in the tax administration of Russia at the present stage of economic development. Analytical data of the Federal Tax Service of Russia for January-April 2021 on tax revenues, results of control work, registration are provided. The AIS "Tax-3" system, its functions and potential possibilities in the future for more efficient work of tax authorities in fulfilling their fiscal function are considered.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговые органы, налоговые проверки, АИС «Налог-3», цифровые технологии.

Keywords: tax administration, tax authorities, tax audits, AIS "Tax-3", digital technologies.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 года, определила курс движения государства, нацеленный на обеспечение ряда национальных интересов, в числе которых -развитие свободного, устойчивого и безопасного взаимодействия граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления; повышение эффективности государственного управления, развитие экономики и социальной сферы; формирование цифровой экономики [1]. В соответствии, с положениями Стратегии, активное внедрение цифровых технологий в налоговой сфере становится одним из приоритетных, так как от простоты, быстроты и прозрачности налогообложения зависит уровень собираемости налогов, формирование бюджета и развитие экономики. Сегодня применение новых информационных технологий в налоговом администрировании демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходов бюджетной системы РФ без увеличения налогового бремени. Всем известно, что увеличение налоговых доходов бюджета возможно либо за счет увеличения налоговой нагрузки, обычно на законопослушных налогоплательщиков, либо за счет «вывода из тени» серых и черных схем получения доходов. Как показывают последние нововведения, государство заинтересовано в реализации второго варианта. Аналитика Федеральной налоговой службы РФ (ФНС России) это подтверждает, так например, рост количества самозанятых за период 2018-2019гг. составил 56,95 %, и хотя в 2020г. произошло ожидаемое снижение на 14,68 %, есть вероятность того, что уже к концу 2021 года этот показатель будет иметь положительную динамику, обусловленную достижением допандемического уровня российской экономикой уже во втором квартале 2021 года [2].

Цифровизация проникает во все сферы, изменяя общество, экономику и процессы управления. Интернет, социальные сети, большие данные и автоматизация процессов трансформируют привычные модели развития. Системы налогообложения также подвержены этим тенденциям. Относительно недавно ФНС России стала активно заниматься процессом оптимизации своей работы по приему, обработке электронных документов, организовав Центр обработки данных (ЦОД). Характер работы заключался в применении сканерных технологий по вводу массивов бумажных документов. Однако конечной целью стало создание собственной автоматизированной информационной системы, интегрированной не только по всем структурам налоговой службы, но и, сопряженных с уплатой налогов, административных органов

управления. И такая корпоративная система открытого типа была разработана - АИС (автоматизированная информационная система). В 2016 году ее создали, а уже в конце 2019 года запустили в эксплуатацию. В настоящее время АИС «Налог-3» предполагает её развитие и преобразование, всего лишь встраиванием новых подсистем или модулей.

Согласно оценке ведущих экспертов, пятая часть поступлений в доходы консолидированного бюджета обусловлена эффективностью налогового администрирования, чему способствовало и внедрение АИС «Налог-3». Как мы видим из данных таблицы 1, только за январь-апрель 2021 года прирост поступлений в доходы консолидированного бюджета составил 20,4 %.

Таблица 1 - Поступление основных видов налогов в доходы бюджетной системы РФ за январь-апрель 2020-2021гг., млрд.руб. [2]

Показатель 2020 г. 2021 г. Темп роста, %

Консолидированный бюджет РФ-всего, в том числе по видам налогов: 7305,7 8794,5 120,4

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) 1716,8 1925,3 112,1

Налог на прибыль организаций 1703,5 1911,1 112,2

Налог на добавленную стоимость (НДС) 1354,4 1834,6 135,5

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) 1192,2 1366,7 114,6

Имущественные налоги 407,5 460,6 113,0

Акцизы 475,9 408,1 85,7

Прочие 455,4 888,1 195,0

Основной функцией АИС «Налог-3» является обеспечение автоматизации всех сфер деятельности ФНС России как на федеральном, так и на региональном уровне, т.е. создание единого информационного пространства. При этом, разработана и концепция по общей защите информации, на федеральном уровне -это Управление информационных технологий, на местном - администраторы баз данных, а так же отделы информатизации. Для того, чтобы 1Т-специалисты могли своевременно осуществлять поставленные перед ними сложные задачи по эффективности работы АИС были сформированы вычислительные центры -ГНИВЦ и РНИВЦ, которые осуществляют контроль за работой отделов информатизации.

Дополнительные функции АИС - это:

1) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

2) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

3) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

4) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

5) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

6) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

Как было сказано выше, сегодня АИС «Налог-3» - это система, состоящая из ряда модулей: «Налоговая статистика и аналитика», «Налоговое администрирование», «Анализ налогоплательщика», «Централизованная система управления доступом», «Администрирование бизнес-процессов», «Система управления очередью» и, предсказуемо, - «Контроль НДС» (АСК «НДС-2») [3].

Как видно из таблицы 1, налог на добавленную стоимость (НДС) за январь-апрель 2021 года показал наибольший прирост из основных бюджетообразующих налогов. Именно этот налог долгое время являлся самым «криминальным», т.к. практика его расчета предполагает возможность получения налогового вычета, чем и пользовались недобросовестные налогоплательщики [5]. В настоящее время, контрольная работа налоговой службы сосредоточена на их выявлении, на стадии предварительного анализа, посредством использования системы АСК НДС-2. Система сопоставляет данные покупателей и продавцов и фиксирует налоговый разрыв между данными налогоплательщика и его контрагентов, что происходит в несколько этапов. Контрольно-аналитический отдел налоговой инспекции сначала осуществляет сбор доказательной базы с целью установления выгодоприобретателя по установленному налоговому разрыву, затем анализируются цепочки от налогового разрыва до потенциального выгодоприобретателя. Одновременно проводится полный системный анализ не только товарного потока, но и движения денежных средств. После того, как определен потенциальный выгодоприобретатель, материалы передают в отдел камеральных проверок (или пред-проверочного анализа) [3].

Так, данные ФНС России за первый квартал 2021 года показали, - всего камеральных и выездных проверок, было проведено 13797217 ед., что на 227536 ед. меньше, чем за этот же период 2020 года, при этом, доначисленные налоги, санкции и пени составили 23713013 тыс.руб, что на 23308170 тыс.руб. меньше, чем в 2020 году [2]. Данные аналитики подтверждают переход от количественного к качественному анализу, а так же совершенствование не только контрольной работы, но и своевременного информирования налогоплательщиков о современных возможностях ФНС России в данной части, пресечению не только возможности, но и желания нарушения налогового законодательства [4].

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» является собственной разработкой Федеральной налоговой службы. Автоматизированный отбор кандидатов для проведения предпроверочного анализа осуществляется с помощью системы «ППА-отбор», который осуществляется с учетом риск-рейтинга налогоплательщиков, сформированного в программном обеспечении блока № 3 АИС «Налог-3». Итогом работы системы «ППА-отбор» является присвоение риск-баллов налогоплательщикам с последующим формированием риск-рейтинга. Риск-рейтинг предназначен для анализа налоговых рисков налогоплательщика по целому году или нескольким годам. Система «Проведение ППА» является инструментом для проведения проверки обоснованности присвоенных рисков нарушения налогового законодательства, оформления результатов проведенного анализа, вызова налогоплательщика на комиссию, а также отражения информации о добровольном уточнении налогоплательщиком своих налоговых обязательств [3].

Благодаря возможностям АИС «Налог-3» сотрудники любой инспекции имеют доступ ко всему объему необходимой информации о налогоплательщике, состоящем на учете в ФНС России. АИС «Налог-3» имеет доступ ко всем государственным информационным хранилищам: ГИБДД, реестру недвижимого имущества, паспортам и регистрации граждан, данным банков и органов МВД, данным Онлайн-касс и т.д. В настоящее время АИС «Налог-3» продолжает свою модернизацию, доработку, внедрение новых подсистем и их взаимоинтеграцию.

Международная практика внедрения цифровых технологий в сфере налогового администрирования показывает, что российской автоматизированной информационной системе есть куда стремиться, а именно - возможно внедрить такие технологии как Big Data, Smart Portal Solutions & Natural Systems. Эти, в настоящее время, современные it-технологии должны способствовать повышению эффективности риск-менеджмента, прозрачности операций в налоговой сфере, а так же созданию среды, где соблюдение налогового законодательства станет минимально обременительным и одновременно максимально удобным для налогоплательщика, а значит и эффективным для ФНС России.

Современные преимущества электронных технологий и цифровой экономики заключаются в том, что они позволяют оптимизировать работу государственных органов, процесса принятия решений, а также упрощают механизмы получения отчетных данных.

Бытует мнение, что дальнейшее такое активное развитие цифровых технологий в налоговом администрировании приведет к внедрению технологии блокчейна, которая откроет доступ к операциям организаций и физических лиц, даст возможным проводить автоматически расчеты налоговых обязательств, что обусловит отказ от налоговых деклараций и переход к цифровым налоговым счетам.

В настоящее время нововведением в мировой налоговой сфере является еще и то, что страны гиганты-лидеры стремятся через организацию экономического развития и сотрудничества при ООН согласовать «цифровой налог». В сегодняшнем понимании разработчиков, - это обязательный платеж в бюджет государства провайдером интернет сети за каждый гигабайт трафика. Предполагается, что таким налогом будет облагаться провайдер не только по месту регистрации, но и там, где компания-провайдер получает прибыль от продажи интернет услуг. Однако для воплощения этой идеи требуется высокое развитие научно-технического прогресса, глобализация и цифровизация экономики, к чему, в том числе стремится и Россия.

Конечно, цифровой налог со временем стал бы настоящей революцией в области налогообложения, но пока далеко не все вопросы ясны и понятны, ведется активная работа в этом направлении во всем мире.

Источники:

1. Указ Президента РФ от 0905.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/.

2. Федеральная налоговая служба России. Налоговая аналитика. // http://www.nalog.ru//https://analytic.nalog.ru /portal/index.ru-RU.htm.

3. Деева Т.В. Адаптация деятельности федеральной налоговой службы Российской Федерации к новым цифровым технологиям: АИС «НАЛОГ-3». // Экономика, предпринимательство и право. -2020. - Т.10. - С. 2579-2592.

4. Петрюк О.А, Белорусова Е.С. Проблемы организации налогового контроля в современной России и пути их решения // Вестник ИМСИТ. - 2017. - С.4.

5. Петрюк О.А. Анализ динамики и структуры налоговых поступлений в доходы бюджетной системы России в условиях турбулентности экономики // Экономика и предпринимательство. - 2017. - №5-1 (82). - С. 227-232. References:

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 203 of 0905.2017 "On the Strategy for the development of the Information society in the Russian Federation for 2017-2030" / / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_216363/.

2. The Federal Tax Service of Russia. Tax analytics. // http://www.nalog.ru//https://analytic.nalog.ru /portal/index.ru-RU.htm.

3. Deeva T. V. Adaptation of the activities of the Federal Tax Service of the Russian Federation to new digital technologies: AIS "TAX-3". // Economics, Entrepreneurship and Law. -2020. - T. 10. - pp. 2579-2592.

4. Petryuk O. A., Belousova E. S. Problems of the organization of tax control in modern Russia and ways of their solution

// Vestnik IMSIT. - 2017. - p. 4.

5. Petryuk O. A. Analysis of the dynamics and structure of tax revenues in the revenues of the budget system of Russia in

the conditions of economic turbulence // Economics and entrepreneurship. - 2017. - №5-1 (82). - Pp. 227-232.

DOI: 10.24412/2309-4788-2021-11279

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-310-90015

А.В. Гозалова - преподаватель кафедры информационной экономики ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», економический факультет,

A.V. Gozalova - Lecturer of the Department of Information Economics of the Southern Federal University, Economic Faculty, agozalova@sfedu.ru.

ЭФФЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

EFFECTS OF DIGITALIZATION OF SOCIAL AND LABOR RELATIONS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация. Современная система образования изменилась под влиянием четвертой промышленной революции и перемен в обществе, которые повлек за собой COVID-19. Век цифровых технологий требует не только новых умений от выпускников вузов, но и другого подхода к организации образовательного процесса, который должен обеспечивать формирование специалистов высокого качества, способных успешно адаптироваться к условиям цифровой реальности. В координатах нового подхода к управлению высшей школой, в том числе социально-трудовыми отношениями в вузе, суть цифровой трансформации образовательного процесса заключается в применении новейших технологий преподавания и руководства научной деятельностью студентов, а также успешной адаптации профессорско-преподавательского состава к современным реалиям. В соответствии с этим в данной статье автор рассматривает не только продуцируемые эффекты, но и проблемы цифровизации социально-трудовых отношений в образовательной среде. На основе анализа социальных эффектов от цифровизации в данной сфере были выделены четыре их тренда: экономический, собственно социальный и институциональный. Обосновано, что все виды эффектов детерминированы масштабным внедрением в образовательный процесс цифровых технологий и инструментов.

Abstract. The modern system of education has changed under the influence of the fourth industrial revolution and the changes in society that COVID-19 has brought about. The age of digital technology requires not only new skills from university graduates, but also another approach to organizing the educational process, which should ensure the formation of high-quality specialists who can successfully adapt to the conditions of digital reality. In the coordinates of the new approach to higher school management, including social and labor relations at the university, the essence of the digital transformation of the educational process is the application of the latest technologies for teaching and leading the scientific activities of students, as well as the successful adaptation of faculty to modern realities. Accordingly, in this article, the author considers not only the effects produced, but also the problems of digitalization of social and labor relations in the educational environment. Based on the analysis of the social effects of digitalization in this area, four of their trends were identified: economic, social and institutional. It is justified that all types of effects are determined by the large-scale introduction of digital technologies and tools into the educational process.

Ключевые слова: социально-трудовые отношения, информационная асимметрия, эффекты цифровизации, высшее образование.

Keywords: social and labor relations, information asymmetry, effects of digitalization, higher education.

Введение. В настоящее время научное сообщество уделяет недостаточное внимание оценке процессов цифровизации в системе предоставления образовательных услуг, а также ожидаемым результатам применения цифровых технологий в обучении студентов, их научной деятельности, в управлении вузами, в системе социально-трудовых отношений и т.д. Тогда как эта сфера является одной из наиболее «благодарных» и активно реагирующих на использование цифры в обозначенных областях.

Тем не менее, эффекты от внедрения цифровых технологий в системе высшего образования уже можно выявить, идентифицировать проследить и достаточно объективно оценить, несмотря на относительно короткий срок интенсивного использования цифровых ресурсов в вузах. Однако на текущем этапе развития цифровизации в мире и России период исключительно позитивной оценки эффектов цифровизации постепенно проходит. Реальной практикой все более часто тестируется тот факт, что в результате масштабного внедрения цифровых технологий у вузов, государственных учреждений, общества и государства в целом появляются реальные проблемы и трудности, с которыми они сталкиваются.

Таким образом, следует разобраться, как с максимальной пользой использовать эффекты цифровой трансформации новой эпохи, в том числе в сфере образования. Если верить прогнозам, то к 2024 году сум-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.