УДК 336.02 DOI: 10.22394/2079-1690-2021-1-2-103-109
ЦИФРОВИЗАЦИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДС В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Голик доктор экономических наук, профессор кафедры налогообложения
Елена и бухгалтерского учета, Южно-Российский институт управления -
Николаевна филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54]. E-mail: [email protected]
Аннотация
Повышение экономической и налоговой безопасности обеспечивается в процессе использования цифровых технологий, которые позволяют достичь качественно новый уровень институализации и менеджмента в сфере хозяйственной деятельности. В статье анализируются элементы использования цифровой системы информации в ФНС России, их направленность на достижение автоматизации налоговых процессов и оптимизации трансакционных издержек, что способствует снижению рисков и угроз в экономике. Особое внимание уделяется цифровизации технологических процессов администрирования налога на добавленную стоимость, обладающего высоким фискальным потенциалом.
Ключевые слова: российская экономика, экономическая безопасность, цифровизация администрирования, налоговое администрирование, налог, налоговые доходы, федеральный бюджет, рентные доходы, налог на добавленную стоимость.
Современный этап функционирования российской экономики подвержен значительным рискам и угрозам. Глобальная пандемия коронавирусной инфекции резко изменила условия реализации экономической политики, оперативно переориентированной в направлении содействия борьбе с ее последствиями и создания оптимальных условий для скорейшего восстановления экономики. В сложившихся условиях возникла необходимость поиска новых решений, направленных на создание целостной модели преобразования, трансформирующейся на принципах новационности и действенности налоговой системы. Важная роль в данном процессе отводится повышению эффективности функционирования налогового администрирования с использованием новейших информационно-цифровых технологий. Это позволит обеспечить стабильность и полноту поступлений в бюджет налоговых доходов, повысить уровень качества процесса взаимодействия участников налоговых отношений и, как следствие, создаст благоприятные условия для обеспечения безопасности в сфере экономики.
Размер налоговых поступлений в доходную часть государственного бюджета достаточно высок, в т.ч. за счет высокого удельного веса в них оборотных налогов и, в первую очередь, НДС. Это неправомерно рассматривать как явление, укрепляющее экономическую безопасность, поскольку еще из основ экономической теории известно, что высокое налоговое бремя -сдерживающий фактор экономического роста.
С другой стороны, при этом явно недооцениваются возможности по формированию бюджетных доходов другими, неналоговыми источниками, в т.ч. и результатами деятельности государства, как хозяйствующего субъекта, рентными доходами, доходами, получаемыми в результате научно-технических достижений и т.д.
Как следует из данных, приведенных в табл. 1, налоговые доходы составляют свыше 90% от общих доходов, и, по существу, являются основополагающей частью бюджетных доходов. Их уровень в ВВП на протяжении анализируемого периода увеличился на 1,78%, и составил в 2019 г. 32,64%. Также наблюдается высокий уровень оборотных, т.е. косвенных налогов, самым значимым из которых является налог на добавленную стоимость. На протяжении исследуемого периода отмечается рост его масштабов в ВВП более чем на треть, с 4,85% в 2013 г. до 6,45% в 2019 г. В базовом 2013 г. по удельному весу в ВВП он уступал только таможенным пошлинам, а также и страховым взносам, условно числившимся в составе налоговых доходов, тогда как в 2019 г. - только страховым взносам. Что касается налога на добычу полезных ископаемых, который в российской системе налогообложения позиционируется как рентных налог, то он количественно также уступает налогу на добавленную стоимость. Такое состояние в источниках пополнения доходной части бюджета вселяет значительную обеспокоенность с позиций экономической безопасности. Незначительный уровень использования доходов от природной ренты в бюджетных доходах, а также стабильно высокий уровень оборотных налогов (НДС, акцизы, таможенные пошлины], способствующих росту цен и сокращению совокупного спроса, усиливают угрозы и риски в экономике, сдерживают и без того низкие темпы ее роста.
Таблица 1
Динамика налоговых поступлений в 2013-2019 гг. (% к ВВП)1
2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Доходы всего 33,49 33,87 32,40 32,92 33,80 35,67 35,89
Налоговые доходы и платежи 30,86 31,36 28,97 28,64 30,35 32,48 32,64
в том числе
Налог на прибыль организаций 2,84 3,01 3,13 3,24 3,58 3,92 4,13
Налог на доходы физических лиц 3,42 3,42 3,38 3,53 3,54 3,49 3,60
Налог на добавленную стоимость 4,85 4,99 5,10 5,34 5,59 5,75 6,45
Акцизы 1,39 1,36 1,29 1,58 1,74 1,52 1,24
Таможенные пошлины 6,81 6,99 4,05 3,08 2,80 3,55 2,75
Налог на добычу полезных ископаемых 3,53 3,68 3,88 3,42 4,50 5,86 5,55
Страховые взносы 6,36 6,28 6,42 6,67 6,71 6,51 7,12
Прочие налоги и сборы 1,67 1,65 1,73 1,78 1,88 1,88 1,82
Как и в других странах, в России реализуется программа внедрения цифровизации процессов, в том числе и в налоговую сферу. Текущий период характеризуется широким использованием электронных систем администрирования и сервисов по обслуживанию налогоплательщиков. Согласно планам ФНС России, «в перспективе налоговое администрирование должно превратиться в адаптивную цифровую платформу, работающую исключительно с цифровыми данными и электронными лицами. Со временем эту структура преобразуется в ИТ-сервис, взаимодействующий в режиме реального времени с цифровыми процессами внутри компаний-налогоплательщиков, в том числе для целей проверки правильности начисления и уплаты налогов» [1, с. 619].
С 2016 г. ФНС России широко внедряет цифровые технологии в систему налогового администрирования, которые позволяют передавать отчетность по виртуальным онлайн-каналам связи вместо стандартных почтовых процедур для последующей загрузки в базы данных налоговых органов, трансформировать формат определения объектов налогообложения, т.е. формировать ее без участия в данном процессе самого налогоплательщика, осуществлять многие контрольные мероприятия в дистанционном режиме.
Основными целями внедрения новейших цифровых технологий являются обеспечение качественно нового уровня менеджмента в налоговой системе, который позволит полностью автоматизировать процессы учета налогоплательщиков, налоговых и иных платежей в бюджет, принятия оптимальных решений в процессе планирования налоговых поступлений, снизить трансакционные налоговые издержки за счет повышения уровня информационной безопасности.
В настоящее время в цифровой информационной системе налоговых органов выделяют ряд основных элементов (рис. 1). Активное внедрение и использование налоговой службой данного комплекса элементов дает возможность сократить количество проверочных мероприятий, тем самым снизить степень административного давления на налогоплательщиков, а также увеличить показатель налоговых поступлений в бюджет.
1 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/ (дата обращения: 01.03.2021)
Рис. 1. Основные элементы цифровой системы информации ФНС России1
В рамках дальнейшего развития электронных сервисов ФНС России с 2019 года поэтапно внедрило и активно использует в своей деятельности собственную разработку - АИС «Налог-3». Данный комплексный программный продукт является объединенной автоматизированной информационной системой, которая позволяет значительно повысить уровень автоматизации функционала деятельности Федеральной налоговой службы России в рамках своих компетенций, определенных соответствующим Положением О ФНС России, а также дает возможность в бесконтактном режиме осуществлять прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям2.
Ряд первоочередных задач, на решение которых направлено функционирование АИС «Налог-3», представлены на рис. 2. В целом они должны обеспечить полную автоматизацию всех сфер деятельности налоговой службы, позволить в оперативном режиме получать необходимую информацию из единой базы системы.
Активное использование цифровых технологий в налогооблагаемом процессе непосредственно затрагивает и проблемы совершенствования администрирования одного из значимых налогов в системе фискальных платежей - налога на добавленную стоимость. Будучи классическим налогом косвенного вида, он дает возможность получать весомые доходы, полностью поступая в федеральный уровень консолидированного бюджета государства.
Косвенные налоги (НДС, акциз, таможенная пошлина) обладают значительным фискальным потенциалом и формируют основную часть бюджетных доходов (табл. 2). Поэтому дальнейшее совершенствование практики налогового администрирования НДС в России на основе цифровизации социально-экономических процессов является перспективным направлением его развития.
Анализ статистических данных, приведенных в табл. 2, свидетельствует, что в ненефтегазовых доходах оборотные, т.е. косвенные налоги однозначно являются основным «поставщиком» налоговых доходов.
Согласно результатам исследования влияния процесса цифровизации на дальнейшее совершенствование администрирования НДС, проведенным международным валютным фондом, установлены следующее положительные стороны данного процесса (рис. 3) [3, с. 50 - 51].
1 Составлено по: [2, с.28]
2 Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gos_inf/4045827/ (дата обращения: 01.03.2021)
f Л Задачи, на решение которых направлена АИС «Налог-3» V J обеспечение «открытости» налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид
создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации
снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений
совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления
обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику («досье» налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов
обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы России со стороны руководства налоговых органов
повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации
повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов
Рис. 2. Задачи, на решение которых направлена АИС «Налог-3»1
Таблица 2
Доходы федерального бюджета в 2019-2023 гг.2, млрд руб.
Показатель 2019 2020 2021 2022 2023
ДОХОДЫ, ВСЕГО 20 188,8 17 852,4 18 765,1 20 637,5 22 262,7
%ВВП 18,3 16,7 16,2 16,6 16,8
НЕФТЕГАЗОВЫЕ 7 924,3 5 127,0 5 987,2 6 884,3 7 489,8
% ВВП 7,2 4,8 5,2 5,5 5,6
базовые НГД 4 967,4 5 508,7 6 078,3 6181,6 6 702,5
дополнительные НГД 2 956,8 -381,7 -91,1 702,7 787,3
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ 12 264,5 12 725,5 12 777,9 13 753,2 14 772,9
% ВВП 11,1 11,9 11,1 11,1 11,1
Оборотные налоги (НДС, акцизы, ввозная пошлина) 8 842,8 8 425,6 9 341,1 9 989,0 10 699,0
Налоги на доходы 1 185,0 987,6 1 257,8 1 453,3 1 555,2
налог на прибыль с капитала в офшорах 139,7 150,7 162,9
НДФЛ с высоких доходов (в т.ч. с пассивных) 60,0 164,1 171,5
Дивиденды 622,3 639,5 442,1 754,3 913,4
Другие доходы 1 614,4 2 672,8 1 736,9 1 556,6 1 605,3
перечисление прибыли ЦБ от продажи Сбербанка 1 066,0 200,0
1 Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс] URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/gosJnf/4045827/(дата обращения: 01.03.2021)
2 Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/ (дата обращения: 01.03.2021)
м
Широкое применение цифровых методов оплаты и отказ от большей части наличных платежей позволит предоставить значительную по объему информацию по данным об индивидуальных расходах на потребление, что даст положительный эффект в борьбе с сокрытием налоговых баз
Полная оцифровка транзакций потребителей позволит повысить уровень контроля за исчислением и уплатой НДС посредством комплексной оценки сделок налогоплательщиков
Использование биометрической аутентификации и цифровых платежных систем для более точного назначения субсидий снизит зависимость от налоговых инструментов перераспределения, например, отказ от использования пониженных ставок по НДС на товары первой необходимости
Цифровизаиия процессов государственных платежей, в том числе посредством широкого внедрения мобильных технологий создаст потенциал для расширения баз налогообложения
Рис. 3. Влияние цифровизации на налоговое администрирование
Налог на добавленную стоимость является не только значимым, но и наиболее проблемным в налоговой системе Российской Федерации, поэтому возможные направления совершенствования его администрирования постоянно находится в центре внимания ученых и практиков.
С 2020 года налоговой службой России применяется программный комплекс «Контроль НДС», который за счет высокого уровня автоматизации контрольного процесса позволяет выявлять тех налогоплательщиков - нарушителей налогового законодательства, которым ранее удавалось проходить контроль без замечаний, на более высоком уровне проводить процедуры отслеживания показателей в декларациях по НДС, а также осуществлять обмен между различными структурами налоговых органов информацией и отчетными формами1.
Основной целью указанных мероприятий в рамках проведения налогового контроля является возможность в автоматическом режиме проследить всю цепочку поставщиков и покупателей, определить сумму начисленного или заявленного к вычету НДС, исключив, при этом возможности образования налогового разрыва.
На этом этапе к системе сбора и обработки информации присоединяются кредитные организации, что дает возможность помимо книг покупок и продаж, проверять в онлаин-режиме движение денежных средств по счетам налогоплательщиков, цепочки связей между несколькими компаниями и установить ошибки и разрывы в НДС.
К техническим новациям следует отнести использование выделенного элемента «Операции особого контроля», который предназначен для проведения контрольных процедур по выявлению не только плательщиков, напрямую применяющих оптимизационные схемы, но и их контрагентов. Под особый контроль налоговых органов попадают расхождения по журналам, нарушение контрольных соотношений, сомнительные начисления, несопоставляемые операции, например за счет дробления счетов-фактур по разным периодам и т. д.
В результате активного использования новых программных продуктов по данным ФНС России к концу 2020 г. показатель налогового разрыва по НДС составил всего 0,43%, в то время как несколько лет назад он держался на уровне 8 % [8]. Дальнейшее внедрение новейших технологий позволит более тщательно осуществлять контрольные мероприятия в отношении НДС.
В рамках программного комплекса «Контроль НДС» в 2021 году ФНС России будет осуществлять следующие мероприятия (табл. 3)2.
1 Новый регламент проверок НДС уже работает. Фин-инфо. [Электронный ресурс] URL: https://fininfo-nsk.ru/blog/article_post/novyj-reglament-proverok-nds-uzhe-rabotaet/ (дата обращения: 01.03.2021)
2 Как будут проверять налог на добавленную стоимость в 2021 году // Финансовая газета. [Электронный ресурс] URL: https://fingazeta.ru/finance/taxes/468996 (дата обращения: 01.03.2021)
Таблица 3
Мероприятий налогового контроля относительно НДС в 2021 году
Мероприятия налогового контроля Возможности реализации
Осуществление проверочных мероприятий в отношении
движения денежных средств Проводится с привлечением банковского сектора экономики, которые предоставляют информационные сведения относительно поступлений средств на расчетные счета налогоплательщиков. В настоящее время используемый программный продукт не проводит сверку оплат и счетов-фактур. Поэтому в случае отсутствия оплаты или оплаты за товар в минимальном размере устанавливается факт необоснованной налоговой выгоды, при исключении ситуаций отсутствия денежных средств или нестандартных формах расчетов (вексель и др.)
гарантий банков Проводятся при использовании заявительного порядка возмещения НДС. В ходе контрольных мероприятий налоговые органы могут проверить лицензию банка на осуществление банковских операций и др. документы.
налоговых деклараций Поданные налогоплательщиком расчеты проверяются автоматическом режиме, при этом особое внимание уделяется контрольным соотношениям. Также проверяется заявительный порядок по налогу.
использования нового регламента проверок При осуществлении проверок строго соблюдается их регламент. Особый контроль проводится в отношении: - расхождения по журналам учета счетов-фактур. - контрольных соотношений налоговых вычетов и налоговых обязательств. - сомнительных начислений (вычеты при отсутствии оплаты налога поставщиком). - несопоставляемых операций, с признаками риска во избежание автоматизированного контроля.
применения оперативного контроля Данный вид контроля может проводиться и в виде мониторинга, и в качестве проверок оперативного характера.
налога при совершении сделок со взаимозависимыми лицами Осуществляются на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения налогового органа, осуществляющего контрольные мероприятия.
Проведение осмотра помещений Осмотр может проводиться как в рамках выездной или камеральной проверок, так и вне рамок проверки (например, осмотр документов, полученных в результате ранее проведенных контрольных мероприятий)
В целом, дальнейшее внедрение цифровизации технологических процессов в систему налогового администрирования позволит значительно повысить качество проведения контрольных мероприятий, выявить резервы роста налоговых доходов, обеспечить оптимальный уровень экономической безопасности государства.
Цифровизация является одним из действенных направлений, доводящих процесс налогообложения, в определенной мере, до автоматизации изъятия налогов. В то же время односторонне было бы рассматривать данный процесс как сугубо технологическое новшество. Т.В. Деева обосновывает важное значение цифровизации на современном этапе, посредством которой обеспечиваются:
- расширение возможностей процесса установления объектов налогообложения;
- совершенствование способов заполнения налоговой отчетности.
- создание необходимых условий для участников налоговых отношений в дистанционном режиме выполнять свои обязанности в отношении исчисления и уплаты налогов, а также осуществлять мероприятия администрирования налогооблагаемого процесса [5, с. 2582].
Не отрицая значимость перечисленных новшеств в администрировании налоговых платежей как результата цифровизации, все же следует к ним подходить с позиции философского восприятия изменений во взаимосвязи качества явления и его количественного выражения. Изменения, которые несет в себе цифровизация, относятся не только к сугубо количественным параметрам, к собираемости налогов, они воздействуют на процесс реализации принципов налогообложения - равенства и свободы выбора налогоплательщика при уплате налога, его зависимости от дохода. Система выбора при этом создает более расширенное пространство
в налогообложении - выбор - платить налог или легитимно уйти из налогового поля, изменяя род деятельности, номенклатуру товаров, услуг, выполняемых работ.
Всякое укрепление, расширение выбора, в т.ч. и в налогообложении ведет к реальному использованию принципа справедливости, вне зависимости от сферы, где это происходит.
Более того, цифровизация налогообложения - это прогрессивный метод, позволяющий налогоплательщику наращивать налоговую базу за счет сокращения не только экономических, но и трансакционных и социальных издержек общества. Степень реализации принципа справедливости, а, стало быть, и гармонизация экономических интересов в налогообложении повышаются. При этом сокращаются условия для сокрытия доходов и использования других методов «оптимизации» в налогообложении и уровень теневой экономики в целом.
Таким образом, расширение и углубление теоретических познаний цифровизации налогового процесса, в т.ч. в плоскости его изменений во взаимосвязи качества явления и количественного выражения, способствует получению нового знания, трансформирующегося, в конечном счете, в приобретение выгоды налогоплательщика и государства в налоговой сфере. Это один из действенных факторов в укреплении экономической безопасности страны и ее субъектов. Также особую значимость с позиции безопасности экономики приобретает цифровизация администрирования НДС, поскольку этот налог наиболее теоретически противоречив, но при этом обладает высоким фискальным потенциалом.
Литература
1. Вишневский В.П. Цифровая экономика в условиях четвертой промышленной революции: возможности и ограничения // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2019. Экономика. Т. 35. Вып. 4. С. 606 - 627.
2. Вишневский В.П., Гончаренко Л.И., Никулкина И.В. и др. Налоги и технологии: прошлое, настоящее и будущее налоговой системы России // TERRA ECONOMICUS. 2020. 18(4], С. 6 - 31.
3. Gupta S. Digital Revolutions in Public Finance / Gupta S., M. Keen, A. Shah, G. Verdier. International Monetary Fund, 2017. 362 с.
4. Одарич И. Как возместить НДС быстрее - новые правила камеральных проверок // Контур. [Электронный ресурс]. Контур. URL: https://kontur.ru/articles/5903
5. Деева Т.В. Адаптация деятельности Федеральной налоговой службы Российской Федерации к новым цифровым технологиям: АИС «Налог-3» // Экономика, предпринимательство, право. 2020. №10 (Октябрь]. С. 2579 - 2591.
Golik Elena Nikolaevna, Doctor of Economics, Professor, Department of Taxation and Accounting, South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation]. E-mail: [email protected] DIGITALIZATION OF VAT ADMINISTRATION IN THE SYSTEM OF ENSURING ECONOMIC SECURITY
Abstract
Improving economic and tax security is ensured through the use of digital technologies, which allow to achieve a new qualitatively level of institutionalization and management in the field of economic activity. The article analyzes the elements of using the digital information system in the Federal Tax Service of Russia, their focus on the automatization of tax processes and optimizing transaction costs, which contributes to reducing risks and threats in the economy. Special attention is paid to the digitalization of the technological processes of the value added tax administration, which has a high fiscal potential.
Keywords: Russian economy, security economic, digitalization of administration, tax administration, tax, tax income, federal budget, rental income, value added tax.
References
1. Vishnevskij V.P. Cifrovaya ekonomika v usloviyah chetvertoj promyshlennoj revolyucii: vozmozhnosti i ograni-
cheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2019. Ekonomika. T. 35. Vyp. 4. P. 606 - 627.
2. Vishnevskij V.P., Goncharenko L.I., Nikulkina I.V. i dr. Nalogi i tekhnologii: proshloe, nastoyashchee i budush-
chee nalogovoj sistemy Rossii // TERRA ECONOMICUS. 2020. 18(4). P. 6 - 31.
3. Gupta S. Digital Revolutions in Public Finance / Gupta S., M. Keen, A. Shah, G. Verdier. International Monetary
Fund, 2017. 362 p.
4. Odarich I. Kak vozmestit' NDS bystree - novye pravila kameral'nyh proverok // Kontur. [Elektronnyj resurs].
Kontur. URL: https://kontur.ru/articles/5903
5. Deeva T.V. Adaptaciya deyatel'nosti Federal'noj nalogovoj sluzhby Rossijskoj Federacii k novym cifrovym tekhnologiyam: AIS «Nalog-3» // Ekonomika, predprinimatel'stvo, pravo. 2020. №10 (Oktyabr'). P. 2579 - 2591.