Научная статья на тему 'Налоговые методы регулирования и стимулирования развития возобновляемой энергетики Российской Федерации'

Налоговые методы регулирования и стимулирования развития возобновляемой энергетики Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / ЭНЕРГЕТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АКТ / НК РФ / ВИЭ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдурешитова Диляра Ваитовна

С помощью налоговых методов правительство может осознанно контролировать развитие различных отраслей, используя налоговые скидки и льготы для стимулирования определенной отрасли, а также дестимулировать другую отрасль посредством увеличения налогового бремени. Многие развитые страны активно применяют данные методы для развития возобновляемой энергетики. В Российской Федерации имеются свои особенности по внедрению таких налоговых методов. Целью исследования является анализ и выявление недостатков нормативно-правовой базы по вопросам налогового стимулирования развития возобновляемой энергетики в Российской Федерации и внесение предложений по улучшению данного положения. Статья посвящена анализу налоговых стимулов для развития инновационных методов выработки энергетики в Российской Федерации, приведен опыт развитых стран, применяющих налоговые методы для стимулирования ВИЭ. В данной статье рассмотрены государственные методы и инструменты, стимулирующие развитие возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая механизм поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. На основе проведенного исследования предлагается предоставление налоговых льгот и налоговых каникул для развития ВИЭ, рассмотрены возможности снижения себестоимости электроэнергии, выработанной с помощью возобновляемых источников энергии, благодаря уменьшению налогового бремени на спецоборудование для ВИЭ (производство и транспортировку), на земельные участки под станции ВИЭ и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдурешитова Диляра Ваитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговые методы регулирования и стимулирования развития возобновляемой энергетики Российской Федерации»

НАЛОГИ

УДК 336.22 : 620.92

Абдурешитова Диляра Ваитовна,

аспирант 2-го года обучения,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Abdureshitova Dilyara,

postgraduate,

Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

НАЛОГОВЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TAX METHODS FOR REGULATING STIMULATION OF DEVELOPMENT OF RENEWABLE ENERGY OF THE RUSSIAN FEDERATION

С помощью налоговых методов правительство может осознанно контролировать развитие различных отраслей, используя налоговые скидки и льготы для стимулирования определенной отрасли, а также дестимулировать другую отрасль посредством увеличения налогового бремени. Многие развитые страны активно применяют данные методы для развития возобновляемой энергетики. В Российской Федерации имеются свои особенности по внедрению таких налоговых методов. Целью исследования является анализ и выявление недостатков нормативно-правовой базы по вопросам налогового стимулирования развития возобновляемой энергетики в Российской Федерации и внесение предложений по улучшению данного положения. Статья посвящена анализу налоговых стимулов для развития инновационных методов выработки энергетики в Российской Федерации, приведен опыт развитых стран, применяющих налоговые методы для стимулирования ВИЭ. В данной статье рассмотрены государственные методы и инструменты, стимулирующие развитие возобновляемых источников энергии на территории Российской Федерации. Проанализирована нормативно-правовая база, регулирующая механизм поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. На основе проведенного исследования предлагается предоставление налоговых льгот и налоговых каникул для развития ВИЭ, рассмотрены возможности снижения себестоимости электроэнергии, выработанной с помощью возобновляемых источников энергии, благодаря уменьшению налогового бремени на спецоборудование для ВИЭ (производство и транспортировку), на земельные участки под станции ВИЭ и т. д.

Ключевые слова: налоговое стимулирование, энергетика, возобновляемые источники энергии, нормативно-правовой акт, НК РФ, ВИЭ, электроэнергия.

The government uses tax methods to control various sectors of the economy. Uses tax credits for the development of the industry or raises taxes to reduce the development of the industry.

Many developed countries are actively using these methods for the development of renewable energy. The Russian Federation has its own peculiarities in the introduction of such tax methods. The purpose of the study is to analyze and identify the shortcomings of the regulatory framework on tax incentives for the development of renewable energy in the Russian Federation and make proposals to improve this situation. The article is devoted to the analysis of tax incentives for the development of innovative methods of energy production in the Russian Federation, the experience of developed countries applying tax methods for stimulating renewable energy is given. This article considers state methods and tools that stimulate the development of renewable energy sources in the territory of the Russian Federation. The regulatory and legal framework regulating the support mechanism for generating facilities operating on the basis of renewable energy sources is analyzed. Based on the study, tax benefits and tax holidays for development in renewable energy sources are proposed to be considered. Possibilities for reducing the cost of electricity generated with the help of renewable energy sources are considered, thanks to a reduction in the tax burden on special equipment (production and transportation) and on land plots for renewable energy stations.

Keywords: energy, renewable energy, power, electricity, regulatory act, federal law Tax Code of the Russian Federation, electricity.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система любого государства может выполнять не только фискальную и социальную функцию — налоговые методы можно использовать также для регулирования и стимулирования развития определенных отраслей экономики, создавая для этого благоприятные условия. Такие методы существуют и для энергетической отрасли.

57

Энергетика является ведущей отраслью в любой стране, так как от выбора долгосрочной стратегии именно этой отрасли зависит развитие всей экономики. В настоящее время данная отрасль переживает революционные изменения во всем мире, а именно набирает обороты возобновляемая энергетика, являющаяся сейчас мощнейшим драйвером экономического роста. В связи с осознанием экологических проблем, что грозят нашей планете, если и дальше продолжать выработку энергии с помощью угля, нефти и других традиционных энергетических носителей, многие страны уже признали необходимость активного развития и распространения инновационных методов энергетики. В каждой из таких стран имеются свои определенные стимулы для развития возобновляемых источников энергетики, в т. ч. применяются и налоговые методы. В Российской Федерации также существуют свои нормативно-правовые акты, регулирующие развитие выработки энергии из возобновляемых источников энергии: Конституция Российской Федерации [1], Налоговый Кодекс Российской Федерации [2], Федеральный Закон «Об электроэнергетике» [3], «Энергетическая стратегия РФ до 2035 г.» [7], Постановление Правительства РФ «О стимулировании использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электроэнергии» [4], Постановление Правительства РФ «Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников» [6], Постановление Правительства РФ «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» [5] и другие. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является анализ механизмов налогового регулирования и стимулирования возобновляемых источников энергии в РФ на государственном уровне в сравнении с особенностями применения таких налоговых методов в других странах. С помощью данного исследования выявлены недостатки применения налоговых методов регулирования и стимулирования развития возобновляемых источников энергии (ВИЭ), которые возможно улучшить. Объектом исследования выступают электрогене-рирующие объекты, функционирующие на основе использования возобновляемых источников энергии. Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие механизм поддержки электрогенерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. РЕЗУЛЬТАТЫ

Целью стимулирования использования ВИЭ в России является решение экологических и социальных проблем, улучшение жилищных и производственных условий на территориях, изолированных от Единой энергетической системы России, использование имеющихся ресурсов для производства тепловой и электрической энергии.

Инструменты регулирования и стимулирования развития ВИЭ в Российской Федерации, основанные на снижении затрат, могут быть следующих видов: фискальные (налоговые) скидки, инвестиционные субсидии и гранты, налоги на ископаемое топливо (косвенное стимулирование ВИЭ), субсидирование стоимости заемного капитала, компенсация доли инвестиционных расходов инвесторов, вкладывающих средства в электростанции, работающие за счет ВИЭ, налоговые каникулы на срок окупаемости инвестиций. Также уточнены направления и формы государственной поддержки в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в части предоставления инвестиционного налогового кредита, ускоренной амортизации и льготы по налогу на имущество в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность. Принятое решение направлено на создание условий для повышения эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Налоговые инструменты являются инструментами косвенного государственного регулирования, так как, облагая налоговым бременем или, наоборот, предоставляя субсидию, государство создает необходимые условия для развития или прекращения деятельности определенных отраслей.

В Федеральном законе от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [3] предусмотрены механизмы поддержки распространения возобновляемых источников энергии в РФ как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии (обязательное условие для получения поддержки — генерирующий объект должен быть квалифицирован):

• на оптовом рынке электроэнергии заключаются долгосрочные договоры поставки мощности по итогам конкурсных отборов по различным типам генерации ВИЭ;

• на розничном рынке происходит первоочередная покупка сетевыми организациями по тарифам электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ.

Еще одним механизмом поддержки ВИЭ является предоставление субсидий из федерального бюджета. Целью таких субсидий является компенсация затрат на технологическое присоединение генерирующих объектов ВИЭ с установленной мощностью не более 25МВт.

58

Для того, чтобы воспользоваться вышеперечисленными механизмами, генерирующий объект обязан функционировать только на возобновляемых источниках энергии, быть введенным в эксплуатацию, должен быть присоединен к электросетям и оборудован измерительными приборами, а также быть включенным в схему перспективного развития электроэнергетики того субъекта страны, где располагается.

В вышеописанном Федеральном законе зафиксирована норма покупки в приоритетном порядке электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ, для компенсации потерь в электросетях. Норма доходности (НД) привязана к базовой НД 12 % и уровню доходности долгосрочных государственных облигаций 8,5 %.

Также в данном законе предусмотрен следующий механизм поддержки использования ВИЭ: для компенсации потерь сетевые компании обязаны выкупать электрическую энергию квалификационных генерирующих объектов (КГО) ВИЭ по тарифам, которые устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти (Правительство Российской Федерации или орган исполнительной власти, уполномоченный регулировать тарифы, может устанавливать цену на электроэнергию путем прибавления надбавки к равновесной цене оптового рынка. При принятии решения о стимулировании использования возобновляемых источников энергии через механизм оплаты мощности продажа мощности таких объектов на оптовом рынке осуществляется по договорам поставки. Основные условия договоров и цену поставляемой мощности определяет Правительство Российской Федерации). Данный механизм поддержки ВИЭ предусматривает обязательное включение генерирующего объекта ВИЭ в схему перспективного развития электроэнергетики еще на этапе его квалификации.

Еще одним стимулом для развития ВИЭ является предоставление организациям инвестиционного налогового кредита, если эта организация инвестирует в создание объектов, относящихся к ВИЭ в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.

«Постановление N° 449 устанавливает 15-летний срок действия договоров предоставления мощности (ДПМ) ВИЭ. То есть в течение 15 лет мощность, поставляемая генерирующими объектами ВИЭ, будет оплачиваться по повышенным ценам. Для сравнения, электростанции, которые работают на традиционных видах топлива и регулируются стандартными ДПМ, поставляют мощность по регулируемым ценам лишь в течение 10 лет. Инвесторы в проекты ВИЭ имеют право в одностороннем порядке отказаться от продажи мощности по регулируемым ценам и вместо этого перейти в конкурентный сегмент рынка мощности при условии, что они соблюдают установленный порядок информирования других сторон договора о своем отказе» [5].

Механизм поддержки ВИЭ в Российской Федерации существенно отличается от стандартных программ, принятых в других странах, где обычно применяются специальные тарифы, надбавки, сертификаты, которые влияют на объем выработки электроэнергии на объектах ВИЭ, а в Российской Федерации механизм содействия развитию ВИЭ связан с мощностью объектов и не зависит от объемов выработки электроэнергии. Однако поддержка, оказываемая на основе мощности, для ВИЭ может быть положительным критерием, так как объем производства может колебаться из-за переменчивости выработки электроэнергии с помощью солнечных или ветростанций (солнце и ветер — непостоянные источники, а зависят от погодных условий). Но такой метод поддержки имеет и ряд недостатков: российский рынок мощности поощряет станции за их готовность к производству электроэнергии, чего производители не могут гарантировать. Если электростанции, работающие на ВИЭ, не удовлетворяют требованиям по наличию необходимой мощности (не менее 5МВт), то плата за мощность уменьшается на определенный коэффициент (для СЭС-0,14, для ВЭС-0,27).

Плата за мощность покрывает лишь часть затрат ВИЭ с нормой доходности 12 % и 14 % для проектов, отобранных до 2016 года, остальные затраты покрываются за счет выручки от продажи электроэнергии на оптовом рынке. Кроме этого, механизм поддержки ВИЭ предусматривает установление предельного объема ежегодной компенсации объемов потерь электроэнергии сетевыми организациями за счет обязательного выкупа выработанной с помощью ВИЭ электроэнергии в объеме 5 % от планируемых потерь в очередном году.

В статье 381 «Налоговые льготы» Налогового кодекса Российской Федерации [3] в пункте 21 сказано, что освобождаются от налогообложения на срок три года со дня постановки на учет имущества организации, использующие следующие объекты и технологии высокой энергетической эффективности в зависимости от применяемых технологий и технических решений и вне зависимости от характеристики объектов: солнечные коллекторы, фотоэлектрические генераторы (солнечные батареи), ветроэнергетические установки (ветряные турбины) (п. 21 введен Федеральным законом от 07.06.2011 № 132-Ф3).

Средний срок амортизации энергообъектов составляет 20-3 0 лет. При применении метода ускоренной амортизации энергетических объектов, генерирующих энергию с помощью возобновляемых источников энергии (с применяемым коэффициентом «2») срок можно снизить до 15 и менее лет. Таким образом, будет снижаться и налогооблагаемая база. Ускоренная амортизация является наиболее эффективным методом стимулирования развития ВИЭ, так как ускоренная амортизация позволяет увеличить

59

доход в первые годы реализации проекта, тем самым позволяет значительно увеличить чистую приведенную стоимость проекта (при долгосрочных инвестиционных проектах NPV зависит от фактора времени, а в данном случае доходы первых пяти лет суммируются с большим весом, чем доходы последующих годов).

Ускоренная амортизация поощряет к приобретению оборудования, применение которого приводит к энергоэффективности. Однако в Налоговом кодексе Российской Федерации не предусмотрено применение нескольких повышающих коэффициентов, когда объект проходит по нескольким параметрам (например, повышающий коэффициент «2» — для амортизации основных средств, имеющих высокую энергетическую эффективность, или коэффициент «3» — как предмет договора лизинга: налогоплательщик вправе выбрать тот коэффициент, который посчитает нужным, однако использование совокупного коэффициента не предусмотрено. В такой ситуации выгода от того, что ОС относится к имеющим высокую энергетическую эффективность объектам, теряет свое преимущество. Получается ситуация, когда для налогоплательщика данный фактор не является решающим, ведь существуют повышающие коэффициенты куда выше по другим параметрам. Теряется заинтересованность в использовании технологий ВИЭ. Если нет возможности применять совокупный повышающий коэффициент, то желательно пересмотреть данный вопрос на государственном уровне и давать возможность не просто выбирать из возможных повышающих коэффициентов, а создать формулу, по которой при двух и более коэффициентах получалась бы большая величина, чем наиболее высокий, но меньший, чем их сумма. Например, К = К1 + 1/2К2 + 1/3К3 + 1/4К4 и т.д., где К(п) — повышающие коэффициенты, подходящие для объекта, расположенные от наибольшего к наименьшему.

Можно выделить важный косвенный метод налогового регулирования и стимулирования ВИЭ — налоги на ископаемое топливо. Многие европейские страны уже повысили ставки налогов на ископаемые виды топлива, на выбросы парниковых газов и на выработанное электричество с помощью традиционной энергетики. Повышая налоги на ископаемое топливо, государство решает несколько проблем: улучшается экологическая ситуация, снижаются выбросы парниковых газов в атмосферу, происходит модернизация всей энергоотрасли в целом (происходит переориентация на другие источники энергии, в том числе и на ВИЭ).

В Российской Федерации с 2014 года природный газ является подакцизным товаром, в НК РФ [2] в статье 193 п. 5 сказано, что налогообложение природного газа осуществляется по налоговой ставке 30 %.

«В статье 342 НК РФ[2] определены налоговые ставки на ископаемое топливо, используемое в традиционной энергетике:

• 4 % — при добыче торфа;

• 919 рублей — за 1 тонну добытой нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной. Данная налоговая ставка умножается на коэффициент динамики мировых цен (ориентир — нефть сорта ЮРАЛС) и уменьшается на показатель Дм, характеризующий особенность добычи нефти и рассчитывается по формуле, описанной в статье 342.5 НК РФ. (Для сравнения: в 2015 году данный показатель составлял 766 рублей, в 2016 году — уже 857 рублей);

• 42 рубля — за 1 тонну добытого газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. Сумма налога = 42 руб. х базовое значение единицы условного топлива (Еут) х корректирующий коэффициент Ккм (ст. 342.4 НК РФ) х коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежи углеводородного сырья (Кс);

• 35 рублей — за 1 000 кубических метров газа при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Сумма налога = 35 руб. х коэффициент, характеризующий степень сложности добычи газа горючего природного и (или) газового конденсата из залежей углеводородного сырья (Кс) (ст. 342.4 НК РФ) х базовое значение единицы условного топлива (Еут) + расходы на транспортировку газа. Если сумма оказалась меньше 0, то значение налоговой ставки принимается равным 0;

• 47 рублей — за 1 тонну антрацита;

• 57 рублей — за 1 тонну коксующегося угля;

• 11 рублей за 1 тонну бурого угля;

• 24 рубля — за 1 тонну иного угля, за исключением антрацита, коксующегося и бурого угля.

При этом налоговые ставки в отношении угля умножаются на коэффициенты-дефляторы, которые

рассчитываются по формулам в п.п. 1.1 п. 2 статьи 337 НК РФ» [2].

Чтобы развивать ВИЭ, необходимо сократить выработку электроэнергии с помощью традиционных источников и провести замещение на ВИЭ. Таким образом поступила Германия: принятая на государственном уровне в 2010 году Энергетическая Стратегия предусматривала полный отказ от использования атомной энергетики к 2050 году, однако после аварии 11 марта 2011 года на «Фукусима Даичи» АЭС правительство Германии пересмотрело сроки и установило отказ от атомной энергетики к 2022 году. Начало данного процесса положила остановка 8 старых АЭС и основной упор на замену этих

60

станций был обращен на возобновляемые источники: были разработаны законодательные механизмы стимулирования развития ВИЭ, прописанные в программе «Энергетический переход», а в 2012 году был принят закон «ЕЕО 2012», который признал эти цели и механизмы обязательными для исполнения. Это должно способствовать увеличению доли ВИЭ в объеме конечного энергопотребления до 60 % к 2050 году. В Российской Федерации, наоборот, основное внимание уделяется атомной энергетике, а также добыче нефти и газа. Как говорится в Стратегии, Российская Федерация «должна удержать лидерство в данной отрасли. Однако существуют определенные проблемы развития атомной энергетики: высокие затраты на сооружение атомных электростанций, необходимость обеспечения ядерной и радиационной безопасности, правильное обращение с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами с учетом требований экологической безопасности» [7]. Необходим плавный переход на инновационные методы выработки электроэнергии. В настоящее время Российская Федерация практически не представлена на мировом рынке возобновляемой энергетики, однако, анализируя имеющийся у страны потенциал и научно-технические разработки в данной сфере, можно с уверенностью предположить, что в ближайшее десятилетие Россия пересмотрит энергетические ориентиры в сторону возобновляемой энергетики. Наиболее перспективными территориями для развития ВИЭ в России являются удаленные территории, несвязанные единой энергосетью (Чукотка, Дальний Восток, многие регионы Западной и Восточной Сибири и т. п., где поселения находятся на значительном расстоянии друг от друга и поэтому строительство новых ЛЭП не является рациональным).

При рассмотрении налога на прибыль можно выделить, что в статье 286 НК РФ [2] указано, что ставка налога на прибыль с 01.01.2018 осталась на уровне 20 % (где 3 % относятся в федеральный бюджет, а 17 % — в бюджет субъекта РФ). При этом организации, использующие ВИЭ для выработки электроэнергии, не относятся к тем категориям организаций, которые имеют вероятность снижения данной налоговой ставки. В нынешнем положении ВИЭ в России налогоплательщикам, решившим инвестировать в ВИЭ, при и так дорогостоящем оборудовании и дорогой установке, после выплаты всех положенных налогов и сборов, если еще и отдавать пятую часть своего дохода через налог на прибыль — данная отрасль становится не такой привлекательной для инвесторов. Необходимо создать налоговые каникулы на определенный срок окупаемости части объектов, чтобы снизить налоговое бремя, чем стимулировать вложение новых инвестиций в ВИЭ.

Ветровые и солнечные электростанции нуждаются в большой площади земли для размещения панелей и ветряков (для 1 МВт установленной мощности ветростанции необходимо 3-4 га, а солнечным панелям — 2-3 га на 1МВт установленной мощности). Станциям на биомассе и биогазе также нужны большие площади для засевания полей для производства растительной массы. То есть за участки земли, используемые для размещения таких станций, еще взимается налог на землю. Льгот в этом случае в РФ не предусмотрено. Во многих странах Европы используется снижение налога на собственность, с помощью которого возможно исключить до 100 % от суммы налога на имущество, землю и основные средства, которые используются для производства возобновляемой энергии. В РФ, однако, планируется после 2024 года внедрить льготные ставки по налогу на имущество и налогу на прибыль на срок 10 лет для объектов, генерирующих электроэнергию с помощью ВИЭ. Снижение ставки налога на собственность может быть важным стимулом для капиталоемких технологий (к которым относятся ветро-генерация и солнечная энергетика). Внедрение таких налоговых скидок может создать налоговый паритет между альтернативными и традиционными технологиями энергетики.

Если рассматривать ставку налога на добавленную стоимость (НДС), то можно отметить, что во многих странах применяется сниженный или нулевой НДС на оборудование для ВИЭ (например, в Чехии электростанции, использующие биомассу, солнечные и малые ветровые (до 0,075 МВт) установки облагаются 5 % НДС, когда стандартная ставка в стране составляет 22 %; в Великобритании ставка НДС сокращается с 17,5 % до 5 % для технологий, использующих солнечные панели, в Италии для солнечной, ветровой, гидроэнергии и биомассы ставка НДС сокращается с 20 % до 10 %). В Российской Федерации применяется нулевая ставка по НДС в энергетике в отношении транспортировки / перевалки нефти, природного газа и нефтепродуктов за пределы территории РФ российскими организациями, которые осуществляют деятельность в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также на услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной электросетью по передаче электрической энергии из РФ в электроэнергетические системы других государств. При этом законодательно в РФ нигде не закреплены такие скидки для ВИЭ. Для стимулирования развития ВИЭ на территории Российской Федерации необходимо внедрить налоговые скидки по НДС на энергоустановки, использующие альтернативные источники энергии: при ставке 18 %, учитывая, что в определенных случаях для нефти, природного газа и нефтепродуктов (которые выступают прямым источником топлива для традиционной энергетике), применяется нулевая ставка по НДС, для ВИЭ необходимо также сделать скидку по данному налогу, снизив его на первом этапе до 10 %. Это даст положительный толчок намного больше, чем потери государства от недополученных 8 %.

61

Органы тарифного регулирования при установлении тарифов на электроэнергию, выработанную с помощью ВИЭ, учитывают: базовый размер инвестиционного капитала (включающий расходы на технологическое присоединение к электросетям), размер вложенного инвестиционного капитала, планируемый уровень доходности по долгосрочным государственным обязательствам, уровень нормы доходности капитала (14 % — для КГО ВИЭ, введенных в эксплуатацию до 01.01.2017 г., и 15 % — для КГО ВИЭ, введенных после 01.01.2017 г.), планируемый срок возврата инвестированного капитала, а также величина расходов на уплату налога на имущество организаций.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 г. № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» [4] определен порядок реализации программы поддержки ВИЭ с помощью долгосрочного тарифного регулирования генерирующих объектов ВИЭ.

В распоряжении Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 1472-р. установлены предельные уровни капитальных и эксплуатационных затрат производства электроэнергии. В Приказе ФАС России от 30.09.2015 г. № 900/15 утверждены особенности по установлению рекомендуемых цен на электрическую энергию, произведенную на квалифицированных генерирующих объектах ВИЭ.

Постановление от 23.01.2015 г. № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» [4], разработанное Министерством энергетики РФ для внесения изменений в 5 нормативно-правовых актов позволит усовершенствовать механизм поддержки генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках, а также стимулировать производство электрической энергии такими генерирующими объектами.

Государство регулирует цены, тарифы и надбавки в сфере электроэнергетики в порядке, установленном основами ценообразования в области регулирования цен, при этом цены, тарифы и надбавки устанавливаются как в числовом выражении, так и могут иметь вид формул. Подлежит государственному регулированию на оптовом и розничных рынках электроэнергетики такая надбавка, которая прибавляется к равновесной цене оптового рынка для определения цены электроэнергии, выработанной с помощью возобновляемых источников энергии, а также приобретаемой для компенсации потерь в электросетях.

Цель надбавки к устоявшейся цене на оптовом рынке электроэнергии, произведенной с помощью ВИЭ, — достичь основных направлений государственной политики в сфере повышения энергоэффективности.

Можно выделить основные этапы, которые необходимо пройти для становления отрасли ВИЭ в России:

1) участие в конкурсном отборе инвестпроектов ВИЭ за право участвовать в программе ДПМ ВИЭ;

2) строительство заводов по производству локализованного оборудования, самих электростанций и их ввод в эксплуатацию;

3) технологический апгрейд на основе российского ноу-хау и повышение эффективности локализованных технических решений для ВИЭ;

4) экспорт отечественного оборудования на внешние рынки.

Государство может участвовать в поддержке генерации на основе ВИЭ напрямую: производится доплата из специально созданного фонда содействия за электроэнергию, а объем этой компенсации определяется системным оператором. При таком раскладе и при использовании гибких ставок надбавок сможет повыситься рентабельность проектов, их окупаемость составит 6 лет.

В России экономически обоснованная цена электроэнергии ВИЭ пока значительно превышает действующие тарифы (тариф не является единственным источником возврата инвестиций в электроэнергетике). «Это также связано с тем, что электричество, выработанное с помощью ВИЭ, становится доступным в результате целенаправленной деятельности (постепенного развития новой отрасли с использованием широкого комплекса мер государственной поддержки). По мере становления рынка и проявления эффекта масштаба ВИЭ требуют все меньше преференций и удельные объемы финансовой поддержки постепенно сокращаются» [11].

Распоряжение от 4 октября 2012 года № 1839-р. «Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников» [6] позволит завершить формирование системы нормативно-правовых актов, регулирующих развитие и функционирование возобновляемых источников энергии. Данным распоряжением утверждён комплекс мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования ВИЭ, и устранены существовавшие нормативно-правовые пробелы государственного регулирования возобновляемых источников энергии, связанные с упрощением процедуры квалификации генерирующих объектов, функционирующих на основе ВИЭ, создание определенных тарифов на произведенную с помощью ВИЭ электроэнергию, также в положении определены целевые показатели развития ВИЭ по видам источников энергии. Этот комплекс мер позволит завершить формирование си-

62

стемы нормативно-правовых актов, регулирующих развитие и функционирование ВИЭ. Изменения нормативно-правовой базы приведут к совершенствованию системы требований энергетической эффективности товаров и услуг, зданий, строений и сооружений, использования приборов учёта, повышению энергетической эффективности субъектов Федерации и бюджетных учреждений, в том числе в части проведения энергетических обследований и заключения энергосервисных договоров.

Правительству Российской Федерации необходимо пересмотреть льготы и налоговые скидки для отечественных производителей оборудования для станций ВИЭ (ветровых турбин, солнечных панелей и т. д.). В настоящее время данная ниша рынка остается свободной, так как производить отечественный продукт при нынешнем налоговом состоянии невыгодно. Поэтому большинство оборудования привозится из других стран (крупным поставщиком которого является Китай), учитывая, что для такого оборудования нет никаких налоговых льгот, то к стоимости оборудования еще добавляется стоимость транспортировки и выплата всех соответствующих таможенных и прочих пошлин.

Итак, применяя налоговые методы регулирования и стимулирования развития возобновляемой энергетики, можно достичь многих желаемых эффектов: налоговые льготы на покупку и инсталляцию оборудования для ВИЭ будет стимулировать спрос на инновационные технологии, установка будет требовать все больше квалифицированных специалистов (косвенное решение вопроса безработицы, переквалификация специалистов угольной и нефтяной отрасли, чья специальность потеряет актуальность в скором времени). Возрастание спроса на инновации повысит инновационную активность компаний, которые работают в сфере энергетики и машиностроения. Налоговые скидки и льготы, которые возможно предложить для применения (но которых еще нет в РФ) в отношении развития ВИЭ: льготы по налогу на землю, нулевая ставка по НДС на транспортировку специального оборудования для станций, работающих на ВИЭ, предоставление налоговых каникул, применение высоких налоговых ставок для дестимулирования традиционных электростанций — все это послужит хорошим толчком развития ВИЭ в России и сделает его более доступным и реальным на территории страны. ВЫВОДЫ

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы и внести такие предложения.

Территория Российской Федерации является наибольшей в мире, поэтому у страны имеется колоссальный опыт по управлению энергоснабжением огромных территорий. Энергетическая система государства включает в себя централизованные и изолированные системы, использует все виды ископаемого топлива, атомную энергию, гидроэнергию, а также возобновляемые источники энергии.

Программа поддержки ВИЭ направлена на минимизацию цены и обеспечение необходимых условий для локализации производств электроэнергии в России.

ВИЭ в России получит новый виток развития при учете следующих мер: если при подключении установок ВИЭ к сетям общего пользования будут оговорены обоюдные интересы и требования участвующих сторон; когда будет создана система контроля по выполнению целевых показателей по производству электроэнергии с помощью ВИЭ; если будет производиться субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на развитие ВИЭ; интенсивное перенятие опыта области ВИЭ с ведущими в этой сфере странами; поддержание отечественных производителей комплектующих для электростанций, производящих электричество с помощью ВИЭ; если будут пересмотрены ставки налогов по отношению к объектам, использующим ВИЭ для производства энергии (НДС, НП, земельный налог, налог на имущество, косвенно влияющие налоги на ископаемое топливо и другие). Если данные возможности будут учтены, то к 2035 году возможно повысить почти в 20 раз производство электроэнергии, выработанной с помощью ВИЭ [8].

Принятые нормативные правовые акты позволят региональным органам власти субъектов Российской Федерации самостоятельно принимать решения о поддержке генерирующих объектов ВИЭ с учетом их экономической и экологической целесообразности и достаточности ресурсов для их обеспечения в каждом конкретном случае при условии соблюдения приемлемых темпов роста цен на электрическую и тепловую энергию.

В настоящее время Правительство планирует усовершенствовать механизмы стимулирования производства электроэнергии, произведенной с помощью ВИЭ, сформировать новые инфраструктурные условия для привлечения инвестиционных вливаний в развитие сектора возобновляемых источников энергии, а также создать условия поддержки использования ВИЭ на территории субъектов РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ): Официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.constitution.ru/ (дата обращения: 04-06.12.2017).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (последняя редакция от 28.12.2017 N 436-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 04-06.12.2017).

3. Об электроэнергетике: Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ (с изменениями от 29.12.2017 № 451-ФЗ) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW _41502/ (дата обращения: 04-06.12.2017).

63

4. О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии: Постановление Правительства РФ от 23.01.2015 M 47 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1745 84/ (дата обращения: 04-06.12.2017).

5. О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности (вместе с «Правилами определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии»): Постановление Правительства РФ от 28.05.2013 N° 449 (ред. от 28.02.2017) [Электронный ресурс]. —Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146916/ (дата обращения: 04-06.12.2017).

6. Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии на основе использования возобновляемых источников: Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 M 1839-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_902373061_XA00LTK2M0 (дата обращения: 04-06.12.2017).

7. Проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года / Министерство энергетики Российской Федерации: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: minenergo.gov.ru/node/1920 (дата обращения: 0406.12.2017).

8. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. M 1715-р. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.infobio.ru/sites/default/files/Energostrategiya-2030.pdf (дата обращения: 04-06.12.2017).

9. О внесении изменений в акты Правительства России: Распоряжение Правительства РФ от 28 июля 2015 г M 1472-р [Электронный ресурс]. — Режим доступа: wwwgarant.ru/products/ipo/prime/doc/71049706/#ixzz55HEpIViP (дата обращения: 04-06.12.2017).

10. Методы государственного стимулирования развития альтернативной энергетики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: aenergy.ru/1552 (дата обращения: 04-06.12.2017).

11. Сидорович В. Как альтернативная энергетика становится выгодной / В. Сидорович [Электронный ресурс] // Газета РБК. — 2016. — M 114 (2370) (3006) Экономика. — 29 июня. — Режим доступа: www.rbc.ru/newspaper/2016/06/ 30/5773ab2d9a794727f46ccaff (дата обращения: 04-06.12.2017).

SPISOK LITERATURY

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 M 6-FKZ, ot 30.12.2008 M 7-FKZ, ot 05.02.2014 M 2-FKZ, ot

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21.07.2014 M 11-FKZ): Ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.constitution.ru/ (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

2. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii (NK RF) ot 31 iyulya 1998 goda M 146-FZ (poslednyaya redaktsiya ot 28.12.2017 N 436-FZ) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/ (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

3. Ob elektroenergetike: Federal'nyy zakon ot 26.03.2003 M 35-FZ (s izmeneniyami ot 29.12.2017 M 451-FZ) [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_41502/ (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

4. O vnesenii izmeneniy v nekotoryye akty Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii po voprosam stimulirovaniya ispol'zovaniya vozobnovlyayemykh istochnikov energii na roznichnykh rynkakh elektricheskoy energii: Postanovleniye Pravitel'stva RF ot

23.01.2015 Ñ 47 [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_174584/ (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

5. O mekhanizme stimulirovaniya ispol'zovaniya vozobnovlyayemykh istochnikov energii na optovom rynke elektricheskoy energii i moshchnosti (vmeste s «Pravilami opredeleniya tseny na moshchnost' generiruyushchikh ob"yektov, funktsioniruyushchikh na osnove vozobnovlyayemykh istochnikov energii»): Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.05.2013 M 449 (red. ot 28.02.2017) [Elektronnyy resurs]. —Rezhim dostupa: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146916/ (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

6. Ob utverzhdenii kompleksa mer stimulirovaniya proizvodstva elektricheskoy energii na osnove ispol'zovaniya vozobnovlyayemykh istochnikov: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 04.10.2012 M 1839-r [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_902373061_XA00LTK2M0 (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

7. Proyekt Energeticheskoy strategii Rossii na period do 2035 goda / Ministerstvo energetiki Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: minenergo.gov.ru/node/1920 (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

8. Energeticheskaya strategiya Rossii na period do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 13 noyabrya 2009 g. M 1715-r. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.infobio.ru/sites/default/files/Energostrategiya-2030.pdf (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

9. O vnesenii izmeneniy v akty Pravitel'stva Rossii: Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 28 iyulya 2015 g. M 1472-r [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71049706/#ixzz55HEpIViP (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

10. Metody gosudarstvennogo stimulirovaniya razvitiya al'ternativnoy energetiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: aenergy.ru/1552 (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

11. Sidorovich V. Kak al'ternativnaya energetika stanovitsya vygodnoy / V. Sidorovich [Elektronnyy resurs] // Gazeta RBK. — 2016. — M 114 (2370) (3006) Ekonomika. — 29 iyunya. — Rezhim dostupa: www.rbc.ru/newspaper/2016/06/30/ 5773ab2d9a794727f46ccaff (data obrashcheniya: 04-06.12.2017).

Статья поступила в редакцию 18 декабря 2017 года Статья одобрена к печати 23 января 2018 года

б4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.