Научная статья на тему 'Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации'

Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
581
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ENVIRONMENTAL TAX POLICY / ENVIRONMENTAL LEGISLATION / ENVIRONMENTAL TAXATION / ENVIRONMENTAL SAFETY / ENVIRONMENTAL DEVELOPMENT STRATEGY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самоделко Л. С.

Экологическое налогообложение способствует развитию отношений между государством и налогоплательщиками. Тенденции развития экологического налогообложения подтверждают и обосновывают его роль в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации как одного из экономических методов государственного регулирования. С помощью методов сравнительного анализа, синтеза, группировки данных выявлены проблемы в области эффективного использования налоговых инструментов для улучшения экологической ситуации, а также определены приоритетные направления развития экологического налогообложения в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL TAXATION IN PROMOTING ECOLOGICAL SAFETY AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Environmental taxation contributes to the development of relations between the state and taxpayers. Trends in the development of the environment taxation confirm and justify its role in ensuring environmental safety and strategic development of the Russian Federation as one of the economic methods of the state regulation. By methods of comparative analysis, synthesis, grouping of data, problems in the field of effective use of tax instruments to improve the environmental situation have been revealed, as well as priority areas for the development of environmental taxation in Russia have been determined.

Текст научной работы на тему «Роль экологического налогообложения в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации»

DOI 10.26425/1816-4277-2019-4-111-117

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Экологическое налогообложение способствует развитию отношений между государством и налогоплательщиками. Тенденции развития экологического налогообложения подтверждают и обосновывают его роль в обеспечении экологической безопасности и стратегического развития Российской Федерации как одного из экономических методов государственного регулирования. С помощью методов сравнительного анализа, синтеза, группировки данных выявлены проблемы в области эффективного использования налоговых инструментов для улучшения экологической ситуации, а также определены приоритетные направления развития экологического налогообложения в России.

Ключевые слова: экологическая налоговая политика, экологическое законодательство, экологическое налогообложение, экологическая безопасность, экологическая стратегия развития.

THE ROLE OF ENVIRONMENTAL TAXATION IN PROMOTING ECOLOGICAL SAFETY AND STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Environmental taxation contributes to the development of relations between the state and taxpayers. Trends in the development of the environment taxation confirm and justify its role in ensuring environmental safety and strategic development of the Russian Federation as one of the economic methods of the state regulation. By methods of comparative analysis, synthesis, grouping of data, problems in the field of effective use of tax instruments to improve the environmental situation have been revealed, as well as priority areas for the development of environmental taxation in Russia have been determined.

Keywords: environmental tax policy, environmental legislation, environmental taxation, environmental safety, environmental development strategy.

Природные ресурсы на протяжении долгого времени формировали развитие как мировой экономики в целом, так и российской экономики в частности. У Российской Федерации (далее - РФ) огромный приро-доресурсный потенциал, но во взаимоотношениях человечества и окружающей среды наблюдается глобальная проблема, которую иногда называют всечеловеческой экономической проблемой, обострение которой происходит по мере воздействия человека на природу. «Вместе с тем вопросы охраны окружающей среды и природных объектов, их рационального и бережного использования имеют и прагматический государственный интерес. Вопросы охраны связаны не только с заботой о здоровье нации или с целями обеспечения граждан благоприятной окружающей средой, но и с сохранением природных ресурсов как составной части казны, обеспечивающей Россию стабильными доходами» [13, с. 25]. В настоящее время насущными экологическими проблемами являются: рациональность использования как не возобновляемых, так и возобновляемых природных ресурсов; утилизация отходов; различные загрязнения природной среды и пр.

Особо обсуждаемой проблемой сегодня является изменение климата. Рост озабоченности по поводу изменения климата вывел экологические проблемы на первый план в политической повестке дня во многих европейских странах, и как следствие, повысил интерес к экологическому налогообложению [10].

© Самоделко Л.С., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

УДК 336.226.44:502 JEL Q57

Самоделко Людмила Сергеевна

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Samodelko Lyudmila

Postgraduate student, State University

of Management, Moscow

e-mail: Samodelko-diplom@yandex. ru

Свои идеи по проектам всемирного благоустройства, как стратегии развития с учетом экологических, социальных и экономических аспектов, предлагали Платон, Коперник, Макиавелли, Ньютон, Вольтер, Кам-панелла, Кант, Гегель, Фейербах, Вебер, Достоевский, Циолковский, Вернадский, Руссо, Ницше, Шпенглер, Тойнби, Данилевский, Леонтьев, Хайдеггер, Ясперс, Маркузе, а осознание нарастания экологической опасности, грозящее глобальной катастрофой, отражено в работах системных аналитиков Дж. Форрестера, Д. Ме-доуза, В. Леонтьева, М. Месаровича, Э. Пестеля [7; 12].

В России сложилась непростая экологическая ситуация. Организациями и физическими лицами производится антропогенное воздействие на экосистему. По данным компании ВР (British Petroleum), РФ уже на протяжении десятилетия занимает 4-е место в мире следом за Китаем, США и Индией по объемам вредных выбросов СО2 (табл. 1), но при этом опережающие ее страны, производят в совокупности около 50 % мировых объемов выбросов, в то время, как РФ лишь 4,5 %, а ЕС - 10,4 %.

Таблица 1

Эмиссия СО2 в миллионах тонн углекислого газа и доля от общей эмиссии

Страна Год

2014 % 2015 % 2016 %

КНР 9 224,1 27,7 9 164,5 27,5 9 123,0 27,3

США 5 599,9 16,8 5 445,0 16,3 5 350,4 16,0

Индия 2 085,9 6,3 2 157,4 6,5 2 271,1 6,8

Россия 1 542,2 4,6 1 521,9 4,6 1 490,1 4,5

ЕС 3 442,7 10,3 3 477,0 10,4 3 485,1 10,4

Страны ОЭСР 12 804,1 38,4 12 665,9 38,0 12 574,4 37,6

Источник: [19]

По данным Йельского университета, РФ находится на 32-ом месте среди стран мира по экологической чистоте или успешности экологической политики страны (табл. 2), для анализа которой применяется комплексный сравнительный показатель, а именно: индекс экологической эффективности (табл. 3), в методику расчета которого постоянно вносятся корректировки. Таким образом, экологическая обстановка в крупных городах страны сохраняется напряженной, несмотря на общее снижение уровня производства во всех регионах страны, а местами близка к чрезвычайной.

Таблица 2

Рейтинг стран на базе индекса экологической эффективности, входящих в G8

Страна Год

2010 2012 2014 2016

Россия 69 106 73 32

Франция 4 6 27 10

Великобритания 14 9 12 12

Канада 46 37 24 25

США 61 49 33 26

Италия 18 8 22 29

Германия 17 11 6 30

Япония 20 23 26 39

Источник: [14]

Таблица 3

Индекс экологической эффективности стран, входящих в G8

Страна Изменение за 10 лет, % Год

2006 2008 2010 2012 2014 2016

Россия 24,3 77,5 83,9 61,2 45,4 53,5 83,5

Франция 8,7 82,5 87,8 78,2 69,0 71,1 88,2

Великобритания 7,0 85,6 86,3 74,2 68,8 77,4 87,4

Канада 5,2 84,0 86,0 66,4 58,4 73,1 85,1

США 10,9 78,5 81,0 63,5 56,6 67,5 84,7

Италия 8,4 79,8 84,2 73,1 68,9 74,4 84,5

Германия 8,4 79,4 86,3 73,2 66,9 80,5 84,3

Япония 5,7 81,9 84,5 72,5 63,4 72,4 80,6

Источник: [14]

В связи с этим «вопрос обеспечения экологической безопасности приобрел значимость в последнее десятилетие. Обеспечение экологической безопасности России - условие жизни государства, предполагающее смену существующих приоритетов на экологические, что невозможно без изменений в сознаниях людей, системы ценностей общества в целом, понимания сущности проблем экологии и обязательного участия каждого человека в решении этих проблем. Воспитание ответственности граждан в отношении среды обитания связано с ломанием стереотипа поведения» [5, с. 805], но наличие ресурсов и необъятные просторы Родины не позволяют осознать весь масштаб проблем.

Привлечению внимания к проблемным вопросам экологии, и улучшению состояния экологической безопасности были посвящены 2013 г. и 2017 г., которые проходили в Росии под названием «Год охраны окружающей среды» и «Год Экологии». По мнению экспертов, применяемые меры в 2013 г., существенного эффекта не принесли, а результаты 2017 г., задачами которого были: улучшение экологических показателей; обеспечение экологической безопасности; привлечение граждан к сохранению природных богатств страны; развитие экологической ответственности граждан, - еще предстоит проанализировать.

В настоящее время для российской налоговой системы характерен устойчивый характер развития, но при этом экологизация налогообложения становится на сегодняшний момент одной из актуальных проблем и является инструментом экономического механизма в рамках экологической безопасности страны, которая в свою очередь является одной из составляющих национальной безопасности государства. Об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы, принятые в области экологии и сформировавшие основы экологической стратегии и политики РФ. В настоящее время базовыми документами, определяющими экологическую политику России, способствующую оптимальному решению задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для нынешнего и будущих поколений, являются «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года» и «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» [1; 4].

Неоднократно, начиная с 1994 г. и до настоящего времени, в ежегодном послании Президента РФ Федеральному собранию затрагиваются, определяются и акцентируются направления по улучшению экологической ситуации в стране, что является одной из приоритетных задач государственной политики. Так, в начале 1994 г. была обозначена государственная стратегия охраны окружающей среды, а уже в феврале того же года Указом Президента РФ были утверждены ее основные положения. Вследствие этого в рамках перехода к модели устойчивого развития детально разработана и одобрена на парламентских слушаниях Экологическая доктрина России, построенная на принципе экологизации хозяйственной деятельности [3]. Основными ориентирами Доктрины являются защита природных систем и здоровья людей, неразрывно связанных между собой. Последующие 5 лет Экологической доктрине России не уделялось должного внимания, но ситуация начала меняться с 2000-х гг.

Экологическая доктрина России определяет экологическую стратегию развития как на уровне государства, так и на глобальном уровне, и устанавливает на сегодняшний день главные цели, направления и принципы в сфере развития экологической безопасности страны, характеризует экономические и финансовые механизмы ее реализации, а постепенно предпринимаемые шаги экологической направленности формируют единую государственную экологическую политику, необходимость создания и развития которой находят подтверждение в словах, высказанных в мае 2010 г. Президентом РФ Д. А. Медведевым на заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды [9; 16].

Существуют различные подходы к определению и пониманию термина «экологическая политика». С одной стороны - это система «мероприятий, связанных с целенаправленным воздействием общества на природу в целях предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных для человека и природы последствий такого воздействия» [17, с. 754], с другой стороны экологическая политика представляет собой «.. .сознательную и организованную регулирующую деятельность, с помощью которой и при посредничестве государства и общественных, а особенно политических организаций регулируется отношение общества к природе с целью защиты и развития окружающей среды» [6, с. 180-184; 8, с. 358]. Согласно Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды», экологическая безопасность понимается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий [2].

Исходя из данных определений сущности экологической политики, данная политика РФ обязана гарантировать экологическую безопасность природным системам и здоровью людей, посредством недопущения на национальный рынок вредной и (или) небезопасной продукции (товаров, работ, услуг). При этом каждое государство разрабатывает собственную экологическую политику. Также необходимо разрабатывать и формировать экологическую политику в рамках экологической безопасности не только на национальном уровне, но и на уровне Евразийского экономического сообщества, с учетом мировой глобализации.

Основными задачами экологической политики России, требующими пристального внимания, являются: сохранение здоровья нации, в том числе увеличение продолжительности жизни, повышение рождаемости, снижение смертности и т. п.; развитие сбалансированной системы управления природными богатствами; снижение загрязнения окружающей среды; сохранение заповедных зон и биологического разнообразия и т. д. Таким образом, здоровье человека, качество окружающей среды, управление окружающей средой -это взаимосвязанные показатели, взаимодополняющие и обеспечивающие качество друг друга.

В настоящее время экологическая политика призвана решать огромное количество накопившихся и прогнозируемых проблем, находить для их решения экономические инструменты, с помощью которых можно было бы обеспечить снижение рисков нанесения вреда окружающей среде. В рамках глобальной экономики необходимость создания экономического механизма для сохранения экологии планетарного масштаба закреплены в Киотском протоколе Рамочной конвенции ООН об изменении климата, на смену которому пришли Парижские соглашения. Эти механизмы в результате не привели к существенному сокращению выбросов СО2, но предложенная система торговли выбросами парниковых газов может позволить в дальнейшей перспективе создать механизм распределения квот на национальном рынке выбросов парниковых газов, который на сегодняшний день отсутствует. Помимо этого, разработана концепция Европейского закона об экологическом налоге и рассматриваются предложения по введению экологического общеевропейского углеродного налога.

Важно отметить, что одним из средств противостояния экологическому бедствию являются правовые способы воздействия на объекты загрязняющие окружающую среду, в том числе и налоговые рычаги воздействия.

Таким образом, на сегодняшний день для развития и внедрения системы экологического налогообложения как в национальном, так и в глобальном масштабах необходимо стимулирование экологически чистых технологий и усиление налоговой нагрузки на так называемые «грязные» производства.

«На протяжении 1990-х гг. в России не раз поднимался вопрос о создании новых инструментов регулирования деятельности физических и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды, рассматривались различные возможности введения самостоятельного экологического налога, в том числе и при разработке «Стратегии 2020» в 2011 г. (предлагалось отказаться от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и ввести элементы налогообложения выбросов соединений углерода).

Помимо этого, в 2015 г. возможность введения экологических налогов обсуждалась на международном уровне при активном участии представителей России в рамках XXI Климатической конференции ООН в Париже. В частности, президент компании «РУСАЛ» О. Дерипаска предложил свою модель налога на выбросы углеродных соединений, а руководитель Минприроды России С. Донской заявил о поддержке Россией рыночных инструментов сокращения выбросов» [11, с. 123-124; 15; 17]. Представленные предложения до сих пор носят спорный характер, но ясно одно - пришло время формирования конкурентно способной экологической системы налогообложения.

Кроме того, в свое время был определен федеральный экологический налог, который на сегодняшний день исключен из числа федеральных налогов и сборов, но инициирован и разработан проект экологического налога, предлагаемый Министерством финансов РФ для внесения в Налоговый кодекс РФ в 2020 г., который должен заменить платежи за негативное воздействие на окружающую среду. Как следствие, на сегодняшний день наблюдается отсутствие системного характера в области экологического налогообложения и отсутствие налогов и сборов, в основе которых лежит негативное воздействие на окружающую среду. При этом экологические налоги, платежи, сборы не бюджетообразующие, но являются инструментом как экологической, так и финансово-экономической политики государства.

Экологизация налогообложения в РФ предполагает развитие налогообложения в целом, являясь инструментом природоохранной политики государства и позволяет своевременно реагировать на изменения в глобальном налогообложении; привести к стимулированию роста ориентированных реформ и исследований, минимизации выбросов и получению новых государственных доходов; внедрять новые безопасные технологии производства, которые позволят обновить промышленный комплекс страны и развивать отрасли нового технологического уклада; а также стать поставщиком идей и технологий в глобальном масштабе. Это необходимо для отстаивания национальных интересов, технологической независимости и поддержания независимого курса развития РФ.

Экологическое налогообложение является предметом пристального внимания со стороны ученых и охватывает целый ряд направлений, таких как:

- интернализация внешних эффектов и государственное регулирование природопользования;

- проблематика негативных экстерналий и их интернализации;

- теоретический анализ экологического налогообложения с учетом принципа двойного дивиденда в странах Европейского союза (далее - ЕС);

- анализ и оценка международного опыта реформирования налоговых систем стран ЕС;

- экономические последствия в разрезе глобальных экологических проблем в рамках реализации Ки-отского протокола и других глобальных документов в РФ;

- правовое регулирование финансового обеспечения экологических проектов и мероприятий, в том числе и за счет экологического налогообложения.

Вместе с тем достаточное количество проблем требует детального изучения и анализа, а именно:

- формирования системы экологического налогообложения посредством существующей налоговой системы, с учетом целесообразности введения экологического налога;

- отражения экологизации на конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и государства в целом;

- вопросов, связанных с распределением квот на выбросы как на международном, так и на национальном уровнях;

- последствий для РФ экологической налоговой реформы, проводимой в ЕС и других странах;

- проблем при формировании оптимального набора методов и инструментов экологического регулирования и соблюдения баланса между стимулирующей, регулирующей, фискальной функциями.

Таким образом, налоги являются экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на экономику, в том числе и на экологическую ситуацию в стране. Сегодня Россия, как одна из ведущих стран в мире, способна сформировать национальную экологическую систему с учетом оптимального набора методов и инструментов экологического налогообложения и тем самым обеспечить экологическую безопасность и стратегическое развитие государства.

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации «Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» от 19.04.2017 г. № 176 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «Консуль-тантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 18.01.2019).

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 27.01.2019).

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Экологическая доктрина РФ» от 31.08.2002 г. №1225-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 12.01.2019).

4. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 09.02.2019).

5. Бочкова, Т. А. Проблемы экологической безопасности России / Т. А. Бочкова, С. А. Мамий // Научный журнал КубГАУ -2017. - № 125. - С. 800-811.

6. Зволинская, И. А. Экологическая политика Российской Федерации и оборонная сфера // Вестник Военного университета. - 2011. - № 4 (7). - С. 180-184.

7. Лось, В. А. Устойчивое развитие: учебное пособие / В. А. Лось, А. Д. Урсул. - М.: Изд-во «Агар», 2000. - 254 с.

8. Маркович, Д. Ж. Социальная экология: монография / Д. Ж. Маркович. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 436 с.

9. Протасов, В. Ф. Экология, охрана природы: законы, кодексы, платежи, показатели, нормативы, ГОСТы, экологическая доктрина, Киотский протокол, термины и понятия, экологическое право: учебное пособие для вузов / В. Ф. Протасов. -М.: Финансы и статистика, 2006. - 382 с.

10. Самоделко, Л. С. Актуальность экологизации налогообложения в РФ / Л. С. Самоделко // Материалы 32-й Всероссийской научной конференции молодых ученых «Реформы в России и проблемы управления - 2017». - М.: Изд. дом ГУУ 2017. - С. 102-104.

11. Смирнов, Д. А. Фискальные инструменты в сфере регулирования природоохранной и экологической деятельности: зарубежный опыт / Д. А. Смирнов, А. А. Заворыкин // Экономика. Налоги. Право. - 2016. - № 6. - С. 122-128.

12. Суровцева, Е. С. Обеспечение гармоничного и устойчивого развития Российской Федерации на основе модернизации экологического налогообложения // Финансы и кредит. - 2006. - № 20 (224). - С. 37-44.

13. Ялбулганов, А. А. Экологизация российского законодательства о налогах и сборах: к вопросу об экологических функциях налогового права // Реформы и право. - 2014. - № 4. - С. 25-33.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Дерипаска призвал ввести глобальный налог на выбросы углерода [Электронный ресурс] // Forbes. - Режим доступа: https:// www.forbes.ru/news/307753-deripaska-prizval-vvesti-globalnyi-nalog-na-vybrosy-ugleroda (дата обращения: 20.01.2019).

15. Официальный сайт Минприроды России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mnr.gov.ru (дата обращения: 20.01.2019).

16. Стенографический отчет о заседании президиума Государственного совета по вопросам совершенствования государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды от 27 .05.2010 г. [Электронный ресурс] / Президент России. -Режим доступа: http://kremlin.ru/transcripts/7872 (дата обращения: 03.02.2019).

17. Экологический энциклопедический словарь / Науч.-ред. совет В. И. Данилов-Данильян, Ю. М. Арский, Р. И. Вяхирев и др. - М.: ИД «Ноосфера», 2002. - 930 с.

18. Archives [Электронный ресурс] Environmental Performance Index. - Режим доступа: https://epi.envirocenter.yale.edu/archives (дата обращения: 18.01.2019).

19. BP Statistical Review of World Energy 2017 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statistical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

References

1. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii «Strategiya ekologicheskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda»

ot 19.04.2017 g. № 176 [Decree of the President of the Russian Federation «Strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025» dated April 19, 2017 № 176]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 18.01.2019).

2. Federal'nyi zakon «Ob okhrane okruzhayushhei sredy» ot 10.01.2002 g. №7-FZ (red. ot 31.12.2017 g.) [Federal law «On environmental protection» dated January 10, 2002 (as amended on 31.12.2017) № 7-FZ]. Available at: http://www.consultant.ru/ cons/ (accessed 27.08.2018).

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 31.08.02 g. N°1225-r «Ekologicheskaya doktrina RF» [Order of the Government of the Russian Federation «Environmental doctrine of the Russian Federation» dated August 31, 2002 № 1225-p]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 12.01.2019).

4. «Osnovy gosudarstvennoi politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda» (utv. Preziden-tom RF 30.04.2012) [«Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030» (approved Russian President April 30, 2012)]. Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 09.02.2019).

5. Bochkova T. A., Mamii S. A. Problemy ekologicheskoi bezopasnosti Rossii [The problems of ecological safety of Russia]. Nauchnyi zhurnal KubGAU, 2017, I. 125, pp. 800-811.

6. Zvolinskaya I. A. Ekologicheskaya politika Rossiiskoi Federatsii i oboronnaya sfera [Environmental policy of the Russian Federation and defense]. Vestnik Voennogo universiteta, 2011, I. 4 (7), pp. 180-184.

7. Los' V A., Ursul A. D. Ustoichivoe razvitie: uchebnoe posobie [Sustainable Development: Tutorial]. M.: Izd-vo «Agar», 2000. 254 p.

8. Markovich D. Zh. Sotsial'naya ekologiya: monografiya [Social ecology: monograph]. M.: Izd-vo RUDN, 1997. 436 p.

9. Protasov V. F. Ekologiya, okhrana prirody: zakony, kodeksy, platezhi, pokazateli, normativy, GOSTy, ekologicheskaya doktrina, Kiotskii protokol, terminy i ponyatiya, ekologicheskoe pravo: uchebnoe posobie dlya vuzov [Ecology, environmental protection: laws, codes, payments, indicators, standards, GOSTy, environmental doctrine, Kyoto Protocol, terms and concepts, environmental law: a textbook for universities]. M.: Finance and Statistics, 2006. 382 p.

10. Samodelko L. S. Aktual'nost' ekologizatsii nalogooblozheniya v RF. Materialy 32-i Vserossiiskoi nauchnoi konferencii molodykh uchenykh «Reformy v Rossii i problemy upravleniya - 2017». [The relevance of greening taxation in the Russian Federation. Materials of the 32nd All-Russian Scientific Conference of Young Scientists «Reforms in Russia and Management Problems -2017»]. M.: Izd. dom GUU, 2017, pp. 102-104.

11. Smirnov D. A., Zavorykin A. A. Fiskal'nye instrumenty v sfere regulirovaniya prirodookhrannoi i ekologicheskoi deyatel'nosti: zarubezhnyi opyt [Fiscal instruments in the sphere of environmental and ecological activity regulation: foreign experience]. Ekonomika. Nalogi. Pravo. [Economy. Taxes. Law], 2016, I. 6, pp. 122-128.

12. Surovtseva E. S. Obespechenie garmonichnogo i ustoichivogo razvitiya Rossiiskoi Federacii na osnove modernizacii ekologicheskogo nalogooblozheniya [Ensuring the harmonious and sustainable development of the Russian Federation based on the modernization of environmental taxation]. Finansy i kredit [Finance and credit], 2006, I. 20 (224), pp. 37-44.

13. Yalbulganov A. A. Ekologizatsiya rossiiskogo zakonodatel'stva o nalogakh i sborakh: k voprosu ob ekologicheskikh funkciyakh nalogovogo prava [Ecologization of Russian legislation on taxes and fees: on the issue of environmental functions of tax law]. Reformy i pravo [Reforms and law], 2014, I. 4, pp. 25-33.

14. Deripaska prizval vvesti global'nyi nalog na vybrosy ugleroda [Deripaska called for a global carbon tax]. Forbes. Available at: https://www.forbes.ru/news/307753-deripaska-prizval-vvesti-globalnyi-nalog-na-vybrosy-ugleroda (accessed 20.01.2019).

15. Ofitsial'nyi sait Minprirody Rossii [The ofissial site of the Ministry of Environment of Russia]. Available at: http://www.mnr. gov.ru (accessed 20.01.2019).

16. Stenograficheskii otchet o zasedanii prezidiuma Gosudarstvennogo soveta po voprosam sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya v sfere okhrany okruzhayushhei sredy ot 27.05.2010 g. [Stenographic report on the meeting of the State Council Presidium on the improvement of state regulation in the field of environmental protection dated May 27, 2010]. Prezident Rossii [President of Russia]. Available at: http://kremlin.ru/transcripts/7872 (accessed 03.02.2019).

17. Ekologicheskii entsiklopedicheskii slovar' [Ecological encyclopedic dictionary]. Nauch.-red. sovet V. I. Danilov-Danilyan, Yu. M. Arskii, R. I. Vyakhirev i dr. M.: ID «Noosfera», 2002. 930 p.

18. Archives. Environmental Performance Index. Available at: https://epi.envirocenter.yale.edu/archives (accessed 18.01.2019).

19. BP Statistical Review of World Energy 2017. Available at: https://www.bp.com/content/dam/bp-country/de_ch/PDF/bp-statis-tical-review-of-world-energy-2017-full-report.pdf (accessed 23.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.