Научная статья на тему 'Оценка проблематики применения налогового администрирования в России на современном этапе развития экономики'

Оценка проблематики применения налогового администрирования в России на современном этапе развития экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИСКАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / УЧЕТ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL / FISCAL CONTROL / TAXATION / TAXPAYER ACCOUNTING / TAX AUTHORITIES / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куцегреева Л.В., Наливкина В.В.

В статье исследуется существующая в России система налогового администрирования. Авторами выявлены основные проблемы, связанные с функционированием налогового администрирования и предложены варианты их устранения. Цель написания статьи заключается в определении основных направлений модернизации и совершенствования современной системы налогового администрирования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: контент-анализ нормативно-правовой базы и научных публикаций по вопросам развития фискальной сферы, экономико-статистический анализ динамики результативности деятельности налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование и фискальный контроль. Определен ряд латентных факторов, ограничивающих возможности налогового администрирования в субъектах малого предпринимательства. Это потребует не только технологического обновления информационных и операционных систем коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и пересмотра экономико-правовых подходов к использованию налоговых режимов, ориентированных на сокращение теневого предпринимательства в национальной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куцегреева Л.В., Наливкина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Assessment of the problems of applying tax administration in Russia on present stage of economic development

The article examines the existing tax administration system in Russia. The authors have identified the main problems associated with the functioning of tax administration and suggested options for their elimination. The purpose of writing the article is to identify the main directions of modernization and improvement of the modern tax administration system. To achieve this goal, the following research methods were used: a content analysis of the regulatory framework and scientific publications on the development of the fiscal sphere, an economic and statistical analysis of the dynamics of the performance of tax authorities engaged in tax administration and fiscal control. A number of latent factors that limit the possibilities of tax administration in small businesses are identified. This will require not only technological updating of information and operating systems of communication between tax authorities and taxpayers, but also a revision of economic and legal approaches to the use of tax regimes aimed at reducing shadow entrepreneurship in the national economy.

Текст научной работы на тему «Оценка проблематики применения налогового администрирования в России на современном этапе развития экономики»

- мониторинг динамики основных показателей для определения ликвидности и финансовой устойчивости, а также перспектив дальнейшего развития;

- контроль работы ревизионных комиссий кредитных организаций на предмет выявления нарушений действующему законодательству;

- проведение анализа по договорным отношениям банковских организаций с их клиентами:

- надзорные функции по определению уровня рисков и соответствия установленным нормативам.

- контроль и проверка направлений и способов размещения свободных резервов (собственных и привлеченных денежных средств) коммерческих банков в сравнении с выполнением договорных обязательств перед клиентами банков;

- контроль обоснования правильности формирования доходов и расходов банковских организаций и

др.

Таким образом, банковский надзор призван обеспечивать эффективное функционирование банковской системы государства и создавать условия для ее устойчивости и стабильности.

Источники:

1 Абрамова С.Ю., Дюпина Т.С. Инструменты регулирования банковской деятельности в условиях нестабильности экономики//Вестник Университета (Государственный университет управления). 2018. № 4. С. 126-131.

2 Рождественская Т.Э. Формы банковского надзора в российской федерации. - Банковское право. 2015. № 3. С. 15-19.

3 Корнеев, Ю. В. Правовое регулирование банковской деятельности в Российской Федерации. Роль взаимодействия Центрального Банка и Государственной Думы в законотворческом процессе // Молодой ученый. 2014. №1. С. 233236.

4 Банковский надзор в Российской Федерации: учебное пособие для магистратуры / Т. Э. Рождественская, А. Г. Гуз-нов. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. 176 с.

Sources:

1 Abramova S.Yu., Dyupina TS Instruments of banking regulation in the conditions of economic instability // University Bulletin (State University of Management). 2018. No. 4. P. 126-131.

2 Christmas T.E. Forms of banking supervision in the Russian Federation. - Banking law. 2015. No. 3. P. 15-19.

3 Korneev, Yu. V. Legal regulation of banking in the Russian Federation. The role of the interaction of the Central Bank and the State Duma in the legislative process // Young Scientist. 2014. №1. Pp. 233-236.

4 Banking supervision in the Russian Federation: a manual for magistracy / T. E. Rozhdestvenskaya, A. G. Guznov. M .: Norma: INFRA-M, 2018. 176 p.

Л.В. Куцегреева - к.э.н., доцент, доцент кафедры финансов и кредита краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (shmarigo@mail.ru),

L.V. Kutsegreeva - Candidate of economics, associate professor department of finance and credit Krasnodar branch of the Russian Economic University named G.V. Plekhanov; В.В. Наливкина - к.э.н., доцент (nalivkina_vika@mail.ru), V.V.Nalivkina - Candidate of economics, associate professor.

ОЦЕНКА ПРОБЛЕМАТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ASSESSMENT OF THE PROBLEMS OF APPLICATION OF TAX ADMINISTRATION IN RUSSIA AT THE PRESENT

STAGE OF DEVELOPMENT OF ECONOMY

Аннотация. В статье исследуется существующая в России система налогового администрирования. Авторами выявлены основные проблемы, связанные с функционированием налогового администрирования и предложены варианты их устранения. Цель написания статьи заключается в определении основных направлений модернизации и совершенствования современной системы налогового администрирования. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: контент-анализ нормативно-правовой базы и научных публикаций по вопросам развития фискальной сферы, экономико-статистический анализ динамики результативности деятельности налоговых органов, осуществляющих налоговое администрирование и фискальный контроль.

Определен ряд латентных факторов, ограничивающих возможности налогового администрирования в субъектах малого предпринимательства. Это потребует не только технологического обновления информационных и операционных систем коммуникации между налоговыми органами и налогоплательщиками, но и пересмотра экономико-правовых подходов к использованию налоговых режимов, ориентированных на сокращение теневого предпринимательства в национальной экономике.

Annotation. The article examines the existing tax administration system in Russia. The authors have identified the main problems associated with the functioning of tax administration and suggested options for their elimination. The purpose of writing the article is to identify the main directions of modernization and improvement of the modern tax administration system.

To achieve this goal, the following research methods were used: a content analysis of the regulatory framework and scientific publications on the development of the fiscal sphere, an economic and statistical analysis of the dynamics

of the performance of tax authorities engaged in tax administration and fiscal control. A number of latent factors that limit the possibilities of tax administration in small businesses are identified. This will require not only technological updating of information and operating systems of communication between tax authorities and taxpayers, but also a revision of economic and legal approaches to the use of tax regimes aimed at reducing shadow entrepreneurship in the national economy.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, фискальный контроль, налогообложение, учет налогоплательщиков, налоговые органы, налоговая система.

Keywords: tax administration, tax control, fiscal control, taxation, taxpayer accounting, tax authorities, tax system.

Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.

Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы в области налогового администрирования способного значительно увеличить рост налоговых доходов в бюджеты различных уровней власти.

Актуальность темы исследования эффективной системы налогового администрирования на современном этапе развития экономики обусловлена тем, что налоговые поступления являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений в целом. В свою очередь от доходной части бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности.

В статье осуществляется оценка действующей системы налогового администрирования по средствам повышения эффективности деятельности налоговых органов, а также исследование определенных проблем и путей их устранения.

В последнее время все чаще говорится о необходимости «настройки налоговой системы», основным направлением деятельности которой должно быть стимулирование деловой активности, рост инвестиционной привлекательности и экономики, а также создание современных конкурентных условий развития предприятий России. Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию неоднократно заявлял о необходимости отказа от неэффективного инструментария используемого в рамках налогового администрирования. Принимая во внимание последнее Послание Президента можно сделать вывод о растущей роли повышения эффективности осуществляемой налоговой политики и налогового администрирование как главной ее составляющей.

Основными направлениями современной бюджетной и налоговой политики предусматриваются послабления уровня налоговой нагрузки для добросовестных налогоплательщиков с одновременным ужесточением налогового контроля направленного на интенсификацию мер по сокращению теневого сектора экономики, которое должно привести к качественным изменениям налогового администрирования доходных поступлений и повышению собираемости налогов. При этом со стороны государства в настоящее время планируется устранение неравномерности в области конкуренции, которая считается одним из факторов, влияющих на ограничение роста производительности труда, сдерживающих процессы эффективной модернизации и инноваций. По мнению современных экономистов, повышение собираемости налоговых доходов без резких скачков ставок по ним, усложнение процедур связанных с эффективным налоговым администрированием и постоянное изменение налогового законодательства может являться ключевым компонентом усовершенствования налоговой системы России в ближайшей перспективе.

На современном этапе развития экономических отношений всю большую роль должно играть легитимное предпринимательство и бизнес, которые должны получить новые эффективные инструменты оптимизации их затрат и в первую очередь связанные с сокращением транзакционных издержек. Для этого необходимо осуществление развития современных применяемых информационных технологий и актуальных баз данных в налоговой учете и администрировании.

В настоящее время активно развиваются разнообразные инновационные инструменты осуществления фискального контроля, направленные на совершенствование налогового администрирования и контроля, увеличивающие их эффективность: АСК НДС-2, ЕГАИС, онлайн-кассы, межведомственные информационные базы, информационный межстрановой обмен, «Личный кабинет налогоплательщика», электронная налоговая отчетность и др. Кроме этого, с 2017 года Федеральной налоговой службе было передано администрирование страховых взносов налогоплательщиков во внебюджетные фонды (социального, медицинского и пенсионного страхования). Эти современные инструменты фискального контроля направлены на сокращение «серого» сектора в экономике, а также способствуют стимулированию роста собираемости налоговых поступлений в бюджеты всех уровней власти. Дальнейшее совершенствование современного налогового администрирования связано с внед-

рением и реализацией системы АСК НДС-3. Эта система помимо контроля за начислением НДС должна интегрировать и другую информацию связанную с данными о движении денежных ресурсов по счетам налогоплательщиков, об объектах налогообложения, льготах, а также должна оценивать различные налоговые риски.

«Стратегия - 2030» разработанная Торгово-промышленной палатой Российской Федерации предусматривает поэтапное сокращение расходных обязательств, связанных с налоговым администрированием, за счет большей унификации налоговой отчетности и перехода на электронный документооборот. Современные экономисты дали положительное заключение исследовав основные направления «Стратегии - 2030». Многие из них говорят о том, что эффективная оптимизация и модернизация налогового администрирования должна положительно отразится на темпах роста экономики в целом.

Развитие современной комплексной автоматизации налогового администрирования направленной на сокращение издержек предпринимательской деятельности связана на прямую с интеграцией данных по финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, объектами налогообложения будет способствовать росту собираемости налогов в России и повышению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. А совершенствование налогового администрирования необходимо рассматривать с точки зрения большей легализации бизнеса, о осуществлении которого говориться уже более десяти лет.

Методологическая основа данного исследования заключается в определении и оценки эффективности налогового контроля и налогового администрирования на основании данных Доклада об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности за 2015-2017 гг. [1] Для этого авторами использовались различные методы: статистический анализ исследования рядов динамики; экспертный анализ (описанный в научных статьях и публикациях).

Информационной базой для осуществления аналитических исследований послужили данные опубликованные ФНС России, в виде отчетов о результатах своей деятельности за рассматриваемые аналитико-статисти-ческие периоды, данные Правительства РФ в проекте Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенной политики на 2019 и плановый период 2020 и 2021 годов. При этом в исследовательском контексте учитывались изменения в налоговом администрировании в связи с применением различных современных институциональных инструментов.

К основному из рассматриваемых инструментов можно отнести использование системного подхода к оценке налоговых рисков при проведении выездных налоговых проверок («Концепция системы планирование выездных налоговых проверок»)[2]. Следующими немаловажными инструментами являются использование ЕГАИС, АСК НДС-3, онлайн-касс. Также к инструментарию в области повышения эффективности налогового администрирования можно отнести снижение расходов с ним связанных посредствам применения специальных налоговых режимов для субъектов малого и среднего предпринимательства (УСН, ЕСХН, ЕНВД, ПСН).

Применяя на практике методологические аспекты и институциональный инструментарий авторы исследовали показатели влияющие на эффективность налогового администрирования. К таким показателям можно отнести кадровый состав ФНС РФ, результаты контрольной деятельности (доначисления налогов и сборов в бюджеты всех уровней) и бюджетные ассигнования связанные с финансированием деятельности налоговых органов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Расходы связанные с организацией деятельности ФНС России по налоговому

администрированию и результаты контрольной деятельности

Показатели Года Темп прироста, %

2015 2016 2017 2016 к 2015 2017 к 2016 2017 к 2015

Фактическая численность сотрудников, выполняющих функции налогового администрирования и контроля, тыс.чел. 17,70 17,50 16,60 -1,13 -5,14 -6,21

Бюджетные ассигнования на финансирование деятельности налоговых органов, млрд руб. 121,30 110,00 147,50 -9,32 34,09 21,60

Доначисленные налоги, пени, штрафы, по результатам проверок, млрд руб. 347,70 354,00 454,80 1,80 28,47 30,79

Из данных таблицы видно, что при росте бюджетных ассигнований на финансирование деятельности налоговых органов за два года на 21,6% доначисление по налогам и штрафам в результате проведенных мероприятий возросла на 30,79%. При этом увеличение бюджетных ассигнований в 2017 г. связано было с ростом:

заработной платы служащих ФНС России, а также с приобретением услуг по разработке современного программного обеспечения и модернизации автоматизированных систем. Также на рост расходов повлиял переход на новые инструменты налогового контроля, что в совокупности привело к существенным материальным вложениям.

Применение современных автоматизированных систем и систем управления налоговыми рисками в налоговых органах способствовали увеличению эффективности выездных налоговых проверок, что представлено в таблице 2.

Таблица 2 - Показатели результативности и эффективности проведения выездных налоговых

проверок ФНС России

Показатели Года Темп прироста, %

2015 2016 2015 2016 к 2015 2017 к 2016 2017 к 2015

Количество выездных налоговых проверок, тыс.ед. 34,20 29,40 24,90 -14,04 -15,31 -27,19

Средняя эффективность контрольных мероприятий на одну выездную налоговую проверку, млн.руб. 8,50 9,20 14,20 8,24 54,35 67,06

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что сокращение количества выездных налоговых проверок позволило увеличить эффективность каждой из них с 8,5% в 2015 году до 14,2 % в 2017 г. Одновременно с этим, опираясь на критерии оценки налоговых рисков, налоговые проверки отменялись в тех субъектах хозяйствования, целесообразность выезда в которые была минимальной.

Сокращение количества налоговых проверок не снижает объемы доначислений налогов и начисления штрафов по результатам их проведения.

Прочие показатели, характеризующие эффективность осуществляемого налогового контроля в рамках налогового администрирования представлены в таблице 3.

Данные таблицы 3 говорят о том, что налоговые органы ФНС России увеличили эффективность контрольной работы в целом. Об этом свидетельствуют следующие показатели: при фактическом сокращении общего объема проверок, направленных для снижения количества налоговых правонарушений, количество возбужденных дел и наложенных административных наказаний уменьшилось не существенно, сокращается количество удовлетворенных жалоб налогоплательщиков и признание результатов проверок недействительными, существенно выросла доля тех проверок, по результатам которых были выявлены правонарушения налогового законодательства.

Таблица 3 - Показатели эффективности контрольной деятельности ФНС России

Показатели Года Темп прироста, %

2015 2016 2017 2016 к 2015 2017 к 2016 2017 к 2015

Количество проверок, связанных с пресечением нарушений, тыс.ед. 183,70 186,50 167,30 1,52 -10,29 -8,93

Количество выявленных нарушений, тыс.ед. 204,70 210,50 187,00 2,83 -11,16 -8,65

Возбуждено дел об административных правонарушениях, тыс.ед. 145,50 148,50 135,50 2,06 -8,75 -6,87

Наложено административных наказаний, тыс.ед. 137,30 142,50 127,40 3,79 -10,60 -7,21

Удовлетворение жалоб налогоплательщиков на действия сотрудников ФНС, % 34,90 33,90 34,00 -1,00 0,10 -0,90

Доля проверок, результаты которых были признаны недействительными, % 0,66 0,54 0,47 -0,10 -0,10 -0,20

Доля проверок, по результатам которых были выявлены правонарушения, % 84,20 88,40 90,70 4,20 2,30 6,50

Это свидетельствует о том, что налоговый контроль за последние три года действительно стал более эффективным, что также можно отнести к налоговому администрированию в целом.

По итогам деятельности Министерства финансов Российской Федерации за 2015-2017 гг. эффективность применения современных автоматизированных инструментов налогового контроля может быть описана следующим образом.

1. Внедрение и развитие использования различных модификаций АСК НДС позволило даже в условиях спада экономических процессов увеличить собираемость НДС приблизительно на 0,5 процентных пункта к ВВП. В общем поступление НДС возросло на с 5,4% в 2015 году до уровня 5,9% в 2017 году. Также

наблюдается рост поступлений от уплаты НДС в 2018 году более опережающими темпами по сравнению с внутренним спросом.

2. Внедрение и развитие системы отслеживания (контроля над производством и оборотом) существенно повлияло на сокращение теневого сектора различных рынков. Внедрение ЕГАИС в розничные продажи алкогольной продукции с 2016 года существенно ограничил возможности реализации этого вида продукции через розничные сети в России. Как следствие, на фоне стагнации официально регистрируемого объема потребления алкогольной продукции, поступления акцизных платежей увеличилось в 2017 году более чем на 28%, а в начале 2018 года более чем на 35%.

3. Внедрение и эффективное функционирование системы электронного документооборота без использования бумажных носителей между налогоплательщиками и налоговыми органами способствовало развитию ресурса «Личный кабинет налогоплательщика» как комплексной системы, которая позволила развитию обмена информацией с налоговыми органами ФНС, а для физических лиц - дало возможность совершения онлайн оплаты налоговых платежей. По данным ФНС за 2017 год количество пользователей, зарегистрированных в «Личном кабинете налогоплательщика» составило более 18 млн.чел., что больше аналогичного показателя за

2016 год на 5 млн.чел. Такая же тенденция наблюдается по налогоплательщикам-организациям, на конец 2018 года личным кабинетом воспользовалось более 6500 организаций и 12000 индивидуальных предпринимателей. Следовательно, такой обмен информацией способствует более оперативному извещению налогоплательщиков, а также оперативному получению информации налоговыми органами, ее последующей обработке.

4. Применение онлайн-касс активно начавшееся в 2017 году пока еще не дало определенных положительных результатов, так как пока небольшая часть налогоплательщиков перешла на новые формы оплаты в

2017 году. В 2018 году этот переход стал более массовым в связи с вступлением в силу новых норм законодательства связанных с применением контрольно-кассовой техники.

5. Активное применение патентной системы налогообложения фактически начавшейся в 2010 году как элемента упрощенной системы налогообложения способствовало упрощению налогового администрирования субъектов микробизнеса индивидуальных предпринимателей. Исследования показали не большое количество индивидуальных предпринимателей, перешедших на эту систему налогообложения, около 5% в 2016 году, более 7% в 2017 году. Внедрение данного режима налогообложения должно было привести к сокращению контрольной нагрузки на сотрудников ФНС в связи с проведением выездных и камеральных налоговых проверок, так как микробизнес выводиться за зону налоговых рисков, поскольку сумма платежей при применении патентной системы налогообложению фиксирована.

К основным причинам отказа индивидуальных предпринимателей от применения патентной системы налогообложения можно отнести следующие:

- ограничение по видам деятельности и среднесписочной численности работников;

- отсутствие возможности минимизации налоговых платежей на сумму уплаченных страховых взносов;

- высокие оценки потенциальных сумм доходов по некоторым видам предпринимательской деятельности.

Также к недостаткам применения патентной системы налогообложение можно отнести отсутствие ее применения юридическими лицами в отличии от применения системы единого налога на вменненый доход.

Однако выявленные и перечисленные выше недостатки оказывают существенное влияние на процессы организации эффективного налогового администрирования и налогового контроля, и как следствие, их устранение в будущем должно способствовать повышению уровня их эффективности. Для этого целесообразно предложить возможные варианты устранения выявленных недостатков в системе налогового администрирования, к которым можно отнести следующие:

- устранение проблемных вопросов, связанных с применением ЕГАИС связанной с розничной продажей алкогольной продукции кафе, барами и ресторанами, так как в этих заведения в настоящее время нет возможности продажи алкогольной продукции небольшими порциями, поскольку любая открытая бутылка должна быть списана. В случае внезапной проверки если буде выявлено данное нарушение, которое относиться к категории грубых, будет выписан значительный штраф;

- эффективность применения онлайн-касс субъектами микробизнеса, применяющими патентную систему налогообложения и ЕНВД, также нельзя признать удовлетворительной. Выручка этих субъектов малого предпринимательства не зависит на прямую от объемов продаж, лимит выручки для применения систем достаточно велик для микробизнеса, а контролировать выполнение лимита необходимо производить с применением бланков строгой отчетности, как это было ранее. А затраты связанные с приобретением, регистрацией и обслуживанием онлайн-касс, оплате операторам фискальных данных за ведение личного кабинета для таких субъектов микробизнеса достаточно велики. Предоставляемая же компенсация в размере 18000 руб. в год от стоимости патента может рассматриваться как необоснованное недополучение бюджетами сумм налогов от применения ЕНВД и патентной системы налогообложения. В обще можно сделать вывод о сомнительности эффективности внедрения онлайн-касс с точки зрения контроля за оборотом наличности, так как они контролируют только поступающую выручку, а не все движение наличных денег. Не совсем ясным остается вопрос в отношении вопроса, для чего в «кассовых операциях» учитывать оплату банковскими картами и интернет-эквайринг, так как с движением наличных денег эти операции не связаны, а доходы учитываются при поступлении денег от операторов эквайринга на расчетный счет получателя;

- нововведения, связанные с налоговым администрированием, усложняются с применением организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения ведением в полной мере бухгалтерского учета и формированием финансовой отчетности. В результате для многих малых предприятий произошло увеличение учетной работы и объемов формируемой отчетности, хотя смысл данной отчетности для налоговых органов минимален;

- отсутствие слаженной работы различных органов управления, не смотря на современную интеграцию и информационное взаимодействие ряд документов для одних и тех же субъектов формируется и выдается разными органами, что требует росту объемов административной работы.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что реформирование налогового администрирования в России в основном направлены на сокращение нагрузки на сотрудников налоговых органов ФНС и налоговые органы в целом в части осуществления налогового контроля. Налоговый контроль осуществляемый в форме проводимых налоговых проверок должен проводиться лишь для организаций с высоким уровнем налоговых рисков и только тогда, когда налоговый орган четко уверен в получении положительного результата, который должен превосходить затраты, связанные с проведением налоговых проверок. Министерство финансов РФ в своих основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенной политики предполагает, что достаточным будет проведение камеральных проверок с получением соответствующих при необходимости пояснений, контрольная работа, заключающаяся в проведении ознакомительных и информационных бесед с налогоплательщиками, по которым имеются определенные налоговые риски, но нет уверенности в эффективности проведения выездной налоговой проверки.

Рост эффективности налогового администрирования можно связать с упрощением налогового контроля по отдельным налогоплательщикам, прежде всего это относится к субъектам малого предпринимательства, контрольные мероприятия по которым обычно малоэффективны. Для этих целей вполне достаточным будет максимальное исключение этих субъектов из зоны налоговых рисков посредствам развития применения патентной системы налогообложения (для юридических лиц в том числе) и ЕНВД, либо упрощенной системы, но с объектами доходы, осуществление проверки которых может существенно облегчить контрольные мероприятия при проведении камеральных проверок.

Таким образом современная система налогового администрирования связаны с разработкой налоговой политики и ее эффективной реализацией. В настоящее время налоговые органы имеют четкий план на повышение эффективности налогового контроля. Для этого особую роль играет оценка налоговых рисков и интеграция различной информации, связанной с налоговыми процессами при интеграции информационного взаимодействия с другими органами власти. При постоянном и планомерном сокращении объемов проводимых выездных налоговых проверок увеличиваются возможности проведения камеральных проверок, происходит автоматизация работы с помощью различных налоговых инструментов (АСК НДС, ЕГАИС и др.). Все это направлено на повышение эффективности налогового администрирования основными целями которого является увеличение собираемости налогов, повышение результативности проводимых проверок, обеспечение интеграции в легитимную экономическую среду теневого сектора экономики.

Однако, на современном этапе развития экономики, имеется ряд проблем, связанных с осуществлением эффективного налогового администрирования, которые были обозначены в статье. Решение данных проблем может быть обеспечено посредством внесения некоторых изменений в законодательство о налогах и сборах, а также в взаимосвязанные с ними нормативно-правовые акты. Постоянное совершенствование налогового законодательства в отношении процедур налогового контроля можно нивелировать указанные выше проблемы и недостатки в налоговом администрировании, еще в большей степени увеличив эффективность в целом всей фискальной системы России.

Источники:

1. Приказ ФНС РФ «об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 (в ред. от 10.05.2012). URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/

2. Доклад об осуществлении ФНС России государственного контроля (надзора) в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля за 2017 г.// URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog/ru/doc/do-clad_finskont17/pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Баладыга Э.Г. Совершенствование организации деятельности исполнительных органов государственной власти в области антикризисного управления // Научно-практический журнал «Экономика: теория и практика». - № 2 (50). - 2018. -С.35-42

5. Баладыга Э.Г. Оптимизация управления малыми предприятиями на основе системы бюджетирования // Современное развитие России в условиях новой цифровой экономики: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., Краснодар, 19-20 апреля 2018 г. - Мин-во образ. и науки РФ, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Краснодар. филиал. - Краснодар: Диапазон-В, 2018. - С. 122-125

6. Петровская А.В. Сравнительная оценка налоговой нагрузки при применении патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход/ Петровская А.В. //Вестник Алтайской академии экономики и права №3 (ч.2) 2019, стр. 143-149

7. Петровская А.В. Налоговая политика в области малого бизнеса: путь к развитию или приговор?/ Петровская А.В.// Экономика, государство и общество в XXI веке 2012. С. 149-155.

8. Петровская А.В., Ермакова Ю.С., Ефремова Е.Г. Финансовые методы стимулирования субъектов малого предпринимательства в Краснодарском крае/ Петровская А.В., Ермакова Ю.С., Ефремова Е.Г.// Сфера услуг: инновации и качество. 2014. № 17. С. 5.

9. Петровская А.В. Налоговый потенциал малого предпринимательства/ Петровская А.В.// В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения Материалы I Международной научно-практической конференции. 2017. С. 115-121.

10. Фролова В.В., Петровская А.В., Баладыга Э.Г., Пидяшова О.П., Терещенко Т.А., Наливкина В.В., Куцегреева Л.В., Ермакова Ю.С./ Налоговое реформирование в российской федерации: теория и практика / Краснодар, 2018. Сер. К 111-летию Российского экономического университета им Г.В. Плеханова.

Sources:

1. The order of the Federal Tax Service of the Russian Federation "on the approval of the concept of the system of planning field tax audits" of 30.05.2007 No. MM-3-06 / 333 (as amended on 10.05.2012). URL: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/refer-ence_work/conception_vnp/

2. Report on the implementation by the Federal Tax Service of Russia of state control (supervision) in relevant areas of activity and on the effectiveness of such control for 2017. // URL: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog/ru / doc / do-clad_finskont17 / pdf

4. Baladyga E.G. Improving the organization of the activities of the executive bodies of state power in the field of crisis management // Scientific and practical journal "Economics: Theory and Practice". - № 2 (50). - 2018. - p.35-42

5. Baladyga E.G. Optimization of management of small enterprises on the basis of the budgeting system // Modern development of Russia in the conditions of the new digital economy: materials of the II International. scientific-practical Conf., Krasnodar, April 19-20, 2018 - Min-in image. and science of the Russian Federation, Russian Economic University. G.V. Plekhanov, Krasnodar. branch. - Krasnodar: Range-B, 2018. - p. 122-125

6. Petrovskaya A.V. Comparative assessment of the tax burden in the application of the patent system of taxation and the single tax on imputed income / Petrovskaya A.V. // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law No. 3 (part 2) 2019, pp. 143149

7. Petrovskaya A.V. Tax policy in the field of small business: the path to development or the verdict? / Petrovskaya AV. / / Economy, state and society in the twenty-first century 2012. P. 149-155.

8. Petrovskaya, A.V., Ermakova, Yu.S., Efremova, E.G. Financial methods of stimulating small businesses in the Krasnodar Territory / Petrovskaya AV, Ermakova Yu.S., Efremova E.G. // Services: innovation and quality. 2014. No. 17. P. 5.

9. Petrovskaya A.V. Tax potential of small business / Petrovskaya AV. / / In the collection: Social and economic development of Russia: current approaches and promising solutions Materials of the I International Scientific and Practical Conference. 2017. pp. 115-121.

10. Frolova V.V., Petrovskaya A.V., Baladyga E.G., Pidyashova O.P., Tereshchenko T.A., Nalivkina V.V., Kutegreyeva L.V., Ermakova Yu.S. Tax reform in the Russian Federation: Theory and Practice / Krasnodar, 2018. Ser. To the 111th anniversary of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov.

Н.В. Липчиу - профессор кафедры финансов, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (lipchiy@mail.ru),

N. V. Lichiu - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;

К.И. Липчиу - доцент кафедры денежного обращения и кредита, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (puzoo@list.ru),

K. I. Lipchiu - associate Professor of the Department of monetary circulation and credit, Ph. D., Kuban state agrarian University

П.А. Носаленко - доцент кафедры финансов, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (407@lict.ru)

P.A. Nosalenko - associate Professor of Finance, Ph. D., Kuban state agrarian University

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНДИКАТОРОВ ФИНАНСОВОГО ПЛАНА ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ОЦЕНКА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ INTERPRETATION OF THE ORGANIZATION'S FINANCIAL PLAN INDICATORS, THEIR ASSESSMENT IN THE LONG TERM

Аннотация. Финансовый план деятельности организаций является основным документом для выявления проблем в эффективной ее деятельности и оценки финансового состояния.

В данной статье рассмотрены роль и значение индикаторов разработки финансового плана на основе бюджетов. Интерпретация индикаторов финансового плана позволяет спрогнозировать необходимые ресурсы для своей деятельности и для выбора альтернатив успешного инвестирования своих денежных средств и выявления резервов внутри организации, для роста доходов из-за экономного использования имеющихся ресурсов. В процессе составления бюджетов следует принимать во внимание и исследовать аналитические данные, склонность рынков, общую политическую и финансовую ситуацию, взгляды специалистов и экспертов и др.

Анализ бюджетов продаж и движение денежных средств показал, что в исследуемой организации имеются существенные отклонения фактических показателей от плановых. Это позволило предложить конкретные рекомендации для совершенствования процедуры составления финансового плана организации в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.