Налоги и налогообложение
УДК 336.221.4
налоговая политика государства:
сущность, механизм реализации
и перспективы
Б.Х. АЛИЕВ,
доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов и денежного обращения
E-mail: fef2004@yandex.ru М.Д. ЭЛЬДАРУШЕВА, ассистент кафедры налогов и денежного обращения
E-mail: fef2004@yandex.ru Дагестанский государственный университет
В статье отмечается, что налоговая политика тесно взаимосвязана с другими сегментами экономической политики государства — бюджетной, таможенной, валютной и др. При этом в рамках экономической политики она призвана способствовать созданию условий для обеспечения экономического роста на основе повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Одной из важнейших ее целей является формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций (оборона, охрана правопорядка и национальная безопасность, система управления страной, экономика, социальное обеспечение). Эта цель имеет четкую направленность. К примеру, налоговая политика призвана оказывать регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. Кроме того, какие-то налоги упраздняются в силу их затратного администрирования (таковым был налог на владельцев собак) и малозначительности для бюджета, либо по причине двойного налогообложения (в розничной торговле на товары с НДС был установлен налог с продаж) и т.д. Налоговая политика проявляется также в том, что вводятся новые налоги взамен упраздненных обязательных платежей (так был введен налог на добычу полезных ископаемых вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы).
Путем сравнения и анализа различных определений понятия «налоговая политика» раскрыта
ее сущность, а также определены перспективы и структура механизма налогового регулирования. Подчеркивается, что в научных трудах, посвященных исследованию различных аспектов налоговой политики государства, а также в энциклопедических словарях приводятся разнообразные определения данного понятия, предпринята попытка их классифицировать.
Сделан вывод, что в последние годы развитие национальной налоговой системы характеризуется определенной предсказуемостью благодаря обнародованию основных направлений налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную (трехлетнюю) перспективу. Это позволяет бизнес-сообществу, отдельным предприятиям скорректировать экономическое поведение в инвестиционной и финансовой сферах деятельности.
Ключевые слова: налоговая политика, фискальная политика, финансовые ресурсы, налоговые ставки, патентная система налогообложения, налоговые преференции, налоговые каникулы, амортизационная премия, налоговые вычеты
Налоговая политика тесно взаимосвязана с другими сегментами экономической политики государства — бюджетной, таможенной, валютной и др. При этом в рамках экономической политики она призвана способствовать созданию условий
для обеспечения экономического роста на основе повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов [2, 3].
В научных трудах, посвященных исследованию налоговой политики государства, а также в энциклопедических словарях приводятся определения понятия «налоговая политика», которые в силу их разнообразия можно разделить на три части (группы) [9].
В первую группу следует отнести определения, основанные на упрощенном толковании налоговой политики:
— налоговая политика — это система мероприятий, проводимых государством в области налогов, составная часть фискальной политики (Финансово-кредитный энциклопедический словарь );
— налоговая политика — это система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения (Экономика и право: энциклопедический словарь);
— налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение каких-либо целей [10].
Во вторую группу включены определения, более развернутые по своему содержанию и охватывающие цели налоговой политики:
— налоговая политика — это комплекс мероприятий в области налогообложения, направленных на достижение целей пополнения бюджета государства [1];
— налоговая политика — это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства, направленных на формирование налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов [11];
— налоговая политика — это совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих ему полное финансирование [5];
— налоговая политика представляет собой взаимосвязанную совокупность правовых и организационных основ и мероприятий в сфере налоговых отношений, обеспечивающих, во-первых, формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функ-
ций и оказывающих, во-вторых, регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны [4].
Наконец, третья группа охватывает определения расширительного толкования налоговой политики:
— налоговая политика — это составная часть экономической политики, направленная на формирование налоговой системы, обеспечивающей экономический рост, способствующей гармонизации экономических интересов государства и налогоплательщиков с учетом социально-экономической ситуации в стране [6];
— налоговая политика — это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества [8].
Сравнивая эти определения, можно увидеть, что вторая группа определений является наиболее оптимальной, ибо охватывает не только механизм реализации, но и цели налоговой политики. В составе данной группы наиболее лаконичным по своему содержанию, на взгляд авторов, является определение А.3. Дадашева, в котором отражены структурированные цели налоговой политики государства.
Если внести некоторые уточнения и дополнения в указанное определение, то налоговая политика, по мнению авторов, представляет собой совокупность правовых норм и мероприятий, направленных на обеспечение регулирующего воздействия на уровень налоговой нагрузки и экономическое поведение налогоплательщиков и посредством этого — на процессы социально-экономического развития страны.
Налоговая политика Российской Федерации осуществляется:
— на национальном уровне;
— на региональном уровне;
— на уровне муниципальных образований.
Это происходит на основе законодательства
России о налогах и сборах, включающего Налоговый кодекс РФ, законодательство субъектов РФ по региональным налогам и патентной системе налогообложения (в пределах компетенции) и ре-
шения представительных органов муниципальных образований по местным налогам и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в пределах компетенции).
Налоговая политика призвана:
— обеспечивать формирование финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения взятых на себя функций (оборона страны, охрана правопорядка и национальная безопасность, система управления страной, экономика, социальное обеспечение). Эта цель имеет четкую, фиксированную направленность;
— оказывать регулирующее воздействие на процессы социально-экономического развития страны. Эта цель ориентирована на то, чтобы посредством манипулирования отдельными элементами налога (объектом налогообложения, налоговой базой, налоговой ставкой, налоговыми льготами и др.) воздействовать на поведение хозяйствующих субъектов (в отраслях экономики, в отдельных регионах, в сфере малого бизнеса, инвестиционной сфере и др.) и граждан, являющихся налогоплательщиками.
Кроме того, налоговая политика проявляется и в том, что какие-то налоги упраздняются в силу их затратного администрирования (таковым был налог на владельцев собак) и малозначительности для бюджета, либо по причине двойного налогообложения (в розничной торговле на товары с НДС был установлен налог с продаж) и т.п.
Налоговая политика проявляется также в том, что вводятся новые налоги взамен упраздненных обязательных платежей (например, был введен налог на добычу полезных ископаемых вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы; планируется с 2015 г. ввести налог на недвижимость физических лиц взамен земельного налога и налога на имущество физических лиц).
Как известно, механизм — это внутреннее объективное устройство какой-либо системы, обеспечивающее ее функционирование в рамках системы более высокого уровня. Механизм включает методы и инструменты, которые во взаимодействии конструируют те или иные формы организации и функционирования конкретных систем. Методы и инструменты сами по себе не могут взаимодействовать. Это функция институтов, призванных организовывать и осуществлять процесс взаимодействия для достижения определенных целей.
Механизм реализации налоговой политики — это механизм налогового регулирования экономи-
ческих и социальных процессов, ориентированный на достижение баланса между фискальной и регулятивной функциями налогов, обеспечение сбалансированности государственных (муниципальных), корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений. Благодаря налоговому регулированию государство воздействует на экономические условия деятельности хозяйствующих субъектов и социальное положение граждан путем предоставления налоговых льгот и налоговых преференций.
Вся совокупность методов и инструментов налогового регулирования может быть разделена на три блока:
1) налоговые льготы;
2) налоговые преференции;
3) специальные налоговые режимы (см. рисунок).
Налоговое регулирование в форме налоговых льгот призвано облегчить налоговую нагрузку с помощью таких инструментов, как полное сложение налоговых обязательств (налоговые каникулы) на определенный период, установление пониженной ставки налога, вычеты из налогооблагаемой базы, освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N° 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» резиденты особых экономических зон (ОЭЗ) промышленно-производственного и технико-внедренческого типа освобождены от уплаты налога на имущество организаций на десять лет, а земельного налога — на пять лет. Кроме того, по закону субъектов РФ, на территории которых они расположены, региональная ставка налога на прибыль для них может быть снижена на 4,5 п.п. (с 18 до 13,5%).
Приведем другой пример с многолетним «стажем»: он касается освобождения от уплаты НДС на машины и оборудование, ввозимые в качестве вклада в уставный (складочный) капитал российских организаций иностранным участником, а также на машины и оборудование, аналоги которых в РФ не производятся.
Изменение срока уплаты налога (сбора) в форме отсрочки или рассрочки в определенных случаях призвано предотвратить образование недоимки. А изменение срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита в определенных случаях призвано поддержать инвестиции в основной капитал.
Структура механизма налогового регулирования
В экономической науке и нормативно-правовой практике сложилась неопределенность в содержании понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция» в их соотношении между собой. В Налоговом кодексе РФ льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56). Однако о преференциях по налогам и сборам в Налоговом кодексе РФ нет ни слова1, хотя определенные основания для их соответствующего оформления имеются. По мнению В.Г. Панскова, к налоговым преференциям можно
1 Заметим, что законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле предусмотрены тарифные льготы в виде снижения ставки таможенной пошлины и в виде освобождения товаров от уплаты пошлины, а тарифные преференции установлены применительно к стране происхождения товара в виде пониженной ставки таможенной пошлины.
отнести отсрочки (рассрочки) по уплате налога, инвестиционные налоговые кредиты, а также налоговые льготы2. А экономист Р.Н. Калаков считает, что цель установления налоговых льгот и преференций — снижение налоговой нагрузки налогоплательщиков [7]. Цель одна, а механизм — разный, утверждают другие специалисты [12].
Экономическая природа налоговых льгот и налоговых преференций имеет, на взгляд авторов, одно существенное различие: налоговые льготы уменьшают размеры налоговых обязательств, снижают уровень налоговой нагрузки налогоплательщика, а налоговые преференции обеспечивают временное уменьшение размера налоговых платежей, возмещение которого в полном объеме является обязательным.
К налоговым преференциям можно отнести изменение срока исполнения налоговой обязанности,
2 Пансков В.Г. О налоговых преференциях // Налоговый вестник. 2002. № 5. С. 14-19.
т.е. перенос срока уплаты налога на более поздний срок на определенных условиях. Изменение срока уплаты (отсрочка, рассрочка) налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога.
К налоговым преференциям можно отнести также применение так называемой «амортизационной премии», благодаря которой у налогоплательщика формируется налоговая выгода, суть которой — уменьшение суммы налога на прибыль в первый год амортизации нового объекта основных средств и равномерное распределение суммы налоговой выгоды на остальные годы в целях ее полного возмещения.
Введение так называемой «амортизационной премии», предусматривающей при линейном методе амортизации возможность относить на расходы текущего периода до начала начисления амортизации определенную долю (10% для третьей-седьмой амортизационных групп и 30% для остальных групп) расходов на приобретение или создание основных средств. Реализация этой возможности способствует формированию у налогоплательщика налоговой выгоды при исчислении и уплате налога на прибыль в первый год применения «амортизационной премии». Суть налоговой выгоды состоит в распределении суммы налога на прибыль таким образом, что в первый год амортизации благодаря «амортизационной премии» сумма налога на прибыль, подлежащая уплате по итогам налогового периода, окажется ниже, чем в последующие налоговые периоды. Если первоначальная стоимость введенного в декабре 2012 г. объекта основных средств, относящегося к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования 7 лет, составляет 1 000 тыс. руб., то амортизационные отчисления за налоговый период (2013 г.) составят 400 тыс. руб. (30% от 1 000 тыс. руб. плюс сумма годовой амортизации: 700 тыс. : 7 = 100 тыс. руб.). Следовательно, налогооблагаемая база по налогу на прибыль уменьшится не на 142 857 руб., как это было бы без применения амортизационной прибыли, а на 400 тыс. руб. Разница между этими цифрами представляет собой размер дополнительно вычитаемой из налогооблагаемой базы суммы, обусловленной применением «амортизационной премии».
Сумма налоговой выгоды в первый год амортизации объекта с учетом «амортизационной премии» составит 51 428 руб. (20% от 257 142). Однако в последующие годы налогоплательщику придется уплачивать повышенный размер налога на прибыль
по сравнению с той суммой, которую он уплачивал бы в случае неприменения «амортизационной премии». В конечном счете, после 7 лет срока полезного использования объекта сумма налоговой выгоды, полученная в первый год амортизации, должна быть полностью возмещена.
По данным Минфина России за 2010 г., общая сумма налоговых льгот и налоговых преференций составила 606 млрд руб., или 1,3% ВВП.
Значения налоговых льгот и налоговых преференций по сферам действия составляют:
1) в сфере инвестиционной деятельности — всего 354 млрд руб., в том числе:
— амортизационная премия по налогу на прибыль организаций в размере 10 и 30% (одномоментное уменьшение налоговой базы на начало амортизации основных средств) — 112 млрд руб.;
— налоговые каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых для недропользователей в отношении новых месторождений, сверхвязкой нефти и др. — 176 млрд руб.;
— предоставление отдельными категориями налогоплательщиков пониженной ставки налога на прибыль организаций, надлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ (с 18 до 13,5%), — 5,1 млрд руб.;
— ускоренная амортизация (отражается в налоговой базе налога на прибыль организаций) — 15 млрд руб.;
2) в сфере отраслевой поддержки — всего 252 млрд руб., в том числе:
— льготы по налогу на имущество организаций — 134 млрд руб.;
— нулевая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей — 15 млрд руб.;
— освобождение от НДС операций с имуществом, связанных с оказанием медицинских услуг, — 41 млрд руб.;
— освобождение от НДС образовательных услуг — 33 млрд руб.;
— освобождение от НДС операций по перевозке пассажиров — 29 млрд руб.
В целях расширения налоговой автономии региональных и местных властей Минфином России проводится работа по инвентаризации установленных в Налоговом кодексе РФ федеральных льгот по региональным и местным налогам для оценки их эффективности как инструментов реализуемой налоговой политики.
В последние годы развитие национальной налоговой системы характеризуется определенной предсказуемостью благодаря обнародованию основных направлений налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную (трехлетнюю) перспективу. Ознакомление с ожидаемыми изменениями позволяет бизнес-сообществу, отдельным предприятиям прогнозировать их последствия, скорректировать экономическое поведение в инвестиционной и финансовой сферах деятельности.
В числе основных направлении налоговой политики государства на 2014-2016 гг. отмечена необходимость повышения стимулирующей роли налогов в разработке и реализации инвестиционных проектов на территории отдельных регионов и федеральных округов. С 01.01.2014 введен в действие Федеральный закон от 30.09.2013 № 267-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в части стимулирования реализации региональных инвестиционных проектов на территориях Дальневосточного федерального округа и отдельных субъектов РФ». Речь идет о региональных инвестиционных проектах (РИП) по развитию определенных отраслей на территории огромной географической зоны, охватывающей Дальневосточный федеральный округ, Республику Бурятия, Республику Тыва, Забайкальский край и Иркутскую область. Участники таких проектов должны отвечать следующим требованиям:
1) государственная регистрация организации осуществляется на территории субъекта РФ, в котором реализуется РИП;
2) организация не имеет в своем составе обособленных подразделений, расположенных за пределами территории субъекта (территории субъектов) РФ, в котором (в которых) реализуется РИП;
3) организация не применяет специальные налоговые режимы;
4) организация не является участником КГН;
5) организация не является некоммерческой организацией, банком, страховой организацией (страховщиком), негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией;
6) организация ранее не была участником РИП и не является участником (правопреемником участника) иного реализуемого РИП;
7) организация имеет в собственности (в аренде на срок не менее чем до 01.01.2024) земельный участок (земельные участки), на котором (которых)
планируется реализация РИП;
8) организация имеет разрешение на строительство в случае, если наличие такого разрешения является обязательным для реализации РИП;
9) организация не является резидентом особой экономической зоны любого типа.
Региональный инвестиционный проект не должен быть связан:
— с добычей и (или) переработкой нефти, добычей природного газа и (или) газового конденсата, оказанием услуг по транспортировке нефти и (или) нефтепродуктов, газа и (или) газового конденсата;
— с производством подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
Каждый РИП реализуется единственным участником, сведения о котором включаются в реестр участников региональных инвестиционных проектов (далее — реестр). Реестр ведется налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика — участника РИП (по месту нахождения крупнейшего налогоплательщика) и уполномоченным органов субъекта РФ.
Объем капитальных вложений на реализацию РИП в соответствии с инвестиционной декларацией не может быть менее:
— 50 млн руб. при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр;
— 500 млн руб. при условии осуществления капитальных вложений в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр.
О каких мерах налогового стимулирования инвестора — потенциального участника РИП идет речь ?
Во-первых, устанавливается нулевая ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет (это 2%), на срок до 01.01.2029. Срок будет отсчитываться с момента получения первых доходов от реализации произведенных товаров, но не позднее пяти (или трех) лет с момента включения РИП в реестр.
Во-вторых, субъекту РФ предоставлено право установить пониженную ставку региональной части налога на прибыль организаций (это 18%) в размере не более 10% в первые пять лет реализации РИП, а в течение последующих пяти лет — в размере не менее 10%.
Таким образом, по совокупности участник РИП будет уплачивать налог на прибыль организаций по ставке не менее 10% в следующие пять лет с момента получения первых доходов от реализации
произведенных товаров. При этом доходы налогоплательщика — участника РИП от реализации произведенных товаров должны составлять не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В-третьих, налоговые ставки НДПИ корректируются в сторону уменьшения путем умножения на коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого (за исключением общераспространенных полезных ископаемых, подземных промышленных и термальных вод). В течение 120 налоговых периодов (налоговый период по НДПИ составляет календарный месяц) с момента получения первых доходов и применения ставки налога на прибыль организаций коэффициент принимается равным:
1) 0-в течение первых двадцать четырех налоговых периодов;
2) 0,2 — с 25-го по 48-й налоговый период;
3) 0,4 — с 49-го по 72-й налоговый период;
4) 0,6 — с 73-го по 96-й налоговый период;
5) 0,8 — с 97-го по 120-й налоговый период;
6) 1 — в последующие налоговые периоды.
Таким образом, налоговые ставки НДПИ корректируются так, что нулевая налоговая нагрузка недропользователя увеличивается постепенно — через каждые два года, равными интервалами и достигает единицы по истечении десятилетнего периода с момента получения первых доходов и применения ставки налога на прибыль организаций.
Продолжается реформирование системы налогообложения углеводородного сырья, начатое в 2003 г. В частности, в сфере налогообложения нефтедобычи государство занималось совершенствованием механизма налогообложения (так называемой тонкой настройкой), выстраивая наиболее эффективное соотношение между ставкой НДПИ, экспортной пошлиной на нефть сырую и нефтепродукты, акцизами на моторное топливо. Принимались законодательные решения, направленные на стимулирование добычи на мелких и выработанных месторождениях, вводились налоговые каникулы по уплате НДПИ для месторождений в новых нефтяных провинциях, где полностью отсутствует инфраструктура и требуются огромные инвестиции. Все это способствовало стабилизации нефтедобычи, а в последние годы — и росту объемов добычи нефти.
Однако остаются нетронутыми огромные ресурсы углеводородного сырья на континентальном
шельфе, которые могут быть вовлечены в экономический оборот при условии создания специальной гибкой системы налогообложения, рассчитанной на долгосрочную перспективу. В этих целях был принят Федеральный закон от 30.09.2013 № 268-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер налогового и таможенно-тарифного стимулирования деятельности по добыче углеводородного сырья на континентальном шельфе Российской Федерации». Он вступил в силу с 01.01.2014. В соответствии с этим законом налоговая база по НДПИ в отношении углеводородов определяется как стоимость углеводородного сырья (за исключением попутного газа), добытого на новом морском месторождении, а налогообложение производится по налоговой ставке:
— 30% — при добыче на месторождениях Азовского моря до истечения 60 календарных месяцев, начинающихся с месяца, следующего за месяцем, на который приходится дата начала промышленной добычи углеводородного сырья, но не позднее 31.03.2022;
— 15% — при добыче на месторождениях Черного моря (глубина до 100 м), Печерского или Белого моря, южной части Охотского моря, российской части дна Каспийского моря до истечения 84 календарных месяцев, но не позднее 31.03.2032;
— 10% — при добыче (за исключением газа природного, горючего) на месторождениях Черного моря (глубина более 100 м), северной части Охотского моря, южной части Баренцева моря до истечения 120 календарных месяцев, но не позднее 31.03.2037; по газу природному, горючему — 1,3%;
— 5% — при добыче (за исключением газа природного горючего) на месторождениях Карского моря, северной части Баренцева моря, восточной части Арктики до истечения 180 календарных мес., но не позднее 31.03.2042; по газу природному, горючему — 1%.
Налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется по деятельности, связанной с реализацией каждого проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья. При этом необходимо обязательное ведение раздельного учета доходов и расходов по деятельности, связанной с реализацией каждого проекта освоения нового морского месторождения углеводородного сырья.
Предусмотрено освобождение экспортируемых углеводородов от уплаты вывозных таможенных
пошлин углеводородного сырья, добытого на новых морских месторождениях.
Определены также налоговые льготы:
— по транспортному налогу — в отношении морских стационарных и плавучих платформ, морских передвижных буровых установок и буровых судов, которые не являются объектами налогообложения;
— по налогу на имущество организаций — в отношении имущества, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ.
Таким образом, гибкая система налогообложения, устанавливаемая на долгие годы, понижающие ставки НДПИ в зависимости от различных категорий сложности проектов, освобождение от экспортной пошлины углеводородного сырья, добываемого с морских месторождений, налоговые льготы по транспортному налогу и налогу на имущество организаций призваны в совокупности способствовать привлечению инвесторов в сферу нефтегазодобычи.
В очередном послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В. Путин снова обратил внимание Правительства РФ и глав регионов на необходимость налогового стимулирования инвестиционной активности бизнеса в моногородах, Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также налоговой поддержки субъектов малого предпринимательства. И предложил конкретные пути и методы, которые следует использовать для создания условий, призванных активизировать инвестиционную деятельность организаций, процессы модернизации производства. Раскроем некоторые из них.
В целях комплексного развития моногородов бизнесу необходимо предусмотреть такие преференции, которые обеспечивали бы инвестору реальную выгоду от реализации инвестиционных проектов, способствовали развитию малого предпринимательства. Затронув тему адресного содействия малого бизнеса в регионах, Президент России поддержал идею предоставления налоговых каникул на двухлетний период для новых малых предприятий, функционирующих в производственной, социальной и научной сферах. В качестве весомого аргумента в пользу двухлетних налоговых каникул было отмечено, что появление новых малых
предприятий никак не сопряжено с выпадающими доходами бюджета. В связи с указанной новацией могут проявиться противоречивые последствия, в числе которых:
— новые предприятия, выпускающие аналогичные товары (работы, услуги), окажутся в лучших конкурентных условиях по ценовому критерию в силу пониженной налоговой нагрузки;
— старые предприятия, оказавшись менее конкурентоспособными, начнут закрываться, ликвидируя ранее созданные рабочие места.
Экономический подъем Восточной Сибири и Дальнего Востока назван Президентом России национальным приоритетом страны на весь XXI в. Предложено распространить налоговый механизм реализации новых инвестиционных проектов, действующий в регионах Дальнего Востока, на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасию.
Кроме того, в обширном макрорегионе предлагается создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе на экспорт. Для новых предприятий, размещенных в таких зонах, будут предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль организаций, налогу на добычу полезных ископаемых (за исключением углеводородного сырья), налогу на имущество организаций и земельному налогу, а для высокотехнологичных производств — льготный тариф страховых взносов. До 01.07.2014 должны быть определены территории опережающего экономического развития и подготовлены необходимые нормативные правовые акты.
Список литературы
1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. М.: Дашков и К. 2007. С. 313.
2. Алиев Б.Х. Налоговое регулирование субъектов экономики как фактор стимулирования занятости: монография. Махачкала: Алеф. 2012. 156 с.
3. Алиев Б.Х. Основные направления налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе // Финансы и кредит. 2012. № 28. С.10-14.
4. Дадашев А.3. Налоговая политика государства: цели, структура, перспектива // Все для бухгалтера. 2006. № 16. С. 20.
5. Кучеров И.И. Налоговое право России. М.: ЮрИнфоР. 2001. С. 26.
6. Князев В.Г. Налоговая политика государства. М.: ИНФРА-М. 2001. С. 55.
7. Калаков Р.Н. О налоговых льготах и преференциях // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 26. С. 54.
8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. С. 434.
9. Налоговая политика. Теория и практика: учеб. для магистрантов / под ред. Майбурова И.А. М.: Юнити-Дана. 2010. С. 10-12.
10. Налоги и налогообложение: учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб: Питер. 2009. 528 с.
11. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: Финансы и статистика. 2005.С. 50.
12. Тютюрюков Н.Н., Тернопольская Г.Б., Тю-тюрюков В.Н. Налоговые льготы и преференции: цель одна, а механизм — разный // Налоговая политика и практика. 2009. № 10. С. 18-23.
Finance and credit Taxes and taxation
ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)
GOVERNMENT TAX POLICY: THE ESSENCE, IMPLEMENTATION MECHANISM AND PROSPECTS
Basir Kh. ALIEV, Madina D. EL'DARUSHEVA
Abstract
The article states that a tax policy is closely interconnected with other segments of economic policy of the State, i.e. budget, customs, foreign exchange, etc. However, within the framework of economic policy its aim is to promote creating conditions for economic growth on the basis of increased competitiveness of economic entities. One of major goals of the tax policy is to provide financial resources that the State needs to perform the functions it has undertaken (defense, law enforcement, national security, country management system, economy and social security). This purpose has an explicit focus. For instance, the aim of the tax policy is to influence the processes of social and economic development of the country. Besides, we observe abolition of some taxes due to their costly administration (e.g. tax on dog owners), insignificance for budget, or double taxation (for instance, in retail trade there was a sales tax on goods with VAT), etc. The State introduces new taxes instead of abolished obligatory payments (e.g. introduction of royalty instead of contributions to replace mineral raw material base). By comparing and analyzing various definitions of the "tax policy" concept, the authors disclose its essence and define the prospects and structure of a tax regulation mechanism. The authors emphasize that scientific works devoted to various tax policy aspects and encyclopedic dictionaries provide various definitions of this concept and make an
attempt to classify them. The conclusion of the study is that in recent years predictability has been a typical feature of the national tax system development owing to publication of the main areas of the Russian tax policy for a mid-term (three years) perspective. This enables the business community and individual enterprises to adjust their economic behavior in investment and financial spheres of their activity.
Keywords: tax policy, fiscal policy, financial resources, tax rates, patent system, taxation, tax preferences, tax holidays, depreciation bonus, tax deductions
References
1. Aleksandrov I.M. Nalogi i nalogooblozhenie [Taxes and taxation]. Moscow, Dashkov i K Publ., 2007, p. 313.
2. Aliev B.Kh. Nalogovoe regulirovanie sub "ektov ekonomiki kak faktor stimulirovaniya zanyatosti [Tax regulation of economic entities as a factor to stimulate employment]. Makhachkala, Alef Publ., 2012, 156 p.
3. Aliev B.Kh. Osnovnye napravleniya nalogovogo regulirovaniya bankovskoi deyatel'nosti na sovremen-nom etape [The main areas of tax regulation of banking at the present stage]. Finansy i kredit — Finance and credit, 2012, no. 28, pp. 10-14.
4. Dadashev A.Z. Nalogovaya politika gos-udarstva: tseli, struktura, perspektiva [Tax policy of
the State: purposes, structure, prospects]. Vse dlya bukhgaltera — Everything for the accountant, 2006, no. 16, p. 20.
5. Kucherov I.I. Nalogovoepravo Rossii [Tax law of Russia]. Moscow, YurlnfoR Publ., 2001, p. 26.
6. Knyazev V.G. Nalogovaya politika gosudarstva [Tax policy of the State]. Moscow, INFRA-M Publ., 2001, p. 55.
7. Kalakov R.N. O nalogovykh l'gotakh i prefer-entsiyakh [Tax privileges and preferences]. Mezhdunar-odnyi bukhgalterskii uchet—International accounting, 2011, no. 26, p. 54.
8. Maiburov I.A. Teoriya i istoriya nalogoobloz-heniya [Theory and history of taxation]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2007, p. 434.
9. Nalogovaya politika. Teoriya i praktika: ucheb-nik [Tax policy. Theory and practice: a textbook]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2010, pp. 10-12.
10. Nalogi i nalogooblozhenie: uchebnik [Taxes and taxation: a textbook]. St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 528 p.
11. Panskov V.G. Nalogi i nalogovaya sistema Rossiiskoi Federatsii [Taxes and tax system of the Russian Federation]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2005, p. 50.
12. Tyutyuryukov N.N., Ternopol'skaya G.B., Tyutyuryukov V.N. Nalogovye l'goty i preferentsii: tsel' odna, a mekhanizm — raznyi [Tax privileges and preferences: one purpose but different mechanisms].
Nalogovaya politika i praktika — Tax policy and practice, 2009, no. 10, pp. 18-23.
Basir Kh. ALIEV
Dagestan State University,
Makhachkala, Russian Federation
fef2004@yandex.ru
Madina D. EL'DARUSHEVA
Dagestan State University,
Makhachkala, Russian Federation
fef2004@yandex.ru