УДК 347
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА ОБЪЕКТАХ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
© 2017г. Р.А. Амерханов, А.С. Кириченко, Д.А. Козюков, Б.К. Цыганков
Рассмотрены вопросы нормативно-технического и правового регулирования отношений в сфере возобновляемых источников энергии Проанализированы принятые в России нормативные документы и зарубежный опыт стимулирования энергосбережения в этой отрасли. Раскрыты полномочия органов власти и организаций, принимающих участие в проектах по использованию таких видов энергии в РФ, а также обобщены предложения и изложены рекомендации по развитию правового регулирования в этой сфере Освещен вопрос регулирования и стимулирования развития возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае Правовое регулирование отношений, возникающих при развитии энергетического комплекса, должно быть построено на основе унификации принципов энергетического, градостроительного, экологического, земельного и природоохранного права. Особое внимание должно быть уделено обеспечению экологической и энергетической безопасности при осуществлении бесперебойного снабжения электроэнергией потребителей и удовлетворения их потребностей в полном объеме энергией надлежащего качества В рамках политики энергосбережения и повышения энергоэффективности остается нерешенной проблема эффективного нормативного обеспечения развития возобновляемой энергетики. Сущность заключается в том, что значительная часть действующих в настоящее время федеральных и региональных нормативных актов в сфере использования ВИЭ носит декларативный характер, не содержит целостной системы организационно-правовых мер, стимулирующих её развитие Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что первоочередная задача в области развития малой распределенной энергетики на возобновляемых источниках - научное обоснование и практическая реализация систем автономного электро- и теплоснабжения для конкретных потребителей энергии
Ключевые слова альтернативная энергетика, возобновляемые источники энергии, государственная поддержка, нормативно-техническое регулирование, правовой статус.
There are considered issues of normative and technical and legal regulation of relations in the field of renewable energy sources There are analyzed regulatory documents adopted in Russia and foreign experience in promoting energy saving in this industry There are disclosed abilities of authorities and organizations participating in projects on the application of such types of energy in the Russian Federation, and there are summarized proposals and are set out recommendations for the development of legal regulation in this area There is highlighted the issue of regulation and stimulation of development of renewable energy sources in the Krasnodar Territory. Legal regulation of relations arising in the energy complex development should be built on the basis of the unification of the principles of energy, urban development, environmental, land and environmental law Particular attention should be paid to ensuring environmental and energy secunty providing uninterrupted power supply to consumers and meeting their needs in full energy volume of the appropriate quality. In the framework of energy conservation and energy efficiency policy, the problem of effective regulatory support for the renewable power engineering development remains unresolved, the essence is that significant part of currently effective federal and regional regulations in the renewable energy application sphere are declarative, and don not contain integral system of organizational and legal measures that stimulate their development. Summarizing the above, it can be concluded that the primary issue in the development of small distributed power engineering on renewable sources is the scientific justification and practical implementation of autonomous electricity and heat supply systems for specific energy consumers.
Keywords alternative power engineenng, renewable energy sources, state support, standard and technical regulation, legal status
Введение Возобновляемая энергетика является молодой, быстроразвивающейся отраслью со своими характерными особенностями, заставляющими законодателя по-новому взглянуть на ее правовой статус.
В последнее время в России наблюдается возрастающий интерес к более интенсивному использованию ВИЭ с целью энергоснабжения жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов. Порядка 70% территории страны не имеет централизованного энергоснабжения, и доставлять углеводородное топливо в эти районы становится с каждым годом все дороже.
Анализ исследований. Однако в настоящее время существенного развития и расширения сектора возобновляемой энергетики в России не наблюдается. Причиной этому является ряд факторов [1]:
- длительность технологического присоединения объектов энергетики;
- сложность и длительность процедуры квалификации генерирующих объектов;
- затратность процедуры допуска к торговле электрической энергией на оптовом рынке электроэнергии;
- фактическая невозможность принятия участия в мероприятиях по государственной поддержке генеририрующих объектов ВИЭ;
- завышенные целевые показатели локализации генерирующего оборудования ВИЭ;
- несовершенство методики расчета тарифа на электрическую энергию, производимую на основе ВИЭ;
- отсутствие гарантированности приобретения электрической энергии, произведенной на основе ВИЭ.
Нетрадиционная энергетика не может эффективно развиваться без помощи системы государственной поддержки и стимулирования, которая должна быть закреплена в соответствующих нормативно-правовых актах.
Подобная государственная политика может проявляться в различных формах, таких как:
- принятие национальной стратегии в области возобновляемой энергетики;
- разработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы;
- защита свободной конкуренции с субъектами традиционной энергетики;
- поддержка инвестиций и инноваций.
Внедрение энергоустановок на базе ВИЭ
активно поддерживается администрациями многих регионов, населением, «зелеными» (Калининградская, Мурманская, Ростовская области; Краснодарский. Приморский края и т. д.) [2,3].
Краснодарский край представляет собой идеальную площадку для реализации проектов в области альтернативной энергетики.
Высокая энергодефицитность региона, малые резервы электрических мощностей создают предпосылки использования местных ВИЭ [4, 5].
Для поддержания и развития возобновляемой энергетики в регионе принят закон Краснодарского края № 723-КЭ «Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае» [6], который предусматривает широкомасштабное вовлечение возобновляемых источников энергии в энергосистему региона. Согласно закону, государственная политика в сфере использования возобновляемых источников энергии основывается на следующих принципах:
- приоритетность экономически эффективного использования возобновляемых источников энергии по сравнению с замещаемыми
альтернативными невозобновляемыми энергоресурсами на территории Краснодарского края;
- признание деятельности юридических и физических лиц, связанной с производством энергии установками, использующими возобновляемые энергоресурсы, деятельностью, обеспечивающей природоохранный эффект и экологическое преимущество данного вида источника энергии;
- экологическое преимущество использования возобновляемых источников энергии для удовлетворения энергетических потребностей Краснодарского края;
- энергосберегающая направленность использования возобновляемых источников энергии;
- организационно-правовая поддержка и экономическое стимулирование деятельности в сфере использования возобновляемых источников энергии со стороны органов государственной власти Краснодарского края.
Краснодарский край имеет многолетний опыт практического использования возобновляемых источников энергии: солнечной энергии и геотермального тепла, ветро- и гидроэнергии. При данных природно-климатических условиях вклад ВИЭ в энергоснабжение может быть обеспечен на уровне, достигнутом в экономически развитых странах. Однако в настоящее время степень использования возобновляемых источников энергии в энергобалансе края не достигает 2% [7].
Для повышения этого показателя разработаны три целевые программы, рассчитанные на четыре, пять, а затем и десять лет реализации и подкрепленные миллиардными бюджетами. Как сообщается в краевой целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 годов» [8], за счет реализации полного потенциала использования альтернативных источников в регионе можно получать до 2200 МВт тепловой и 1300 МВт электрической энергии взамен объемов, получаемых из традиционных углеводородов, повысить энергообеспеченность жилищного фонда, бюджетной сферы, объектов туризма и отдыха за счет современных, экологически безопасных установок [1].
Региональная нормативно-правовая база Краснодарского края в области энергосбережения и повышения энергетической эффективно-
сти представлена Законом Краснодарского края от 3 мая 2010 года № 1912-КЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае» [9].
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края № 1183 утверждена государственная программа «Развитие топливно-энергетического комплекса» [10], в связи с изданием которой утратила силу вышеуказанная целевая программа.
Цель Программы - снижение энергетических издержек, снижение нагрузки по оплате услуг энергоснабжения на бюджетную систему и обеспечение повышения конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики края, в том числе за счёт масштабного использования нового энергоэффективного оборудования и ввода объектов альтернативной энергетики.
Координатором Программы является Министерство промышленности и энергетики Краснодарского края. Реализацию энергосберегающей политики, являющейся одним из приоритетных направлений деятельности администрации Краснодарского края, в рамках программы осуществляет подведомственное учреждение ГКУ КК «Центр энергосбережения и новых технологий».
Выделена подпрограмма «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2014-2020 годов», предусматривающая развитие ВИЗ в крае. Указывается, что для их активного развития, помимо ожидаемых решений на федеральном уровне, на региональном уровне необходима реализация ряда организационных и нормативно-правовых изменений.
В перечне мероприятий подпрограммы приведены мероприятия по развитию ВИЗ в целях повышения энергетической эффективности:
- внедрение гелиоколлекторов;
- внедрение фотоэлектрических установок;
- внедрение ветроэнергетических установок;
- внедрение геотермальных электростанций;
- внедрение гидроагрегатов;
- использование биогаза в сельском хозяйстве;
- переработка твердых бытовых отходов;
- использование тепловых насосных установок для зданий.
Исполнитель мероприятий - Министерство промышленности и энергетики Краснодар-
ского края. Финансирование - из внебюджетных источников. Потребность в финансовых ресурсах основывается на данных по фактическим удельным капитальным вложениям, полученным в результате практической реализации типовых мероприятий и мероприятий-аналогов.
Согласно приведенным данным, удельная стоимость внедрения установок с фотоэлектрическими преобразователями составляет 100000 руб./ кВт, ветроэнергетики - 70000 руб./ кВт.
За счет реализации мероприятий подпрограммы посредством использования ВИЗ к 2020 г. планируется снизить энергоемкость производственных отраслей края на 3,2%.
К ожидаемым результатам относится активное развитие ВИЗ и сопутствующее сокращение потребления традиционного углеводородного топлива.
Меры законодательной поддержки ВИЗ оцениваются, в первую очередь, с точки зрения содействия развитию этого инновационно-модернизационного сектора.
С точки зрения перспектив развития экологического законодательства, важными являются намерения реализовать меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии, организовать мониторинг достижения целевых показателей, включая их периодическое уточнение, исходя из приоритетов не только экономической, энергетической, но и экологической политики.
Законодательное сопровождение процесса внедрения ВИЗ должно представлять стройную систему мер, позволяющих гармонично встраивать системы энергоснабжения на ВИЗ в общую стратегию развития ТЭК, обеспечивая условия конкурентоспособности и реализации их экологических преимуществ.
Выпускаемые законы и подзаконные акты, касающиеся сферы возобновляемой энергетики, должны проходить через компетентную научную проработку. В 2013 г. П.П. Безруких предложил разработать проект ФЗ «О дополнительных мерах по стимулированию использования возобновляемых источников энергии» [11].
В диссертационной работе С.Г. Ксиропу-лос «Правовое регулирование энергоснабжения с использованием возобновляемых источников
энергии (гражданско-правовой аспект)» [12] вынесены предложения по совершенствованию гражданско-правового регулирования отношений при производстве и потреблении энергии, генерируемой с использованием ВИЗ:
- совершенствование источников правового регулирования энергоснабжения с использованием ВИЗ должно базироваться на развитии соответствующих правовых стимулов производства и потребления энергии, полученной от ВИЗ;
- правовое регулирование отношений в данной сфере в РФ должно развиваться с учетом накопленного положительного опыта стран-лидеров (стран Западной Европы, США, Китая, Японии);
- успешное развитие и рентабельность новой отрасли немыслимы без государственной поддержки (компенсационная помощь, субсидирование);
- договоры в сфере энергоснабжения с использованием ВИЗ имеют двойственный правовой статус: законный владелец квалифицированного генерирующего объекта выступает и потребителем из сети энергии (недостающей для обеспечения собственных нужд), и поставщиком энергии в сеть (при передаче избыточной энергии, полученной с использованием ВИЗ);
- совершенствование механизма соотношения частных и публичных интересов при государственно-частном партнерстве в сфере ВИЗ возможно путем формирования специальных юридических норм и ограничений;
- необходимы разработка и принятие Федерального Закона «О возобновляемых источниках энергии» и внесение изменений в ФЗ «Об электроэнергетике»;
- договоры, регулирующие куплю-продажу энергии, выработанной от ВИЗ, следует разделить на два вида: договоры, заключаемые на оптовом рынке, и договоры, заключаемые на розничном рынке;
- предлагается исключить применение мер гражданско-правовой ответственности в случае нарушения условий договора энергоснабжения о минимальном лимите потребления энергии, если это нарушение вызвано внедрением оборудования, вырабатывающего энергию от ВИЗ.
Помимо этого предлагается законодательно закрепить меры бюджетного правового
стимулирования использования ВИЗ; внести изменения в налоговое законодательство в части возможности предоставления налоговых кредитов физическим лицам, инвестирующим в создание объектов ВИЗ; освобождение от уплаты отдельных видов налогов или снижение сумм уплачиваемого налога в данной сфере; законодательно закрепить механизмы страхования рисков инвесторов; на примере немецкого законодательства, в качестве преференции закрепить тарифы на электрическую энергию, вырабатываемую электростанциями с использованием ВИЗ; предусмотреть возможность квалификации на любой стадии реализации генерирующего объекта на основе использования ВИЗ; дополнить перечень критериев для признания генерирующего объекта квалифицированными критериями, содержащими требования экологической эффективности и производства на территории РФ части используемого для сооружения таких генерирующих объектов оборудования, законодательно закрепить целевые показатели суммарной установленной мощности квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, а также прогнозные показатели доли производства электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в объеме производства электрической энергии РФ [13].
Выводы. Правовое регулирование отношений, возникающих при развитии энергетического комплекса, должно быть построено на основе унификации принципов энергетического, градостроительного, экологического, земельного и природоохранного права. Особое внимание должно быть уделено обеспечению экологической и энергетической безопасности при осуществлении бесперебойного снабжения электроэнергией потребителей и удовлетворении их потребностей в полном объеме энергией надлежащего качества [1].
В рамках политики энергосбережения и повышения энергоэффективности остается нерешенной проблема эффективного нормативного обеспечения развития возобновляемой энергетики, сущность заключается в том. что значительная часть действующих в настоящее время федеральных и региональных нормативных актов в сфере использования ВИЗ носит декларативный характер, не содержит целостной сис-
темы организационно-правовых мер, стимулирующих её развитие [1].
Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что первоочередная задача в области развития малой распределенной энергетики на возобновляемых источниках - научное обоснование и практическая реализация систем автономного электро- и теплоснабжения для конкретных потребителей энергии.
Литература
1. Камышанский, В.П. Гражданско-правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии / В П Камышанский, А А Диденко, С Г Ксиропу-лос II Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета -2013. - №92.-С. 1292-1305.
2. Амерханов P.A. и др Перспективы использования возобновляемых источников энергии II Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2013. -№42.-С. 185-189.
3. Daus. Y.V. Evaluation of solar radiation intensity for the territory of the Southern Federal District of Russia when designing microgrids based on renewable energy sources I Y.V Daus, I V Yudaev, V.V. Kharchenko II Applied Solar Energy - 2016 - T 52 - № 2. - C. 151-156.
4 Амерханов P.A. и др Возможности использования возобновляемых источников энергии Краснодарского края II Альтернативная энергетика и экология - 2015. -№ 13-14 - С. 12-25.
5. Юдаев, И В Опыт использования ВИЭ на сельских территориях и в рекреационных зонах в регионах ЮФО / И В Юдаев // Вестник аграрной науки Дона. -2015.-№ 1 (29).-С. 82-92
6 Об использовании возобновляемых источников энергии в Краснодарском крае Закон Краснодарского края от 7 06.2004 (с изм от 11.11. 2008 и 23.07. 2009) № 723-K3. [Электронный ресурс). - Режим доступа: Кон-сультантПлюс.
7. Амерханов Р.А и др Особенности использования и развития возобновляемой энергетики в Краснодарском крае II Вестник аграрной науки Дона. - 2015. -№ 1 (29). - С. 26-38.
8. Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 годов: Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 29 12.2010 № 1300 - Режим доступа КонсультантПлюс.
9. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в Краснодарском крае Закон Краснодарского края от 3.03.2010 № 1912-КЗ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: КонсультантПлюс
10. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие топливно-энергетичес-кого комплекса» Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 10.2013 № 1183. [Электронный ресурс] - Режим доступа: Консультант-Плюс.
11 Безруких, П.П. О роли ВИЭ в устойчивом развитии и энергоэффективности / П.П. Безруких II Малая энергетика - 2013 - № 1/2. - С. 3-10.
12 Ксиропулос, С.Г. Правовое регулирование энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии (гражданско-правовой аспект) автореферат диссертации кандидата юридических наук / С.Г. Ксиропулос; Куб. гос. агр ун-т. - Краснодар, 2013 -24 с.
13 Амерханов Р.А и др Нормативно-техническое и правовое регулирование возобновляемых источников энергии в современных условиях: монография. - Краснодар: КубГАУ, 2017. -104 с.
Referenses
1. Kamyshanskij V P., Didenko A A., Ksiropulos S.G Grazhdansko-pravovoe regulirovanie ispol'zovanija vozob-novljaemyh istochnikov jenergn [Civil law regulation of the application of renewable energy sources], Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhumal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No. 92, pp. 1292-1305
2. Amerhanov R.A. et al. Perspektivy ispol'zovanija vozobnovljaemyh istochnikov jenergii [Prospects for the application of renewable energy sources], Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, 2013, No 42, pp. 185-189
3. Daus Y V., Yudaev I.V., Kharchenko V.V Evaluation of solar radiation intensity for the temtory of the Southern Federal District of Russia when designing microgrids based on renewable energy sources, Applied Solar Energy, 2016, Vol.52. No. 2,pp 151-156
4. Amerhanov R.A. et al Vozmozhnosti ispol'zovanija vozobnovljaemyh istochnikov jenergii Krasnodarskogo kraja [Opportunities for using renewable energy sources in the Krasnodar territory], Alternativnaja jenergebka i jekologija, 2015, No 13-14, pp. 12-25.
5. Judaev I V. Opyt ispol'zovanija VlJe na sel'skih ter-ritonjah i v rekreacionnyh zonah v regionah JuFO [Expenence of RES using in rural areas and recreational areas in regions of the Southern Federal District], Vestnik agrarnq nauki Dona, 2015, No. 1 (29), pp 82-92.
6. Ob ispol'zovanii vozobnovljaemyh istochnikov jenergii v Krasnodarskom krae [On the use of renewable energy in the Krasnodar territory], zakon Krasnodarskogo kraja ot 7.06.2004 (s izm ot 11.11 2008 i 23.07 2009) № 723-K3, available at: Konsul'tantPljus
7. Amertianov R.A. et al Osobennosti ispol'zovanija i razvitija vozobnovljaemoj jenergetiki v Krasnodarskom krae [Features of the use and development of renewable energetics in the Krasnodar territory), Vestmk agrarnq nauki Dona. 2015, No. 1 (29), pp 26-38.
8. Ob utverzhdenii dolgosrochno) kraevoj celevo) pro-grammy «Jenergosberezhenie i povyshenie jenergeticheskoj jeffektivnosti Krasnodarskogo kraja na period 2011-2020 godov» [On the approval of the long-term regional target program «Energy saving and enhancing energy efficiency of Krasnodar temtory for the period 2011-2020»], Postanovlenie glavy administracii (gubematora) Krasnodarskogo kraja ot 29.12.2010 No 1300, available at: Konsul'tantPljus
9. Ob jenergosberezhenii i о povyshenii jenergeticheskoj jeffektivnosti v Krasnodarskom krae [On energy saving and on increasing energy efficiency in the Krasnodar
territory], zakon Krasnodarskogo kraja ot 3.03.2010 No. 1912-KZ, available at Konsul'tantPljus.
10. Ob utverzhdenn gosudarstvennoj programmy Krasnodarskogo kraja: «Razvitie toplivno-jenergeticheskogo kompleksa» [On the approval of the state program of the Krasnodar territory: «Development of the fuel and energy complex»]: postanovlenie glavy administracii (gubematora) Krasnodarskogo kraja ot 14.10 2013 № 1183. available at: Konsul'tantPljus
11. Bezrukih P.P. O roli VIJe v ustojchivom razvitii i jenergojeffektivnosti [On the role of RES in sustainable development and energy efficiency], Mala/a jenergebka. 2013, No 1/2, pp 3-10.
12. Ksiropulos S.G Pravovoe regulirovanie jenergo-snabzhenija s ispol'zovaniem vozobnovljaemyh istochnikov jenergii (grazhd.-pravovoj aspekt): avtoref. dts kand jund nauk [Legal regulation of power supply using renewable energy sources (civil law aspect): abstract of author's thesis], Kub. gos. agr un-t, Krasnodar. 2013, 24 p.
13 Amerhanov R A. i dr. Normativno-tehnicheskie i pravovoe regulirovanie vozobnovljaemyh istochnikov jenergii v sovremennyh uslovijah: monografija [Normative and technical and legal regulation of renewable energy sources under modem conditions monograph], Krasnodar, KubGAU, 2017, 104 p
Сведения об авторах
Амерханов Роберт Александрович - доктор технических наук, профессор кафедры «Электротехника, теплотехника и возобновляемые источники энергии», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т Трубилина» (Краснодар, Россия). Тел: +7-988-242-63-30. E-mail: [email protected].
Кириченко Анна Сергеевна - кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Электротехника, теплотехника и возобновляемые источники энергии», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И Т Трубилина» (Краснодар. Россия). E-mail energyksau@mail ru
Козюков Дмитрий Александрович - аспирант факультета энергетики. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И Т Трубилина» (Краснодар, Россия) E-mail: energyksau@mail ru
Цыганков Борис Константинович - кандидат технических наук, профессор кафедры «Электротехника, теплотехника и возобновляемые источники энергии», ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина» (Краснодар. Россия). E-mail: energyksau@mail ru.
Information about authors
Amerhanov Robert Aleksandrovich - Doctor of Technical Science, professor of the Electrical, heat engineenng and renewable energy sources department, FSBEI HE «Kuban State Agrarian University» (Krasnodar, Russia). Phone +7-988-242-63-30. E-mail energyksau@mail ru.
Kirichenko Anna Sergeevna - Candidate of Technical Science, senior lecturer of the Electrical, heat engineenng and renewable energy sources department. FSBEI HE «Kuban State Agranan University» (Krasnodar. Russia) E-mail: energyksau@mail ru
Kozyukov Dmitry Alexandrovich - post-graduate student of the Energy faculty, FSBEI HE «Kuban State Agranan University» (Krasnodar, Russia). E-mail energyksau@mail ru.
Tsygankov Boris Konstantinovich - Doctor of Technical Science, professor of the Electrical, heat engineenng and renewable energy sources department, FSBEI HE «Kuban State Agrarian University» (Krasnodar, Russia). E-mail: energyksau@mail ru.