Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ENVIRONMENTAL POLICY / ENVIRONMENTAL TAXATION / ENVIRONMENTAL TAXES / FUNCTIONS OF TAXATION / GREENING OF TAXATION / PRINCIPLES OF TAXATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TAX POLICY / TAX REGULATION / TAX SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Самоделко Л. С., Карп М. В.

Экологизация налогообложения является актуальным вектором реформирования налоговой системы в Российской Федерации. Однако принципиальные подходы данного инструментария регулирования экономических процессов в настоящее время требуют комментариев и пояснений, а также обоснования правомерности их применения. В статье рассмотрена данная проблематика и выделены методы и подходы практической реализации налогового механизма регулирования экологических процессов в Российской Федерации. На основании сравнительного анализа различных научных источников предложено свое видение принципиальных требований к экологическому налогообложению и приведено их обоснование. Результаты исследования могут быть использованы при выстраивании налоговой политики государства с позиции экологического регулирования и формирования концептуальных основ данного механизма регулирования экологических процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE AND PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL TAXATION

Greening of taxation is an actual vector of reforming the tax system in the Russian Federation. However, the principal approaches of this tool for regulating economic processes currently require comments and explanations, as well as justification of the legality of their application. The article considers this issue and identifies methods and approaches for the practical implementation of the tax mechanism for regulating environmental processes in the Russian Federation. Based on a comparative analysis of various scientific sources, the authors offer their own vision of the fundamental requirements for environmental taxation and provide their justification. The results of the research can be used in building the state’s tax policy from the position of environmental regulation and formation of the conceptual foundations of this mechanism for regulating environmental processes.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ»

УДК 336.226.44

JET H23

Самоделко Людмила Сергеевна

старший преподаватель, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Карп Марина Викторовна

д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: marvik-09@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-11-141-147

ЗНАЧЕНИЕ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация. Экологизация налогообложения является актуальным вектором реформирования налоговой системы в Российской Федерации. Однако принципиальные подходы данного инструментария регулирования экономических процессов в настоящее время требуют комментариев и пояснений, а также обоснования правомерности их применения. В статье рассмотрена данная проблематика и выделены методы и подходы практической реализации налогового механизма регулирования экологических процессов в Российской Федерации. На основании сравнительного анализа различных научных источников предложено свое видение принципиальных требований к экологическому налогообложению и приведено их обоснование. Результаты исследования могут быть использованы при выстраивании налоговой политики государства с позиции экологического регулирования и формирования концептуальных основ данного механизма регулирования экологических процессов.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговое регулирование, принципы налогообложения, система налогообложения, социально-экономическое развитие, функции налогообложения, экологизация налогообложения, экологическая политика, экологические налоги, экологическое налогообложение.

Для цитирования: Самоделко Л.С., Карп М.В. Значение и принципы экологического налогообложения// Вестник университета. 2020. № 11. С. 141-147.

Samodelko Lyudmila

Senior lecturer, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-6551-5625 e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Karp Marina

Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0001-7339-9911 e-mail: marvik-09@mail.ru

SIGNIFICANCE AND PRINCIPLES OF ENVIRONMENTAL TAXATION

Abstract. Greening of taxation is an actual vector of reforming the tax system in the Russian Federation. However, the principal approaches of this tool for regulating economic processes currently require comments and explanations, as well as justification of the legality of their application. The article considers this issue and identifies methods and approaches for the practical implementation of the tax mechanism for regulating environmental processes in the Russian Federation. Based on a comparative analysis of various scientific sources, the authors offer their own vision of the fundamental requirements for environmental taxation and provide their justification. The results of the research can be used in building the state's tax policy from the position of environmental regulation and formation of the conceptual foundations of this mechanism for regulating environmental processes.

Keywords: environmental policy, environmental taxation, environmental taxes, functions of taxation, greening of taxation, principles of taxation, socio-economic development, tax policy, tax regulation, tax system.

For citation: Samodelko L.S., Karp M.V. (2020) Significance and principles of environmental taxation. Vestnik universiteta. I. 11, pp. 141-147. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-11-141-147

Экологические налоги и сборы постепенно приобретают очертания нового вида налогообложения наравне с устоявшимися системами подоходного, имущественного и косвенного налогообложения [14]. Так, платежи экологической направленности в последнее время все чаще вводятся налоговыми законодательствами различных государств для регулирования поведения налогоплательщиков с целью их стимулирования к эко-логоориентированному хозяйствованию и товаропроизводству [16]. Как следствие, рост значимости экологических платежей привел к глобальному реформированию национальных налоговых систем и определил новый вектор развития налогообложения в Российской Федерации, как в рамках реализации концепции устойчивого развития, так и с позиции долгосрочного социально-экономического развития государства [1; 2; 13].

© Самоделко Л.С., Карп М.В., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

Рассматриваемый процесс начал формироваться с середины XX в. Но в тоже время экологизация налоговой системы Российской Федерации по мнению И. А. Макаровой происходит очень медленно [9]. Про-блемность данного явления, на наш взгляд, стоит связывать с бессистемным подходом научных изысканий в данном направлении и упором на анализ зарубежной практики в качестве теоретической основы национального законодательства. В свою очередь, мы согласны с Л. А. Мочаловой и Д. А. Гриненко, которые считают, что введение экологических платежей в Российской Федерации на базе зарубежного опыта малоэффективно из-за наблюдаемой разницы социально-экономического развития, в том числе исходя из целеполагания данного развития [12]. В связи с вышеизложенными аргументами, первостепенными задачами при решении сложившихся проблем и наблюдаемой медлительности процесса экологизации, является формирование национальной методологии реализации данного вида налогообложения и создание системы регулирования экологических процессов как таковой [8; 13].

Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать, что сегодня мы наблюдаем процесс становления новой модели налогообложения, которая призвана обеспечить качество природоресурсного потребления и экологических условий жизни человека [5; 11]. Налоговому инструментарию в данной модели, по нашему мнению, должна быть отведена обеспечительная роль, определяющая значение данного вида налогообложения в рамках социально-эколого-экономического развития государства, то есть по своей сути являться инструментом экономического механизма экологического регулирования в Российской Федерации и механизмом реализации налоговой политики в рамках регулирования экологических процессов посредством налогового инструментария. С методологической точки зрения для выстраивания системы экологического налогообложения требуется выстраивание принципов рассматриваемого механизма налогового регулирования, так как система принципов отражает основные требования к применяемому на практике налоговому инструментарию и заключается в четкости формулируемых правил и логичном выстраивании научной теории. Таким образом, изложенный подход позволяет сформировать фундаментальные исходные требования к налоговой системе с целью практической реализации экологического регулирования, - выдвинуть системные принципы экологического налогообложения.

Так, целью данной статьи является рассмотрение принципов экологического налогообложения с позиции их реализации в Российской Федерации.

В свою очередь, приоритетной задачей исследования является выделение основных и специфических принципов экологического налогообложения и гармонизация методических подходов их реализации в рамках реализуемой государством налоговой политики.

Так, сформировавшаяся в научных кругах совокупность налоговых принципов не является стопроцентно универсальной и непреложной истиной. Детерминационные процессы заставляют их адаптироваться исходя из стратегических задач развития государства, что приводит к усилению роли того или иного типа налогообложения. Примером может служить тот факт, что в последние годы вектор развития государства с социально-экономического изменился на социально-эколого-экономический, который рассматривается пока в разрезе составляющих в виде социально-экономического и эколого-экономического развития [6; 7]. Соответственно, практическое применение налогов и сборов в качестве инструментов экономического механизма регулирования экологических процессов отражает сущностное понимание процесса регулирования, то есть функциональные особенности данного инструментария.

Возрастание регулирующей роли налогового инструментария констатируют Е. А. Ермакова, Н. Н. Тю-пакова, Д. А. Смирнов, А. А. Заворыкин [4; 15]. Функционал экологических налогов в той или иной степени находит отражение в работах И. А. Майбурова, И. А. Макаровой, Л. А. Мочаловой, Д. А. Гриненко, Е. Н. Мельник, Е. Б. Шуваловой, Н. В. Гордиенко [8; 9; 11; 12; 15; 18].

В качестве основных функций экологического налогообложения ученые выделяют фискальную и регулирующую, которые в свою очередь направлены на снижение экологических рисков, то есть на экологоори-ентированное поведение экономических субъектов [5]. Объясняется это тем, что с одной стороны на темпы природоресурсного потребления влияет экономический спрос, а процесс добычи природоресурсных объектов сам по себе наносит вред экологии. Следовательно, налогообложение данных процессов реализует фискальную функцию, которая заключается в аккумулировании средств с целью решения конкретных государственных задач. С другой - смена технологического уклада позволяет снизить данный спрос посредством

регулирующей функции налогообложения, направленной на стимулирование и побуждение конкретных групп налогоплательщиков [14]. Однако, в научном сообществе на сегодняшний день пока не сформировалось однозначной точки зрения на функциональное значение налогового инструментария в области экологического регулирования, что также является определенной проблемой.

В свою очередь, анализ научной литературы и практического применения экологических налогов и сборов в рамках реализации выделенных функций показали, что экологическое налогообложение опирается как на общепринятые принципы налогообложения, так и на специфические, присущие только экологическим фискальным платежам (см. рис. 1) [8]. К числу принципов, характерных для экологического налогообложения и вызывающих полемику в научных кругах, на сегодняшний день стоит отнести:

- принцип «загрязнитель платит»;

- принцип бюджетной (фискальной) нейтральности;

- принцип эффективности;

- принцип гибкости;

- принцип наилучших существующих технологий [4; 6; 8; 10; 12; 17; 19].

Таким образом, исходя из целеполагания и обобщения результатов анализа можно констатировать, что выделяемые принципы, присущие экологическому налогообложению, только начинают приобретать очертания и формировать правила практического применения в рамках национальной системы налогообложения.

Рассмотрим данные принципы более детально (см. табл. 1).

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Принципиальные требования к национальной системе экологического налогообложения

Устоявшимся специфическим принципом экологического налогообложения можно считать принцип «загрязнитель платит», впервые обоснованный ОЭСР в 1972 г. Суть данного принципа заключается в ответственности хозяйствующих субъектов за причиняемый экологический ущерб. Однако в рамках устойчивого развития методика реализации данного принципа не раскрывается, а современная практика применения экологических фискальных платежей показывает, что понесенные расходы организация в итоге перекладывает на конечного потребителя.

Следовательно, проблема принципиальных требований к экологическим фискальным платежам заключается не в их формулировке и достаточности, а в методах их реализации на практике. Аргументирующим фактом данного утверждения мы считаем появление в налоговой теории понятия «дополняющий принцип». То есть в рамках выдвигаемого основного или универсального принципа со временем появляются корректирующие или дополняющие принципы, подпринципы. Именно данное понятие, на наш взгляд, позволяет усомниться в полноте выделяемого принципа в качестве основного и не позволяет ему в свою очередь претендовать на универсальность. Однако, мы считаем, что дополняющие принципы хорошо отражают вариации реализации основного принципа, отражая тем самым возможные векторы его развития и различные инструментальные наборы его реализации. Следовательно, данные вариации есть не что иное, как методы реализации принципов налогообложения.

Так, в своей работе А. И. Бородин и Е. В. Бильчак предложили, по мнению авторов данной статьи, модель группировки эколого-экономического инструментария с позиции влияния на ключевые группы экономических субъектов на базе принципа «загрязнитель платит» [3]. В качестве ключевых групп ими выделяются производители, потребители, общество в целом. Мы считаем, что сформулированные А. И. Бородиным и Е. В. Бильчак принципы в виде «загрязнитель платит» (под загрязнителем подразумевается производитель), «потребитель платит», «все общество платит» являются по своей сути методами реализации общего принципа «загрязнитель платит». Таким образом, данную модель целесообразно рассматривать при выстраивании национальной системы экологического налогообложения и реализации рассматриваемого принципа в качестве методической основы, отражающей фискальную направленность экологического налогообложения. В то же время данные методы требуют дополнительных исследований и проработки.

Таблица 1

Основные принципы экологического налогообложения и методы их реализации

Название принципа Суть принципа Реализуемая функция Метод реализации

«Загрязнитель платит» Экономический субъект несет ответственность за причиняемый экологический ущерб. Фискальная Производитель платит, потребитель платит, общество платит [3]

«Бюджетная нейтральность» Введение экологических налогов и сборов не должно приводить к увеличению налоговой нагрузки налогоплательщиков Регулирующая Двойная налоговая выгода

«Эффективность системы экологического налогообложения» Налоговых доходов государства достаточно для покрытия расходов на их администрирование Контрольная Анализ и оценка эффективности работы Федеральной налоговой службы

Достижение поставленной цели Контрольная Анализ на базе ВВП, оценка результативности функционирующей системы

«Гибкость системы экологического налогообложения» Результативность функционирующей системы оказывает влияет на реформирование Контрольная Соответствие результативности целям и задачам налоговой политики

Составлено авторами по материалам исследования

С точки зрения регулирования экологических процессов посредством налогообложения к методу практической реализации стоит отнести механизм двойной налоговой выгоды. Данный механизм в Европейской практике является самостоятельным принципом и называется двойной налоговой выгодой или «двойной дивиденд». Однако, мы считаем, что это именно метод практической реализации принципа бюджетной нейтральности суть которого заключается в снижении других налогов при введении экологических.

Так, на сегодняшний день в налоговой теории сложилось мнение о реализации данного принципа на основе подоходных налогов и/или социальных платежей. Но в тоже время не рассматривается регулирование другими видами налогообложения: косвенным и имущественным. Следовательно, принцип бюджетной нейтральности на современном этапе развития налоговой теории имеет однобокую реализацию, что подразумевает дальнейшее развитие методик реализации выделенного принципа.

Интересным является тот факт, что в 2010 г. Д. А. Медведев, будучи в должности Президента Российской Федерации выдвинул принцип «наилучших существующих технологий». Данный принцип был озвучен на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды с позиции совершенствования системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду [19]. Однако, стоит отметить, что данный принцип удачно вписывается и в систему экологического налогообложения, так как отражает ортодоксальную цель введения экологических налогов в Европейском союзе, но его на наш взгляд на современном этапе развития государства целесообразно синтезировать с налоговыми методами стимулирования хозяйствующих субъектов с целью осуществления вложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Принцип простоты построения экологического налогообложения более или менее изучен. В научной литературе наблюдается многообразие классификационных подходов систематизации экологических налогов и сборов. Однако однозначного подхода на сегодняшний день не выработано, а предлагаемые схемы построения и видения системы экологического налогообложения направлены на регулирование загрязнения окружающей среды, то есть отсутствует системный подход к понятию «экология».

В последние годы все чаще ученые поднимают вопрос о методиках придания гибкости налоговым системам. Так, формирование доходной части бюджета уже не являются единственной задачей государства в области налогообложения. Аргументирующим фактом данного явления стоит считать актуализацию регулирующей функции налогов и сборов и возрастающее требование к ее эффективности. С позиции экологического налогообложения данный принцип наиболее важен, так как данный механизм направлен на достижение конкретных целей. Следовательно, по мере получения результата система экологического налогообложения должна корректироваться или пересматриваться. Так, У. Баумол и У. Оутс предложили вводить экологические налоги на уровне соответствующему текущим социальным потерям. При этом, в случае изменения потерь необходимо менять этот уровень в соответствии с изменившимися потерями, что делает налоги гибким инструментом регулирования.

Следовательно, из принципа гибкости налоговой системы вытекает принцип эффективности. В налоговой теории данный принцип раскрывается как требование к достаточности налоговых доходов государства для покрытия расходов на их администрирование, что присуще фискальному характеру налоговых платежей. Однако, в последнее время понятие эффективности налоговой системы все больше ассоциируется с его результативностью в рамках регулирующей функции, то есть достигнута поставленная цель или нет. Таким образом, можно утверждать, что устоявшейся трактовки эффективности налогообложения уже недостаточно.

Таким образом, эффективность регулирования экологических процессов посредством налогообложения закладывается еще как на этапе выделения функций, так и на этапе формулирования принципов налогообложения. В тоже время с позиции функционального наполнения и реализации принципов экологического налогообложения обнажается проблема формирования оптимального набора налогового инструментария. На наш взгляд, ключ к решению данной проблемы кроется в применяемых методах реализации принципиальных требований к экологическому налогообложению в рамках государственной политики регулирования экологических процессов. Следовательно, применяемые принципы в налогообложении - это не что иное как исходные требования к применяемому инструментарию, который требует переосмысления. С точки зрения практической реализации экологического налогообложения в Российской Федерации необходимо систематизировать разрозненные подходы и методы реализации и выстроить методологическую основу применения определенного набора налоговых инструментов для регулирования экологических процессов в тех или иных условиях экономического развития государства.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.04.1996 № 440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kremlin.rU/acts/bank/9120/page/1 (дата обращения 29.08.2020).

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)» // СПС «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (дата обращения 28.08.2020).

3. Бородин, А. И., Бильчак, Е. В. Особенности использования экономико-экологических инструментов в России // Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. - 2012. - № 26. - С. 226-237.

4. Ермакова, Е. А., Тюпакова, Н. Н. Комплексная классификация экологических налогов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2018. - № 2 (71). - С. 122-130.

5. Зволинская, И. А. Экологическая политика Российской Федерации и оборонная сфера // Вестник Военного университета. - 2011. - № 4 (7). - С. 180-184.

6. Ионов, А. Ч., Довготько, Н. А., Медведева, Л. И., Рязанцев, И. И. Стратегия эколого-экономического развития современной России: проблемы и перспективы // Kant. - 2016. - № 3 (20). - С. 93-96.

7. Майбуров, И. А. и др. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. И. А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 655 с.

8. Майбуров, И. А. и др. Экологическое налогообложение. Теория и мировые тренды: монография / под ред. И. А. Майбурова, Ю. Б. Иванова. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 359 с.

9. Макарова, И. А. К вопросу о функциях и принципах экологического налога. // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2016. - № 3 (35). - С. 147-158.

10. Малинина, Т. А., Громов, В. В. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. - М.: ИД «Дело», 2015. - 84 с.

11. Мельник, Е. А. Основные подходы к исследованию налогов в теориях экономического роста и развития государства и регионов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 1. - С. 21-29.

12. Мочалова, Л. А., Гриненко, Д. А. Проблемы и направления экологизации налоговой системы России // Экономика природопользования и социальная экология. - 2018. - № 6 (91). - С. 70-76.

13. Самоделко, Л. С. Концептуальный подход экологического налогообложения в Российской Федерации // Финансовая экономика. - 2019. - № 9. - С. 91-96.

14. Самоделко, Л. С. Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации // Вестник Университета. - 2019. - № 4. - С. 111-117.

15. Смирнов, Д. А., Заворыкин, А. А. Фискальные инструменты в сфере регулирования природоохранной и экологической деятельности: зарубежный опыт // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 6. - С. 122-128.

16. Солнышкова, Ю. Н. Развитие экологического налогообложения в Российской Федерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2017. - № 2 (66). - С. 87-89.

17. Титова, А. О. Перспективы развития экологического налогообложения Российской Федерации в современных условиях// Материалы конференции «Управление стратегическим развитием территорий». - Саратов: РАНХиГС, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2016. - С. 22-23.

18. Шувалова, Е. Б., Гордиенко, М. С., Сибатулина, Н. В. Эволюция системы экологических налогов, сборов и платежей в Российской Федерации // Статистика и экономика. - 2017. - № 6. - С. 32-38.

19. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды // Официальный сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/7872 (дата обращения 29.08.2020).

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 01.04.1996 № 440 "O Kontseptsii perekhoda Rossiiskoi Federatsii k ustoichivomu razvitiyu" [Decree of the President of the Russian Federation "On the Concept of Transition of the Russian Federation to Sustainable Development" No. 440, dated on April 1, 1996]. OfitsiaFnyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website of the President of the Russian Federation]. Available at: http://www.kremlin.ru/acts/bank/9120/page/1 (accessed 29.08.2020).

2. Rasporyazhenie PraviteFstva RF ot 17.11.2008 g. №1662-r (red. ot 28.09.2018) "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsiaFno-eko-nomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda (vmeste s "Kontseptsiei dolgosrochnogo sotsiaFno-eko-nomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda")" [Order of the Government of the Russian Federation "On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020 (together with the "Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020")"No. 1662-r, dated on November 17, 2008 (as amended, dated on September 28, 2018)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/ (accessed 28.08.2020).

3. Borodin A. I., BiFchak E.V. Osobennosti ispoFzovaniya ekonomiko-ekologicheskikh instrumentov v Rossii [Features ofusing economic and environmental tools in Russia]. Uchenye zapiski Rossiiskogo gosudarstvennogo gidrometeorologicheskogo uni-versiteta [Scientific Notes of the Russian State Hydrometeorological University], 2012, no. 26, pp. 226-237.

4. Ermakova E.A., Tyupakova N.N. Kompleksnaya klassifikaciya ekologicheskikh nalogov [Comprehensive classification of environmental taxes]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiaFno-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik Saratov State Socio-Economic University], 2018, no. 2 (71), pp.122-130.

5. Zvolinskaya I.A. Ekologicheskaya politika Rossiiskoi Federatsii i oboronnaya sfera [Environmental policy of the Russian Federation and defense sphere]. Vestnik Voennogo universiteta, 2011, no. 4(7), pp. 180-184.

6. Ionov A.Ch. Strategiya ekologo-ekonomicheskogo razvitiya sovremennoi Rossii: problemy i perspektivy [Strategy of ecological and economic development of modern Russia: problems and prospects]. Kant, 2016, no. 3 (20), pp.93-96.

7. Maiburov I.A. [et al.] Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Taxes and taxation: textbook], pod red. I.A. Maiburova. Moscow, Yuniti-Dana, 2007. 655 p.

8. Maiburov I.A. [et al.] Ekologicheskoe nalogooblozhenie. Teoriya i mirovye trendy: monografiya [Environmental taxation. Theory and global trends: monograph], pod red. I.A. Maiburova, Yu.B. Ivanova. Moscow, Yuniti-Dana, 2018. 359 p.

9. Makarova I.A. K voprosu o funktsiyakh i printsipakh ekologicheskogo naloga [On the issue about functions and principles of the environmental tax]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Tomsk State University Journal ofEconomics], 2016, no.3 (35), pp.147-158.

10. Malinina T.A., Gromov VV Perspektivy ekologizatsii nalogovoi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Prospects for greening the tax system of the Russian Federation]. Moscow, ID "Delo", 2015. 84 p.

11. MeFnik E.A. Osnovnye podkhody k issledovaniyu nalogov v teoriyakh ekonomicheskogo rosta i razvitiya gosudarstva i regio-nov [Main approaches to tax research in the theories of economic growth and development of the state and regions]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie [Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management], 2013, no. 1, pp. 21-29.

12. Mochalova L.A., Grinenko D.A. Problemy i napravleniya ekologizatsii nalogovoi sistemy Rossii [Problems and directions of greening the Russian tax system]. Ekonomika prirodopoFzovaniya i sotsiaFnaya ekologiya, 2018, no. 6(91), pp.70-76.

13. Samodelko L.S. KontseptuaFnyi podkhod ekologicheskogo nalogooblozheniya v Rossiiskoi Federatsii [Conceptual approach of environmental taxation in the Russian Federation]. Finansovaya ekonomika [Financial Economy], 2019, no. 9, pp.91-96.

14. Samodelko L.S. RoF ekologicheskogo nalogooblozheniya v obespechenii ekologicheskoi bezopasnosti i strategicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii [The role of environmental taxation in ensuring environmental safety and strategic development of the Russian Federation]. Vestnik Universiteta, 2019, no. 4, pp.111-117.

15. Smirnov D.A., Zavorykin A.A. FiskaFnye instrumenty v sfere regulirovaniya prirodookhrannoi i ekologicheskoi deyateFnosti: zarubezhnyi opyt [Fiscal instruments in the sphere of regulation of environmental protection and environmental activities: foreign experience]. Ekonomika. Nalogi. Pravo [Economics. Taxes. Law], 2016, no. 6, pp. 122-128.

16. Solnyshkova Yu.N. Razvitie ekologicheskogo nalogooblozheniya v Rossiiskoi Federatsii [Development of environmental taxation in the Russian Federation]. Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsiaFno-ekonomicheskogo universiteta [Vestnik Saratov State Socio-Economic University], 2017, no. 2 (66), pp.87-89.

17. Titova A.O. Perspektivy razvitiya ekologicheskogo nalogooblozheniya Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh usloviyakh [[Prospects for the development of environmental taxation in the Russian Federation in modern conditions]. Materialy konferentsii "Upravlenie strategicheskim razvitiem territorii" [Proceedings of the Conference "Management of Strategic Development of Territories"]. Saratov, RANKHiGS, Povolzhskii institut upravleniya imeni P.A. Stolypina, 2016, pp.22-23.

18. Shuvalova E.B., Gordienko M.S., Sibatullina N.V Evolyutsiya sistemy ekologicheskikh nalogov, sborov i platezhei v Rossiiskoi Federatsii [Evolution of the system of environmental taxes, fees and payments in the Russian Federation]. Statistika i ekonomika [Statistics and Economics], 2017, no. 6, pp.32-38.

19. Stenograficheskii otchet o zasedanii prezidiuma Gosudarstvennogo soveta po voprosam sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere okhrany okruzhayushchei sredy ot 27 maya 2010 g. [Verbatim Report on the Meeting of the Presidium of the State Council on Improving State Regulation in the Field of Environmental Protection, dated on May 27, 2010]. OfitsiaFnyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii [Official website of the President of the Russian Federation]. Available at: http://kremlin. ru/transcripts/7872 (accessed 29.08.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.