Научная статья на тему 'Налоговое стимулирование как инструмент реализации налоговой политики'

Налоговое стимулирование как инструмент реализации налоговой политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4757
462
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГИ / СБОРЫ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ПРЕФЕРЕНЦИИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ НАЛОГОВЫЙ КРЕДИТ / TAX POLICY / TAX SYSTEM / TAXES / FEES / INSURANCE PREMIUMS / TAX BENEFITS / PREFERENCES / TAX BURDEN / INVESTMENT TAX CREDIT / FUNCTIONS OF TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Елена Ивановна, Моденов Анатолий Константинович

В статье изложен результат исследования стимулирующей функции налогов как инструмента, позволяющего обеспечить рост темпов экономического развития страны и решить ее социально-экономические задачи. Авторами представлен экономико-правовой анализ норм действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах и порядок их применения. В том числе выполнен анализ норм, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности и развитие предприятий, повышение благосостояния населения. Также авторами проанализирована взаимосвязь между различными функциями налогов, на основе чего предложены пути дальнейшего развития и способы обеспечения эффективности налогового стимулирования, расширения возможностей его использования при решении социально-экономических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX INCENTIVES AS A TOOL FOR TAX POLICY IMPLEMENTATION

The aim is to study the stimulating function of taxes as a tool for ensuring the growthrate of economic development and solving socio-economic issues. The economicand legal analysis of the current legislation norms in the Russian Federation ontaxes and fees and the order of their application aimed at stimulating investmentactivity, development of enterprises and improving the welfare of the population,the interrelations between various functions of taxes are analyzed. Ways of furtherdevelopment and increase of efficiency of tax stimulation, expansion of its use atthe solution of social and economic issues are offered.

Текст научной работы на тему «Налоговое стимулирование как инструмент реализации налоговой политики»

НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ

TAX INCENTIVES AS A TOOL FOR TAX POLICY IMPLEMENTATION

УДК 336.22 DOI: 10.25631/PEJ.2019.2.134.143

БЕЛЯКОВА Елена Ивановна

доцент кафедры правового обеспечения экономической безопасности Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат экономических наук, доцент, belyakova100550@mail.ru

BELYAKOVA, Elena Ivanovna

Associate Professor at the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, belyakova100550@mail.ru

МОДЕНОВ Анатолий Константинович

заведующий кафедрой правового обеспечения экономической безопасности Санкт- Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, доктор экономических наук, доцент, modenov200459@mail.ru

MODENOV, Anatoly Konstantinovich

Head of the Department of Legal Coverage of Economic Security, Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Doctor of Economics, Associate Professor, modenov200459@mail.ru

Аннотация.

В статье изложен результат исследования стимулирующей функции налогов как инструмента, позволяющего обеспечить рост темпов экономического развития страны и решить ее социально-экономические задачи. Авторами представлен экономико-правовой анализ норм действующего в Российской Федерации законодательства о налогах и сборах и порядок их применения. В том числе выполнен анализ норм, направленных на стимулирование инвестиционной деятельности и развитие предприятий, повышение благосостояния населения. Также авторами проанализирована взаимосвязь между различными функциями налогов, на основе чего предложены пути дальнейшего развития и способы обеспечения эффективности налогового стимулирования, расширения возможностей его использования при решении социально-экономических задач.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая система, налоги, сборы, страховые взносы, налоговые льготы, преференции, налоговая нагрузка, инвестиционный налоговый кредит.

© Белякова Е. И., Моденов А. К., 2019.

Abstract.

The aim is to study the stimulating function of taxes as a tool for ensuring the growth rate of economic development and solving socio-economic issues. The economic and legal analysis of the current legislation norms in the Russian Federation on taxes and fees and the order of their application aimed at stimulating investment activity, development of enterprises and improving the welfare of the population, the interrelations between various functions of taxes are analyzed. Ways of further development and increase of efficiency of tax stimulation, expansion of its use at the solution of social and economic issues are offered.

Key words: tax policy, tax system, taxes, fees, insurance premiums, tax benefits, preferences, tax burden, investment tax credit, functions of taxes.

Экономическая политика России направлена на обеспечение ускоренного социально-экономического развития, улучшение качества жизни и благосостояния людей. Для достижения поставленных целей необходимо создать такие условия предпринимательской деятельности, которые будут способствовать развитию и совершенствованию производства, привлечению инвестиций, повышению эффективности экономики, росту социальных расходов. Одним из условий экономического роста является стабильность налоговой политики и создание налоговой системы, стимулирующей экономику.

Налоговая политика определяет развитие налоговой системы, оказывает влияние на формирование доходной части бюджета, на уровень налоговой нагрузки экономических субъектов, их предпринимательскую активность и экономическую безопасность, темпы экономического роста. Реализуется налоговая политика через функции налогов. Функции налогов являлись (как до кодификации налогового законодательства, так и после введения в действие Налогового кодекса РФ) и являются предметом исследования специалистов в об-

ласти налогового права. А. В. Брызгалин [1], Ю. А. Крохина [2], В. Г. Пансков [3] предлагают различные классификации функций налогов, но при этом выделяют как основную -фискальную функцию. Приоритет указанной функции вытекает из цели уплаты (взимания) налога, раскрываемой в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ [4] - финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований. Кроме фискальной, рассматриваются и иные функции налогов: регулирующая, стимулирующая, контрольная, распределительная, которые по-разному раскрываются авторами, но направлены на стимулирование деятельности экономических субъектов, перераспределение доходов между различными социальными слоями. Функции налогов имеют разные и, как может показаться на первый взгляд, противоположные цели, но при этом взаимосвязаны. Так фискальная функция налогов направлена на обеспечение государства финансовыми ресурсами. Налоговая политика ориентирована на максимальную реализацию фискальной функции, чтобы обеспечить формирование бюджета в объеме, достаточном для выполнения государством принятых

обязательств. При этом налоговая нагрузка не должна приводить к банкротству предприятий, уходу в теневой бизнес, ухудшению финансового положения населения. Через регулирующую функцию налогов, включающую в себя стимулирующую, воспроизводственную и социальную составляющие, создаются условия для решения социально-экономических задач, роста инвестиций в развитие предприятий, создания новых предприятий. Стимулирование финансово-хозяйственной деятельности предприятий будет способствовать наполнению бюджета и обеспечению решения социально-экономических задач. Контрольная функция должна обеспечивать эффективность налоговой системы, для чего необходимо оценивать результаты применения отдельных норм налогового законодательства, их влияние на формирование доходов бюджета и налоговую нагрузку на экономический субъект и на основании полученных результатов принимать решение о необходимости внесения изменений в законодательство. Эффективная налоговая политика должна обеспечивать баланс частных и публичных интересов.

Стимулирующая функция налогов включает в себя предоставление налогоплательщикам льгот, преференций, под которыми понимаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков. Это возможность не уплачивать какой-либо налог или уплачивать в меньшем размере [4, ст. 56 п. 2]. Льготы, преференции предоставляются организациям и физическим лицам в следующих формах:

• освобождение от уплаты налога;

• установление пониженной ставки налога;

• сокращение объектов налогообложения;

• уменьшение налоговой базы;

• уменьшение налога, подлежащего уплате в бюджет.

Решение социально-экономических задач реализуется через предоставление льгот физическим лицам, организациям и индивидуальным предпринимателям (ИП), осуществляющим виды деятельности, которые оказывают влияние на благосостояние населения, стимулирование организаций к увеличению выплат

физическим лицам, повышению социальных расходов, созданию рабочих мест.

Физические лица являются плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ), налога на имущество, транспортного и земельного налогов.

Согласно Налоговому кодексу по НДФЛ установлены доходы, не подлежащие налогообложению, а также налоговые вычеты, уменьшающие налоговую базу НДФЛ и, как следствие, уменьшающие сумму налога. Нормы направлены на поддержку налогоплательщиков, имеющих детей, включают в себя предоставление стандартных налоговых вычетов на детей налогоплательщика, социального налогового вычета в части средств, направленных на обучение детей, на лечение детей, приобретение лекарственных препаратов и добровольное страхование. В целях повышения доступности образования и здравоохранения, для самого налогоплательщика установлено два вида преференций: доходы в натуральной форме, получаемые им в случае оплаты организацией его лечения, стоимости путевок в лечебно-оздоровительные учреждения, назначенных врачом лекарств, обучения по основным и дополнительным образовательным программам, прохождения независимой оценки квалификации, не облагаются НДФЛ. В случае оплаты лечения, обучения, лекарственных препаратов, взносов на добровольное страхование самим налогоплательщиком, ему предоставляется право на получение социального налогового вычета.

Если физическое лицо приобретает жилье, то имеет право на получение имущественного налогового вычета в части средств, направленных на покупку жилья и уплату процентов по кредитам и займам, полученным на покупку жилья. При оплате организацией за налогоплательщика процентов по кредитам и займам, полученным на покупку жилья, полученный им доход, в пределах установленного норматива, НДФЛ не облагается.

Льготы по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ, по налогу на имущество физических лиц и земельному налогу - нормативно-правовыми актами муниципальных образований (исключение -города федерального значения, в которых рас-

четы по местным налогам также регулируются законами субъекта). Льготы направлены на поддержку многодетных семей, пенсионеров, инвалидов.

Переход на уплату налога на имущество физических лиц от кадастровой стоимости объекта привел к увеличению налоговых платежей. В законодательство по налогу на имущество физических лиц внесена поправка, ограничивающая величину налоговой базы, и, как следствие - ограничивающая увеличение налога. В случае если сумма исчисленного от кадастровой стоимости налога за налоговый период превышает сумму налога, исчисленную за предшествующий налоговый период с учетом коэффициента 1,1, то налог должен быть исчислен исходя из кадастровой стоимости предыдущего налогового периода, умноженной на коэффициент 1,1 [5].

Обеспечение занятости населения, в том числе создание рабочих мест - важнейшая социальная задача, решению которой способствуют следующие нормы налогового законодательства:

• законами субъектов РФ может быть установлена нулевая ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения (УСН) и патентной системе налогообложения для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. В Санкт-Петербурге такие нормы введены на период с 2015 до 2021 г., виды деятельности, по которым применяется нулевая ставка, определены соответствующими законами субъекта [6; 7]. Индивидуальный предприниматель, применяющий нулевую ставку, может создавать до 15 рабочих мест;

• освобождены от налогообложения доходы самозанятых лиц, в частности, не облагаются НДФЛ доходы физических лиц, не являющихся ИП, за оказание ими услуг для личных, домашних и иных подобных нужд: репетиторство; присмотр и уход за детьми и больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постороннем уходе по заключению медицинских организаций; уборка помещений, ведение домашнего хозяйства;

• освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) организации, которые используют труд инвалидов.

Для повышения доступности образования и здравоохранения для населения были введены следующие нормы налогового законодательства:

• нулевая ставка по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих образовательную и или медицинскую деятельность, социальное обслуживание граждан;

• возможность признания организациями в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на обучение работников по основным и дополнительным образовательным программам, платы за прохождение независимой оценки квалификации;

• признание в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на добровольное личное страхование, предусматривающих в рамках заключенного договора оплату медицинских расходов застрахованным лицам, пенсионных взносов.

Установленный порядок признания в налоговой базе по налогу на прибыль расходов на обучение и добровольное страхование стимулирует организации к осуществлению расходов на сотрудников в данных областях деятельности. По данным Управления федеральной налоговой службы (УФНС) по Санкт-Петербургу, указанные расходы входят в пятерку крупных расходов предприятий. В первом полугодии 2018 г. они составили: 2,81 млрд руб. - на пенсионное страхование, страхование жизни и здоровья, 0,93 млрд руб. -на обучение специалистов [8].

НДС относится к косвенным налогам, продавец получает НДС от покупателя при проведении расчетов за реализованные товары (работы, услуги). Данный налог называют «налогом на потребителей», поэтому льготы и преференции, установленные для организаций, ИП - продавцов, по сути дела, улучшают условия покупателей - физических лиц. Статьей 149 Налогового кодекса РФ [4] определен перечень операций, не подлежащих налогообложению НДС (освобожденных от налогообложения). Прежде всего, это реализация определенных видов товаров, работ, услуг

физическим лицам. Например, не облагаются НДС услуги городского пассажирского транспорта (кроме такси), медицинские услуги, оказываемые населению, реализация некоторых видов медицинских изделий, услуги скорой помощи [4, п. 2 ст. 149]. Освобождаются от уплаты НДС услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха и оздоровления детей, реализация продукции собственного производства организациями, занимающимися производством сельскохозяйственной продукции [4, п. 3 ст. 149]. Нормы п. 2 ст. 149 [4] налогоплательщики обязаны применять, нормы п. 3 ст. 149 [4] применяются по решению налогоплательщика. По НДС установлена пониженная ставка в размере 10% на продовольственные товары, товары детского ассортимента, лекарственные препараты, изделия медицинского назначения, перечни которых утверждены соответствующими постановлениями Правительства РФ.

Ускоренное социально-экономическое развитие возможно при условии модернизации и (или) обновления производственных фондов, разработки и внедрения новых технологий, применения новейших материалов. Операции по обновлению производственных фондов имеют налоговые последствия, прежде всего, по налогу на прибыль и по налогу на имущество, что и было учтено законодателем. Стимулирование инвестиционной деятельности осуществляется путем установления льгот по налогу на прибыль и налогу на имущество. Законодательством установлены специальные льготы, стимулирующие деятельность отдельных категорий налогоплательщиков, развитие определенных видов деятельности, и общие льготы, которые могут применяться всеми налогоплательщиками (при соблюдении ими установленных законом условий), которые инвестируют средства в производственное развитие, независимо от вида деятельности.

Льготы по налогу на прибыль предоставляются в форме установления пониженных ставок, увеличения расходов, признаваемых в налоговой базе, уменьшения суммы налога путем зачета произведенных расходов.

Ставка налога на прибыль, установленная в размере 20%, в том числе 3% - в федераль-

ный бюджет, 17% - в региональный бюджет, будет сохранена до 2024 г. [9]. Регионы имеют право снижать ставку налога на прибыль в региональный бюджет налогоплательщикам, которые вкладывали средства в производственное развитие. С 1 января 2019 г. данная норма отменяется, но может быть сохранена до 2023 г. для предприятий, которые начали ее применять до внесения изменений в законодательство [10].

По налогу на прибыль установлены пониженные ставки по доходам от долевого участия: 13% - если получателем доходов является российская организация, 15% - по доходам в виде дивидендов, полученным иностранными организациями, что должно стимулировать участие в российских организациях.

Налоговым кодексом Российской Федерации установлен особый порядок признания в налоговой базе по налогу на прибыль расходов по отдельным видам научных исследований и опытно-конструкторских разработок, перечень которых утвержден Правительством РФ [11]. В соответствии с п. 7 ст. 262 НК РФ [4] расходы по таким разработкам признаются в налоговой базе по налогу на прибыль в составе прочих расходов или включаются в первоначальную стоимость нематериальных активов (если в результате проведения научного исследования или выполнения опытно-конструкторской разработки получены исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности) с коэффициентом 1,5, что приводит к уменьшению налоговой базы и, как следствие, к уменьшению налога.

В 2018 г. расширен перечень расходов на научно-исследовательские разработки, признаваемых в налоговой базе по налогу на прибыль. В частности, в расходы включены начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели.

В этом же году установлена льгота по налогу на прибыль в форме предоставления налогоплательщикам инвестиционного налогового вычета. Это новый механизм уменьшения

налогового обязательства - налог на прибыль уменьшается на величину затрат на приобретение и (или) модернизацию, реконструкцию, достройку, дооборудование, техническое перевооружение основных средств с учетом следующих ограничений:

• 90% от произведенных затрат могут быть направлены на уменьшение налога, уплачиваемого в региональный бюджет. При этом по региональной составляющей установлен обязательный минимум налога в размере не менее 5% процентов от налоговой базы;

• 10% от произведенных расходов может быть направлено на уменьшение налога в федеральный бюджет. Для платежей в федеральный бюджет минимум не установлен.

Право на применение инвестиционного налогового вычета устанавливается законом субъекта РФ. При этом определяются:

• обязательный минимум налога, подлежащий уплате в региональный бюджет;

• категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на инвестиционный налоговый вычет (с учетом списка категорий налогоплательщиков, которые не вправе применять инвестиционный налоговый вычет, установленный на федеральном уровне) [4, ст. 286.1 п. 11];

• виды основных средств, включенных в 3-7 амортизационные группы, по которым может применяться инвестиционный налоговый вычет.

Налогоплательщик должен закрепить право на применение инвестиционного налогового вычета в учетной политике для целей налогообложения; применять инвестиционный налоговый вычет ко всем объектам, включенным в амортизационную группу и введенным в эксплуатацию после 1 января 2018 г.

С целью пресечения действий налогоплательщиков в форме совершения сделок, единственной целью которых является уменьшение налоговых платежей, в Налоговом кодексе установлена следующая норма: при реализации или ином выбытии объекта (кроме ликвидации), в отношении которого применялось право на инвестиционный налоговый вычет, до истечения срока его полезного использования, сумма налога, не уплаченная

в бюджет, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней [4, ст. 286.1 п. 12].

Применение указанной льготы позволит существенно снизить налог на прибыль: в федеральный бюджет - до нуля, в региональный бюджет - до установленного законом субъекта Российской Федерации минимума. Улучшение условий налогоплательщиков может привести к значительной сумме выбывающих доходов в определенные отчетные (налоговые) периоды. Этим можно объяснить низкую активность регионов в части применения данной льготы. В 2018 г. право на применение инвестиционного налогового вычета было введено в Республике Карелия [12].

Новации законодательства по налогу на имущество организаций создают благоприятные условия для налогоплательщиков, имеющих на балансе, приобретающих объекты движимого имущества и (или) осуществляющих их реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение. С 1 января 2019 г. объектом налогообложения по налогу на имущество являются только объекты недвижимого имущества. Следовательно, операции и сделки с объектами движимого имущества не будут иметь налоговых последствий по налогу на имущество [13].

Налоговый кодекс связывает льготы с уменьшением налоговых платежей, что приводит, с одной стороны, к уменьшению налоговой нагрузки отдельных налогоплательщиков, а с другой стороны - к уменьшению поступлений в бюджет. Так, в результате вывода из-под налогообложения налогом на имущество организаций объектов движимого имущества с 1 января 2019 г. выпадающая часть региональных бюджетов, по предварительным расчетам, составит 296,0 млрд руб. [14]. С целью повышения поступлений средств в региональный бюджет регионы лишили права снижать ставки налога на прибыль в региональный бюджет. В регионах пересматриваются перечни объектов недвижимости, по которым налоговой базой является кадастровая стоимость объекта. Так, в Санкт-Петербурге до 2019 г. в перечень включались объекты, которые использовались в порядке, установленном ст. 378.2 НК РФ [4],

и площадь которых более 3 000 квадратных метров. С 2019 г. в список включаются объекты, площадь которых превышает 1 000 квадратных метров. При расчете налога на имущество по объектам недвижимого имущества возможны два варианта формирования налоговой базы:

1) налоговая база - кадастровая стоимость объекта;

2) налоговая база - среднегодовая (средняя) стоимость объекта.

Перечень объектов, по которым налог уплачивается от кадастровой стоимости, и ставка налога утверждаются субъектом РФ. Как показывают расчеты, налог от кадастровой стоимости больше налога, рассчитанного от среднегодовой стоимости объектов недвижимости. Совет Федерации предложил Правительству РФ утвердить списки движимых и недвижимых объектов во избежание возникновения налоговых споров по вопросу отнесения объекта основных средств к той или иной группе.

Управление расчетами с бюджетом по налогам экономическим субъектом включает в себя не только решение задачи по снижению налоговой нагрузки, но и применение норм законодательства, дающих возможность перераспределять налоговые обязательств между отчетными (налоговыми) периодами, переносить уплату налога на более поздний отчетный (налоговый) период или на период, когда у налогоплательщика будет достаточно средств для исполнения налоговых обязанностей. Уплата налогов в более поздние сроки -это возможность привлекать бюджетные средства, снижать инфляционные потери, избежать уплаты пеней за нарушение сроков исполнения налоговых обязанностей. При этом сумма налогового обязательства перед бюджетом не уменьшается.

Многие предприятия имеют устаревшее оборудование, для которого модернизация может стать либо очень дорогостоящей операцией, либо невозможной, что приводит к необходимости приобретения новых объектов. Требования к качеству выпускаемой продукции, а порой и возможность выполнения работ, оказания услуг диктуют необходимость разработки новых технологий или приобретения прав на ноу-хау. Могут возникнуть и до-

полнительные расходы, например, на обучение персонала.

Решение рассмотренных задач требует значительного финансирования и зависит от наличия у предприятия собственных средств, возможности использования заемных и привлеченных средств.

Налоговый кодекс предоставляет возможность перенести уплату на более поздний налоговый период. Так, при формировании налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик, в соответствии с п. 9 ст. 258 Налогового кодекса РФ [4], имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения -не более 10% (не более 30% по объектам, отнесенным к 3-7 амортизационным группам) от первоначальной стоимости основных средств. Применяется и в отношении расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Перечень объектов, включаемых в соответствующую амортизационную группу, утвержден Правительством РФ [15]. Данная норма была введена в налоговое законодательство с целью привлечения инвестиций в развитие предприятий в Российской Федерации, ее вправе применять все налогоплательщики при условии, что это предусмотрено учетной политикой налогоплательщика. Сумма налога на прибыль уменьшена не будет, но произойдет перераспределение налогового обязательства между отчетными (налоговыми) периодами. В месяце, с которого начинает начисляться амортизация (при проведении достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объекта основных средств - в месяце, в котором произошло увеличение стоимости объекта), в налоговую базу включаются рассмотренные расходы, что приведет к значительному уменьшению налогового обязательство по налогу на прибыль в этом месяце, т. е. организация переносит платежи по налогу в большей сумме на последующие отчетные (налоговые) периоды. Это дает возможность использовать в обороте средства, образовавшиеся в резуль-

тате уменьшения налога на прибыль в месяце признания расходов, снизить инфляционные потери, избежать негативных последствий, связанных с несвоевременными расчетами с бюджетом [16]. Аналогично действует норма, позволяющая применять повышающие коэффициенты при начислении амортизации [4, ст. 259.3]. Применение указанной нормы имеет ограничения, что не дает возможности использовать ее всеми налогоплательщиками. Например, повышающий коэффициент не более двух можно применять в отношении объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, перечень которых утвержден Правительством РФ [17].

Применение инвестиционного налогового вычета также дает возможность налогоплательщику уменьшать налоговые платежи по налогу на прибыль в более ранний отчетный (налоговый) период. Так амортизация включается в налоговую базу по налогу на прибыль и, соответственно, уменьшает налог в течение срока полезного использования объекта. Период применения амортизационного налогового вычета зависит от результатов налогового учета. Чем больше исчисленный за отчетный (налоговый) период налог на прибыль, тем в большей сумме применяется налоговый вычет.

Налогоплательщики, которые инвестируют средства в развитие собственного производства, выполняют особо важные заказы по социально-экономическому развитию региона или предоставляют особо важные услуги населению, имеют право на получение инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации дается возможность в пределах определенного срока и в определенных суммах уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного до пяти лет. Это дает возможность привлекать больше средств, направляемых на производственное развитие, социальные расходы. Предприятие уплачивает

проценты по инвестиционному налоговому кредиту в соответствии с договором об инвестиционном налоговом кредите, которые не могут быть ниже У и выше % от ключевой ставки ЦБ РФ, что существенно ниже ставок по коммерческим кредитам.

Сокращение времени проведения камеральной налоговой проверки по НДС до двух месяцев, расширение круга налогоплательщиков, которые могут в заявительном порядке возмещать НДС из бюджета, также способствуют увеличению оборотных средств налогоплательщиков.

Таким образом, рассмотрев проблематику налогового регулирования, авторы пришли к следующим выводам:

1. Решение вопросов налогового регулирования, в том числе налоговой нагрузки налогоплательщиков, должно учитывать взаимосвязь функций налогов. Налоговая нагрузка налогоплательщика - это относительный показатель, характеризующий сумму уплаченных налогов, приходящуюся на один рубль доходов, полученных за отчетный период. Стимулирующая функция направлена на развитие производства, повышение конкурентоспособности продукции, рост производительности труда. Если предоставляемые налогоплательщику льготы и преференции приводят к увеличению доходов, снижению расходов и росту прибыли налогоплательщика, то поступления в бюджет будут расти при сохранении уровня налоговой нагрузки. Фискальная функция будет реализована.

2. Контрольная функция должна обеспечивать оценку эффективности стимулирующей функции налогов. Необходимо усилить роль превентивной функции - прогнозировать последствия изменений налогового законодательства, оценивать их влияние на налоговую нагрузку экономических субъектов, формирование доходной части бюджета, финансовое положение физических лиц. Последующий контроль включает в себя оценку полученных результатов. Если льготы и преференции, предоставляемые налогоплательщикам, не дают желаемого результата, то должны быть проанализированы причины низкой эффективности льгот, с последующей их отменой или заменой, изменением механизма

предоставления льгот и преференций. Через контрольную и стимулирующую функции должны оперативно учитываться изменения в приоритетах развития различных видов деятельности.

3. Перераспределение налоговых платежей между отчетными (налоговыми) периодами нельзя рассматривать как налоговую льготу, так как применение указанной нормы не приводит к уменьшению налоговых платежей: поступления в бюджет не уменьшаются, а переносятся на более поздний период. Имеет положительные последствия для налогоплательщиков - увеличение денежных средств в обороте, расходы на законное привлечение бюджетных средств при получении отсрочки (рассрочки) инвестиционного налогового кредита значительно ниже расходов, связанных с получением кредита, а также для контролирующих органов. Повышается собираемость

налогов, в доход бюджета поступают средства от налогоплательщиков за пользование бюджетными средствами. Расширение использования указанной нормы будет способствовать обеспечению баланса публичных и частных интересов.

4. Налоговое законодательство должно способствовать повышению заинтересованности экономических субъектов в увеличении социальных расходов.

Таким образом, выполненный авторами анализ законодательных норм о налогах и сборах и порядок их применения позволяет сделать вывод о том, что рассмотренные налоговые нормы являются стимулирующими, могут использоваться как инструмент реализации налоговой политики, и применение их будет способствовать, по мнению авторов, стимулированию эффективной деятельности предприятий.

; Список литературы

• 1. Брызгании А. В. [и др.] Налоги и налоговое право: учебное пособие. М.: Аналитика: Пресс, 1998. 608 с.

; 2. Крохииа Ю. А. Налоговое право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2018. 495 с.

• 3. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО. М.: : Юрайт, 2018. 436 с.

: 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: http://www.consultant.ru/document/

| cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 09.01.2019).

: 5. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 334-ф3 «О внесении изменений в статью

: 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304058/ (дата обращения:

I 09.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

: 6. Закон Санкт-Петербурга от 10.06.2015 г. № 329-62 «О внесении изменений в закон Санкт-Петербурга «Об установлении на территории Санкт-Петербурга налоговой

| ставки для организаций и ИП, применяющих УСН». URL: https://www.klerk.ru/

I doc/422548/ (дата обращения: 09.01.2019).

: 7. Закон Санкт-Петербурга от 26.11.2015 г. № 764-137 «О внесении изменений в закон

| Санкт-Петербурга «О введении на территории Санкт-Петербурга патентной систе-

• мы налогообложения». URL: https://www.nalog.ru/rn78/taxation/taxes/patent/5818186/

• (дата обращения: 09.01.2019).

: 8. Громова А. И. Защитите расходы на амортизацию и социальный пакет // Учет.

j Налоги. Право. 2018. № 36, раздел «Северо-Запад».

9. Федеральный закон от 03.08.2018 г. №301-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». URL: https:// rg.ru/2018/08/06/fz301-dok.html (дата обращения: 09.01.2019).

10. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304083/ (дата обращения: 09.01.2019).

11. Постановление Правительства РФ от 24.12.2008 г. № 988 «Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с. 7 ст. 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_83596/ (дата обращения: 09.01.2019).

12. Закон Республики Карелия от 04.04.2018 г. № 2225-ЗРК «О внесении изменений в закон Республики Карелия «О налогах (ставках налогов) на территории Республики Карелия». URL: http://karelia-zs.ru/zakonodatelstvo_rk/prav_akty/384-zrk/ (дата обращения: 09.01.2019).

13. Федеральный закон от 03.08.2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304084/ (дата обращения: 10.01.2019).

14. Постановление Совета Федерации от 28.07.2018 г. №340-СФ ФС «О предложении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в связи с одобрением Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ». URL: http://council.gov.ru/activity/legislation/decisions/ (дата обращения: 09.01.2019).

15. Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_34710/ (дата обращения: 10.01.2019).

16. Белякова Е. И., Моденов А. К. Правовое регулирование управления дебиторской задолженностью // Петербургский экономический журнал. 2017. № 4. С. 144-153.

17. Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 г. №600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_181403/ (дата обращения: 10.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.