ЦИФРОВИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
DIGITALIZATION OF TAX ADMINISTRATION OF THE RUSSIAN
FEDERATION
УДК 336
DOI: 10.24411/2658-4964-2020-10065 Мельникова А.Н., студентка, 2-ой курс, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва Мутагирова Д.Р. студентка, 2-ой курс, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва Научный руководитель: Зверева Т.В., профессор, д. социол. н., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, г. Москва
Mutagirova D.R. e-mail: dilyara. mu2 5 @gmail .com
Аннотация: Цифровизация в Российской Федерацию охватила практически все сферы деятельности человека, в том числе и налоговое администрирование. Применение цифровых технологий в налоговой сфере позволило Российской Федерации занять лидирующее положение в данной области. Федеральная налоговая служба становится наиболее эффективной IT-организацией в России благодаря цифровой трансформации, которая не только обязывает налогоплательщиков выполнять налоговые обязательства, но и позволяет минимизировать налоговые риски. Правительство Российской Федерации поставило перед собой задачу сделать процесс уплаты налогов как можно более приятным и комфортным для каждого налогоплательщика.
Abstract: Digitalization in the Russian Federation has covered almost all spheres of human activity, including tax administration. The use of digital technologies in the tax sphere has allowed the Russian Federation to occupy a leading position in this field. The Federal Tax Service is becoming the most effective IT organization in Russia thanks to the digital transformation, which not only obliges taxpayers to fulfill tax obligations, but also helps minimize tax risks. The government of the Russian Federation has set itself the task of making the process of paying taxes as pleasant and comfortable as possible for every taxpayer.
Ключевые слова: АСК НДС-2, налоговая инспекия, самозанятость, цифровая экономика, цифровизация, цифровые технологии, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба.
Keywords: ASK VAT-2, tax inspectorate, self-employment, digital economy, digitalization, digital technologies, Federal Tax Service, Federal Customs Service.
На сегодняшний день практически каждое государство старается выйти на этап постиндустриального развития, где одной из особенностей выступает цифровая экономика. На данный момент для многих постиндустриальных стран и стран, стремящихся к постиндустриализации, очень важно развитие и внедрение цифровых технологий. Цифровая экономика является приоритетным направлением для многих стран мира, в том числе и для Российской Федерации. В России обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в общественные сферы является одной из национальных целей развития (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», далее — Указ № 204). К 2024 г. Российская Федерация планирует произвести цифровую трансформацию экономики и социальной сферы России. В целях реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» распоряжением от 14.03.2018 г. была создана автономная некоммерческая организация (АНО) «Цифровая экономика». Данная организация создана лидирующими высокотехнологичными компаниями, чтобы обеспечить продуктивный диалог бизнеса и государства при реализации национальной программы. Более того, АНО поддержана со стороны Правительства РФ и Администрации Президента РФ. [1]
Существенную роль играют цифровые технологии и в налоговой сфере, что позволило Российской Федерации занять лидирующее положение в данной области. В современном мире достаточно сложно отследить денежные обороты, происходящие в стране, что создает риски для налоговых поступлений. Однако Федеральная налоговая служба (далее - ФНС) становится наиболее эффективной IT-организацией в России благодаря цифровой трансформации, которая не только обязывает налогоплательщиков выполнять налоговые обязательства, но и позволяет минимизировать налоговые риски, поэтому поиск «лазеек» для уклонения от уплаты налогов становится невыгодным.
Говоря о цифровизации в налоговом администрировании, можно отметить внедрение цифровых государственных услуг ФНС, АСК НДС - 2, оналйн - касс, RFID - меток (обязательная маркировка изделий из меха), QR
- кода (маркировка фармацевтических продуктов). Это все позволило увеличить поступление налоговых доходов в 2019г., что составило составило 838,4 млрд. руб. Это на 8,5% (+65,9 млрд. руб.) больше поступлений 2018г. -в основном, за счет роста поступлений по НДС в 1,3 раза (+32,4 млрд. руб.).
[3]
Автоматизированная система АСК НДС - 2, которая дает возможность автоматически находить несоответствие данных в цепочках поставок, позволила снизить долю сомнительных операций по НДС до 0,6% (ранее данный показатель составлял 8%), несмотря на то что НДС является самым труднособираемым налогом не только в России, но и в мире. Можно заметить, что применение данной системы способствовало изменению отношения к недобросовестной налоговой конкуренции в бизнес - среде. Кроме того, на основе АСК НДС - 2 вместе с Федеральной таможенной службой создан проект, который позволяет тщательно прослеживать импортные товары с документальной стороны. Он дает возможность избавить рынок от недобросовестных участников, пресечь импорт товара по заниженной стоимости, что уменьшает таможенные платежи и ввозной НДС, минимизировать проверки в отношении добросовестных участников внешнеэкономической деятельности. К данному экспериментальному проекту по наблюдаемости десяти групп товаров присоединились такие крупные налогоплательщики, как «Детский Мир», «Bosch», «Panasonic».
По мнению М. В. Мишустина, АСК НДС - 2 дала очень многое: фирмы
- однодневки стали не просто невыгодны, создание их стало опасно, также невозможно возместить НДС, который раньше не уплачивался. Так, ФНС обновила рекорд в борьбе с такими фирмами, их количество упало до 4,7%, что составляет 186,9 тыс., когда в 2011 году их насчитывалось 1,8 млн. Также налоговики снижают количество выездных проверок, тем самым увеличивая эффективность. [2]
Не секрет, что к 2024-му году Правительство Российской Федерации хочет создать специальную систему, или электронную платформу, для отслеживания оборота создаваемых товаров от производителя до его потребителя. Как всем известно, впервые обязательная маркировка меха на территории Российской Федерации началась в 2016-ом году. Данный проект позволил увеличить рынок чуть ли не в 10 раз. Анализируя статистику, оборот меховых изделий рос на глазах. Благодаря этому проекту в первой половине
2016-го года легализовались более чем 25% участников рынка. По такому же принципу будет создана электронная система для производства лекарств. Этот проект Правительство РФ хочет осуществить в 2020-ом году.Не стоит также забывать, что в январе 2018-го года был разработан экспериментальный период для маркировки не только табачной продукции, но и обувных изделий. На сегодняшний день Правительство Российской Федерации в процессе разработки так называемого физического интернета для грузоперевозек товаров. Данная система позволит проследить движение абсолютно любых товаров от его производителя до конечного потребителя. [4]
По статистике с начала 2017-го года российский бизнес стал применять усовершенствованную контрольно-кассовую технику (ККТ). И в этом же году было зарегистрировано более 1,6 миллиона касс. Этот показатель превышает старое значение чуть ли не на 40%. Было выведено 28,5 миллиардов чека на 18,9 триллионов рублей (НДС составил 1,8 триллиона рублей). Показатель ошеломительный. Индивидуальные предприниматели могут зарегистрировать усовершенствованную контрольно-кассовую технику через специальный электронный сервис без посещения налоговой инспекции. Для покупателей же создали специальной мобильное приложение для отслеживания достоверности чека. Этот чек они могут сохранить в электронном виде.
С начала 2020-го года революционное новшество настигнет и сферу самозятых. Благодаря этому новшевству Правительство страны хочет создать наиболее благоприятную обстановку для плодотворного взаимодейтвия самозятых с государством без лишней бумажной волокиты.
По данным исследования Федеральной налоговой службы Российской Федерации, проведённого в 2018-ом году, в стране более 26 миллионов не зарегистрированных самозанятых. Больше половины хотят легализовать свою деятельность, но они абсолютно не хотят совершать регулярные отчётности и тому подобное.
Отрицательно настроено молодое поколение, выросшее в интернет среде, которое не желает регистрировать свою сферу деятельности, а уж тем более регулярно сдавать декларации по доходу.
Хочется отметить и тот факт, что мобильное приложение для регистрации самозанятых уже разработано. С помощью этого приложения регистрацию можно будет осуществить чуть ли не в два клика. Уже теперь про свои визиты в налоговую инспекцию можно и вовсе позабыть. Правительство РФ планирует установить налог на самозанятых менее 4%.
С помощью мобильного приложения индивидуальный предприниматель может легко идентифицировать себя, отсканировав свой паспорт. Кроме того,
он сможет использовать это же приложение, чтобы зарегистрировать свои продажи за наличный или безналичный расчет и сделать чек для вас и покупателя, который сразу же поступит в электронном виде. Если вы связываете банковскую карту с приложением, вы можете сразу платить соответствующий налог за каждую продажу. Все будет включено в этот налог. Никаких заявлений, никаких отчетов, ничего другого - вы работаете легально, как и все юридические лица в России.
Очевидно, что необходимо бороться с незаконной коммерческой деятельностью, и каждый обязан платить налоги. Отношения с государством по поводу уплаты налогов не всегда бывают приятны. Как мы знаем, налог в любой стране является изъятием денежных средств у граждан. Правительство Российской Федерации поставило перед собой задача сделать этот процесс как можно более приятным икомфортным для граждан.
Список использованной литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
2. Бабкин. А. В. и др. Формирование цифровой экономики в России: сущно сть, особенности, техническая нормализация, проблемы развития / А. В. Бабкин, Д. Д. Буркальцева, Д. Г. Костень, Ю. Н. Воробьев // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2017. - Т. 10. - № 3. - С. 9-25.
3. Комиссарова, М. С. Внедрение информационных технологий в систему налогового контроля в условиях цифровизации экономики [Электронны й ресурс] / М. С. Комиссарова, Н. В. Рудченко // Молодой ученый. - 201 8. - № 52. - С. 120- 123. -
4. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/238/55172/ (дата обращения: 04. 02.2019).
5. Цифровизация налогового администрирования: Россия в авангарде // МЕТОД URL: http://gosmetod.ru/article/356082/ (дата обращения: 13.09.2019).
List of used literature:
1. Decree of the President of the Russian Federation of May 7, 2018 No. 204 "On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024".
2. Babkin. A. V. et al. Formation of the digital economy in Russia: essence, features, technical normalization, development problems / A. V. Babkin, D. D.
Burkaltseva, D. G. Kosten, Yu. N. Vorobev // Scientific technical statements of SPbSPU. Economic sciences. - 2017. - T. 10. - No. 3. - S. 9-25.
3. Komissarova, M. S. The introduction of information technology in the tax control system in the context of the digitalization of the economy [Electronic resource] / M. S. Komissarova, N. V. Rudchenko // Young scientist. - 2018. -No. 52. - S. 120 - 123. - Access mode: https://moluch.ru/archive/238/55172/ (accessed: 02/04/2019).
4. Digitalization of tax administration: Russia is at the forefront // METHOD URL: http://gosmetod.ru/article/356082/ (accessed: September 13, 2019).