ЭКОНОМИКА ECONOMICS
УДК 336.225:338:004
https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/15-32
О. А. Синенко1
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-7497-9475; ResearcherID: AAS-8125-2020
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Аннотация. Применение современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования не только открывает новые возможности, но создаёт дополнительные налоговые риски как для государства, так и для налогоплательщиков. В статье проведено исследование налоговых рисков в условиях цифровизации экономики. Целью данного исследования является идентификация и систематизация налоговых рисков, а также разработка критериев их оценки в условиях цифро-визации. В работе использованы методы логического и системного анализа налоговых рисков в условиях цифровизации экономики, проведён контент-анализ публикаций и синтез лучших практик цифровизации налогового администрирования, а также исследование практики применения цифровых технологий в целях минимизации налоговых рисков.
Ключевые слова: налоговые риски, цифровизация, риск-ориентированный подход, налоговое администрирование, управление налоговыми рисками, цифровые технологии, налоговые органы, налогоплательщики, налоговый мониторинг социальных сетей.
1 Ольга Андреевна Синенко, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», Школа экономики и менеджмента, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия. Для цитирования: Синенко О. А. Налоговые риски в условиях цифровизации экономики // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. № 3. С. 15-32. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/15-32.
© Синенко О. А., 2020
АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право. 2020. № 3
Olga A. Sinenko1, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
Е-mail: [email protected]
ORCID: 0000-0001-7497-9475; ResearcherlD: AAS-8125-2020
TAX RISKS IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION OF THE ECONOMY
Abstract. Modern digital technologies used in the process of tax administration create new opportunities and additional tax risks for both the state and taxpayers. The article studies tax risks in the context of digitalization of the economy. The purpose of this study is to identify and systematize tax risks, as well as to determine the criteria for their assessment in the context of digitalization. The work uses the methods of logical and systematic analysis of tax risks in the context of the digitalization of the economy. Content analysis of publications and synthesis of best practices for digitalization of tax administration was carried out. The practice of using digital technologies to minimize tax risks has been investigated.
Keywords: tax risks, digitalization, risk-based approach, tax administration, tax risk management, digital technologies, tax authorities, taxpayers, tax monitoring of social networks.
Введение (постановка проблемы). Переход на качественно новый уровень взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков обусловлен развитием информационных технологий и внедрением их в деятельность налоговых органов.
В условиях активного проникновения цифровых технологий в жизнь общества и внедрения их в работу ФНС возникают новые риски как для государства, так и для налогоплательщика. Трансформация системы налоговых отношений происходит под влиянием вызова цифрофизации экономики и современных, быстро меняющихся трендов цифровой экономики, главными из которых являются следующие:
- во-первых, трансформация традиционных отраслей и компаний и повсеместное использование сети интернет: изменение бизнес-моделей параллельно с ростом их количества; широкое распространение цифровых товаров и услуг. Численность пользователей сети Интернет в мире увеличилась до 4,5 млрд чел. (60%), при этом во всём мире 3,8 млрд чел. являются пользователями социальных сетей (по данным на январь 2020 г.). В России интернет-пользователями являются 118 млн
1 Olga Andreevna Sinenko, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Credit, School of Economics and Management, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia. For citing: Sinenko O. A. Tax risks in the context of digitalization of the economy // Pacific RIM: Economics, Politics, Law. 2020. No. 3. P. 15-32. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2020-3/15-32.
чел. - 81% населения страны, а аудитория социальных сетей насчитывает 70 млн чел. - 48% населения страны. Объём электронной торговли в России ежегодно увеличивается: 2013 г. - 487,83 млрд р., 2014 г. - 616 млрд р., 2015 г. - 732,67 млрд р., 2016 г. - 868, 67 млрд р., 2017 г. - 1 035,8 млрд р., 2018 г. - 1 285 млрд р. [4].
- во-вторых, развитие цифровых платформ и использование большого объёма данных (big data), что способствует трансформации взаимоотношений в налоговой сфере и увеличению трансграничных операций, проводимых в рамках трансграничных платформ, невидимых для регуляторов и налоговых органов. На рынке C2C доля продавцов в процентах от общего числа интернет-пользователей, которые занимаются социальной коммерцией, составляет: Avito - 65%, Юла- 39%, Вконтак-те - 33%, Instagram - 9%, Из рук в руки - 8%, Одноклассники - 6%, WhatsApp -6%, Facebook Messenger - 5%, Auto.ru - 5%, Drom.ru - 4%, Telegram - 2%, Viber -2%. Объём мирового рынка больших данных в 2018 г. составил 38 млрд долл. США; 2019 г. - 46 млрд долл. США.
- в третьих, развитие робототехники, M2M (от англ. machine-to-machine), искусственного интеллекта (по данным ВШЭ объём мирового рынка робототехники с каждым годом растёт и к 2025 г. достигнет 147 млрд долл. США, а 30 % мирового рынка робототехники к 2022 г. [3] будет приходиться на Китай. По данным проекта RLMS, 26,5% занятых в России работают в профессиях, имеющих высокую вероятность автоматизации (более 70%) [12].
- в четвёртых, развитие рынка криптовалют (увеличение финансовых потоков в обход традиционной банковской системы (теневые онлайн-транзакции). На текущий момент функционирует более 1300 криптовалют (совокупная капитализация ежегодно растёт, и в настоящее время составляет более 597 млрд долл: 259,6 млрд долл. - Биткоин, 72,9 млрд долл. - Ethereum, 57,8 млрд долл. - Bitcoin Cash, 4 млрд долл. - Ripple и др. [3].
С одной стороны, вышеуказанные тренды цифровой экономики создают новые возможности для налогоплательщиков и государства, с другой стороны, являются причиной возникновения новых налоговых рисков для всех субъектов налоговых отношений. Налоговые службы пытаются адаптироваться к происходящим процессам, создавая различные электронные сервисы для удобства взаимодействия с налогоплательщиками и применяя автоматизированные системы, повышающие качество налогового контроля, но и налогоплательщики ищут новые пути оптимизации своей налоговой нагрузки. Например, в России количество посещений интернет-сайта ФНС РФ в 2018 г. превысило 145 млн, в 2019 г. - 160 млн. За период действия автоматизированных систем налогового контроля в РФ (2015-2019 гг.) количество фиктивных компаний, так называемых фирм-однодневок, сократилось более чем в 2 раза. На сегодняшний день их удельный вес составляет 3,2%, что составляет 120 тыс. организаций. В начале 2016 г. фирм-однодневок насчитывалось
1,6 млн [9]. Кроме того, наблюдается уменьшение случаев заявления на возмещение НДС высоко рисковыми организациями в 15 раз, вышеперечисленные факты способствуют сокращению количества организаций, работающих в теневом секторе экономики [11].
Масштабы теневой экономики и реальное количество самозанятых граждан в России остается предметом дискуссий. По данным РАНХиГС, для 11,7% экономически активного населения (8,7 млн человек) теневые доходы — единственный источник поступлений, а 30 млн человек (40,3% работающего населения) совмещают получение теневых доходов с легальной работой*. Кроме того, сегодня особую популярность приобретают блогинг, продажа товаров, а также оказание услуг с использованием социальных сетей (блогер в социальной сети instagram с аудиторией 150 тыс. подписчиков и в среднем с 15 тыс. лайков дополнительно за рекламный пост получает около 15 тыс. руб.)
Налоговые риски. По мнению большинства исследователей, налоговые риски возникают, с одной стороны, в связи с действиями государства, а с другой, - самих плательщиков налогов и сборов. Налоговые органы определяют налоговый риск как незаконные действия налогоплательщиков, имеющие признаки получения необоснованной налоговой выгоды, в соответствии со ст. 54.1 НК РФ, и превышают «пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога» [5]. Подходы к определению понятия «налоговый риск» обобщены в табл. 1. Налоговые риски налогоплательщика по большей части обусловлены их желанием минимизировать свои налоговые обязательства. Последствием реализации подобных рисков является доначисление по налогам, а также начисление штрафов и пеней.
Большинство авторов сходятся во мнении, что полностью нивелировать влияние налоговых рисков невозможно даже в условиях цифровизации [13, 14, 15]. В связи с происходящими цифровыми трансформациями становится актуальна проблема идентификации, оценки, мониторинга и прогнозирования налоговых рисков, как для государства, так и для налогоплательщиков. Таким образом, под налоговым риском в условиях цифровизации предлагаем понимать риски, возникающие у государства или налогоплательщика в условиях развития цифровой экономики, а также риски вследствие внедрения цифровых технологий в деятельность налоговых служб. В рамках исследования выявлены налоговые риски, возникающие в результате последствий трендов цифровой экономики. Результаты обоснования взаимосвязи влияния трендов цифровой экономики и негативных последствий для налогообложения и налогового администрирования представлены в табл. 2.
* Соцопрос РАНХиГС: в России около 17 млн самозанятых - четверть от работающего населения. Центр социально-политического мониторинга Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС. 29.08.2019. https://www.ranepa.ru/sciencehelp/news/socopros-ranhigs-v-rossii-okolo-17-mln-samozanyatyh-chetvert-ot-rabotayushhego-naseleniya-2/
Таблица 1
Подходы к определению понятия «Налоговый риск»
«Налоговый риск» государства «Налоговый риск» налогоплательщика
Вероятность недополучения налогов в бюджет и государственные внебюджетные фонды из-за задействования налогоплательщиками методов минимизации налогообложения, возможных в силу тех или иных недостатков в налоговом законодательстве (М. Р. Пинская) Вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговиками в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени (М. Р. Пинская)
Возможность недоимок фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов (М. И. Мигунова) Возможность для налогоплательщика понести финансовые и иные потери, связанные с процессом уплаты и оптимизации налогов, выраженные в денежном эквиваленте (Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник)
Невыполнение плана налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в том числе вследствие применения налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей (Л. И. Гончаренко) Вероятность возрастания налоговой нагрузки и соответственно снижение финансового потенциала налогоплательщика (В. Г. Пансков)
Источник: составлено автором на основе [2, 7, 8]
Таблица 2
Взаимосвязь трендов цифровой экономики и налоговых рисков
Тренды цифровой экономики Налоговые риски
Повсеместное использование сети интернет: изменение бизнес-моделей сложность контроля сделок, совершаемых с использованием P2P-сервисов, социальных каналов, зарубежных бирж труда, как следствие - уклонение от налогов (проблемы идентификации таких предпринимателей и контроля за их деятельностью)
размывание налоговой базы; виртуальная оффшоризания; сокращение налоговых поступлений в бюджет в связи с уходом части доходов экономических субъектов из-под действия национального налогового законодательства (беспошлинный ввоз)
Широкое распространение цифровых товаров и услуг сокращение поступления налоговых платежей от реализации традиционных товаров и услуг; уклонение от уплаты налогов за счёт сложности отследить и идентифицировать продавцов цифровых товаров и услуг
ЭКОНОМИКА
Окончание табл. 2
Тренды цифровой экономики Налоговые риски
Использование большого объёма данных возможность расширения налоговой базы за счёт цифровых данных
Цифровые валюты и развитие рынка криптовалют увеличение денежного потока в обход традиционной банковской системы от деятельности связанной с криптовалютой; усложнение налогового администрирования
Применение роботов, М2М, искусственного интеллекта сокращение налоговых поступлений за счёт роботизации
Источник: составлено автором
Таким образом, можно по результатам анализа выделить основные налоговые риски государства, возникающие в условиях цифровой экономики: риск ведения незаконной предпринимательской деятельности через интернет (с помощью социальных каналов, Р2Р-сервисов и др.); риск уклонения от налогов из-за сложности идентификации продавцов цифрового контента; риск сокращения налоговой базы за счёт дешевизны цифровых товаров и услуг; риск уклонения от налогов крипто-предпринимателей; риск снижения налоговых поступлений вследствие роботизации и др.
О применении цифровых технологий для идентификации налоговых рисков. Для налоговых органов при осуществлении налогового администрирования важно своевременно идентифицировать и оценить степень влияния и вероятность налоговых рисков. При этом эффективное управление налоговыми рисками зависит от совокупности методов и мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принимать меры для их уменьшения. С целью повышения эффективности выявления и оценки налоговых рисков в процесс налогового администрирования по всему миру активно внедряются цифровые технологии. В рамках работы проведён сравнительный анализ технологий, применяемых в налоговом администрировании, по следующим категориям: блокчейн, роботизированная автоматизация процессов, искусственный интеллект, чат-боты, биометрическая идентификация и др. В табл. 3 представлены результаты анализа применения цифровых технологий в налоговом администрировании стран АТР.
В ряде стран АТР уже не просто автоматизированы элементы налогового контроля с целью минимизации налоговых рисков, но и осуществляется роботизация и активно используются возможности искусственного интеллекта и биометрии. Общение с налогоплательщиками и консультирование их по налоговым вопросам во многих странах передано чат-ботам.
Таблица 3
Карта применения цифровых технологий в налоговом администрировании стран АТР 2016-2017 гг.
Страна Цифровые технологии: применяются Блокчейн Роботизированная автоматизация процессов Искусственный интеллект Чат-боты Биометрическая идентификация Другие
о © (N Г© (N о © (N г© (N о © (N г© (N о © (N г© (N о © (N г© (N о © (N г© (N о © (N го (N
Австралия + + — — В В В В + + — — —
Гонконг + + — — П П П П П П — — —
Индия + + — — + + — — + + — — —
Индонезия + + — — — — П П П П П П —
Канада + + — — — — + +
КНР + + В В — — П П + + + + В
Колумбия + + — — — — В В В В — — —
Корея + + — — — — П П П П В В —
Коста-Рика — — Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Д
Малайзия + + — П П В + + П П + + П
Мексика + + — П — В П П П В + + —
Новая Зеландия + + — — — — П П П П + + —
Перу + + П П — — П П + + + + П
Россия + + П П + + П П П П П В —
Сингапур + + — — В В + + + + П П —
США + + П П + + П П + + + + —
Тайланд — — Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Н Д Д
Чили + + + + + + +
Япония + + — — — — П П — — + + —
Источник: составлено автором по материалам [16]
Примечание: «+» - используется, «-» - не используется, «П» - планируется, «В» -внедряется, «НД» - нет данных.
Взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками в электронном формате активно развивается и совершенствуется. С целью исследования инструментов и мер налогового контроля, основанных на цифровых технологиях, по данным официальных сайтов налоговых служб АТР обобщены практики применения цифровых технологий в разных странах. В табл. 4 представлено обобщение практик применения цифровых технологий налоговыми органами стран АТР (по состоянию на 2019 г.). Фискальные органы всех стран АТР используют информацию, в том числе большие данные, от третьих лиц о доходах и операциях налогоплательщиков для оценки налоговых рисков. Пионерами в данном направлении являются Республика Корея, США, Сингапур и Китай. Искусственный интеллект и большие данные находят своё применение не только в идентификации и оценк, но и в прогнозировании налоговых рисков.
Таблица 4
Систематизация практик применения цифровых технологий налоговыми органами стран АТР (по состоянию на 2019 г.)
Цифровые технологии Страна Применяемые меры и практики
Электронное взаимодействие с налогоплательщиками США Мобильное приложение «IRS2Go app», сервис виртуального предоставления услуг (видеоконференц-связь)
Сингапур Электронная система «CorpPass», сайт «myTaxPortal»
Китай «Alipay», «WeChat»
Предварительный расчёт возврата НДС Чили Приложение создаёт декларацию по НДС на основе электронных налоговых документов
Ведение электронного документооборота (электронные счета-фактуры) ЕАЭС Беларусь: программа APM «Плательщик ЕАЭС (Web)», Казахстан: посредством «Кабинета налогоплательщика») и др.
Китай GTS (Golden Tax System)
Использование искусственного интеллекта и больших данных, интернета вещей США Суперкомпьютер IBM Watson - анализ налоговых деклараций
Ю. Корея «Налоговый секретарь», AI для прогнозирования налоговых рисков
Австралия Виртуальный помощник «Алекс» - консультации налогоплательщикам
Китай Использование данных от крупнейших бизнес-структур для анализа налоговых рисков
Налоговый мониторинг социальных сетей США, Китай Отслеживание социальных сетей с целью выявления уклонения от уплаты налогов, в т. ч. операций с криптовалютой
Источник: составлено автором по данным налоговых служб исследуемых стран
Использование цифровых технологий позволяет налоговым органам решать достаточно широкий круг задач по выявлению и минимизации налоговых рисков и концептуально трансформировать парадигму налогового администрирования. Несмотря на то, что Россия не относится к числу стран-лидеров по уровню цифрового развития, государство пытается решать проблему управления налоговыми рисками в условиях цифровизации. Эволюционное развитие цифровизации налогового администрирования в России с целью минимизации налоговых рисков государства представлено в табл. 5.
Нужно отметить, что внедрение цифровых технологий отражается на эффективности работы налоговых органов. По данным ФНС России, ежегодно сокращается время проведения налоговых проверок, по итогам 2019 г. количество выездных налоговых проверок уменьшилось с 2011 г. более чем в 7 раз, а количество безрезультативных проверок сократилось в 2 раза. В 2019 г. доля проверок, результаты по которым были признаны недействительными, от общего числа проведённых проверок составила 0,36%, что почти вдвое меньше, чем в 2011 г. За период 2011-2019 гг. количество безрезультативных выездных налоговых проверок в РФ сократилось с 772 до 358. При этом за период 2011-2019 гг. наблюдается увеличение результативности выездного налогового контроля: доля проверок, по итогам которых выявлены нарушения, в процентах от общего числа проведённых проверок, увеличилась с 62,8% до 96,9%.
Внедрение налогового мониторинга с 2015 г. позволило ФНС России сократить трудозатраты на сопровождение налоговых проверок на 30%. При этом на начало 2020 г. количество участников налогового мониторинга достигло 95 компаний, которые обеспечивают 30% налоговых поступлений в федеральный бюджет [6].
В результате реализации проекта ФНС РФ по внедрению онлайн-касс за 2017-2019 гг. средняя выручка на одну кассу увеличилась в два раза. Онлайн-кассы применяют более 1,5 млн налогоплательщиков. В общей сумме количество онлайн-касс на территории РФ на начало 2020 г. составило более 3,2 млн [6].
Благодаря проведению реформы по маркировке и чипизации товаров собираемость акцизов увеличилась на 40%, при этом участниками системы маркировки стали более 10 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, более 24% которых являются вновь зарегистрированными, что говорит, в том числе, об их выходе из «теневого сектора». За период реализации проекта количество задекларированных меховых изделий увеличилось на 51%, а перечисленные таможенные платежи выросли на 80% - с 38,7 млн долл. до 69,6 млн долл. [5].
Таблица 5
Эволюция цифровизации системы налогового администрирования
в России (1991-2020)
Год Изменения в системе налогового администрирования в условиях цифровизации
1991 внедрение ИНН для целей учёта налогоплательщиков
1992 опробованы отдельные элементы системы «АИС-Налог»
1997 создана первая версия общедоступного Интернет-сайта Госналогслужбы России
1998 начало кампании по массовому присвоению ИНН физическим лицам
2002 внедрение ЭОД как стандарта в работе территориальных налоговых органов; организовано предоставление налоговых деклараций в электронном виде
2003 организован удалённый доступ к Единому государственному реестру налогоплательщиков (ЕГРН); централизация регистрации юридических лиц по принципу «одного окна»
2010 внедрено информирование налогоплательщиков - физических лиц о суммах задолженности по налогам через «Личный кабинет налогоплательщика»;
2011 создание ФКУ «Налог-Сервис» (массовый ввод налоговой отчётности, массовая печать налоговых документов и др.); создание Федерального информационного адресного ресурса (ФИАС).
2012 внедрение сервиса электронной регистрации; запуск сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»; утверждение электронных форматов счетов-фактур
2013 внедрение пилотного проекта АСК НДС-2
2014 ведение в эксплуатацию АИС «Налог-3» (функциональный блок 1); введение сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица»
2015 введение сервиса «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя»; введение в эксплуатацию АИС «Налог-3» (функциональный блок 2); внедрение АСК НДС-2
2016 внедрение онлайн-ККТ; внедрение RFID-маркировки; введение налогового мониторинга
2017 введение сервиса «Личный кабинет для налогоплательщиков иностранных организаций»
2018 введение АИС «Налог-3» (функциональный блок 3); введение информационной системы «ЕГРН ЗАГС»
2019 внедрение специального налогового режима для самозанятых граждан (мобильное приложение «Мой налог»).
2020 запущен Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности (ГИР БО) тестирование Национальной системы прослеживаемости импортных товаров
Источник: составлено автором на основании [6; 9]
Востребованность мобильных приложений ФНС подтверждается в том числе количеством загрузки программ в системе Google play: «Мой налог» (более 500 тыс.), «Налоги ФЛ» (более 1,1 млн), «Личный кабинет предпринимателя» (более 150 тыс.), «Проверка кассового чека» (более 120 тыс.) и т.д. Кроме того в России налогоплательщики активно используют электронные сервисы портала ФНС, что подтверждает количество обращений: «Проверка корректности заполнения счетов-фактур» (более 5,4 млрд обращений), «Сведения об ИНН физического лица» (более 395 млн), «Личный кабинет физического лица» (более 24,2 млн), «Прозрачный бизнес» (более 5 млн), «Личный кабинет индивидуального предпринимателя» (более 1,3 млн) и т.д. [6]. Данные меры способствуют увеличению сумм собранных налоговых платежей в бюджет без роста налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Например, за период 20132019 гг. поступления по НДС возросли в 2,4 раза [9]. В целях обеспечения системного подхода по выявлению налоговых рисков в планах ФНС России создание виртуальной транзакционной среды - цифровой экосистемы, включающей в себя взаимосвязанные элементы: цифровую среду налогоплательщика, цифровую среду налоговых органов и цифровую среду налогового администрирования [9]. Тем не менее, наряду с положительными сторонами внедрения цифровых технологий в работу ФНС наблюдаются негативные моменты, также возникают новые виды налоговых рисков, с которыми сталкиваются как налоговые органы, так и налогоплательщики.
Классификация налоговых рисков в условиях цифровизации. Внедрение новых цифровых технологий как в бизнес-процессы, так и в систему налогового администрирования в РФ демонстрирует существенный потенциал расширения налогооблагаемой базы и повышения доходов бюджетной системы РФ. С одной стороны, усиливается налоговый контроль, с другой, появляются новые виды рисков, связанные с применением цифровых технологий в экономике в целом и налоговых органах в частности. Эффективность управления рисками во многом определяется степенью точности их классификации, которая позволяет правильно идентифицировать риски и организовать работу по управлению ими. В рамках проведённого исследования за основу построения классификации налоговых рисков в условиях цифровизации положены критерии, разработанные В. Г. Пансковым [9]. В рамках его работ налоговые риски систематизируются по факторам возникновения и по видам последствий для государства и налогоплательщика. По видам последствий для государства налоговые риски могут быть допустимыми, критическими и катастрофическими. Риски налогоплательщика по данному критерию классифицируются следующим образом: риски проверки контролирующим органом, риски увеличения налоговой нагрузки, риски потери деловой репутации и риски уголовного преследования. Основываясь на принципах построения классификации налоговых рисков В. Г. Панскова, в рамках проведённого исследования автором данной статьи были систематизированы выявленные налоговые риски в условиях цифровизации для государства (табл. 6) и для налогоплательщиков (табл. 7).
Таблица 6
Систематизация и оценка налоговых рисков государства в условиях цифровизации
Описание риска Вероятность Степень
возникновения опасности
риска потерь
Налоговые риски, обусловленные внутренними факторами
Риск уклонения от налогов мелкого бизнеса из-за дорого-
визны технического оборудования (онлайн-кассы, КРГО- В К
маркировка, электронный документооборот)
Риск возникновения фиктивной задолженности из-за от-
ражения фирмами-однодневками всех хозяйственных В КР
операций, для сокрытия от ФНС налогового разрыва и др.
Риск минимизации налогоплательщиком налоговых обя- В КР
зательств (например, переход на режим для самозанятых)
Налоговые риски, обусловленные внешними факторами
Риск ведения незаконной предпринимательской деятель-
ности через интернет (через социальные каналы, Р2Р- ВВ К
сервисы)
Риск уклонения от налогов при использовании зарубежных бирж-труда В КР
Риск потери контроля над операциями, проводимыми в В КР
рамках электронных трансграничных платформ
Риск уклонения от налогов из-за сложности идентифика-
ции продавца, осуществляющего продажу цифрового В КР
контента
Риск сокращения налоговой базы за счёт низкой стоимо- В КР
сти цифровых товаров и услуг и устранения посредников
Риск уклонения криптопредпринимателей от налогов ВВ К
Риск снижения налоговых поступлений по НДФЛ и стра- В К
ховым взносам вследствие автоматизации и роботизации
Общие риски цифровизации
Киберриски М К
Операционные риски (технические сбои и неполадки) В Д
Риски, связанные с цифровой отстранённостью некото- М Д
рых налогоплательщиков
Риски, связанные с отсутствием интернет связи на части В Д
территории РФ
Примечание: маловероятная (М); вероятная (В); весьма вероятная (ВВ); допустимая (Д), критическая (КР) и катастрофическая (К) Источник: составлено автором
Таблица 7
Налоговые риски налогоплательщиков в РФ
Наименование риска
Основание
Риски проверки контролирующим органом и увеличения налоговой нагрузки
Риски, предусмотренные Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок
Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@_
Риски некорректной работы с онлайн-кассами
ст. 122 НК РФ, ст. 14.5, ст. КоАП РФ
Риски, связанные с внедрением электронного документооборота (электронные счета-фактуры, электронное декларирование НДС)
ст. 168 НК РФ, ст. 169 НК РФ, ст. 122 НК РФ, ст. 174 НК РФ, ст. 119 НК РФ
Риски, связанные с техническими сбоями и некорректными данными, при межведомственном взаимодействии ФНС с Росреестром и ГИБДД
Письмо ФНС России от 08.10.2012 № ПА-4-6/16857@; Соглашение о взаимодействии и взаимном информацион. обмене (03.09.2010 №ММВ-27-11/9/37) ред. 01.04.2019
Риски, связанные с использованием необоснованной налоговой выгоды
ст. 54.1 НК РФ
Риски минимизации налогов путём формального дробления бизнеса
ст. 54.1 НК РФ
Риски при совершении операций с криптовалю-тами (приобретение криптовалюты, обмен на другую
криптовалюту или фиатные деньги, оплата товаров, работ, услуг криптовалютой, майнинг криптовалюты)
Письмо Минфина от 08.11.2018 № 0304-07/80764; Письмо ФНС от 22.11.2018 № БС-4-11/22635@
Риски, связанные с получением дополнительного дохода (продажа товаров с помощью P2P-сервисов, социальных каналов, заработок на биржах труда и др.)
Письмо ФНС России от 07.05.2019 № СА-4-7/8614, ст. 86 НК РФ
Риски уголовного преследования
Риски, связанные с обязательной маркировкой товаров
ст. 171.1 УК РФ
Создание фирм-однодневок с целью уклонения от уплаты налогов
ст. 173.1 УК РФ
Уклонение от уплаты налогов организацией, совершённое в крупном размере
ст. 199 УК РФ
Риски потери деловой репутации
Риски внесения в реестр недобросовестных налогоплательщиков
ст.122 НК РФ, приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@_
Киберриски, связанные с потерей/кражей данных и разглашением налоговой тайны
ст. 102 НК РФ
О персональных данных: фед. закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ
Источник: составлено автором
Отметим, что в рамках исследования к новым налоговым рискам государства, обусловленным внутренними факторами, были отнесены риски, связанные с цифровой трансформацией налоговой службы, внедрением новых цифровых решений в налоговое администрирование. К налоговым рискам государства, обусловленным внешними факторами, отнесены риски, связанные с влиянием трендов цифровой экономики на налоговую систему государства. Кроме того, перечень налоговых рисков дополнен общими рисками цифровизации, связанными с внедрением цифровых технологий в работу ФНС.
Принципы риск-ориентированного подхода в отношении налогоплательщиков были заложены в России ещё в 2007 г. в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок и первоначально применялись в отношении плательщиков НДС [6]. В настоящее время ФНС на основе данных о безналичных расчётах, сведений, полученных с помощью онлайн-ККТ, данных электронных счёт-фактур, данных ЯРЮ-технологии имеет возможность реализовать риск-ориентированную модель налогового администрирования, основываясь на анализе больших данных. В рамках исследования был проведён анализ и осуществлена систематизация налоговых рисков налогоплательщиков, возникающих в условиях цифровизации, с учётом действующего законодательства (табл. 7).
При управлении налоговыми рисками важно определить, какие виды налоговых платежей затрагивают возникающие риски. Результаты анализа влияния цифровых рисков налогоплательщиков на поступление налоговых платежей в бюджет РФ по видам налогов представлены в табл. 8.
Таблица 8
Влияние цифровых налоговых рисков налогоплательщиков на основные виды налоговых платежей РФ
Наименование риска НДС Акцизы Налоги на прибыль и доход Налоги на имущество НДФЛ Земельный налог Транспортный налог
Риски некорректной работы с онлайн-кассами
Риски, связанные с внедрением электронного документооборота (электронные счета-фактуры)
Риски, связанные с техническими сбоями и некорректными данными, при межведомственном взаимодействии ФНС с Росреестром и ГИБДД
Окончание табл. 8
Риски при совершении операций с криптовалютами (приобретение крип-товалюты, оплата товаров, работ, услуг криптовалютой, майнинг криптовалюты)
Риски, связанные с получением дополнительного дохода (продажа товаров с помощью Р2Р-сервисов, социальных каналов и др.)
Риски, связанные с обязательной маркировкой товаров
Киберриски, связанные с потерей/кражей данных и разглашением налоговой тайны Потеря деловой репутации и конкурентных преимуществ
Источник: составлено автором
Обобщая, отметим, что налоговые риски, связанные с развитием цифровой экономики, обусловлены появлением новых бизнес-моделей и способов получения дохода, виртуализации товарно-денежных отношений (появление цифровых валют, цифровых товаров, услуг), цифровизацией отраслей экономики и системы налогового администрирования (применение робототехники, искусственного интеллекта, машинного обучения). Проведённое исследование налоговых рисков в условиях цифровизации обосновывает необходимость трансформации налогового администрирования - как отдельных процедур в отношении конкретных налогов, так и совершенствования механизма в целом. Решение проблемы налоговых рисков, по нашему мнению, требует постоянного мониторинга возникающих новых цифровых налоговых рисков и возможно при цифровых трансформациях, предполагающих полную прозрачность экономических процессов для государства, а также при переходе на новый уровень доверия между обществом и государством.
Список литературы
1. Вылкова, Е. С. Технологическая трансформация процедур налогового администрирования как фактор экономического роста / Е. С. Вылкова, Н. Г. Викторова, Н. В. Покровская // Journal of New Economy. - 2020. - Т. 21, № 1. - С. 53-71.
2. Гончаренко, Л. И. Налоговые риски: теория и практика управления // Финансы и кредит. - 2009. - № 2 (338). - С. 2-10.
3. Индикаторы цифровой экономики: 2019 : статистический сборник / Г. И . Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг [и др.] ; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». - Москва : НИУ ВШЭ, 2019. - 224 с.
4. Исследование «Экономика Рунета. Экосистема цифровой экономики России 2019». Отчет о состоянии и развитии интернет-экономики России, и его влиянии на смежные отрасли. - URL: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (дата обращения: 01.10.2020).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации : часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой 16 июля 1998 г. : (ред. от 01 апреля 2020 г.). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 01.10.2020).
6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России. - URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 01.10.2020).
7. Пансков, В. Г. Налоговые риски: проявление и возможные пути минимизации // Экономика. Налоги. Право. - 2013. - № 4. - С. 74-80.
8. Пинская, М. Р. Налоговый риск: сущность и проявление // Финансы. -2009. - № 2. - С. 43-46.
9. Синенко, О. А. Налоговые риски в косвенных налогах в условиях цифровизации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2020. - № 3 (23). - С. 73-91.
10. Синенко, О. А. Трансформация налогообложения доходов физических лиц в условиях цифровизации экономики // Теоретическая экономика. - 2020. - № 5 (65). - С. 60-67.
11. Цифровые технологии налогового администрирования: монография с грифом НИИ образования и науки / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. -Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 263 с. - (Серия «Magister»).
12. ЦМАКП. Развитие цифровой экосистемы: прямые и косвенные эффекты для экономики. - Москва, 2018. - URL: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Pre sentations/DBelousov/2018-03-31 IT-ECO.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
13. Моделирование процессов воздействия информации о проверках на риск-статусы и уклонения налогоплательщиков / Е. А. Губар, Е. М. Житкова, С. Ш. Кумачева, Г. А. Томилина. - DOI10.21638/11702/spbu10.2019.208 // Вестник Санкт-Петербургского университета. Прикладная математика. Информатика. Процессы управления. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 245-258.
14. Rad, M. S. Detecting high risk taxpayers using data mining techniques : paper presented at the Proceedings - 2016 2nd International Conference of Signal Processing and Intelligent Systems, ICSPIS 2016 / M. S. Rad, A. Shahbahrami. - DOI 10.1109/ICSPIS.2016.7869895 // 2016 2nd International Conference of Signal Processing and Intelligent Systems (ICSPIS), 14-15 December 2016, Tehran, Iran. - Tehran, 2017. -URL: https://ieeexplore.ieee.org/document/7869895 (дата обращения: 01.10.2020).
15. Silva Pinto M. Impact of digitalization on the transformation of tax administrations. Published by IOTA, 2018, Budapest / M. Silva Pinto, А. Kôvâgô, М. Craw-
ford. - URL: https://www.iota-tax.org/sites/default/files/publications/public_files/impact-of-digitalisation-online-final.pdf (дата обращения: 01.10.2020).
16. Tax Administration 2017: Comparative information on OECD and other advanced and emerging economies Data tables. - URL: https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/tax-administration-2017/data-tables_tax_admin-2017-21 -en#page1 (дата обращения: 01.10.2020).
References
1. Vylkova E.S., Viktorova N.G., Pokrovskaya N.V. Tekhnologicheskaya transformatsiya protsedur nalogovogo administrirovaniya kak faktor ekonomicheskogo rosta [Technological transformation of tax administration procedures as a factor of economic growth]. Journal of New Economy, 2020, vol. 21, no. 1, pp. 53-71.
2. Goncharenko L.I. Nalogovye riski: teoriya i praktika upravleniya [Tax risks: theory and practice of management]. Finansy i kredit, 2009, no. 2 (338), pp. 2-10.
3. Abdrakhmanova G.I., Vishnevsky K.O., Gokhberg L.M. et al. Indikatory tsifrovoi ekonomiki: 2019: statisticheskii sbornik [Indicators of the digital economy: 2019: statistical collection]. Moscow : High School of Economics Publ. House, 2019. 224 p.
4. Research «Economy of Runet / Ecosystem of the digital economy of Russia 2019». Report on the state and development of the Internet economy in Russia, and its impact on related industries. Available at: https://raec.ru/activity/analytics/9884/ (accessed 01 October 2020).(In Russian).
5. Tax Code of the Russian Federation: part one: from 31.07.1998 No. 146-FZ: adopted by the State. Duma 16.07.1998: (01.04.2020). Available at: http://www.consulta nt.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (accessed 01 October 2020) (In Russian)
6. Federal Tax Service: Official website. Available at: https://www.nalog.ru/ (accessed 01 October 2020).
7. Panskov V.G. Nalogovye riski: proyavlenie i vozmozhnye puti minimizatsii [Tax risks: manifestation and possible ways of minimization]. Ekonomika. Nalogi. Pravo, 2013, no. 4, pp. 74-80.
8. Pinskaya M.R. Nalogovyi risk: sushchnost' i proyavlenie [Tax risk: essence and manifestation]. Finansy, 2009, no. 2, pp. 43-46.
9. Sinenko O.A. Nalogovye riski v kosvennykh nalogakh v usloviyakh tsifrovizatsii [Tax risks in indirect taxes in the context of digitalization]. Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research, 2020, no. 3 (23), pp.73-91.
10. Sinenko O.A. Transformatsiya nalogooblozheniya dokhodov fizicheskikh lits v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki [Transformation of personal income taxation in the context of digitalization of the economy]. Teoreticheskaya ekonomika, 2020, no. 5 (65), pp. 60-67.
11. Mayburov I.A., Ivanov Yu.B., eds. Tsifrovye tekhnologii nalogovogo administrirovaniya: monografiya [Digital technologies of tax administration: a monograph]. Moscow : UNITY-DANA Publ., 2019. 263 p.
12. CMASF. Development of the digital ecosystem: direct and indirect effects for the economy. 2018. Available at: http://www.forecast.ru/_ARCHIVE/Pres entations/DBelousov/2018-03-31 IT-ECO.pdf (accessed 01 October 2020). (In Russian).
13. Gubar E.A., Zhitkova E.M., Kumacheva S.S., Tomilina G.A. Modelirovanie protsessov vozdeistviya informatsii o proverkakh na risk-statusy i ukloneniya nalogoplatel'shchikov [Modeling of the impact of information on tax audits on the risk statuses and evasions of individuals]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta, Prikladnaya Matematika, Informatika, Protsessy Upravleniya, 2019, vol. 15 (2), pp. 245258. DOI:10.21638/11702/spbu10.2019.208.
14. Rad M.S., Shahbahrami A. Detecting high risk taxpayers using data mining techniques: paper presented at the Proceedings - 2016 2nd International Conference of Signal Processing and Intelligent Systems, ICSPIS 2016. 2016 2nd International Conference of Signal Processing and Intelligent Systems (ICSPIS), 14-15 December 2016, Tehran, Iran. Tehran, 2017. DOI 10.1109/ICSPIS.2016.7869895. Available at: https://ieeexplore.ieee.org/document/7869895 (accessed 01 October 2020).
15. Silva Pinto M, Kovago A., Crawford, M., Impact of digitalization on the transformation of tax administrations. Published by IOTA, 2018, Budapest. Available at: https://www.iota-tax.org/sites/default/files/publications/public_files/impact-of-digitalisation-online-final.pdf (accessed 01 October 2020).
16. Tax Administration 2017: Comparative information on OECD and other advanced and emerging economies Data tables. Available at: https://read.oecd-ilibrary.org/taxation/tax-administration-2017/data-tables_tax_admin-2017-21 -en#page1 (accessed 01 October 2020).