Научная статья на тему 'РОЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В УСЛОВИЯХ ПАРАДИГМЫ «ИНДУСТРИЯ 4.0»'

РОЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В УСЛОВИЯХ ПАРАДИГМЫ «ИНДУСТРИЯ 4.0» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ 4.0 / НАЛОГИ / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / INDUSTRIAL REVOLUTION / INDUSTRY 4.0 / SOCIAL AND ENVIRONMENTAL REGULATION / TAX FUNCTIONS / TAX LEGISLATION / TAX POLICY / TAX REGULATION / TAX SYSTEM / TAX TOOLS / TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карп М. В., Захарова А. В., Самоделко Л. С.

Налоговая система любого государства призвана обеспечивать и регулировать экономические процессы с целью поддержания развития и решения социально-эколого-экономических задач. Инструментарий налогового законодательства Российской Федерации, являясь в первую очередь механизмом формирования государственных доходов, оказывает воздействие на развитие организаций, производств, отраслей посредством формирования спроса на товары, работы, услуги, регулирования цен и инфляционных процессов, а также поддержания социальной справедливости в обществе. Однако пересмотр действующего налогового инструментария с учетом современных тенденций осуществляется достаточно редко, в то время как при смене парадигм экономического развития требуется постоянное внимание и своевременная корректировка. В статье рассмотрена указанная проблематика и выделены способы выражения социально-экологического функционала налогов в условиях промышленной трансформации. На основе анализа действующего законодательства выделены налоговые инструменты, оказывающие влияние на хозяйствующие субъекты в условиях развития автоматизации и обмена данными, произведена оценка их результативности. Полученные результаты исследования могут быть использованы при адаптации налоговой политики государства в условиях парадигмы «Индустрия 4.0».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND SOCIO-ECOLOGICAL FUNCTIONALITY OF TAX TOOLS IN THE CONTEXT OF THE INDUSTRY 4.0 PARADIGM

The tax system of any state is designed to ensure and regulate economic processes in order to support development and solve socio-ecological and economic problems. The tools of the tax legislation of the Russian Federation, being primarily a mechanism for generating state revenues, have an impact on the development of organizations, industries, industries by creating demand for goods, works, and services, regulating prices and inflationary processes, as well as maintaining social justice in society. However, the revision of the current tax tools with the analysis of current trends is quite rare, while the change of economic development paradigms requires constant attention and timely adjustment. The article considers the specified problems and selects ways to express the socio-ecological functional of taxes in the context of industrial transformation. Based on the analysis of the current legislation, the authors highlight tax instruments that have an impact on economic entities in the context of the development of automation and data exchange, evaluate their effectiveness. The results of the study can be used to adapt the tax policy of the state in the context of the “Industry 4.0” paradigm.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В УСЛОВИЯХ ПАРАДИГМЫ «ИНДУСТРИЯ 4.0»»

УДК 336.221: 658.5

JET H30

DOI 10.26425/1816-4277-2020-12-103-111

РОЛЬ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ФУНКЦИОНАЛ НАЛОГОВОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В УСЛОВИЯХ ПАРАДИГМЫ «ИНДУСТРИЯ 4.0»

Аннотация. Налоговая система любого государства призвана обеспечивать и регулировать экономические процессы с целью поддержания развития и решения социально-эколого-экономи-ческих задач. Инструментарий налогового законодательства Российской Федерации, являясь в первую очередь механизмом формирования государственных доходов, оказывает воздействие на развитие организаций, производств, отраслей посредством формирования спроса на товары, работы, услуги, регулирования цен и инфляционных процессов, а также поддержания социальной справедливости в обществе. Однако пересмотр действующего налогового инструментария с учетом современных тенденций осуществляется достаточно редко, в то время как при смене парадигм экономического развития требуется постоянное внимание и своевременная корректировка. В статье рассмотрена указанная проблематика и выделены способы выражения социально-экологического функционала налогов в условиях промышленной трансформации. На основе анализа действующего законодательства выделены налоговые инструменты, оказывающие влияние на хозяйствующие субъекты в условиях развития автоматизации и обмена данными, произведена оценка их результативности. Полученные результаты исследования могут быть использованы при адаптации налоговой политики государства в условиях парадигмы «Индустрия 4.0». Ключевые слова: Индустрия 4.0, налоги, налоговая политика, налоговое законодательство, налоговое регулирование, налоговый инструментарий, промышленная революция, система налогообложения, социально-экологическое регулирование, функции налогообложения

Для цитирования: Карп М.В., Захарова А.В., Самоделко Л.С. Роль и социально-экологический функционал налогового инструментария в условиях парадигмы «Индустрия 4.0»//Вестник университета. 2020. № 12. С. 103-111.

THE ROLE AND SOCIO-ECOLOGICAL FUNCTIONALITY OF TAX TOOLS IN THE CONTEXT OF THE INDUSTRY 4.0 PARADIGM

Abstract. The tax system of any state is designed to ensure and regulate economic processes in order to support development and solve socio-ecological and economic problems. The tools of the tax legislation of the Russian Federation, being primarily a mechanism for generating state revenues, have an impact on the development of organizations, industries, industries by creating demand for goods, works, and services, regulating prices and inflationary processes, as well as maintaining social justice in society. However, the revision of the current tax tools with the analysis of current trends is quite rare, while the change of economic development paradigms requires constant attention and timely adjustment. The article considers the specified problems and selects ways to express the socio-ecological functional of taxes in the context of industrial transformation. Based on the analysis of the current legislation, the authors highlight tax instruments that have an impact on economic entities in the context of the development of automation and data exchange, evaluate their effectiveness. The results of the study can be used to adapt the tax policy of the state in the context of the "Industry 4.0" paradigm. Keywords: industrial revolution, Industry 4.0, social and environmental regulation, tax functions, tax legislation, tax policy, tax regulation, tax system, tax tools, taxes

For citation: Karp M.V., Zakharova A.V., Samodelko L.S. (2020) The role and socio-ecological functionality of tax tools in the context of the Industry 4.0 Paradigm. Vestnik universiteta. I. 12, pp. 103-111. DOI: 10.26425/18164277-2020-12-103-111

Последние десятилетия формировали и актуализировали понятие «Индустрия 4.0», которое на сегодняшний день олицетворяет вектор смены технологического уклада национальных территорий на фоне внедрения цифровых возможностей. Этот тренд появился благодаря стратегическому плану развития немецкой промышленности и, как следствие, повсеместная цифровизация деятельности хозяйствующих

Карп Марина Викторовна

Зав. каф. бух. учета, аудита и налогообложения, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российсская Федерация

ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: [email protected]

Захарова Александра

Вячеславовна

канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-4444-1209 e-mail: [email protected]

Самоделко Людмила Сергеевна

Ст. преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: [email protected]

Marina V. Karp

Head of the Department of accounting, audit and taxation, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: [email protected]

Aleksandra V. Zakharova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-4444-1209 e-mail: [email protected]

Lyudmila S. Samodelko

Senior Lecturer, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: [email protected]

© Карп М.В., Захарова А.В., Самоделко Л.С., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

субъектов стала аргументирующим фактом данного явления - переход на технологии четвертого поколения. Трансформационные процессы в виде автоматизации производственных циклов и формирования информационных платформ пребывают в стадии повсеместного внедрения и апробации в различных отраслевых сегментах [7].

Развитие технологий не могло не затронуть концептуальных основ управления ресурсами и финансами организаций. Трансформация промышленности начинает оказывать прямое влияние на финансовые инструменты регулирования экономических процессов [3]. Налогообложение, как финансовый инструмент экономического механизма регулирования, также не осталось в стороне [5; 6].

Определенному росту спроса на информационные технологии (далее - ИТ) и различные электронные устройства в последнее время поспособствовала эпидемиологическая обстановка в мире. Однако внедрение цифровых технологий на уровне организаций, как процесс, до сих пор остается на стадии оценки и сопоставления ресурсных объемов в результате снижения производственных издержек и потенциальных затрат в виде инвестиционных вложений на их приобретение и внедрение. Немаловажным является решение проблемы формирования результата деятельности компаний на основе прогнозирования прибыли организации в результате спроса на товары, работы, услуги с учетом трансформационных процессов и возможностей индивидуального подхода к их производству. Как следствие, трансформационные процессы хозяйствующими субъектами воспринимаются в качестве маркетинговых и иных возможностей, приводящих к увеличению прибыли (табл. 1). Однако решения возникающих проблем социально-экологической направленности остаются в стороне.

Таблица 1

Показатели, характеризующие инновационную деятельность и активность

в Российской Федерации

Показатель Год Темп прироста

2015 2016 2017 2018 2019 За 5 лет 2020 г.

Удельный вес домашних хозяйств, имеющих доступ к Интернету, в общем числе домашних хозяйств 72,10 74,80 76,30 76,60 76,90 6,66 0,39

Удельный вес населения - пользователей Интернета в общей численности населения 70,10 73,10 76,00 80,90 82,60 17,83 2,10

Число организаций разрабатывавших передовые технологии 555 608 585 630 713 28,47 13,18

Число организаций, использовавших передовые технологии 16 205 17 729 17 129 18 787 18 202 12,32 -3,11

Число разработанных передовых производственных технологий 1 398 1 534 1 402 1 565 1 620 15,88 3,51

Число используемых передовых производственных технологий 218 018 232 388 240 054 254 927 262 645 20,47 3,03

Интенсивность (доля) затрат на технологические инновации организаций промышленного производства в общем объеме затрат 1,80 1,80 1,70 1,50 1,60 -11,11 6,67

Совокупный уровень инновационной активности организаций промышленного производства 10,60 10,50 17,80 (10,60)1 15,60 15,10 -15,172 -3,21

1 Смена методологии расчета показателя (Приказ Росстата от 27.12.2019) [2]: 17,8 - в новой редакции методологии; 10,6 - в старой редакции методологии

2 Показатель рассчитан за трехлетний период, исходя из допустимой сопоставимости Составлено авторами по материалам источника [8]

В результате изложенного выше возникает потребность перевода курса реализуемой налоговой политики государства с фискального подхода налогообложения к фискально-регулирующему. Такая смена предполагает государственное воздействие на поведение хозяйствующих субъектов и координацию мер в отношении доходов населения посредством принуждения и стимулирования с позиции парадигмы «Индустрия 4.0», в том числе при регулировании социально-экологических процессов.

Определенно, что трансформационные явления последних десятилетий в налоговой системе Российской Федерации выработали, внедрили в фискальное законодательство государства и продолжают апробировать инструментарий регулирования и стимулирования инновационной активности организаций [4]. Однако констатировать эффективность самого механизма регулирования пока не представляется возможным, но факт появления этих инструментов в налоговом законодательстве подтверждает, в частности, начало ре-формационных процессов в экономике в условиях парадигмы «Индустрия 4.0».

По состоянию на сегодняшний день, к налоговым инструментам регулирования инновационной деятельности и стимулирования инновационной активности необходимо отнести льготы по налогу на прибыль организаций в виде расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее -НИОКР), а также возможность применения «амортизационной премии»; инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль; освобождения от уплаты НДС с позиции НИОКР и интеллектуальной собственности; освобождений от уплаты налога на имущество организаций и земельного налога с позиции НИОКР и интеллектуальной собственности; применение специальных налоговых режимов, в том числе в специальных экономических зонах; предоставление инвестиционного налогового кредита (рис. 1) [4].

2019

2018

2017

2016

600 900 1200

Сумма, млн руб.

1 - по местным налогам и сборам; 2 - по региональным налогам и сборам; ? - по федеральным налогам и сборам

Составлено авторами по материалам источника [10]

Рис. 1. Применение инвестиционного налогового кредита в Российской Федерации

1500

Инвестиционный налоговый кредит (далее - ИНК), появившийся в 1991 г., до сих пор актуален для организаций, осуществляющих капиталовложения в развитие и воспроизводство основных средств. Его применение зависит от направления инвестиций, которые затрагивают достаточно конкретный перечень оснований. Социально-экологический аспект среди них стоит на первом месте и связан, в том числе, что важно, с мероприятиями по трудоустройству инвалидов и снижению негативного воздействия на окружающую среду. Статистические данные об активности инвестиций организаций, а также недостатках в собственных средствах характеризуют возможность высвобождения денежных средств с помощью ИНК, как выгодный инструмент инвестиционного стимулирования. За период 2016-2019 гг. темпы роста суммы отсрочки в виде инвестиционного налогового кредита, предоставляемой налогоплательщикам, возросли в 6,3 раза, причем,

в большей степени за счет налога на прибыль организаций, как основного налога, влияющего на налоговую нагрузку организации (табл. 2).

Таблица 2

Показатели, характеризующие результативность налогового инструментария при регулировании инвестиционной активности по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации

Показатель По состоянию на 1 января Темп прироста за пять лет Темп прироста за 2020 г.

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Средний объем расходов на НИОКР, млн руб./ед. всего; 35,42 40,66 53,10 65,09 62,65 76,88 -3,75

в том числе на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ, млн руб./ед. 115,89 103,49 146,49 228,97 192,46 66,07 -15,95

в том числе на НИОКР без учета перечня, установленного Правительством РФ, млн руб./ед. 31,03 36,29 47,20 55,66 53,96 73,90 -3,05

Средний объем расходов на НИОКР, не давший положительного результата, млн руб./ед. всего; 29,27 25,22 16,98 16,53 51,45 75,78 211,25

в том числе на НИОКР по перечню, установленному Правительством РФ млн руб./ед.; 153,25 123,20 19,00 136,00 25,67 -83,25 -81,13

в том числе на НИОКР без учета перечня, установленного Правительством РФ, млн руб./ед. 26,69 22,50 16,93 15,08 51,99 94,79 244,76

Доля расходов на НИОКР, не давшая результатов, % 13,11 9,81 5,19 3,91 11,64 -11,21 197,70

Доля организаций, не давших результатов вследствие расходов на НИОКР, % 15,87 15,81 16,24 15,39 14,18 -10,65 -7,86

Составлено авторами по материалам источника [11]

Среди всех налоговых платежей налог на прибыль традиционно выступает как инструмент, регулирующий инвестиционную деятельность организации, благодаря возможностям, заложенным в механизм его исчисления в части окупаемости затрат на приобретение основных средств и других расходов, связанных с их обновлением и модернизацией. В то же время, налогоплательщики не столь активны в использовании предоставляемых послаблений.

Наиболее «популярным» по темпам роста стало применение «30 %-й амортизационной премии», в то время как расходы на НИОКР и нелинейного способа амортизации считаются трудозатратными и долгоокупаемыми (табл. 2, рис. 2).

В связи с указанным выше расходы на НИОКР имеют тенденцию к снижению, а значит организации в ближайшей перспективе не планируют инвестировать средства в свои исследования и разработки. Это свидетельствует о необходимости пересмотра механизма применения налоговых инструментов в отношении указанных расходов организаций. Возможно, новый инвестиционный налоговый вычет в будущем улучшит эту ситуацию.

Анализ законодательных изменений, вступающих в действие с 1 января 2021 г., позволяет утверждать, что трансформационные процессы в налоговом законодательстве продолжаются. С 1 января 2021 г. начнут применяться налоговые инструменты преференциальной направленности для отрасли ИТ. Такие меры направлены в первую очередь на поддержание проектирования и разработку изделий электронной компонентной

базы и электронной (радиоэлектронной) продукции, а также распространяются на организации, выполняющие работы и оказывающие услуги по адаптации, модификации, установке, тестированию и сопровождению программного обеспечения [1].

1 193 067

1 100 326

1 129 266

947 533

977 804 - - -

166 199

43

746

200 611

47

571

191 8

59

843

202 797

70 617

273 5 8

64

963

2016 2017 2018 2019 2020

сумма амортизационной премии в размере не более 10 % сумма амортизационной премии в размере не более 30 %

_ расходы на НИОКР — — линейная (сумма амортизационной премии в размере не более 10 %)

— ■ — линейная (рпсходы на НИОКР) —

Составлено авторами по материалам источника [11]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

линейная (сумма амортизационной премии в размере не более 30 %)

Рис. 2. Применение амортизационной премии по состоянию на 1 января каждого года по налогу на прибыль организаций в Российской Федерации

Изменениям с 1 января 2021 г. подвергнутся и страховые взносы. Будет снижена тарифная составляющая для ИТ-компаний с 14 % до 7,6 %. При этом для ИТ-компаний итак в настоящее время установлены пониженные тарифы по этим платежам. В то же время понизятся тарифы для организаций, которые ведут деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции. Эти компании по состоянию на сегодняшний день уплачивают страховые взносы по обычным тарифам [1].

Законодательно закреплена минимальная ставка по налогу на прибыль в отрасли ИТ, которая с 1 января 2021 г. составит 3 %. Однако сниженную ставку по налогу на прибыль организаций и льготный тариф по страховым взносам смогут применять далеко не все ИТ-компании. Преференциальной составляющей смогут воспользоваться аккредитованные государством компании, со среднесписочной численностью от 7 человек и выше, а также с доходом от реализации ИТ-товаров, работ, услуг не менее 90 %.

Исходя из приведенных фактов законодательных трансформаций в налогообложении, можно констатировать наличие очередного налогового маневра в рамках парадигмы «Индустрия 4.0». Присущая налогам регулирующая функция актуализируется и становится важнейшим рычагом налоговой политики [6].

В то же время, целеполаганием любых промышленных трансформационных процессов с позиции государства являются развитие конкретной отрасли и развитие экономики государства в целом, а с позиции организации - максимизация прибыли и минимизация издержек. Это взаимодействие не предполагает учета социальных и экологических аспектов, ограничиваясь лишь попытками переложения на общество издержек социально-экологического плана.

1 ООО ООО П

ю &

I -

750 ООО

500 ООО

250 ООО

Год

2016

2017

2018

2019

2020

1 - стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) в результате выполнения НИОКР за счет бюджетных средств и средств специализированных фондов, а также образовательными и научными организациями на основе хозяйственных договоров, без НДС;

2 - стоимость реализованных (переданных) товваров (работ, услуг) в результате включения в состав НИОКР и технологических работ разработок конструкции инженерного объекта и пр., новых технологий и создания опытных образов и т.д., без НДС;

3 - стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) в результате проведения работ (оказания услуг) результатами портовой особой экономической зоны в данной зоне, без НДС

Составлено авторами по материалам источника [9]

Рис. 3. Применение преференций по налогу на добавленную стоимость по состоянию на 1 января каждого года

Однако уже сегодня необходимо задуматься о последствиях и механизмах разрешения потенциальных проблем, затрагивающих концепции управления финансами в условиях четвертой промышленной революции. Смена вектральности экономического развития РФ на фоне глобальных тенденций не может не отразиться на реализуемой государством налоговой политике. Наблюдаемая реальность может привести к следующим последствиям:

- снижение производственных издержек на фоне формирующихся маркетинговых возможностей;

- выпадение налоговых доходов, базирующихся на фонде оплаты труда в связи с потенциальным сокращением рабочих мест;

- рост государственных расходов на переобучение и другие социальнозначимые действия;

- снижение доходов населения и как следствие выпадение государственных доходов в виде налога на доходы физических лиц;

- снижение покупательской способности, оказывающей влияние на поступление косвенных фискальных платежей;

- снижение покупательской способности, оказывающей влияние на поступление косвенных фискальных платежей;

- усиление налоговой нагрузки на юридических лиц с позиции имущественного комплекса организации и пересмотр понятия «имущество организации»;

- рост расходов государства и отмена льгот инновационного характера с целью снижения темпов деиндустриализации при падении спроса и покупательской способности;

- экологические последствия на фоне реиндустриальных процессов и затоваривания ИТ-рынка и др.

Следовательно, экономическая трансформация в условиях четвертой промышленной революции заставляет уже сегодня адаптировать применяемые подходы регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов в рамках налоговой политики государства, определить и учесть сущностное понимание социально-экологических аспектов в новых реалиях.

Реализация налоговой политики РФ в рамках социально-экологического регулирования характеризуется многофункциональность, что и формирует проблему в данном направлении. С другой стороны, актуальность данного вопроса обосновывается исходя из политических, а подчас и экономических задач различных государств на глобальном уровне в рамках реализации бюджетно-фискального регулирования. Следовательно, можно утверждать, что неизбежно данная проблематика обостряется при минимизации хозяйствующими субъектами производственных издержек. Как следствие происходит переложение на государство обязанности урегулирования социально-экологических вопросов, в том числе в рамках налоговой политики. Так, налоговые инструменты социально-экологического регулирования приобретают актуальность, в том числе и с позиции результативности применяемого инструментария [4; 6].

В свою очередь, налоговый инструментарий, реализующий социальное и экологическое регулирование в налоговом законодательстве РФ, наличествует, но на протяжении длительного периода его эффективности не уделялось должного внимания.

Роль и предназначение социально-экологического налогообложения определяется функциональностью налогового инструментария, направленного на достижение государственных целей в рамках налоговой политики регулирования социально-экологических процессов. Однако, налоговая система до сих пор нацелена на реализацию фискальной функции, в то время как в рамках научного подхода методология учета издержек претерпела существенные изменения: от устранения двойного налогообложения до потребности тотального учета издержек в рамках хозяйственной деятельности налогоплательщиков. Следовательно, формирование налоговых механизмов реализации социально-экологических функций остается наименее исследованным направлением в рамках налоговой политики государства. Однако основной конфликт в рамках налогового регулирования находится в понимании целей государственного развития на фоне социально-экологических особенностей и приоритетах развития с позиции экономики, что подтверждается отсутствием в РФ доктринального подхода к налогообложению [4; 6].

Сегодня регулирование социально-экологических процессов осуществляется посредством:

- системы налогов и сборов;

- преференциальной и льготной составляющей налогообложения;

- механизмов двойного взаимодействия [4].

Считаем, что социально-экологическое налогообложение призвано обеспечить баланс взаимоотношений между хозяйствующими субъектами и обществом при посредничестве государства. Социально-экологическое налогообложение должно в первую очередь регулировать и стимулировать налогоплательщиков к со-циально-экологоориентированному поведению посредством фискальных инструментов [6].

В свою очередь, единообразия сущностного понимания социально-экологического регулирования в налоговой теории до сих пор не сформировалось и, как правило, зависит от национальных особенностей экономики государства. Следовательно, основная задача государства при формировании концептуальных подходов социально-экологического налогообложения заключается в обеспечении соотношения социально-экологических и экономических интересов общества [4; 6]:

- создании условий научно-технического плана для адаптирования применяемых технологий под государственные экостандарты;

- поддержании хозяйствующих субъектов, применяющих экологоориентированные технологии;

- стимулировании внедрения хозяйствующими субъектами экологоориентированных технологий;

- повышение уровня жизни населения за счет перераспределения доходов;

- мотивация граждан к активному использованию экологичных технологий и инвестированию в эко-логоориентированные отрасли.

В заключение, можно констатировать, что налоговая система РФ подлежит адаптированию с позиции фискальной составляющей налогов и сборов, а также регулирования деятельности хозяйствующих субъектов посредством преференциальной и льготной составляющей налоговых платежей в рамках превентивного регулирования, а также применения налоговых механизмов двойного взаимодействия в рамках возмещающего характера.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_358732/ (дата обращения: 15.10.2020).

2. Приказ Росстата от 27.12.2019 № 818 «Об утверждении методики расчета показателя «Уровень инновационной активности организаций» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_344264/ (дата обращения: 10.10.2020).

3. Авдеева, И. Л., Полянин, А. В., Головина, Т. А. Цифровизация промышленных экономических систем: проблемы и последствия современных технологий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2019. - № 3. - С. 238-245.

4. Захарова, А. В., Самоделко, Л. С. Инструменты налогового регулирования в неофутуристической экономике // Материалы 9-й международной научно-практической конференции «Финансовый неофутуризм - 100 лет теории и практики управления» / Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2019. - С. 68-70.

5. Макарова, И. А. К вопросу о функциях и принципах экологического налога // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 3 (35). - С. 147-158.

6. Самоделко, Л. С. Роль и функции экологического налогообложения // Экономика и предпринимательство. - 2019. -№12.- С. 1037-1040.

7. Тарасов, И. В. Индустрия 4. 0: понятие, концепции, тенденции развития // Стратегии бизнеса. - 2018. - № 6 (50). - С. 57-63.

8. Наука и инновации. // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// rosstat.gov.ru/folder/14477 (дата обращения: 16.10.2020).

9. Форма № 1-НДС «Отчет о структуре начисления налога на добавленную стоимость». // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 10.10.2020).

10. Форма № 4-НМ «Отчет о задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 11.10.2020).

11. Форма № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» // Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/ forms/ (дата обращения: 15.10.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 31.07.2020 g. № 265-FZ "O vnesenii izmenenii v chast' vtoruyu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii"

[Federal law "On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation" No. 265-FZ dated on July 31, 2020]. Legal reference system "ConsultantPlus" Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358732/ (accessed 15.10.2020).

2. Prikaz Rosstata ot 27.12.2019 № 818 "Ob utverzhdenii metodiki rascheta pokazatelya "Uroven' innovatsionnoi aktivnosti organizatsii" [Rosstat Order "On Approval of the Methodology for Calculating the Indicator "Level ofInnovation Activity of Organizations" No. 818 dated on December 27, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_344264/ (accessed 10.10.2020).

3. Avdeeva I. L., Polyanin A. V, Golovina T. A. Tsifrovizatsiya promyshlennykh ekonomicheskikh sistem: problemy i posledstviya sovremennykh tekhnologii [Digitalization of industrial economic systems: problems and consequences of modern technologies]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo [Izvestiya of Saratov University. New series. Series: Economics. Management. Law], 2019, no. 3, pp. 238-245.

4. Zakharova A. V., Samodelko L. S. Instrumenty nalogovogo regulirovaniya v neofuturisticheskoi ekonomike [Tax regulation tools in the neo-futurist economy]. Materialy 9-i mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konfererntsii "Finansovyi neofutur-ism - 100 let teorii i praktiki upravleniya" [Proceedings of the 9th International Scientific and Practical Conference "Financial neo-futurism -100 years of management theory and practice "], Gosudarstvennyi universitet upravleniya. Moscow, Izdatel'skii dom GUU, 2019, pp. 68-70.

5. Makarova I. A. K voprosu o funktsiyakh i printsipakh ekologicheskogo naloga [To the issue on the functions and principles of the environmental tax]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Tomsk State University Journal of Economics], 2016, no. 3 (35), pp. 147-158.

6. Samodelko L. S. Rol' i funktsii ekologicheskogo nalogooblozheniya [Role andfunctions of environmental taxation]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and entrepreneurship], 2019, no. 12, pp. 1037-1040.

7. Tarasov I. V. Industriya 4.0: ponyatie, kontseptsii, tendentsii razvitiya [Industry 4.0: concept, concepts, development trends]. Strategii biznesa [Business Strategies], 2018, no. 6 (50), pp. 57-63.

8. Nauka i innovatsii. [Science and innovations]. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoi statistiki [Federal State Statistics Service]. Available at: https://rosstat.gov.ru/folder/14477 (accessed 16.10.2020).

9. Forma № 1-NDS "Otchet o structure nachisleniya naloga na dobavlennuyu stoimost'" [Form No. 1-VAT "Report on the structure of value added tax calculation"]. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru/ rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 10.10.2020).

10. Forma № 4-NM "Otchet o zadolzhennosti po nalogam, sboram, strakhovym vznosam, penyam i nalogovym sanktsiyam v byudzhetnuyu sistemu Rossiiskoi Federatsii" [Form No. 4-NM "Report on arrears of taxes, fees, insurance premiums, penalties and tax sanctions to the budget system of the Russian Federation"]. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 11.10.2020).

11. Forma № 5-P "Otchet o nalogovoi baze i structure nachislenii po nalogu na pribyT organizatsii" [Form No. 5-P "Report on the tax base and structure of accruals for corporate income tax"]. Federal'naya nalogovaya sluzhba [Federal Tax Service]. Available at: https://www.nalog.ru/rn50/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (accessed 15.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.