НАЛОГИ
УДК 336.025
Доброскок Ольга Викторовна,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и кредита,
Институт экономики и управления (структурное подразделение),
ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»,
г. Симферополь, Российская Федерация.
Dobroskok Olga Viktorovna,
Ph.D. in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Finance and Credit, Institute of Economics and Management (structural subdivision), V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СУЩНОСТИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
TRANSFORMATION OF THE ESSENCE OF TAX CONTROL IN MODERN
CONDITIONS
Цифровизация экономической среды отразилась на развитии налоговых правоотношений и налогового контроля. Под воздействием новых цифровых технологий, внедряющихся на базе сети Интернет, происходит постепенная трансформация процедур налогового контроля, а также сущности налогового контроля, его целей, задач и функций, что требует их актуального уточнения.
В статье рассмотрены утвержденные основные стратегические и тактические направления совершенствования налогового администрирования, отражающие формы и процедуры налогового контроля, выделены основные практические внедрения по заявленным направлениям: сокращение налоговой отчетности, внедрение электронного документооборота в системе налогового контроля, использование специальных веб-интерфейсов для определения налоговых обязательств, осуществление текущего контроля в режиме реального времени, создание единой базы прослеживаемости движения отдельных видов товаров и объектов налогообложения.
В ходе исследования проведен анализ определений налогового контроля, предложенных различными авторами. Дано авторское определение налогового контроля, отвечающее современным тенденциям его развития, а также сформулирована цель и актуальные задачи налогового контроля, реализация которых позволит переориентировать налоговый контроль на профилактическую, текущую и сервисную работу по обслуживанию налогоплательщиков для повышения собираемости налоговых платежей и формирования высокой налоговой культуры в обществе.
Выделены ряд функций налогового контроля: фискальная, регулирующая, контрольная, правовая, превентивная, карательная, аналитико-цифровая, отражающие его сущность и актуальные направления реализации. Определены субъекты и объект налогового контроля.
Ключевые слова: бюджетно-налоговая политика, налоговое администрирование, налоговый контроль, налогоплательщики, функции налогового контроля, цифровизация.
The digitalization of the economic environment has affected the development of tax legal relations and tax control. Under the influence of new digital technologies that are being introduced on the basis of the Internet, one can observe a gradual transformation of tax control procedures, as well as the essence of tax control, its goals, objectives and functions, which requires their actual clarification.
The article considers the approved main strategic and tactical directions for improving tax administration, reflecting the forms and procedures of tax control. It also highlights the main practical implementations in the following areas: reduction of tax reporting, the introduction of electronic document management in the tax control system, the use of special web interfaces to determine tax liabilities, implementation of current control in real time, creation of a unified database of traceability of the movement of certain types of goods and objects of taxation.
The study analyzes the definitions of tax control proposed by various authors. The author's definition of tax control, which meets modern trends in its development, is given as well. The aim and urgent tasks of tax control are formulated, the implementation of which will allow to reorient tax control to preventive, current and service work on the maintenance of taxpayers in order to increase the collection of tax payments and the formation of a high tax culture in society.
39
A number of fonctions of tax control are highlighted: fiscal, regulatory, controlling, legal, preventive, punitive, analytical and digital, which reflect its essence and current areas of implementation. The subjects and object of tax control have been determined.
Keywords: fiscal policy, tax administration, tax control, taxpayers, tax control functions, digitalization.
ВВЕДЕНИЕ
Контроль является неотъемлемой частью системы управления. Контроль обеспечивает выполнение поставленных целей и задач, а также позволяет выявить проблемные аспекты рассматриваемой системы и получить обратную связь от отдельных системообразующих звеньев и внешней среды.
В свою очередь налоговый контроль является важной частью налоговой системы, определяющей наполнение бюджета и реализацию тактической и стратегической бюджетно-налоговой политики государства. Система налогового контроля включает администрирование налогов, сборов и определяет формы и способы взаимодействия субъектов налоговых правоотношений, оказывает влияние на формирование налоговой культуры и на уровень исполнения налоговой дисциплины в государстве.
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью написания статьи является исследование трансформации сущности налогового контроля в условиях цифровизации экономической среды и общества в целом, что предполагает уточнение определения налогового контроля, его целей и задач, отвечающих актуальным тенденциям развития налоговых правоотношений, а также выделение ряда функций, в которых проявляется сущность налогового контроля. РЕЗУЛЬТАТЫ
С 2012 года Агентством стратегических инициатив (АГИ), которое создано Правительством РФ (Председатель наблюдательного совета — Путин В.В.) реализовывается масштабный проект «Национальная предпринимательская инициатива» (НИИ). Одним из важных проектов НИИ было утверждение 12 дорожных карт, направленных на улучшение бизнес-среды. Совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) разработана дорожная карта «Совершенствование налогового администрирования», которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р и координатором по ней назначена ФНС. Дорожная карта направлена на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием комфортных условий взаимодействия бизнеса и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота.
Целями дорожной карты являются сокращение временных и материальных затрат предпринимателей на подготовку и представление налоговой отчетности, сближение правил налогового и бухгалтерского учета, повышение эффективности механизмов администрирования налога на добавленную стоимость, стимулирование перехода налогоплательщиков и налоговых органов на электронный документооборот, совершенствование администрирования специальных налоговых режимов.
Реализация дорожной карты позволит сократить время взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов и упростить процедуры налогового контроля.
В дальнейшем, в продолжение поставленных целей и задач новые тенденции в развитии и трансформации налогового контроля, его форм и методов нашли отражение в положениях стратегических документов о развитии РФ.
Так в Указе Президента РФ от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» предусмотрено «сокращение административной нагрузки на субъектов хозяйственной деятельности в следствие использования информационных и коммуникационных технологий при проведении проверок органами государственного и муниципального контроля (надзора) и при сборе данных официального статистического учета» [10]. В данном документе предусмотрено положение об использовании электронного документооборота, защищенного средствами электронной идентификации при взаимодействии с контролирующими органами и между субъектами хозяйствования. То есть использование электронной системы подачи отчетности контролирующим органам и использование электронного документооборота между контрагентами.
40
С 2018 года формируется в электронном виде национальная система прослеживаемости (НСП) товаров на основании данных таможенных деклараций, данных по уплате НДС, а также сведений, полученных по каналам связи от контрольно-кассовой техники (ККТ).
Далее, в рамках указанной Стратегии в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» предусмотрено направление — «улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» [11], которое предусматривает сокращение налоговой отчетности для субъектов малого и среднего бизнеса, позволяющее снизить административную нагрузку на предпринимателей, а также оптимизировать контрольную деятельность налоговой службы, а именно сократить трудовые затраты на камеральный контроль и в целом документооборот по налогам. Сокращение налоговой отчетности и упрощение процедур оплаты имущественных налогов физическими лицами предусмотрено и в Основных положениях бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. [7]. В частности, предусмотрена отмена декларации по упрощенной системе налогообложения (УСН), так как применение контрольно-кассовой техники позволяет налоговой службе отслеживать показатели наличной выручки по объектам учета УСН.
Сокращение налоговой отчетности для организаций по имущественным налогам предусмотрено с 2020 года. Так с 2020 года отменено предоставление расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций (ст. 386 НК РФ), а с 2021 года отменено предоставлений налоговых деклараций по транспортному и земельному налогу для юридических лиц (ст. 363 НК РФ). С 2021 года налоговые органы самостоятельно исчисляют суммы данных налогов на основании информации, которую налоговая служба автоматически получает от регистрирующих органов (управления Росреестра, подразделения ГИБДД, центры ГИМС МЧС России, органы гостехнадзора и т.п.). Приоритетным способом направления уведомления об уплате налога налогоплательщику-организации является электронный вариант по ТКС через оператора электронного документооборота или через личный кабинет налогоплательщика. Если этот способ не работает, то сообщение будет направлено по почте заказным письмом или может быть передано руководителю организации (ее представителю) лично под расписку. Соответственно, в случае направления сообщения по почте заказным письмом такое сообщение будет считаться полученным по истечении шести дней с даты его направления.
Кроме того, с 2020 года возможно уменьшить количество сдаваемой отчетности по налогу на имущество организаций, путем подачи одной декларации по всем объектам налогообложения имущества в один налоговый орган (при наличии объектов налогообложения в различных территориальных единицах). Также с 2021 года (Приказ ФНС РФ от 15.10.20 г. N° ЕД-7-11/753) объединены формы по НДФЛ: 6-НДФЛ и 2-НДФЛ [9].
В Основных направлениях бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики на 2020 год и плановый период 2021-2022 гг. отмечено установление предсказуемости фискальных условий минимум на 6 лет (в среднесрочной и долгосрочной перспективе) [7]. Предсказуемость налоговой среды — это одна из форм превентивного налогового контроля, которая непосредственно влияет на исполнение налоговых обязательств налогоплательщиками, их информированность, снижает уровень ошибок в налоговой отчетности и определяет количество процедур налогового контроля.
Совершенствование администрирования налоговых платежей призвано с одной стороны снизить административную нагрузку на налогоплательщиков и с другой стороны повысить эффективность форм и методов налогового контроля, перевести их в качественно иной формат, базирующийся на новых информационных технологиях и соответствующем программном обеспечении. Данной цели способствует также формирование единого информационного пространства налогового администрирования.
Примером качественно нового подхода к администрированию налоговых платежей является внедрение налога на профессиональный доход, который собирается в бездекларационном формате через вэб-интерфейс (с 1 июля 2020 года действует во всех регионах РФ).
Совершенствование администрирования налоговых платежей нашло свое отражение в принятии изменений в Налоговый кодекс РФ — ст. 45.1 «Единый налоговый платеж физического лица»[5],
41
которая вступила в действие с 2019 года и представляет собой возможность добровольной авансовой уплаты имущественных налогов физических лиц (транспортного налога, земельного налога, налога на имущества физических лиц) единым платежом на соответствующий счет Федерального казначейства по общему КБК. Уплату можно производить удобным для плательщика способом:
• через банк;
• Почту России;
• МФЦ;
• кассу местной администрации;
• сервис оплаты налогов на сайте ФНС;
• через личный кабинет налогоплательщика, закладка «Мои налоги» / «Единый налоговый платеж» (самый удобный вариант).
Данное новшество позволяет сократить количество ошибок при заполнении платежных поручений на каждый вид налога физического лица, дает возможность оплатить заранее в удобное время и любую сумму налога, которая запланирована налогоплательщиком, а также сокращает расходы на администрирование этих налогов в контролирующих органах, снижает недоимки и в целом повышает уровень добровольно уплаченных платежей.
Трансформация сущности налогового контроля проявилась и во внедрении новой формы налогового контроля — налоговом мониторинге, который предусмотрен для крупных налогоплательщиков (объем доходов — не менее 3 млрд. руб. в год; уплаченные налоговые обязательства по основным налогам: НДС, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых — не менее 300 млн. в год; совокупная стоимость активов — не менее 3 млрд. руб. на 31 декабря) и действует с 1 января 2016 года [5].
Налоговый мониторинг представляет собой расширенное информационное взаимодействие контролирующего органа и налогоплательщика в режиме реального времени на основании электронного доступа к документообороту плательщика с целью определения правильности налоговых обязательств, консультирования по осуществлению отдельных операций, а также при необходимости выражения мотивированного мнения налогового органа по вопросам полноты и правильности определения сумм налогов, сборов, взносов. Данная форма налогового контроля призвана проводить текущий, оперативный контроль в реальном времени, что снижает затраты на проведение выездного контроля, способствует своевременно и в полном объеме выполнять свои налоговые обязательства налогоплательщику.
Текущими целями бюджетной и налоговой политики являются формирование справедливых конкурентных условий, которые будут достигаться за счет вывода из тени необлагаемых доходов налогоплательщиков [8]. В частности, приоритетным направлением заявлено снижение тенизации зарплатных налогов (НДФЛ и страховых взносов), а также продолжающаяся работа по цифрови-зации налогового администрирования и интеграция всех источников информации в единое информационное пространство по налоговым обязательствам и движению товаров и доходов.
Таким образом, современные тенденции, происходящие в налоговом контроле, демонстрируют цифровизацию процедур налогового контроля, масштабное использование электронного документооборота в режиме реального времени, переориентирование налогового контроля на текущую форму его реализации. Указанные тенденции благоприятны для всех участников налогового контроля, с одной стороны происходит сокращение трудозатрат на проведение дорогостоящего последующего контроля в форме выездных проверок, с другой стороны, налогоплательщики меньше взаимодействуют с контролирующими органами, что снижает административные расходы бизнеса и уменьшает социально-психологическое напряжение, возникающее при выездных формах контроля.
Рассмотрим теоретические основы налогового контроля с точки зрения наблюдаемых современных тенденций.
Налоговое законодательство определяет налоговый контроль следующим образом:
«Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
42
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ» (ст. 82 НК РФ).
Данное определение не менялось на протяжении ряда лет и многие исследователи отмечают его узость и акцент на перечне методов налогового контроля.
Напомним, каковы определения налогового контроля с точки зрения различных авторов.
«Налоговый контроль можно определить как составную часть формируемого государством организационно-правового механизма управления, представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых правонарушений» (Ногина О.А.) [6].
В данном определении сделан акцент на правовые аспекты осуществления налогового контроля и меры ответственности, возникающие как результат контрольной деятельности.
«Налоговый контроль — это совокупность специальных, профильных действий уполномоченных органов государственной власти в области контроля за выполнением налогового законодательства, содержащих в себе приемы и способы, которые позволяют проверять соблюдение налоговой дисциплины, выявлять максимальное количество налоговых правонарушений и предпринимать превентивные меры для минимизации либо устранения возможных последствий, а также содействовать увеличению эффективности функционирования существующей налоговой системы» (Шестакова Н.Н.) [12].
Предложенное определение дополнено превентивными мерами контроля, а также подчеркнута задача контроля содействовать повышению эффективности налоговой системы, что также отмечено в следующем определении: «Налоговый контроль следует определить как важнейшее направление финансового контроля, представляющее собой деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов с использованием специальных форм и методов, нацеленную на создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков и налоговых агентов, при котором исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно» (Кучеров И.И.) [3].
Наиболее современный взгляд предлагает Г.Г. Безруков: «Под налоговым контролем следует понимать эффективную деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками экономических, финансовых и правовых отношений, используя для этого современные экономические, финансовые и правовые методы, в том числе информационные технологии, не нарушающие права и интересы контролируемых лиц, с целью обеспечения полного и своевременного исполнения последними обязанностей, возложенных законодательством о налогах и сборах Российской Федерации» [1].
С нашей точки зрения, налоговый контроль — это составная часть создаваемого государством организационно-правового, финансового и социального механизма управления, который является особым видом управленческой деятельности специально уполномоченных государственных органов, регламентированным налоговым законодательством, организованным с целью своевременного исполнения налоговых обязательств в полном объеме, предупреждения, пресечения налоговых правонарушений и возмещения потерь бюджета в рамках установленных мер ответственности, обеспечивающий реализацию тактических и стратегических направлений бюджетно-налоговой политики.
В предложенном определении подчеркнута роль контроля в своевременном и полном исполнении налоговых обязательств, а также задачи предупреждения и пресечения налоговых правонарушений, что ориентирует налоговый контроль на текущую его форму и превентивные меры. Кроме того, подчеркнута деятельность органов налогового контроля в рамках тактических и стратегических направлений государственной бюджетно-налоговой политики, соответствующая выявленным современным направлениям развития процедур налогового контроля.
43
В целом, целью любого контроля является на основе рационального использования имеющихся ресурсов определить уровень соответствия (несоответствия) количественных и качественных показателей утвержденным нормативным значением развития подконтрольной системы. Результатом контроля является проведенный анализ сопоставления фактически полученных данных с нормативными значениями, на основе которого вносятся коррективы в деятельность подконтрольного субъекта и при необходимости разрабатываются предложения по коррекции деятельности системы управления в целом.
Целью проведения налогового контроля можно определить достижение утвержденных плановых показателей налоговой системы на базе функционирования комфортной бизнес-среды, в рамках разработанных тактических и стратегических направлений бюджетно-налоговой политики, а также оценка эффективности действующей налоговой системы.
При этом можно выделить ряд задач, позволяющих достигать поставленной цели:
1. Налоговое информирование реальных и потенциальных налогоплательщиков.
2. Создание цифровых платформ и электронных процедур взаимодействия между субъектами налогового контроля.
3. Внедрение превентивных форм налогового контроля.
4. Переход на текущие формы контроля, осуществляемые в режиме реального времени через современные цифровые технологии.
5. Создание информационных баз данных о полноте и своевременности уплаты налоговых обязательств, объектах налогообложения, формирование налоговой истории каждого плательщика налогов и сборов.
6. Реализация качественных процедур риск-ориентированного подхода при определении круга налогоплательщиков, подлежащих выездному налоговому контролю.
7. Проверка законности операций и действий налогоплательщиков с помощью современных форм, методов фиксации и оценки налоговых обязательств.
8. Привлечение к ответственности налогоплательщиков.
9. Формирование налоговой культуры в обществе с помощью реализации проектов, включающих программы социально-психологических, педагогических, творческих и иных направлений, влияющих на нравственное восприятие принятой в государстве системы налогообложения.
Сущность налогового контроля отражается в его функциях. Так современные исследователи выделяют следующие функции:
1. Фискальная (пополнение бюджета).
2. Превентивная (предотвращает уклонение налогоплательщиков от налогообложения).
3. Регулирующая (содействие экономической активности налогоплательщиков).
4. Оперативно-защитная (защита фискальных интересов государства посредством применения административных мер) [2].
5. Контрольная (базовая — проведение контрольных мероприятий).
6. Санирующая (вытеснение с рынка неплатежеспособных налогоплательщиков) [4].
Некоторые авторы дополняют указанные базовые функции конституционной, координирующей,
правовой, межотраслевой, внешнеэкономической, защитной (защита доходов бюджета) [1].
На наш взгляд, налоговый контроль, соприкасаясь с налоговыми правоотношениями, реализует отчасти функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и дополняется также специальными функциями налогового контроля как специфической управленческой деятельности: правовой (реализация прав и обязанностей субъектов контроля на основе норм права); превентивной (в форме информирования, обучения, использования специальных веб-сервисов, предварительных форм самоконтроля при заполнении налоговой отчетности и др.); карательной (реализация мер ответственности за нарушения норм налогового законодательства), аналитико-цифровой (формирование единой базы данных в цифровом формате по различным сферам налогового контроля, аналитическая отчетность).
Подчеркнем, что к субъектам налогового контроля на наш взгляд следует относить органы законодательной, исполнительной, судебной власти, которые разрабатывают и утверждают основные направления бюджетно-налоговой политики, определяют правовые основы налоговых правоотношений, а также контролирующие органы и контролируемые субъекты (налогоплательщики,
44
потенциальные налогоплательщики, налоговые агенты, иные лица, на которые возложена обязанность по уплате налогов и сборов).
Объект налогового контроля в последние годы также претерпел изменения. Так как налоговые правоотношения относятся и к правовым, и к финансовым, объектом налогового контроля определим налоговые правоотношения субъектов налогового контроля по поводу исполнения ими обязанностей, предусмотренных действующим налоговым законодательством, которые реализуются в форме информирования, цифровой доступности, контрольно-аналитической деятельности и оцениваются с точки зрения своевременности исполнения, полноты, достоверности и законности.
ВЫВОДЫ
В результате проведенного исследования отметим, что налоговый контроль претерпевает прогрессивные изменения, связанные с масштабной цифровизацией экономики и общества в целом. Современные технологии позволяют совершенствовать налоговое администрирование и налоговые правоотношения в рамках налогового контроля, путем использования глобальной сети Интернет, специально разработанных веб-интерфейсов, процедур налогового контроля в реальном времени, новых консультативных форм налогового контроля. Данные новшества позволяют снижать трудозатраты налоговых органов, сокращать административную нагрузку на предпринимательскую среду, предотвращать ряд налоговых правонарушений, своевременно исполнять налоговые обязательства налогоплательщиками в максимально комфортном формате, формировать благоприятную бизнес-среду и в целом повышать эффективность налогового контроля.
Отмеченные трансформации форм налогового администрирования и налогового контроля приводят к иному пониманию сущности налогового контроля, происходит смещение акцента с проверочной деятельности контролирующих органов на обслуживающую, сервисную работу, которая ставит перед собой цели максимального процедурного удобства исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками с минимальными административными затратами. Новые цели налогового контроля ставят перед собой и иные задачи по реализации новых форм налогового контроля на базе цифровых технологий и формированию единой базы данных по всем налогоплательщикам и объектам налогообложения, что нашло отражение и в появлении новой функции налогового контроля — аналитико-цифровой.
Таким образом, происходящие трансформации в сфере налогового контроля призваны повышать уровень собираемости налогов и сборов, способствовать формированию высокой налоговой культуры и укреплять экономическую безопасность государства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруков Г.Г. Сущность налогов и налогового контроля / Г.Г. Безруков, А.В. Козырев // Известия УрГЭУ —2015. — №> 1 (57). — С. 47-52.
2. Иванова О.Б. Теоретико-методологические подходы к содержанию налогового контроля в рыночной экономике / О.Б. Иванова, Т.Р. Казарян // Финансовые исследования. — 2012. — №2 1 (34). — С. 75-88.
3. Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций / И.И. Кучеров. — М.: Учебно-консультативный центр «ЮрИНфоР», 2001. — 189 с.
4. Мухина Е.Р. Налоговый контроль: понятие, функции, цели, принципы / Е.Р. Мухина [Электронный ресурс] // АРМОМ. Серия: Гуманитарные науки». — 2015. — № 2. — С. 1-5. — Режим доступа: elibrary.ru/ йеш.а8р?1а=23195996 (дата обращения: 17.02.2021).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/aa3dd6a9e96f66742e40bf7ad57ec0d900e8ba00/ (дата обращения: 17.02.2021).
6. Ногина, О.А. Налоговый контроль: вопросы теории [Текст] / О.А. Ногина. — СПб.: Питер, 2002. — 159 с.
7. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334706/ (дата обращения: 18.02.2021).
8. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. Минфином России) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364178/ (дата обращения: 18.02.2021).
9. Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме, а также формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога на доходы физических лиц: Приказ Федеральной налоговой службы от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@ [Электронный
45
ресурс]. — Режим доступа: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=13867&utm_source =buhonline&utm_medium =banner&utm_campaign=normativ-link-normativ-buhonline&utm_content=tag-ndfl&utm_term=pub 16101 (дата обращения: 18.02.2021).
10. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы: Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 18.02.2021).
11. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (дата обращения: 18.02.2021).
12. Шестакова Н.Н. Налоговые проверки в системе налогового контроля / Н.Н. Шестакова // Социально-экономический и гуманитарный журнал Красноярского ГАУ — 2018. — N° 1. — С. 15-27.
SPISOKLITERATURY
1. Bezrukov G. G. Sushchnost' nalogov i nalogovogo kontrolya / G. G. Bezrukov, A.V Kozyrev // Izvestiya UrGEU. — 2015. — № 1 (57). — S. 47-52.
2. Ivanova O.B. Teoretiko-metodologicheskiye podkhody k soderzhaniyu nalogovogo kontrolya v rynochnoy ekonomike / O.B. Ivanova, T.R. Kazaryan // Finansovyye issledovaniya. — 2012. — № 1 (34). — S. 75-88.
3. Kucherov I.I. Nalogovoye pravo Rossii: kurs lektsiy / I.I. Kucherov. — M.: Uchebno-konsul'tativnyy tsentr «YurINfoR», 2001. — 189 s.
4. Mukhina Ye.R. Nalogovyy kontrol': ponyatiye, funktsii, tseli, printsipy / Ye.R. Mukhina [Elektronnyy resurs] // APRIORI. Seriya: Gumanitarnyye nauki». — 2015. — № 2. — S. 1-5. — Rezhim dostupa: elibrary.ru/ item.asp?id=23195996 (data obrashcheniya: 17.02.2021).
5. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28165/aa3dd6a9e96f66742e40bf7ad57ec0d900e8ba00/ (data obrashcheniya: 17.02.2021).
6. Nogina, O.A. Nalogovyy kontrol' : voprosy teorii [Tekst] / O.A. Nogina. — SPb. : Piter, 2002. — 159 s.
7. Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov (utv. Minfinom Rossii) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_334706/ (data obrashcheniya: 18.02.2021).
8. Osnovnyye napravleniya byudzhetnoy, nalogovoy i tamozhenno-tarifnoy politiki na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov (utv. Minfinom Rossii) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_364178/ (data obrashcheniya: 18.02.2021).
9. Ob utverzhdenii formy rascheta summ naloga na dokhody fizicheskikh lits, ischislennykh i uderzhannykh nalogovym agentom (forma 6-NDFL), poryadka yeye zapolneniya i predstavleniya, formata predstavleniya rascheta summ naloga na dokhody fizicheskikh lits, ischislennykh i uderzhannykh nalogovym agentom, v elektronnoy forme, a takzhe formy spravki o poluchennykh fizicheskim litsom dokhodakh i uderzhannykh summakh naloga na dokhody fizicheskikh lits: Prikaz Federal'noy nalogovoy sluzhby ot 15.10.2020 N YED-7-11/753@ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: normativ.kontur.ru/document?moduleId=1100&documentId=13867&utm_source =buhonline&utm_medium=banner&utm_campaign=normativ-link-normativ-buhonline&utm_content=tag-ndfl&utm_term=pub 16101 (data obrashcheniya: 18.02.2021).
10. O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody: Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 N 203 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216363/ (data obrashcheniya: 18.02.2021).
11. O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda: Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 N 204 (red. ot 21.07.2020) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (data obrashcheniya: 18.02.2021).
12. Shestakova N.N. Nalogovyye proverki v sisteme nalogovogo kontrolya / N.N. Shestakova // Sotsial'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU. — 2018. — № 1. — S. 15-27.
Статья поступила в редакцию 4 марта 2021 года Статья одобрена к печати 29 марта 2021 года
46