Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
190
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
структурная трансформация экономики / диверсификация / реконструкция налогового администрирования / цифровой камеральный контроль / камеральная проверка / НДФЛ / налоговый вычет / ПК АИС «Налог-3» / structural transformation of the economy / diversification / reconstruction of tax administration / digital desk control / desk audit / personal income tax / tax deduction / PC AIS «Tax-3»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильева Евгения Григорьевна

В статье рассматриваются вопросы трансформации налогового контроля, правового регулирования налоговых отношений в условиях цифровой экономики, совершенствования правового регулирования в данном направлении. Проведенный автором анализ существующих форм налогового контроля в условиях развития цифровой трансформации общественных отношений показал, что потребуется диверсификация доктринальных подходов в правовом регулировании налоговой системы, налогов, сборов, страховых взносов, принципов и элементов налогообложения, налогового администрирования и формах налогового контроля. В ходе проведенного исследования автором рассмотрены современные инструменты налогового контроля в РФ, дополнившие НК РФ, в части проведения налоговых проверок, применения налоговых вычетов, доступа к банковской тайне. Автором выявлены и охарактеризованы ключевые аспекты нововведений, проанализированы отдельные положения при осуществлении налогового контроля, налогового администрирования. Выявлены положительные черты и отмечены определенные сложности в процессе реализации новых инструментов налогового контроля в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF TAX CONTROL: MODERN MODEL OF LEGAL REGULATION

The article deals with the issues of transformation of tax control, legal regulation of tax relations in the digital economy, improvement of legal regulation in this direction. The author's analysis of existing forms of tax control in the context of the development of digital transformation of public relations has shown that it will require the diversification of doctrinal approaches in the legal regulation of the tax system, taxes, fees, insurance premiums, principles and elements of taxation, tax administration and forms of tax control. In the course of the study, the author considers modern tools of tax control in the Russian Federation, which have supplemented the Tax Code of the Russian Federation, in terms of conducting tax audits, applying tax deductions, access to bank secrecy. The author identifies and characterizes the key aspects of innovations, analyzes individual provisions in the implementation of tax control, tax administration. Positive features are revealed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ»

4. Piskotin M.I. Sovetskoye byudzhetnoye pravo. Osnovnyye problemy. M.: Yuridicheskaya literatura, 1971. 312 s.

5. Zapol'skiy S.V. Byudzhetnoye pravo: vyzovy XXI veka // Byudzhetnoye pravo i finansovaya deyatel'nost' gosudarstva na sovremennom etape (k 90-letiyu so dnya rozhdeniya M.I. Piskotina). M.: RGUP, 2015. S. 59-73.

6. Berdashkevich A.P. Organy gosudarstvennoy vlasti kak yuridicheskiye litsa // Zakonnost'. 2000. № 11. S. 30-32.

7. Bozhenok S.YA. K voprosu o priznanii gosudarstvennykh organov yuridicheskimi litsami // Nauchnyye trudy. Rossiyskaya akademiya yuridicheskikh nauk. Vyp. 6. T. 2. M., 2006. S. 510-513.

8. Chirkin V.Ye. Yuridicheskoye litso publichnogo prava. M., 2007. 352 s.

9. Kozlova S.A. Yavlyayutsya li organy vlasti kazennymi uchrezhdeniyami? // Administrativnoye i munitsipal'noye pravo. 2011. № 12. S. 16-23.

10. Serova O.A. Pravovyye aspekty izmeneniya tipa uchrezhdeniya v protsesse reformy byudzhetnogo sektora // Finansovoye pravo. 2011. N° 2. S. 1417.

11. Malinovskaya O.V., Skobeleva I.P. Izmeneniye tipov byudzhetnykh uchrezhdeniy v ramkakh razvitiya reformy byudzhetnogo protsessa v Rossii // Finansy i kredit. 2011. № 6. S. 2-9.

12. Smorchkova L.N. K voprosu o sushchnosti sovremennogo rossiyskogo gosudarstva: administrativno-byudzhetnyy podkhod // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pravo». 2018. Tom 18, № 4. S. 96-102.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 347.73 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-82-89

ВАСИЛЬЕВА Е.Г.

ТРАНСФОРМАЦИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ

ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: структурная трансформация экономики, диверсификация, реконструкция налогового администрирования, цифровой камеральный контроль, камеральная проверка, НДФЛ, налоговый вычет, ПК АИС «Налог-3».

В статье рассматриваются вопросы трансформации налогового контроля, правового регулирования налоговых отношений в условиях цифровой экономики, совершенствования правового регулирования в данном направлении. Проведенный автором анализ существующих форм налогового контроля в условиях развития цифровой трансформации общественных отношений показал, что потребуется диверсификация доктринальных подходов в правовом регулировании налоговой системы, налогов, сборов, страховых взносов, принципов и элементов налогообложения, налогового администрирования и формах налогового контроля. В ходе проведенного исследования автором рассмотрены современные инструменты налогового контроля в РФ, дополнившие НК РФ, в части проведения налоговых проверок, применения налоговых вычетов, доступа к банковской тайне. Автором выявлены и охарактеризованы ключевые аспекты нововведений, проанализированы отдельные положения при осуществлении налогового контроля, налогового администрирования. Выявлены положительные черты и отмечены определенные сложности в процессе реализации новых инструментов налогового контроля в современных условиях.

VASILYEVA, E.G.

TRANSFORMATION OF TAX CONTROL: MODERN MODEL OF LEGAL REGULATION

Key words: structural transformation of the economy, diversification, reconstruction of tax administration, digital desk control, desk audit, personal income tax, tax deduction, PC AIS «Tax-3».

The article deals with the issues of transformation of tax control, legal regulation of tax relations in the digital economy, improvement of legal regulation in this direction. The author's analysis of existing forms of tax control in the context of the development of digital transformation of public relations has shown that it will require the diversification of doctrinal approaches in the legal regulation of the tax system, taxes, fees, insurance premiums, principles and elements of taxation, tax administration and forms of tax control. In the course of the study, the author considers modern tools of tax control in the Russian Federation, which have supplemented the Tax Code of the Russian Federation, in terms of conducting tax audits, applying tax deductions, access to bank secrecy. The author identifies and characterizes the key aspects of innovations, analyzes individual provisions in the implementation of tax control, tax administration. Positive features are revealed.

В настоящее время происходит релевантная трансформация правового регулирования налоговых отношений в условиях динамично развивающейся цифровой экономики. Переход общества к новому развитию цифровой экономики побуждает государства реализовывать новую, усовершенствованную политику, трансформирующую многие общественные институты, процессы и социально-экономическую систему страны. Правительством РФ, утверждена программа по развитию цифровой экономики РФ. Реализация данной программы осуществляется с целью повышения конкурентоспособности страны, качества жизни граждан, обеспечения экономического роста и национального суверенитета. Цели реализации государственной программы состоят в создании экосистемы цифровой экономики [1].

Правовые реалии цифровизации в значительной степени предопределяют место российской экономики в системе формирующегося глобального цифрового рынка. В сложившихся реалиях представляется необходимым разработка новой целостной правовой концепции применения современных финансовых технологий, внедрение «цифрового налогового контроля» для соблюдения фискальных интересов государства в условиях динамично

развивающейся цифровой трансформации общества. В этой связи особую важность представляет цифровая трансформация правового регулирования налоговых отношений. Также трансформация концептуальных подходов к правовому регулированию налоговых отношений в контексте реформирования процедуры и порядка проведения налогового контроля, путем внедрения современных финансовых технологий (цифрового налогового контроля). В связи с цифровой трансформацией налоговых отношений осуществляется переход на новый уровень налогового администрирования.

Отметим, что цифровая трансформация выделена в качестве основополагающей цели развития РФ на период до 2030 г. [2]. В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 гг., в целях ускоренного внедрения цифровых технологий обеспечивается решение целого ряда задач, в числе которых: 1) создание системы правового регулирования цифровой экономики, включая создание законодательных основ для формирования единой цифровой среды и электронного гражданского оборота; 2) создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных; 3) выведение отечественного программного обеспечения на мировой рынок; 4) переход к «облачной» цифровой платформе предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; 5) создание системы контроля технологий, которые не контролируются действующим законодательством; 6) частичное возмещение затрат российским организациям на разработку цифровых платформ и программных продуктов [3].

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость разработки новых правовых решений в сфере налогообложения цифровой экономики, поступательного развития и трансформации налогового администрирования, в рамках совершенствования и конструирования действующих форм налогового контроля в рамках развития новых цифровых технологий.

Институт налогового контроля как сложное правовое явление постоянно развивается, в связи, с чем всегда актуальны вопросы совершенствования данного института. Несмотря на произошедшие достаточно серьезные изменения в законодательном обеспечении налогового администрирования и контроля за исполнением налогового законодательства по вопросам взаимоотношения государства и налогоплательщиков в части осуществления налогового контроля, продолжают иметь место нерешенные вопросы в связи с развитием новых финансовых технологий. Несмотря на стабильное законодательство в части осуществления мероприятий налогового контроля, деятельность в сфере контроля за соблюдением налогового законодательства может быть еще более эффективной в условиях динамично развивающейся цифровой трансформации общества. В настоящее время РФ находится в начале пути выработки и создания национальной правовой политики регулирования сферы новых финансовых технологий. Действующее налоговое администрирование направлено на внедрение и практическое применение современных цифровых технологий в финансовой сфере с учетом новой виртуальной реальности, виртуализации современной экономики. Финансы становятся виртуальными, главным приоритетом выступают финансовые активы в результате нового качества развития экономических отношений и финансовых технологий. В связи с появлением новых институтов и модернизацией старых остаются отдельные моменты, связанные с несовершенствованиями в правовом регулировании налогового контроля, требующие особого внимания вопросы, связанные с проведением основной формы налогового контроля - налоговых проверок. С развитием цифровой экономики существенно возросли требования к качеству проведения налогового контроля, повышения ряда методических и технических его характеристик. Остается актуальной проблемой совершенствование технологий проведения налогового контроля. Деятельность налоговых органов в части осуществления и проведения налогового контроля регламентируется следующими нормативно-правовыми актами: Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1 [4], постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 [5], Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). В этой связи представляется наиболее целесообразным наличие единого акта, регулирующего статус налоговых органов для эффективного осуществления налогового контроля. Что послужит поводом для дальнейшего осуществления мер по совершенствованию налогового администрирования в описываемой области.

Налоговый контроль - это вид государственного финансового контроля, его можно определить, как особый институт в сфере финансовых отношений, осуществляемый уполномоченными государственными органами. Представляется более точным данное определение, исходя из принципа системности налогового контроля. Проблема повышения эффективности осуществления налогового контроля всегда актуальна особенно в динамично развивающемся цифровом пространстве. Указанному способствует интенсивное развитие налогового законодательства, цифровых технологий, интегрирование и цифровизация процессов сбора, обработки и хранения информации.

Наиболее краткая ее характеристика свидетельствует о следующем. Продолжительный период времени процедура и порядок проведения камеральной налоговой проверки не подвергался существенным изменениям. Положения статьи 88 НК РФ, долгое время были неизменными, корректировались частично и не имели такого существенного резонансного значения. На основании ранее действующего законодательства, камеральная налоговая проверка проводилась в следующем порядке. Инициатором проверки всегда выступал только налогоплательщик, поскольку камеральная проверка могла быть начата только при подаче в налоговый орган декларации (расчета). Т.е. инициировать камеральную проверку налоговый орган не имел право, у него отсутствовали возможности, с учетом положений ст. 88 НК РФ, даже несмотря на то, что налогоплательщик мог полностью уклоняться от представления документов в инспекцию. В настоящее время ситуация изменилась с появлением нового пункта 1.2 в статье 88 НК РФ. Законодатель указал: «В случае, если налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, не представлена в налоговый орган в установленный срок в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 3 ст. 228, п.1 ст. 229 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с настоящей статьей на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего пункта, камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем истечения установленного срока уплаты налога по соответствующим доходам. При проведении в соответствии с абзацем первым настоящего пункта камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения».

Таким образом положения статьи 88 НК РФ были дополнены пунктом 1.2, расширяющим полномочия налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок в случае непредставления налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц (форма 3 -НДФЛ) в отношении доходов, полученных налогоплательщиком от продажи либо в результате дарения недвижимого имущества, на основании имеющихся у налоговых органов документов (информации) о таком налогоплательщике и об указанных доходах. Новая редакция пункта 1.2 НК РФ вступила в силу с 01.01.2021 на основании Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [6]. С учетом выше изложенного, налогоплательщикам за 2021 год (налоговый период), начиная с 2022 года, налоговый орган сможет производить доначисления НДФЛ не дожидаясь от них представления налоговых деклараций. Все доначисления налоговые органы смогут производить в специализированной компьютерной программе (ПК АИС «Налог-3» в ветке «Налоговое администрирование\Физические лица\4.02. Контрольная работа ФЛ — НДФЛ\02.) и предоставлять налогоплательщику. Уточню, если налогоплательщик в 2020 году продал недвижимость раньше минимального срока владения (3 года или 5 лет) либо получили ее в подарок не от близкого родственника и не предоставил налоговую декларацию по НДФЛ, налоговые органы начиная с 2021 года могут провести камеральную проверку и доначислить НДФЛ без поданной налогоплательщиком декларации.

На основании описываемых изменений, ФНС России подготовило письмо от 8 июля 2021 г. № ЕА-4-15/9587@ «О проведении камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ», указав следующее: «Предварительный расчет сумм налога с доходов физических лиц, полученных от продажи либо в результате получения в дар недвижимого имущества, осуществляется в ПК АИС «Налог-3» в ветке «Налоговое администрирование\Физические лица\4.02. Контрольная работа ФЛ — НДФЛ\02. Расчеты НДФЛ по продаже и (или) дарению

объектов недвижимости». В дальнейшем сведения из данной ветки поступают для проведения камеральной налоговой проверки. При автоматизированном расчете учитывается, что для доходов от продажи недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1.1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ. Проведение камеральной налоговой проверки в соответствии с пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ и оформление ее результатов осуществляется в ветке «Налоговое администрирование\Контрольная работа (налоговые проверки)\122. Камеральная налоговая проверка НДФЛ\04. Реестр расчетов по продаже и (или) дарению объектов недвижимости в подлежащих КНП в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК», в которой по сроку, соответствующему дню, следующему за днем истечения установленного срока уплаты налога на доходы физических лиц, формируется указанный реестр. При подтверждении по результатам проверки факта неисполнения налогоплательщиком обязанности по представлению налоговой декларации, установленной пунктом 1 статьи 229 НК РФ, налоговым органом применяются меры ответственности, предусмотренные пунктом 1 статьи 119 НК РФ, с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения» [7]. В указанном письме обращается внимание, что: «в ПК АИС «Налог-3» технологическим процессом 103.06.06.00.0160 «Расчет НДФЛ и камеральная налоговая проверка на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о продаже либо дарении недвижимого имущества», в рамках которого реализовано проведение вышеуказанной камеральной налоговой проверки, не предусмотрено автоматическое закрытие камеральной проверки по истечении трехмесячного срока» [7]. Следовательно, можно говорить о появлении нового вида налогового администрирования - цифрового налогового камерального контроля. Трансформации существующей формы налогового контроля - стандартной камеральной налоговой проверки.

В связи с указанным обстоятельством, действия налогового органа могут послужить причиной неправомерного и несвоевременного проведения камеральной проверки, в случаях, когда налогоплательщик будет освобожден от уплаты НДФЛ и (или) представления налоговой декларации. Соответственно, необходимо разделять сроки предоставления налоговой декларации по НДФЛ для получения налоговых вычетов (сроки отсутствуют, такие декларации можно представить в любое время в течение всего года, без каких-либо налоговых санкций) и уплаты налогов (не позднее 30 апреля после окончания очередного налогового периода). ФНС России в письме № ЕА-4-15/16364@ от 24.11.2021 описала возможные случаи привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки, проведенной в связи с непредставлением декларации 3-НДФЛ [8].

Важно перечислить все случаи, при которых возможны необоснованные требования со стороны налоговых органов. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 305-ФЗ [9] изменил порядок представления декларации по форме 3-НДФЛ для граждан при продаже бюджетного имущества. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 305-ФЗ внес поправки в статью 229 НК РФ, отменяющие обязанность физических лиц подавать в инспекцию налоговую декларацию при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 рублей, а иного имущества (транспорта, гаражей и т.д.) - до 250 000 рублей. «Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце втором подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, если в отношении такого недвижимого имущества налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем вторым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, и если сумма всех таких доходов от продажи такого имущества в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета». «Налогоплательщики также вправе не указывать в налоговой декларации сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи недвижимого имущества, указанного в абзаце третьем подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, и (или) сумму всех полученных в налоговом периоде доходов от продажи имущества, указанного в абзаце четвертом подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, если в отношении такого недвижимого имущества (имущества) налогоплательщик в налоговом периоде имеет право на имущественный налоговый вычет в размере, предусмотренном абзацем третьим и

(или) четвертым подпункта 1 пункта 2 статьи 220 НК РФ, и если сумма всех таких доходов от продажи такого недвижимого имущества (имущества) в налоговом периоде не превышает установленный размер такого имущественного налогового вычета». Таким образом, если доход от продажи недвижимого имущества меньше установленного налогового вычета - 1 000 000 руб. или 250 000 руб., декларацию 3-НДФЛ можно не подавать, соответственно и налог к уплате не возникает. Указанные нововведения будут применяться в отношении физических лиц, продавших имущество в 2021 году, т.е. начиная с налогового периода 2021 года, не ранее. От представления налоговой декларации за 2021 год и уплаты НДФЛ освобождаются доходы семей с двумя и более детьми, полученные от продажи в 2021 году жилья, независимо от срока нахождения такого жилья в их собственности [10]. Данный порядок применяется при соблюдении следующих условий: возраст детей налогоплательщика - до 18 лет (или до 24 лет в случае обучения ребенка на очной форме обучения); кадастровая стоимость проданного жилого помещения не превышает 50 млн рублей; налогоплательщику (членам его семьи) на дату отчуждения проданного жилья не принадлежит в совокупности более 50% в праве собственности на иное жилое помещение с общей площадью, превышающей общую площадь купленного взамен старого жилого помещения; до 30 апреля 2022 года налогоплательщиком (членами его семьи) приобретено в собственность другое жилье (при долевом строительстве - оплачена полная стоимость приобретаемого жилого помещения по договору); общая площадь приобретенного жилого помещения превышает по площади (или по кадастровой стоимости) проданное жилье. Дополнительно, нововведение будет распространяться в случае, если такие доходы получит несовершеннолетний ребенок из такой семьи от продажи объекта имущества.

Появление нового вида налогового администрирования - цифрового налогового камерального контроля, трансформация существующей формы налогового контроля может создать определенные сложности при осуществлении камеральной проверки. Цифровизация налогового контроля затронет следующее. Особенно это отразится на моменте окончания срока проведения камеральной налоговой проверки. Также безусловно данное обстоятельство послужит причиной увеличения нагрузки на налоговое администрирование в связи с вступлением в силу Закона № 325-ФЗ. Представляется необходимым в целях недопущения нарушения сроков, установленных пунктом 1.2 статьи 88 НК РФ, наиболее эффективно организовать работу территориальных налоговых органов для обеспечения проведения и своевременного завершения камеральных проверок (несмотря на то, что многие технические процессы запускаются и выполняются автоматически в рамках АИС). Так, предварительный расчет сумм НДФЛ, полученных от продажи либо в результате получения в дар недвижимого имущества, будет осуществляться в ПК АИС «Налог-3». Данный расчет будет действовать до того момента, пока налогоплательщик не подтвердит, либо опровергнет произведенные программой доначисления, путем представления налоговой декларации, или пояснений налоговому органу. Раннее существующий порядок проведения камеральной налоговой проверки действовать уже не будет, когда налоговый орган не имел право самостоятельно доначислять налогоплательщику НДФЛ, в случае игнорирования налогового органа при проведении мероприятий налогового контроля. Необходимо отметить, что измененный, дополненный порядок проведения камеральной проверки по НДФЛ существенно ограничил права налогоплательщиков, фактически подвел определенную черту о невозможности не предоставления налоговому органу достоверной, наиболее полной и необходимой информации при осуществлении мероприятий налогового контроля в ходе камеральной налоговой проверки, тем более игнорирования налоговых органов.

Следует отметить, что преимущество камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов, а теперь и без направления в налоговый орган необходимых документов со стороны налогоплательщика. В рамках существующих реалий, новый порядок представляется необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок с целью повышения собираемости налогов. Данное нововведение, внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения является новым этапом широко проводимой цифровизации, способствующей усовершенствованию и развитию налогового контроля в рамках проводимой цифровизации налогового администрирования и

появлению новой цифровой формы камеральной проверки. Безусловно и ожидаемо в настоящее время в период расширения цифровой экономики большое внимание уделять новым разработкам в этой области (автоматизированная информационная система «Налог» на сайте ФНС России, развитие автоматизированной информационной системы ФНС России). Таким образом данная программа с учетом новых полномочий налоговых органов позволит на основе данных налоговой отчетности, данных поступающих в налоговые органы выявлять сферы возможных налоговых правонарушений (преступлений), определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения камеральной проверки.

Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [11] внес в ст. 229 НК РФ значительные изменения, скорректировавшие порядок сдачи физическими лицами налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ в случаях получения доходов от продажи своего имущества. Так, названным Федеральным законом № 305-ФЗ скорректирован и пункт 4 ст. 229 НК РФ. На основании произведенных изменений, налогоплательщики с 2022 года в ряде случаев могут не указывать в декларации по форме 3-НДФЛ доходы от продажи недвижимости до истечения 3 и 5 лет владения. В частности, в декларации можно не отражать доходы, если в отношении объекта гражданин пользуется правом на имущественный вычет. При этом стоимость проданной недвижимости или совокупность доходов от продажи нескольких объектов не должны превышать предельный размер вычета: 1 000 000 руб. - для жилья, садовых домов и земельных участков (абз. 2 пп. 1 п. 2 ст. 220 НК РФ); 250 000 руб. -для иной недвижимости (абз. 3 и 4 пп.1 п. 2 ст. 220 НК РФ). Таким образом, налогоплательщикам не нужно будет подавать в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ при продаже недвижимого имущества (жилых домов, квартир, комнат, садовых домов или земельных участков) на сумму до 1 000 000 руб., а иного имущества (транспорта, гаражей и т. д.) - до 250 000 руб.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2020 года расширен перечень применения минимального трехлетнего срока для освобождения от уплаты НДФЛ. В настоящее время при продаже собственником единственного жилого помещения минимальный предельный срок владения сокращается с пяти до трех лет. При этом на момент перехода права собственности на проданное жилое помещение (или долю в нем) физическое лицо не должно владеть другим жилым помещением. Кроме того, нужно учитывать не только недвижимость самого продавца, но и объекты, находящиеся в совместной собственности супругов. Следовательно, если у налогоплательщика в собственности одна квартира, которая продана через три года с момента приобретения, налогоплательщик освобождается от представления декларации и уплаты НДФЛ, но при определенных условиях. В данном случае, есть одно исключение. Если второе жилье было куплено продавцом или его женой (мужем) в течение 90 дней до даты регистрации перехода права собственности на реализованный объект, то такое жилье не учитывается. Другими словами, даже при наличии подобной недвижимости (приобретенной не более чем за 90 дней до дня перехода права собственности на проданный объект к покупателю) минимальный предельный срок владения проданным объектом составит 3 года. Нововведения касаются не только квартир, но и земельных участков с жилыми домами и хозяйственными постройками. Условия освобождения от уплаты НДФЛ те же (такие правила действуют с 1 января 2020 года). Данные изменения регламентированы Федеральным законом от 26.07.2019 №210-ФЗ [12].

Подводя итоги отметим. С учетом принятых нововведений, следует говорить об усилении мер налогового администрирования, которые обязательно отразятся на налогоплательщиках и иных участниках налоговых отношений. В результате дополнений положений ст. 88 НК РФ появились новые требования при проведении камеральной налоговой проверки в случае непредставления налогоплательщиком декларации 3-НДФЛ в отношении доходов, полученных от продажи недвижимости либо в результате получения ее в дар. Однозначно, указанные изменения будут способствовать существенному усилению налогового администрирования, что безусловно может привести к увеличению налоговых споров, досудебному разбирательству, поскольку не у всех налогоплательщиков оформлен личный кабинет на сайте ФНС России, многие налогоплательщики до сих пор не следят за соблюдением налоговой дисциплины, пытаются всячески обойти и уйти от уплаты налогов, безответственно относятся к соблюдению

действующего налогового законодательства и зачастую игнорируют законные требования налоговых органов. Убеждены, что назрела необходимость в надлежащем правовом обеспечении защиты фискальных интересов государства в условиях трансформации цифровой экономики. Поступательно развивающаяся цифровизация экономики оказывает существенное воздействие на развитие налогово-правовых отношений в новых реалиях. Что безусловно отражается на изменении механизмов налогового контроля. Так для надлежащего обеспечения соблюдения фискальных интересов государства необходимо подвергнуть трансформации доктринальные подходы в правовом регулировании налоговой системы, налогов, сборов, страховых взносов, принципов и элементов налогообложения, налогового администрирования и налогового контроля.

Представляется, что новые технологии полностью способны автоматизировать процессы налогового администрирования, налогового контроля, но для эффективного их функционирования необходимо с учетом постоянно развивающихся цифровых технологий совершенствовать законодательство о налогах и сборах. Это необходимо для того, чтобы введение новых форм и методов такой деятельности потребовало соответствующего законодательного закрепления, с целью избежания конкуренции между новыми и действующими формами контроля и налогового администрирования. Трансформация существующих форм и методов налогового контроля, налогового администрирования потребует введение новых гарантий, прав участников налоговых отношений, а также соответствующих способов их реализации с целью соблюдения их прав и законных интересов в налоговой сфере с целью создания новой модернизированной - цифровой формы современного налогового контроля (камеральной проверки).

Литература и источники

1. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р. // Электронный ресурс http://static.government.ru /media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

2. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.

3. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. // URL: https://www.minfm.ru/ common/upload/library/2019/10/main/ONBNiTTP_2020-2022.pdf (дата обращения: 14.04.2022).

4. Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 21.03.1991 № 943-1// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492.

5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30.09.2004 № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

6. Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 39. Ст. 5375.

7. Письмо ФНС России от 8 июля 2021 г. № ЕА-4-15/9587@ «О проведении камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 1.2 ст. 88 НК РФ» // СПС Консультант Плюс.

8. Письмо Федеральной налоговой службы от 24 ноября 2021 г. № ЕА-4-15/16364@ «О привлечении к ответственности по результатам камеральной налоговой проверки в соответствии с п. 1.2. ст. 88 НК РФ» // СПС Гарант.

9. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть I). Ст.5133.

10. Федеральный закон от 29.11.2021 № 382-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 49 (часть I). Ст. 8146.

11. Федеральный закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (часть I). Ст.5133.

12. Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2019. № 30. Ст. 4112.

References and Sources

1. The program «Digital Economy of the Russian Federation» was approved by the order of the Government of the Russian Federation dated July 28, 2017 № 1632-r. // Electronic resource http://static.government.ru/media /files/9gFM4FHj4Ps B79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (date of access: 14.04.2022).

2. Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 № 474 «On the national goals of the development of the Russian Federation for the period until 2030» // СЗ RF. 2020. № 30. Art. 4884.

3. The main directions of the budget, tax and customs tariff policy for 2020 and for the planning period of 2021 and 2022. URL: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/10/main/0NBNiTTP_2020-2022.pdf (Accessed 14.04.2022).

4. Law of the Russian Federation «On the tax authorities of the Russian Federation» dated March 21, 1991 № 943-1// Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. № 15. Art. 492.

5. Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the Regulations on the Federal Tax Service» dated September 30, 2004 № 506 // СЗ RF. 2004. № 40. Art. 3961.

6. Federal Law № 325-FZ of September 29, 2019 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation» // SZ RF. 2019. № 39. Art. 5375.

7. Letter of the Federal Tax Service of Russia dated July 8, 2021 № EA-4-15 / 9587@ «On conducting a desk tax audit in accordance with clause 1.2 of Art. 88 of the Tax Code of the Russian Federation» // SPS Consultant Plus.

8. Letter of the Federal Tax Service dated November 24, 2021 № EA-4-15/16364@ «On holding liable based on the results of a desk tax audit in accordance with clause 1.2. Art. 88 of the Tax Code of the Russian Federation» // SPS Garant.

9. Federal Law №2 305-FZ of July 2, 2021 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // CZ RF. 2021. № 27 (part I). Article 5133.

10. Federal Law № 382-FZ of November 29, 2021 «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation» // SZ RF. 2021. № 49 (part I). Art. 8146.

11. Federal Law №2 305-FZ of July 2, 2021 «On Amendments to Parts One and Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // CZ RF. 2021. № 27 (part I). Article 5133.

12. Federal Law of July 26, 2019 №2 210-FZ «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // SZ RF. 2019. № 30. Art. 4112.

ВАСИЛЬЕВА ЕВГЕНИЯ ГРИГОРЬЕВНА - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного и финансового права Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия (Краснодар). VASILYEVA, EVGENIYA G. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Administrative and Financial Law, North Caucasus Branch of the Russian State University of Justice, Krasnodar (vasileva_e80@mail.ru).

УДК 336.2 DOI: 10.24412/2411-2275-2022-2-89-93

КРОХИНА Ю.А.

МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ФИСКАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Ключевые слова: налоговая экспертиза, налоговая реконструкция, экономико-криминалистический анализ, расчетно-аналитический метод.

В настоящее время неуклонно возрастает потребность в использовании специальных знаний в процессе привлечения к ответственности за неуплату налогов. Экспертиза может быть назначена в административном, арбитражном и уголовном процессах в ситуациях, когда необходимо установить сумму подлежащих уплате в бюджет и фактически уплаченных налогов в связи с совершением каких-либо финансовых или хозяйственных операций. Вместе с тем анализ правоприменительной практики показывает, что участники всех стадий рассмотрения налоговых споров сталкиваются с трудностями при оценке целесообразности проведения экспертизы, определении круга вопросов, которые должны быть поставлены перед экспертом. Исходя из сущности налоговой экспертизы, обоснована возможность применения при ее производстве общенаучных методов, разработанных экономическими, статистическими, экономико-правовыми науками. Автором аргументирован вывод о наличии у налоговой экспертизы также и автономных методов, к числу которых относятся расчетно-аналитические и документальные приемы.

KROKHINA, Yu.A.

METHODS OF TAX EXPERTISE AS A TOOL FOR RESOLVING CONFLICTS IN FISCAL RELATIONS Key words: tax expertise; tax reconstruction; economic and forensic analysis; calculation-analytical method.

At present, the need to use special knowledge in the process of bringing to responsibility for tax evasion is steadily increasing. Expertise can be appointed in administrative, arbitration and criminal proceedings in situations where it is necessary to establish the amount of taxes payable to the budget and actually paid taxes in connection with the performance of any financial or business transactions. At the same time, the analysis of law enforcement practice shows that participants at all stages of tax disputes are faced with difficulties in assessing the feasibility of conducting an examination, determining the range of questions that should be posed to an expert. Based on the essence of tax expertise, the possibility of using general scientific methods developed by economic, statistical, economic and legal sciences in its production is substantiated. The author substantiates the conclusion that the tax expertise also has autonomous methods, which include calculation-analytical and documentary methods.

Согласно ч. 1 ст. 95 НК РФ, в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле. Эксперты и специалисты привлекаются как на досудебной, так и в судебной стадиях разрешения налогового спора.

Постановление Пленума ВС РФ от 26.11.2019 №48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» обобщило судебную практику и ввело в уголовный процесс ряд новых концептуальных идей в процедурах доказывания по делам об уклонении от уплаты обязательных платежей. Вместе с тем, данное Постановление имеет важное значение в целом для налогового процесса, поскольку уголовное преследование по рассматриваемой категории дел почти всегда является последствием налогового спора и арбитражного разбирательства. Напомним, что до 06.03.2022 следственные органы имели право возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям на основе информации, полученной из различных источников, в том числе полученной самостоятельно. 04.03.2022 в статьи 140 и 144 УПК РФ внесены изменения, согласно которым возбуждение уголовных дел о налоговых преступлениях стало возможным только на основании данных налоговой проверки [1].

Новеллы осуществления уголовного преследования по налоговым преступлениям актуализируют вопросы учета разъяснений Пленума №48 при проведении налоговых проверок, в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.