Научная статья на тему 'Гражданско-правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии'

Гражданско-правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1980
302
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГЕТИКА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СIVIL LAW / RENEWABLE ENERGY SOURCES / ENERGY SECTOR / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Камышанский Владимир Павлович, Диденко Ася Алексеевна, Ксиропулос Сергей Георгиевич

Данная статья посвящена правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии. Для рассмотрения подобных вопросов необходимо уяснить четкое определение данного понятия, а также рассмотреть специфику государственно-частного партнерства в исследуемой области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Камышанский Владимир Павлович, Диденко Ася Алексеевна, Ксиропулос Сергей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CIVIL REGULATION OF USING RENEWABLE ENERGY SOURCES

This article deals with civil regulation of using renewable energy sources. To deal with such items we need to understand a clear definition of this concept and to consider the specifics of Public-Private Partnership in such claims

Текст научной работы на тему «Гражданско-правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии»

УДК 347.451.9

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

UDC 347.451.9

CIVIL REGULATION OF USING RENEWABLE ENERGY SOURCES

Камышанский Владимир Павлович д.ю.и., профессор

Диденко Ася Алексеевна к.ю.н., старший преподаватель

Kamyshnskyi Vladimir Pavlovich Dr.Sci.Leg., professor

Didenko Asya Alekseevna Cand.Leg.Sci., senior lecturer

Ксиропулос Сергей Георгиевич аспирант кафедры гражданского права Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия

Ksiropolys Sergey Georgievich postgraduate student Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

Данная статья посвящена правовому регулированию использования возобновляемых источников энергии. Для рассмотрения подобных вопросов необходимо уяснить четкое определение данного понятия, а также рассмотреть специфику государственно-частного партнерства в исследуемой области

This article deals with civil regulation of using renewable energy sources. To deal with such items we need to understand a clear definition of this concept and to consider the specifics of Public-Private Partnership in such claims

Ключевые слова: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО, ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ, ЭНЕРГЕТИКА, ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Keywords: CIVIL LAW, RENEWABLE ENERGY SOURCES, ENERGY SECTOR, PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Общественные отношений в сфере производства, передачи и потребления энергии, выработанной генерирующими устройствами с использованием возобновляемых источников энергии, как объект гражданско-правового регулирования, имеет свои особенности, которыми и обуславливается специфика их правового регулирования. Говоря о возобновляемых источниках энергии, далее в настоящей статье, мы будем исходить из их понимания как непрерывно возобновляемых в биосфере Земли видов энергии - солнечной, ветровой, океанической энергии, геотермальные источники, энергии приливов, гидроэнергии рек, энергии биомассы и пр.

Вообще в последние десятилетия проблеме расширения ис пользования возобновляемых источников энергии (далее - ВИЗ) для энергоснабжения различных сельскохозяйственных и промышленных объектов уделяется все больше внимания. Актуальность и перспективность этого сегмента развития энергетики

обусловлена следующими двумя основными факторами: катает рофически тяжелым состоянием экологии и необходимостью поиска но вых видов энергии, поскольку традиционные топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и т.д.) при существующих темпах развития научно-техни ческого прогрессу вскоре истощаться. В настоящее время стоимость получения энергии за счет альтерна тивных энергоносителей пока значительно выше, чем за счет традиционного сырья. Однако по мере истощения и доступности добычи запасов традиционных источников энергии разница будет посте пенно сокращаться. В некоторых странах, в том числе и России, в рай онах, удаленных от баз основных энергоносите лей и в труднодоступных и малообжитых рай онах, использование альтернативных энергоно сителей оправдано уже сегодня.

Однако до настоящего времени в России об альтернативной энергетике и необходимости ее развития пока еще больше пишут, чем что-либо для нее делают. Периодически выходящие в свет правительственные программы и обзоры содержат в себе скорее признания общеизвестных фактов о наличии весьма скромных результатов в этой сфере, чем конкретные алгоритмы действий и уж, тем более, примеры успешной реализации разработанных и утвержденных ранее проектов. Одновременно в России Краснодарский край представляет собой идеальную площадку для реализации проектов в сфере альтернативной энергетики. Однако доля «зеленой» энергии, получаемой с использованием ВИЗ, в общем балансе по-прежнему не достигает и 2 процентов [1]. Не смогли пока исправить ситуацию ни краевой закон «Об энергосбережении», принятый Законодательным собранием Краснодарского края еще летом 2001 года, ни три целевые программы, рассчитанные на четыре, пять, а затем и десять лет реализации и подкрепленные миллиардными бюджетами. Как сообщается в целевой программе «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Краснодарского края на период 2011-2020 годов», за счет реализации полного потенциала использования альтернативных источников в регионе можно получать до 2 200 МВт тепловой и 1 300 МВт электрической энергии взамен объемов, получаемых из

традиционных углеводородов.

Поэтому одной из важнейших целей правового регулирования отношений в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ является гарантированное беспрепятственное и бесперебойное функционирование генерирующих объектов, функционирующих в режиме использования возобновляемых источников энергии. Успех в достижении этой цели зависит от решения целого ряда проблем, в том числе и гражданско-правового характера. В последние годы принят целый ряд нормативных актов, которые призваны придать определенный порядок в сфере энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. Однако пока преждевременно говорить о существовании определенной системы правовых источников в этой сфере, как о структурно-иерархическом правовом образовании[2]. Более того, многие из принятых нормативных актов содержат существенные недостатки юридико-технического и концептуального характера, далеко не в полной мере учитывают уже накопленный опыт в зарубежных правопорядках. Представляется, принятие специального федерального закона способно устранить сложившиеся проблемы в правовом регулировании альтернативной энергетики в России.

Одновременно успешное развитие энергетики в сфере использования ВИЭ невозможно без разработки новых юридических моделей, адекватных характеру и природе возникающих социально-экономических отношений, глобализации и интеграции мирового экономического сообщества. В современных условиях, когда в России углеводородное сырье является основным источником вырабатываемой электрической и тепловой энергии, монополисты из числа газовиков и нефтяников не проявляют особого интереса к развитию энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. Кроме этого развитию этого процесса препятствуют экономические трудности переходного периода развития российской экономики, нехватка свободных инвестиционных ресурсов, а также отсутствие научно обоснованных концепций построения новых отношений в сфере энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии. В

результате на сегодняшний день целый ряд вопросов, связанных с энергоснабжением с использованием возобновляемых источников энергии, не урегулированы на законодательном уровне.

Правовое регулирование отношений, возникающих при развитии энергетического комплекса, должно быть построено на основе унификации принципов энергетического, градостроительного, экологического, земельного и природоохранного права. Особое внимание должно быть уделено обеспечению экологической и энергетической безопасности при осуществлении бесперебойного снабжения электроэнергией потребителей и удовлетворении их потребностей в полном объеме энергией надлежащего качества. Из этого следует, что задача комплексного исследования проблем единства и дифференциации правового регулирования имущественных отношений в сфере производства, передачи и потребления энергии, выработанной с использованием генерирующих объектов, функционирующих в режиме использования возобновляемых источников энергии, является актуальной для науки гражданского права, а также выработке путей дальнейшего совершенствования гражданского законодательства.

Следует грамотно и полноценно учитывать все многочисленные позитивные эффекты от внедрения возобновляемой энергетики при разработке нормативно-правовой базы в этой сфере. На начальном этапе активного развития ВИЗ следует, прежде всего, обратить существенное внимание на поиск баланса между частными и публичными интересами в исследуемой области. Ситуация осложняется, тем что в настоящее время концепция соотношения частных и публичных интересов, к сожалению, не получила должной разработки в гражданском законодательстве, хотя именно стремление к балансу таких интересов должно служить предпосылкой его реформирования. Вообще соотношение публичных и частных интересов имеет для права принципиальное значение. Одновременно поиск и формальная объективизация в нормах гражданского права публичных интересов, соответствующих объективным интересам общества в сфере имущественного оборота ВИЗ, имеет особое значение, так как в противном случае

будет нарушен баланс различных интересов в обществе. В тоже время отсутствие в гражданском законодательстве и судебной практике каких-либо правил для определения оптимального соотношения частных и публичных интересов подчеркивает сложность и многоаспектность исследуемого вопроса и актуализирует научный поиск путей решения данной проблемы.

Таким образом, современное правовое регулирование общественных отношений в области энергетики с использованием ВИЭ может и должно отражать как частные, так и публичные интересы. Как справедливо отмечает Г.И. Иванец: «интерес является существенной чертой, субстанцией права. Право есть нормативное выражение согласованных (общих) интересов»[3].

Одновременно, несмотря на все сходство и различия между частными и публичными интересами, необходимо отметить, что граница между сферами частного и публичного интересов подвижна и определяется законодателем. Таким образом, для обеспечения эффективной концепции правового регулирования ВИЭ необходимо определение этих пределов наряду с формированием интересов через частноправовые и публично-правовые методы правового регулирования, что и составляет сущность проблемы сочетания (обеспечения баланса) публичных и частных интересов.

Совместное существование частных и публичных интересов требует установления их границ для того чтобы, с одной стороны, были удовлетворены частноправовые имущественных интересы субъектов общественных отношений, связанных с ВИЭ, а с другой, - формировались предпосылки для рационального использования возобновляемых энергетических ресурсов общества. В рамках этого одной из актуальных задач науки гражданского права является проблема определения пределов правомерного ограничения частного и публичного интересов, а также критериев разрешения их конкуренции в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ. Таким образом, вопрос о природе пределов конкретного интереса в сфере использования ВИЭ имеет большое теоретическое и практическое значение.

Исследуемые пределы формируются вследствие взаимодействия разнонаправленных интересов с внешними явлениями социальной действительности (объективный фактор), а также деятельности частных и публичных субъектов гражданского права в соответствии с целями и задачами энергетической политики России (субъективный фактор). Единство объективного и субъективного проявляется в осознании всеми субъектами экономических и экологических перспектив, связанных с производством энергии из альтернативных источников, появлении соответствующего интереса в их реализации и действия по его осуществлению, ориентируясь при этом на достижение общественно полезной цели - энергетической безопасности государства. В тоже время в силу диалектики устойчивости и изменчивости общественных имущественных отношений, а также под воздействием факторов риска в предпринимательской деятельности, связанной с энергетическим рынком ВИЭ, следует отметить, что названные пределы частных и публичных интересов весьма условны и подвижны.

Применительно к проблематике нашего исследования можно предложить следующую классификацию пределов:

1) ообщесоциальные (нравственные, экономические, социальные и т.д.);

2) сспециально-юридические (правовые).

Интерес субъекта формируется под воздействием социально-экономических условий жизни общества, его культурно-правовых традиций. Правосознание играет роль важнейшего критерия в формировании частного интереса, поскольку обеспечивает восприятие субъектом правовой реальности, ее ценностную оценку и регуляцию поведения в соответствии с полученными знаниями и сформировавшимися представлениями. Однако речь идет не только о необходимости познания гуманистических, идейно-нравственных установок, но и о том, что изначально благодаря правосознанию субъект права способен постичь природу феномена интерес и сущность частного или публичного интереса в праве.

К нравственно-правовым пределам формирования интереса субъекта права можно относить такие категории как «справедливость», «добросовестность»,

Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года «разумность».

Справедливость в качестве нравственно-правового предела интереса проявляется в независимости, объективности, беспристрастности субъекта правоотношения и выступает залогом обеспечения реализации субъективного гражданского права в той мере, которая соразмерна характеру и степени соответствующего частного или публичного интереса.

Добросовестность в объективном смысле выражается в необходимости соответствия интереса таким социально-нравственным ориентирам, которые основаны на представлениях о добре и зле, честности, правдивости, совестливости, осознание собственного долга; соотношении собственного поведения с требованиями правовых норм. Отдельные гражданско-правовые нормы используют понятие добросовестности в качестве подвижных рамок возможного или должного поведения, создающих для субъектов гражданские права и обязанности, в основе которых лежит определенный интерес, считаем неверным распространять принцип добросовестности лишь на отдельные институты гражданского права. Как верно отмечает А.А. Диденко, «дей ствие принципа добросовестности закреплено не только в п. 3 ст. 10 ГК РФ, а также в иных статьях ГК РФ и в обширном перечне законодательных ак тов. Указание на применение презумпции добросовестности в предусмотренных законом случаях не означает, что в остальных ситуациях субъекты могут действовать недобросовестно. Как требование к поведению лица добросовестность должна носить общий характер и соответственно закрепляться в качестве основного начала гражданского законодательства» [4].

Объективное значение разумности предполагает разумные, добросовестные, справедливые действия субъектов того или иного интереса, которые выражаются в соотнесении своих представлений о разумности с позицией среднего добросовестного субъекта права, учитывающего сочетание разнонаправленных интересов субъектов конкретного правоотношения, а также действовать сообразно полученным знаниям и выявленным взаимосвязям.

Важнейшей характеристикой специально-юридических пределов является их

инструментальная ценность, поскольку их реализация происходит с помощью системы правовых средств, задающих общую направленность механизма правового регулирования, отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ. Применительно к достижению социально-значимой цели - обеспечения энергетической безопасности, сущность такого регулирования заключается в том, чтобы максимально сориентировать субъектов частного интереса на разумное соответствие их интересов достижению публично-правовых целей и задач, а также предотвращение возможных злоупотреблений с их стороны, направленных на реализацию исключительно частных интересов.

Представляется, что именно специфические правовые средства достижения баланса интересов различных субъектов права, закрепленные в гражданском праве, действительно позволяют реализовать интерес в праве как таковой. Ибо интерес в праве существует только в связи со средством его достижения. Именно в средстве своей реализации тот или иной интерес получает свою определенность и конкретность. Поэтому определение специфически частноправовых и публичных интересов в области энергетики с использованием ВИЭ предполагает обнаружение специфического средства их осуществления.

Вообще сам термин «правовые средства» - сугубо теоретический и в настоящий момент на законодательном уровне не закреплен [5], поэтому представляется целесообразным для целей настоящего исследования правовые средства понимать как совокупность нормативных установлений, институтов, приемов и деятельность субъектов права, которая приводит к юридически значимым последствиям, удовлетворяющим социально полезные и частноправовые интересы. Такими правовыми средствами выступают дозволения, запреты, обязывания, ограничения, организационные и общеправовые принципы и др.

Специально юридические пределы - это нормативно устанавливаемые и обеспечиваемые гражданским правом границы, определяющие меру публичного или частноправового интереса субъекта правового отношения, путем закрепления диспозитивных правил поведения, либо формулирования императивных правовых

норм и правовых ограничений. Таким образом, частноправовой интерес субъектов права в сфере ВИЭ выражается преимущественно в дис позитивных нормах (дозволениях), в то время как публично-правовой интерес пред ставлен императивными нормами (позитивными обязываниями и запретами). В тоже время законодатель закрепил частный интерес в качестве важнейшей ценности, имеющей само стоятельный характер и охраняемой гражданским законодательством, реализация которого также осуществляется с использованием публично-правовых способов и средств.

Позитивные обязывания (предписания) закрепляют строго оп ределенное поведение. Основным юридическим признаком этого спосо ба является возложение обязанностей активного содержания, то есть действовать так, как это предписано нормой права.

Запрещение - есть возложение на лиц обязанности воздержаться от действий определённого рода, которые создают определенные границы свободы, предотвращая нежелательные последствия в обществе. Запреты призваны закреплять сложившиеся общественные от ношения, укреплять и предохранять их. Например, общие императивные требования гражданского законодательства: не злоупотреблять пра вом; соблюдать основы правопорядка и нравственности; не заниматься дея тельностью, создающей угрозу причинения вреда другим лицам. Они выражаются в опреде ленных обязанностях, и как любая другая юридическая обязанность характеризуются императивностью и категоричностью. В то же вре мя особенностью запретов является не просто обязанность, а обя занность пассивного содержания - бездействие лиц по тому или иному кругу вопросов, воздержание от совершения предусмотрен ных поступков.

Таким образом, обязывающие нормы права направлены на удовлетворение интересов того, в чью пользу установлена обязанность, запрещающие - в чью пользу установлен запрет, управомочивающие - кому предоставлено право.

Иногда в теории права выделяется четвёртый способ правового регулирования - правовое ограничение. Одновременно следует подчеркнуть, что в

правоведении существуют разные подходы к пониманию сущности и роли правовых ограничений, что во многом объясняется сложным характером данной категории.

В.П. Камышанский в частности настаивает на разграничении указанных терминов. По его мнению, «под запретом можно понимать такой способ правового регулирования, который позволяет вытеснить нежелательные, несправедливые, неразумные общественные отношения за пределы правового поля» [6]. При этом он обращает внимание на то, что ограничение права нельзя рассматривать как правовое явление, близкое к запрету. «Поскольку, ограничивая права конкретного субъекта, речь не идёт об урезании либо сокращении его правомочий в одностороннем порядке и исключении их из правового пространства. Вопрос стоит о затруднениях при осуществлении части прав и перераспределении их другим субъектам»[7]. Таким образом, В.П. Камышанским понятия ограничения права и правовые ограничения разграничиваются.

Таким образом, с помощью системы правовых средств и правовых ограничений обеспечивается эффективное формирование пределов частного и публичного интереса субъектов права, а также предотвращается их неправомерное поведение и достигаются социально полезные цели. Понятия «предел» и «ограничение» при очевидной близости в правовой сфере обнаруживают свою специфику. Правовое ограничение для целей определения границ соотношения разнонаправленных интересов должны рассматриваться в виде сужения спектра возможностей реализации субъектом права своего интереса. Одновременно в механизме правового ограничения интереса субъекта права взаимоувязаны регулятивные и охранительные, простые и комплексные, нормативные и правореализационные и другие юридические средства.

В качестве основных видов ограничений, обеспечивающих реализацию публичного интереса в сфере энергетики ВИЗ можно выделить следующие требования граждан ского законодательства, сужающие объем частноправового интереса. Исходя из того, что главной целью установления ограничений частного

интереса в сфере энергоснабжения с использованием ВИЗ в обобщенном виде можно назвать защиту энергетической безопасности государства, ограничения правомерно различать в зависимости от следующих обстоятельств: 1) субъектов права собственности на ВИЗ; 2) срока действия ограничений; 3) цели установления ограничений; 4) содержания ограничений; 5) вида ВИЗ. Например, от того, каким образом обеспечивается достижение поставленной цели, ограничения могут выступать в виде ответственности, в качестве компенсации последствий таких нарушений и как обеспечение стабильности существующего порядка, т.е. как превентивная мера.

Под механизмом правового ограничения публичного интереса понимается нормативно определенная система взаимосвязанных юридических средств, направленная на обеспечение эффективности энергетической политики государства в области ВИЗ, недопущение злоупотреблений и противоправных деяний со стороны органов публичной власти. Специфика правового ограничения публичного интереса отражена в правовом статусе публично-правовых образований и органов государственной власти, в содержании правоотношений с их участием и т.п.

Представляется, что публично-правовое регулирование и императивные нормы права объективно необходимы для обеспечения баланса различных интересов. Таким образом, стоит согласиться с выводом В.А. Бублика, что «применение публично-правовых мер, ограничивающих корпоративные или частные интересы одних субъектов, гарантирует частные интересы других лиц»[8]. В результате конкретный интерес перестает быть исключительно публичным или частным и отражается в спе цифике соответствующих правовых норм императивных (обязывающих или запрещающих) и диспозитивных.

Предложим следующую классификацию правовых средств публичного регулирования общественных отношений, в сфере использования ВИЗ, отличающихся по характеру воздействия и степени самостоятельности, предоставляемой субъектам частного интереса.

В первую следует включить императивные методы нормативного

Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года регулирования:

- введение общих правил-запретов (злоупотребление правом, запрет на монополистическую деятельность и пр.);

- установление ограничений вещных прав на объекты электроэнергетики, использующие ВИЗ;

- ограничение свободы договора - императивные нормы, регулирующие имущественные отношения, связанные с договором, содержанием договора, его заключением (публичный договор оказания услуг по передаче электрической энергии и договор энергоснабжения, заключаемый гарантирующим поставщиком)

- ограничения предпринимательской деятельности, не связанной с генерированием энергии от использования ВИЗ;

- меры, направленные на содействие обеспечению публичного порядка на товарном рынке ВИЗ - защиту производителей энергии из возобновляемых источников энергии от недобросовестной конкуренции со стороны организаций, занимающих доминирующее положение в сфере производства и использования энергии;

Во вторую группу входят программно-установочные средства:

- энергетическая стратегия России;

- целевые программы в сфере энергетики;

- прогнозирование и программирование социально-экономического развития альтернативной энергетики, включая поддержку развития научно-технической базы производства и использования ВИЭ, пропаганду научно-технических достижений в этой сфере.

Научно-техническое обеспечение создания и внедрения установок по использованию ВИЭ, а также развития использования этих источников энергии, включая проектирование, строительство и эксплуатацию генерирующих установок может осуществляться в рамках межгосударственных, государственных, отраслевых, региональных и прикладных научно-исследовательских программ, инновационных проектов

и проектов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, финансирование которых осуществляется в установленном законодательством порядке.

К третьей группе относятся легализующие средства: лицензирование; аккредитация; сертификация, в том числе наличие сертификата соответствия на продаваемую энергию, полученную из ВИЭ;

В четвертую группу включаются способы нормативно-количественного измерения: стандарты; квоты; цены; тарифы; нормативы; лимиты, в том числе определение правил поступления энергии, производимой из ВИЭ в энергетические системы и ее реализации потребителям; продажа энергии на договорной, либо конкурсной основе по регулируемым тарифам.

В пятой группе - способы государственной поддержки деятельности и меры стимулирование. В основе данных мер лежит поощрительный метод регулирования, который позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заинтересованности в получении дополнительных благ[9]. В частности такими правовыми средствами могут служить: кредиты, льготы, отсрочки, дотации, субсидии, иные меры поощрения.

Государственная поддержка использования ВИЭ осуществляется с целью создания благоприятных условий для производства электрической и (или) тепловой энергии с использованием альтернативных источников энергии для снижения энергоёмкости экономики и воздействия энергетического сектора производства на окружающую среду и увеличение доли ВИЭ при производстве электрической и (или) тепловой энергии.

Государственная поддержка в сфере использования возобновляемых источников энергии должна включать:

- стимулирование инвестиционной деятельности и внедрения новейших технологий в использование ВИЭ, в том числе создание благоприятных условий национальным и иностранным инвесторам;

- формирование эффективной ценовой политики на энергию, производимую из ВИЭ, стимулирующей их производство и приобретение;

- признание использования ВИЭ природоохранной и (или) энергосберегающей деятельностью с установлением соответствующих льгот для юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере использования ВИЭ;

- предоставление согласно объему финансирования и производственной мощи, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся производством энергии из ВИЭ налоговых льгот;

- регулирование тарифов на энергию для энергоснабжения потребителей, полученных от эксплуатации установок по использованию ВИЭ, в том числе путем дотирования (субсидирования) из бюджетных источников, установленных законодательством на производство такой энергии;

- установление ускоренной амортизации генерирующих установок по использованию ВИЭ;

- обеспечение беспрепятственного доступа физических и юридических лиц, использующих ВИЭ для собственного энергообеспечения к ресурсам этих источников энергии путем упрощения процедуры передачи прав пользования на необходимые для этого природные и иные ресурсы;

- гарантированное присоединение производителей энергии, производимой из ВИЭ к энергетическим сетям;

- поддержка научно-технического обеспечения создания и внедрения установок по использованию ВИЭ.

Частичной реализацией указанных выше направлений, стало этого утверждение Правительством РФ мер стимулирования использования ВИЭ со сроком их исполнения в 1-2 кварталах 2013 г[10]. К таким мерам относятся:

- способы дифференциации значений целевых показателей объема

производства и потребления электрической энергии по каждому из видов ВИЭ также введение дополнительных индикативных целевых показателей (установленная мощность, производство электрической энергии и иные), характеризующих достижение установленных целей;

- внесение изменений в нормативные правила о генерирующего объектах на основе использования ВИЭ; совершенствование порядка включения в схему размещения генерирующих объектов электроэнергетики объектов электроэнергетики на основе использования ВИЭ;

- методические указания по расчету цен (тарифов) или предельных уровней цен (тарифов) на электрическую мощность произведенную на объектах электроэнергетики, использующих ВИЭ в целях компенсации потерь в электрических сетях;

- разработка Правил выдачи, обращения и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии на основе ВИЭ;

- поддержка использования отечественного оборудования при строительстве генерирующих объектов, функционирующих на основе использования ВИЭ.

Шестая группа состоит из контрольно-учетных способов: обеспечение учета, надзора и контроля, в том числе по подтверждению происхождения энергии из ВИЭ.

Представляется, что эффективность использования публично-правовых средств регулирования отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ достигается с учетом следующих условий:

1) специфики тех или иных объектов ВИЭ.

2) экономический анализ оценки эффективности ВИЭ;

3) применение способов регулирования с учетом природы секторов экономики и организаций, принадлежащих к разным формам собственности, использующих ВИЭ. Так, для государственных предприятий будут более жесткими методы шестой

группы, для коммерческих юридических лиц - методы четвертой группы, одновременно для всех субъектов имущественных отношений применимы методы первой и второй групп;

4) функциональное согласование способов публично-правового и частноправового регулирования.

В заключении следует отметить, что совершенствование механизма соотношения частных и публичных интересов в сфере энергоснабжения с использованием ВИЭ возможно только при многоаспектном подходе к разрешению данной проблемы. Данный подход включает в себя соответствующее основные направления публично-правового регулирования исследуемой области энергетики; частноправовое регулирование, включая предпринимательскую деятельность, опосредуемую различными гражданско-правовыми отношениями субъектов предпринимательской деятельности и публично-правовыми отношениями, самостоятельный вид предпринимательской деятельности определенных субъектов предпринимательства, как часть государственно-частного партнерства в области электр оэнергетики.

Одной из концептуальных идей настоящей статьи является признание того, что изучение природы, содержания и пределов категории «интерес» на стыке философско-правового и теоретико-правового подходов с методологических позиций наиболее верно позволит отразить понимание данного феномена в праве. Только используя интегрированную методологию можно придать необходимую масштабность прикладному исследованию и вывести теоретическое познание на качественно новый методологический уровень. В целом категориальный анализ общенаучного феномена «интерес» позволяет сделать вывод, что:

а) диалектическая методология открывает новые возможности содержательного развития теории интереса в гражданском праве;

б) дает реальную возможность рассмотреть исследуемые понятия «частный» и «публичный» интерес в системной диалектической взаимосвязи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в) актуализирует возможность для использования данных категорий в целях

исследования поиска баланса различных интересов в сфере использования ВИЭ.

Представляется, что публичный интерес в области ВИЭ - это признаваемый государством и обеспеченный правом интерес общества в эффективном использовании природных возобновляемых энергетических ресурсов, удовлетворение которого является условием и гарантией энергетической безопасности государства. Под частными интересами в сфере использования ВИЭ понимают имущественный интерес субъектов гражданского права, основанный на свободной автономии личности, связанный осуществлением права частной собственности и частного предпринимательства.

Эффективность использования частноправовых и публично-правовых начал в гражданско-правовом регулировании исследуемых отношений определяется оптимальным сочетанием дозволительно-диспозитивных и императивных юридических средств. Специальные цели публично-правового регулирования энергетических отношений, связанных с использованием ВИЭ обусловливают соответствующий набор правовых средств такого регулирования. Так, главная цель государственного регулирования энергоснабжения с использованием ВИЭ -создание благоприятных условий для развития альтернативной энергетики и энергетическая безопасность государства. Названная цель предопределяет то, что приоритетными формами такого регулирования являются экономические и правовые формы.

Пределы интересов формируются под воздействием социальной объективных и субъективных факторов, единство которых проявляется в осознании всеми субъектами экономических и экологических перспектив, связанных с производством энергии из альтернативных источников, появлении соответствующего интереса в их реализации и действия по его осуществлению, ориентируясь при этом на достижение общественно полезной цели -энергетической безопасности государства. В тоже время в силу диалектики устойчивости и изменчивости общественных имущественных отношений, а также под воздействием факторов риска в предпринимательской деятельности, связанной

с энергетическим рынком ВИЭ, следует отметить, что названные пределы частных и публичных интересов весьма условны и подвижны.

Специально юридические пределы - это нормативно устанавливаемые и обеспечиваемые гражданским правом границы, определяющие меру публичного или частноправового интереса субъекта правового отношения, путем закрепления диспозитивных правил поведения, либо формулирования императивных правовых норм и правовых ограничений. Их важнейшая характеристика заключается в том, что они обладают практической ценностью, поскольку их реализация происходит с помощью системы правовых средств, задающих общую направленность механизма правового регулирования, отношений энергоснабжения с использованием ВИЭ.

В прикладном плане выяснение пределов ограничения интересов в сфере использования ВИЭ послужит, во-первых, важным критерием оценки эффективности деятельности государства, всей политической системы, методов их функционирования. Во-вторых, даст возможность выявить направления необходимых преобразований в правовом регулировании имущественных отношений с использованием ВИЭ, а также связанную с ВИЭ деятельность субъектов предпринимательских отношений.

Одновременно можно прийти к выводу, что несмотря на безусловную необходимости оптимального сочетания (баланса) частных и публичных интересов в исследуемой области, баланс таких интересов следует рассматривать как идеальную модель конструирования правового поведения различных субъектов права, к которому следует стремиться, отдавая себе отчет в том, что оптимального сочетания (баланса) нет и вряд ли будет. По-видимому, характеризуя соотношение частного и публичного, нужно видеть единство и борьбу противоположностей. В тоже время, исходя из специфики исследуемых отношений, публично-правовые начала имеют преобладающее значение. В целом же здесь должны доминировать государственная поддержка инвестиционной деятельности и защита интересов предпринимателей, инвестирующих в альтернативные источники энергии.

Научный журнал КубГАУ, №92(08), 2013 года Список использованной литературы

1. Альтернативная энергетика Краснодарского края: проблемы и перспективы развития // http://gisee.ru/articles/alternate/52777/ Публикация от 19 августа 2013 г.

2. Диденко А. А. Основные тенденции формирования современной доктрины источниковедения в гражданском праве России: Монография / А. А. Диденко; под ред. В. П. Камышанского. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - С. 36-40.

3. Иванец Г.И. Право как нормативное выражение согласованных интересов: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2001. - С. 8-9.

4. Диденко А. А. Понятие и система принципов гражданского права Научный журнал КубГАУ [Электронный ресурс]. —Краснодар: КубГАУ, 2012. - № 10 (84).

5. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: Дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 2002. - С. 37-38.

6. Камышанский В.П. Право собственности: пределы и ограничения. - М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-С. 111.

7. Там же. - С. 111-112.

8. Бублик В.А. Публично- и частноправовые начала в гражданско-правовом регулировании внешнеэкономической деятельности: Диссертация ... докт. юрид. наук. - Екатеринбург, 2000. - С. 57.

9. Киселева О.М. Поощрение как метод правового регулирования: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2000. - С. 14.

10. Об утверждении комплекса мер стимулирования производства электрической энергии генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии: Распоряжение Правительства РФ от 04.10.2012 № 1839-р // СЗ РФ. - 2012. -№41. - Ст. 5671.

References

1. Al'temativnaja jenergetika Krasnodarskogo kraja: problemy i perspektivy razvitija // http://gisee.ru/articles/alternate/52777/Publikacijaot 19 avgusta 2013 g.

2. Didenko A.A. Osnovnye tendencii formirovanija sovremennoj doktriny istochnikovedenija v grazhdanskom prave Rossii: Monografija / A. A. Didenko; pod red. V. P. Kamyshanskogo. - Krasnodar: KubGAU, 2012. - S. 36-40.

3. Ivanec G.I. Pravo kak normativnoe vyrazhenie soglasovannyh interesov: Avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. -M., 2001. - S. 8-9.

4. Didenko A.A. Ponjatie i sistema principov grazhdanskogo prava Nauchnyj zhumal KubGAU [Jelektronnyj resurs], —Krasnodar: KubGAU, 2012. - № 10 (84).

5. Sapun V.A. Teorija pravovyh sredstv i mehanizm realizacii prava: Dis. ... d-ra jurid. nauk. - N. Novgorod, 2002. - S. 37-38.

6. Kamyshanskij V.P. Pravo sobstvennosti: predely i ogranichenija. - M.: Zakon i pravo,

JuNITI-DANA, 2000. - S. 111.

7. Tamzhe.-S. 111-112.

8. Bublik V.A. Publichno- i chastnopravovye nachala v grazhdansko-pravovom regulirovanii vneshnejekonomicheskoj dejatel'nosti: Dissertacija ... dokt. jurid. nauk. - Ekaterinburg, 2000. - S. 57.

9. Kiseleva O.M. Pooshhrenie kak metod pravovogo regulirovanija: Avtoref. diss. ... kand. jurid. nauk. - Saratov, 2000. - S. 14.

10. Ob utverzhdenii kompleksa mer stimulirovanija proizvodstva jelektricheskoj jenergii generirujushhimi ob#ektami, funkcionirujushhimi na osnove ispol'zovanija vozobnovljaemyh istochnikov jenergii: Raspoijazhenie Pravitel'stva RF ot 04.10.2012 № 1839-r // SZ RF. - 2012. - № 41. - St. 5671.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.