DOI: 10.24412/2309-6139-2021-11072
М.А. Троянская - д.э.н., заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, доцент, Оренбургский государственный университет, [email protected],
M.A. Troyanskaya - head of the Department of state and municipal management, doctor of Economics, associate Professor, Orenburg state University.
РАЗВИТИЕ IT-ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ DEVELOPMENT OF IT-TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF TAX AUTHORITIES
Аннотация. Цифровая экономика создает многочисленные выгоды для потребителей и общества. Потребители получили множество преимуществ от развития цифровой экономики, хотя этот эффект напрямую не отражается на показателях валового внутреннего продукта. Цифровая революция проникает во все сферы нашей жизни. Не является исключением и деятельность налоговых органов, которые превратились из чисто фискального органа в сервисную компанию, которая ориентирована на удовлетворение интересов налогоплательщиков. В этой связи налоговым органам важно расширять масштабы применения цифровых технологий в процессе налогового администрирования. Информационные технологии становятся основным фактором реформирования налоговой системы нашей страны. Ее трансформация посредством инновационных программ и технических средств подразумевает полное преображение существующих связей между объектами и субъектами налогообложения, что в итоге приводит к значительному повышению эффективности работы системы. Автором в статье отмечено, что налоговые органы в настоящий момент являются одним из главных поставщиков данных для предоставления государственных услуг между ведомствами, а на сайте Федеральной налоговой службы представлено значительное число интерактивных сервисов, позволяющих налогоплательщикам получить необходимую актуальную информацию в сфере налогообложения; обобщены новации налогового администрирования; уделено внимание клиентоориентированному подходу к налоговому администрированию.
Abstract. The digital economy creates numerous benefits for consumers and society. Consumers have received many benefits from the development of the digital economy, although this effect is not directly reflected in the indicators of gross domestic product. The digital revolution is pervading all areas of our lives. The activities of the tax authorities, which have turned from a purely fiscal body into a service company that is focused on meeting the interests of taxpayers, are no exception. In this regard, it is important for tax authorities to expand the use of digital technologies in the process of tax administration. Information technologies are becoming the main factor in the reform of the tax system of our country. Its transformation through innovative programs and technical means implies a complete transformation of the existing links between the objects and subjects of taxation, which ultimately leads to a significant increase in the efficiency of the system. The author notes that the tax authorities are currently one of the main data providers for the provision of public services between departments, and the website of the Federal Tax Service presents a significant number of interactive services that allow taxpayers to get the necessary up-to-date information in the field of taxation; summarizes the innovations of tax administration; pays attention to the client-oriented approach to tax administration.
Ключевые слова: налогоплательщик, налоговые органы, сервисы налоговых органов, налоговое администрирование, инновации налогового администрирования, IT-технологии в налогообложении.
Keywords: taxpayer, tax authorities, services of tax authorities, tax administration, innovations of tax administration, IT-technologies in taxation.
Долгие годы основными целями существующих автоматизированных информационных систем налоговой службы была лишь автоматизация основных функций налоговых органов по хранению и обработке информации, поступающей от налогоплательщиков, а также повышение производительности труда налогового инспектора. Однако, развитие цифровых технологий и рост потребностей в обмене информацией между налоговыми органами, иными ведомствами и налогоплательщиками вызвали необходимость развития информационных технологий налоговых органов, разработки специализированного программного обеспечения, а также электронных сервисов.
Сегодня Федеральная налоговая служба России участвует в качестве поставщика данных для предоставления более 220 государственных услуг 51 федеральному агентству. Она обеспечивает формирование около 57 % всех документов, необходимых для межведомственного взаимодействия. При этом наибольшим спросом пользуется информация из государственных реестров (Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков).
Помимо предоставления сведений из государственных реестров, налоговые органы оказывают следующие услуги: государственная регистрация юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей; лицензирование некоторых видов деятельности; предоставление социальных и имущественных вычетов; расчеты по налогу на имущество, транспортному налогу гражданам; регистрация контрольно-кассовой техники; учет организаций и физических лиц; выдача всевозможных справок и уведомлений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Сегодня многие эксперты отмечают, что сайт Федеральной налоговой службы России - это самый востребованный, информативный и посещаемый среди сайтов государственных органов власти. Почти 3 миллиона пользователей посещают его каждый месяц.
В сфере налогообложения внедрение государственных услуг направлено на повышение качества и эффективности государственного управления в налоговой сфере с целью обеспечения устойчивого роста налоговых поступлений в доходы бюджетной системы и совершенствования процессов оказания налоговыми органами услуг налогоплательщикам.
Оказание государственных налоговых услуг в электронном виде преследует цель создать условия, которые упорядочивают и упрощают налоговые процедуры, формы и методы в части налогового администрирования, приводящие к увеличению количества налогоплательщиков, которые добровольно исполняют свои обязательства по уплате налогов и сборов [1].
Доступность налоговых услуг в Российской Федерации актуализирует существующие услуги, разработку и внедрение новых услуг, а также эффективную практику электронного взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков по каналам связи. В настоящее время на сайте налоговой службы Российской Федерации представлено более 40 интерактивных сервисов. С помощью этих сервисов налогоплательщик может узнать необходимую информацию о часах и датах работы налоговых инспекций, их адресах, о способах и возможности записи на прием, об исчислении налоговых платежей, о своих контрагентах, а также ознакомиться с реестрами, зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя и т.д.
Наиболее важными услугами, предоставляемыми сервисами налоговой службы Российской Федерации, являются «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», «Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя» и «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица».
С 01.07.2015 года определение «Личный кабинет налогоплательщика» как официальный информационный ресурс появилось в Налоговом кодексе РФ. Плательщики налогов и сборов с его помощью имеют возможность в режиме реального времени оплатить налоги, уточнить свои обязательства, направить запросы в налоговый орган и получить необходимые выписки из реестров.
По данным Федеральной налоговой службы значительное число налогоплательщиков используют сервисы налоговых органов (таблица 1).
Таблица 1 - Использование сервиса «Личный кабинет налогоплательщика»
Вид личного кабинета Количество пользователей
Личный кабинет налогоплательщика индивидуального предпринимателя и сп олъзую г более £00 тысяч граждан
Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц свыше 28 миллионов граждан
Личный кабинет налогоплательщика юридического лица более 500 компаний
При использовании сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» у налогоплательщиков появляется возможность оплачивать налоговую задолженность и налоговые платежи через банки-партнеры ФНС России, скачивать программы для заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц и направлять в налоговую инспекцию декларацию, а также отслеживать статус камеральной проверки налоговых деклараций по форме № 3-НДФЛ.
Важно отметить, что документы, передаваемые в электронной форме в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Заявка на изготовление электронной цифровой подписи подается также через личный кабинет, а ее ключ хранится, как правило, на серверах ФНС России. Документы, подписанные электронной цифровой подписью, признаются электронными документами, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью налогоплательщика. Отметим, что эти положения не подлежат распространению на налогоплательщиков, к которым относятся индивидуальные предприниматели; нотариусы, занимающиеся частной практикой; адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, занимающиеся частной практикой в порядке, установленном законодательством, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, которые связаны с осуществляемой ими деятельностью [2].
В настоящее время идет глобальное обновление сервиса, в ходе которого планируется превратить «Личный кабинет» в основной способ обслуживания и общения ФНС и налогоплательщиков - юридических и физических лиц полностью бесконтактным способом, в частности возможность пройти регистрацию и перерегистрацию, представить отчетность, провести электронные платежи, зачеты и возвраты, сверки расчетов и т.д. Наиболее популярные сервисы ФНС представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 - Популярные сервисы ФНС для физических лиц
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к преобразованию налоговой службы из фискального органа в сервисную компанию, ориентированную на удовлетворение интересов налогоплательщиков. В целом можно выделить следующие инновации в налоговом администрировании, которые выступают инструментами реформирования:
- создание единой информационной базы данных ФНС (АИС «Налог-3» и Центры обработки данных (ЦОД);
- применение электронного документооборота (ЭДО);
- автоматизированный контроль за возмещением НДС (выявление субъекта, уклоняющегося от уплаты НДС);
- система управления рисками (СУР АСК НДС) (сегментация плательщиков по группе: низкий, средний, высокий риск);
- внедрение онлайн-кассовых аппаратов (передача в ФНС первичных данных по кассовым чекам);
- функционирование и актуализация сайта ФНС России и сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».
Значительный шаг вперед на пути к расширению применения цифровых технологий в процессе налогового администрирования стало расширение электронного документооборота между плательщиками и налоговыми органами. В настоящее время в электронный вид перешли документы, необходимые для постановки налогоплательщика на учет, запросы о представлении выписок из банков, требования о представлении документов, требования об уплате налогов и т.п. Но более существенным стал переход к электронному взаимодействию налоговых органов с налогоплательщиками при представлении налоговой отчетности. На сегодняшний день практически все налогоплательщики представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, что действенно упростило процесс налогового администрирования.
Электронный документооборот также значительно упрощает и повышает качество налогового администрирования системы межведомственного электронного взаимодействия между налоговыми органами, различными регистрирующими и правоохранительными органами (ЗАГС, Росреестр, ГИБДД, ФССП и др.), а также таможенными органами. Благодаря внедрению ГГ-технологий информация от перечисленных структур оперативно поступает в налоговые органы, что устраняет необходимость направления письменных запросов и ожидания ответов на них.
Также использование ГГ-технологий в учете плательщиков и налоговом администрировании позволило разработать готовящуюся к внедрению программу «АСК НДС-3», которая расширяет возможности налоговой службы применять инструменты особого контроля за участниками всей цепочки продвижения товара и денежных средств и позволит эффективнее находить взаимозависимые компании и связанных с ними физических лиц. Конечный потребитель, покупающий что-либо в Интернете, не интересуется, на чей счет идут его деньги, в какой стране находится этот счет, кому он принадлежит и в какой стране произведен товар. Между тем, все эти вопросы имеют серьезные последствия с точки зрения налогообложения [3].
Также настоящим «прорывом» информационных технологий в процесс налогового администрирования стал повсеместный переход к использованию онлайн-касс при расчетах между организациями и гражданами. Переход всех налогоплательщиков на применение в расчетах современных разновидностей контрольно-кассовой техники с фискальным накопителем (онлайн-касс) продекларирован в начале года, а с 01.07.2017 года произошел первый этап перехода на данный вид касс. Теперь оповещение налоговых органов о произведенных расчетах будет осуществляться через оператора фискальных данных в режиме реального времени. В этой связи важно рассмотреть специфические особенности современного порядка использования контрольно-кассовой техники.
Использование налично-денежного оборота в расчетах между хозяйствующими субъектами и потребителями является основной причиной существования в России нелегального оборота, что повышает вероятность использования противоправных сценариев уклонения от уплаты налогов. Это особенно ярко выражено в сфере услуг. В связи с этим и возникла необходимость создания и введения принципиально нового механизма ис-
пользования контрольно-кассовой техники (ККТ). Применение ККТ также гарантирует формирование единой системы контроля за реальными объемами произведенного товарооборота и оказания услуг.
Федеральный закон от 03.07.2016 года № 290-ФЗ внес серьезные изменения в законодательство по применению контрольно-кассовой техники (ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов.
Отметим несколько показателей нового порядка:
- оператор фискальных данных предает данные о выполненных расчетах в ФНС в электронной форме в режиме реального времени;
- зарегистрировать ККТ можно в электронном виде на сайте ФНС при помощи личного кабинета, при этом нет необходимости в посещении налогового органа и предоставления ККТ;
- предполагается повышение времени службы фискальной оперативной памяти;
- предусмотрена работа ККТ в автономном режиме в случае подключения к Интернету - либо через Wi-Fi , через проводное подключение к Интернету, или через встроенный модем;
- предвидена возможность формирования чеков для клиентов в электронном виде и их отправка на личную электронную почту или по SMS.
В таблице 2 приведены плюсы и минусы введения онлайн-касс.
Таблица 2 - Плюсы и минусы онлайн-касс
Плюсы Минусы
возможность в режиме реального времени отслеживать собственные показатели деятельности определенные финансовые затраты на приобретение нового аппарата, либо модернизацию старой кассы
возможность поставить онлайн -кассу на ^ет в налоговом органе удаленно расходы на онлайн-подключение кассового аппарата
отсутствие обязательного договора с технической компанией, заключить который можно в случае возникновения такой необходимости общение персонала правилам обращения с аппаратом с учетом требований законодательства
срок службы фискального накопителя онлайн-кассы 3 года
Отметим, что концепция развития налогового контроля за полнотой и своевременностью уплаты НДС была разработана несколько лет тому назад и внедряется поэтапно по сей день. На первом этапе была создана система контроля за правомерностью возмещения НДС с использованием риск-ориентированного подхода. Его суть заключается в том, что система, используя критерии, выработанные на базе обобщения налоговой практики, распределяет налогоплательщиков, заявивших о возмещении НДС из бюджета, по трем группам: высокого, среднего и низкого риска. В отношении налогоплательщиков, входящих в высокую зону риска, проводится углубленная проверка с применением максимального комплекса мероприятий налогового контроля. Важным результатом введения данной системы стал тот факт, что после первого года использования автоматизированной системы количество заявлений о возмещении налога от компаний высокого риска сократилось в два раза. Следующий этап применения риск-ориентированного подхода - внедрение технологической базы системы Big Data ПК АСК НДС-2, аналогов которой в мире не существует. Налоговая история плательщика в данной системе хранится в течение 5 лет, а счета-фактуры - вечно [4].
Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме: теперь к декларации прикладываются сведения из книги покупок и книги продаж, а также информация о выставленных и полученных счетах-фактурах.
Обработкой информации из системы АСК НДС-2 занимается специально созданное подразделение Федеральной налоговой службы - Межрегиональная инспекция ФНС России по камеральному контролю. Данное подразделение отслеживает и выявляет ошибки в декларациях, а затем сообщает территориальным налоговым органам о нарушениях для дальнейшей проверки. В целом камеральный контроль декларации по НДС с использованием АСК НДС-2 включает в себя как автоматические процедуры, так и ручную обработку, складываясь из нескольких действий (рисунок 2).
Приём декларации Расчет контрольных соотношений АзнщкбсшаакопреаотаЕлешш пояснений по контрольным соотношениям
I
С опоставление операций контрагентов Автотреоование о представлении пояснении по расхождениям операции Обработка формалшовэнных пояснении по расхождениям
V
Ручная обработка расхождении Греоование о предоставлении документов по расхождениям
Рисунок 2 - Основные этапы камерального контроля декларации по НДС
Главной целью внедрения АСК НДС-2 является борьба с фирмами-«однодневками». Система АСК НДС-2 анализирует данные, указанные налогоплательщиками в налоговых декларациях, и следит за соответствием информации у всех контрагентов. АСК НДС-2 позволяет выявить этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду в виде вычетов по НДС в результате налоговых разрывов. Поэтому основная задача программы - определить, уплачен ли НДС с каждой проведенной сделки, и выявить компании, которые незаконно используют налоговые вычеты по НДС. Основной работы АСК НДС-2 является возможность сравнения сведений из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет данные книг покупок и продаж контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений:
Г) расхождения вида «НДС» [4];
ГГ) расхождения вида «разрыв» (речь идет о так называемом «налоговом разрыве»).
Важно отметить, что попасть в поле зрения АСК НДС-2 можно не только из-за собственных ошибок и неточностей декларации, но и из-за недостатков бухгалтерского учета контрагентов. Поэтому налоговые органы параллельно определяют взаимозависимых контрагентов, чтобы взять под контроль их хозяйственную деятельность и финансовые схемы. Для этого используются возможности системы управления рисками «СУР АСК НДС-2» - это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по НДС, по уровням риска. На основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, производится распределение на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий. Система отмечает группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей». Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговые органы используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок [5].
На практике АСК НДС-2 проявился действенным механизмом для доначисления налога на добавленную стоимость в бюджет. Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы, маркировка и чипизация товаров. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства [4].
Одним из направлений внедрения информационных технологий в процесс обработки налоговой информации является разработка системы представления налоговой отчетности в электронном виде по каналам связи. Важно отметить, что в современных формах налоговой отчетности помимо цифровых данных имеются и идентификаторы в виде штрих-кодов, которые также облегчают работу с отчетностью при ее вводе в программные комплексы налоговых органов.
Наряду с развитием клиентоориентированного подхода к налоговому администрированию, направленному на рост доверия налогоплательщиков к налоговым органам, в последние годы рассматривается вопрос роста доверия и налоговых органов к налогоплательщикам. Так, Майбуров И.А. высказывает мнение о формировании в России аналога китайской системы рейтинга социального доверия [6]. В рамках системы оценивания
определяется рейтинг жителей, который находится в открытом доступе для каждого. Важно отметить, что разрабатываемая в Китае система рейтингования частично уже применяется в России: финансовые организации и банки составляют системы оценки кредитоспособности, которые помогают им не выдавать кредиты тем, кто не сможет их выплатить. В Национальном бюро кредитных историй хранится информация о кредитных рейтингах всех физических и юридических лиц, которые хотя бы раз в жизни воспользовались кредитами банков и иных финансовых организаций. Отметим, что указанная система станет обязательной и отнимет у гражданина право на неприкосновенную частную жизнь. Однако, если рейтинг социального доверия может затронуть неприкосновенность частной жизни, то рейтинг налогового доверия позволит повысить качество взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
На сегодняшний день отдельные признаки рейтинга налогового доверия уже применяются налоговыми органами. В качестве примера можно назвать СУР АСК НДС-2, которая, отмечает группу риска компании в программе АСК НДС-2 с помощью цветовых индикаторов в разделах «Окно оперативной работы» и «Дерево связей». Результаты такого своего рода рейтинга налоговые органы используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.
Также прообразом рейтинга налогового доверия в российской налоговой системе является введенный в 2014 году способ осуществления налогового контроля в форме налогового мониторинга [7]. Проведение налогового мониторинга является своего рода гарантом доверия налогового органа к налогоплательщику и освобождения на время проведения мониторинга от проведения в отношении такого налогоплательщика налоговых проверок. Налоговый мониторинг можно назвать партнерской схемой взаимоотношений, однако Налоговым кодексом четко очерчены границы доверия налогоплательщику (раздел V.2 НК РФ).
В заключение важно отметить, что в последние годы наблюдается устойчивая тенденция модификации методологических подходов налоговых органов к налоговому администрированию. Такая модификация в первую очередь связана с развитием и внедрением IT-технологий в процессе налогового администрирования. На сегодняшний день можно выделить следующие инновации в налоговом администрировании: создание единой информационной базы данных ФНС, расширение электронного документооборота, автоматизированный контроль за возмещением НДС, система управления рисками, внедрение онлайн-кассовых аппаратов и др. Эволюционные преобразования содержания и форм налоговой отчетности происходят под воздействием не только экономических процессов, но и под воздействием повсеместной цифровизации. Развитие взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками предопределяет необходимость формирования нового типа налоговых отношений, основанных на укреплении взаимного доверия. И если со стороны налоговых органов происходит постепенный переход на сервисную функцию, способствующий росту доверия налогоплательщиков к налоговым органам, то со стороны налогоплательщиков лишь изредка исходят попытки «завоевать» доверие налоговых органов. В этой связи в последние годы обсуждается возможность разработки рейтингов доверия налоговых органов к налогоплательщикам по подобию китайской системы рейтингования социального доверия.
Источники
1. Ефремова Т.В., Ефремова Л.И. Развитие системы оказания государственных услуг налоговыми органами физическими юридическим лицам на основе информационных технологий // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 1. С. 139-143.
2. Грунина Г.К. Информационные цифровые технологии в деятельности налоговых органов // Налоги и финансы. 2018. № 1. С. 24-35.
3. Зверева Т.В. Возможности налогового администрирования по минимизации налоговых рисков цифровой экономики // Инновационное развитие экономики. 2017. № 5. С. 86-90.
4. Пышкина Н.Л., Якушев М.Ф. Анализ практики и результатов использования автоматизированной системы контроля «НДС-2» // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2017. № 7. С. 831-844.
5. Тимошенко В.А. Совершенствование контроля за исчислением и уплатой НДС на базе «АСК НДС-2» // Право и экономика. 2017. № 11. С. 61-65.
6. Майбуров И.А., Леонтьева Ю.В. Перспективы формирования национальных рейтингов налогового доверия (опыт Китая) // Финансы. 2019. № 6. С. 24-28.
7. Троянская М.А. Горизонтальный налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 347-350. References
1. Efremova T.V., Efremova L.I. Development of the system of rendering state services by tax authorities to individuals and legal entities on the basis of information technologies // Economy. Taxes. Right. 2015. no. 1. pp. 139-143.
2. Grunina G.K. Information digital technologies in the activities of tax authorities // Taxes and Finance. 2018. no. 1. pp. 24-35.
3. Zvereva T.V. Opportunities of tax administration for minimizing tax risks of the digital economy // Innovative development of the economy. 2017. no. 5. pp. 86-90.
4. Pyshkina N.L., Yakushev M.F. Analysis of the practice and results of using the automated control system "VAT-2" // Financial analytics: problems and solutions. 2017. no. 7. pp. 831-844.
5. Timoshenko V.A. Improving control over the calculation and payment of VAT on the basis of "ASK VAT-2" // Pravo i ekonomika. 2017. no. 11. pp. 61-65.
6. Maiburov I.A., Leontieva Yu.V. Prospects for the formation of national ratings of tax confidence (experience of China) // Finance. 2019. no. 6. pp. 24-28.
7. Troyanskaya M.A. Horizontal tax monitoring as a tool for improving tax administration // Azimut of scientific research: economics and management. 2017. Vol. 6. no. 3 (20). pp. 347-350.