Особенности экологического налогообложения в России и за рубежом Features of environmental taxation in Russia and abroad
Копайгородская А.П.
Студентка 2 курса магистратуры, Институт финансов, экономики и управления, Севастопольский государственный университет,
РФ, г. Севастополь e-mail: [email protected]
Kopaygorodskaya A.P.
2nd year master's student, Institute of Finance, Economics and Management, Sevastopol State University, Russia, Sevastopol e-mail: anya. [email protected]
Аннотация.
В настоящее время вопросы охраны окружающей среды принимают особую актуальность. В статье рассматривается один из способов решения экологических проблем, а именно экологизация налоговых систем стран мира. Большое место в работе занимает рассмотрение особенностей экологического налогообложения в европейских странах и странах БРИКС. В качестве наиболее эффективных выделены налоговые системы Великобритании и Германии. Также в статье рассмотрены проблемы взимания экологических платежей в Российской Федерации. Рассмотрены такие виды платежей, как: плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический сбор и утилизационный сбор. Главное внимание обращается на нецелевое использование средств, поступающих от сбора таких платежей. Также в работе анализируются возможные положительные и отрицательные последствия введения в России экологического налога. В заключение даются рекомендации по формированию эффективной системы экологического налогообложения в России.
Annotation.
Currently, issues of environmental protection are of particular relevance. The article considers one of the ways to solve environmental problems, namely, greening the tax systems of the world's countries. A large part of the work is devoted to the consideration of the specifics of environmental taxation in European countries and BRICS countries. The tax systems of Great Britain and Germany are highlighted as the most effective. The article also discusses the problems of levying environmental payments in the Russian Federation. The following types of payments are considered: payment for negative impact on the environment, environmental fee and recycling fee. The main focus is on misuse of funds from the collection of such payments. The paper also analyzes the possible positive and negative consequences of the introduction of an environmental tax in Russia. In conclusion, recommendations are given on the formation of an effective system of environmental taxation in Russia.
Ключевые слова: экологическое налогообложение, экологический налог, плата за негативное воздействие на окружающую среду, охрана окружающей среды, экологическая политика.
Key words: environmental taxation, environmental tax, negative environmental impact fee, environmental protection, environmental policy.
В настоящее время экологические проблемы начинают приобретать такие масштабы, что будущее нашей планеты может оказаться под угрозой. Не секрет, что главной причиной происходящих экологических катастроф являются сами люди. Погоня за обеспечением лучших условий для жизни приводит к чрезмерному использованию природных ресурсов, в результате чего увеличивается степень загрязнения окружающей среды.
Следует отметить, что сохранение нормальной экологической обстановки с целью создания условий для жизни будущих поколений требует больших усилий не только от общества, но и от государства. Представляется необходимым разработка действенных инструментов регулирования природоохранной деятельности. Одним из таких инструментов является система экологических налогов и платежей.
В зарубежных странах экологическое налогообложение получило достаточное развитие, в отличие от России. В России до сих пор на законодательном уровне не закреплено понятие «экологический налог», что
является определенным недостатком теории налогообложения. Следствием этого является отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы говорить об эффективной экологической политике государства.
В европейских странах используется трактовка данного понятия, разработанная Статистической службой Европейского союза, согласно которой экологический налог - это налог, налоговой базой которого выступает физическая характеристика объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, а если ее определить невозможно, то иного объекта, связанного с ним [13].
В российской практике экологические налоги рассматриваются в основном с точки зрения фискальной функции, как и все остальные налоги, в то время как за рубежом экологическое налогообложение используется в качестве стимулирования компаний к выбору наиболее экологически чистых вариантов организации производства [5]. Все вышесказанное и определяет актуальность изучения зарубежного опыта экологического налогообложения в аспекте его сопоставления с российской практикой.
Впервые о необходимости введения экологических налогов было объявлено в европейских странах в 70-х годах ХХ века в Первой программе действий Европейского союза по охране окружающей среды. С 1980-х годов происходила активизация внимания к экологическим налогам и платежам, а с середины 1990-х годов особый интерес к данной проблеме проявили наиболее крупные страны Европы, такие как Швеция, Норвегия, Франция, Великобритания и Германия. Преимуществом западного подхода к экологизации налогообложения является, с одной стороны, его централизация, т.е. принятие актов на уровне Европейского союза, а с другой -реформирование налоговых систем отдельных его государств. В настоящее время экологическая составляющая занимает существенное место в системах налогообложения большинства стран [9].
Наиболее удачным опытом проведения экологизации налогообложения можно назвать опыт Великобритании. В настоящее время в Великобритании взимаются такие налоги, как налог на захоронение отходов, на изменение климата, на карьерные разработки и некоторые другие [11].
Налог на захоронение отходов действует с 1999 года. Объектом налогообложения выступают отходы, захороняемые на официальных полигонах. Ставки дифференцированы в зависимости от вида отходов. При этом действует система вычетов для компаний, эксплуатирующих такие полигоны, при условии осуществления инвестиций в природоохранные проекты. Основным назначением данного налога является стимулирование предприятий к организации более бережного производства, а также поощрения экологически ответственных организаций [11].
Налог на карьерные разработки взимается с 2002 года и преследует цель снижения потребления сырья, добываемого карьерным методом, и материалов из него, а также стимулирование к использованию альтернативных материалов [11].
С 2001 года в Великобритании взимается налог на изменение климата. Налогообложению подлежат все организации, использующие в процессе ведения хозяйственной деятельности следующие виды энергии: электроэнергия, уголь и углеводородные производные, природный газ и газовый конденсат. Недостатком данного налога является то, что он не побуждает организации к сокращению объема выбросов, поскольку в качестве объекта налогообложения выступают не сами выбросы, а энергоносители [11].
В Великобритании экологические налоги имеют целевое назначение, поэтому средства от сбора данных налогов используются строго на финансирование мероприятий по охране окружающей среды [11].
В качестве эффективной системы экологического налогообложения можно отметить и налоговую систему Германии. В этой стране проводится довольно жесткая экологическая политика [4]. В налоговой системе Германии представлены следующие экологические налоги и платежи: налог на шумовое воздействие, налоги на
выбросы веществ, платежи за размещение отходов, платежи за загрязнение, платежи за пользование природными ресурсами, платежи за забор воды, энергетические налоги, транспортные налоги, налог на землю [8].
Отметим особенности транспортного налога. В Германии, как и в некоторых других странах (например, Швеции, Ирландии, Люксембурге и др.), транспортный налог рассчитывается исходя из экологических показателей транспортного средства (уровня выбросов, объема и типа двигателя, наличия или отсутствия катализатора, возраста автомобиля и т.д.) [5]. В России же в качестве налоговой базы используется мощность двигателя в лошадиных силах, статическая тяга реактивного двигателя, валовая вместимость или единица транспортного средства (ст. 359 НК РФ). Такой подход абсолютно неэкологичен, поскольку старые машины, имеющие небольшую мощность двигателя, больше всего загрязняют атмосферу, но при этом их владельцы уплачивают меньшие суммы налогов. Поэтому, на наш взгляд, было бы целесообразно при взимании транспортного налога в России использовать опыт зарубежных стран, в том числе Германии. Такой подход будет стимулировать налогоплательщиков переходить на наиболее экологически безопасные модели автомобилей.
В связи с угрозой глобального потепления становится актуальным введение углеродного налога. Впервые данный налог появился в 1990 году в Финляндии. Ее примеру вскоре последовали также Нидерланды, Швеция и Норвегия. В 2012 году углеродный налог появился в Индии и Японии, а в 2013 году - в Китае, который является лидером по выбросам СО2. В 2015 году на конференции ООН по климату обсуждалась необходимость введения данного налога по всему миру [12]. Повсеместное внедрение углеродного налога будет стимулировать организации к внедрению энергосберегающих технологий, что позволит сократить выбросы углекислого газа, а также улучшить экологическую ситуацию в регионах с большим промышленным потенциалом.
Многие специалисты считают, что при экологизации системы налогообложения России необходимо исследовать опыт более близких по социально-экономическому развитию стран, например, стран БРИКС, к которым кроме России относятся Бразилия, Индия, Китай и ЮАР. Однако в данных странах не уделяется должного внимания экологическим проблемам. Например, в налоговых системах Бразилии, Индии и ЮАР не существует понятия «экологические налоги». Однако, в связи с нарастающими экологическими проблемами, в Бразилии начинают предпринимать первые шаги по разработке экологической налоговой реформы [7].
Что касается Китая, то с 1979 года предприятия, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, уплачивали сбор за загрязнение окружающей среды, который в 2018 году заменили экологическим налогом с целью стимулирования экологизации производства [7]. Кроме того, в Китае действует налог на твердые бытовые отходы. Существуют и налоговые льготы для предприятий, в результате деятельности которых выделяются загрязняющие вещества меньше установленной правительством нормы. При образовании выбросов на 30% меньше нормы налоговая база может быть уменьшена на 25%, в случае сокращения загрязнения на 50% налоговая база уменьшается до половины суммы [6]. В России можно применить опыт Китая в отношении промышленных и добывающих центров, которые оказывают наибольшее негативное воздействие на экологическую обстановку.
Таким образом, опыт экологического налогообложения в зарубежных странах показывает наличие эффективных инструментов регулирования природоохранной деятельности. В основном иностранные экологические налоги имеют целевое использование и направляются на покрытие расходов на природоохранные мероприятия. В качестве важного стимулирующего рычага во многих странах применяется система льгот.
Стоит отметить, что экологическое налогообложение в развитых странах строится по принципу «загрязнитель платит», суть которого заключается в том, что предприятия-природопользователи должны финансировать мероприятия по восстановлению экосистемы. В России же этот принцип превратился в принцип «платить за право загрязнять», поскольку многие предпочитают платить за негативное воздействие и продолжать
загрязнять, чем осуществлять природоохранную деятельность, связанную со значительными капитальными вложениями [10].
В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена уплата экологического налога. Некоторые налоги и сборы можно косвенно считать экологическими. Например: налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Но все же налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, выполняют, в первую очередь, фискальную и регулирующую функции и не направлены на улучшение экологической обстановки.
Также в России действует система экологических сборов и платежей, которая включает следующие их
виды:
- плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее - плата за НВОС);
- экологический сбор;
- утилизационный сбор;
- плата за пользование лесными ресурсами;
- плата за пользование водным объектом;
- сбор за участие в конкурсе (аукционе) на пользование недрами;
- разовые и регулярные платежи за пользование недрами.
Такие платежи по большей части носят компенсационный и стимулирующий характер.
Ключевым элементом действующей в России системы экологических платежей является плата за НВОС, имеющая статус обязательного публично-правового платежа. Порядок взимания платы регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2], а также Постановлением правительства РФ от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» [3]. Согласно ст. 16 Федерального закона №7-ФЗ плата за НВОС взимается за загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, а также за хранение и захоронение отходов.
Обязанность по исчислению платы за НВОС ложится на тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые в процессе ведения своей деятельности оказывают негативное воздействие на окружающую среду или в результате которой образуются отходы (за исключением твердых коммунальных отходов) [2].
По своей сути плата за НВОС очень похожа на экологические налоги, введенные во многих зарубежных странах. Размер платы зависит от вида наносимого ущерба и от объема выделяемых загрязняющих веществ. При расчете платы применяются коэффициенты (0, 1, 25, 100) в зависимости от соблюдения или несоблюдения нормативов выбросов и сбросов, лимитов на размещение отходов, что способствует реализации стимулирующей функции. Кроме того, предприятия, осуществляющие природоохранные мероприятия, могут уменьшать размер платы на сумму фактически произведенных расходов на их реализацию [2].
Но при всем при этом имеется ряд отличий. Во-первых, собранные платежи не имеют целевого назначения и растворяются в общей совокупности государственных доходов, в связи с чем невозможно создать эффективный механизм восстановления экосистемы. Во-вторых, ставки платы крайне малы, что не позволяет создать достаточный фонд для финансирования государственных экологических программ и не создает стимула для перехода на экологически безопасное производство.
Помимо платы за НВОС, важными неналоговыми платежами являются экологический и утилизационный сборы, которые установлены Федеральным законом от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» [1].
Экологический сбор подлежит уплате импортерами и производителями в отношении товаров и их упаковки, которые подлежат утилизации после потери своих потребительских свойств. Освобождение от уплаты экологического сбора предусмотрено для лиц, самостоятельно утилизирующих товары, а также направляющих товары на экспорт [1].
Утилизационный сбор уплачивается импортерами, российскими производителями и изготовителями транспортных средств, а также теми, кто приобретает транспортные средства у лиц, не уплачивающих по определенным причинам или не уплативших в нарушение установленного законодательством порядка утилизационный сбор. Целью взимания данного сбора является защита окружающей среды от негативного воздействия, возникающего в процессе эксплуатации транспортных средств [1].
В настоящее время на рассмотрении находится законопроект, подготовленный Министерством финансов, предусматривающий включение в Налоговый кодекс Российской Федерации шести новых налогов и сборов, среди которых утилизационный сбор, который, как предполагается, должен заменить действующие экологический и утилизационный сборы. Также, если данный проект будет принят, с 2021 года в Налоговом кодексе появится глава, посвященная экологическому налогу, который заменит плату за негативное воздействие на окружающую среду.
По сути, новая глава Налогового кодекса продублирует действующие сейчас нормы в отношении платы за НВОС. Однако придание данному виду взыскания статус налога увеличит ответственность (административную, налоговую, уголовную), что приведет к увеличению поступлений в бюджет, которые впоследствии могут быть направлены на реализацию государственной экологической политики. Положительной стороной также является то, что порядок взимания налога будет прописан в одном документе, а не в нескольких. Кроме того, нежелание предприятий значительно увеличивать свою налоговую нагрузку будет стимулировать их к внедрению современных экологически чистых технологий.
Таким образом, у введения экологического налога в налоговую систему РФ имеются положительные моменты, однако можно отметить и ряд недостатков. Во-первых, основной целью взимания всех налогов является финансовое обеспечение деятельности государства и муниципальных образований. В связи с этим поступающие от сбора экологического налога средства будут растворяться в общих доходах государства, что приведет к неэффективному их расходованию. Во-вторых, новый налог увеличит и без того высокую нагрузку на бизнес, что может привести к снижению темпов роста промышленного производства и ухудшению экономической ситуации в стране. Поэтому было бы целесообразно, чтобы введение экологического налога сопровождалось сокращением налоговой нагрузки по налогам на труд и капитал таким образом, чтобы в целом налоговая нагрузка налогоплательщиков не изменилась. В-третьих, многим небольшим предприятиям дешевле будет уплачивать налог, чем осуществлять инвестиции в освоение экологически чистых способов производства. Это будет способствовать дальнейшему загрязнению экологии, что не соответствует целям государственной политики в области экологического развития Российской Федерации.
Подводя итог, можно отметить, что действующая в России система экологического налогообложения не является эффективной и не соответствует современным условиям устойчивого развития.
Одной из главных проблем существующей в России системы экологических платежей является то, что они не имеют целевого назначения расходования. По нашему мнению, для обеспечения эффективной государственной экологической политики приоритетной целью экологического налогообложения должно стать формирование экологического фонда для финансирования мероприятий, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды.
При реформировании налоговой системы Российской Федерации хорошей основой может служить
зарубежный опыт решения данной проблемы.
На основе проведенного анализа можно выделить ряд принципов, на которых должна строится эффективная система экологического налогообложения:
- объектом налогообложения должен выступать непосредственно источник загрязнения или связанный с ним объект;
- ставки налога должны быть дифференцированы в зависимости от вида и величины наносимого
ущерба;
- должен соблюдаться принцип равенства налогообложения;
- сумма налога не должна быть меньше размера потерь от осуществления налогоплательщиками деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду;
- должны быть предусмотрены различные льготы для поощрения экологически ответственных предприятий и ужесточены меры ответственности для экологически безответственных;
- суммы экологических налогов, поступающих в бюджет страны, должны расходоваться исключительно на мероприятия по сохранению и восстановлению экосистемы.
Таким образом, можно сделать вывод, что, адаптировав международный опыт экологизации налогообложения к российским условиям, можно создать эффективный механизм регулирования природопользования, который будет способствовать решению задач устойчивого развития, улучшению экологической ситуации в России и повышению уровня благосостояния страны.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ [Электронный ресурс] / Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 10.03.2020).
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс] / Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 10.03.2020).
3. Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду: Постановление правительства РФ от 03.03.2017 № 255 [Электронный ресурс] / Правовая справочно-информационная система «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213744/ (дата обращения: 10.03.2020).
4. Кежун Л.А. К вопросу о значении экологических налогов в условиях новой индустриализации / Л.А. Кежун // Наука и бизнес: условия взаимодействия индустриального партнерства: Материалы междунар. науч. -практ. конф. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2017. - С. 166-169.
5. Кирова Е. Становление системы экологического налогообложения в России / Е. Кирова, А. Безверхий // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2018. - № 2 (86). - С. 119-127.
6. Лебедев А.Л. Исторические этапы развития экологического налогообложения в РФ / А.Л. Лебедев, М.В. Гренадерова // Ресурсная экономика в контексте современных тенденций глобализации: Материалы международной научно-практической конференции. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2019. - С. 528-534.
7. Мочалова Л.А. Проблемы и направления экологизации налоговой системы России / Л.А. Мочалова, Д.А. Гриненко // Экономика природопользования и социальная экология. - 2018. - № 6 (91). - С. 70-76.
8. Перевозников А.А. Экологическое налогообложение в России: перспективы развития / А.А. Перевозников // Современные проблемы взаимодействия Российского государства и общества: Сборник научных трудов. - Саратов: Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина, 2016. - С. 9-11.
9. Севка В.Г. Особенности применения экологического налога в зарубежных странах и его значение для муниципальной экономики / В.Г. Севка, Е.В. Ковтун // Управление в условиях глобальных мировых трансформаций: экономика, политика, право: Сборник научных трудов. - Севастополь: ООО «Рибест», 2019. -С. 422-426.
10. Серёгин С.С. Перспективы экологического налогообложения в РФ / С.С. Серёгин // Актуальные проблемы биоразнообразия и природопользования: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Симферополь: ИТ «Ариал», 2017. - С. 290-295.
11. Чижикова О.А. Экологическое налогообложение в странах Европы / О.А. Чижикова, О.Н. Чижикова // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2016. - № 2. - С. 126-134.
12. Шашкова Т.Н. Проблемы экологического налогообложения в странах мира / Т.Н. Шашкова, А.Ю. Шеина, Г.Ф. Токарева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей VIII международной научно-практической конференции: в 4 частях. -Часть 2. - Пенза: Наука и просвещение, 2017. - С. 26-28.
13. Environmental taxation and EU environmental policies [Электронный ресурс] // European Environment Agency. - Режим доступа: https://www.eea.europa.eu/publications/environmental-taxation-and-eu-environmental-policies (дата обращения: 03.03.2020).