Научная статья на тему 'Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России'

Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1999
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ОТКРЫТАЯ ИНФОРМАЦИЯ / РАСЧЕТЫ С БЮДЖЕТОМ / TAX ADMINISTRATION / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / DIGITAL ECONOMY / TAX MONITORING / OPEN INFORMATION / BUDGET SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамонова И.В., Алеников А.С.

Современные реалии диктуют новые требования к информационно-технологической среде, в рамках которой субъекты хозяйственной деятельности могут осуществлять своё функционирование. В связи с этим Правительством ставятся новые жёсткие требования к формированию данной среды с целью упрощения и повышения эффективности функционирования налогоплательщиков. В статье рассматриваются основные направления цифровизации процессов в сфере налогообложения, последние годы активно реализующиеся в Российской Федерации. Рассмотрены как комплексные программы цифровизации, так и локальные цифровизационные проекты, осуществляемые Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Особое внимание уделено цифровизации механизмов взаимодействия налоговых органов как администраторов налоговых платежей и налогоплательщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Digitalization of processes in the field of taxation as a tool to improve the quality of the functioning of the tax system in Russia

Modern realities dictate new requirements for the information technology environment, within which business entities can carry out their functioning. In this regard, the Government sets new strict requirements for the formation of this environment in order to simplify and increase the efficiency of taxpayers. The article discusses the main directions of digitalization of processes in the field of taxation, which have been actively implemented in the Russian Federation in recent years. Considered both comprehensive digitalization programs and local digitalization projects implemented by the Federal Tax Service of the Russian Federation. Particular attention is paid to the digitalization of the mechanisms of interaction between tax authorities as administrators of tax payments and taxpayers.

Текст научной работы на тему «Цифровизация процессов в сфере налогообложения как инструмент повышения качества функционирования налоговой системы России»

9. Таштамиров М.Р., Возкаев С.С., Кулакова Н.В. Теоретико-прикладные аспекты бюджетного федерализма в России // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2018. № 3 (61). С. 144-152.

10. Tavbulatova Z.K., Tashtamirov M.R., Frolova I.V., Kulakova N.V., Makhmudov Kh.A. Defining approaches to determining nature of subsidized regional budgets and its typology // В сборнике: The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. С. 1663-1668.

Sources:

1. The Budget Code of the Russian Federation dated 31.07.1998 N 145^3//ATP

2. Dombrovskiy E.A. Income potential of the region and directions of its maximization//Journal of the Financial University. 2013. № 2 (74). Рр. 129-139

3. Zaparsky V.V. Analysis of Regional Economic Crisis and Formation of Regional Budget Policy/Economic Analysis: Theory and Practice, 2017, Vol. 16, No. 2, Рр. 231-250

4. Nikulina E.V. Improvement of income formation of regional budgets//Management in Russia and abroad. 2003. № 7. Рр.

24.

5. Polyak, G.B. Analysis of territorial budgets/G.B. Polyak//Financial Gazette -1998.- № 7

6. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1006 of 2 October 2014 "On Approval of Standards for the Formation of Expenses for the Maintenance of State Authorities of a Subject of the Russian Federation and on the Invalidation of Certain Acts of the Government of the Russian Federation."

7. Raizberg B.A., Lozovsky L.S., Starodubtseva E.B. Modern economic dictionary. Moscow: INFRA-M, 2006. 495 p.

8. Suntsova N.V. Certain aspects of the concept of development of grant regions//Modern trends in economy and management: a new view. 2012. № 14-1. Рр. 134-139

9. Tashtamirov M.R., Vozkayev S.S., Kulakov N.V. Theoretical and applied aspects of budget federalism in Russia//Scien-tists notes of Crimean Engineering and Pedagogical University. 2018. № 3 (61). Рр. 144-152.

10. Tavbulatova Z.K., Tashtamirov M.R., Frolova I.V., Kulakova N.V., Makhmudov Kh.A. Defining approaches to determining nature of subsidized regional budgets and its typology // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Conference: SCTCGM 2018 - Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism. Conference Chair(s): Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, professor, director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences. 2019. Pр. 1663-1668.

И.В. Мамонова - доцент кафедры "Экономика и финансы", Краснодарский филиал Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук, i-mamonova@mail.ru,

I.V.Mamonova - Ph.D. in Economics, associate professor of the Economics and Finance Department Krasnodar branch of the University of Finance under the Government of the Russian Federation candidate of Economic Sciences;

А.С. Алеников - доцент кафедры экономики и управления инновационными системами, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», кандидат экономических наук, as9882@mail.ru,

A.S. Alenikov - Ph.D. in Economics, associate professor of the Department of Economics and Management of Innovation Systems, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Kuban State University".

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ

КАЧЕСТВА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ DIGITALIZATION OF PROCESSES IN THE FIELD OF TAXATION AS AN INSTRUMENT OF IMPROVING THE QUALITY OF OPERATION OF THE TAX SYSTEM OF RUSSIA

Аннотация. Современные реалии диктуют новые требования к информационно-технологической среде, в рамках которой субъекты хозяйственной деятельности могут осуществлять своё функционирование. В связи с этим Правительством ставятся новые жёсткие требования к формированию данной среды с целью упрощения и повышения эффективности функционирования налогоплательщиков. В статье рассматриваются основные направления цифровизации процессов в сфере налогообложения, последние годы активно реализующиеся в Российской Федерации. Рассмотрены как комплексные программы цифровизации, так и локальные цифрови-зационные проекты, осуществляемые Федеральной налоговой службой Российской Федерации. Особое внимание уделено цифровизации механизмов взаимодействия налоговых органов как администраторов налоговых платежей и налогоплательщиков.

Annotation. Modern realities dictate new requirements for the information technology environment, within which business entities can carry out their functioning. In this regard, the Government sets new strict requirements for the formation of this environment in order to simplify and increase the efficiency of taxpayers. The article discusses the main directions of digitalization of processes in the field of taxation, which have been actively implemented in the Russian Federation in recent years. Considered both comprehensive digitalization programs and local digitalization projects implemented by the Federal Tax Service of the Russian Federation. Particular attention is paid to the digitalization of the mechanisms of interaction between tax authorities as administrators of tax payments and taxpayers.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровые технологии, цифровизация, цифровая экономика, налоговый мониторинг, открытая информация, расчеты с бюджетом.

Keywords: tax administration, digital technologies, digitalization, digital economy, tax monitoring, open information, budget settlements.

Цифровые технологии в последние несколько лет стали неотъемлемой частью нашей жизни, стремительно ворвавшись практически во все ее сферы. Появились новые термины, описывающие данные процессы: цифровизация, представляющая собой систему экономических отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий, цифровая экономика (синоним - электронная) - экономика, функционирующая на основе цифровизации и базирующая на ее использовании, государственные проекты с целевыми установками, ориентированными на интенсивную интеграцию цифровых технологий преимущественно отечественного производства в деятельность государственных органов всех уровней, хозяйствующих субъектов и доступные для домохозяйств. К таким относится национальный проект «Цифровая экономика», разработанный в России на период с 2019 по 2024 гг.

В сфере налогообложения цифровые технологии активно задействованы и с успехом реализуются Федеральной налоговой службой посредством различных инструментов, механизмов и методов, функционирующих на разнообразных цифровых платформах. Рассмотрим, в каких направлениях осуществляется развитие и использование цифровых технологий в налогообложении.

К первому следует отнести абсолютное взаимодействие налоговых органов с налогоплательщиками, реализуемое в виде налогового мониторинга, представляющего собой особую форму налогового контроля, при использовании которой организация добровольно обеспечивает налоговым органам доступ к данным бухгалтерского и налогового учета в режиме реального времени. Правовой базой налогового мониторинга является раздел V.2 первой части Налогового кодекса РФ (НК РФ), введенный Федеральным законом от 04.11.2014 № 348-ФЗ, определяющий регламент информационного взаимодействия сторон, порядок проведения налогового мониторинга, правила взаимосогласительных процедур, а также Приказы Минфина и ФНС от 21 апреля 2017 г. № ММВ-7-15/323@ «Об утверждении форм документов, используемых при проведении налогового мониторинга, и требований к ним», от 16 июня 2017 г. № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении требований к организации системы внутреннего контроля». За все время существования налогового мониторинга, по состоянию на 01.01.2019 г., его применяют уже 44 российские компании, в 2021-2022 гг. ОАО «РЖД», которое использует эту систему, планирует перевести на налоговый мониторинг свои дочерние общества, работающие в сфере ремонта вагонов, телекоммуникаций и строительства. В текущем год ФНС стала лауреатом Премии, учрежденной в 2016 году Российским союзом промышленников и предпринимателей и компанией PwC в специальной номинации «За вклад в улучшение налогового климата в Российской Федерации и развитие эффективного взаимодействия между государством и бизнесом в сфере налогообложения» за внедрение системы налогового мониторинга. Существование такой системы взаимодействия является взаимовыгодным инструментом, поскольку, с одной стороны, направлено на обеспечение уверенности налоговых органов в правильности формирования налоговых баз уплачиваемых налогов, полноты и своевременности их уплаты крупнейшими налогоплательщиками, с другой стороны, существенно снижает риски налоговые риски хозяйствующих субъектов, так как дает возможность в превентивном порядке уточнить точку зрения контролирующих органов по наиболее сложным и спорным вопросам налогового законодательства с помощью использования механизма согласительных процедур.

В качестве второго, но уже одновекторного направления использования цифровых технологий в налоговом администрировании, можно выделить массив данных, открывающий в свободном доступе информацию о налогоплательщиках. Публикация этой информации началась с 2018 года в разделе "Открытые данные" сайта ФНС, в котором 1 августа были размещены сведения о специальных налоговых режимах, применяемых организациями, об участии организаций в КГН (консолидированной группе налогоплательщиков), о среднесписочной численности работников организаций; 1 октября - сведения об уплаченных организациями суммах налогов, сборов, страховых взносов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, 1 декабря - наборы открытых данных о нарушениях организациями законодательства о налогах и сборах (в том числе о суммах недоимки по каждому налогу, сбору, страховому взносу и задолженности по пеням и штрафам, при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения. Процесс продолжился и в текущем году: в августе и в октябре 2019 года были размещены соответствующие данные за 2018 год. За это время к ним обратились более 79 тысяч пользователей. Использование размещённых данных помогает повысить защищённость налогоплательщика при выборе деловых партнеров для бизнеса и использовать данные в качестве доказательной базы при обосновании наличия должной осмотрительности, отсутствие которой зачастую служит причиной доначислений при проведении контрольных мероприятий налоговыми органами.

Третье направление совмещает в себе использование данных сервиса и одновременно дает возможность без лишних административных затрат получить определенный статус. Речь идет о формировании Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, функционирующего на основе ст. 4.1 закона «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства, введенной законом № 408-ФЗ от 29.12.2015 г. У этого реестра существует несколько функциональных параметров. Главным из них является электронное присвоение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства (МСП) хозяйствующему субъекту, не требующее прохождения административных процедур, связанных с предоставлением дополнительных документов и

подтверждение данного статуса, что позволяет на этом основании использовать все существующие меры государственной поддержки малого бизнеса. Немаловажным является также использование информации о потенциальных и реальных контрагентах, а также возможность дополнять информацию о своей деятельности. Информационный базис сервиса формируется автоматически на основе отчетных сведений о среднесписочной численности, предоставляемых ежегодно всеми хозяйствующими субъектами до 20 января года, следующего за отчетным, налоговых деклараций и информации об учредителях организаций, которые также имеются у налоговых органов. Реестр содержит обширный перечень сведений - не только о категории субъекта МСП, но и о видах деятельности предприятия, производимой продукции, полученных лицензиях, участии в закупках для нужд органов государственной власти, органов местного самоуправления и отдельных видов юридических лиц. Дополнительно следует отметить, что категория МСП может быть изменена или ликвидирована в случае, если количественные значения численности и доходов станут выше предельных величин, указанных в законе в течение трех календарных лет, следующих один за другим, а поскольку изначально реестр на сайте ФНС России был сформирован на 1 августа 2016 года по данным 2015 года, то самое раннее исключение из него по вышеуказанным показателям возможно только в 2019 году, и то при условии, что у экономического субъекта последовательно в течение трех предшествующих лет было соответствующее превышение, установленное для средних предприятий. Если хозяйствующий субъект ранее относился к категории малого бизнеса и его показатели соответствуют показателям среднего предпринимательства, то он автоматически переходит в данную категорию.

Четвертое направление цифровизации в налоговом администрировании реализуется в рамках структурных изменений налоговой системы - введение в нее в экспериментальном варианте с 01 января 2019 года нового специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (закон № 425-ФЗ от 27.11.2018 г.) на территории Москвы, Московской области, Калужской области и республики Татарстан. Режим направлен на легализацию доходов лиц, получающих доходы на системной основе, но не регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей. Законодатели постарались сделать режим максимально комфортным для лиц, его использующих с точки зрения организационных действий потенциальных налогоплательщиков, которые формально не являются хозяйствующими субъектами: возможность уплачивать налоги без регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей, отсутствие необходимости приобретать контрольно -кассовую технику, свободный выбор в отношении уплаты страховых взносов, щадящее налоговое бремя, стабильность и предсказуемость условий налогообложения в течение 10 лет. Данный режим полностью базируется на цифровой платформе, поскольку абсолютно все действия как налогоплательщика, так и налоговых органов осуществляются в мобильном приложении «Мой налог»: в нем рассчитываются в автоматическом режиме доходы, формируются счета и чеки, рассчитывается налог, получают уведомление о его уплате, учитывается налоговый вычет, предоставляется информация о начислении налога, к приложению по желанию «привязывается» банковский счет. В марте 2019 года на расширенной коллегии Министерства финансов Председателем Правительства Д. А. Медведевым было предложено дать право и всем другим регионам вводить налог на профессиональный доход с 2020 года. Первоначальные итоги эксперимента озвучил руководитель ФНС Михаил Мишустин, сообщивший в Совете Федерации, что за первые два месяца 2019 г. в качестве самозанятых через мобильное приложение "Мой налог" зарегистрировалось более 33 000 человек, в апреле 2019 г. Минэкономразвития РФ озвучило информацию о 57 тысячах зарегистрированных. Как следует из паспорта нацпроекта по развитию малого и среднего предпринимательства, до конца 2019 г. статус самозанятых должны зафиксировать 200 000 человек, к концу 2021 г. - 1,4 млн, а к 2024 г. - 2,4 млн человек.

Пятое направление цифровизации осуществляется через создание и функционирование на сайте ФНС личных кабинетов налогоплательщиков (юридических лиц, физических лиц и индивидуальных предпринимателей), функционал которых постоянно расширяется. Данный сервис работает в режиме обратной связи, поскольку через личный кабинет можно не только получить определённый объем информации и документы, но и обмениваться ими с налоговыми органами. В качестве иллюстрации отразим некоторые операции для юридических лиц:

- видеть актуальную информацию о расчетах с бюджетом. В частности, о задолженности или переплате, о возмещаемых суммах НДС;

- направлять запросы (заявления) и отслеживать решения, которые приняла по ним инспекция;

- запрашивать справку о состоянии расчетов с бюджетом, справку об отсутствии задолженности или выписку из ЕГРЮЛ на себя;

- подать заявления на зачет (возврат) переплаты, совместную сверку расчетов или об уточнении ошибочного платежа;

- встать или сняться с учета по месту нахождения обособленных подразделений или в качестве плательщика ЕНВД;

- направлять документы для государственной регистрации организации или для внесения изменений в ЕГРЮЛ (с 01.01.2019 г. при условии подачи документов на регистрацию в электронном виде, она осуществляется бесплатно (Федеральный закон от 29.07.2018 № 234-Ф3);

- подать жалобу;

- зарегистрировать или перерегистрировать контрольно-кассовую технику.

Функционал личных кабинетов физических лиц доступен и через мобильное приложение «Налоги ФЛ», позволяющее производить мониторинг состава задолженности по налогам и сборам, и осуществлять прочие

юридически значимые действия в сфере налогов и налогообложения непосредственно посредством мобильной связи.

Шестым направлением цифровизации являются дополнительные сервисы, позволяющие в электронном виде сформировать платежные документы, проверить корректность заполнения счетов-фактур, провести расчет стоимости патента, рассчитать налоги на имущество физических лиц, выбрать режим налогообложения с помощью налогового калькулятора, рассчитать налоговую нагрузку.

Седьмое направление цифровизации представлено функционирующим пока в тестовом режиме сервисе «Прозрачный бизнес», который позволяет не только оперативно получать сведения о контрагентах, но и наглядно выявлять их точки риска, отмеченные специальным знаком, указывающим на потенциальную опасность работать с такими контрагентами.

Дополнительно нельзя не упомянуть об обязательной сдаче деклараций в электронном виде по НДС практически всеми налогоплательщиками с 01.01.2015 г., предполагающими выгрузку данных всех счетов-фактур, зарегистрированных в книгах покупок и продаж в рамках функционала «АСК НДС-2» (автоматизированная система контроля), которая недавно была дополнена подсистемой «СУР (система управления рисками) АСК НДС-2», не только выявляющая налоговые разрывы, но и ранжирующая хозяйствующих субъектов по принадлежности к одной из трех групп риска: высокой, средней или низкой и позволяющий реализовать риск-ориентированный подход в области налогового контроля. В дальнейшем планируется синхронизировать эту подсистему с информационными базами ФТС (Федеральной таможенной службы).

В ближайшей перспективе процессы цифровизации в налоговом администрировании могут быть реализованы в части полного охвата сдачи всех деклараций, обязательных сведений и расчетов в электронном виде (в настоящее время в обязательном порядке сдают налоговые декларации налогоплательщики, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек, отчетность взносам и по НДФЛ - более 25 человек, а с 01.01.2020 года - более 10 человек), полного расчета налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, использующих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы», применяющих для получения доходов онлайн-кассы и не имеющих наемных работников, интеграции программных налоговых комплексов с системой «АСК ККТ», системой маркировки товаров «ИР Маркировка», с системой «Меркурий», предназначенной для электронной сертификации и обеспечения прослеживаемости поднадзорных государственному ветеринарному надзору грузов при их производстве, обороте и перемещении по России, с системой прослеживаемости импортных товаров.

Такой подход дает возможность государству отслеживать и товарные, и финансовые потоки хозяйствующих субъектов, снижает административные и организационные издержки всех участников налоговых правоотношений, делает бизнес честным и прозрачным, выравнивает конкурентные условия функционирования бизнеса, содействует поступательному развитию экономики России.

Источники:

1. Басария С.А. Анализ налогообложения в РФ малого и среднего бизнеса //ПРО-Экономика. 2019. Т. 3. № 1

(15). С. 2.

2. Игонина Л.Л. Новые технологии развития финансового сектора России: Монография / Под ред. М.А. Эс-киндарова, В.В. Масленникова. //— М.: Когнито-Центр, 2019. - С. 367.

3. Львова М.И. Перспективы налогообложения самозанятых лиц в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2. С. 108-115.

4. Мамонова И.В. Инструментарий налоговой политики в современных условиях //Налоги-журнал. 2019. №

5. С. 3-6.

5. Пименов Г.Г. Перспективы внедрения новых виртуальных валют - блокчейн // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 433-436.

6. Львова М.И. Перспективы налогообложения самозанятых лиц в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 2. С. 108-115.

Sources:

1. Basaria S.A. Analysis of taxation in the Russian Federation of small and medium-sized businesses // PRO-Economics. 2019.Vol. 3. No. 1 (15). S. 2.

2. Igonina L.L. New Technologies for the Development of the Russian Financial Sector: Monograph / Ed. M.A. Eskindarova, V.V. Maslennikova. // - M.: Cognito Center, 2019 .- S. 367.

3. Lvov M.I. Prospects for taxation of self-employed persons in Russia // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019.No 2.S. 108-115.

4. Mamonova I.V. Toolkit of tax policy in modern conditions // Taxes-journal. 2019. No. 5. S. 3-6.

5. Pimenov G.G. Prospects for the introduction of new virtual currencies - blockchain // Economics and Entrepre-neurship. 2017. No. 1 (78). S. 433-436.

6. Lvov M.I. Prospects for taxation of self-employed persons in Russia // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019.No 2.S. 108-115.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.