12 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
Olga Svyatoslavovna Kirillova,
Doctor of Economics,
professor of the department of finance and taxation, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics
УДК 336.0/5
Ольга Святославовна Кириллова,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
ЦИФРОВАЯ АРХИТЕКТУРА НАЛОГОВЫХ ПРОЦЕССОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Статья посвящена вопросам развития и внедрения цифровых технологий и электронных сервисов в процессы исчисления, уплаты и администрирования налоговых платежей. Формирование цифрового контура налогообложения организаций ведется на протяжении нескольких лет и включает несколько информационных систем и цифровых технологий. В результате создается система, позволяющая без участия налогоплательщика в автоматическом режиме осуществлять исчисление налогов с организаций в разрезе основных налоговых платежей. Налогоплательщикам отводится функция мониторинга достоверности информации, служащей основой налоговых вычислений и корректности исчисленных налоговых сумм. В отношении физических лиц цифровая архитектура их взаимоотношений с государством предполагает использование личных кабинетов, электронных сервисов информационного характера, платежных систем, а на современном этапе создание единого федерального информационного регистра населения сделает более транспарентным не только процесс исчисления налогов, но и предоставление преференций, льгот и социальных выплат.
Ключевые слова: налоги, цифровые технологии, электронные сервисы, цифровые платформы.
DIGITAL ARCHITECTURE OF FISCAL PROCESS: LATEST DEVELOPMENT CHALLENGES
The article examines the evolution and implementation of digital technology and electronic services in the process of calculating, paying and administering tax payments. The authors argue that building a digital framework for taxation has been underway for several years and involves several information systems and digital technologies. As a result, a system is being created that enables the automatic calculation of taxes, mainly basic types of tax payments, without the participation of the taxpayer. Thus, taxpayers are assigned the function of monitoring the reliability and validity of the information that serves as the basis for tax calculations and the correctness of calculated tax sums. Regarding physical persons, the digital architecture of their interaction with the state involves the use of personal profiles and accounts, electronic information services, and payment systems; the establishment of a unified federal information register of citizens will make more transparent not only the process of calculating taxes but also the provision of tax incentives, welfare benefits, and other welfare payments.
Keywords: taxes, digital technologies, electronic services, digital platforms.
Экономическая безопасность государства во многом формируется под влиянием целой группы факторов и обстоятельств. Индустриальное (техническое, технологическое, цифровое) развитие общества формирует и новые требования к выявлению новых рисков и угроз в различных сферах развития государства [3].
Общие подходы к развитию процессов модернизации и трансформации в российской экономике оказывают непосредственное влияние и на деятельность налоговой службы. Руководством Федеральной налоговой службы поставлена задача трансформировать налоговые администрации в адаптивные цифровые платформы [1].
Современные изменения в налоговой сфере имеют две основные тенденции: одна из них - изменения содержания методики исчисления и порядка уплаты налоговых платежей и сборов, другая - в большей мере связана с цифровой трансформацией в налоговом контроле и работой сервисов и инновационных программных продуктов,
облегчающих жизнь налогоплательщиков. Федеральная налоговая служба за последнее время превратилась в одну из крупнейших и наиболее эффективных 1Т-компаний не только в России, но и в мире. Цифровая повестка обязывает налогоплательщиков неукоснительно выполнять обязанности по исчислению и уплате налогов, и сегодня для минимизации налоговых рисков как никогда важно превентивно знать и понимать механизмы реализации современных технологических процессов в контрольно-надзорной деятельности.
Наиболее активными сферами финансовой деятельности, внедряющими сегодня цифровые технологии, являются: обеспечение формирования и исполнения бюджетов, анализ финансово-денежных потоков в различных сегментах финансового рынка, налогообложение, качество и эффективность налогового администрирования как один из сегментов контрольно-надзорной деятельности государства и некоторые другие. Причины распространения цифровых технологий в этих сферах
ISSN 1994-5094 ♦-
13 -♦
различные, но наиболее важными из них можно назвать следующие:
- использование и обработка больших массивов данных (big data) и необходимость их защиты от несанкционированного использования;
- активное использование в текущей деятельности налоговых органов новых цифровых технологий и платформ (облачные вычисления, блок-чейн, искусственный интеллект, биометрическая безопасность, интернет вещей и др.);
- необходимость легко масштабировать бизнес-процессы в мировом пространстве, стирая межстра-новые границы.
В современных условиях не только налоговые органы должны соответствовать этим процессам и владеть навыками их применения в целях налогового контроля, но и потребители подобных услуг должны быть информированы о подобных новациях, а также необходима система базовой подготовки и получения соответствующих навыков активными пользователями.
Эффективность процессов налоговой цифрови-зации в России во многом зависит от возможности использовать их результаты. При этом следует учитывать, что, как правило, все эти процессы последовательно проходят три основных этапа:
- формирование «цифровой зрелости» пользователей через веб-сайты, персональные электронные сервисы, электронный документооборот и отчетность и т.п.;
- применение цифровой архитектуры процессов администрирования с использованием мобильных приложений, индивидуальных проактивных сервисов;
- создание «адаптивной платформы» (ориентировочно к 2025 г.), соединяющей IT-платформы ФНС и налогоплательщиков в режиме реального времени, когда исполнение налоговых обязательств должно происходит в автоматическом режиме [2].
В частности, в настоящее время активно разворачиваются процессы внедрения и оказания цифровых государственных услуг Федеральной налоговой службой России, создания автоматизированной системы налогового контроля, разработки механизма налогообложения новых цифровых продуктов. Цифровизация в сфере налоговых отношений предполагает использование новейших цифровых технологий налогового администрирования и налогового контроля; цифровых технологий в сфере электронной торговли; создание цифровых информационных платформ и электронных сервисов.
Поставив на службу цифровые технологии, налоговая служба создала предпосылки и возможности перевести взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков преимущественно в область онлайн-коммуникации. Создана система центров обработки данных (ЦОДов), благодаря которой вся информация обо всех налогоплательщиках страны собрана в едином виртуальном файле.
На официальном сайте ФНС представлено более 50 интерактивных сервисов, охватывающих все категории налогоплательщиков, включая иностранные организации, которые позволяют им обращаться за электронными услугами на сайт налоговой службы. Таким образом, формируется информационная среда и инструменты поддержки пользователей-налогоплательщиков, обеспечивается повышение оперативности их взаимодействия с налоговыми органами, а также обеспечивается удобный доступ к платежным онлайн-сервисам.
К числу основных цифровых технологий, которые использует в своей деятельности налоговая служба и о которых необходимо информировать всех налогоплательщиков в лице бизнес-сообщества, организаций и населения, относятся АИС «НАЛОГ», АСК НДС-2 и АСК НДС-3, новый механизм применения контрольно-кассовой техники (ККТ), система маркировки товаров, механизм tax free, ФГИС «ЕГР ЗАГС», создание виртуальной трансакционной среды - замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки без подачи налоговых деклараций. ФНС России сможет автоматически исчислять и удерживать налоги даже в момент трансакций.
Автоматическая система контроля за уплатой налога на добавленную стоимость позволяет отслеживать все цепочки по уплате налога дистанционно, минимизировать количество выездных налоговых проверок, при этом сделать сам контроль более эффективным (по итогам 2019 г. средний размер доначислений на одну выездную проверку вырос по сравнению с 2018 г. и составил 33,5 млн руб.). Вместе с тем использование новых технологий в налоговом администрировании НДС и в аналитической работе, а также превентивная работа с налогоплательщиками повлияла на результативность камеральных проверок: этот показатель в расчете на одну камеральную проверку в 2019 г. снизился и составил 15,4 тыс. руб. [4].
Вопросы нового порядка применения контрольно-кассовой техники (ККТ) вызывают особенную озабоченность среди представителей малого и среднего бизнеса, как и вопросы возможности и последствий нарушений новых требований в этом сегменте. Просветительская работа в этом направлении должна быть нацелена на понимание необходимости повышения прозрачности наличных денежных потоков и, как одно из возможных последствий, распределение налоговой нагрузки на большее количество налогоплательщиков. Новые технологии позволяют покупателям получить чек посредством считывания QR-кода с помощью мобильного приложения ФНС России. Системы электронной регистрации ККТ обеспечивают их регистрацию в налоговых органах на месте эксплуатации (без посещения ИФНС), контроль целостности и исправности ККТ при регистрации, максимальную оптимизацию процедуры регистрации (электронная регистрация за 1 час). В сутки
14 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦
пробивается примерно 150 млн чеков на более чем 90 млрд руб. Результат - выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше. Это свидетельствует о легализации бизнеса и росте доходов бюджетов.
Внедряемая с 1 апреля 2016 г. система маркировки товаров хоть и не относится к компетенции ФНС, но непосредственно используется ею в работе. Она призвана формировать один из механизмов прослеживаемости товаров в РФ, контроль их ценообразования, легализации и сокращения теневого сектора их производства и реализации. Данная технология удобна для потребителей и позволяет им, используя мобильное приложение, быстро проверить корректность чека, гарантированно выявить «фальшивый» чек, направить в «один клик» соответствующую жалобу в ФНС России, хранить чеки в удобном формате на мобильных устройствах или компьютерах. Продавец же имеет возможность персонифицировать каждого покупателя для направления ему электронного чека.
Технология tax free в 2018 г. отработала в тестовом режиме в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Сочи. Затем к ней подключались магазины в российских городах, которые принимали чемпионат мира по футболу 2018 г: Мордовия, Волгоградская, Калининградская, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Свердловская области, а также Краснодарский край. С 2019 г. к этим городам присоединился Великий Новгород. В настоящее время срок реализации этого пилотного проекта продлен правительством РФ. Суть данной технологии - возврат гражданам иностранных государств, не входящих в Евразийский экономический союз, суммы налога на добавленную стоимость от приобретенных в Российской Федерации товаров при условии приобретения ими в течение одного дня товаров на сумму не менее 10 тыс. руб. с учетом налога и оформления соответствующего чека.
Создание универсальной информационной платформы, которая объединит торгующие организации, Федеральную таможенную службу, Федеральную налоговую службу и операторов tax free, позволит автоматизировать процесс от выдачи чека за приобретенный товар до получения наличных при его вывозе иностранцем. Система tax free не оказывает решающего воздействия на рост объема турпотока, но дает дополнительные бонусы и комфорт туристу, а также стимулирует его покупательные предпочтения.
Введение в 2019 г. в промышленную эксплуатацию облачной технологии централизации процессов позволило фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой, сократить их количество. Доступ объектов автоматизации к системе осуществляется с использованием средств криптографической защиты информации.
Новый федеральный ресурс должен связать сведения о гражданах РФ, а также иностранцах, прибывших в Россию, из различных ресурсов: там должны быть данные о физическом лице, его образовании, семейном положении, занятости, льго-
тах, отраслевых идентификаторах, ИНН, СНИЛС, других идентификаторах, которые нужны людям в повседневной жизни.
Развивается межведомственное электронное взаимодействие с Федеральной службой статистики. Росстат теперь сможет использовать новые формы статистики, которые основаны на данных единой системы ЗАГС. В течение 2,5 лет произойдет ретроконверсия актов с 1926 г.
Это стало основой и логическим продолжением цифровых проектов ФНС в отношении построения прозрачной информационной среды о налогоплательщиках. Весной 2020 г. Государственная Дума РФ приняла решение о формировании единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении РФ. Его оператором назначена Федеральная налоговая служба (ФНС), которая будет обязана обеспечивать защиту персональной информации, содержащейся в регистре. Этот проект находится на этапе начала его разработки, хотя подготовительные работы проводились уже на протяжении двух лет.
Этот регистр, представляющий собой комплексную информационную цифровую платформу, пополняемую налоговой службой и еще 12 ведомствами (МВД России, Министерством обороны, Министерством высшего образования и науки РФ, Федеральной налоговой службой, Росморречфло-том, Фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования, органами ЗАГС и др.) данными по примерно 30 видам сведений, должен не только формировать «золотой идеальный профиль» каждого физического лица, но и, к примеру, рассчитывать среднедушевой доход или доход по каждому домохозяйству с целью оказания адресной социальной помощи. Государство сможет на основе объективных данных оказывать адресную социальную поддержку, более эффективно планировать и выполнять государственные программы, вообще отказаться от переписи населения. Это качественно другой уровень цифрового государства.
Современные дискуссии вокруг этого проекта касаются целого ряда вопросов. В частности, сегодня нет единых подходов к счетному понятию семьи, домохозяйства. В этих условиях систематизация данных о физических лицах с учетом сведений из базы органов ФНС, ЗАГС и других ведомств, позволяющих выявлять и группировать население в соответствии с их родственными связями, может приводить к некорректным результатам и требовать ручной корректировки. Отдельную проблему составляют вопросы обеспечения безопасности информации и механизма доступа к ней заинтересованных пользователей.
Одними из новейших разработок цифровых налогов являются налог на профессиональный доход (налог на самозанятых) и налог на доходы от цифровых услуг.
Идея налогообложения выручки от цифровых услуг носит международный характер и заключа-
ISSN 1994-5094 ♦-
15 -♦
ется в том, что международные компании должны платить налоги с доходов от цифровых услуг в тех странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В итоге такой налог будут платить не только 1Т-компании, но и бизнес самых разных секторов экономики, оказывающий цифровые услуги. К примеру, по мнению ряда российских экспертов, налогообложение должно осуществляться и при опосредованном использовании данных российских пользователей, например при их продаже или таргетировании рекламы.
На данный момент 137 стран присоединились к плану борьбы с размыванием налоговой базы (ВЕРБ) в части разработки механизма налогообложения цифровых услуг, но единой позиции по этому вопросу пока не достигнуто. В этих условиях в целях обеспечения экономической безопасности российские специалисты, продолжая работать в этом направлении с ОЭСР, параллельно прорабатывают российский налог с выручки от оказания цифровых услуг, связанных с российскими пользователями.
С июля 2020 г. действующий ранее как пилотный проект по применению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» должен распространиться на все территории Российской Федерации. Более 500 тыс. человек добровольно зарегистрировались в качестве плательщиков НПД в 23 регионах России, их суммарный доход, по данным ФНС, превышает 60 млрд руб. Система направлена на формирование финансовой культуры налогоплательщика как ответственного гражданина и при этом сводит к минимуму его усилия по формированию отчетности и уплате налога.
Перспективное значение всех этих новаций -в минимизации значения и последующем отказе от признака территориальности в налогообложении. Создателем мобильного приложения без значительных затрат может быть кто угодно, совсем необязательно, что провайдер услуги находится в данном регионе - услуги предоставляются вне зависимости от национальных и территориальных границ.
Внедрению цифровых технологий в экономике будет способствовать разработка мобильного приложения, которое включало бы в себя все налоговые данные. Сегодня многие компании плохо разбираются в качестве и точности налоговых данных, что мешает им проявлять должную осмотрительность при выборе контрагентов. Использование мобильного приложения, имеющего государственный статус, поможет организациям минимизировать
свои риски за счет доступа к верифицированной информации о контрагентах и к обновляющейся базе законодательства. Пользователи приложения смогут получать необходимую информацию в виде консолидированных отчетов. Подобные отчеты и есть настоящий продукт цифровизации и автоматизации налогового администрирования.
Бизнес в России сегодня делает запрос на автоматизацию всех веток документооборота и налоговых требований. Процессы сбора и верификации данных ускоряются, и к этому нужно быть технически готовыми. Новыми инструментами электронного взаимодействия компаний с государством и контрагентами становятся облачная электронная подпись, универсальный передаточный документ, договор в электронной форме.
Главный тренд в работе налоговых органов -создание виртуальной трансакционной среды, замкнутой цифровой экосистемы, в которой все хозяйствующие субъекты будут совершать сделки, а ФНС РФ сможет автоматически исчислять и удерживать налоги в момент совершения трансакций. По мнению Михаила Мишустина, «мы практически создали собственный интернет вещей, который теперь предоставляет информацию о розничных продажах в реальном времени со всей России».
Таким образом, процессы цифровизации в налоговом пространстве преследуют не только фискальные интересы, но и создание комфортной среды для формирования и погашения налоговых обязательств налогоплательщиками, вплоть до полной автоматизации процессов исчисления и уплаты налогов без участия источников платежа.
1. ЕгоровД.В. Цифровизация и технологичность - главные векторы развития налоговой службы // Налоговая политика и практика. 2020. № 4 (208). URL: http://nalogkodeks. ru/anonsy/anonsy-2020/4-2020/
2. Кириллова О.С. Современные технологии налогового администрирования: ответ на угрозы или использование возможностей обеспечения экономической безопасности // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 69-75.
3. Мавлютова Г.А., Ножкина Е.Б., Алтухов П.Л. Устойчивое развитие цифровой экономики как элемент обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 19-24.
4. НаталюкН. Налоговый контроль - 2019: ФНС подвела итоги. URL: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2019-fns-podvela-itogi/