Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1402
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / АИС "НАЛОГ" / АСК НДС / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / РАСПРЕДЕЛЕННЫЕ РЕЕСТРЫ / IT-ТЕХНОЛОГИИ / TAX ADMINISTRATION / AIS "TAX" / ASK VAT / DIGITALIZATION / DISTRIBUTED LEDGERS / IT-TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сульженко С. А.

Цель. Статья посвящена вопросам развития и совершенствования налогового администрирования, реализуемого Федеральной налоговой службой Российской Федерации в условиях цифровой трансформации экономики, что представляет собой приоритетное направление развития сферы государственного управления. Структура/методология/подход. Автором проанализировано формирование цифровой отраслевой платформы Федеральной налоговой службы России с рассмотрением эволюции отдельных ее структурных составляющих, таких как АИС «Налог», АСК НДС, построение объединенного реестра граждан России, формирование объединенного доходного реестра домохозяйств в целях обеспечения прозрачности экономического сектора страны. Основу научно-методического аппарата статьи составляет анализ применения передовых инновационных технологий в налоговом администрировании. Результаты. По результатам исследования автор пришел к выводу, что внедрение цифровых технологий в деятельность Федеральной налоговой службы и других государственных структур, а также их совершенствование положительно влияет на объемы собираемости налогов, сокращается доля теневого сектора экономики. Практические последствия. Выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации при разработке дорожной карты цифрового развития налогового администрирования, для того чтобы оно стало незаметным и удобным для бизнеса, домохозяйств и обычных граждан. Оригинальность/значение. Автором предложено внедрение более совершенных цифровых технологий в существующие операционные системы процесса налогового администрирования посредством перехода на обработку больших баз данных с помощью технологий распределенного реестра, что позволит сократить издержки и ускорить процессы обработки больших данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TAX ADMINISTRATION UNDER DIGITALIZATION

The article is devoted to the development and improvement of tax administration, implemented by the Federal Tax Service of the Russian Federation in the context of the digital transformation of the economy, which is a priority for the development of public administration. The author analyzed the formation of a digital industry platform of the Federal Tax Service of Russia with consideration of the evolution of its individual structural components, such as AIS “Tax”, ASK VAT, the construction of a unified register of Russian citizens, the formation of a unified income register of households in order to ensure transparency of the country's economic sector. The basis of the scientific and methodological apparatus of the article is the analysis of the use of advanced innovative technologies in tax administration. Based on the results of the study, the author came to the conclusion that the introduction of digital technologies in the activities of the Federal Tax Service and other state structures, as well as their improvement, positively affects the amount of tax collection and reduces the share of the shadow economy. Conclusions and recommendations can be applied in the practical activities of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the development of a roadmap for the digital development of tax administration so that it becomes invisible and convenient for business, households and ordinary citizens. The author has proposed the introduction of more advanced digital technologies in existing operating systems of the tax administration process by switching to processing large databases using distributed registry technologies, which will reduce costs and speed up the processing of big data.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Сульженко С.А.,

аспирант кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: viksana-1234@yandex.ru

РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

JEL classification: Н22, H26, O30

Аннотация

Цель. Статья посвящена вопросам развития и совершенствования налогового администрирования, реализуемого Федеральной налоговой службой Российской Федерации в условиях цифровой трансформации экономики, что представляет собой приоритетное направление развития сферы государственного управления.

Структура/методология/подход. Автором проанализировано формирование цифровой отраслевой платформы Федеральной налоговой службы России с рассмотрением эволюции отдельных ее структурных составляющих, таких как АИС «Налог», АСКНДС, построение объединенного реестра граждан России, формирование объединенного доходного реестра до-мохозяйств в целях обеспечения прозрачности экономического сектора страны. Основу научно-методического аппарата статьи составляет анализ применения передовых инновационных технологий в налоговом администрировании.

Результаты. По результатам исследования автор пришел к выводу, что внедрение цифровых технологий в деятельность Федеральной налоговой службы и других государственных структур, а также их совершенствование положительно влияет на объемы собираемости налогов, сокращается доля теневого сектора экономики.

Практические последствия. Выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации при разработке дорожной карты

цифрового развития налогового администрирования, для того чтобы оно стало незаметным и удобным для бизнеса, домо-хозяйств и обычных граждан.

Оригинальность/значение. Автором предложено внедрение более совершенных цифровых технологий в существующие операционные системы процесса налогового администрирования посредством перехода на обработку больших баз данных с помощью технологий распределенного реестра, что позволит сократить издержки и ускорить процессы обработки больших данных.

Ключевые слова: налоговое администрирование, АИС «Налог», АСК НДС, цифровизация, распределенные реестры, IT-технологии.

S.A. Sulzhenko

DEVELOPMENT OF TAX ADMINISTRATION UNDER DIGITALIZATION

Abstract

The article is devoted to the development and improvement of tax administration, implemented by the Federal Tax Service of the Russian Federation in the context of the digital transformation of the economy, which is a priorityfor the development of public administration.

The author analyzed the formation of a digital industry platform of the Federal Tax Service of Russia with consideration of the evolution of its individual structural components, such as AIS "Tax", ASK VAT, the construction of a unified register of Russian citizens, the formation of a unified income register of households in order to ensure transparency of the country's economic sector. The basis of the scientific and methodological apparatus of the article is the analysis of the use of advanced innovative technologies in tax administration.

Based on the results of the study, the author came to the conclusion that the introduction of digital technologies in the activities of the Federal Tax Service and other state structures, as well as their improvement, positively affects the amount of tax collection and reduces the share of the shadow economy.

Conclusions and recommendations can be applied in the practical activities of the Federal Tax Service of the Russian Federation in the development of a roadmap for the digital development of tax administration so that it becomes invisible and convenient for business, households and ordinary citizens.

The author has proposed the introduction of more advanced digital technologies in existing operating systems of the tax administration process by switching to processing large databases using distributed registry technologies, which will reduce costs and speed up the processing of big data.

Keywords: tax administration, AIS «Tax», ASK VAT, digitalization, distributed ledgers, IT-technologies.

Формирующиеся негативные тенденции в мировой экономике не обусловливают снижения темпов плановых инвестиций в разработку и внедрение 1Т-технологий в различных по уровню развития странах. Это подтверждает анализ, подготовленный Всемирным банком, отражающий рост цифровизации рабочих мест, указывающий на смещение акцента в сторону использования информационно-коммуникационных технологий в государ-

Введение

В настоящее время происходит ускоренный глобальный переход к цифровому обществу, построенному на базе информационных технологий, проникающих во все сферы мировой экономики и частной жизни населения.

Материалы и методы

Основной проблемой повсеместного внедрения передовых 1Т-технологий и искусственного интеллекта являются высокие расходы на их разработку и внедрение. Капитализация производств и технологий за счет внедрения цифровых технологий - когнитивных систем и технологий искусственного интеллекта представлена на рисунке 1.

ственный сектор. Показатели внедрения автоматизированных систем управления (далее - АСУ) финансовыми ресурсами с 2014 по 2018 год свидетельствуют о том, что АСУ внедрены в практическую деятельность государственных органов в 190 странах-участниц ООН, 178 государств внедрили АСУ в систему таможенного оформления, в том числе 159 активно внедряют АСУ в налоговое администрирование, 146 стран осуществили внедрение цифровой идентификации товаров и объектов [2].

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

4 6

32 ■

1

20 1

14 1

я 1 1

5 1 1

1 1 1 1 1 1 1

Факт Прогноз

2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Рисунок 1 - Расходы на внедрение технологий искусственного интеллекта в мире,

млрд долл. США [1]

Совершенствование работы государственных надзорных органов является основной целью внедрения IT-технологий в технологической цепи контрольных мероприятий фискальных органов, что включено в дорожную карту по оптимизации контрольно-надзорной и фискальной функции государства, направленную на расширение мероприятий по налоговому контролю национальной экономики [3].

Перевод мероприятий контрольных органов из очного режима в виртуальный или цифровой формат, сохраняя требуемую периодичность налоговых проверок налогоплательщиков, обусловливает рост эффективности использования цифровых ресурсов, а количество налогоплательщиков превышает потенциальные возможности налоговых органов по проведению проверок.

Вторым важным фактором использования цифровых технологий является исключение ручного труда у служащих Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) и сокращение возможности злоупотребления правами сотрудников данной государственной структуры.

Третьим фактором масштабного внедрения цифровых технологий является рост объемов собираемости налогов и формирование среды, способствующей выводу бизнеса из тени. Разработанные IT-технологии актуальны и востребованы на мировом экономическом пространстве государственного управления.

Проведенный анализ Boston Consulting Group показывает, что РФ проигрывает 6-9 лет странам - пионерам цифровой трансформации. Лидерами в области цифровизации экономики являются Южная Корея, Дания, Великобритания, Швеция, Норвегия и Нидерланды. При этом в области цифровизации налогового администрирования Российская Федерация обладает передовым опытом, который отрабатывался на протяжении десятилетия. Базовой моделью объединения цифровых ресурсов, формируемых ФНС, в первоначальном проекте налогового администрирования является автоматизированная информационная система (далее - АИС) «Налог». Струк-

тура построения явилась прообразом формирования цифровой налоговой платформы, объединяющей в ручном управлении электронные ресурсы, отрабатываемые на протяжении с 90-х гг. XX века по 2019 г.

Построение эффективного налогового администрирования и контроля предполагает сбор максимального объема налоговых платежей при минимальных административных затратах [4]. Это обусловило быстрое внедрение АИС «Налог». На начальном этапе АИС аккумулировала в единое информационное пространство государственные регистрационные службы и данные по субъектам банковского рынка. Внедряемое программное обеспечение предполагало широкий диапазон и набор функционала, за счет чего оно является актуальным и в настоящее время. В основу его разработки заложена операционная система, совмещаемая с разнообразными базами и массивами данных, облачных ресурсов и систем, выстроенных по растущей архитектуре программного обеспечения (далее - ПО). Проведенный аудит разработанных алгоритмов ПО показал, что является передовым, по заключению налоговых администраций Англии, Дании и Канады, а также отвечает требованиям эффективного инструмента налогового администрирования.

АИС «Налог» была ориентирована на решение простых одноранговых задач, направленных на формирование централизованной базы и возможности многоканального доступа в режиме реального времени для скачивания данных и частной обработки информации. Основным несоответствующим звеном выступала техническая база, вернее ее техническое несоответствие обрабатываемым массивам данных и операционных систем компьютеров. Различие операционных систем обусловливало ряд проблем:

- несоответствие формируемых баз данных операционным системам, которые работали только в одной операционной системе и не были согласованы с другими системами;

- отсутствие прописанных единых норм и процедур в различных территори-

альных государственных налоговых инспекциях (ранее ФНС), предназначенных для обработки налоговых деклараций и платежных документов, взысканий недоимки, контроля над соблюдением налоговой дисциплины, выбора плательщиков для проверки и др.;

- недостаточная степень стандартизации налоговой отчетности;

- существенные затраты на сопровождение и модернизацию прикладных систем

[5, 6].

Рассмотрим функциональную структуру АИС «Налог» на рисунке 2.

Автоматизированная информационная система (АИС) «Налог»

Программный ресурс обслуживания налогоплательщиков

Территориальные органы налоговых инспекций

Территориальная вычислительная инфраструктура

Информационная поддержка налоговых инспекций

и

и ц

к е п с н и й о в о г о

^

го X

X

т о;

в с й о

х

X

О) со I-

и

р

а д

у

с о

Ъ ^

го X

а

Хранилища актуализированных данных налогоплательщиков

Рисунок 2 - АИС «Налог» - прототип цифровой отраслевой платформы1

Центрами накопления информации являлась территориальная вычислительная инфраструктура, которая обрабатывала поступающие данные и выводила усредненные отчетные данные в хранилища актуализированных данных налогоплательщиков - как юридических лиц, так и предпринимателей, физических лиц.

На территориях или в региональных центрах были реализованы территориальные вычислительные центры (далее -ТВЦ), являющиеся вычислительной инфраструктурой. Сопровождение вычислительной инфраструктуры сопровождалось специальными обслуживающими отделами.

Информационная среда образовывалась из ТВЦ, соединенных друг с другом выделенными линиями устойчивой и защищенной связи. По сути, формировалась аналоговая информационная среда данных налоговых инспекций, впоследствии переформатированная в цифровую отраслевую среду или цифровую платформу, объединенную облачным пространством памяти в единой операционной среде, связывающей цифровым соединением интернет с цифровыми ключами.Следующим технологическим исполнением явилась система АИС «Налог-3», наполненная цифровыми ресурсами, построенная на единой операционной системе. Сформированная цифровая плат-

1 Составлен автором.

форма ФНС, построенная по типу вертикального управления, с горизонтальными связями только на региональном или территориальном уровне.

Функциональная схема отраслевой цифровой платформы ФНС была доработана и в настоящее время включает в себя следующие функциональные центры, показанные на рисунке 3.

Цифровая отраслевая платформа ФНС России

го

со

о х

р и 1- и О

м

р ^

о ф О 1-

и

X

и о

р X

о X

т <и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и ^

X ш

о го

м ю

С о с£

^

Н ТС X

X

С

<

т го т

и

л в

а о

X т е

!_ т

X с и

и р а р > л

о X с

т и .0 >

X X и

о м т и л Ъ р

1— а а

X в

т е о т

X ю

а и

л X

X XI

О X

м

а

^

т

е а

м р

в о р а в о т

а

в л

о а:

т и

а

^ в О

о

р ос

и

р

а

ш

о

^ е

о 1_ и

X 1Л X

о гм е

с! о л

гм в

я и гм а

X гм р п

а о а X е

в о р гм в т

и с о

м м

р о ф я т о X е > т и

р о л

т м а

с о е

е е Р

Р

Рисунок 3 - Функциональная схема отраслевой цифровой платформы Федеральной налоговой системы Российской Федерации1

Вопрос формирования нового функционального подхода позволяет разделить на основные перспективные направления налогового администрирования ФНС России. Очередным этапом ужесточения налогового администрирования явилось внедрение АСК НДС-2, основной задачей которого стало автоматическое выявление уклонения от уплаты НДС [7].

АСК НДС-2 - это программное обеспечение, являющееся одним из компонентов АИС «Налог-3», которое обеспечивает автоматизацию перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС на основе сведений из книг покупок, книг продаж и журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур. Выстраивается на основе ожесточающегося администрирования перекрестных проверок отгруженного товара и оказанных услуг, направленных на формирование полного цикла добавленной

стоимости, для определения участков занижения стоимости товаров либо снижения их стоимости.

Необходимо не забывать, что оплаченный НДС складывается из двух составляющих, внутреннего НДС и ввозного НДС. На рисунке 4 проиллюстрирована динамика роста НДС с 2016 года по плановый 2022 год. При этом представленные данные не учитывают спада, обусловленного усиливающимся кризисом, разворачивающимся на фоне пандемии коронавируса СОУШ-19 и связанной с этим остановки работы многих предприятий России, а также рассогласованных действий ОПЕК и ОПЕК+. Все названное формирует негативный фон развития национальной экономики. Отметим, что представленные прогнозные данные на инфограмме являются оптимистичным сценарием развития национальной экономики.

1 Составлен автором.

10000 9000 8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000 0

2016 2017 2018 2019 2020* 2021*

*прогноз

Рост Внешнего НДС Внешний НДС Рост Внутреннего НДС Внутренний НДС

Рисунок 4 - Динамика и прогноз бюджетных поступлений от НДС в Федеральный бюджет России [8]

Методологией исследования динамики собираемости НДС, проведенного Министерством финансов России, являлся факторный анализ, направленный на расчет ожидаемых поступлений от НДС, учитывающий влияние эффекта расширения налоговой базы в результате роста номинального ВВП, продолжающуюся цифровиза-цию администрирования не только НДС, но и всего налогового комплекса страны Федеральной налоговой службой, а также учитывая влияние роста ставки НДС на 2 пп.

Рост дополнительных поступлений налогов от повышения ставки НДС в прогнозном варианте составил более 7% ежегодно (в 2021-2022 гг.), что существенно компенсирует инфляционные ожидания, составляющие 4% ежегодно.

В 2020 году дополнительные поступления от увеличения ставки НДС ожидаются +26%. Оборотной стороной роста ставки НДС является, по мнению британской Oxford Economics, то, что именно из-за повышения ставки вклад в инвестиционные национальные проекты в рост ВВП РФ будет сведен к нулю.

Необходимо отметить, что АСК НДС очень сильно повлияла на собираемость НДС, и, по сути своей, был задействован

целый комплекс мероприятий, обусловливающий совместную работу Центрального банка с Росфинмониторингом и коллегами из Минэкономики, Минюста, Минфина, сочетая выверенную работу с МВД и СК России. Тренд борьбы с фирмами-однодневками проходит успешно, за счет чего работа через них стала фактически нецелесообразна и просто опасна, возмещение не уплаченного НДС стало невозможно. Так, в 2011 года количество фирм, относимых по признакам к однодневкам, составляло 1,8 миллиона, что на 40% больше зарегистрированных юридических лиц. В 2018 году число фирм однодневок сократилось до 300 тысяч и составило около 7,3% от всего количества юридических лиц в стране.

Анализ объема сомнительных вычетов за счет АСК НДС сократился до 1%, данная цифра является минимальной в мировом экономическом пространстве. Средняя статистическая норма составляет от 3 до 7% и является нормальным показателем для ЕС [9].

Вторым функциональным направлением цифровой платформы ФНС, которому уделяется значительное внимание, является внедрение онлайн ККТ и мониторинг наличных и безналичных расчетов за товары и услуги.

С 2017 года бизнес перешел на использование контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) по новой технологии. В результате внедрения следующего поколения ККТ 500 тысяч налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 миллиона касс, увеличив устаревший парк ККТ на 40%, было проведено 28 миллиардов чеков на 18,7 триллиона рублей (НДС - 1,6 трлн руб.). Ранее ККТ было источником чека для покупателя и отчетности для налоговых органов, в настоящее время они стали информационным порталом для предпринимателя.

С одной стороны, возросшая степень информативности выгодна предпринимателям, с другой - предприниматель получает данные по сезонным и временным факторам, перечень товарных позиций и многое другое. Менеджмент товарных групп в системе оптимизирует и увеличивает объем прибыли на 5-20% благодаря программам лояльности, автоматическому ценообразованию, вводится так называемое администрирование искусственным интеллектом с целью проведения мониторинга цен поставщиков для последующей коррекции их в магазине и прочих цифровых продуктов для торговли. Сокращается работа мер-чандайзера, рутинные процессы учета, приемки товара за счет автоматизации [10].

Третьим функциональным направлением развития налогового администрирования является формирование автоматизированного учета товарных групп, подлежащих обязательной маркировке (присвоение QR-кода). Министерство финансов и Федеральная налоговая служба планируют завершить к 2024 году систему отслеживания оборота товаров от производителя до конечного потребителя.

Пилотным проектом в 2016 году выступил проект обязательной маркировки меховых изделий. Данный проект способствовал росту белого оборота рынка меховых изделий более чем в восемь раз, проявились ранее не зарегистрированные участники, число которых составило более 25% нынешних участников мехового рынка.

С января 2020 года данная система QR-кодов внедряется на фармакологиче-

ский рынок страны для лекарственных препаратов и средств. Апробацию проходит с января 2018 года экспериментальный период по маркировке табачной продукции, в июне 2018 года началась маркировка обуви. Разрабатывается концепция так называемого физического интернета в грузоперевозках, которая позволит проследить движение любых товаров от отправителя до конечного получателя.

Четвертым функциональным направлением формирования налогового администрирования является построение цифрового федерального ресурса - реестра населения, формирующего цифровые базы данных о гражданах РФ и иностранцах, прибывших в Россию, формируемых перекрестными выборками данных из других цифровых ресурсов. Формируемый реестр будет содержать данные о физическом лице, его образовании, семейном положении, занятости, льготах, отраслевых идентификаторах, об ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, необходимых для повседневной жизни. Формируется однозначное эквивалентное соответствие между актами гражданского состояния и сведениями о самом человеке в федеральном облачном ресурсе, сформированном на цифровой платформе. Формирование единого идентификатора записей планируется запустить в течение трех лет с момента принятия федерального закона, находящегося в процессе согласования с другими ведомствами.

Внедрение реестра интегрируется в АСК НДС-3. Внедряемое ПО АСК НДС-3 еще более расширит возможности налогового администрирования. Программа предоставит информацию налоговой службе для проведения анализа операций по счетам юридических и физических лиц, прослеживая движения денежных средств, автоматически выстраивая цепочки движения денежных средств и уплаты НДС.

Уже сейчас технологии больших данных позволяют налоговым службам создавать персонализированные услуги, направленные на формирование налоговыми органами данных, соответствующих событийной информации по налогоплательщику.

Формирование цифровой платформы обеспечит обмен информацией между разными налоговыми юрисдикциями, что позволит прослеживать все информационные и финансовые трансакции физических лиц и компаний, их основания.

Пятым функциональным перспективным направлением является формирование платформы доходного реестра домохо-зяйств. Срок внедрения намечается на период 2022-2025 гг., основной целью которого является построение легального дохода каждой семьи, сравнение с их тратами, и предусматривает вывод из тени самозанятых граждан, проявление их доходной базы.

Легализация самозанятых направлена на группу граждан, которая определяется по параметрам отсутствия наемных работников, самостоятельно реализующих физическим и юридическим лицам товары, работы, услуги или имущественные права без регистрации в качестве предпринимателя. Цифровизация представленных услуг ФНС переведена полностью в онлайн-режим, позволяющий ускорить весь технологический режим регистрации и оплаты налога.

По данным ФНС, в Российской Федерации насчитывается около 25 млн самозанятых граждан. Решение задачи для молодого онлайн-поколения формируется за счет перевода на цифровую платформу всего общения с регистрирующими и проверяющими органами. Решение для более возрастных граждан кроется в формировании и участии самого гражданина будущей страховой пенсии. Запущено в тестовом режиме мобильное приложение для смартфона, позволяющее зарегистрироваться в два клика без визита в налоговые органы.

Ставка налога для самозанятых колеблется от 2 до 4%. Мобильное приложение идентифицирует налогоплательщика путем сканирования паспорта гражданина. Дальнейшие действия проходят через установленное приложение, формируя налоговую базу за счет наличных и безналичных продаж, формируя чеки и для себя, и для покупателя - он немедленно приходит в электронном виде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данное приложение привязывается к банковской карте для удобства оплаты

налога с каждой продажи. В этот налог будет включено все. Формирование правового поля гражданина позволит исключить вопросы, возникающие при ресурсном аудите занятости граждан и источников дохода.

Для построения сквозного контроля ФНС имеет право получать информацию у банков по счетам физических лиц вне налоговых проверок. Это позволяет отслеживать и переводы с карты на карту между физическими лицами, не являющимися родственниками. Определение родства стало возможным в автоматическом режиме после объединения баз записей загса, завершенного к январю 2019 года, позволяющего ФНС определять признаки незаконной предпринимательской деятельности.

Федеральная налоговая служба завершает переход на новую автоматизированную информационную систему (АИС) «Налог-3». Система АИС «Налог-3» выполняет весь перечисленный ранее функционал.

Результаты

Ускорение процесса цифровизации экономики способствует заданию вектора развития ФНС России, состоящего в циф-ровизации налогового администрирования, усилении налогового контроля, в условиях новых цифровых технологий, опираясь на передовые программные технологические решения, формируемые в цифровой экономической среде. По оценкам Минфина РФ, в России для внедрения прогрессивных программных продуктов требуется обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров в сфере цифровых технологий и цифровой экономики.

Проведение цифровизации и интеграция всех информационных источников, баз данных и текущих потоков данных с трансформацией в единое информационное пространство является одной из ключевых задач цифровой национальной экономики. Обработку массивов данных проводят с использованием технологии Big Data в целях расширения возможностей цифрового налогового администрирования. Вопросы по процессу имплементации новых IT-систем в налоговую среду АИС «Налог-3» обусловливают активное взаимодействие с

российским 1Т-бизнесом, выстраивая отраслевые приоритеты и специфику, необходимую для построения цифровых систем на совмещаемых операционных системах, в рамках целевой аудитории, учитывая вопросы защиты внутренней информации в целях обеспечения государственной безопасности [11].

В настоящее время система АИС «Налог-3» работает на технологии централизованной обработки цифровых баз данных. Сама структура построения баз данных имеет характер централизованных структур, объединенных цифровой платформой. Анализ функционирования подобных баз данных имеет следующие недостатки:

- формирование высокопроизводительных вычислительных мощностей;

- высокий уровень затрат на построение высокопроизводительных вычислительных систем;

- формирование больших свободных массивов памяти, их ресурсное обслуживание и высокая стоимость технической реализации;

- необходимость дублирования хранящихся данных для обеспечения безопасности хранения;

- формирование высокопроизводительных каналов передачи данных, обеспечение запасными каналами связи;

- формирование информационной защиты данных при передаче и хранении данных.

Опираясь на международный опыт обработки и передачи больших массивов информации, мы предлагаем использовать распределенные базы данных для хранения и большего удобства обработки массивов данных. Распределенные массивы данных позволят использовать цифровые технологии обработки распределенных реестров данных. Внедрение данной цифровой технологии позволит привнести следующие позитивные моменты:

- удешевить формируемые массивы памяти и, как следствие, использовать менее мощные и производительные цифровые ресурсы;

- использовать облачные ресурсы для хранения информации и ее последующих изменений;

- использовать потенциал незадей-ствованных вычислительных ресурсов, обусловленный широтой и большим диапазоном часовых поясов;

- произвести формирование временных файлов в базах данных, подлежащих очистке, при истечении отчетного периода;

- использовать кадровый удаленный ресурс для формирования, обработки и предоставления аналитики;

- использовать технологию распределенных реестров как базовую в обработке информационных массивов.

Обсуждение

В последние годы ФНС активно внедряет передовые цифровые технологии в налоговое администрирование. Уже создана мощная технологическая база, развиваются и расширяются электронные сервисы (личный кабинет налогоплательщика, налоговый калькулятор для расчета налога и т.п.). Благодаря системам АСК НДС, ЕГАИС и АСК ККТ в несколько раз сократилось число налоговых проверок, при этом увеличилась сумма поступивших налогов и штрафов.

Цифровые технологии делают выполнение требований налогового законодательства частью естественной среды налогоплательщика, а налоговое администрирование станет практически незаметным. Рост объемов информационных потоков приведет мировое сообщество к полной финансовой прозрачности в ближайшем будущем [12]. Формируемый опыт России использования цифровых технологий в налоговом администрировании экспортируется в ряд зарубежных стран.

Основным этапом является процесс разработки параметров цифровой трансформации и формирование четкого целепо-лагания и построения адаптационного процесса под стратегические цели налоговой администрации.

Следующей целью является снижение издержек бизнеса, связанных с переходом на новую систему цифровизации налогового контроля. Цифровая трансформация

существенно меняет и укрепляет техническую оснащенность ФНС. Запущенные и успешно реализованные проекты существенно снижают нагрузку на налоговых инспекторов и повышают эффективность налогового контроля, что, в свою очередь, выражается в увеличении налоговых поступлений в бюджет. Обладание цифровым ресурсом позволило обеспечить высокую отдачу от затраченных на цифровизацию налогового администрирования средств. Инвестированный в цифровизацию ФНС в 2013 году 1 рубль затрат принес прирост собранных налогов в размере 96,5 рубля, в 2019-м - 123,4 рубля.

Заключение

Процесс автоматизации налогового контроля эволюционирует и двигается быстрыми темпами, учитывая современные тренды мировой цифровизации. Передовые IT-технологии налогового контроля, разработанные в России, применяются в других странах. Направления и скорость преобразований налогового администрирования в ближайшем будущем будут совершенствоваться и подстраиваться уже под новые инновационные технологические процессы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. PwC's Global Artificial Intelligence Study: Exploiting the AI Revolution. Sizing the prize What's the real value of AI for your business and how can you capitalise? 2020 [Электронынй ресурс]: https://www.pwc. com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

2. IMF Annual report. 2019 [Электронный ресурс]: https://www.imf.org/ external/pubs/ft/ar/2019/eng/spotlight/har-nessing-digital-dividends/

3. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Andreeva O.V., Kostoglodova E.D. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 2018, pp. 11-20.

4. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Planning of Tax Payments as a Factor of Economic Growth // European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 2018, pp. 195-206.

5. Жилин Г.О., Майбуров И.А. Совершенствование методов налогового контроля: внедрение автоматизированных систем // Актуальные проблемы налоговой политики: сб. материалов IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. ДВФУ: Школа экономики и менеджмента, 2017. С. 117-119.

6. Гончаренко Л.И., Малкова Ю.В., Адвокатова А.С. Актуальные проблемы налоговой системы в условиях цифровой экономики. Финансовый университет, Департамент налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета, 2018 [Электронный ресурс] : https://cyberleninka.ru/article/v/aktual-nye-problemy-nalogovoy- sistemy-v-uslovi-yah-tsifrovoy-ekonomiki

7. Кирова Е.А., Морозова Н.Г., Безверхий А.С. Трансформация налоговой системы России в условиях становления цифровой экономики // Вестник ГУУ. 2019. № 7. С. 118-124.

8. Минфин оценил рост доходов бюджета от повышения НДС // Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]: https://www.rbc.ru/economics/05/ 11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3

9. «С России берут пример, к нам приезжают учиться». М. Мишустин об инновационных технологиях ФНС // Газета «Коммерсант». №214 от 21.11.2019, стр. 1 [Электронный ресурс]: https://www. kommersant.ru/doc/4165008

10. Suratno, J.M.V. Mulyadi. Taxes, Revenues and Capital Expenditure as Determinants of Financial Sufficiency of Regional Government // International Journal of Economics & Business Administration, Volume VIII, Issue 2, 2020, pp. 283-290.

11. Петухова Р.А., Сладкова Е.В. Совершенствование налогового администрирования с учетом мировой практики применения современных информационных технологий // Инновационное развитие экономики: научно-практический и теоретический журнал. 2017, март-апрель. № 2(38). С. 191-197.

12. Shatkovskaya T.V., Epi-fanova T.V., Vovchenko N.G., Roma-nenko N.G. A legal mechanism for regulating

the digital economy // Vol 6 (2018): CBU International Conference Proceedings 2018 BIBLIOGRAPHIC LIST

1. PwC's Global Artificial Intelligence Study: Exploiting the AI Revolution. Sizing the prize What's the real value of AI for your business and how can you capitalise? 2020 [Electronic resource]: https://www.pwc. com/gx/en/issues/analytics/assets/pwc-ai-analysis-sizing-the-prize-report.pdf

2. IMF Annual report. 2019 [Electronic resource]: https://www.imf.org/exter-nal/pubs/ft/ar/2019/eng/spotlight/harnessing-digital-dividends/

3. Vovchenko N.G., Ivanova O.B., Andreeva O.V., Kostoglodova E.D. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 2018, pp. 11-20.

4. Aguzarova L.A., Aguzarova F.S. Planning of Tax Payments as a Factor of Economic Growth // European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 2018, pp. 195-206.

5. Zhilin G.O., Mayburov I.A. Improving tax control methods: the introduction of automated systems // Actual problems of tax policy: Sat. materials of the IX International scientific-practical conference of young tax experts. FEFU: School of Economics and Management, 2017.S. 117-119.

6. Goncharenko L.I., Malkova Yu.V., Advokatova A.S. Actual problems of the tax system in the digital economy. Financial University, Department of Tax Policy and Customs and Tariff Regulation of the Financial

University, 2018 [Electronic resource]: https://cyb erleninka.ru/arti cle/v/aktualnye-problemy-nalogovoy- sistemy-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki

7. Kirova E.A., Morozova N.G., Bez-verkhiy A.S. Transformation of the tax system of Russia in the context of the digital economy // Bulletin of GUU. 2019. №7. S. 118-124

8. The Ministry of Finance estimated the growth of budget revenues from increasing VAT // Information Agency "RBC" [Electronic resource]: https://www.rbc.ru/econom-ics/05/11/2019/5dbabda49a79474ba57f2dd3

9. "They take an example from Russia, people come to study with us." M. Mishustin on innovative technologies of the Federal Tax Service // Newspaper Kommersant. No.214 of 11.21.2019, p. 1 [Electronic resource]: https://www.kommersant.ru/doc/4165008

10. Suratno, J.M.V. Mulyadi. Taxes, Revenues and Capital Expenditure as Determinants of Financial Sufficiency of Regional Government // International Journal of Economics & Business Administration, Volume VIII, Issue 2, 2020, pp. 283-290.

11. Petukhova R.A., Sladkova E.V. Improving tax administration, taking into account the world practice of applying modern information technologies // Innovative development of the economy: scientific, practical and theoretical journal. 2017, March-April. No. 2 (38). S. 191-197.

12. T.V. Shatkovskaya, T.V. Epifanova, N.G. Vovchenko, N.G. Romanenko. A legal mechanism for regulating the digital economy // Vol 6 (2018): CBU International Conference Proceedings 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.