Научная статья на тему 'Влияние изменений налогового законодательства РФ на налоговую нагрузку организаций'

Влияние изменений налогового законодательства РФ на налоговую нагрузку организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2599
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / TAXES / TAXATION / TAX BURDEN / TAXATION LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малышева Н. П., Моисеенко С. Л.

Налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности, поэтому предметом данной статьи является налоговая нагрузка, а целью рассмотрение влияния изменения законодательства Российской Федерации на налоговую нагрузку. В работе рассмотрены методики определения налоговой нагрузки, предложенные такими авторами, как М.Н. Крейнина, М.И. Литвин, Е.А. Кирова и др. Особое внимание уделяется показателям и порядку расчета налоговой нагрузки, разработанному Федеральной налоговой службой России. В статье подробно рассмотрены изменения налогового законодательства в 2018 г. по отдельным налогам, выявлено влияние этих изменений на налоговую нагрузку. Авторами доказано, что по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и страховым взносам вектор реформирования смещается в сторону усиления налоговой нагрузки. Изменение общей налоговой нагрузки происходит не путем изменения ставок налоговых платежей, а путем изменения норм бухгалтерского учета или введением новых обязательных платежей, являющихся по своей сути налогами или сборами. Авторы статьи предлагают для каждого этапа развития организации или консолидированной группы определять перечень факторов и финансовых показателей, позволяющих давать качественную оценку текущей деятельности компании, например: занимаемая доля рынка; объем реализации; значения операционной и чистой прибыли; доли инвестиционных вложений и дивидендных выплат от суммы чистой прибыли. В этом случае отношение общей суммы налоговых платежей к целевому показателю каждого этапа жизненного цикла может стать дополнительным критерием эффективности. Методика определения уровня фискальной нагрузки должна учитывать особенности процесса налогообложения, она также должна давать возможность сравнить тяжесть налогового бремени для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, а также использующих разные налоговые режимы. Это позволит выстроить в организации оптимальную систему налогового планирования, а также определить факторы для оценки рисков, учесть все изменения законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CHANGES OF THE TAXATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE TAX BURDEN OF ORGANIZATIONS

The tax burden is one of the main criteria of investment attractiveness, therefore the subject of this manuscript is the tax burden, and the goal is discussing the impact of changes in the legislation of the Russian Federation on the tax burden. The study discusses definitions of the tax burden suggested by M.N. Kreinina, M.I. Litvin, E.A. Kirova, etc. Special attention is provided to indicators and the order of calculations of the tax burden developed by the Federal Tax Service of Russia. The manuscript discusses changes in the taxation legislation in 2018 in detail for specific taxes. It defines the impact of these changes on the tax burden. The authors have proven that the vector of reform is transitioning towards boosting the tax burden on income taxes, the VAT and insurance contributions. The change of the total tax burden takes place not through changing tax payment rates, but through changing the standards of accounting or through introducing new mandatory payments that are taxes or fees in essence. The authors of the manuscript are suggesting determining a list of factors and financial indicators for each stage of development of an organization or a consolidated group that would allow to give a qualitative evaluation of the operating activity of the company, for example, the market share taken; the volume of sales; values of the operating and pure profit; the percentage of investments and dividend payments from the overall pure profit. In this case, the proportion of the total amount of tax payments to the target indicator of each stage of the lifecycle may become an additional criteria of effectiveness. The method of determining the level of fiscal burden has to take into account the typical features of the process of taxation; it should also give an opportunity to compare the weight of the tax burden for enterprises working in the conditions of one taxation system, as well as using different tax treatments. This will allow to build an optimal system of tax planning in the organization, as well as determine the factors to evaluate the risks, take into account all of the changes of the legislation.

Текст научной работы на тему «Влияние изменений налогового законодательства РФ на налоговую нагрузку организаций»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

УДК 336.221.264 МАЛЫШЕВА НАДЕЖДА ПЕТРОВНА

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика, бухгалтерский учет и оценка бизнеса» ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»,

е-шаИ: [email protected]

МОИСЕЕНКО СВЕТЛАНА ЛЕОНИДОВНА

к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика, бухгалтерский учет и оценка бизнеса» ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»,

е-шаИ: [email protected]

ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ НА НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация. Налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности, поэтому предметом данной статьи является налоговая нагрузка, а целью — рассмотрение влияния изменения законодательства Российской Федерации на налоговую нагрузку. В работе рассмотрены методики определения налоговой нагрузки, предложенные такими авторами, как М.Н. Крейнина, М.И. Литвин, Е.А. Кирова и др. Особое внимание уделяется показателям и порядку расчета налоговой нагрузки, разработанному Федеральной налоговой службой России. В статье подробно рассмотрены изменения налогового законодательства в 2018 г. по отдельным налогам, выявлено влияние этих изменений на налоговую нагрузку. Авторами доказано, что по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и страховым взносам вектор реформирования смещается в сторону усиления налоговой нагрузки. Изменение общей налоговой нагрузки происходит не путем изменения ставок налоговых платежей, а путем изменения норм бухгалтерского учета или введением новых обязательных платежей, являющихся по своей сути налогами или сборами. Авторы статьи предлагают для каждого этапа развития организации или консолидированной группы определять перечень факторов и финансовых показателей, позволяющих давать качественную оценку текущей деятельности компании, например: занимаемая доля рынка; объем реализации; значения операционной и чистой прибыли; доли инвестиционных вложений и дивидендных выплат от суммы чистой прибыли. В этом случае отношение общей суммы налоговых платежей к целевому показателю каждого этапа жизненного цикла может стать дополнительным критерием эффективности. Методика определения уровня фискальной нагрузки должна учитывать особенности процесса налогообложения, она также должна давать возможность сравнить тяжесть налогового бремени для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, а также использующих разные налоговые режимы. Это позволит выстроить в организации оптимальную систему налогового планирования, а также определить факторы для оценки рисков, учесть все изменения законодательства.

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налоговая нагрузка, налоговое законодательство.

MALYSHEVA NADEZHDA PETROVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of

"Economics, Accounting and Business Valuation" of FSBEI of HE "Bryansk State Engineering and Technological University",

e-mail: [email protected]

MOISEENKO SVETLANA LEONIDOVNA

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of

"Economics, Accounting and Business Valuation" of FSBEI of HE "Bryansk State Engineering and Technological University",

e-mail: [email protected]

THE IMPACT OF CHANGES OF THE TAXATION LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION ON THE TAX BURDEN OF ORGANIZATIONS

Abstract. The tax burden is one of the main criteria of investment attractiveness, therefore the subject of this manuscript is the tax burden, and the goal is discussing the impact of changes in the legislation of the Russian Federation on the tax burden. The study discusses definitions of the tax burden suggested by M.N. Kreinina, M.I. Litvin, E.A. Kirova, etc. Special attention is provided to indicators and the order of calculations of the tax burden developed by the Federal Tax Service of Russia. The manuscript discusses changes in the taxation legislation in 2018 in detail for specific taxes. It defines the impact of these changes on the tax burden. The authors have proven that the vector of reform is transitioning towards boosting the tax burden on income taxes, the VAT and insurance contributions. The change of the total tax burden takes place not through changing tax payment rates, but through changing the standards of accounting or through introducing new mandatory payments that are taxes or fees in essence. The authors of the manuscript are suggesting determining a list of factors and financial indicators for each stage of development of an organization or a consolidated group that would allow to give a qualitative evaluation of the operating activity of the company, for example, the market share taken; the volume of sales; values of the operating and pure profit; the percentage of investments and dividend payments from the overall pure profit. In this case, the proportion of the total amount of tax payments to the target indicator of each stage of the lifecycle may become an additional criteria of effectiveness. The method of determining the level of fiscal burden has to take into account the typical features of the process of taxation; it should also give an opportunity to compare the weight of the tax burden for enterprises working in the conditions of one taxation system, as well as using different tax treatments. This will allow to build an optimal system of tax planning in the organization, as well as determine the factors to evaluate the risks, take into account all of the changes of the legislation.

Keywords: taxes, taxation, tax burden, taxation legislation

Главной целью современного этапа совершенствования налоговой системы в России является обеспечение устойчивого развития национальной экономики на основе налогового равновесия. При проведении реформ важно учитывать, что уровень налоговой нагрузки оказывает непосредственное влияние на инвестиционные решения, а налоговая нагрузка выступает одним из главных критериев инвестиционной привлекательности.

С точки зрения хозяйствующих субъектов эффективная и долгосрочная налоговая стратегия должна представлять собой целостный и последовательно реализуемый механизм законного снижения налоговой нагрузки. Ошибки, допущенные при налоговом планировании, не только существенно влияют на финансовую устойчивость и репутацию бизнес-структуры, но и приносят немалые убытки в виде штрафных санкций и пени. Следовательно, организация должна постоянно занимать активную позицию в области налогового управления: систематически проводить и комплексно оценивать результаты анализа хозяйственной деятельности, налоговых обязательств, оптимизировать отчисления в бюджет, не нарушая положения законодательных актов, сократить дистанцию между существующей и критической налоговой нагрузкой компании.

Актуальность данной темы определяется комплексностью подходов к оценке и оптимизации налоговой нагрузки, учитывающей не только уровень макроэкономики (страны, региона, муниципалитета), но и уровень микроэкономики (налогоплательщиков), что позволяет вырабатывать сбалансированные предложения по совершенствованию налоговой политики всех экономических субъектов. Разработкой общетеоретических основ данного направления зани-

мались такие основоположники теории налогообложения, как: А. Смит, Дж. Кейнс, А. Лаф-фер. Значительный вклад в исследование проблем налогообложения в Российской Федерации внесли: А.З., Дадашев, O.A. Ногина, Л.П. Павлова, М.В. Романовский, Д.Г. Черник, С.Д. Шаталов и др. Вопросы оценки налоговой нагрузки изложены в работах: Е. Балацкого, С. Барулина, О. Вишневского, Е. Кировой, Е. Киреевой, М. Крейниной, М. Литвина, Н.Михайловой, И. Погорлецкого и др. Среди иностранных авторов выделяем Э. Мартена [19], Г. Ульдала [20], Ж.-Ф. Делсола [21].

В российской и зарубежной финансовой науке на протяжении трехсот лет велись разработки налоговых механизмов, способных удовлетворить финансовые потребности государства, не снижать жизненного уровня налогоплательщиков, не подрывать потенциал расширенного воспроизводства. Одновременно ученые пытались обосновать предельные границы налоговых изъятий на основе количественной оценки данного показателя.

В современном экономическом словаре термин «налоговое бремя» трактуется как «уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования» [17]. Количественно налоговая нагрузка может быть изменена отношением общей суммы налоговых изъятий за определенный период к сумме доходов субъекта налогообложения за тот же период.

Существуют различные методики расчета налоговой нагрузки. Общепринятой методикой является порядок расчета, разработанный ФНС России. В документе [10] приведена формула совокупной налоговой нагрузки по отраслям. «Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)».

В перечне критериев, по которым производится отбор налогоплательщиков для выездной налоговой проверки, налоговая нагрузка стоит на первом месте. Налоговые органы сравнивают уровни налоговой нагрузки конкретной организации со среднеотраслевыми значениями. Поскольку уровень налоговой нагрузки в силу объективных причин меняется ежегодно, то и предпроверочный анализ обычно базируется на сравнении показателей за 2-3 года. В табл. 1 представлен уровень налоговой нагрузки по отраслям за последние 5 лет.

Таблица 1

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2012-2016 гг. [13]

Вид экономической деятельности, осуществляемый хозяйствующими субъектами* Значение налоговой нагрузки, %

2012 2013 2014 2015 2016

ВСЕГО 9,8 9,9 9,8 9,7 9,6

Добыча полезных ископаемых 35,2 35,7 38,5 37,9 32,3

Предоставление прочих коммунальных, соц. и персональных услуг 26,6 26,6 25,8 25,6 23,4

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,6 17,9 17,5 17,2 15,4

Строительство 13,0 12,0 12,3 12,7 10,9

Гостиницы и рестораны 9,9 8,9 9,0 9,0 9,5

Транспорт и связь 9,1 7,5 7,8 7,3 7,2

Обрабатывающие производства 7,5 7,2 7,1 7,1 7,9

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,2 4,6 4,8 5,4 6,1

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2,8 2,6 2,6 2,7 2,8

* В расчет включен НДФЛ.

Оценивая предложенные данные, отмечаем, что для ряда отраслей ФНС допускает снижение налоговой нагрузки за рассматриваемый период - по разным причинам в строительстве снижение показателя составило 2,1%, операции с недвижимым имуществом демонстрируют снижение 3,2%, а в ряде подотраслей обрабатывающих производств происходит рост 2-3,1%. Наиболее налогоемкими традиционно являются добыча полезных ископаемых и предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг.

Нами проанализированы существующие в РФ методики налоговой нагрузки (данные в табл. 2).

Таблица 2

Краткая характеристика методик расчета налоговой нагрузки

Методика Особенности методики НДФЛ Алгоритм расчета предлагаемых показателей

1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ Тяжесть налогового бремени оценивается отношением всех уплачиваемых налогов к сумме выручки, включая доходы от прочей реализации. + НБ= Т/В, где НБ - налоговое бремя; Т - сумма уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг)

2. Методика М.Н. Крейниной (для организаций на ОСНО) Сопоставляется налог и источник его уплаты, интегральный показатель - прибыль организации - НН = (В - Ср - Пч) / (В - Ср) х 100%, где В - выручка от реализации; Ср - затраты на производство продукции без учета налогов; Пч - прибыль после уплаты налогов

3. Методика А. Каду-шина и Н. Михайловой (для организаций на ОСНО) Отдельные элементы добавленной стоимости являются источниками возникновения налоговых обязательств + НН =(Нс/Ча)/(ЧП/Ча), где Нс - сумма налогов в совокупном объеме; ЧП - чистая прибыль; Ча - чистые активы предприятия

4. Методика М.И. Литвина [16] (для организаций на ОСНО) Определяет долю налогов в выручке, прибыли и заработной плате, амортизации + Т = СТ/ТУ*100%, где Т - налоговая нагрузка; СТ - сумма налогов; ТУ - источник средств уплаты налогов

5.Методика Е.А. Кировой [15] (для организаций на ОСНО) Сумма налогов соотносится с вновь созданной стоимостью (разность добавленной стоимости и амортизации). Деление налоговой нагрузки на абсолютную и относительную. - Дн =(НП+С0)/ВСС*100%, где Дн - относительная налоговая нагрузка; НП - налоговые платежи; СО - отчисления на социальные нужды; ВСС - вновь созданная стоимость

б.Методика В.Д. Ново-дворского и Р.Л. Саба-нина Методика выявляет ожидаемую долю налогов в предполагаемых доходах, дает возможность оценить налоговую нагрузку при переходе на УСН с ОСНО - НН УСНО = (НР + УВ)/Д * 100%, где НН УСНО - налоговая нагрузка при применении УСНО; НР - ожидаемые налоговые расходы; УВ -ожидаемый показатель упущенной выгоды; Д - сумма годового дохода.

Рассмотрим влияние последних изменений налогового законодательства на налоговую нагрузку, складывающуюся из увеличения или уменьшения суммы каждого отдельного налога [11].

В 2018 г. в налоговом законодательстве по налогу на прибыль произошли следующие изменения (перечислены наиболее важные из них):

1) уточнен состав доходов, которые не учитываются при расчете налога на прибыль. Так, не нужно учитывать:

- имущество, имущественные и неимущественные права, которые получены в качестве вклада в уставный капитал, если внесение такого вклада предусмотрено учредительными документами. Вклады в имущество на увеличение чистых активов с 2018 г., напротив, надо включать в доходы (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона [2]);

- имущественные права на результаты интеллектуальной деятельности, которые выявлены

в результате инвентаризации с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г. (п. 1 ст. 1 Закона [1]);

- обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд (п. 2 ст. 1 Закона [6]).

2) В составе расходов на НИОКР можно учитывать:

- не только зарплату сотрудников, которые участвуют в НИОКР, но и страховые взносы, начисленные на эту зарплату в соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. 2 ст. 1 Закона [1]);

- затраты на НИОКР по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 № 988, можно включать не только в текущие расходы, но и в первоначальную стоимость созданных нематериальных активов (подп. «в» п. 2 ст. 1 Закона [1]).

3) Изменен порядок применения повышающих коэффициентов амортизации:

- запрещено применять повышающий коэффициент (2,0) при амортизации зданий с высокой энергетической эффективностью (подп. «а» п. 2 ст. 1 Закона [2]).

4) Разрешено применить инвестиционный налоговый вычет при покупке и модернизации основных средств, если такая возможность будет предусмотрена в региональном законе (п. 47 ст. 2 Закона [4]).

5) Уточнены правила расчета резерва по сомнительным долгам: при расчете резерва сумму долга уменьшают на встречную кредиторскую задолженность (п. 40 ст. 2 Закона [4]).

Таким образом, по налогу на прибыль вектор реформирования смещается в сторону усиления налоговой нагрузки (запрет на применение повышающих коэффициентов для энергоэффективных зданий, а также привязка инвестиционного налогового вычета к решениям региональных властей - факторы, в целом определяющие повышение налога).

В налоговом законодательстве по расчету НДС с 2018 г. наибольшие изменения коснулись организаций, работающих на внешнем рынке или занимающихся операциями с ломом и отходами металлов:

1) нулевую ставку можно применять не только при экспортных поставках, но и при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре реэкспорта (п. 1 ст. 1 Закона [7]); одновременно экспортеры могут отказаться от применения нулевой ставки налога по экспортным поставкам и некоторым услугам, связанным с экспортом (подп. «б» п. 1 ст. 1 Закона [7]);

2) покупатели черного и цветного металлолома, сырых шкур животных, а также вторичного алюминия и его сплавов признаются налоговыми агентами по НДС (подп. «б» п. 5 ст. 2 Закона [4]);

3) запрещено применять вычет по товарам, работам и услугам, приобретенным за счет бюджетных субсидий и инвестиций. Покупатели обязаны вести раздельный учет входного НДС, в этом случае суммы НДС можно включать в расходы в налоговом учете (п. 12 ст. 2 Закона [4]).

Вектор налоговой нагрузки по НДС также показывает увеличение объема поступлений по налогу, в т. ч. за счет организаций, реализующих лом и отходы цветных металлов, а также за счет запрета на вычет по товарам, приобретенным за счет бюджетных инвестиций.

Изменения в налоговом законодательстве по УСН коснулись некоторых категорий налогоплательщиков, а именно:

- с 1 января 2018 г. в расходы можно включать обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд по защите прав участников долевого строительства (п. 3 ст. 1 Закона [6]).

Важно понять, что данное изменение может снизить показатель налоговой нагрузки, но одновременно предусматривает дополнительный платеж, на сумму которого и планируется уменьшить налогооблагаемую базу.

В отношении НДФЛ процитируем Письмо Федеральной налоговой службы [12]: «Налоговая нагрузка по НДФЛ определяется как отношение суммы исчисленного налога на доходы физических лиц от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от ведения данной деятельности за соответствующий период». С 1 января 2018 г. произошли следующие изменения в налоговом законодательстве по НДФЛ:

1) материальная выгода от экономии на процентах облагается НДФЛ только в случаях, когда средства получены от взаимозависимой организации (ИП) или работодателя или такая экономия фактически является материальной помощью или формой встречного исполнения обязательства перед налогоплательщиком;

3) не облагаются НДФЛ выплаты гражданам - участникам долевого строительства при банкротстве застройщиков (п. 1 ст. 1 Закона [6]).

Значительные изменения произошли в 2018 г. в налоговом законодательстве по страховым взносам:

1) Увеличены лимиты по страховым взносам, начисление взносов на выплаты в пределах лимитов. Так, лимит на обязательное пенсионное страхование составит - 1 021 000 руб., а на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством он будет равен 815 000 руб. (Постановление Правительства РФ [9]).

2) Больше выплат по авторским договорам облагаются взносами:

- страховые взносы нужно платить, если заключили договор отчуждения исключительного права либо лицензионный договор на результаты интеллектуальной деятельности согласно п.п. 1-12 п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Таким образом, по страховым взносам законодательство изменено в направлении пополнения внебюджетных фондов, т. е. налицо увеличение налоговой нагрузки.

Обобщая предложенную информацию, отмечаем, что обычно управление фискальной нагрузкой осуществляется в организациях на основе бюджета налогов, утверждаемого на определенный период. Это отдельный документ, в котором указаны наименования налогов или сборов, а также начисленные и оплаченные по ним суммы. Для каждой организации определяется выбор оптимальной системы налогообложения, перечень обязательных платежей, которые необходимо планировать, осуществлять мониторинг начисления и уплаты, следить за изменениями на законодательном уровне. Формирование бюджета налогов зависит от размера бизнеса, его отраслевой принадлежности, степени диверсификации, стратегии развития, налоговой политики.

Считаем, что для каждого этапа развития организации или консолидированной группы необходимо определять перечень факторов и финансовых показателей, позволяющих давать качественную оценку текущей деятельности компании, например: занимаемая доля рынка (Market Share); объем реализации (Sales); значения операционной и чистой прибыли (Operating profit либо NOPAT, Net Income); доли инвестиционных вложений и дивидендных выплат от суммы чистой прибыли (Investments to Net Income ratio, Dividends to Net Income ratio). В этом случае отношение общей суммы налоговых платежей к целевому показателю каждого этапа жизненного цикла может стать дополнительным критерием эффективности.

Таким образом, налоговая нагрузка - показатель, имеющий достаточно важное значение не только для налоговых органов (для них он играет не последнюю роль при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки), но и для самого налогоплательщика. Существует значительное количество методик расчета налоговой нагрузки, поэтому одновременно с методикой Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ для целей налогового планирования каждая организация должна применять методику, учитывающую не только особенности текущих задач, но и перспективные бизнес-решения. Главное, чтобы методика определения уровня фискальной нагрузки учитывала особенности процесса налогообложения, давала возможность сравнить тяжесть налогового бремени для структур, действующих в условиях одной налоговой системы, а также использующих разные налоговые режимы. Это позволит выстроить в организации оптимальную систему налогового планирования, определить факторы для оценки рисков и сформировать эффективную политику их минимизации.

Литература

1. Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 251 и 262 части второй НК РФ» от 18.07.2017 N 166-ФЗ. - URL : http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_ 220278/ (Дата обращения 08.02.2018).

2. Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. N 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». - URL : https://rg.ru/2017 /10/03 /286-fz-dok.html (Дата обращения 10.02.2018).

3. Федеральный закон от 14.11.2017 n 316-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ». - URL : https://gkrfkod.ru /zakonodatelstvo/Federalnyy-zakon-ot-14.11.2017-N-316-FZ/ (Дата обращения 12.02.2018).

4. Федеральный закон от 27.11.2017 N З35-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ». - URL : http://www. consultant.ru / document/ cons_doc_LAW_283495/(Дата обращения 12.02.2018).

5. Федеральный закон от 27.11.2017 N 341-Ф3 «О внесении изменений в статью 88 части первой и главу 21 части второй НК РФ». - URL : https://giod.consultant.ru/ documents/3721816 (Дата обращения 14.02.2018).

6. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» от 27.11.2017 N 342-Ф3. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LA Ж_283500/(Дата обращения 14.02.2018).

7. Федеральный закон от 27.11.2017 350-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ». -URL : https://duma.consultant.ru/documents/3721825 (Дата обращения 15.02.2018).

8. Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 354-Ф3 «О внесении изменений в часть вторую НК РФ». - URL : https://rg.ru/2017/11/28/fz354-site-dok.html (Дата обращения 16.02.2018).

9. Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.». -URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282822/(Дата обращения 16.02.2018).

10. Приказ ФНС России «Обутверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Согласно изменениям, внесенным в этот документ приказом ФНС России от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@. - URL : https://www.nalog.ru/rn77 /taxation/reference_ work/ conception_ vnp/).(Дата обращения 14.02.2018).

11. Письмо от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@ «О работе комиссий по легализации налоговой базы». -URL : https://www.nahg. ru/rn77/about_fts/docs/4211234/(Дата обращения 14.02.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Письмо Федеральной налоговой службы от 25 июля 2017 г. № ЕД-4-15/14490@ «О работе комиссии по легализации налоговой базы и базы по страховым взносам». - URL : http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_ LAW_222539/ (Дата обращения 14.02.2018).

13. Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности. - URL : http://www. 1gl.ru/#/ document/117/ 19520/bssPhr58/ (Дата обращения 14.02.2018).

14. Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 гг. - URL : http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/ raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/ (Дата обращения 14.02.2018).

15. Кирова, Е. А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы. 1998. № 9. С. 30-32.

16. Литвин, М. И. Налоговая нагрузка и экономические интересы предприятий // Финансы. 1998. № 5. С. 29-31.

17. Райзберг, Б. А., Лозовский, Л. Ш., Стародубцева, Е. Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. -М. : ИНФРА-М, 1999.

18. Черник, Д. Г. Налоги : учеб. пособие для вузов [Текст] / Д.Г. Черник. - М. : Финансы и статистика, 2013.

19. Martin, E. Prélèvement à la source : plus simple pour qui? / Institut de recherches economiques et fiscales. 2016. 21.05. -URL : http://fr.irefeurope. org/Prelevement-a-la-source-plus-simple-pour-qui,a3700.

20. Uldal, G. The role ofparliament in forming economic policy in the context of tax legislation // Politekonom. 2000. No. 1. P. 110-116. (In Russian).

21. Delsol, J.-Ph. La retenue à la source empoisonnée // Institut de recherches economiques et fiscales. 2016. 10.10. - URL : http://fr.irefeurope.org/La-retenue-a-la-source-empoisonnee,a4198.

References:

1. Federal law on amendments to articles 251 and 262 ofpart two of the tax code'dated 18.07.2017 n 166-FZ. -URL : http://www.consultant.ru / document / cons_doc_LAW_ 220278 / (accessed 08.02.2018).

2. Federal law of 30 September 2017 N 286-FZon amendments to part two of the tax code and certain legislative acts of the Russian Federation" - URL : https://rg.ru/2017 /10/03 /286-FZ-Doc.HTML (accessed 10.02.2018).

3. Federal law of 14.11.2017 n 316-FZon amendments to Chapter 21 of part two of the tax code" - URL : https://gkrfkod.ru / legislation/ Federal law of 14.11.2017-N-316-FZ / (date of circulation 12.02.2018).

4. Federal law of27.11.2017 N 335-FZ On amendments to parts one and two of the Russian tax code and certain legislative acts of the Russian Federation" — URL : http://www. consultant.ru / document / consdocLA W_283495 / (accessed 12.02.2018).

5. Federal law of 27.11.2017 N 341-FZ On amendments to article 88 part one, and Chapter 21 of part two of the tax code of the Russian Federation" - URL : https://giod.consultant.ru / documents / 3721816 (accessed 14.02.2018).

6. Federal law on amendments to part two of the tax code"dated 27.11.2017 N 342-FZ. - URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LA W_283500 / (accessed 14.02.2018).

7. Federal law of 27.11.2017 350-FZon amendments to Chapter 21 of part two of the tax code"— URL : https://duma.consultant.ru/documents/3721825 (accessed 15.02.2018).

8. Federal law No. 354-FZ of 27 November 2017 on amendments to part two of the tax code" — URL : https:// rg.ru/2017/11/28/fz354-site-dok.html (accessed 16.02.2018).

9. Resolution of the Government of the Russian Federation of 15.11.2017 N 1378 on the maximum size of the base for the calculation of insurance premiums for compulsory social insurance in case of temporary disability and in connection with motherhood and for mandatory pension insurance from 1 January 2018"— URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_282822/(accessed 16.02.2018).

10. Order of the FTS of Russia on approval Of the concept of the planning system of on-site tax audits"from 30.05.2007 № MM-3-06/333@. According to the changes made to this document by the order of the FTS of Russia dated 10.05.2012 № MMV-7-2/297@. — URL : https://www.nalog.ru/rn77 /net/reference_ work/ con-ception_ GNP/). (Accessed 14.02.2018).

11. Letter dated 17.07.2013 № AC-4-2/12722@ On the work of commissions on legalization of tax base" — URL : https://www.nalog. RC/rn77/about_fts/documents/4211234 / (accessed 14.02.2018).

12. Letter of the Federal tax service dated July 25, 2017 № ED-4-15/14490@ on the work of the Commission on the legalization of the tax base and the insurance contributions base" - URL : http://www.consultant.ru/ document / cons_doc_ LAW_222539 / (accessed 14.02.2018).

13. Indicators of the tax burden on economic activities. — URL : http://www. 1gl.ru/# / document/117/19520/ bssPhr58 / (accessed 14.02.2018).

14. Calculation of tax burden in 2017-2018-URL : http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/ raschet_nalogovoj_nagruzki_formula/ (date of circulation 14.02.2018).

15. Kirova, E. A. Methodology for determining the tax burden on owners // Finance. 1998. No. 9. P. 30-32.

16. Litvin, M. I. Tax burden and economic interests of enterprises // Finance. 1998. No. 5. P. 29-31.

17. Raizberg B. A., Lozovskiy, L. Sh., Starodubtseva, E. B. Modern economic dictionary. - 2nd ed., ISPR. — M. : INFRA-M, 1999.

18. Chernik D. G. Taxes : proc. textbook for universities [Text] / D. G. Chernik. - Moscow: Finance and statistics, 2013.

19. Martin, E. Prélèvement-La source: plus a simple pour quay? / Institut de re-cherches economiques et fiscales. 2016. 21.05. - URL : http://fr Oh?irefeurope. org/Prelevement-a-La-source-plus-simple-pour-Ki, a3700.

20. Uldal, G. the role of Parliament in the formation of economic policy in the context of tax legislation // Politekonom. 2000. No. 1. P. 110-116. (in Russian.)

21. Delsol, J.-K. retinue La-La source empoisonnée // research Institute of Economics and financial studies. 2016. 10.10. - URL : http://fr.irefeurope.org/La-retenue-a-la-source-empoisonnee,a4198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.