DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.4.15
UDC 336.2+336.02 LBC 65.261.1+65.261.8
Submitted: 29.09.2021 Accepted: 29.10.2021
DIGITALIZATION OF TAX ADMINISTRATION: MODERN MODEL AND DEVELOPMENT PROSPECTS
Vidtoria M. Ksenda
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The dominant technological trend of the 21st century is the Fourth Industrial Revolution (Industry 4.0). Based on robotization (automation) and digitalization of processes, it has embraced the entire advanced world community. Modern humanity has adapted to a technologically innovative way of life and actively uses social networks, messengers, distance learning formats, GPS navigation, online commerce, online government services, Internet banking, etc. Economic relations are no exception. Digital transformation has affected the financial system, on the one hand, by modifying concepts, models, methods, mechanisms, tools, and providing convenience, saving time, and security on the other. Contactless interaction becomes the basis of tax relations. The tax administration system, based on strict norms of the law, operates in a digital environment, which simplifies the procedures of interaction with taxpayers. The purpose of the work is to consider the processes of digitalization of tax administration, which will allow us to form a model and principles of the current tax administration system. For this purpose, the article examines the existing electronic services and tax administration programs, presents their classification, and identifies development prospects. The modern model of the tax administration system based on the principles of transparency of the interaction of subjects of tax relations, the functional conjuncture of the fulfillment of tax obligations, the condition and quality of services provided in a digital environment contributes to the achievement of the targets of the budget system, as well as national goals and priorities of the development of the state.
Key words: digital economy, tax administration, Federal Tax Service, electronic tax services, tax control programs.
Citation. Ksenda V.M. Digitalization of Tax Administration: Modern Model and Development Prospects.
Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2021, vol. 23, no. 4, pp. 192-204. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.4.15
УДК 336.2+336.02 Дата поступления статьи: 29.09.2021
ББК 65.261.1+65.261.8 Дата принятия статьи: 29.10.2021
ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ МОДЕЛЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Виктория Михайловна Ксенда
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Доминантная технологичная тенденция XXI в. - четвертая промышленная революция (индустрия 4.0), основанная на роботизации (автоматизации) и цифровизации процессов, охватила все передовое мировое сообщество. Современное человечество адаптировалось к технологически инновационному укладу и активно использует социальные сети, мессенджеры, дистанционные форматы обучения, GPS-нави-о гацию, интернет-торговлю, государственные услуги онлайн, интернет-банкинг и т. д. Не стали исключением ^ и экономические отношения. Цифровая трансформация затронула финансовую систему, с одной стороны, S модифицировав концепции, модели, методы, механизмы, инструменты, а с другой - обеспечив удобство, ® экономию времени, безопасность. Бесконтактное взаимодействие становится основой налоговых отноше-Э ний. Установлено, что система налогового администрирования, основанная на строгих нормах закона, фун-^ кционирует в цифровой среде, что упрощает процедуры взаимодействия с налогоплательщиками. Целью © работы является рассмотрение процессов цифровизации налогового администрирования, что позволит сфор-
мировать принципы и концепцию действующей системы налогового администрирования. Для этого исследованы существующие электронные сервисы и программы налогового администрирования, представлена их классификация, определены перспективы развития. Предложена современная модель системы налогового администрирования, сформулированы новые принципы: транспарентности взаимодействия субъектов налоговых отношений, функциональной конъюнктурности исполнения налоговых обязательств, кондиции и качества оказываемых услуг в условиях цифровой среды, что способствует достижению целевых показателей бюджетной системы, а также национальным целям и приоритетам развития государства.
Ключевые слова: цифровая экономика, налоговое администрирование, Федеральная налоговая служба, электронные налоговые сервисы, программы налогового контроля.
Цитирование. Ксенда В. М. Цифровизация налогового администрирования: современная модель и перспективы развития // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, № 4. - С. 192-204. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2021.4.15
Введение
Налоги являются основными доходами бюджетной системы - фундаментом обеспечения расходных обязательств, финансовой устойчивости и безопасности. Однако бремя их уплаты лежит на налогоплательщиках, отдельные из которых считают исполнение налоговой обязанности несправедливым, а налоги и сборы - чрезмерными дополнительными расходами и избегают их уплаты. Данные обстоятельства приводят к возникновению скрытой («теневой») экономики с отсутствием учета налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы и, соответственно, возникновению налоговой задолженности, что выступает негативным фактором для налоговой и бюджетной системы, а следовательно и экономического развития. Для исключения, а также учета и контроля за подобными фактами предусмотрена система налогового администрирования, цифровизация которой позволит сделать процесс налогообложения тотальным и неизбежным, но при этом гибким и понятным.
Результаты и обсуждение
Национальная экономика России в последние годы претерпевает глобальные реформы. Одним из направлений трансформации является развитие «цифровой экономики», предполагающей, что «...во всех сферах социально-экономической деятельности ключевым фактором производства являются оцифрованные данные. Это позволяет создавать условия для экономического роста, повышать качество жизни граждан, наращивать конкурентоспособность
страны и укреплять национальный суверенитет» [Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 1632-р ...].
В целях развития цифровой экономики создана программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее - Программа). Документ определяет социально-экономические условия внедрения цифровых технологий, направления развития, систему управления, планируемые показатели. Уровни развития цифровой экономики, определенные Программой, представлены на рисунке 1.
Шесть федеральных проектов включены в Национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (см. рис. 2). Они реализуются с разной степенью эффективности. В частности, в мае 2020 г. стало известно, что не осуществляются в установленные сроки процедуры «развития сетей связи 5G, создания единой государственной облачной платформы, типового автоматизированного рабочего места госслужащего, венчурного фонда поддержки образовательных проектов». Из 231 запланированных полностью было освоено только 6 показателей. Примерно 150 сдвинулись от заданных сроков в процессе реализации, около 66 (30 %) - признаны невыполненными [Министерство финансов ...]. Причины и тенденции таких отклонений обусловлены дифференциальными макро- и микродетерминантами. Однако цифровая трансформация продолжает оставаться одной из национальных целей развития Российской Федерации.
Развитие цифровой экономики связано не только с формированием ключевых институтов и инфраструктуры, но и практически реализовано, в частности, в финансовой сфере. Налоговая система не стала исключением.
Fig. 1. Levels of development of the "digital economy" Примечание. Составлено автором на основе: [Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N° 1632-р ...].
у-1'7
■ Нормативное регулирование цифровой среды
□ Информационная инфраструктура
□ Кадры для цифровой экономики
□ Информационная безопасность
□ Цифровые технологии
□ Цифровое государственное управление
235,'/
451,8
772,4
143,1
Источники, всего: 1 634,9 млрд руб.
федеральный бюджет 1 099,6 млрд руб. внебюджетные 535,3 млрд руб.
Рис. 2. Бюджет национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации» на период с 01.10.2018 по 31.12.2024, млрд руб.
Fig. 2. The budget of the national project "Digital Economy of the Russian Federation" for the period from October 1, 2018 to December 31, 2024, bln. rubles
Примечание. Составлено автором по: [Правительство России].
Одним из элементов налоговой системы является налоговое администрирование. Единого толкования понятия в научной литературе не сложилось, однако следует согласиться с О.А. Мироновой и Ф.Ф. Ханафеевым, что налоговое администрирование необходимо рассматривать как область научных исследований и как сферу практической деятельности [Миронова и др., 2014, с. 36-41]. С точки зрения теории налоговое администрирование может быть рассмотрено как отдельная система, состоящая из взаимосвязанных элементов, функциональные особенности которой заданы внешними целями. Таким образом, под системой налогового администрирования в рамках данного исследования следует понимать «систему управления налоговым процессом, направленную на реализацию задач и достижение целей государственной налоговой политики» [Комплаенс и сервисность системы ... , 2018, с. 87].
Федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники в Российской Федерации является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) [Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 ...], которая является и главным администратором (сборщиком) доходов феде-
рального бюджета. Так, в 2020 г. на ее долю пришлось около 60 % сбора от общего объема доходов федерального бюджета (табл. 1).
Однако функциональные обязанности ФНС России стали намного шире и объемней. В настоящее время это не только контролирующий орган власти, но и сервисная служба, обеспечивающая высокий уровень предоставляемых государственных услуг по организации бизнеса и уплате налогов, что способствует повышению эффективности налогового администрирования и инклюзивному развитию России. Достижение такого высокого уровня стало возможным вследствие внедрения и развития бесконтактных сервисов и программ, информационных ресурсов, позволяющих систематизировать огромные потоки данных.
Процесс автоматизации деятельности ФНС России начался задолго до того, как цифровая экономика стала приоритетом развития российской экономики. Этап глубокой цифро-визации стартовал около 10 лет назад, вследствие ввода в эксплуатацию современной автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы «Налог» (АИС «Налог») и личных кабинетов налогоплательщиков. Однако истоки автоматизации, так называемый «нулевой этап», следует связывать с появлением в 2000-х гг. пилотного проекта по сдаче налоговой отчетности через интернет-пространство посредством специализированных операторов по телекоммуникационным каналам связи, который был успешно реализован и получил свое правовое регулирование с появлением Приказа МНС Рос-
Наименование администратора доходов федерального бюджета Исполнение
2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Всего 13 460 040,7 15 088 914,8 19 454 369,0 20 188 796,8 18 722 161,5
ФТС России 4 406 941,6 4 575 691,8 6 063 179,0 6 454 021,6 4 751 625,7
ФНС России 6 929 144,5 9 161 929,3 11 926 756,8 12 611 818,0 10 978 795,3
Минфин России - 270 764,7 321 278,7 393 403,4 1 510 285,4
Росимущество 953 058,5 276 892,3 341 484,2 473 944,3 449 123,5
Доходы федерального бюджета, администрируемые другими федеральными органами 1 170 896,1 803 636,7 801 670,3 255 609,5 1 032 331,5
Таблица 1. Поступления доходов федерального бюджета в разрезе администраторов доходов федерального бюджета, млн руб.
Table 1. Federal budget revenue receipts in the context of federal budget revenue administrators, mil. rubles
Примечание. Составлено автором по: [Счетная палата ...].
сии (в то время Министерство по налогам и сборам) о порядке представления налоговой декларации в электронном виде. Таким образом расширились возможности налогоплательщиков по сдаче отчетности, помимо почтовых отправлений и личного присутствия в налоговом органе.
В последние годы ФНС России были развиты направления:
- технологического направления (совершенствование АСК «НДС-2», переход на он-лайн-кассы, маркировка лекарств и меховых изделий, модернизация АИС «Налог-3», внедрение мобильного приложения «Мой налог» в связи с введением налога на профессиональный доход (НПД), внедрение национальной системы прослеживаемости товаров, развитие электронного документооборота, расширение взаимодействия между кредитными организациями и налоговыми органами);
- нетехнологического направления:
1) управленческо-организационные (расширение: межведомственного взаимодействия, международного сотрудничества, применения риск-ориентированного подхода в планировании, критериев налогового мониторинга);
2) законодательные (сдача налоговой отчетности по НДС только в электронном виде, закрепление в Налоговом кодексе Российской Федерации понятия и статуса «Личный кабинет налогоплательщика», автоматическое предоставление налоговых льгот (без заявления налогоплательщика), сокращение сроков камеральной налоговой проверки, отмена налоговых деклараций по земельному и транспортному налогам).
Данные меры позволили налоговым органам добиться более высоких результатов ра-
боты в 2020 г. по сравнению с 2018 г. [Федеральная налоговая ...]:
- увеличились доначисления на одну выездную проверку с 22,7 млн руб. до 33,2 млн руб. (свыше 30 %);
- снизилось количество выездных налоговых проверок с 14,2 тыс. ед. до 6,1 тыс. ед. (свыше чем в 2 раза);
- снизилось количество прошедшее досудебное урегулирование решений судов по налоговым спорам с 8,9 тыс. дел до 5,1 тыс. дел (больше чем в 1,5 раза);
- увеличилось количество документов, предоставляемых для государственной регистрации в электронном виде с 897,7 тыс. ед. до 2 781,6 тыс. ед. (более чем в 3 раза).
В настоящее время официальный сайт ФНС России [Федеральная налоговая служба] представляет мощный информационный ресурс, на котором размещены 66 электронных сервисов: личные кабинеты; СОУГО-19; регистрация бизнеса; сведения об индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН); уплата налогов и пошлин; риски бизнеса; сведения из государственных реестров; налоговые калькуляторы; налоговый учет; международное налогообложение; справочная информация; обратная связь / помощь (табл. 2). Кроме того, представлено 86 наборов открытых данных, 12 государственных реестров, 5 мобильных приложений [Федеральная налоговая служба].
Обращаясь к исследованиям, посвященным информационному обеспечению процессов налогового администрирования, следует отметить, что большинство из них проводит анализ преимуществ и недостатков, перспектив развития [Гончаренко и др., 2018; Манд-
Сервис Значение
Сведения об ИНН физического лица 1,164 млрд обращений
Сведения о юридических лицах и ИП, в отношении которых представлены документы на государственную регистрацию 513 млн обращений
Проверь себя и контрагента 2,828 млрд обращений
Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц 34,4 млн человек
Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя (ИП) 2,6 млн ИП
Личный кабинет налогоплательщика юридического лица 1,1 млн организаций
Таблица 2. Показатели функционирования сервисов ФНС России в 2020 году
Table 2. Indicators of the functioning of the services of the Federal Tax Service of Russia in 2020
Примечание. Составлено автором по: [Федеральная налоговая служба].
рощенко и др., 2021; The Strategy ... , 2019]. В дополнение мы предлагаем классифицировать программные продукты:
1) для работы налоговых органов (АИС «Налог-3», АСК «НДС-2»);
2) для организации учета и взаимодействия с налогоплательщиками:
- организациями («Личный кабинет налогоплательщика юридического лица», «Личный кабинет налогоплательщика иностранной организации», «Регистрация бизнеса», «Он-лайн-кассы»);
- индивидуальными предпринимателями («Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя», «Регистрация бизнеса», «Онлайн-кассы»);
- физическими лицами («Личный кабинет налогоплательщика физического лица», «Личный кабинет для плательщиков налога на профессиональный доход», «Регистрация бизнеса»).
Функционирование таких ресурсов основано на технологиях: BigData (АИС «Налог-3»), Blockchain (АСК «НДС-2»), Api («Мой налог»). Их применение позволяет эффективно извлекать, обрабатывать, хранить объемные данные, строить цепочки взаимосвязей, программировать.
Чтобы оценить результативность автоматизации и внедрения цифровых ресурсов, проанализируем количественные показатели использования программных продуктов и уровень налоговых поступлений.
До 2020 г. поступления доходов федерального бюджета демонстрируют устойчивую тенденцию роста (табл. 3).
По оценкам Минфина России основными причинами снижения доходов в 2020 г. стали, прежде всего, ограничительные меры, вызванные распространением коронавирусной инфекции, а также снижение цен на нефть марки «Urals», что отразилось на нефтегазовых доходах. Однако ненефтегазовые доходы демонстрируют положительную динамику, что связано с индексацией ставок акцизов, и подъемом деловой активности бизнеса, которая повлияла на увеличение сумм налога на добавленную стоимость.
Начиная с 2019 г. структура доходов федерального бюджета начала меняться, что связано также с изменением цены на нефть и, как отмечают в Минфине России, с улучшением качества налогового администрирования, направленным на повышение эффективности администрирования ненефтегазовых доходов (см. рис. 3).
Динамика и структура нефтегазовых доходов за период 2016-2020 гг. сократилась с 36,0 % в 2016 г. до 28,0 % в 2020 году. К факторам, повлиявшим на такие изменения, следует отнести: 1) цены на углеводородное сырье; 2) курс доллара США по отношению к рублю; 3) завершение «налогового маневра» в нефтяной отрасли; 4) введением режима налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья; 5) расширение льготирования добычи углеводородов и снижение объемов добычи и экспорта нефти в результате соглашения ОПЕК+.
В структуре нефтегазовых доходов федерального бюджета также произошли изменения. К 2020 г. возросла доля налога на до-
Показатель 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
ВВП, млрд руб. 85 616,1 91 843,2 103 861,7 109 193,2 106 606,6
Доходы:
мдрд руб. 13 460,0 15 088,9 19 454,4 20 188,8 18 722,2
% ВВП 15,7 16,4 18,7 18,5 17,6
Нефтегазовые доходы:
мдрд руб. 4 844,0 5 971,9 9 017,8 7 924,3 5 235,2
% ВВП 5,7 6,5 8,7 7,3 4,9
Ненефтегазовые доходы:
мдрд руб. 8 616,0 9 117,0 10 436,6 12 264,5 13 486,9
% ВВП 10,1 9,9 10,0 11,2 12,7
Таблица 3. Фактическое исполнение доходов федерального бюджета в 2016-2020 гг. Table 3. Actual execution of federal budget revenues in 2016-2020
Примечание. Составлено автором по: [Министерство финансов ...].
2020 г.
2019 г.
2018 г.
2017 г.
2016 г.
i 28,0%
39,3 '
; 46,'
| 39,6'
-
72,0 % :
: 60,7 %
53,6%
60,4 %
64,0 %
36,0 %
U Нефтегазовые доходы □ Ненефтегазовые доходы
Рис. 3. Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета в 2016-2020 гг., %
Fig. 3. The ratio of oil and gas and non-oil and gas revenues in the total volume of federal budget revenues in 2016-2020, % Примечание. Составлено автором по: [Министерство финансов ...].
бычу полезных ископаемых, и снизилась доля вывозных таможенных пошлин.
В структуре ненефтегазовых доходов федерального бюджета более половины приходится на налог на добавленную стоимость, доля которого из года в год демонстрирует положительную динамику (около 58 % в 2020 г.). И, несмотря на возникшие в 2020 г. обстоятельства непреодолимой силы, восстановление деловой активности к концу 2020 г. позволило не снизить поступления НДС. Также положительную динамику до 2020 г. демонстрировали поступления налога на прибыль организаций, увеличившись в 2017 г. почти на 3 %, что связано с законодательной передачей 1 % норматива налоговой ставки на зачисление в федеральный бюджет [Минфин России ...].
Оценить функциональность и эффективность применения таких программных продуктов, как Автоматизированная информационная система «Налог-3» (АИС «Налог-3») и Автоматизированная система контроля «НДС-2» (АСК «НДС-2»), практически не представляется возможным. Поскольку их пользователями являются сотрудники налоговых органов, а сведения и данные, размещаемые и хранящиеся там, относятся к налоговой тайне и предназначены для служебного пользования (ДСП). При этом, анализируя нормативные документы и научные публикации
[Карпова и др., 2019; Молчанов, 2019; Роды-гина, 2018], следует отметить, что АИС «Налог-3» - единое информационное хранилище данных о налогоплательщике, а также ресурс сбора, обработки информации и составления отчетов. Несмотря на то что текущая версия более совершенна, чем все предшествующие, все же выявляются отдельные недостатки функционирования в виде ошибок в работе программного обеспечения и дублирование информации в других ресурсах. Главный научно-инновационный внедренческий центр (ГНИВЦ) - разработчик АИС «Налог-3».
АСК «НДС-2» является также внутренним программным продуктом, применяемым ФНС России. Его сущность заключается в контроле незаконных налоговых вычетов НДС по цепочке: на этапе создания продукта и до конечного потребителя путем выявления разно-рисковых («зеленых», «желтых», «красных») налогоплательщиков. Если таковые были обнаружены, то налоговый орган отказывает налогоплательщику в налоговом вычете по НДС. Основной недостаток этой программы в том, что результат анализа данных, который проводится, нельзя использовать при рассмотрении налоговых споров, только исключительно в целях проведения налоговых проверок. Кроме того, истребование и анализ документов - тру-дозатратны и уже проводятся непосредствен-
но сотрудниками налоговых органов, что снижает эффекты от этого программного продукта. Однако АСК «НДС-2» зарекомендовал себя вполне результативно. Так, в настоящее время доля сомнительных налоговых вычетов по НДС не превышает 0,4 % [Федеральная налоговая служба] и, как мы уже отмечали, повысилась доля налоговых поступлений.
Личные кабинеты налогоплательщиков -сервисы, зарекомендовавшие себя крайне эффективно. Наиболее востребованным и функциональным является сервис для физических лиц, в котором зарегистрировано около 30 млн человек. Пользоваться им также возможно через портал государственных услуг (справочно-информационный интернет-портал, обеспечивающий доступ физических и юридических лиц к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации). Личные кабинеты для юридических и физических лиц менее востребованы и функциональны. Такие налогоплательщики, как правило, используют иные программные продукты, интегрированные с бухгалтерской отчетностью. Кроме того, основным недостатком этих сервисов является невозможность электронной подачи налоговой
отчетности, что очень важно для индивидуальных предпринимателей, работающих без наемных работников или с их небольшим количеством, поскольку учет минимален и не требует использования специальных программ бухгалтерского и налогового учета.
Одной их передовых технологий и новаторских разработок в сфере налогообложения является введение Налога на профессиональный доход и приложения «Мой налог». Это приложение предназначено для «самозанятых» граждан, для тех, кто авторизовался через Личный кабинет на официальном сайте ФНС России или загрузил приложение. Обычной постановки на налоговый учет не требуется, сам факт авторизации подтверждает, что физическое лицо или индивидуальный предприниматель, не привлекающие наемных работников, изъявили желание осуществлять определенный вид деятельности и в связи с этим уплачивать налоги. Приложение, как и сама система налогообложения, не имеет аналогов и востребована налогоплательщиками. Итоги ее реализации с 2019 г. представлены в таблице 4.
Приведенные данные свидетельствуют о востребованности такого налогового режи-
Показатель Значение
Количество самозанятых 5 млн чел. (в том числе 25 000 несовершеннолетних)
Сумма полученных доходов 327 млрд руб.
Сумма уплаченных налогов 8 млрд руб.
Основные виды деятельности консультирование, строительные и маркетинговые услуги, сдача в аренду квартир, такси
Возраст самозанятых 30-40 лет
Осуществляемые виды деятельности (возрастной признак): до 30 лет маркетинг и реклама, услуг доставки
от 40 лет консультирование и репетиторство, сдача в аренду жилья
Показатели занятости (гендерный признак) 60 % - мужчины, 40 % - женщины
Осуществляемые виды деятельности: женщины парикмахер, косметолог, мастер по маникюру, няня, логопед
мужчины мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, таксист, грузчик, электрик, сантехник
Таблица 4. Результаты применения налога на профессиональный доход за 2019-2021 гг. Table 4. Results of the application of the professional income tax for 2019-2021
Примечание. Составлено автором по: [Федеральная налоговая служба].
ма, привлекающего, прежде всего, простотой применения: отсутствием отдельной регистрации в качестве налогоплательщика, свободный доступ к мобильному приложению «Мой налог». Необходимо лишь зарегистрироваться и внести полученные доходы, либо при безналичном поступлении система их распознает сама и налог будет рассчитан автоматически. Кроме того, в процесс налогообложения вовлечены различные категории граждан, что решает несколько основных задач: обеспечение налоговых поступлений, проблем занятости и трудоустройства, социальной адаптации населения. Таким образом, можно говорить о развитии налоговой инклюзивности, предполагающей простоту участия в налоговых отношениях и доступность исполнения налоговых обязательств, что расширяет возможности каждого человека без лишних трудностей заниматься тем, что он умеет и при этом беспрепятственно уплачивать налоги.
По мировым рейтингам «ФНС России обладает высокой степенью цифровой развитости администрирования» [Федеральная налоговая служба]. Российская налоговая служба входит в группу Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по цифровой трансформации, где исследуются лучшие мировые практики и формируется мировая концепция цифровой трансформации налогового администрирования. В эту группу, помимо России, входят: Австралия, Великобритания, Дания, Испания, Канада, Кения, Финляндия, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур.
Так, в документе ОЭСР «Налоговое администрирование 3.0: Цифровая трансформация налогового администрирования» Система налогового мониторинга, внедренная в России, стала примером мировых практик. Это надежная, безопасная аутентификация и авторизация налогоплательщиков для предоставления налоговому органу удаленного доступа к системам бухгалтерского учета и налоговой отчетности налогоплательщика. Эту систему можно назвать «мягким» дистанционным налоговым контролем. В 2019 г. количество участников налогового мониторинга возросло в 6 раз, увеличившись с 7 до 44. В 2020 г. в систему налогового мониторинга вошло еще 52 крупнейших налогоплательщика. В совокупности с действующими участниками обес-
печивается около 30 % поступлений в федеральный бюджет.
Система налогового администрирования зарубежных стран неидентична, поскольку зависит от развитости государства, построения бюджетной и налоговой системы, государственного управления [The Organization ...]. Однако цифровая трансформация охватила также многие развивающиеся государства. Как отмечают авторы [Тотикова, 2016, с. 445], российская система налогового администрирования в сравнении с зарубежными имеет репрессивный характер и направлена на последующий контроль. Однако следует с этим не согласиться, поскольку налоговые санкции являются следствием невыполнения требований законов, а в систему налогового администрирования внедрены предупредительные механизмы и методы.
Подводя итоги проведенного анализа, можно сделать вывод, что современная национальная система налогового администрирования, функционирующая в условиях цифровой среды, формирует прочную финансовую основу для достижения национальных целей и приоритетов развития государства. Цифровые технологии, используемые в налоговом администрировании, расширяют функциональные возможности налоговых органов в контроле за недобросовестными налогоплательщиками, исполнителям налоговых обязательств обеспечивают доступный способ их реализации. В результате можно сформировать современную модель системы налогового администрирования (см. рис. 4).
Развитие цифровой среды взаимодействия субъектов налоговых отношений - налоговых органов и налогоплательщиков побуждает не только к совершенствованию цифровой налоговой инфраструктуры, но и к увеличению технических возможностей и повышению налоговой грамотности исполнителей налоговых обязательств. Масштабирование данных условий будет способствовать активному налоговому поведению налогоплательщиков и эффективному налоговому администрированию.
Методы и инструменты налогового администрирования рефлексируют на изменения в налоговом законодательстве, которые напрямую ориентированы на цели и задачи бюджетной системы. В перспективе предусмотрена
Национальные цели и приоритеты развития страны
Т
I I
Бюджетная система
Государственная налоговая политика
Система налогового администрирования I
Субъект (управляющий)
*— 1 I 1 \__: Цифровая среда Г______ --* 1 1
Объект Субъект (управляемый)
прямое действие обратная связь
Рис. 4. Модель системы налогового администрирования Fig. 4. Model of the tax administration system Примечание. Составлено автором.
нормализация бюджетной политики: направление на расходы только «базовых нефтегазовых доходов». В прогнозе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста (см. табл. 5).
Предполагается, что обеспечить собираемость налогов и способствовать повышению конкурентоспособности российского бизнеса удастся благодаря развитию системы налогового администрирования в направлениях развития: национальной системы просле-живаемости товаров, таможенного отслеживания, введению нового налогового режима «УСН.онлайн», созданию института «единого налогового платежа», повышению качества налогового администрирования акцизов на табак, модернизации налогообложения ресурсной ренты [Министерство финансов ...].
Выводы
Результаты исследования показали, что развитие цифровой экономики повлияло не только на сферу производства, финансовых услуг и продуктов, но и на налоговые отношения. Выявлено, что российская система налогового администрирования стала незаметной и удобной для налогоплательщиков, функционирующей в режиме реального времени, что повышает показатели результативности работы налоговых органов, снижает риски сомнительных операций, расширяет круг налогоплательщиков. В настоящее время функции налоговых органов сводятся не только к контролю. Создается благоприятная атмосфера исполнения налоговых обязательств, что повышает собираемость налогов. Проведен-
Примечание. Составлено автором по: [Министерство финансов ...].
Таблица 5. Прогнозные характеристики федерального бюджета на 2021-2024 гг. Table 5. Forecast characteristics of the federal budget for 2021-2024
Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г.
Доходы:
мдрд руб. 18 722,2 23 782,3 25 021,9 25 540,2 25 831,8
% ВВП 17,6 19,1 18,8 18,0 17,0
Нефтегазовые доходы:
мдрд руб. 5 235,2 8 466,3 9 542,6 9 194,6 8 564,6
% ВВП 4,9 6,8 7,2 6,5 5,7
Ненефтегазовые доходы:
мдрд руб. 13 486,9 15 316,1 15 479,3 16 345,6 17 267,2
% ВВП 12,7 12,3 11,6 11,5 11,4
Расходы:
мдрд руб. 22 821,6 24 058 23 694,2 25 241,1 26 354,4
% ВВП 21,3 19,3 17,8 17,8 17,4
ный анализ позволил классифицировать программные и сервисные продукты ФНС России, оценить результаты их использования и предложить актуальную авторскую модель системы налогового администрирования. Представленная модель отражает современную концепцию, основанную на эффективной реализации направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики, соответствующая новым принципам (транспарентности взаимодействия субъектов налоговых отношений; функциональной конъюнктурно-сти исполнения налоговых обязательств; кондиции и качества оказываемых услуг в условиях цифровой среды), и направленная на повышение устойчивости социально-экономического развития нашего государства. В перспективе предполагается расширение программ и сервисов налогового администрирования для различных категорий налогоплательщиков .
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
Гончаренко, Л. И. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики / Л. И. Гончаренко, Ю. В. Малкова, А. С. Ад-вокатова // Экономика. Налоги. Право. -2018.- № 2. - С. 166-172. Карпова, О. М. Трансформация налога на добавленную стоимость в условиях форсированной цифровизации российской экономики / О. М. Карпова, И. А. Майбуров // Вестник Томского государственного университета.
Экономика. - 2019. - № 46. - С. 7-19. - DOI: 10.17223/19988648/46/1.
Комплаенс и сервисность системы налогового администрирования / В. М. Ксенда [и др.] // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. -2018. - № 4. - С. 86-93. - DOI: 10.24143/20735537-2018-4-86-93.
Мандрощенко, О. В. Налоговое администрирование в цифровой экономике: перспективы развития / О. В. Мандрощенко, С. В. Богачев // Экономические системы. - 2021. - Т. 14, № 1 (52). - С. 152-158. - DOI: 10.29030/23092076-2021-14-1-152-158.
Молчанов, Е. Г. Инновационные инструменты налогового администрирования в условиях действия программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» / Е. Г. Молчанов // Учет и статистика. - 2019. - № 3 (55). - С. 55-65.
Министерство финансов Российской Федерации. -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru (дата обращения: 20.09.2021). - Загл. с экрана.
Миронова, О. А. Налоговое администрирование: развитие науки и практики / О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев // Экономический вестник Ярославского университета. - 2014. - № 32. -С. 36-41.
Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». - Доступ из ин-форм.-правового портала «Гарант.ру».
Правительство России. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://government.ru/ (дата обращения: 20.09.2021). - Загл. с экрана.
Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Программа "Цифровая экономи-
ка Российской Федерации"». - Доступ из ин-форм.-правового портала «Гарант.ру».
Родыгина, В. Е. Цифровизация налогового контроля НДС: правовые последствия и перспективы / В. Е. Родыгина // Финансовое право. -2018. - № 9. - С. 31-34.
Счетная палата Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// ach.gov.ru (дата обращения: 20.09.2021). - Загл. с экрана.
Тотикова, Т. Е. Модернизация систем налогового администрирования в зарубежных странах / Т. Е. Тотикова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2016. - Т. 16, № 4. -С. 445-448. - DOI: 10.18500/1994-2540-2016-164-445-448.
Федеральная налоговая служба (ФНС России). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn34 (дата обращения: 20.09.2021). - Загл. с экрана.
The Strategy of Provision of Tax Security of the State in the Conditions of Information Economy / G. V Fedotova [et al.] // Optimization of the Taxation System: Preconditions, Tendencies, and Perspectives. Switzerland : [s. n.]. - 2019. - P. 217-228. - DOI: 10.1007/978-3-030-01514-5_25.
The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). - Electronic text data. -Mode of access: https://www.oecd.org (date of access: 20.09.2021). - Title from screen.
REFERENCES
Goncharenko L.I., Malkova Ju.V., Advokatova A.S. Aktual'nye problemy nalogovoj sistemy v uslovijah cifrovoj jekonomiki [Actual Problems of the Tax System in the Digital Economy]. Jekonomika. Nalogi. Pravo [Economy. Taxes. Right], 2018, no. 2, pp. 166-172.
Karpova O.M., Majburov I.A. Transformacija naloga na dobavlennuju stoimost' v uslovijah forsirovannoj cifrovizacii rossijskoj jekonomiki [Transformation of the Value Added Tax in the Conditions of Forced Digitalization of the Russian Economy]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Jekonomika [Bulletin of Tomsk State University. Economy], 2019, no. 46, pp. 7-19. DOI: 10.17223/19988648/46/1.
Ksenda V.M., Grigorenko I.V., Shkarupa E.A., Turgaeva A.A. Komplaens i servisnost' sistemy nalogovogo administrirovanija [Compliance and Serviceability of the Tax Administration System]. Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo
tehnicheskogo universiteta. Serija: Jekonomika [Bulletin of the Astrakhan State Technical University. Series: Economics], 2018, no. 4, pp. 86-93. DOI: 10.24143/2073-5537-2018-4-86-93.
Mandroshhenko O.V., Bogachev S.V. Nalogovoe administrirovanie v cifrovoj jekonomike: perspektivy razvitija [Tax Administration in the Digital Economy: Development Prospects]. Jekonomicheskie sistemy [Economic Systems], 2021, vol. 14, no. 1 (52), pp. 152-158. DOI: 10.29030/2309-2076-2021-14-1-152-158.
Molchanov E.G. Innovacionnye instrumenty nalogovogo administrirovanija v uslovijah dejstvija programmy «Cifrovaja jekonomika v Rossijskoj Federacii» [Innovative Tools of Tax Administration in the Conditions of the Program "Digital Economy in the Russian Federation"]. Uchet i statistika [Accounting and Statistics], 2019, no. 3 (55), pp. 55-65.
Ministerstvo finansov Rossijskoj Federacii [Ministry of Finance of the Russian Federation]. URL: https:// minfin.gov.ru/ru (accessed 20 September 2021).
Mironova O.A., Hanafeev F.F. Nalogovoe administrirovanie: razvitie nauki i praktiki [Tax Administration: Development of Science and Practice]. Jekonomicheskij vestnik Jaros-lavskogo universiteta [Economic Bulletin of Yaroslavl University], 2014, no. 32, pp. 36-41.
Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2004 № 506 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Federal'noj nalogovoj sluzhbe» [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 506 Dated September 30, 2004 "On Approval of the Regulations on the Federal Tax Service"]. Access from "Garant" Informational and Legal Web Portal.
Pravitel 'stvoRossii [The Government of Russia]. URL: http://government.ru (accessed 20 September 2021).
Rasporjazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28.07.2017 № 1632-r «Programma "Cifrovaja jekonomika Rossijskoj Federacii"» [Decree of the Government of the Russian Federation No. 1632-r Dated July 28, 2017. "Program 'The Digital Economy of the Russian Federation' "]. Access from "Garant" Informational and Legal Web Portal.
Rodygina VE. Cifrovizacija nalogovogo kontrolja NDS: pravovye posledstvija i perspektivy [Digitalization of VAT Tax Control: Legal Consequences and Prospects]. Finansovoe pravo [Financial Law], 2018, no. 9, pp. 31-34.
Schetnaja palata Rossijskoj Federacii [Accounts Chamber of the Russian Federation]. URL: https:/ /ach.gov.ru (accessed 20 September 2021).
Totikova T.E. Modernizacija sistem nalogovogo administrirovanija v zarubezhnyh stranah
[Modernization of Tax Administration Systems in Foreign Countries]. Izvestija Saratovskogo universiteta. Novaja serija. Serija: Jekonomika. Upravlenie. Pravo [Izvestiya Saratov University. A New Series. Series: Economics. Management. Right], 2016, vol. 16, no. 4, pp. 445-448. DOI: 10.18500/1994-2540-2016-16-4-445-448. Federal 'naja nalogovaja sluzhba (FNSRossii) [Federal Tax Service (FTS of Russia)]. URL: https:// www.nalog.ru/rn34 (accessed 20 September 2021).
Fedotova G.V, Gontar A.A., Ilyasov R.H., Ksenda V.M. The Strategy of Provision of Tax Security of the State in the Conditions of Information Economy.
Optimization of the Taxation System: Preconditions, Tendencies, and Perspectives. Switzerland, s. n., 2019, pp. 217-228. DOI: 10.1007/978-3-030-01514-5_25. The Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). URL: https://www.oecd.org (accessed 20 September 2021).
Information About the Author
Victoria M. Ksenda, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Finance, Accounting and Economic Security, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4634-0698
Информация об авторе
Виктория Михайловна Ксенда, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, учета и экономической безопасности, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-4634-0698