Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ'

ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
839
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Н. Г., Корзоватых Ж. М.

В статье исследуется действующая в России система налогового администрирования и ее инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства. Целью исследования является определение основных направлений совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации. Методом исследования послужил контент-анализ научных публикаций по вопросам налогового администрирования и контроля в современных условиях. В работе решены задачи оценки эффективности деятельности налоговых органов, определения проблем применения инструментов налогового администрирования и путей их решения. Применение информационных технологий позволяет расширить возможности налогового администрирования как основного элемента практической реализации налоговой политики, непосредственно влияющего на эффективность налогового контроля. Научная ценность статьи заключается в определении направлений дальнейшего развития инструментов налогового администрирования, нацеленного на повышение эффективности деятельности налоговых органов и качества обслуживания экономических субъектов в контексте цифрового взаимодействия государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TAX ADMINISTRATION TOOLS IN RUSSIA

The article examines the current system of tax administration in Russia and its innovative tools, actively developed and implemented in the context of the digital technologies’ rapid development and the transformation of the control and supervisory state activities. The purpose of the study is to determine the main directions for improving tax administration in the Russian Federation. The research method was the content analysis of scientific publications on tax administration and control in modern conditions. The paper solves the tasks of the tax authorities’ activities effectiveness evaluating, identifying problems in the application of tax administration tools and ways to solve them. The use of information technologies makes it possible to expand the tax administration possibilities, as the main element in the practical implementation of tax policy, which directly affects the tax control effectiveness. The scientific value of the article lies in determining the directions for further development of tax administration tools aimed at increasing the tax authorities’ efficiency and the service quality for economic entities in digital interaction between the state represented by tax authorities and taxpayers.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ»

УДК 336.225(045) JEL Н26 DOI 10.26425/1816-4277-2022-4-122-129

Инновационные инструменты налогового администрирования в России

Морозова Надежда Григорьевна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0003-3599-4618, e-mail: mng14@mail.ru

Корзоватых Жанна Михайловна

Канд. экон. наук, доц. каф. бухгалтерского учета, аудита и налогообложения ORCID: 0000-0002-8270-2115, e-mail: korzovatykh@yandex.ru

Государственный университет управления, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется действующая в России система налогового администрирования и ее инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства. Целью исследования является определение основных направлений совершенствования налогового администрирования в Российской Федерации. Методом исследования послужил контент-анализ научных публикаций по вопросам налогового администрирования и контроля в современных условиях. В работе решены задачи оценки эффективности деятельности налоговых органов, определения проблем применения инструментов налогового администрирования и путей их решения. Применение информационных технологий позволяет расширить возможности налогового администрирования как основного элемента практической реализации налоговой политики, непосредственно влияющего на эффективность налогового контроля. Научная ценность статьи заключается в определении направлений дальнейшего развития инструментов налогового администрирования, нацеленного на повышение эффективности деятельности налоговых органов и качества обслуживания экономических субъектов в контексте цифрового взаимодействия государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков.

Ключевые слова

Налоговое администрирование, налоговый контроль, налогообложение, налогоплательщики, налоговые органы, цифровые технологии, цифровизация

Для цитирования: Морозова Н.Г., Корзоватых Ж.М. Инновационные инструменты налогового администрирования в России//Вестник университета. 2022. № 4. С. 122—129.

© Морозова Н.Г., Корзоватых Ж.М., 2022.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Innovative tax administration tools in Russia

Nadezhda G. Morozova

Cand. Sci (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0003-3599-4618, e-mail: mng14@mail.ru

Zhanna M. Korzovatykh

Cand. Sci (Econ.), Assoc. Prof. at the Accounting, Audit and Taxation Department ORCID: 0000-0002-8270-2115, e-mail: korzovatykh@yandex.ru

State University of Management, Moscow, Russia

ABSTRACT

The article examines the current system of tax administration in Russia and its innovative tools, actively developed and implemented in the context of the digital technologies' rapid development and the transformation of the control and supervisory state activities. The purpose of the study is to determine the main directions for improving tax administration in the Russian Federation. The research method was the content analysis of scientific publications on tax administration and control in modern conditions. The paper solves the tasks of the tax authorities' activities effectiveness evaluating, identifying problems in the application of tax administration tools and ways to solve them. The use of information technologies makes it possible to expand the tax administration possibilities, as the main element in the practical implementation of tax policy, which directly affects the tax control effectiveness. The scientific value of the article lies in determining the directions for further development of tax administration tools aimed at increasing the tax authorities' efficiency and the service quality for economic entities in digital interaction between the state represented by tax authorities and taxpayers.

Keywords

Tax administration, tax control, taxation, taxpayers, tax authorities, digital technologies, digitalisation

For citation: Morozova N.G., Korzovatykh Zh.M. (2022) Innovative tax administration tools in Russia. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 122-129.

ВВЕДЕНИЕ

В сферах государственного управления, промышленности, банковской деятельности и пр. ежедневно генерируется и аккумулируется огромное количество информации и данных. Появившиеся новые возможности технологических и цифровых инноваций непосредственно влияют на многие сферы деятельности экономики. При этом ключевым преимуществом цифровизации экономики являются возможности автоматического управления экономической системой, способствующие значительному росту эффективности управления хозяйственной деятельностью на макро-, мезо- и микроуровнях.

В сложившихся условиях возникает необходимость обеспечения соответствующей благоприятной среды, разработки и применения новых подходов к государственному управлению и регулированию, в том числе в области налогов и налогообложения, где в целях оптимизации налоговых доходов повышается эффективность налогового администрирования и контроля, а также борьбы с уклонением

© Morozova N.G., Korzovatykh Zh.M., 2022.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

от уплаты налогов. Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее — ФНС РФ) в соответствии с выделенными целями внедряет в свою работу новейшие инструменты налогового администрирования, параллельно оптимизирующие работу налоговых органов.

За последние 5—10 лет новые инструменты налогового администрирования активно развивались и сейчас они представляют собой уже продукты инновационной деятельности. Это автоматизированная информационная система (АИС) «Налог-3» и ее подсистемы (автоматизированные системы контроля (АСК) НДС-2, НДС-3 и др.), Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС), личные кабинеты налогоплательщиков, электронная отчетность, онлайн-кас-сы, налоговый мониторинг и пр. [1].

Термин «налоговое администрирование» широко применяется на практике наряду с такими понятиями, как «администрирование налоговой системы», «администрирование в налоговой сфере», однако возникают затруднения в трактовке и определении экономического содержания этого понятия [2]. Единое мнение среди экономистов в понимании значения термина «налоговое администрирование» отсутствует. Как отмечает А.В. Угрюмова [3], «термин «налоговое администрирование» применяется бессистемно, отсутствует единое понимание его содержания» [с. 150]. В нормативно-правовых актах РФ, включая подзаконные акты, трактовка понятия «налоговое администрирование» отсутствует.

Впервые в 1997 г. в работе М.Т. Оспанова [4] упоминается понятие «налоговое администрирование» как «система управления налогами».

В экономической литературе встречаются мнения современных экономистов и экспертов со своей спецификой, конкретикой и детализацией содержательной части термина «налоговое администрирование». В научной статье В.А. Цветкова и др. [5] обобщены результаты описания сущности понятия «налоговое администрирование», данного российскими экономистами, и выявлено, что ряд авторов отмечают, что налоговое администрирование основано на налоговом законодательстве. Так, например, Л.В. Максимова и М.С. Мишенина [6] понимают под налоговым администрированием «...совокупность процедур, обеспечивающих государственное управление в сфере налогообложения. Налоговое администрирование имеет целевую направленность на исполнение налогового законодательства» [с. 240].

В свою очередь, Э.Г. Шурдумова и Д.М. Канкулов [7] трактуют налоговое администрирование «как организационную систему, помогающую реализации налоговой политики государства» [с. 134]. Л.И. Гон-чаренко [8] определяет налоговое администрирование «.как элемент налоговой системы, базирующийся на налоговом законодательстве, организационной деятельности по реализации налоговой политики и функционированию налоговых органов, а также налоговом контроле» [с. 29].

Заслуживающим интерес является научная работа А.П. Щербаковой и Е.С. Ткач [9], в которой анализируются точки зрения других российских авторов в рамках исследования экономической сущности понятия «налоговое администрирование». По мнению А.Е. Иванова [10], налоговое администрирование представляет собой «.комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках» [с. 8]. О.С. Ось [11] в научной трактовке понятия «налоговое администрирование» делает акцент на «.комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех налогов в максимальном объеме при минимальных издержках» [с. 67].

Обобщив представленные мнения специалистов и экспертов, можно заключить, что в широком смысле под налоговым администрированием следует понимать комплексное государственное управление налоговой системой с соблюдением паритета интересов налогоплательщиков и налоговых органов в целях повышения эффективности функционирования налогового механизма, и, в узком смысле, — деятельность фискальных органов по реализации налоговой политики, осуществлению налогового контроля и обеспечению соблюдения налогового законодательства всеми субъектами экономики.

МЕТОДОЛОГИЯ

Методологическую основу исследования составили труды российских ученых, посвященные проблемам налогового администрирования в контексте цифрового взаимодействия государства в лице налоговых органов и налогоплательщиков, обеспечивающего эффективность деятельности налоговых органов и качество обслуживания экономических субъектов. В качестве основного методологического принципа исследования применено дифференцированное рассмотрение результатов анализа практики использования программ автоматизированных учетных систем в деятельности налоговых органов.

В исследовании были использованы: статистический анализ, метод научных абстракций, контент-анализ мнений российских экспертов и экономистов, научных публикаций по вопросам налогового администрирования и контроля в современных условиях.

В качестве информационной базы использованы статистические данные, опубликованные ФНС РФ отчеты, официально публикуемые Правительством РФ и Министерством финансов РФ данные, официально публикуемые данные и публичная информация ФНС РФ и других государственных органов, мнения экспертов и специалистов в публикациях периодических и информационных изданий.

Для обоснования авторских положений использовались данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федеральной налоговой службы РФ и других институциональных регуляторов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ действующей практики по налоговому администрированию за последнее десятилетие позволяет сделать вывод о трех основных направлениях ее развития: первое, направленное на пополнение бюджета; второе, обеспечивающее эффективное и качественное взаимодействие налогоплательщиков и налоговых органов; третье, ориентированное на сочетание интересов и налогоплательщиков и налоговых органов [12].

Последние наблюдаемые изменения в налоговой политике России отражают общие тенденции циф-ровизации и все большего внедрения технологий и автоматизации налогообложения в соответствии с современными возможностями, требованиями и принятой программой цифровизации, тем самым реализуя все три направления развития налогового администрирования. Внедрение цифровых технологий в налогообложение способствует росту эффективности и прозрачности налоговой системы, возникновению новых механизмов налогового администрирования, передачи данных, трансформации состава и структуры налогов, направлений и способов реализации налоговой политики. Расширяющиеся возможности налоговых органов по доступу к данным различных источников позволяют существенно повысить собираемость налогов и эффективность налогового контроля, что способствует в итоге реализации экономической политики государства на макро-, мезо- и микроуровнях [13].

Наблюдаемая трансформация ФНС РФ в цифровую сервисную компанию способную обеспечить администрирование с высоким уровнем надежности и эффективности и высочайших стандартов оказываемых услуг, способствовала возникновению новых инструментов и новых задач налоговой политики, оказывающих влияние на развитие и качество налогового администрирования как в национальных, так и международных масштабах.

Центральное место в налоговом администрировании занимает налоговый контроль, позволяющий осуществлять своевременное исполнение налогоплательщиками своих налоговых обязательств, что является важнейшим условием рационального функционирования налоговой системы. Актуальность повышения качества налогового контроля в настоящее время возрастает в связи с необходимостью увеличения доходной части бюджета государства. Ключевым условием проведения успешного налогового контроля является эффективность налоговых проверок.

Эффективность контрольной деятельности налоговых органов предполагает достижение наилучших результатов с использованием наименьшего объема ресурсов. На показатель эффективности влияют выбор форм, методов, инструментов и приемов проведения налогового контроля. Правильное сочетание данных факторов позволяет с минимальными затратами достигнуть максимального результата при проведении контроля.

Очевидно, прослеживаемая тенденция сокращения числа выездных налоговых проверок с параллельным ростом их эффективности демонстрируется ФНС последние несколько лет: в 2018 г. наблюдалось снижение на 30 %, в 2019 г — на 34,1 %, в 2000 г. — на 33,3%, составив в абсолютном выражении 6 000 проверок за год. Возрастает результативность выездной проверки: по данным 2019 г. было 33,5 млн руб. доначислений на одну проверку. Добровольно налогоплательщиками уплачено в бюджет 80 млрд руб. дополнительно за 2018 г. В 2020 г. контрольные мероприятия дополнительно позволили аккумулировать в бюджет порядка 300 млрд руб. [12].

Оценка эффективности деятельности Инспекции ФНС РФ (далее — ИФНС) как органов, осуществляющих налоговый контроль, должна исходить из достигнутых результатов их работы с учетом стоящих перед ними функций.

Развитие информационно-коммуникационных технологий (далее — ИТ-технологий) налогового администрирования способствовало существенному сокращению выездных налоговых проверок.

Применение инновационных инструментов контроля сменило направление контрольной работы с проверок налогоплательщиков на формирование прозрачной налоговой среды в различных отраслях экономики [13].

Налоговый мониторинг, как одна из инновационных форм налогового контроля, применяемых с 1 января 2016 г. в формате онлайн-взаимодействия крупнейших налогоплательщиков с налоговыми органами посредством удаленного доступа к бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика, позволяет своевременно выявлять налоговые риски и быстро урегулировать спорные налоговые позиции. Налоговый мониторинг применяют с 1 января 2021 г. 209 компаний крупнейших налогоплательщиков, рост числа которых прогнозируется к 2022 г. до порядка 3,9 тыс., и к 2024 г. — 7,8 тыс. налогоплательщиков [14].

Применение современной контрольно-кассовой техники с возможностями онлайн-передачи налоговым органам сведений о расчетах в розничной торговле позволяет существенно повысить эффективность налогового контроля в сфере наличного денежного оборота субъектов малого и среднего бизнеса, а также способствует повышению собираемости налоговых платежей в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований. На февраль 2021 г. в налоговых органах России зарегистрировано около 3,4 млн единиц онлайн-касс [15], передающих информацию о расчетах в электронном виде. С ужесточением законодательства за период 2021 г. прогнозируется существенный рост числа зарегистрированной контрольно-кассовой техники.

В рамках развития автоматизации налогового администрирования можно отметить также следующие направления:

- размещение информации о налогоплательщиках в свободном доступе, позволяет компаниям получить полную качественную информацию о контрагентах в режиме онлайн, а в случае возникновения спорных ситуаций, использовать в качестве доказательной базы обоснования должной осмотрительности;

- реализация специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» на базе цифровой платформы в мобильном приложении «Мой налог», направлена на легализацию доходов лиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, но на постоянной основе получающих доходы. География применения эксперимента по данному налогу постоянно расширяется: в 2019 г. режим применялся на территории 4-х субъектов РФ, с января 2020 г. еще в 19 субъектах РФ, с июля 2020 г. — на территории всех субъектов РФ. На начало 2021 г. по всей России зарегистрировано более 1,8 млн плательщиков налога на профессиональный доход, суммарный доход которых составил порядка 200 млрд руб. [12]. К концу 2021 г. число плательщиков налога на профессиональный доход превысило 3,5 млн человек, что соразмерно числу зарегистрированных в РФ индивидуальных предпринимателей — около 3,5 млн [15];

- функционирование Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — МСП), электронно присваивающего статус субъекта МСП. На начало II квартала 2021 г. в едином реестре числилось свыше 5,7 млн субъектов МСП, в том числе 5 547 563 микропредприятий, 215 372 малых предприятий и 17 680 средних предприятий [15];

- реализация на сайте ФНС РФ личных кабинетов налогоплательщиков. «Личный кабинет физического лица» позволяет осуществлять мониторинг задолженности по налогам и сборам, сдавать налоговые декларации, отслеживать результаты проверки. «Личный кабинет юридического лица» позволяет получать актуальную информацию о начисленных и уплаченных налогах, задолженностях и переплатах по ним, получать выписки по расчетам с бюджетом, направлять запросы и отслеживать решения по ним. Планируется объединение личных кабинетов с данными онлайн-касс в целях реализации функционала отражения сведений о покупках и подачи заявлений о налоговых вычетах в один клик. По данным на начало 2022 г. в личном кабинете ФНС РФ зарегистрировано 39 млн плательщиков, уплата имущественных налогов с использованием кабинетов составляет 93 % [15];

- сервис «Прозрачный бизнес», позволяющий получить комплексную информацию о налогоплательщике, оценить его деятельность, налоговую нагрузку, выявить недостоверные сведения, оценить риски, оптимизировать налоги. Если 2019 г. данным сервисом воспользовались только порядка 4 млн налогоплательщиков, то за 2020 г. уже свыше 37 млн [15]. Однако сервис недостаточно оперативно отражает информацию, сведения размещаются с задержкой;

- дополнительные сервисы в виде выбора налоговых режимов и применения налогового калькулятора, рассчитывающие налоговую нагрузку, формирующие платежные документы, позволяющие проверить корректность заполнения первичных документов и произвести расчет налоговых платежей [13].

Принцип, применяемый в налоговом режиме для самозанятых, когда учет и расчет налогов ведут налоговые органы посредством полностью дистанционного взаимодействия через приложение, в перспективе планируется поэтапно внедрять в другие системы налогообложения. Так, отменяемая для организаций с 2021 г. отчетность по земельному и транспортному налогам позволит сократить административную нагрузку на бизнес и, исключив необходимость ежегодной камеральной проверки 1 млн налоговых деклараций, сэкономить ресурсы налоговых органов. Для сверки налоговых платежей ИФНС предусмотрено направление сообщений налогоплательщикам с указанием исчисленной суммы налогов.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Наблюдаемые процессы изменений в налоговом администрировании и цифровизации его инструментов обнародовали ряд проблем:

- технические сбои электронных сервисов, вследствие чего возникает ответственность и последующие санкции в связи с нарушениями сроков предоставления отчетности в электронном виде, ответственность за нарушение способов и формата предоставления отчетности;

- правовой статус технических посредников передачи электронных данных и отчетности (информационно-технических служб и их сотрудников);

- открытость, доступность и степень защищенности конфиденциальных цифровых данных;

- повышение налоговой нагрузки в связи с изменением налоговых баз и пересмотром ставок по некоторым налогам;

- несвоевременное отражение информации и сведений в сервисах.

Получаемые налоговыми органами данные из различных источников посредством применения ИТ-технологий используются для налогового регулирования прямо или косвенно, то есть для обеспечения собираемости налоговых платежей, налогового контроля, корректировки и реализации экономической политики государства и регионов. Федеральная налоговая служба РФ продолжает работу над сокращением документооборота, упрощением налоговой отчетности, налогового администрирования и взаимодействий с налогоплательщиками, а именно:

- упрощением процедур регистрации налогоплательщиков;

- заявительным порядком получения льгот;

- представлением документов в один налоговый орган;

- отменой деклараций и введением сообщений о начисленной сумме;

- расширенным форматом подачи документов в электронном виде и получением данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами и пр.

Анализ применяемых инновационных инструментов налогового администрирования в практической деятельности налоговых органов демонстрирует активное развитие и непрерывное совершенствование электронных сервисов, существенно повышающих эффективность налогового администрирования и способствующих росту уровня налоговой грамотности и культуры, а также самосознания налогоплательщика.

В качестве конечной цели преобразований налогового администрирования ФНС РФ, несомненно, можно выделить неотвратимость санкций за нарушения налогового законодательства и формирование понятной налоговой среды с уклоном на стимулирование добросовестности и «прозрачности» налогоплательщиков, ориентированность на повышение комфортности условий налогового администрирования и снижения издержек для добросовестного бизнеса.

С целью реализации курса на повышение эффективности налогового администрирования с соблюдением фискальных и экономических интересов необходим баланс распорядительных фискальных мер и поощрительных стимулирующих мероприятий с одновременным ужесточением контроля, в частности, субъектов, применяющих агрессивные схемы уклонения от налогообложения.

Таким образом, дальнейшее развитие инструментов налогового администрирования для поддержания курса стабильного роста эффективности деятельности налоговых органов необходимо осуществлять в следующих направлениях:

- разработка единого организационно-правового механизма налогового администрирования, включающего инновационные инструменты, активно разрабатываемые и внедряемые в условиях стремительного развития цифровых технологий и трансформации контрольно-надзорной деятельности государства;

— вовлечение налогоплательщиков в процессы добровольного исполнения налоговых обязательств и отказа от использования агрессивных схем уклонения от налогообложения;

— сохранение курса на сокращение отчетности и упрощение процедур налогового администрирования как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов посредством совершенствования применяемых автоматизированных систем;

— повышение квалификации налоговых инспекторов с целью развития необходимых компетенций для эффективного применения возможностей ИТ-технологий, направленных на оценку налоговых рисков, выявление новых схем уклонения от исполнения налоговых обязательств.

В свою очередь, налогоплательщики должны предпринять должную осмотрительность с учетом тенденций развития новейших инструментов налогового администрирования и в дальнейшей работе:

— своевременно предупреждать и исключать налоговые риски, связанные с изменениями в налоговом администрировании;

— не допускать достижений критериев выездных налоговых проверок и уметь правильно действовать при налоговых проверках;

— подготовиться к введению АИС «Налог-4»;

— уметь аргументированно защищаться от обвинений в неуплате налогов, своевременно корректировать учетную политику в целях налогового учета;

— отслеживать новые тенденции и направления налоговой реконструкции;

— грамотно и своевременно учитывать доходы и особенно расходы, в частности связанные с пандемией коронавируса;

— понимать и применять принципы проверки контрагентов;

— вести безрисковое планирование налога на прибыль и пр.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инновационные инструменты налогового администрирования и средства контроля над налогоплательщиками позволяют повышать собираемость налогов и обеспечивать исполнения налоговых обязательств даже при спаде экономической активности. Цифровая реальность обязывает налогоплательщиков добросовестно и с высокой степенью ответственности выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, повышая налоговую дисциплину. Понимание революционных процессов, происходящих в налогообложении особенно актуально для минимизации налоговых рисков налогоплательщиков. Федеральная налоговая служба России создает условия, в которых налогоплательщику выгодно добросовестно вести деятельность, зарабатывая репутацию, обеспечивающую возможности налаживания деловых связей с добросовестными контрагентами и честно взаимодействовать с государством.

Библиографический список

1. Korzovatykh Z.M., Morozova N.G. Tax risks when applying VAT to the space industry. AIP Conference Proceedings. 2021;2318:070019. https://doi.org/10.1063/5.0036938

2. Черник Д.Г., Шмелева Ю.Д. (ред.) Налоги и налогообложение: учебник и практикум для академического бакалавриата. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт; 2022. 483 с.

3. Угрюмова А.В. К вопросу о содержании понятий «налоговое администрирование» и «администрирование налога». Вестник финансовой академии. 2008;4:150-154.

4. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений.. СПб.: СПбГУЭФ; 1997.

5. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование системы налогового администрирования в России. Финансы: теория и практика. 2017;21(6):34-49.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Мишенина М.С., Максимова Л.В. Налоговая безопасность и налоговое администрирование в системе мер обеспечения экономической безопасности. Академический вестник 2012;2(20):239-241.

7. Шурдумова Э.Г., Канкулова Д.М. Налоговое администрирование как основа реализации налоговой политики государства. Современные тенденции в экономике иуправлении: новый взгляд. 2013;22:130-135.

8. Гончаренко Л.И. К вопросу о понятийном аппарате налогового администрирования. Налоги и налогообложение. 2010;2:22-29.

9. Щербакова А.П., Ткач Е.С. К вопросу о сущности налогового администрирования и возможности его совершенствования на основе зарубежного опыта. Учет и контроль. 2020;2(52):17-23.

10. Иванов А.Е., Иванов С.А. Налогообложение некоммерческих организаций. Москва: КноРус; 2017. 288 с.

11. Ось О.С. Комментарии к налоговому кодексу Российской Федерации. 8-е изд. М.: Ось-89; 2016. 128 с..

12. Даниил Егоров подвел итоги работы за 2020 год и озвучил план работы ФНС на 2021 год. Главбух. 18.02.2021 г. https://www.glavbukh.ru/news/34615-daniil-egorov-podvel-itogi-raboty-za-2020-god-i-ozvuchil-plan-raboty-fns-na-2021-god (дата обращения: 15.03.2022).

13. Корзоватых Ж.М., Морозова Н.Г. Развитие инновационных инструментов налогового администрирования в РФ. Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2021;456:145-155. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2020-10223

14. Коммерсант. Тихая революция в налоговой системе. 23.12.2021. https://wwwkommersant.ru/doc/5141178 (дата обращения: 15.03.2022).

15. RBC: ГАЗЕТА. Глава ФНС — РБК: «Надо отвечать системно, не оперативно-маузерным способом». 2021;176. https://www. rbc.ru/newspaper/2021/11/22/619a19449a794748b2f7c4e8 (дата обращения: 15.03.2022)

References

1. Korzovatykh Z.M., Morozova N.G. Tax risks when applying VAT to the space industry. AIP Conference Proceedings. 2021;2318:070019. https://doi.org/10.1063/5.0036938

2. Chernik D.G., Shmelev Yu.D. (ed.) Taxes and taxation: textbook and workshop for academic bachelor's degree. Moscow: Yurait; 2022.

3. Ugryumova A.V On the question of the content of the concepts of "tax administration" and "tax administration". Bulletin of the Financial Academy. 2008;4:150-154.

4. Ospanov M.T. Tax reform and harmonization of tax relations. St. Petersburg: SPbGUEF; 1997.

5. Tsvetkov VA., Shutkov A.A., Dudin M.N., Lyasnikov N.V Improving the system of tax administration in Russia. Finance: theory and practice. 2017;21(6):34-49.

6. Mishenina M.S., Maksimova L.V Tax security and tax administration in the system of economic security measures. Academic Bulletin. 2012;2(20):239-241.

7. Shurdumova E.G., Kankulova D.M. Tax administration as the basis for the implementation of state tax policy. Modern trends in economics and management: a new look. 2013;22:130-135.

8. Goncharenko L. I. On the question of the conceptual apparatus of tax administration. Taxes and taxation. 2010;2:22-29.

9. Shcherbakova A.P., Tkach E.S. On the issue of the essence of tax administration and the possibility of its improvement based on foreign experience. Accounting and Control. 2020;2(52):17-23.

10. Ivanov A.E., Ivanov S.A. Taxation of non-profit organizations. Moscow: KnoRus; 2017.

11. Os O.S. Comments on the Tax Code of the Russian Federation. Moscow: Os-89; 8th ed.; 2016.

12. Daniil Egorov summed up the work for 2020 and announced the work plan of the Federal Tax Service for 2021. Glavbukh Magazine. 02.18.2021. https://www.glavbukh.ru/news/34615-daniil-egorov-podvel-itogi-raboty-za-2020-god-i-ozvuchil-plan-raboty-fns-na-2021-god (accessed 15.03.2022).

13. Korzovatykh Zh.M., Morozova N.G. (2021). Development of innovative tax administration tools in the Russian Federation. Bulletin of Chelyabinsk State University. EconomicSciences. 2021;456:145-155. https://doi.org/10.24411/1994-2796-2020-10223.

14. Businessman. Quiet revolution in the tax system. 23.12.2021. https://www.kommersant.ru/doc/5141178 (accessed 15.03.2022).

15. RBC: GAZETA. The Head of the Federal Tax Service — RBC: 'We must respond systematically, not in an operational-mauser way". 2021;176. https://www.rbc.ru/newspaper/2021/11/22/619a19449a794748b2f7c4e8 (accessed 15.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.