Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ'

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВЫЕ УСЛУГИ / БАЗА ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПЛАТФОРМЫ / НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захарова А. В., Самоделко Л. С., Кирова Е. А.

В статье представлены результаты расчета налоговой нагрузки на примере конкретной организации, которые опираются на данные бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, являющиеся цифровыми данными информационно-цифровой платформы Федеральной налоговой службы России, а также результаты выделения социально-экологического фактора с целью выявления его влияния на налоговую нагрузку. Цель работы - оценка налоговой нагрузки организаций и выделение социально-экологического фактора на базе данных информационной платформы Федеральной налоговой службы России. На основе анализа и синтеза выполнено обобщение результатов налогообложения организаций с учетом цифровых технологий государственной службы, а также сформулированы выводы о дальнейшем развитии сферы цифровых услуг в области налогообложения, что необходимо для оценки налоговой нагрузки как существенного результирующего показателя деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF USING THE DIGITAL PLATFORM OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA IN DETERMINING THE TAX BURDEN OF THE ORGANIZATION

The article presents the results of calculating the tax burden on the example of a specific organization, which are based on accounting (financial) and tax reporting data, which are digital data of the information and digital platform of the Federal Tax Service of Russia, as well as the results of identifying the socio-environmental factor in order to identify its impact on the tax burden. The purpose of the research paper is to assess the tax burden of organizations and identify the socio-environmental factor on the basis of the information platform of the Federal Tax Service of the Russian Federation. On the basis of the analysis and synthesis, the authors summarized the results of the taxation of organizations, taking into account the digital technologies of the civil service, and also formulated conclusions about the further development of the sphere of digital services in the field of taxation, which is necessary for assessing the tax burden as a significant resulting indicator of the activities of organizations.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 336.225.673 JEL H21 Захарова Александра Вячеславовна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4444-1209 e-mail: avzakharova@mail.ru

Самоделко Людмила Сергеевна

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Кирова Елена

Александровна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0001-5434-7913 e-mail: Kirova-elena@yandex.ru

В0110.26425/1816-4277-2021-4-97-105

ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье представлены результаты расчета налоговой нагрузки на примере конкретной организации, которые опираются на данные бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности, являющиеся цифровыми данными информационно-цифровой платформы Федеральной налоговой службы России, а также результаты выделения социально-экологического фактора с целью выявления его влияния на налоговую нагрузку. Цель работы - оценка налоговой нагрузки организаций и выделение социально-экологического фактора на базе данных информационной платформы Федеральной налоговой службы России. На основе анализа и синтеза выполнено обобщение результатов налогообложения организаций с учетом цифровых технологий государственной службы, а также сформулированы выводы о дальнейшем развитии сферы цифровых услуг в области налогообложения, что необходимо для оценки налоговой нагрузки как существенного результирующего показателя деятельности организаций.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая политика, налоговый контроль, налоговая нагрузка, методика расчета налоговой нагрузки, налоговые доходы, налоговые расходы, налоговые платежи, социально-экологический фактор, цифровые технологии, цифровые услуги, база данных информационной платформы, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость

Для цитирования: Захарова А.В., Самоделко Л.С., Кирова Е.А. Оценка возможности применения цифровой платформы Федеральной налоговой службы России при определении налоговой нагрузки организации//Вестник университета. 2021. № 4. С. 97-105.

Aleksandra V. Zakharova

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4444-1209 e-mail: avzakharova@mail.ru

Lyudmila S. Samodelko

Cand. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Elena A. Kirova

Dr. Sci. (Econ.), State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-5434-7913 e-mail: Kirova-elena@yandex.ru

ASSESSMENT OF THE POSSIBILITY OF USING THE DIGITAL PLATFORM OF THE FEDERAL TAX SERVICE OF RUSSIA IN DETERMINING THE TAX BURDEN OF THE ORGANIZATION

Abstract. The article presents the results of calculating the tax burden on the example of a specific organization, which are based on accounting (financial) and tax reporting data, which are digital data of the information and digital platform of the Federal Tax Service of Russia, as well as the results of identifying the socio-environmental factor in order to identify its impact on the tax burden. The purpose of the research paper is to assess the tax burden of organizations and identify the socio-environmental factor on the basis of the information platform of the Federal Tax Service of the Russian Federation. On the basis of the analysis and synthesis, the authors summarized the results of the taxation of organizations, taking into account the digital technologies of the civil service, and also formulated conclusions about the further development of the sphere of digital services in the field of taxation, which is necessary for assessing the tax burden as a significant resulting indicator of the activities of organizations. Keywords: taxes, taxation, tax policy, tax control, tax burden, methodology for calculating the tax burden, tax revenues, tax expenditures, tax payments, socio-environmental factor, digital technologies, digital services, information platform database, income tax, value added tax

For citation: Zakharova A.V., Samodelko L.S., Kirova E.A. (2021) Assessment of the possibility of using the digital platform of the Federal Tax Service of Russia in determining the tax burden of the organization. Vestnik universiteta, no. 4, pp. 97-105. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-4-97-105

© Захарова А.В., Самоделко Л.С., Кирова Е.А., 2021.

Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Zakharova A.V., Samodelko L.S., Kirova E.A., 2021.

This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

Введение

Цифровые технологии все больше внедряются в повседневную жизнь экономических субъектов государства. Объективной реальностью является функционирование информационных платформ, предоставляющих определенную информацию в виде открытых данных. Одним из подтверждающих это явление фактов целесообразно считать развитие таких статистико-аналитических платформ, как Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС, Россия), объединяющая различные ведомственные показатели; Евростат, ОЭСРстат, Статистика ЕАЭС и др. [10-13]. Указанные сервисы объединяет услуга предоставления информации о налогах и налогообложении как конкретного государства, так и различных групп государств (в том числе с учетом социально-экологического аспекта), опирающаяся также на финансовую и налоговую отчетность. Однако, эти ресурсы не позволяют получить информацию о налоговой нагрузке конкретного предприятия, а уж тем более выделить факторы, влияющие на нее, в то время как социально-экологическое развитие является одной из приоритетных задач налоговой политики государства [4].

Целью статьи является оценка налоговой нагрузки организаций и выделение социально-экологического фактора на базе данных информационной платформы Федеральной налоговой службы России (далее -ФНС России). Для достижения обозначенной цели необходимо решение следующих задач:

- используя базу данных информационной платформы ФНС России оценить налоговую нагрузку на примере конкретной организации;

- определить эффективность налоговой политики организации;

- выделить социально-экологический фактор на основе базы данных информационной платформы ФНС России.

Показатели оценки уровня налогообложения организации и методика расчета

В Российской Федерации (далее - РФ) определенный интерес представляет официальный сайт ФНС России [14]. Данная цифровая платформа оказывает разностороннюю информационную поддержку, в том числе и в целях снижения налоговых рисков плательщика при выборе контрагента. В свою очередь, «...целью любой бизнес-единицы, независимо от ее масштабов является максимизация прибыли. Соответственно, перед организациями и индивидуальными предпринимателями появляется задача разработки оптимальных решений в производственной и хозяйственной деятельности для легальных операций с минимальными налоговыми потерями» [7]. Таким образом, на сегодняшний день интерес для организаций представляют такие сервисы официального сайта ФНС России, как «Риски бизнеса», «Налоговый учет», «Сведения из реестров» [14].

В качестве основного показателя, характеризующего уровень налогообложения и отражающего налоговые риски организации, необходимо выделить налоговую нагрузку. В налоговой теории выделяют и часто практикуют методы расчета налоговой нагрузки Е. А. Кировой, М. Н. Крейниной, М. И. Литвина и др. [8]. Однако основным методом является расчет показателя налоговой нагрузки организации по методике, разработанной Министерством финансов РФ [5].

Гипотезой в рамках настоящей статьи является утверждение о том, что на базе публикуемых данных ФНС России допустимо оценивать налоговую нагрузку конкретной организации и выделять факторы, оказывающие влияние на результативность данного показателя.

Как указано выше, за последнее десятилетие ФНС России создала информационно-цифровую платформу данных на базе контрольной и законодательной деятельности в области налогообложения. Определенным новшеством для налоговой службы с августа 2016 г. стало ведение Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, а с 2020 г. - выполнение функции по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, что расширило круг потенциальных пользователей и оценочные возможности налогоплательщиков [2; 3]. В итоге результатом администрирования стало накопление и представление данных в виде аналитических и статистических агрегированных форм отчетности и различных информационных сервисов.

Для определения налоговой нагрузки конкретного налогоплательщика интерес представляют сведения:

- характеризующие организацию и данные из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства;

- об уплате фискальных платежей из электронного сервиса «Прозрачный бизнес»;

- о представленной отчетности из государственного информационного ресурса сведений бухгалтерской (финансовой) отчетности [14].

В качестве примера приведем анализ налогообложения ООО «Альянс-промышленные технологии». Указанная организация учитывается в реестре с 1 августа 2016 г. в качестве среднего предприятия. ООО «Альянс-промышленные технологии» предоставляет услуги по монтажу, ремонту и демонтажу буровых вышек и зарегистрирована как налогоплательщик, применяющий общую систему налогообложения, и как плательщик взносов в Пенсионный фонд РФ (далее - ПФР), Фонд социального страхования (далее - ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в территориальной инспекции г. Москвы. Данные об уплате фискальных платежей этой организации сведены в таблицу 1.

Таблица 1

Структура и динамика налоговых платежей ООО «Альянс - промышленные технологии»

в 2017-2019 гг.

Показатель 2017 г. 2018 г. Темп 2019 г. Темп

руб. % руб. % роста руб. % роста

Налоги всего в том числе: 141 224 677 100,0 199 175 817 100,0 1,41 236 611 074 100,0 1,19

Налог на добавленную стоимость (НДС) 60 063 562 42,53 89 271 067 44,82 1,49 109 798 358 46,40 1,23

Налог на прибыль организаций, Н ^ ' пр 11 517 549 8,15 46 562 029 23,38 4,04 42 360 324 17,90 0,91

Налог на имущество организаций 0 0,00 0 0,00 0,00 0 0,00 0,00

Транспортный налог 13 292 0,01 3 138 0,00 0,24 12 068 0,01 3,85

Страховые взносы всего 48 579 261 34,40 44 190 407 22,19 0,91 58 911 854 24,90 1,33

в том числе: ПФР 37 346 262 26,45 34 070 396 17,11 0,91 45 566 419 19,26 1,34

ФОМС 8 498 760 6,01 7 747 602 3,89 0,91 10 508 756 4,44 1,36

ФСС 2 734 239 1,94 2 372 409 1,19 0,87 2 836 679 1,20 1,20

НДФЛ (налоговый агент)* 21 051 013 14,91 19 149 176 9,61 0,91 25 528 470 10,79 1,33

* Рассчитано по формуле: НДФЛ = Страховые взносы / 30 % х 13 %

Источник: [14]

В структуре налоговых платежей рассматриваемой организации доминируют налог на добавленную стоимость (далее - НДС) и страховые платежи. Их доля в целом составляет более 70 % всех фискальных платежей ООО «Альянс-промышленные технологии», а наименьшую долю составляет транспортный налог - менее 1 %.

Наблюдается снижение динамики уплаты налогов в бюджет РФ - менее чем на 20 % (1,19) в 2019 г. на фоне более 40 % (1,41) роста по итогам хозяйственной деятельности в 2018 г. Такое снижение обусловлено снижением динамики НДС и налога на прибыль при общем росте динамики остальных платежей. Изменения в структуре налоговых обязательств ООО «Альянс - промышленные технологии» в 2018 г. показывают увеличение в три раза доли налога на прибыль и в два раза доли транспортного налога транспортного налога при небольшом снижении доли страховых взносов. Налог на добавленную стоимость на протяжении анализируемого периода имеет тенденцию к росту. Доля данного налога увеличилась на 2,29 п.п. в 2018 г. по сравнению с 2017 г. и на 1,58 в 2019 г. по сравнению с 2018 г. В то же время и динамика, и доля налога на прибыль имеют тенденцию к снижению. В 2019 г. наблюдается падение динамики налога на прибыль более чем в 4 раза, после такого же уровня роста в 2018 г. и составляет 3,13 п.п.

Однако приведенной информации недостаточно для выделения социально-экологического фактора, так как отсутствуют сведения о предоставленных компании фискальных преференциях, а также иных платежах неналогового характера. Сведения подобного рода как правило отражаются в налоговых декларациях и иной отчетности и агрегируются в формах статистической налоговой отчетности в целом по РФ, а также по субъектам Федерации [6].

Для обобщения характеристики системы налогообложения ООО «Альянс - промышленные технологии» произведен расчет налоговой нагрузки организации, результат которой в совокупности с динамикой основных составляющих отражен на рисунке 1.

Налоговая нагрузка - один из основных оценочных критериев для инспекций ФНС России с позиции администрирования и контроля налогообложения хозяйствующего субъекта. Результат этого показателя влияет на факт проведения выездной налоговой проверки, определяемый на основании регулярной финансовой и налоговой отчетности [5]. Он отражает сопоставимую эффективность налогообложения на предприятии.

Рассмотрим порядок расчета и допустимый уровень нагрузки на налогоплательщика в сопоставлении с показателем совокупной налоговой нагрузки по отраслям народного хозяйства и стране в целом согласно изменениям, внесенным в Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок в мае 2012 г., в частности в приложение 3 этого документа [5]. Сравнительные данные также опубликованы на сайте ФНС России [5]. Для определения налоговой нагрузки воспользуемся общепринятой методикой, разработанной Министерством финансов РФ, поскольку именно эта методика лежит в основе расчета показателей среднеотраслевой нагрузки с целью планирования выездных налоговых проверок:

НН =НП/В, (1)

OCHO '

где ННосно - налоговая нагрузка по общей системе налогообложения; НП - вся сумма налоговых платежей организации, включая НДФЛ, но без учета страховых взносов; В - выручка по отчету о прибылях и убытках (без НДС) [1; 5].

Расчет налоговой нагрузки для ООО «Альянс - промышленные технологии» показал, что применяя общую систему налогообложения, почти четверть всех доходов (выручки) в 2019 г. было направлено на выплату налогов и отчислений. В 2018 г. произошло значительное снижение налоговой нагрузки по сравнению с 2017 г. - на 9,3 п. п., а в 2019 г. - еще на 1,5 п. п. (рис. 1).

1 000 000 п „, Г 60

52-5 50.9

800 000

ю

Л 600 000

о4

40 i

о

400 000 - 20.4 ■■ ЩШ

S Я i

ил н н

2оо ооо - 1^2 ^Я --------

2017 2018 2019 2020 2021

Год

Налоговая нагрузка ООО «Альянс - промышленные технологии» ■ Налоги (без учета страховых взносов)

- Среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки ■ Выручка (без учета НДС)

---Линейная (налоги без учета страховых взносов)

...... Линейная (выручка без учета НДС)

Источник: [14]

Рис. 1. Показатели налоговой нагрузки ООО «Альянс - промышленные технологии» и среднеотраслевого показателя налоговой нагрузки за 2017-2019 гг.

В ходе проведенных расчетов выявилось, что абсолютная налоговая нагрузка организации в 2018 г. увеличилась на 57 951 тыс. руб., что в относительном выражении составило 41,0 %, Увеличение в 2019 г. на 37 435 тыс. руб. было не столь значительным и составило 18,8 %.

Для сравнения с основным видом деятельности ООО «Альянс - промышленные технологии» (услуги по обслуживанию нефтяного оборудования - ремонт, наладка, установка и т. п.), согласно классификатору ОКВЭД 09 «Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых», был взят отраслевой показатель по позиции «добыча топливно-энергетических полезных ископаемых», что составляет 52,5 % - за 2018 г. и 50,9 % - в 2019 г. [5; 6] При этом у ООО «Альянс - промышленные технологии» налоговая нагрузка в 2018 г. составила 20,4 % и была ниже среднеотраслевых показателей более чем в 2,6 раза, а в 2019 г. - разрыв сократился, но по-прежнему составлял значительное отклонения в 2,3 раза.

Такое отклонение не может не настораживать с точки зрения риска проведения налоговой проверки. Если тенденция снижения налоговой нагрузки сохранится в последующие годы вместе со снижением прибыли, то этот риск может стать для ООО «Альянс - промышленные технологии» еще более актуальным.

Анализ динамики общей налоговой нагрузки ООО «Альянс - промышленные технологии» показал ее снижение. Проанализируем основные показатели налоговой нагрузки организации, в части отдельных видов налогов, сопоставив их с основными показателями деятельности организации, такими как: выручка от реализации, прибыль от продаж и чистая прибыль.

В таблице 2 отражены отдельные показатели налоговой нагрузки по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость ООО «Альянс - промышленные технологии».

Таблица 2

Показатели налоговой нагрузки по налогу на прибыль и по НДС за 2017-2019 гг.

Показатели Формула расчета 2017 г. 2018 г. 2019 г.

Налог на прибыль

Доля налога на прибыль к прибыли от продаж Нпр/Стр. 2200 КНД 0710099 0,09 0,26| 0,27|

Доля налога на прибыль к выручке Нпр/Стр. 2110 КНД 0710099 0,01| 0,06| 0,054

Доля налога на прибыль к прибыли до налогообло- Нпр/Стр. 2300 КНД 0710099 0,09 0,27| 0,33|

жения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Налог на прибыль к чистой прибыли Нпр/Стр. 2400 КНД 0710099 0,11 0,34| 0,41 ^

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Доля НДС к прибыли от продаж НДС/Стр. 2200 КНД 0710099 0,46 0,51| 0,71 ^

Доля НДС к выручке НДС/Стр. 2110 КНД 0710099 0,07 0,Щ 0,12|

Доля НДС к прибыли до налогообложения НДС/Стр. 2300 КНД 0710099 0,45 0,52| 0,86|

НДС к чистой прибыли НДС/Стр. 2400 КНД 0710099 0,57 0,66| 1,07|

Источник: [14]

В результате видим, что нагрузка организации по налогу на прибыль растет ввиду роста прибыли организации. При этом ставка налога на прибыль постоянна и находится на уровне 20 %. Налоговая нагрузка по НДС также растет, так как растет сама сумма налогового обязательства и расширяется деятельность компании.

Для характеристики уровня налогообложения организации по сегментам налоговой нагрузки необходимо рассмотреть показатели, иллюстрирующие эффективность применяемой налоговой политики (табл. 3).

Соотношение показателя чистой прибыли и суммы налоговых платежей (коэффициент эффективности налогообложения) ООО «Альянс - промышленные технологии» в 2018 г. снизился, что говорит о недостаточно эффективном налоговом планировании в этот период. В то же время величина налоговых платежей на один рубль оказываемых услуг (коэффициент налогоемкости реализуемых услуг) ООО «Альянс-промышленные технологии» незначительно увеличилась на 0,08 и 0,02, а значит организации необходимо пересмотреть договорную политику. Аналогичная тенденция повышения наблюдается и по платежам, входящим в цену услуг (коэффициент налогоемкости доходов). Повышение и незначительное снижение доли налогов, входящих в себестоимость

продукции (коэффициент налогоемкости затрат) подтверждает ценовую политику организации в отношении затрат. А вот увеличение коэффициента налогообложения прибыли до налогообложения, наоборот, показывает, что налоговая нагрузка от налогов, уплачиваемых за счет прибыли, возросла. Это важно, потому что и общая налоговая нагрузка увеличилась, что позволяет говорить о необходимости анализа системы налогообложения и налоговой политики организации.

Таблица 3

Показатели эффективности налоговой политики ООО «Альянс-промышленные технологии»

в 2017-2019 гг.

Показатели Формула расчета 2017 г. 2018 г. Изм. 2019 г. Изм.

Коэффициент эффективности налогообложения Стр. 2400 КНД 0710099 / (Налоги (всего) - НДФЛ) 0,88 0,76 -0,12 0,49 -0,27

Коэффициент налогоемкости услуг (Налоги (всего) - НДФЛ) / Стр. 2110 КНД 0710099 0,13 0,21 +0,08 0,23 +0,02

Коэффициент налогоемкости доходов НДС / Стр. 2400 КНД 0710099 0,07 0,11 +0,04 0,12 +0,01

Коэффициент налогоемкости затрат СВ / Стр. 2120 КНД 0710099 0,02 0,08 +0,06 0,07 -0,01

Коэффициент налогообложения прибыли до налогообложения Н^ / Стр. 2300 КНД 0710099 0,09 0,27 +0,18 0,33 +0,06

Источник: [14]

Во многом увеличение налоговой нагрузки вызвано увеличением обязательств по налогу на добавленную стоимость и страховых взносов, при незначительном снижении налога на прибыль. Возникает вопрос, что же послужило причиной снижения динамики платежей по налогу на прибыль при общей стабильности выручки и доходов ООО «Альянс - промышленные технологии».

Для этого необходимо проанализировать структуру показателей базы для исчисления налога на прибыль и показателей налога на добавленную стоимость (рис. 2, рис. 3).

Годы

-Доходы от реализации (1) ......Линейная (доходы от реализации) (6)

-Внереализационные доходы (2) — ■ - ■ Линейная (внереализационные доходы) (7)

Расходы от реализации (5) ---Линейная (расходы от реализации) (8)

-Внереализационные доходы (4) — - Линейная (внереализационные расходы) (9)

-Прибыль (убыток) (5) ---Линейная (прибыль (убыток) (10)

Источник: [14]

Рис. 2. Показатели формирования налоговой базы по налогу на прибыль

1 600 ООО -, р- 70

и

1 200 ООО -

800 000 -

400 000 -

60

50

40

30 4

20

10

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Годы

■ Поступления от продаж ---Линейная (поступления от продаж)

Щ Платежи поставщикам и подрядчикам ----Линейная (платежи поставщикам и подрядчикам)

Соотношение между поступлениями и платежами Источник: [14]

Рис. 3. Показатели, характеризующие налог на добавленную стоимость

Снижение налога на прибыль компании было вызвано определенной ценовой политикой, что соответственно повлияло на конечный результат деятельности ООО «Альянс - промышленные технологии» и привело к увеличению получаемых доходов. Снижение в 2019 г. налога на прибыль - прямое следствие снижения налоговой базы - прибыли, что было обусловлено увеличением расходов от реализации, за счет управленческих расходов - по сравнению с предшествующими годами почти в 3 раза, и внереализационных расходов в более чем 2 раза по сравнению с 2018 г. (см. рис. 2).

Для характеристики налога на добавленную стоимость ООО «Альянс - промышленные технологии» проанализируем показатели, которые используются при его исчислении (см. рис. 3). Динамика поступления платежей от основной деятельности - неравномерна: в 2017 г. имеет место и повышение, и понижение, с общей тенденцией к повышению. Вместе с ними происходит увеличение сумм платежей контрагентам - более чем в три раза. Такая картина демонстрирует вектор увеличения сумм НДС в бюджет. Соотношение между начисленным НДС и вычетами (поступлениями и платежами) имеет с начала 2017 г. тенденцию к уменьшению, что говорит об уменьшении величины НДС в бюджете, а значит - к определенного рода рискам, то есть можно с большой вероятностью утверждать, что увеличение за 2017-2019 гг. НДС более чем 40 % - следствие увеличения вычетов. Причиной этому могут быть разные факторы: увеличение договорных обязательств перед поставщиками и незначительное изменение ценовой политики, расширение объемов деятельности, а также налоговое планирование в части учета вычетов. В любом случае, анализ показывает жизнеспособность организации и внимание к своим обязательствам в виде кредиторской задолженности бюджету. В то же время следует отметить, что существующие страховые платежи по форме по-прежнему сохраняют налоговый характер, а это означает фактическое увеличение налоговой нагрузки на исследуемую организацию [9].

Выводы

Из анализа применяемой системы налогообложения ООО «Альянс - промышленные технологии», следует, что в целом она соответствует виду деятельности и связанными с ней экономическими показателями и является в целом необременительной. В то же время при принятии управленческих решений

в направлении диверсификации деятельности, договорной политики следует учитывать фактор финансовых и налоговых рисков. При этом были выявлены следующие недостатки:

- отсутствие информации учетного характера (учетная политика организации, учетная политика в целях налогообложения);

- отсутствие информации о применяемых организацией налоговых преференциях.

Отсутствие данной информации не позволяет выявить возможные налоговые риски и более детально проанализировать систему налогообложения конкретной организации, в том числе и с позиции социально-экологического фактора. Однако цифровые услуги Федеральной налоговой службы России позволяют в общем оценить уровень налоговой нагрузки и сопоставить в рамках отраслевой специфики и использовать методику ее оценки в рамках практической и образовательной деятельности.

В целях дальнейшего развития необходимо применять принятую кодификацию льгот с целью отражения ее в рамках публичной информации и добровольного раскрытия данных. Предложенный подход позволит формировать эмпирические данные и оценивать результативность налоговой политики как в целом, так и с учетом отраслевых особенностей.

Библиографический список

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.02.2021) // СПС «Кон-сультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_28165/#dst0 (дата обращения: 12.02.2021).

2. Федеральный закон от 28.11.2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_312099/ (дата обращения 10.02.2021).

3. Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191298/ (дата обращения 11.02.2021).

4. Документ Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2020 г. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» // Минфин России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bit.ly/3uHAra0 (дата обращения 28.02.2021).

5. Приказ ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (ред. от 10.05.2012) // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (дата обращения 12.02.2021).

6. Карп, М. В., Захарова, А. В., Самоделко, Л. С. Роль и социально-экологический функционал налогового инструментария в условиях парадигмы «Индустрия 4.0» // Вестник университета. - 2020. - № 12. - С. 103-111.

7. Кирова, Е. А., Захарова, А. В., Самоделко, Л. С., Бахтина, Д. А. Трансформация администрирования налога на добавленную стоимость в цифровой реальности // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2021. - Т. 1, № 1. - С. 86-93.

8. Максимова, Т. В. Расчет налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта: теория и практика // Вестник ЮУрГУ Серия: Экономика и менеджмент. - 2015. - № 2. - С.110-116.

9. Чернов, С. Б. Чернова, С. Г. Реформирование пенсионной системы и теневая экономика // Вестник университета. - 2015.

- № 8. - С. 249-255.

10. Единая межведомственная информационно-статистическая система [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 25.02.2021).

11. Европейская статистика (Евростат) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 20.02.2021).

12. Статистика ЕАЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru (дата обращения: 20.02.2021).

13. Статистика ОЭСР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stats.oecd.org/ (дата обращения: 20.02.2021).

14. Федеральная налоговая служба России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 20.02.2021).

References

1. Tax Code of the Russian Federation (Part Two) No. 117-FZ dated on August 5, 2000 (as amended, dated on February 17, 2021, Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/#dst0 (accessed 12.02.2021).

2. Federal Law No. 444-FZ dated on November 28, 2018 (as amended on July 26, 2019) "On Amendments to the Federal Law "On Accounting", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_312099/ (accessed 10.02.2021).

3. Federal Law No. 408-FZ dated on December 29, 2015 (as amended, dated on July 3, 2016) "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation", Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_191298/ (accessed 11.02.2021).

4. Document of the Ministry of Finance of the Russian Federation, dated on October 1, 2020, "Main Directions of Budget, Tax, Customs and Tariff Policy for 2021 and for the Planning Period of 2022 and 2023", Ministry of Finance of the Russian Federation. Available at: https://bit.ly/3uHAra0 (accessed 28.02.2021).

5. Order of the Federal Tax Service of Russia No. MM-3-06/333@, dated on May 30, 2007 (as amended, dated on May 10, 2012) "On Approval of the Concept of the System for Planning On-Site Tax Audits", Legal reference system "ConsultantPlus ". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_55729/ (accessed 12.02.2021).

6. Karp M. V., Zakharova A. V., Samodelko L. S. The role and socio-ecological functionality of tax tools in the context of the "Industry 4.0 paradigm", Vestnik universiteta, 2020, no. 12, pp. 103-111. (In Russian).

7. Kirova E. A., Zakharova A. V, Samodelko L. S., Bakhtina D. A. The transformation of the administration of value added tax in the digital realm, Economics and management: problems, solutions, 2021, vol. 1, no. 1, pp. 86-93. (In Russian).

8. Maksimova T. V. Calculation of the tax burden of an economic entity: theory and practice, Bulletin of the South Ural State University. Series "Economics and Management", 2015, no. 2, pp. 110-116. (In Russian).

9. Chernov S. B., Chernova S. G. The reform of the pension system of Russia and the shadow economy, Vestnik universiteta, 2015, no. 8, pp. 249-255. (In Russian).

10. Unified Interdepartmental Information and Statistical System. Available at: https://www.fedstat.ru (accessed 25.02.2021).

11. European Statistics (Eurostat). Available at: https://ec.europa.eu/eurostat (accessed 20.02.2021).

12. Statistics of the EAEU. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru (accessed 20.02.2021).

13. OECD statistics (OECD.Stat.). Available at: https://stats.oecd.org/ (accessed 20.02.2021).

14. Federal Tax Service of Russia. Available at: https://www.nalog.ru (accessed 20.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.