Научная статья на тему 'Значение цифровых технологий в налогообложении физических и юридических лиц'

Значение цифровых технологий в налогообложении физических и юридических лиц Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
налогообложение юридических и физических лиц / режимы налогообложения / нало-говое администрирование / эффективность налогового контроля / налоговые процессы / цифровые техно-логии / интерактивные сервисы ФНС РФ / taxation of legal entities and individuals / tax regimes / tax administration / efficiency of tax control / tax processes / digital technologies / interactive services of the Federal Tax Service of the Russian Federation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юнусова В. А., Дукмасова А. Ю., Зима Юлия Сергеевна

В статье раскрывается значимость применения цифровых технологий в целях эффективного нало-гообложения юридических и физических лиц. Модернизация налоговых процессов в современных условиях экономики представляет собой активное использование новейших цифровых технологий в налоговом ад-министрировании в виде различных инструментов с целью минимизации налоговых рисков от уклонения налоговых обязательств юридических и физических лиц для своевременного обеспечения доходов бюдже-тов разных уровней управления, чем и обусловлена актуальность выбранной темы. Приводится перечень наиболее популярных интерактивных сервисов ФНС РФ и эффективность их использования в налоговом контроле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TAXATION OF INDIVIDUALS AND LEGAL ENTITIES

The article reveals the importance of using digital technologies for effective taxation of legal entities and individuals. Modernization of tax processes in modern economic conditions is an active use of the latest digital technologies in tax administration in the form of various tools in order to minimize tax risks from evasion of tax obligations of legal entities and individuals for timely provision of budget revenues at different levels of manage-ment, which is why the chosen topic is relevant. The list of the most popular interactive services of the Federal Tax Service of the Russian Federation and the effectiveness of their use in tax control is provided.

Текст научной работы на тему «Значение цифровых технологий в налогообложении физических и юридических лиц»

<<ШУ1©ЗДиМ-ШиТМа1>>,#2Ш7)),2(Ш§ / ECONOMIC SCIENCES_

УДК: 33

Юнусова В. А.,

студентка Дукмасова А. Ю.,

студентка

Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону к.э.н., доцент,

Зима Юлия Сергеевна, научный руководитель Ростовский государственный экономический университет (РИНХ),

г. Ростов-на-Дону DOI: 10.24411/2520-6990-2020-12178 ЗНАЧЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ФИЗИЧЕСКИХ И

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Yunusova V. A.,

student Dukmasova A. Y.,

student

Rostov State University of Economics (RSUE),

Rostov-on-Don

candidate of economic Sciences, associate Professor, Zima Yulia Sergeevna, scientific supervisor Rostov State University of Economics (RSUE),

Rostov-on-Don

THE IMPORTANCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE TAXATION OF INDIVIDUALS AND

LEGAL ENTITIES

Аннотация

В статье раскрывается значимость применения цифровых технологий в целях эффективного налогообложения юридических и физических лиц. Модернизация налоговых процессов в современных условиях экономики представляет собой активное использование новейших цифровых технологий в налоговом администрировании в виде различных инструментов с целью минимизации налоговых рисков от уклонения налоговых обязательств юридических и физических лиц для своевременного обеспечения доходов бюджетов разных уровней управления, чем и обусловлена актуальность выбранной темы. Приводится перечень наиболее популярных интерактивных сервисов ФНС РФ и эффективность их использования в налоговом контроле.

Abstract

The article reveals the importance of using digital technologies for effective taxation of legal entities and individuals. Modernization of tax processes in modern economic conditions is an active use of the latest digital technologies in tax administration in the form of various tools in order to minimize tax risks from evasion of tax obligations of legal entities and individuals for timely provision of budget revenues at different levels of management, which is why the chosen topic is relevant. The list of the most popular interactive services of the Federal Tax Service of the Russian Federation and the effectiveness of their use in tax control is provided.

Ключевые слова: налогообложение юридических и физических лиц, режимы налогообложения, налоговое администрирование, эффективность налогового контроля, налоговые процессы, цифровые технологии, интерактивные сервисы ФНС РФ.

Key words: taxation of legal entities and individuals, tax regimes, tax administration, efficiency of tax control, tax processes, digital technologies, interactive services of the Federal Tax Service of the Russian Federation.

Современная реальность ассоциируется с ак- декларации, отчетности, сформировать документо-

тивным использованием компьютерных техноло- оборот, проверить состояние счета на определен-гий. Цифровая революция охватывает все сферы ную дату, что в итоге активизирует бесконтактное

жизни человека, меняет общество, экономику и взаимодействие участников налоговых отношений.

управленческие процессы. В последнее время про- Вся введенная информация хранится в базе данных

цесс цифровизации набирает все большие обороты, длительное время, что также облегчает заполнение

и налоговый учет он не обошел стороной. Созда- документации и повышает эффективность деятель-

ется множество программ и технологий, позволяю- ности налоговых органов и налогоплательщиков.

щих за короткое время и должным образом подго- Таким образом, модернизация налоговых процес-

товить или проверить правильность составления сов объясняется активным использованием новей-

БСОШМГС 8С1Б]ЧСБ8 / «Ш11ШетУМ~^©УГМа[1>>#2Ш,Ш©2©

ших цифровых технологий в налоговом администрировании в виде различных инструментов с целью минимизации налоговых рисков от уклонения налоговых обязательств юридических и физических лиц, чем и обусловлена актуальность выбранной темы [1].

Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за налогообложением юридических и физических лиц, своевременность и эффективность которого, несомненно, отражается на пополнении бюджетов государства различного уровня. Цифровые технологии при этом выступают основным инструментом налогового контроля. Одним из важнейших критериев налоговой дисциплины является налоговая нагрузка, которую можно рассчитать путем отношения уплаченных налогов к доходам фирмы, указанным в отчете о финансовых результатах.

Выделяют следующие способы дифференциации налоговой нагрузки:

- по отраслевой принадлежности;

- по масштабу деятельности организации;

- в зависимости от региональных факторов, оказывающих влияние на ведение бизнеса.

Чтобы определить обоснованность налоговой нагрузки организации, применяется метод сравнения со среднеотраслевыми значениями, как в целом по экономике, так и по любому региону, который ежегодно рассчитывается и публикуется Минфином РФ.

Любая коммерческая организация и индивидуальный предприниматель по окончанию отчетного периода должны предоставить сведения о результатах своей деятельности в виде бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности в контролирующие органы независимо от формы собственности и вида экономической деятельности. Формы налоговых деклараций и порядок сдачи отчетности в отношении организаций и ИП зависит от режима налогообложения и перечня налоговых льгот, право использования на которые им предоставляется в заявительном порядке. В законодательстве РФ прописаны следующие режимы налогообложения:

- Основная система налогообложения (ОСН);

- Упрощенная система налогообложения (УСН);

- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

- Единый налог на вмененный налог (ЕНВД);

- Патентная система налогообложения (ПСН);

- Налог на профессиональный доход для самозанятых граждан;

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. [4]

Следовательно, состав налоговых деклараций и форма бухгалтерский (финансовой) отчетности для ИП и организации зависит от применяемого режима налогообложения.

Формирование налоговых деклараций по отдельным видам налогов и сборов обеспечивается посредством различных инструментов цифровых технологий:

- отчетность по НДФЛ (программа «Налогоплательщик», «Декларация», Личный кабинет налогоплательщика, Налоговый калькулятор);

- отчетность по НДС (программа «Налогоплательщик», «1С», «НДС-офис»);

- отчетность по налогу на имущество (программа «Налогоплательщик», «1С»);

- отчетность по налогу на прибыль (программа «Налогоплательщик», «1С») и т.д. [2, с. 19]

Вручную заполнение форм бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности является трудоемким процессом, поэтому, чтобы снизить на это затраты времени, создаются электронные сервисы.

Взаимодействие налогоплательщиков различной организационно-правовой формы с контролирующими органами осуществляется при помощи электронных сервисов. ИП, а также такие организации, как ООО, ПАО, имеют возможность сдачи отчетности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением электронной подписи, которая предоставляется через операторов электронного документооборота. ТКС - это сервер, представляющий налоговую и бухгалтерскую отчетность в электронном формате.

Для упрощения расчета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности юридическими лицами и ИП на официальном сайте ФНС РФ действует онлайн-сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», который создан для того, чтобы повысить информационную открытость работы налоговых органов, а также повысить налоговую грамотность и снизить риски внепланового налогового контроля деятельности налогоплательщиков. Благодаря описанному сервису плательщик может рассчитать средние показатели отрасли и максимальной налоговой нагрузки, опираясь на данные налоговой и бухгалтерской отчетности.

Интерактивный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки» помогает налогоплательщикам дистанционно рассчитать уровень налоговой нагрузки и дает возможность руководителю фирмы, находящемуся на общем режиме налогообложения, оценить свой рейтинг налогоплательщика со стороны интересов камерального отдела. На уровень налоговой нагрузки оказывают влияние множество факторов, некоторые из которых данная система не может принять во внимание.

Существует три разновидности АСК НДС. Первая появилась в 2013 году, вторая - в 2015 году. С 2018 года начала использоваться третья модификация программной оболочки АСК НДС-3. Автоматизированная система контроля НДС-3 (АСК НДС-3) - это пакет прикладных программ, который разрабатывается и используется ФНС России для того, чтобы принимать, вести учет и обрабатывать данные налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков. Данная автоматическая система мгновенно показывает порядок расчета, позволяет определить законность проведенной сделки (операции) и выявить взаимозависимость контрагентов. На

<<ШУШетиМ-ШУ©Ма1>>#2Ш7)),2©2© / БСОШМГС 8С1Б1ЧСБ8

этапе сбора и обработки данных к этой системе подключаются банки. Благодаря этому у налоговой службы появилась возможность электронного доступа, как к счетам фирм, так и к счетам индивидуальных предпринимателей. Абсолютно все финансовые операции стали прозрачными для работников ФНС. До внедрения АСК НДС инспектору приходилось вручную собирать и обрабатывать информацию по НДС. Отведенные два месяца на серьезную камеральную проверку были недостаточны (в некоторых случаях - три месяца согласно ст. 88 НК РФ), но благодаря АСК НДС-3 это стало возможным.

В настоящее время с поступлением декларации инспектор, совершив несколько манипуляций на компьютере, получит необходимые ему сведения. Если система выявит расхождения в отчетности продавца (производителя) и покупателя, она мгновенно сформирует и отправит электронный запрос в адрес компании с целью предоставления пояснений. В том случае, когда организация не устранила в течение 5 дней расхождения в налоговой отчетности, налоговый орган может принять решение о приостановлении операций по счетам в банке, что, несомненно, отрицательно отразится на общем результате деятельности предприятия, так как нарушит порядок взаиморасчетов с контрагентами.

Подводя итог вышеизложенному, с уверенностью можно сказать, что автоматизированная система контроля НДС-3 - эффективный инструмент для инспекторов налоговых органов в условиях активного использования цифровых технологий. Но, так как налоговые риски и налоговая нагрузка на инспекции с каждым разом растет, необходимо, чтобы ФНС РФ руководствовалась разумными подходами, закладываемыми в описанное программное обеспечение.

В целях облегчения работы фискальных органов введена система использования контрольно-кассовой техники (ККТ) в режиме-онлайн (онлайн-касса). Контрольно-кассовая техника - это техническое устройство, которое регистрирует финансовые

операции (продажи, оплата услуг и др.), отправляет в режиме реального времени в федеральные органы сведения о них и выдает бумажный чек. ККТ способна работать без подключения к компьютеру или к другой системе управления и обеспечена механизмами для ввода и вывода информации. Основная задача - контролировать своевременную сдачу выручки хозяйствующим субъектом с целью легализации денежного обращения в обороте [3].

Федеральный закон № 290-ФЗ обязует всех предпринимателей и все организации применять онлайн-кассы для осуществления наличных и безналичных расчетов. Применение ККТ не зависит от формы собственности организации. Исключение составляют организации с патентной системой налогообложения, ИП, использующие специальный режим «Налог на профессиональный доход» и др. [41.

Основные положения данной системы заключаются в следующем:

- передавать сведения об операциях в электронном виде в налоговые инспекции через оператора фискальных данных (ОФД);

- регистрировать ККТ в электронном виде, не посещая налоговые органы;

- на основе технически анализируемых сведений о совершаемых операциях строить систему выявления правонарушений, рисковых зон осуществления этих правонарушений и в результате -проведения проверок;

- позволять покупателям осуществлять гражданский контроль.

Рассмотрим простую схему применения он-лайн-касс (рисунок). Покупатель совершает покупку, после чего кассир заносит данные о покупке в кассу. Фискальный накопитель, который установлен в кассе, кодирует сведения о продаже и передает их оператору фискальных данных. Тот в свою очередь регистрирует их и отправляет квитанцию с подтверждением в кассу. На этом операция считается завершенной, и кассовый аппарат печатает чек.

Схема работы ККТ

Контроль выданных чеков

Покупка товара

Выдача чека с фискальным признаком

ККТ

Контроль выданных чеков

Рисунок - Порядок применения онлайн-касс [5].

Применение контрольно-кассовой техники среднего бизнеса. Но есть такие программы, кото-дает возможность более эффективного контроля рые используют не только юридические, но и физи-наличного денежного оборота в сфере малого и

ECONOMIC SCIENCES / <<ШУШетУМ-ШУ©Ма1>>#2Ш7)),2©2©

ческие лица. Одной из них является созданный Федеральной налоговой службой интерактивный интернет-сервис - личный кабинет налогоплательщика. В нем зарегистрировано свыше 26 млн. физических лиц, 500 тыс. юридических лиц и более 800 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ежедневно к данной программе подключаются примерно 13,8 тыс. физических лиц, 250 организаций и около 1000 индивидуальных предпринимателей [5].

Личный кабинет дает сведения об объектах налогообложения, позволяет вести контроль над переплатами и задолженностями, а также помогает решать иные задачи. Благодаря этому сервису гражданам необязательно посещать инспекции, чтобы оплачивать налоговые платежи и совершать прочие операции. Для этого налогоплательщику достаточно зайти в личный кабинет в удобное для него время и в удобном месте и урегулировать все нужные вопросы на сайте.

Для примера рассмотрим личный кабинет налогоплательщика физических лиц. Он обеспечивает:

- получение необходимой информации о таких налогах, как налог на имущество, транспортный и земельный налоги;

- получение и печать налоговых уведомлений и квитанций;

- оплату налоговых платежей и налоговой задолженности;

- возможность бесплатного скачивания, программы для заполнения декларации на налоговый вычет (форма 3 -НДФЛ), заполнения и отправления готовой декларации в налоговые органы в электронном виде;

- предоставляет налогоплательщику электронную подпись.

Отсюда следует, что использование личного кабинета дает нам широкий спектр возможностей для решения возникших проблем в рамках налоговых вопросов в удаленном от инспекции доступе. Данная платформа является одной из наиболее востребованных цифровых технологий в сфере налогового учета.

Таким образом, цифровые сервисы, которые пользуются спросом у налогоплательщиков, постоянно совершенствуются. Это не полный перечень в области цифровизации налогового учета и отчетности, есть также и другие. Например, «НДС-офис», включающий «Личный кабинет иностранных организаций», программа «Tester», которая поможет правильно рассчитать страховые взносы во внебюджетные фонды, программа «Декларация», программа «1С» и другие.

Интерактивные порталы в настоящее время приобрели такие черты, как персонификация и востребованность. Хочется верить, что с помощью со-

временных технологий система соблюдения налогового законодательства станет добровольной, что в свою очередь укрепит взаимосвязь между государством и налогоплательщиками на принципах доверительного управления.

Налоговые органы РФ централизуют на уровне налоговой администрации информационные потоки для эффективной и мало затратной обработки данных. Дальнейший процесс обработки информации может происходить дистанционно - в базах данных плательщиков, к которым налоговая служба может обратиться в режиме онлайн. Все раннее описанные цифровые инструменты объединяются в систему налогового мониторинга, позволяющую сократить объем лишней отчетности и документооборота.

Так как наука активно развивается, в дальнейшем активизация цифровой трансформации будет продолжаться в ускоренных темпах, несмотря на уже существующие компьютерные технологии. Инструменты цифровизации позволяют: в интересах налогоплательщиков более эффективнее вести налоговый учет и формировать налоговую отчетность, документооборот, своевременно урегулировать разногласия с налоговыми органами; со стороны контрольный органов - эффективнее реализо-вывать мероприятия налогового контроля для противодействия уклонению от уплаты налогов и сборов, а также минимизировать затраты на сбор, обработку и анализ информации, что несомненно благоприятно отразится в целом на устойчивости и своевременности налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Библиографический список

1. Гашенко И. В., Зима Ю. С. Автоматизация налогового администрирования с помощью интернета вещей: за и против с позиций экономической эффективности // Системный анализ в экономике -2018. Сборник трудов V Международной научно -практической конференции-биеннале, 2123.11.2018 г., г. Москва / под общ. Ред. Г.Б. Клей-нера, С.Е. Щепетовой. - М.: Прометей, 2018. - 510 с. (с.479-482).

2. Романова И. Б., Белый Е. М. Налоговый учет: методология и модели: учебное пособие / Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 60 с.

3. Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 03.07.2016 № 290-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Справочно-правовая система "Консультант-Плюс" [Электронный ресурс]. Режим доступа: consultant.ru (Дата обращения: 15.08.20).

5. Официальный сайт ФНС РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http/ www.nalog.ru (Дата обращения: 15.08.20).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.