Научная статья на тему 'Оптимизация работы ФНС по проведению налогового контроля в условиях цифровой экономики'

Оптимизация работы ФНС по проведению налогового контроля в условиях цифровой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1099
213
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономика / налоговый контроль / налоговые органы / ФНС / налоговое законодательство / цифровая экономика. / economy / tax control / tax authorities / Federal tax service / tax legislation / digital economy.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С С. Хасанова, Ф Ж. Антаева

Использование информационных технологий концептуально меняет парадигму налогового администрирования. Цифровизация экономики, с одной стороны, открывает новые потенциальные возможности, с другой – создает новые проблемы в традиционных областях налогового регулирования и контроля. В статье проведено исследование преимуществ и недостатков от применения современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования. Определены меры по снижению отрицательного воздействия налоговых рисков нового порядка, возникающих в условиях цифровой экономики. Проведен анализ мероприятий по внедрению новых информационных технологий в сфере налогообложения и определены перспективы улучшения качества и повышения эффективности налогового администрирования в Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — С С. Хасанова, Ф Ж. Антаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE FEDERAL TAX SERVICE FOR TAX CONTROL IN THE DIGITAL ECONOMY

The use of information technologies conceptually changes the paradigm of tax administration. Digitalization of the economy, on the one hand, opens up new potential opportunities, on the other – creates new problems in the traditional areas of tax regulation and control. The article investigates the advantages and disadvantages of the use of modern digital technologies in the process of tax administration. Measures to reduce the negative impact of new order tax risks arising in the digital economy are defined. The analysis of measures on introduction of new information technologies in the sphere of taxation is carried out and prospects of improvement of quality and increase of efficiency of tax administration in the Russian Federation in the conditions of digital economy are defined.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы ФНС по проведению налогового контроля в условиях цифровой экономики»

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ ФНС ПО ПРОВЕДЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

С.С. Хасанова, канд. экон. наук, доцент Ф.Ж. Антаева, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11276

Аннотация. Использование информационных технологий концептуально меняет парадигму налогового администрирования. Цифровизация экономики, с одной стороны, открывает новые потенциальные возможности, с другой - создает новые проблемы в традиционных областях налогового регулирования и контроля. В статье проведено исследование преимуществ и недостатков от применения современных цифровых технологий в процессе налогового администрирования. Определены меры по снижению отрицательного воздействия налоговых рисков нового порядка, возникающих в условиях цифровой экономики. Проведен анализ мероприятий по внедрению новых информационных технологий в сфере налогообложения и определены перспективы улучшения качества и повышения эффективности налогового администрирования в Российской Федерации в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: экономика, налоговый контроль, налоговые органы, ФНС, налоговое законодательство, цифровая экономика.

Эффективность реализации проекта цифровизации налоговой сферы заключатся в повышении собираемости налогов и выводе бизнеса из тени. В связи с этим появился спрос на российские разработки и на мировом рынке [1].

По оценке Boston Consulting Group, Россия на 5-8 лет отстает от лидеров цифровой трансформации, к которым относятся Южная Корея, Дания, Великобритания, Швеция, Норвегия и Нидерланды. Однако в области цифровизации налогового администрирования Россия, напротив, занимает лидирующие позиции в мире.

Россия наряду с Сингапуром, Канадой и Австралией является членом Брисбенской группы - неформального клуба технологически передовых налоговых администраций мира [2].

Необходимость подстраивать законодательство под развитие технологий осознают лишь 16% респондентов исследования, проведенного ФНС России в 2017 году (были опрошены 26 налоговых служб стран, входящих в консультативную группу FTA ОЭСР). При этом большинство опрошенных понимают важность больших данных (Big Data) и управления ими. Лишь у 40% респондентов есть стратегия

использования Big Data, а 56% только начинают развивать подход к интеграции всех данных. Только 31% опрошенных стран начали опираться на Big Data для анализа и управления налоговыми рисками, 8% - для работы с компаниями в режиме реального времени. В 27% налоговых служб внутренний обмен данными находится на передовом уровне, у 43% он внедряется. 70% стран собирают данные из самых разных источников, чтобы лучше понять поведение налогоплательщиков и разработать для них новые сервисы. В большинстве опрошенных стран есть личные кабинеты для компаний и людей, у 69% основная часть отчетности производится в электронной форме. Практически по всем критериям показатели России гораздо выше средних.

Немного показательной статистики ФНС России. С 2013 по 2017 год поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет показывали ежегодную положительную динамику практически постоянно и в номинальном выражении выросли на 58%. В реальном выражении поступления налогов за пятилетку выросли на 19,9%, несмотря на все экономические катаклизмы этого периода. В консо-

лидированный бюджет по итогам 2017 года поступило 17,3 триллиона рублей - это почти на 20% (на 2,9 триллиона) больше, чем в 2016 году. В том числе в федеральный бюджет поступило 9,2 триллиона рублей (+ 32%).

Очевидно, что существенный вклад в прирост поступлений оказал рост цены на нефть на 25%. Однако более половины прироста поступлений в консолидированный бюджет - 60%, или 1,7 триллиона рублей, составили ненефтегазовые доходы. При этом четверть их прироста (400 миллиардов) обеспечила именно улучшение администрирования. По данным Минфина России, поступления НДС в консолидированный бюджет с 2010 по 2017 год возросли более чем в два раза - с 2,5 до 5,1 триллиона рублей.

Если в 2011 году фирм, подходящих под определение однодневок, было 1,8 миллиона - примерно 40% от общего числа зарегистрированных юридических лиц, то в 2017 году их осталось около 300 тысяч, сейчас это примерно 7,3% от всех юридических лиц в стране (всего их 4,26 миллиона). Существуют и отдельные отраслевые проекты по пресечению незаконных схем возмещения НДС.

Тенденция повышения эффективности налогового администрирования продолжается: так, за первое полугодие 2018 года ФНС собрала в консолидированный бюджет на 16,5% больше налогов, чем за первое полугодие прошлого года.

С 2017 года бизнес начал применять контрольно-кассовую технику (ККТ) новой технологии, и по итогам года 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 миллиона касс (это превышает старый парк ККТ на 40%), пробито 28 миллиардов чеков на 18,7 триллиона рублей (НДС - 1,6 триллиона). Зарегистрировать новую ККТ можно и без визита в налоговую инспекцию: на сайте ФНС России создан специальный электронный сервис. Грамотное использование товароучетной системы в кассе поможет увеличить прибыль на 520% благодаря программам лояльности, автоматическому ценообразованию (программа сама проводит мониторинг цен у поставщиков и меняет их в магазине) и другим полезным инструментам [3].

Есть и мобильное приложение для покупателей: в нем можно самостоятельно проверить выданный чек, а также сохранить его в электронном виде.

На сайте ФНС представлено более 50 интерактивных онлайн-сервисов для разных категорий пользователей. Они ориентированы на жизненные ситуации и развиваются в соответствии с потребностями налогоплательщиков. Самые популярные сервисы - «Риски бизнеса: проверь себя и контрагента», «Создай свой бизнес», «Узнать о жалобе» [4].

По оценке ФНС, в России около 25 миллионов самозанятых граждан. Многие из них были бы не против легализоваться, но они не хотят совершать регистрационные действия, регулярно сдавать отчетность и так далее. Об этом свидетельствуют данные исследования ФНС, проведенного в 2017 году.

Нежелание идти в налоговые органы для регистрации или сдачи деклараций особенно характерно для молодого поколения, выросшего в онлайне, для которого это самый настоящий анахронизм.

Уже разработано и тестируется мобильное приложение, скачав которое на смартфон, можно будет зарегистрироваться в два клика без визита в налоговые органы. Налог к уплате при этом планируется менее 4%. Мобильное приложение позволяет идентифицироваться просто при помощи сканирования паспорта. Далее через это же приложение можно фиксировать свои продажи, наличные или безналичные, формируя чек и для себя, и для покупателя. Привязав к приложению банковскую карту, можно сразу уплачивать с каждой продажи соответствующий налог. В этот налог будет включено все. Никаких деклараций, никакой отчетности, вообще ничего больше - можно работаеть юридически легально, ровно так же, как любое юридическое и физическое лицо в России. Пилотный проект для тестирования особого режима будет действовать с 1 января 2019 года в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях (территории, на которых уже запускались пилоты по облачной контрольно-кассовой технике). При этом планируются и дополнительные стимулы. Есть идея предоставить самозанятым в

момент регистрации фору в пределах порядка 10 тысяч рублей - то есть фактически на эту сумму будут уменьшены налоговые обязательства. Налоговый вычет в 1,5%, но в пределах 10 тысяч рублей могут предоставить покупателям товаров и услуг у самозанятых - таким образом, появится стимул требовать чек.

Кроме того, ФНС хочет получить право запрашивать у банков информацию о счетах физических лиц вне налоговых проверок. Обоснование такого нововведения уже направлено в Минфин на рассмотрение. При его внедрении будут отслеживать и переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками (установление родства в автоматическом режиме будет возможно после объединения баз записей ЗАГС, которое завершится к октябрю 2018 года), - налоговики автоматически считают поступления средств на карты физлицам от физлиц (особенно регулярные) признаком незаконной предпринимательской деятельности.

От нововведения могут пострадать не только незаконные предприниматели, но и обычные граждане, которые часто продают что-то на «Авито» или просто получают деньги на карту от третьих лиц вне рамок предпринимательств. Получив законные полномочия, ФНС может загрузить данные по счетам всех налогоплательщиков в программу АСК НДС-3, которая сверит их с данными работодателей и налоговых деклараций и выявит возможные несоответствия.

Конечно, с незаконной предпринимательской деятельностью нужно бороться и обязанность по уплате налогов существует для всех, признает он. Но нарушение принципа свободы декларирования гражданами своих доходов и тотальный мониторинг движения средств по счетам могут породить целый ряд рисков и побочных эффектов. Это и утечка данных, и превышение полномочий конкретными налоговыми инспекторами, и, самое главное, возвращение граждан обратно к наличным расчетам, предупреждает он.

Новый федеральный ресурс - реестр населения, которым также занимается ФНС, - должен связать сведения о граж-

данах РФ и иностранцах, прибывших в Россию, из различных ресурсов. Такой реестр должен содержать данные о физическом лице, о его образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, об ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни: Ресурс планируется создавать в течение трех лет с момента принятия соответствующего федерального закона. Он сейчас находится в процессе согласования с другими ведомствами.

Эффективность труда налоговых органов растет: в 2013 году 1 рубль затрат на службу принес государству 96,5 рубля налогов, в 2017-м - 123,4 рубля.

Данный реестр интегрируется в АСК НДС-3. «Новая программа АСК НДС-3 расширит возможности налогового администрирования, предоставит более широкие возможности налоговой службе по анализу сведений об операциях по счетам как юридических, так и физических лиц, что позволит автоматически выстраивать цепочки движения денежных средств и уплаты НДС. Уже сейчас технологии больших данных позволяют налоговым службам создавать персонализированные услуги. То есть налоговые органы автоматически получают информацию о той или иной ситуации в жизни налогоплательщика: рождении ребенка, продаже или покупке квартиры, после чего гражданину направляются все необходимые документы и уведомления.

Совершенствуется и обмен информацией между разными налоговыми юрисдик-циями. Скоро все транзакции физических лиц и компаний будут известны администрациям основных налоговых юрисдикций.

С этого года начинается автоматический обмен налоговой информацией, это новая форма взаимодействия налоговых органов стран мира, когда информация установленного формата будет передаваться не по запросу, как это делалось ранее, а в автоматическом режиме. Это автоматический обмен, и в зону видимости попадут абсолютно все налогоплательщики.

Несмотря на имеющиеся преимущества от применения цифровых технологий, с появлением новых бизнес-моделей возни-

кают определенные сложности в процессе налогового администрирования.

Одна из проблем связана с определенными сложностями налогового администрирования при возникновении новых объектов международного налогообложения в условиях цифровой экономики.

В условиях развития цифровой экономики ФНС России определяет своим приоритетом усиление налогового контроля, а также его адаптацию к новым технологическим условиям, с использованием линейки продуктов цифровой экономики. В настоящее время ФНС России завершает переход на централизованное программное обеспечение налогового администрирования, что позволит усовершенствовать инструменты налогового учета и контроля, а также способствует развитию новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтактный принципы обслуживания.

Библиографический список

1. Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. - 2017. - № 2 (38). - С. 191-197.

2. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2019. -№ 46. - С. 303-313.

3. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru

4. [Электронныйресурс]. - Режим доступа: http://gosmetod.ru/article/356082/

OPTIMIZATION OF THE FEDERAL TAX SERVICE FOR TAX CONTROL IN THE

DIGITAL ECONOMY

S.S. Hasanova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.J. Fariza, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)

Abstract. The use of information technologies conceptually changes the paradigm of tax administration. Digitalization of the economy, on the one hand, opens up new potential opportunities, on the other - creates new problems in the traditional areas of tax regulation and control. The article investigates the advantages and disadvantages of the use of modern digital technologies in the process of tax administration. Measures to reduce the negative impact of new order tax risks arising in the digital economy are defined. The analysis of measures on introduction of new information technologies in the sphere of taxation is carried out and prospects of improvement of quality and increase of efficiency of tax administration in the Russian Federation in the conditions of digital economy are defined.

Keywords: economy, tax control, tax authorities, Federal tax service, tax legislation, digital economy.

В России сохраняются значительное цифровое неравенство, недостаточный уровень профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий, а образовательные программы не в полной мере соответствуют нуждам цифровой экономики.

Таким образом, планируемые изменения затронут все сферы жизнедеятельности общества, связанные с движением денежных средств. Это принесет значительные преимущества, но также, возможно, обострит существующую ситуацию и создаст определенные налоговые риски. Анализ возможных проблем позволяет спрогнозировать возможные риски и подготовить мероприятия по их минимизации, что представляется актуальным для проведения дальнейших исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.